Заседание № 104
О проекте федерального закона № 94185-5 "О внесении изменения в Федеральный закон "Об актах гражданского состояния" (о государственной регистрации рождения найденного (подкинутого) или оставленного ребёнка).
Рассмотрение законопроекта в третьем чтении
16-й вопрос. О проекте федерального закона "О внесении изменения в Федеральный закон "Об актах гражданского состояния". Доклад председателя Комитета по вопросам семьи, женщин и детей Елены Борисовны Мизулиной. Пожалуйста, с места, включите микрофон. МИЗУЛИНА Е. Б., председатель Комитета Государственной Думы по вопросам семьи, женщин и детей, фракция "Справедливая Россия". Уважаемый Борис Вячеславович, уважаемые депутаты! Вашему вниманию предлагается законопроект, суть которого - ликвидировать правовой пробел в части, касающейся государственной регистрации ребёнка, оставленного матерью, не предъявившей документ о своей личности в медицинской организации, где проходили роды. Законопроект был принят во втором чтении 24 июня этого года, полностью подготовлен к третьему чтению. Замечаний у Правового управления, касающихся юридико-технического и лингвистического содержания данного законопроекта, нет. Просим поддержать и вынести на "час голосования". ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. По мотивам Останина Нина Александровна записалась. И Афанасьева Елена Владимировна. Выносим проект федерального закона на "час голосования".
По пункту 16 повестки дня по мотивам - Афанасьева. Останиной я не вижу. АФАНАСЬЕВА Е. В., фракция ЛДПР. Уважаемые коллеги, мы, конечно, поддержим этот законопроект, но, принимая этот законопроект, мы с вами должны, в общем-то, признать то, что находимся в ситуации SOS, когда мы уже не можем справиться с тенденцией, когда матери всё чаще и чаще оставляют своих детей как подкидышей в детских домах либо вообще на пороге какого-то дома или какого-то учреждения. Почему такое происходит? Потому что в принципе мы с вами никак не можем решить этот детский вопрос, не можем дать матери гарантии, что если она родит ребёнка, то она не останется одна с этим ребёнком, что у неё есть государство в помощь. А на сегодняшний день получается, что в принципе государство самоустранилось не только от материального обеспечения детей, но и вообще от того, чтобы как-то отслеживать жизнь этого ребёнка. Вот последние события, которые мы все с вами отслеживаем в средствах массовой информации... Очень часто у депутатов на приёмах возникают такие ситуации, когда приходит родитель и говорит: у меня ребёнок до сих пор не оформлен, где-то в деревне родила мать, и до сих пор ребёнок не оформлен официально. И никто из государственных чиновников никогда не задумывался: а существует ли вообще статистика по таким детям, или они не учитываются никаким образом? Ещё хотелось бы отметить, что у нас всё законодательство, которое касается детей, очень гуманное. Мы с вами, законодатели, сидим здесь и боимся лишний раз проголосовать за более жёсткий закон в отношении горе-родителей, которые угнетают своих детей, унижают их человеческое достоинство, применяют к ним физическое насилие. Мы боимся того, что за нас рано или поздно не проголосует какой-то избиратель и мы потеряем свои проценты. Да, безусловно, для политика это страшно, но для будущего государства, наверное, ещё страшнее то, что те дети, которых бросают родители, которые оказываются за бортом жизни, - они рано или поздно оказываются в детских домах и приютах, а после выхода из этих детских домов уже во взрослом состоянии всего 10 процентов адаптируются, а 90 процентов не приспособлены к нормальной жизни. Этот законопроект, за который мы сегодня будем голосовать, на самом деле очень страшный. Если задуматься, этот законопроект, который даёт возможность устранить бумажную волокиту и какие-то чиновничьи вещи, тем не менее страшен тем, что когда ребёнок вырастет и откроет своё свидетельство о рождении, то он в графе "родители" увидит пустое место. И когда принимаем подобный закон, нужно, наверное, вспомнить известный мультфильм (есть у нас хороший мультфильм про мамонтёнка), где есть такие слова: ведь так не бывает на свете, чтоб были потеряны дети. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ставится на голосование в третьем чтении законопроект, обозначенный в пункте 16 повестки дня. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 51 мин. 47 сек.) Проголосовало за 448 чел.99,6% Проголосовало против 0 чел.0,0% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 448 чел. Не голосовало 2 чел.0,4% Результат: принято Принято.
Заседание № 101
О проекте федерального закона № 94185-5 "О внесении изменения в Федеральный закон "Об актах гражданского состояния" (о государственной регистрации рождения найденного (подкинутого) или оставленного ребёнка; принят в первом чтении 11 марта 2009 года с наименованием "О внесении изменения в статью 19 Федерального закона "Об актах гражданского состояния").
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
Пункт 15. О проекте федерального закона "О внесении изменения в Федеральный закон "Об актах гражданского состояния". Доклад председателя Комитета по вопросам семьи, женщин и детей Елены Борисовны Мизулиной. Пожалуйста. МИЗУЛИНА Е. Б., председатель Комитета Государственной Думы по вопросам семьи, женщин и детей, фракция "Справедливая Россия". Уважаемый Борис Вячеславович, уважаемые депутаты! Комитет по вопросам семьи, женщин и детей предлагает вашему вниманию подготовленный ко второму чтению проект федерального закона, суть которого состоит в том, чтобы распространить существующую сегодня процедуру государственной регистрации найденных (подкинутых) детей на детей-отказников, то есть на детей, от которых мамы, к сожалению, отказываются в родильных домах. По действующему закону процедура госрегистрации найденного (подкинутого) ребёнка составляет максимум девять дней, а в отношении ребёнка-отказника она может длиться месяцами. Законопроект был принят в первом чтении Государственной Думой 11 марта. На данный законопроект поступило девять поправок, они включены в единственную таблицу - поправок, которые комитет рекомендует к принятию. Эти поправки небольшие, уточняющие. Одна из них предусматривает, как и кем утверждается форма акта о регистрации ребёнка, оставленного в родильном отделении медицинской организации. Устанавливается специальный срок введения в действие данного закона: с 1 января следующего года. Мы просим поддержать данный законопроект, он направлен, безусловно, на защиту детей. Председательствует Первый заместитель Председателя Государственной Думы О. В. Морозов ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые депутаты, девять поправок рекомендованы к принятию. Будем обсуждать какую-либо из них? Нет. Ставится на голосование таблица. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 15 мин. 55 сек.) Проголосовало за 392 чел.87,1% Проголосовало против 0 чел.0,0% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 392 чел. Не голосовало 58 чел.12,9% Результат: принято Таблица принята. Ставится на голосование обсуждаемый законопроект во втором чтении. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 16 мин. 24 сек.) Проголосовало за 402 чел.89,3% Проголосовало против 0 чел.0,0% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 402 чел. Не голосовало 48 чел.10,7% Результат: принято Законопроект принимается во втором чтении.
Заседание № 78
О проекте федерального закона № 94185-5 "О внесении изменения в статью 19 Федерального закона "Об актах гражданского состояния" (о государственной регистрации рождения найденного (подкинутого) или оставленного ребёнка).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Уважаемые коллеги, мне докладывают, что по 5-му вопросу, который у нас поставлен на фиксированное время, докладчик и содокладчик на месте. Нет возражений, если мы пойдём по порядку? Проект федерального закона "О внесении изменения в статью 19 Федерального закона "Об актах гражданского состояния". Докладывает представитель Московской городской Думы Алексей Иванович Головань. Где докладчик? Нет докладчика. Значит, меня ввели в заблуждение, мне сказали, что докладчик на месте. Тогда будем рассматривать этот законопроект в фиксированное время, через двадцать пять минут. А, вот он, опаздывает. Алексей Иванович, пожалуйста, на трибуну. У нас принято так: если уж вы пришли, надо сидеть вон там, в ложе, чтобы все вас видели. ГОЛОВАНЬ А. И., представитель Московской городской Думы. Уважаемый Олег Викторович, уважаемые депутаты! Вашему вниманию предлагается проект федерального закона "О внесении изменения в статью 19 Федерального закона "Об актах гражданского состояния". Как известно, существует три категории детей, которые фактически с самого рождения считаются оставшимися без попечения родителей: подкинутые дети, дети-отказники, от которых отказываются родители в родильном доме, и так называемые оставленные дети, то есть это те, от которых отказываются матери, пришедшие в родильный дом без документов и не оставившие при этом заявления о том, как они видят дальнейшую судьбу своего ребёнка, собираются они его воспитывать или нет. Как правило, это касается матерей, приезжающих из других регионов в крупные областные центры, или матерей, которые являются жителями других государств бывшего Советского Союза. Для того чтобы установить статус таких детей как оставленных без попечения родителей, органам опеки и попечительства, руководителям медицинских учреждений, куда помещаются эти дети, приходится месяцами разыскивать этих матерей, которые, как правило, называют вымышленные фамилии, вымышленные адреса, и в результате нарушается фундаментальное право ребёнка быть помещённым в семью на воспитание. По статистике, в Москве, например, в 2007 году в родильных домах без документов были рождены шестьсот восемнадцать таких детей, и соответственно большинство этих детей в течение длительного времени не могло быть устроено на воспитание в семью. Чтобы защитить право этих детей, фундаментальное право жить и воспитываться в семье, мы предлагаем, чтобы государственная регистрация рождения этих детей происходила по аналогии с государственной регистрацией рождения подкинутых детей. Это установлено статьёй 19 Федерального закона "Об актах гражданского состояния", в которой говорится, что в течение семи дней после обнаружения подкинутого ребёнка уполномоченный орган - это либо орган опеки и попечительства, либо администрация медицинского учреждения, в которое попадают эти дети, - обязан зарегистрировать рождение такого ребёнка. Причём речь идёт о том, что в свидетельстве о рождении сведения о родителях такого ребёнка не указываются, а фамилия, имя, отчество ему присваиваются по указанию должностного лица, которое регистрирует рождение этого ребёнка. И с нашей точки зрения, если государственная регистрация рождения оставленных детей будет происходить по аналогии с государственной регистрацией рождения подкинутых детей, то мы сможем быстро установить юридический статус этих детей и передать их на воспитание в семью. Учитывая, что этот законопроект соответствует и Семейному кодексу, и Конвенции ООН о правах ребёнка, я прошу депутатов поддержать его. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Алексей Иванович, присаживайтесь. Содоклад председателя Комитета по вопросам семьи, женщин и детей Елены Борисовны Мизулиной. МИЗУЛИНА Е. Б., председатель Комитета Государственной Думы по вопросам семьи, женщин и детей, фракция "Справедливая Россия". Уважаемый Олег Викторович, уважаемые депутаты! Наш комитет просит поддержать этот законопроект и рекомендует принять его в первом чтении. Основное Алексей Иванович сказал. Я лишь только обращу ваше внимание на то, что действительно сегодня имеет место правовой пробел в законодательстве, потому что точная процедура государственной регистрации рождения оставленных детей, так называемых детей-отказников, к сожалению, не предусмотрена. Поэтому эти дети в течение нескольких месяцев фактически не имеют возможности быть устроенными в семью. Вот те данные, которыми мы располагаем по стране: в 2006 году было оставлено в лечебно-профилактических учреждениях одиннадцать тысяч двести девяносто два ребёнка, в 2007 году - двенадцать тысяч сто девять детей. И у нас уже есть информация по 2008 году: к сожалению, имеет место тенденция увеличения числа детей-отказников. И естественно, что, приняв этот небольшой законопроект, которым мы фактически устраняем правовой пробел и позволяем распространить на детей, оставленных в лечебно-профилактических учреждениях, процедуру государственной регистрации детей подкинутых, мы сократим период их регистрации до девяти дней. Вот сравните: сегодня это может вылиться в несколько месяцев и растянуться почти до года, если требуются оперативно-розыскные мероприятия в отношении матери, а мы с вами сократим этот период до девяти дней, что, естественно, даст возможность как можно быстрее таких детей устроить в семью. Правительство поддерживает данный законопроект. И мы просили бы принять его в первом чтении, а ко второму чтению мы все высказанные замечания учтём. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Елена Борисовна. Задержитесь на трибуне, потому что есть вопросы. Депутат Коломейцев, депутат Локоть... Больше нет рук? Две руки. Подводим черту: Коломейцев и Локоть. Пожалуйста, Николай Васильевич. КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Спасибо. Один вопрос - Алексею Ивановичу, а другой - Елене Борисовне. Елена Борисовна, скажите, пожалуйста, каким образом принятие этого закона уменьшит количество отказников? Это первый вопрос. А второй вопрос адресован представителю Московской городской Думы. Вы знаете, что у нас продолжаются скандалы по поводу незаконного вывоза за пределы России как раз вот этих детей-сирот. Не упростит ли это процедуру вывоза, в том числе на органы, вот этих малышек? Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Алексей Иванович, вы можете прямо со своего места в ложе... ГОЛОВАНЬ А. И. Я считаю, что данный законопроект никак не связан с вопросом международного усыновления и он никак не повлияет на вопрос, связанный с передачей российских детей на усыновление в иностранные семьи. Он будет способствовать тому, что наши дети, рождённые в России, будут быстрее передаваться в семьи российских граждан на усыновление, под опеку, в приёмную семью и так далее. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Елена Борисовна, вы хотите что-то добавить, потому что вопрос и вам был адресован? МИЗУЛИНА Е. Б. Уважаемый Николай Васильевич, я немножко поясню, как процедура происходит. Вот оставили ребёнка, отказника, если мать не предъявила документы, с её слов записывается, а органы здравоохранения обязаны предоставить документы на государственную регистрацию. Ребёнка регистрируют, но чтобы потом его устроить в семью, то есть признать, что он без родителей, - это же надо мать тогда лишить родительских прав. Но для этого её надо найти. А когда её начинают искать - это оперативно-розыскные мероприятия, продолжительность которых может быть несколько месяцев. И только тогда, когда выяснится, что все оперативно-розыскные мероприятия проведены, мать не нашли, орган опеки предъявляет иск в суд. Понятно вам? То есть ребёнок живёт без возможности устроиться в семью. Да он до года может продлиться, этот период! То есть речь идёт только о том, чтобы сократить период, когда ребёнок может находиться в лечебно-профилактическом учреждении и не иметь возможности быть устроенным в семью, - только об этом. Никакие другие вопросы... ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Понятен ответ. Анатолий Евгеньевич Локоть, пожалуйста. ЛОКОТЬ А. Е. Спасибо. Уважаемая Елена Борисовна, вы привели оглушающую статистику, то есть динамику, рост количества отказов матерей. Вот вы не могли бы уточнить, сколько эти двенадцать тысяч сто девять составляют в процентном отношении к общему числу рождающихся, чтобы почётче представить себе процент этого бедствия? И есть ли какие-то данные, кто-то обобщал причины отказов - либо это у нас моральные какие-то устои сегодня пошатнулись, либо социальные условия, обострившийся экономический кризис и так далее? Спасибо. МИЗУЛИНА Е. Б. Спасибо за вопросы. По поводу статистики. В позапрошлом году родились миллион шестьсот тысяч детей, в прошлом году - миллион семьсот тысяч детей. Можете процент посчитать, он небольшой. Но мы-то ведь исходим из того, что каждый ребёнок - это личность, ну, и дети совсем беззащитные. Что же касается причин. Проводилось экспертное исследование в прошлом году по заказу Министерства образования и науки относительно отказа от детей, или оставления их, в больницах. С чем это связано? Это связано с несколькими причинами. Невозможность содержать ребёнка, и это проблема не только нынешняя. Видимо, в этом году будет увеличение, связанное с материальным положением семей. Ещё одна причина - когда отец не желает этого ребёнка, а мама соответственно молодая очень или даже несовершеннолетняя. То есть в основном это бытовые проблемы, связанные с неустройством женщины, отсутствием работы, жилья. Кстати, Алексей Иванович Головань тоже участвовал, он знает про это исследование, его проводила профессор Галина Владимировна Семья, её рабочая группа, может быть, он располагает ещё более точными сведениями. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Уважаемые коллеги, вопросы заданы. Елена Борисовна, присаживайтесь. Есть желающие выступить, я вижу две руки - депутат Останина, депутат Коломейцев. Никого не упустил, коллеги? Нет. Подводим черту: два выступления. Нина Александровна Останина, пожалуйста. Включите микрофон на рабочем месте. ОСТАНИНА Н. А. Уважаемые коллеги, наша фракция поддерживает законопроект о поправках в закон "Об актах гражданского состояния", во-первых, потому, что он действительно защищает права и интересы ребёнка. И мне хотелось бы высказать несколько соображений по этому законопроекту. Если уж быть до конца честными, то, вообще-то, этот закон надо называть не о поправках в закон "Об актах гражданского состояния", а законом о ничейных детях. Вдумайтесь только, ведь мы даже классификацию придумали: подкинутые дети, оставленные дети, найденные дети. Если существующий закон, статья 19, регулирует регистрацию найденных или подкинутых детей, то сегодня мы говорим о том, что этими же нормами надо регулировать и регистрацию детей оставленных. И в этой связи хочу адресовать упрёк и себе, и Алексею Ивановичу. Безусловно, мы сделали шаг вперёд. Почему? Потому, что до этого вопросы регулировались всего лишь Семейным кодексом, статьёй 47. В 1997 году депутаты Госдумы приняли специальный закон "Об актах гражданского состояния", в котором появилась эта статья 19. Но давайте вернёмся в наше историческое прошлое. Первый документ, который защищал интересы такой категории детей, появился в 1917 году. Это был один из первых декретов советской власти. Подумайте: голод, разруха, 17-й год, и первая тема, которой занимается в это время власть, - это забота о детях. И насколько деликатны были наши предшественники! Ведь тогда этим декретом все дети были уравнены - и рождённые в браке, и внебрачные дети, то есть вообще было ликвидировано само понятие "незаконнорождённые дети". Я согласна с Еленой Борисовной, что каждый ребёнок - это личность. Но нельзя личности, только родившиеся, ставить в неравные условия. Поэтому я предлагаю, Алексей Иванович, и вам, как разработчику законопроекта, депутату Мосгордумы, и нам вместе подумать: а может, действительно пойти дальше и не называть этих детей ничейными детьми, а уравнять в правах всех детей и убрать этот термин - "незаконнорождённые"? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Николай Васильевич Коломейцев. С места. Пожалуйста. КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Спасибо. Уважаемый Олег Викторович, уважаемые коллеги! На самом деле две цифры, названные Еленой Борисовной в содокладе, говорят о том, что на 10 процентов увеличилось количество отказных детей за последние два года. Если вы внимательно посмотрите статистику, то увидите, что с 91-го года у нас родилось порядка восемнадцати миллионов человек, а умерло около сорока. То есть у нас на самом деле идёт геноцид российского населения. И я, когда задавал вопрос, прекрасно понимал суть законопроекта, я его читал. Я вам задал вопрос: как принятие этого закона уменьшит число детей-отказников? Почему я его задал? Потому что, с моей точки зрения, мы с вами фиксируем следствие, но не желаем понять истоки, причины отказа. А причины отказа - в социально-экономической политике, заведомо ущербной и направленной на удовлетворение интересов 15 процентов населения нашей страны, наиболее зажиточных. К сожалению, пока нет комплексных антикризисных мер, хотя якобы их поддерживает 12 процентов всех пришедших на выборы. Но проблема в другом. Мы с вами и наше общество живём в параллельных мирах. Нам надо осознать, что вот эти вопросы - это вопросы индикации морального состояния общества, так сказать. И, принимая такие формальные законы, которые позволяют ускорить усыновление, ускорить оформление документов, на самом деле мы с вами не решим проблему. А нам надо, вообще-то, заниматься решением проблемы, и мы вплотную подошли... Мне понравилось, что депутат Мединский, который ранее, ну, если судить по его трудам, был либералом, уже не возражает против национализации, выступает уже как коммунист. Мне нравится и то, что некоторые другие либералы поменяли риторику. Но нельзя быть лицемерами, надо это подтверждать своими голосованиями конкретными. Вот, например, мы сначала пиаримся, так сказать, по полгода по поводу важности и необходимости трёхлетнего бюджета, а потом росчерком пера, по одному слову великого монетариста Кудрина от него отказываемся. Вот отсюда и берутся все эти брошенные дети и неоформленные дети! Мы закон поддержим, но, с нашей точки зрения, проблема не в этом, она значительно глубже и шире. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые депутаты, состоялось обсуждение. Хотел бы докладчик или... Нет, сначала я обращаюсь к представителям президента и правительства: настаивает ли кто-либо на участии в дискуссии? Нет, не настаивает. Докладчик и содокладчик хотели бы с заключительным словом выступить? Нет. Ставлю на голосование проект федерального закона "О внесении изменения в статью 19 Федерального закона "Об актах гражданского состояния". Никто не возражал против принятия этого законопроекта. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 20 мин. 47 сек.) Проголосовало за 446 чел.99,1% Проголосовало против 0 чел.0,0% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 446 чел. Не голосовало 4 чел.0,9% Результат: принято Принимается.