Заседание № 27

19.05.2004
Вопрос:

О проекте федерального закона № 9417-4 "О внесении изменений в федеральные законы "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (в части установления ограничения пассивного избирательного права на выборах высшего должностного лица (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти) субъекта Российской Федерации, связанного со сроком его непрерывного проживания на территории данного субъекта).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 4327 по 4462 из 4844
Пункт 17, проект федерального закона "О внесении изменений в федеральные        
законы "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в           
референдуме граждан Российской Федерации", "Об общих принципах организации      
законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной     
власти субъектов Российской Федерации". Государственное Собрание - Курултай -   
Республики Башкортостан доверило представлять законопроект депутату             
Государственной Думы Бугере Михаилу Евгеньевичу. Пожалуйста.                    
                                                                                
БУГЕРА М. Е., фракция "Единая Россия".                                          
                                                                                
Уважаемая Любовь Константиновна, уважаемые коллеги! В обоснование данного       
законопроекта хочу сказать следующее. Конституция Российской Федерации          
непосредственно не устанавливает условия реализации гражданином Российской      
Федерации пассивного избирательного права при выборах главы исполнительной      
власти субъекта Российской Федерации, ограничения, связанные с                  
продолжительностью проживания на территории субъекта. Между тем, как            
показывает практика проведения выборов в субъектах Российской Федерации,        
человек, претендующий на пост высшего должностного лица, исходя из              
государственных и общественных интересов, должен знать конкретные проблемы и    
специфику региона, его экономику, иметь четкое представление о                  
территориальных, демографических, национальных, религиозных и иных              
особенностях субъекта Федерации. Данные обстоятельства приобретают особое       
значение в условиях построения в России федеративного государства,              
стабильность которого зависит от уровня организации государственной власти в    
его субъектах и социально-экономического развития регионов.                     
                                                                                
Как известно, пребывание на должности руководителей субъектов Федерации лиц,    
проживавших до выборов вне пределов соответствующих территорий, не знакомых с   
их спецификой, нелучшим образом влияет на состояние дел в регионе. В            
частности, не успел Михаил Евдокимов стать главой Алтайского края, на него      
обрушились сначала наводнение, а затем жара и лесные пожары...                  
                                                                                
Уместно также обратить внимание на установленное частью 2 статьи 81             
Конституции Российской Федерации требование для кандидатов на должность         
Президента России, связанное с проживанием в стране не менее десяти лет.        
Изучение опыта проведения выборов в зарубежных странах показывает, что на       
право быть избранным могут распространяться требования в отношении места        
жительства, которые не противоречат принципу всеобщего избирательного права.    
Реализация пассивного избирательного права может ставиться в зависимость от     
места жительства кандидата для обеспечения важнейших общественных интересов.    
Именно поэтому важным представляется избрание на должность высшего              
должностного лица субъекта Российской Федерации человека, хорошо знакомого на   
практике с его особенностями.                                                   
                                                                                
Очевидно, что реализация данного требования в первую очередь зависит от         
урегулирования этого вопроса в законодательстве. Согласно части 2 статьи 32     
Конституции Российской Федерации граждане Российской Федерации имеют право      
избирать и быть избранными в органы государственной власти. В соответствии с    
частью 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации права и свободы человека    
и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в     
какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя,               
нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения     
обороны страны и безопасности государства.                                      
                                                                                
Учитывая изложенное, предлагаем установить в федеральном законе ограничение,    
связанное с продолжительностью проживания гражданина Российской Федерации на    
территории ее субъекта, что является основанием для приобретения пассивного     
избирательного права на выборах высшего должностного лица данного субъекта      
Российской Федерации. Просим поддержать законопроект. Спасибо.                  
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Содоклад сделает Александр Петрович Москалец. Пожалуйста, Александр Петрович.   
                                                                                
МОСКАЛЕЦ А. П. Уважаемая Любовь Константиновна, уважаемые депутаты! Основная    
цель рассматриваемого законопроекта состоит в установлении дополнительного      
условия реализации гражданином Российской Федерации пассивного избирательного   
права на выборах высшего должностного лица субъекта Российской Федерации. Это   
условие требует непрерывного проживания гражданина Российской Федерации на      
территории соответствующего субъекта непосредственно перед его выдвижением      
кандидатом на пост высшего должностного лица субъекта сроком не менее десяти    
лет.                                                                            
                                                                                
Комитет по конституционному законодательству и государственному строительству   
рассмотрел этот законопроект и не поддерживает его по следующим основаниям. В   
действующей редакции пункта 5 статьи 4 Федерального закона "Об основных         
гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан           
Российской Федерации" установлено, что ограничения пассивного избирательного    
права, связанные с нахождением места жительства гражданина Российской           
Федерации на определенной территории Российской Федерации, включая требование   
к продолжительности и сроку проживания гражданина на данной территории,         
устанавливаются только Конституцией Российской Федерации. При этом              
Конституция, часть 2 статьи 6, гарантирует каждому гражданину равенство в       
обладании на ее территории - повторяю: равенство в обладании на ее территории   
- всеми правами и свободами, что уже не согласуется с предложением авторов      
законопроекта.                                                                  
                                                                                
Также законопроект противоречит части 2 статьи 19 Конституции,                  
устанавливающей равенство прав и свобод человека и гражданина, в том числе      
независимо от места жительства, нашедшей свое отражение и в пункте 2 статьи 4   
закона "Об основных гарантиях избирательных прав...". При этом следует          
учесть, что и часть 3 статьи 55 Конституции устанавливает, что ограничения      
могут устанавливаться только в той мере, в какой это необходимо в целях         
защиты основ конституционного строя. В данном законопроекте мы этих целей не    
просматриваем.                                                                  
                                                                                
Кроме того, предлагаемые ограничения не соответствуют и статье 15               
Конституции, гласящей, что законы и иные правовые акты, принимаемые в           
Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской            
Федерации.                                                                      
                                                                                
С учетом изложенного комитет рекомендует Государственной Думе отклонить         
данный законопроект. По мнению Комитета по делам Федерации и региональной       
политике, принятие данного законопроекта также нецелесообразно. Этот            
законопроект был предметом рассмотрения в Верховном Суде Российской             
Федерации, и Верховный Суд также не поддерживает позицию авторов                
законопроекта. Неоднократно этот вопрос рассматривался и Конституционным        
Судом, где также позиция авторов законопроекта не была поддержана.              
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Есть ли вопросы?                                                                
                                                                                
ИЗ ЗАЛА. Нет вопросов.                                                          
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Желающие выступить?                                       
                                                                                
ИЗ ЗАЛА. Нет.                                                                   
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, кто за то, чтобы принять данный законопроект?    
Мнение комитета - отклонить. Прошу определиться голосованием.                   
                                                                                
Покажите, пожалуйста, результаты.                                               
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 36 мин. 31 сек.)                 
Проголосовало за               12 чел.2,7%                                      
Проголосовало против           82 чел.18,2%                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0%                                      
Голосовало                     94 чел.                                          
Не голосовало                 356 чел.79,1%                                     
Результат: не принято                                                           
                                                                                
Не принято.                                                                     
                                                                                

Заседание № 26

14.05.2004
Вопрос:

О проекте федерального закона N№ 9417-4 "О внесении изменений в федеральные законы "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (в части установления ограничения пассивного избирательного права на выборах высшего должностного лица (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти) субъекта Российской Федерации, связанного со сроком его непрерывного проживания на территории данного субъекта).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 2034 по 2037 из 5296
Пункт 7. Отсутствует докладчик, Михаил Евгеньевич Бугера. В стенограмме прошу   
это отметить. В следующий раз мы можем рассматривать данный законопроект без    
его участия.