Заседание № 65

12.12.2012
Вопрос:

О проекте федерального закона № 94244-6 "О внесении изменения в статью 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" (в части освобождения от ответственности при малозначительности правонарушения).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 1692 по 2060 из 5372
Законопроект, пункт 19, выносим на "час голосования", 18-й пункт обсуждаем.     
                                                                                
САВЕЛЬЕВ Д. И. Действительно, эти законопроекты вплотную связаны, речь здесь    
идёт, скажем так, об устных предупреждениях, которые зачастую выносят суды      
при малозначительности правонарушений.                                          
                                                                                
Вот сейчас мы слушали послание президента, и мы слышали, что президент Путин    
сказал о том, что все партии должны иметь равные права, равный доступ к СМИ и   
административный ресурс не должен быть задействован в такой мере (это я уже     
своими словами пересказываю). Вы знаете, я неоднократно был наблюдателем на     
выборах и затем уже кандидатом, и вот в приватных беседах, когда один на один   
остаёшься с членом избирательной комиссии и спрашиваешь: "Скажите, вот вы       
фальсифицируете, - почему вы это делаете?" - отвечают: "На нас давят, у нас     
маленький город, бюджетное учреждение, нас выгонят с работы - на что мы будем   
кормить свои семьи?" То есть тут как бы понятна причина: в избирательных        
комиссиях сидят женщины преимущественно, они думают о своих детях - всё тут     
ясно, природой так устроено. Потом спрашиваешь: "А если бы наказание за         
подобное правонарушение было бы существенно более суровым, ну, например, лет    
пять давали бы, что бы вы тогда делали?" - отвечают: "Мы бы тогда на это не     
пошли". Спрашиваю: "Почему?" Говорят: "Что мы, сумасшедшие?! Мы, опять же,      
подумаем о своих детях, и никакой губернатор, никакой мэр нас не заставит это   
делать". То есть уже просто элементарное чувство самосохранения здесь           
включается.                                                                     
                                                                                
Так вот, при этом вопрос к "ЕДИНОЙ РОССИИ". Вы же говорите с трибун о том,      
что выборы должны быть более открытыми, более законными, поэтому господину      
Вяткину вопрос: если вы отклоняете этот законопроект по формальным признакам,   
может быть, за этим стоит партийная принадлежность автора законопроекта? Так    
внесите сами тогда, вот через месяц внесите сами - по пять лет давать за        
нарушения, и всё сразу станет прозрачно, потому что если за это будет грозить   
тюрьма, тогда выборы будут чистыми и прозрачными.                               
                                                                                
Сегодня нам президент сказал, что вернётся смешанная система выборов. Если      
сделать выборы чистыми и честными, что будет тогда? Вот КПРФ 20 процентов       
получит, мы - 20 процентов, "ЕДИНАЯ РОССИЯ" 15 процентов получит, но честно,    
"Народный фронт" - 25 процентов, "Родина" - 5-10 процентов, "СПРАВЕДЛИВАЯ       
РОССИЯ" - 5 процентов, может быть, прохоровцы - 10 процентов, и всё, и, вот     
вам честные выборы! Дальше вы, соответственно, в коалицию вступите с            
прохоровцами и с "Родиной" и получите опять большинство здесь, но честно.       
Потом вы сюда одномандатников приведёте - будут здесь сидеть Пугачёва,          
Лещенко, весь "Comedy Club" будет сидеть, но, опять же, честно: молодёжь        
пойдёт и проголосует за Галустяна и так далее, будет честно всё.                
                                                                                
ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.)                                                           
                                                                                
САВЕЛЬЕВ Д. И. Нет, нельзя, об этом спокойно говорить невозможно!               
                                                                                
ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.)                                                           
                                                                                
САВЕЛЬЕВ Д. И. Об этом говорить действительно спокойно невозможно: через что    
проходят кандидаты от оппозиционных партий на местах - ну, с ума сойти можно    
просто от этого!                                                                
                                                                                
ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.)                                                           
                                                                                
САВЕЛЬЕВ Д. И. Совершенно верно, нервная система очень сильно расшатывается,    
и здоровье ты тратишь на этом - минус пять лет, вот на пять лет избрались -     
пять лет жизни!                                                                 
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Пожалуйста, Дмитрий Фёдорович Вяткин.                                           
                                                                                
Вот юридические тонкости до чего доводят!                                       
                                                                                
ВЯТКИН Д. Ф. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Есть            
определённый набор чисто правовых претензий к данному законопроекту, они        
раскрываются в том числе в заключении комитета, но о некоторых я хотел бы       
сейчас сказать.                                                                 
                                                                                
Вообще, в кодексе понятие "малозначительность" не раскрывается, и, по           
большому счёту, могут быть признаны малозначительными или не признаны           
малозначительными любые действия, в отношении которых есть основания            
полагать, что они являются административным правонарушением. Вне всякого        
сомнения, всё это должно быть отдано на усмотрение суда либо иного органа,      
который рассматривает дело об административном правонарушении, потому что мы    
зачастую... Я просто пример приведу, что такое малозначительность. Вот,         
например, хищение на сумму 500 рублей - наверное, для подавляющего              
большинства коллег, сидящих в этом зале, для очень многих наших сограждан это   
малозначительная сумма, но для человека, который балансирует на грани           
выживания, который получает в месяц сумму в рамках прожиточного минимума, эта   
сумма очень значительная, согласитесь. И каждый раз суд устанавливает,          
является ли малозначительным или не является малозначительным то или иное       
деяние. Это один пример, хотя он, конечно же, не относится к избирательному     
законодательству. Я могу лишь сослаться на судебную практику как арбитражных    
судов, так и судов общей юрисдикции, в частности на постановление Пленума       
Верховного Суда от 23 марта 2005 года № 5, на постановление Пленума Высшего     
Арбитражного Суда Российской Федерации от 2 июня 2004 года № 10 - там чётко     
даются разъяснения всем судам, в том числе арбитражным судам, каким образом     
устанавливать признак малозначительности.                                       
                                                                                
Однозначно отменить применение вот этого принципа - принципа освобождения от    
ответственности в силу малозначительности деяния - и указать определённый       
набор статей, по которым он не применяется, конечно же, было бы                 
безосновательно, потому что действительно есть формальные нарушения             
законодательства, которые не приводят к каким-либо последствиям вообще, то      
есть отступление от нормы есть - последствий нет никаких. В то же время         
каждое деяние должно оцениваться с точки зрения нанесённого вреда, с точки      
зрения причинения определённого ущерба, и если этого в конечном итоге нет,      
тогда мы столкнёмся с тем, что невозможно будет объективно подходить к          
рассмотрению тех или иных дел в судах, а это относится ко всем                  
правонарушениям, которые предусмотрены главами Кодекса об административных      
правонарушениях, какой бы сферы это ни касалось.                                
                                                                                
На основании данных аргументов комитет предлагает законопроект отклонить.       
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Есть ли вопросы к докладчикам?                                                  
                                                                                
Депутат Локоть, пожалуйста.                                                     
                                                                                
ИЗ ЗАЛА. Ещё есть.                                                              
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ещё есть?                                                 
                                                                                
Включите запись на вопросы.                                                     
                                                                                
Покажите список.                                                                
                                                                                
Носов Дмитрий Юрьевич, пожалуйста.                                              
                                                                                
НОСОВ Д. Ю., фракция ЛДПР.                                                      
                                                                                
У меня к Дмитрию Фёдоровичу вопрос.                                             
                                                                                
Вот вы говорите: несущественные нарушения. А когда воруют голос, воруют         
свободу - это разве несущественно? Единственное, что дано человеку, - это       
свобода, и это самое главное, а его голос, его волеизъявление у него воруют!    
Как это - несущественные? Не считаете ли вы, что это ещё слишком мягкое         
наказание? Это первая часть вопроса.                                            
                                                                                
И вторая. Если вы говорите, что здесь юридические недоработки, то готовы ли     
вы тогда за три месяца подготовить хороший, правильный законопроект, который    
будет всё это учитывать, чтобы к следующим выборам мы уже были подготовлены?    
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ВЯТКИН Д. Ф. Спасибо за вопрос, уважаемый Дмитрий Юрьевич. Видите ли, когда     
рассматриваются дела об административных правонарушениях, там орган или         
должностное лицо, которое рассматривает данное дело, оперирует конкретными      
составами правонарушений, то есть нарушение того-то и того-то либо совершение   
того-то и того-то. Образно выражаясь, воровство голосов, конечно же, не         
является само по себе вот в такой формулировке составом правонарушения либо     
составом преступления. То есть каждый раз суд, или иной орган, или              
должностное лицо, рассматривая дело, сталкивается с конкретным действием либо   
бездействием, которое совершается и которое приводит, так сказать, к            
определённым последствиям либо не приводит.                                     
                                                                                
Вопрос, с моей точки зрения, действительно очень серьёзный, и он требует        
разъяснения.                                                                    
                                                                                
Что указано в постановлении Пленума Верховного Суда? "Малозначительным          
административным правонарушением является действие или бездействие, хотя        
формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но    
с учётом характера совершённого правонарушения и роли правонарушителя,          
размера вреда и тяжести наступивших последствий, не представляющее              
существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений". То есть если   
речь идёт в вашей формулировке, как я её понял, об искажении волеизъявления     
избирателей, то в таком случае, конечно же, никакой суд не вправе признавать    
данное правонарушение малозначительным, поскольку есть определённые             
последствия, тут я с вами абсолютно согласен.                                   
                                                                                
Конечно же, сейчас речь не идёт о том, что все нарушения избирательного         
законодательства или большая их часть признаются малозначительными, конечно     
же, об этом и речи нет. Более того, я хочу сказать, что мне вообще о таких      
случаях неизвестно, может быть, уважаемые коллеги мне помогут собрать           
сведения об этих случаях из практики, статистика, к сожалению, не               
представлена - сколько, допустим, дел рассматривалось и сколько граждан не      
было привлечено к ответственности в силу малозначительности совершённых ими     
деяний. Тем не менее оставить такую возможность всё-таки необходимо, потому     
что это относится ко всему кодексу, ко всем правонарушениям.                    
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Локоть Анатолий Евгеньевич.                                                     
                                                                                
ЛОКОТЬ А. Е., фракция КПРФ.                                                     
                                                                                
Уважаемый Дмитрий Фёдорович, с вами стоит, наверное, согласиться и следует      
согласиться в той части, что не жёсткость наказания определяет правовую         
культуру, правовое воспитание общества, особенно если это касается такого       
острого периода, как избирательная кампания, - всё определяется, конечно,       
правоприменительной практикой, и наше непонимание, непонимание оппозицией       
партии власти, проявляется в том, что мы всё время сетуем, что нет              
соответствующего наказания за те или иные нарушения в ходе избирательного       
законодательства, такова правоприменительная практика сегодня. В связи с этим   
вопрос обоим докладчикам - и вам, Дмитрий Фёдорович, и основному докладчику:    
а есть ли, вообще говоря, статистика, владеет ли комитет статистикой -          
сколько человек, сколько членов соответствующих комиссий подверглось?..         
(Микрофон отключён.)                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, центральная трибуна.                          
                                                                                
ВЯТКИН Д. Ф. Уважаемый Анатолий Евгеньевич, вот сию минуту я вам не могу        
привести статистику, но я думаю, что можно запросить её по каждому региону.     
Возможно, такую статистику имеет Центральная избирательная комиссия - скорее    
всего, они обобщают данные. Я думаю, что не составляет проблемы эту             
статистику представить, то есть сколько было привлечено к ответственности,      
сколько не было привлечено, в том числе в силу применения нормы о               
малозначительности.                                                             
                                                                                
Я ещё хотел бы добавить: группа работает, группа действует, её возглавляет      
наш многоуважаемый коллега Сергей Владимирович Иванов. И с моей точки зрения,   
исходя даже из тех законопроектов, которые мы будем сейчас обсуждать, нам       
нужно выходить на некий единый законопроект, который обобщил бы практику в      
целом. И конечно же, самостоятельно, без взаимодействия с Центральной           
избирательной комиссией и правоохранительными органами, нам такой               
законопроект, который был бы действительно реален для принятия, создать не      
удастся. Видите ли, всё-таки практика точечного внесения изменений - тут        
поменяли один абзац, там два слова добавили и так далее, - мне кажется, не      
совсем правильная. И дело не в том, что мы не принимаем законопроекты,          
которые внесены членами именно других фракций, не из "ЕДИНОЙ РОССИИ", конечно   
же, нет. Более того, я хочу сказать, что законопроекты, которые вносятся        
членами фракции "ЕДИНАЯ РОССИЯ", также подвергаются очень жёсткому, строгому    
анализу и отклонённых законопроектов тоже очень много, а большая часть на       
самом деле, может быть, даже и не доходит до рассмотрения на пленарном          
заседании, это тоже правда. То есть здесь нет какого-то выборочного подхода,    
в том числе и со стороны нашего комитета. Поверьте, рабочая группа действует,   
там работают наши многоуважаемые коллеги, специалисты, которые не первый год    
занимаются выборами - и в качестве организаторов, и в качестве кандидатов на    
выборные должности. С моей точки зрения, она может выдать хороший,              
качественный законодательный продукт, если так можно выразиться. А вот эта      
практика, когда по чуть-чуть, но везде, - и причём мы будем рассматривать       
сейчас законопроекты, которые, по сути дела, друг друга дублируют, - она, мне   
кажется, не совсем правильная.                                                  
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Есть ли желающие выступить по данному вопросу?                                  
                                                                                
Пожалуйста, коллега Поневежский Владимир Александрович.                         
                                                                                
Микрофон включите.                                                              
                                                                                
ПОНЕВЕЖСКИЙ В. А., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                     
                                                                                
Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Предлагаемое                 
законопроектом исключение из принципа малозначительности в отношении            
административных правонарушений, посягающих на права граждан, весьма спорное,   
носит сугубо субъективный характер и не учитывает всего спектра ситуаций,       
складывающихся на практике, вследствие чего принятие законопроекта может        
привести к нарушению прав и законных интересов граждан.                         
                                                                                
В Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях закреплён    
один из основополагающих принципов - принцип индивидуализации                   
административной ответственности, в соответствии с которым административное     
наказание за совершение административного правонарушения назначается с учётом   
характера совершённого административного правонарушения, личности виновного,    
его имущественного положения, обстоятельств, смягчающих и отягчающих            
административную ответственность, поэтому представляется, что реализация        
предложения об исключении принципа малозначительности в отношении               
административных правонарушений, посягающих на права граждан, может как раз и   
привести к нарушению прав и законных интересов граждан, что, естественно,       
допустить мы не можем, в связи с чем фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" не поддерживает    
данный законопроект.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Автор просил слова для заключительного выступления. Никто больше не             
настаивает?                                                                     
                                                                                
Депутат Шингаркин, пожалуйста.                                                  
                                                                                
ШИНГАРКИН М. А., фракция ЛДПР.                                                  
                                                                                
Уважаемые коллеги, я хотел бы обратить ваше внимание, что в области             
административного права у нас есть уже категория административных               
правонарушений, где, по сути дела, не действует вот этот принцип                
малозначительности, - это касается соблюдения правил дорожного движения. На     
сегодняшний день каждый раз, когда кто-то движется по встречной полосе, он      
неотвратимо лишается прав или, как мы с вами накануне приняли, в первом         
случае штрафуется на 5 тысяч, а если совершает это повторно, то лишается прав   
на год. Здесь не предусмотрено такой меры, что кого-то пожурят в силу           
малозначительности, а между тем в подавляющем большинстве случаев обгон по      
встречке заканчивается ничем, то есть абсолютно малозначительными               
последствиями. Тем не менее в целях профилактики и недопущения такого           
правонарушения мы, по сути дела, в отношении этого в части административных     
правонарушений принцип малозначительности исключили. В области охраны права     
граждан избираться и быть избранными такой принцип также должен торжествовать   
- также недопустимо позволять малозначительно нарушать законодательство в       
части избрания граждан, с тем чтобы не спровоцировать гораздо худшие            
последствия, а именно приведение к власти лиц, которые не имеют на то права,    
так как не получили должного количества голосов в ходе избирательных            
кампаний, поэтому представляется целесообразным принять данный законопроект и   
принцип малозначительности в области именно проведения избирательных процедур   
исключить, считая, что нарушение избирательного права по сути есть покушение    
на основы государственной власти.                                               
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Депутат Казаков Алексей Валерьевич.                                             
                                                                                
КАЗАКОВ А. В., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ".                                   
                                                                                
Уважаемые коллеги, ну, совершенно очевидно, что справедливость, законность,     
честность выборов давно вызывают сомнение, но мы как-то редко ставим перед      
собой вопрос: а почему мы вообще так много об этом говорим и такой низкий       
результат? Почему люди не ходят на выборы, почему люди относятся так            
несерьёзно к своему праву через голосование влиять на качество жизни? Вот мы    
сегодня говорим об одном законе, о другом, и я, конечно, тоже поддерживаю       
этот законопроект, считаю, что нужно вводить более строгую ответственность,     
но решить эту проблему, я уверен, мы можем только путём принятия группы         
законов, в том числе связанных с политической социализацией общества, с         
повышением понимания, что такое выборы, ответственность, и только тогда,        
когда люди начнут чётко осознавать, что, когда они идут на выборы, они          
определяют качество жизни на ближайшие пять лет, тогда у нас будет нормальное   
участие в выборах, нормальное голосование, осознанное и честное.                
                                                                                
И ещё один очень важный момент. Сколько угодно мы можем здесь принимать         
разных законов, но есть важный вопрос: по-моему, нам не хватает одного          
главного закона - закона, по которому мы все были бы обязаны соблюдать          
остальные законы. У нас прекрасная Конституция, большинство законов             
прекрасные, но они, увы, совершенно не работают, и в связи с этим нужно         
обратить большое внимание на то, о чём сегодня говорил и президент в своём      
послании: перед законом все едины.                                              
                                                                                
Я, конечно, поддерживаю данный законопроект, но считаю, что решить проблему     
ответственности населения в процессе формирования власти и, как следствие,      
честных выборов можно только путём комплексного подхода, связанного в том       
числе и с политическим образованием нашего населения.                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Заключительное слово автора. Дмитрий Иванович Савельев, пожалуйста.             
                                                                                
САВЕЛЬЕВ Д. И. Дмитрий Фёдорович, вы сказали, что есть признаки, юридические    
нюансы и всё, всё, всё. Вот у вас очень большая фракция, масса                  
квалифицированных людей, квалифицированных юристов - ну так действительно,      
как сказал, задавая вопрос, депутат Носов, внесите законопроект сами! Это       
будет вдвойне, наверное, хорошо и почётно для партии власти - сказать: да, с    
сегодняшнего дня мы не позволим никому на местах нарушать закон и красть        
голоса, мы будем проводить выборы честно. Это, наверное, послужит и большей     
открытости в ваших рядах, в рядах вашей партии, в рядах "Народного фронта".     
Ну ведь у вас много умных людей, они могут создать такой закон!                 
                                                                                
Дальше, в продолжение того, что я говорил. В Управлении президента по           
внутренней политике масса умных ребят - ну вы посмотрите, посмотрите, можно     
ведь честными методами сделать всё, о чём я говорил. Вы, "ЕДИНАЯ РОССИЯ" и      
"Народный фронт", 40 процентов наберёте в следующий раз плюс вступите в         
коалицию с прохоровцами, с "Родиной" - вот вам уже более половины, дальше вы    
одномандатниками доберёте - всё, опять же большинство, но честно! И никакая     
Болотная площадь не сможет ничего вам уже сказать, никакой дядя Сэм из-за       
рубежа ничего сказать не сможет - всё честно абсолютно! То есть то же самое,    
только сделайте честными методами. Ну можно же это всё сделать - зачем же вы    
губернаторов на местах расхолаживаете? Губернаторы же знают, что если есть      
рычаги для фальсификации, то куда проще это всё сделать, чем пять лет           
работать на местах и стараться завоевать симпатии избирателей и их голоса,      
как следствие, куда проще взять и завинтить гайки, сделать всё                  
административными методами - вбросить, нарисовать, а значит, можно не           
смотреть на избирателей, можно не смотреть на народ. А если всё сделать         
честными методами, и те же результаты получите для себя, и общество будет       
честнее - ведь все же всё видят!                                                
                                                                                
Перейду уже к другой теме по аналогии: сейчас создаётся международный           
финансовый центр - почему сюда инвесторы-то не идут? А видят, как суды          
работают!                                                                       
                                                                                
Мы сейчас тут говорили о судах, о том, что не наказывают по причине             
малозначительности, но надо давать по максимуму за это, по максимуму, и тогда   
фальсификации, кто бы что ни хотел, какой-то губернатор или мэр, сойдут на      
нет. Нужно жёсткое наказание за это, никуда от этого не деться, только так!     
Нужны не какие-то призывы, а именно жёсткий закон и его соблюдение, как         
сказал коллега.                                                                 
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Так, уважаемые коллеги, законопроект выносится на "час голосования".            
                                                                                
Фрагмент стенограммы:
Строки с 3559 по 3575 из 5372
18-й вопрос, о проекте федерального закона "О внесении изменения в статью 2.9   
Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях".              
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты голосования.                                                
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 06 мин. 36 сек.)                 
Проголосовало за              191 чел.42,4 %                                    
Проголосовало против            3 чел.0,7 %                                     
Воздержалось                    1 чел.0,2 %                                     
Голосовало                    195 чел.                                          
Не голосовало                 255 чел.56,7 %                                    
Результат: не принято                                                           
                                                                                
Законопроект отклонён.                                                          
                                                                                

Заседание № 59

14.11.2012
Вопрос:

О проекте федерального закона № 94244-6 "О внесении изменения в статью 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" (в части освобождения от ответственности при малозначительности правонарушения).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 1199 по 1202 из 7174
САВЕЛЬЕВ Д. И., фракция ЛДПР.                                                   
                                                                                
Прошу вопросы 17 и 18 перенести на следующую пленарную неделю.                  
                                                                                
Фрагмент стенограммы:
Строки с 1251 по 1253 из 7174
Савельев Дмитрий Иванович предлагает перенести рассмотрение законопроектов из   
пунктов 17 и 18 на следующую неделю. Нет возражений?