Заседание № 271
О проекте федерального закона № 942065-6 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О юрисдикционных иммунитетах иностранного государства и имущества иностранного государства в Российской Федерации" (принят в первом чтении 15 декабря 2015 года с наименованием "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с введением в действие Федерального закона "О юрисдикционных иммунитетах иностранного государства и имущества иностранного государства в Российской Федерации").
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
31-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О юрисдикционных иммунитетах иностранного государства и имущества иностранного государства в Российской Федерации". Докладывает Сергей Юрьевич Фабричный. ФАБРИЧНЫЙ С. Ю. Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! К законопроекту поступило тридцать две поправки, все они сведены в таблицу № 1 и предлагаются комитетом к принятию. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть ли замечания по таблице поправок № 1? Нет. Ставлю на голосование. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 25 мин. 53 сек.) Проголосовало за 370 чел.82,2 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 370 чел. Не голосовало 80 чел.17,8 % Результат: принято Таблица поправок № 1 принимается. Сергей Юрьевич, пожалуйста, предложение. ФАБРИЧНЫЙ С. Ю. В случае принятия законопроекта во втором чтении комитет предлагает принять его сегодня и в третьем чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Выносим на "час голосования".
31-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О юрисдикционных иммунитетах иностранного государства и имущества иностранного государства в Российской Федерации". Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 21 мин. 03 сек.) Проголосовало за 379 чел.84,2 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 379 чел. Не голосовало 71 чел.15,8 % Результат: принято Законопроект принят во втором чтении. Будут ли выступления по мотивам голосования? Нет. Ставлю на голосование в третьем чтении. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 21 мин. 26 сек.) Проголосовало за 404 чел.89,8 % Проголосовало против 3 чел.0,7 % Воздержалось 2 чел.0,4 % Голосовало 409 чел. Не голосовало 41 чел.9,1 % Результат: принято Закон принят.
Заседание № 268
О проекте федерального закона № 942065-6 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с введением в действие Федерального закона "О юрисдикционных иммунитетах иностранного государства и имущества иностранного государства в Российской Федерации".
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
25-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с введением в действие Федерального закона "О юрисдикционных иммунитетах иностранного государства и имущества иностранного государства в Российской Федерации". Докладывает Дмитрий Васильевич Аристов, заместитель министра юстиции Российской Федерации. Пожалуйста, Дмитрий Васильевич. АРИСТОВ Д. В., официальный представитель Правительства Российской Федерации, заместитель министра юстиции Российской Федерации. Доброе утро, уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые депутаты Государственной Думы! Вашему вниманию представляется проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с введением в действие Федерального закона "О юрисдикционных иммунитетах иностранного государства и имущества иностранного государства в Российской Федерации", разработанный в целях реализации Федерального закона от 3 ноября 2015 года № 297-ФЗ "О юрисдикционных иммунитетах иностранного государства и имущества иностранного государства в Российской Федерации". Законопроектом предлагается внести изменения в Гражданский процессуальный кодекс, Арбитражный процессуальный кодекс и Федеральный закон "Об исполнительном производстве". Иностранное государство является особым субъектом судопроизводства, в связи с чем в кодексы вносятся изменения, определяющие процессуальные особенности рассмотрения дел с его участием. ГПК и АПК дополняются новыми главами, в которых устанавливаются особенности предъявления иска иностранному государству, направления и вручения иностранному государству извещений и иных процессуальных документов, определяются процессуальные права и обязанности иностранного государства и его представителей, привилегии и иммунитеты, которыми иностранное государство пользуется в процессе судебного разбирательства, регламентируются также процедуры применения принципов взаимности. В законопроекте также отражены особенности предварительного судебного заседания при рассмотрении таких дел, применения судом обеспечительных мер, в том числе наложения ареста на имущество иностранного государства, и особенности вынесения заочного решения. Законопроектом предусмотрена возможность участия в рассмотрении дел государственных органов Российской Федерации. Федеральный закон "Об исполнительном производстве" также дополняется положениями, определяющими особенности исполнения судебных актов в отношении иностранного государства. Устанавливается, что исполнительные документы в отношении иностранного государства поступают главному судебному приставу Российской Федерации, который организует их исполнение, осуществляет контроль за законностью действий и решений, принимаемых судебным приставом-исполнителем в процессе исполнения судебного акта. Законопроектом определён срок вступления в силу федерального закона - с 1 января 2016 года, поскольку с этой даты вступает в силу Федеральный закон "О юрисдикционных иммунитетах иностранного государства и имущества иностранного государства в Российской Федерации". Принятие предлагаемых в законопроекте изменений позволит реализовать положения упомянутого мной федерального закона, повысить эффективность судебной защиты интересов России и её имущества. Прошу законопроект поддержать в первом чтении. Благодарю за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Сергей Юрьевич Фабричный, пожалуйста. ФАБРИЧНЫЙ С. Ю., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! Предлагаемый законопроект по сути является законопроектом-спутником, конкретизирующим порядок применения Федерального закона "О юрисдикционных иммунитетах иностранного государства и имущества иностранного государства в Российской Федерации", который вступает в силу, как сказал докладчик, с 1 января 2016 года. Сразу скажу, что в целом наш комитет поддерживает данный законопроект, но при этом у нас есть ряд замечаний: ко второму чтению необходимо более подробно прописать процессуальные сроки по подобным исковым производствам, привести предлагаемые изменения в соответствие с уже действующим законодательством, как это указано в заключении Правового управления Аппарата Государственной Думы Российской Федерации, а также более подробно остановиться на проблеме соотношения трёх иммунитетов - судебного, в отношении обеспечения иска и в отношении исполнения решения суда, - их объёмы явно не совпадают, и, с нашей точки зрения, это может привести к безрезультатности судебного процесса. В то же время мы отмечаем, что это неравенство заложено не в предлагаемом законопроекте, а в основном, рамочном законе, процессуальное сопровождение которого мы обеспечиваем. Предлагаю поддержать данный законопроект в первом чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть ли вопросы, коллеги? Есть. Прошу записаться. Включите режим записи. Покажите список. Александр Георгиевич Тарнавский. ТАРНАВСКИЙ А. Г. У меня вопрос, пожалуй, к обоим выступавшим, ну, может быть, в большей степени к Сергею Юрьевичу. Сразу хочу сказать, что законопроект крайне важен, фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" однозначно его поддерживает. Понимаем, что это второй законопроект, касающийся установления порядка правоприменения федерального закона, который, как известно, был подписан президентом 3 ноября этого года. Мой вопрос связан с документами, которые нам представлены. Мы знаем, что Конвенция о юрисдикционных иммунитетах государств и их собственности была принята ООН 2 декабря 2004 года и 1 декабря 2006 года подписана Россией, но в заключении комитета сказано, что она не ратифицирована Россией. Это описка или действительно так и есть, то есть ратифицирована ли эта конвенция Российской Федерацией? И если нет, то есть ли планы её ратифицировать, чтобы она начала действовать? И что мы делаем в связи с этим, принимая уже второй законопроект... (Микрофон отключён.) АРИСТОВ Д. В. Спасибо, Александр Георгиевич, я, наверное, отвечу на вопрос. Нет, конвенция ООН не ратифицирована Российской Федерацией, но тем не менее в преамбуле конвенции, которую Российская Федерация подписала, говорится о том, что в этой конвенции кодифицированы обычные нормы международного права, поэтому были все правовые основания для принятия базового закона ну и, соответственно, данного процессуального законопроекта. В настоящее время конвенцию ратифицировала только половина подписавших её государств, и далее наши органы, в первую очередь МИД, будут отслеживать ситуацию с её ратификацией другими государствами, при необходимости, когда будут соответствующие основания, вам будет предложен такой документ. Председательствует Первый заместитель Председателя Государственной Думы А. Д. Жуков ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Федоткин Владимир Николаевич, пожалуйста. ФЕДОТКИН В. Н. Уважаемый Дмитрий Васильевич, в этом зале многократно выражалась справедливая тревога по поводу того, что у нас в торговле на 90 процентов засилье западных товаров, в банках тоже огромные пакеты принадлежат западным предпринимателям, даже в оборонных предприятиях до 50 процентов акций могут иметь западные государства и предприниматели. Сейчас ситуация вокруг России очень сильно обострилась, в том числе военная, и, если нам придётся разбираться с засильем западного капитала в России и вмешаются иностранные государства (ну, 90 процентов - куш большой), поможет ли данный законопроект защитить интересы России, или иностранная собственность на территории России - это святое и неприкосновенное? АРИСТОВ Д. В. Спасибо, Владимир Николаевич, за вопрос. Базовый Федеральный закон "О юрисдикционных иммунитетах иностранного государства и имущества..." и предлагаемый законопроект позволяют юридическим и физическим лицам Российской Федерации при наличии соответствующего спора и нарушения иностранным государством обязательств обращаться в наши суды за защитой своих прав. Российская Федерация как государство через свою судебную, через свою исполнительную систему обязуется обеспечить неукоснительное исполнение принятых решений, так что в спорах с иностранным государством в первую очередь будет обеспечена защита интересов наших физических и юридических лиц. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Дмитрий Иванович Савельев, пожалуйста. САВЕЛЬЕВ Д. И., фракция ЛДПР. Дмитрий Васильевич, при таких формулировках, на мой взгляд, законопроект обходит стороной вопрос исполнительного производства при отсутствии имущества иностранного государства - прокомментируйте, пожалуйста. АРИСТОВ Д. В. Не обходит. Дело в том, что наличие имущества иностранного государства на территории Российской Федерации - это процесс достаточно изменчивый. Если судебный пристав-исполнитель не выявляет имущества в момент исполнения исполнительного листа, соответственно, исполнительное производство приостанавливается, но розыск имущества будет продолжаться. При нахождении такого имущества и при получении подтверждения МИДа о том, что это имущество иностранного государства не пользуется юрисдикционными иммунитетами, судебный пристав-исполнитель накладывает на него арест и далее применяет меры в соответствии с законодательством. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть ли желающие выступить? Включите режим записи на выступления. Покажите список. Сухарев Иван Константинович, пожалуйста. СУХАРЕВ И. К., фракция ЛДПР. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Предлагаемым законопроектом, конечно, конкретизируется порядок правоприменения Федерального закона "О юрисдикционных иммунитетах иностранного государства и имущества иностранного государства в Российской Федерации", который вступит в силу с 1 января 2016 года. Безусловно, данный законопроект необходимо принимать, и фракция ЛДПР поддержит его, однако есть ряд замечаний, высказанных в том числе нашим Правовым управлением. В частности, речь идёт о сроке рассмотрения заявления судом - в течение девяти месяцев со дня его поступления в суд, - и данный срок необходимо согласовать с требованиями части четвёртой проектируемой статьи 417-6 ГПК РФ, в соответствии с которой судебные извещения о назначении предварительного судебного заседания или о назначении дела к разбирательству в судебном заседании направляются иностранному государству в порядке, установленном настоящей статьёй, не позднее чем за шесть месяцев до дня судебного заседания, кроме того, не ясно, о каком заявлении идёт речь. Есть ещё ряд подобных недостатков, которые необходимо устранить ко второму чтению. Мы поддерживаем законопроект. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Представители президента, правительства? Нет. От комитета? Выносим на "час голосования".
25-й пункт, проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с введением в действие Федерального закона "О юрисдикционных иммунитетах иностранного государства и имущества иностранного государства в Российской Федерации". Включите режим голосования. Председательствует Председатель Государственной Думы С. Е. Нарышкин ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 34 мин. 25 сек.) Проголосовало за 442 чел.98,2 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 442 чел. Не голосовало 8 чел.1,8 % Результат: принято Принят в первом чтении.