Заседание № 90
О проекте федерального закона № 94224-3 "О внесении изменений и дополнений в главу 21 "Налог на добавленную стоимость" части второй Налогового кодекса Российской Федерации" (о включении овощей и продуктов их переработки, а также картофеля и картофелепродуктов в перечень продовольственных товаров, облагаемых налогом на добавленную стоимость по ставке в размере 10 процентов; внесен депутатом Государственной Думы О. В. Шеиным, а также депутатами Государственной Думы третьего созыва И. В. Мещериным и А. М. Подгурским).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Пункт 10, проект федерального закона "О внесении изменений и дополнений в главу 21 "Налог на добавленную стоимость" части второй Налогового кодекса Российской Федерации". Доклад Олега Васильевича Шеина. С места. Включите микрофон. ШЕИН О. В. Спасибо большое. Это старый законопроект, ему исполнилось не так давно четыре годика. Его вносила группа авторов, большая часть из которых, правда, уже в этой Думе не работает. Речь идет об уменьшении ставки налога на добавленную стоимость до 10 процентов для двух видов организаций - для тех, кто работает с овощами и продуктами их переработки и с картофелем и продуктами его переработки, проще говоря, это овощеперерабатывающие предприятия. У нас не так давно была замечательная, по-моему, не законченная еще дискуссия в правительстве о снижении ставки НДС с 18 процентов до 13. Правда, предполагалось ставку понизить для всех организаций, потому что у правительства есть известная логика, связанная с единообразием ставок НДС. Но в данном случае я считаю, что необходимо было бы все-таки за данный законопроект проголосовать. Почему? Во-первых, мы должны стимулировать ту часть нашей национальной экономики, которая работает на внутренний рынок, и максимально снизить налоговое бремя для тех предприятий и организаций, которые насыщают собственно российский потребительский рынок. Потому что это не дело, когда нам дешевле получается купить томаты и томатный сок в Исламской Республике Иран, чем национальную продукцию. Момент второй. Надо понимать, что НДС у нас зачисляется в федеральный бюджет, который обладает очень солидным профицитом. Таким образом, при снижении данной ставки налога у нас бюджеты территорий не страдают. И мне кажется совершенно очевидным, что каких-то угроз для обеспечения бюджетной стабильности здесь не существует. Но совершенно очевидно, что те аргументы, которые высказывал премьер-министр, применительно к самой идее снижения налога на добавленную стоимость разумны и правильны. И для меня совершенно непонятна, скажем, логика господина Кудрина, который сказал дословно следующее недели две назад на одном из семинаров: мы не можем идти по пути снижения налога на добавленную стоимость, поскольку это повлечет за собой рост потребительского спроса и разогреет инфляцию. Вот эта логика противоречит абсолютно всей идее. Как может быть разогрета национальная экономика? Только благодаря росту потребительского спроса. Это и противоречит идее борьбы с бедностью, потому что, если мы боимся, что люди будут жить богаче, о какой же тогда борьбе с бедностью мы вообще можем говорить? Собственно, на этом всё. Полагаю, что вот коллега Митрофанов меня поддержит здесь, как человек, который всегда поддерживал национальную экономику. Я правильно говорю, Алексей Валентинович? Вот он кивает головой. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Содоклад Сергея Ивановича Штогрина по данному законопроекту. ШТОГРИН С. И., фракция Коммунистической партии Российской Федерации. Добрый день, уважаемые коллеги! Спасибо, Любовь Константиновна, за предоставленное слово. Я бы хотел сказать несколько слов вообще о налоге на добавленную стоимость. Он у нас уже действует давно, в доходах государства составляет весьма значимую долю. И в 2001 году, когда принималась 21-я глава Налогового кодекса, он составлял 25,6 процента. Тогда поступило в бюджетную систему от НДС по товарам, произведенным на территории Российской Федерации, 514 миллиардов из 1,8 триллиона рублей. В прошлом году его доля несколько понизилась - это 22,5 процента, но сумма весьма значимая - это 748 миллиардов рублей, и он дает вторые по размеру доходы после налога на прибыль. Поэтому всякие новации с этим налогом, с налоговой базой, с льготами и другие, вообще-то, весьма чреваты последствиями для доходов государства в целом. Поэтому мы должны весьма взвешенно подходить к тем или иным предложениям по его изменению. Что касается предоставленного нам сегодня для обсуждения законопроекта о расширении перечня товаров, которые облагаются по льготной ставке, я бы хотел сказать следующее. Вообще, первоначально, еще когда не было главы 21-й, а был отдельный закон о налоге на добавленную стоимость, этот перечень утверждался постановлением правительства. И в принципе ни у кого он особых сомнений не вызывал, поскольку там были самые необходимые продовольственные товары, такие, как хлеб, хлебобулочные изделия, молочные изделия, но затем были попытки двух премьеров - в свое время Кириенко, а затем и Степашина в 1999 году - этот перечень сократить, причем убрать оттуда такие жизненно важные продукты для населения, как зерно, мясо, яйца, продукты из них. Поэтому в свое время депутаты Государственной Думы, и я в том числе, выступили с законодательной инициативой и законом утвердили перечень, чтобы никто из каких-то там соображений не мог его изменить. И с тех пор он действовал и практически перекочевал в 21-ю главу Налогового кодекса. Я хочу сказать вам, что мы, когда рассматривали главу 21-ю, то действительно еще подуточнили этот перечень, и правительство его издало. Я просто покажу вот этот толстый талмуд уже с кодами, здесь больше пятисот наименований различных товаров, которые льготируются, облагаются по ставке 10 процентов. Мы приняли в прошлом году решение и увеличили этот перечень, но это не продовольственные товары, а товары детские, это изделия из меха для детей, с тем чтобы они могли дешевле продаваться. Что касается предложения, которое внесли наши коллеги, - внести в список еще продукты переработки овощей и картофеля. Есть несколько доводов, которые говорят за. Да, действительно идея может быть поддержана, она может быть реализована, поскольку все-таки овощи и картофель - основные потребляемые продукты. Поэтому, когда мы эту тему обсуждали на заседании комитета по бюджету и в подкомитете по налоговому законодательству, у нас споры возникли. Было много сторонников и того, чтобы поддержать, и того, чтобы отклонить. Конечно, можно было бы поддержать эту идею и стимулировать производство, в том числе, так сказать, и соков, но я хочу сказать, что те доводы, которые есть в пояснительной записке, не совсем соответствуют реалиям. Возьмем выпуск овощных консервов за прошедшие четыре года. Если в 1999 году было выпущено всего триста двадцать два миллиона условных банок, то в прошлом году уже пятьсот шестьдесят восемь. То есть производство их вроде как бы и не стимулируется, да и ставка 18 процентов, однако почти в два раза консервов стало больше. То же самое можно сказать и об овощах свежемороженых. Их вообще стало выпускаться в три раза больше, чем было до принятия 21-й главы Налогового кодекса. К сожалению, нет у нас статистики, отчетности по картофелю. Но когда мы рассматривали вопрос производства из картофеля продуктов питания, то всё обсуждение свелось, в общем-то, к чипсам. Надо ли нам вообще сегодня стимулировать производство этого товара? Поэтому при рассмотрении проблемы в целом в комитете победила вот какая точка зрения. Основные виды у нас потребляемого продовольствия льготируются, облагаются по ставке 10 процентов, поскольку мы ввели систему единого сельхозналога для сельхозтоваропроизводителей. Те, кто производит те же овощные консервы, те, кто производит те же самые мороженый картофель, пюре быстрого приготовления, они, как правило, используют собственное сырье, и поэтому они этот налог на добавленную стоимость не платят. И еще один мотив, которым руководствовался наш комитет и большинство комитетов, которые нас поддержали. Активно изучается у нас и дискутируется вопрос о снижении налога на добавленную стоимость до 13 процентов. И уже есть даже такое письмо от части депутатов председателю правительства. Я бы хотел сказать, что я лично выступаю против этой идеи. Почему? Потому, что предлагается сделать 13 процентов, вообще отменить льготную ставку 10 процентов и таким образом поднять налоговую нагрузку на сельхозтоваропроизводителей за счет уменьшения налоговой нагрузки на промышленность и другие отрасли. Этого в принципе делать нельзя. В совокупности изучив все факторы, комитет по бюджету считает, что не надо принимать этот законопроект в первом чтении, и предлагает его отклонить. Я доложил позицию комитета по бюджету и готов на ваши вопросы ответить. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, есть ли вопросы? Вопросов нет. Сергей Иванович, присаживайтесь. Желающие выступить? Представители правительства и президента? Кашин Владимир Иванович хотел бы выступить. Владимир Иванович, надеюсь, не десять минут. Включите микрофон депутату Кашину. КАШИН В. И. А нам нельзя. Я бы хотел поддержать авторов законопроекта и уважаемым коллегам напомнить, что в структуре питания за последние четырнадцать лет произошли очень серьезные изменения: допустим, с тех семидесяти пяти килограммов мяса, которые потребляли наши сограждане до 91-го года, потребление сократилось на 48 процентов, почти на 50 процентов сократилось потребление рыбы и многих других продуктов питания, которые определяют в целом здоровье нашей нации. Мы видим, что сегодня увеличилось потребление картофеля, изделий из картофеля, других овощей и изделий из овощных культур. Исходя из этой ситуации и имея в виду, что производство этих культур - а я говорю об этом не понаслышке, поскольку работаю в этих отраслях народного хозяйства, до 40 тысяч тонн только Москве давали картофеля - очень трудоемкое, конечно, это производство необходимо поддерживать в том числе и государству. Поэтому отнести эти трудоемкие культуры, которые сегодня потребляет население в соответствии со своей скудной заработной платой, к данному перечню мы с вами просто обязаны. И я очень хотел бы призвать депутатов поддержать этот законопроект, поскольку отнести картофель, изделия из картофеля, отнести овощи, изделия из овощей, а также (этого здесь нет пока) изделия из плодов и ягод к этому перечню необходимо. Вы все, наверное, имеете дачи и знаете, что производить эти культуры не так просто. Называть это деликатесной продукцией абсолютно неправильно. Я убежден, что налог на добавленную стоимость на эти культуры должен быть самый низкий, учитывая их социальную значимость и их трудоемкость. Поэтому прошу поддержать уважаемых депутатов этот законопроект. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Владимир Иванович. Только я вот посчитала сейчас: 75 килограммов мяса в год - это чуть меньше полутора килограммов в неделю мы должны были съедать до 91-го года, но хочу вам напомнить, что мы тогда всё получали по талонам, и в месяц давали всего две курицы на талон. Я не помню такого, чтобы мы по 75 килограммов мяса ели до 91-го. Владимир Иванович, простите, но статистика у вас какая-то несостыкованная. ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Кашину включите микрофон. КАШИН В. И. Уважаемая Любовь Константиновна, это статистика, которая была в Советском Союзе. Согласитесь, она была признана во всем мире и ей можно верить, и эта цифра, я вас уверяю... ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Может быть, в Москве и съедали столько мяса, но в Саратове у нас точно не ели по 75 килограммов мяса в год... КАШИН В. И. Нет, это же статистика, так складывались 3 200 килокалорий на человека. Мы с вами по питанию входили в число четырех лучших в мире стран. Это аксиома, это всем известно. Зачем же вы белое хотите назвать черным? Вам не к лицу это. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Нет, я... Но во всяком случае не в 91-м году, Владимир Иванович. 91-й год был уже непоказательный в этом отношении по статистическим данным. Митрофанов, по ведению. МИТРОФАНОВ А. В. Я благодарю Олега Васильевича Шеина, очень коротко он изложил. И предлагаю голосовать. Хочу поддержать Любовь Константиновну и депутату Кашину сказать: ну, вы не перегибайте - статистика была такая, какой ее утверждали, так сказать. И как делалась статистика в Узбекистане, показало следствие по узбекскому делу и по другим делам. Так что не надо рассказывать. Как приписывали в конце 70-х годов... Не надо всё это рассказывать, так сказать, все эти сказки... ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) МИТРОФАНОВ А. В. Нет, рыболовный флот был, он и сейчас есть, я вас уверяю, только в частных руках, а ваши... ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, я прошу высказываться по законопроекту. МИТРОФАНОВ А. В. Всё, давайте голосовать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Есть ли желание выступить у представителей президента и правительства? Нет. Заключительно слово требуется? Требуется. Пожалуйста, Шеин Олег Васильевич. Включите микрофон. ШЕИН О. В. Еще один аргумент. Понятно, что сейчас законопроект, скорее всего, будет отклонен, тем не менее... Если мы вступаем во Всемирную торговую организацию, совершенно очевидно, что необходимо прикрыть, защитить те наши отрасли, которые могут быть вытеснены импортной более конкурентоспособной продукцией. Сегодня, даже не вступив еще в ВТО, мы теряем наш продовольственный рынок: вместо отечественного получаем рис из Китая, томатную продукцию - из Ирана, перец - из Болгарии, хотя всё это отлично можем выращивать и сами. Совершенно очевидно, что необходимо сегодня, а не в 2006, не в 2007 году осуществить превентивные меры и максимально снизить налоговую ставку именно на эти виды продукции, чтобы у нас сохранилась наша национальная продовольственная независимость, чтобы наши люди имели работу и чтобы мы получали налоги с доходов наших предприятий. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, коллеги. Кто за то, чтобы принять законопроект в первом чтении? Прошу определиться голосованием. Мнение комитета - отклонить. Включите режим голосования. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 27 мин. 54 сек.) Проголосовало за 83 чел.18,4% Проголосовало против 3 чел.0,7% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 86 чел. Не голосовало 364 чел.80,9% Результат: не принято Не принято.