Заседание № 294
О проекте федерального закона № 941158-7 "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон "О приостановлении действия отдельных положений Бюджетного кодекса Российской Федерации и установлении особенностей исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в 2020 году" (принят в первом чтении 14 апреля 2020 года с наименованием "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в целях совершенствования механизма государственной (муниципальной) гарантийной поддержки").
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
7-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон "О приостановлении действия отдельных положений Бюджетного кодекса Российской Федерации и установлении особенностей исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в 2020 году", второе чтение. Пожалуйста, Андрей Михайлович Макаров. МАКАРОВ А. М., председатель Комитета Государственной Думы по бюджету и налогам, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Напомню, что в первом чтении в этом законопроекте мы решали важнейшие вопросы: как сделать доступными государственные гарантии, с тем чтобы предприятия могли получить средства на заработную плату, на наполнение оборотными средствами, на выполнение тех задач, о которых говорил президент. Какие предложения были внесены и что предлагается поддержать во втором чтении? В первую очередь это касается расширения возможностей регионов по осуществлению своей бюджетной политики. Об этом очень много говорилось в этом зале, вот и сегодня в самом начале нашего заседания Председатель Государственной Думы уже говорил об этих предложениях: это и снятие обязанности вносить изменения в бюджет для увеличения объёмов заимствований, это и предоставление права размещения собственных облигаций, это и горизонтальные бюджетные кредиты, и упрощение процедуры перераспределения бюджетных средств по Крыму, и предоставление субсидий юридическим лицам в целях реализации срочных мероприятий, и вопросы, связанные с "ДОМ.РФ". И сразу хочу сказать, что одновременно правительство вносит в 999-е постановление изменение, связанное с тем, что у регионов не могут потребовать возврата субсидий, в случае если не достигнуты те показатели, которыми были обусловлены данные субсидии. Мы понимаем, что ситуация изменилась, что могут быть объективные причины недостижения каких-то показателей, поэтому снимаем обязанность возвращать субсидии на основании как тех показателей, которые выходят из прошлого года, так и показателей по этому году. Ни в этом, ни в следующем году таких санкций для регионов не будет. Законопроект очень важный, его, безусловно, максимально быстро надо принимать. Комитет предлагает поддержать законопроект во втором чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые коллеги, в таблице поправок № 1 девять поправок. Комитет предлагает их поддержать. Нет замечаний? Нет. Ставится на голосование таблица поправок № 1. Включите режим голосования. Покажите, пожалуйста, результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (10 час. 33 мин. 14 сек.) Проголосовало за 311 чел.69,1 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 311 чел. Не голосовало 139 чел.30,9 % Результат: принято Таблица поправок № 1 принимается. Ставится на голосование во втором чтении проект федерального закона "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон "О приостановлении действия отдельных положений Бюджетного кодекса Российской Федерации и установлении особенностей исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в 2020 году", 7-й вопрос повестки дня. Пожалуйста, включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (10 час. 34 мин. 03 сек.) Проголосовало за 325 чел.72,2 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 325 чел. Не голосовало 125 чел.27,8 % Результат: принято Законопроект под пунктом 7 во втором чтении принят единогласно. Пожалуйста, включите микрофон на трибуне. МАКАРОВ А. М. Спасибо. Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Законопроект подготовлен к процедуре третьего чтения. Комитет предлагает поддержать его в третьем чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые коллеги, нет возражений, если мы рассмотрим законопроект в третьем чтении? Нет возражений. Ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон "О приостановлении действия отдельных положений Бюджетного кодекса Российской Федерации и установлении особенностей исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в 2020 году" в третьем чтении, 7-й вопрос нашей повестки. Пожалуйста, включите режим голосования. Покажите, пожалуйста, результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (10 час. 35 мин. 14 сек.) Проголосовало за 325 чел.72,2 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 325 чел. Не голосовало 125 чел.27,8 % Результат: принято Федеральный закон принят единогласно.
Заседание № 293
О проекте федерального закона № 941158-7 "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в целях совершенствования механизма государственной (муниципальной) гарантийной поддержки".
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
18-й вопрос, о проекте федерального закона "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в целях совершенствования механизма государственной (муниципальной) гарантийной поддержки". У нас с вами произошла замена официального представителя Правительства Российской Федерации, доложит заместитель министра финансов Алексей Владимирович Моисеев. Пожалуйста, Алексей Владимирович. Можете оттуда, а можете сюда пройти. Пройдите лучше сюда: вам будет удобнее и вас будут все видеть. Пожалуйста. Потому что вопрос-то, коллеги, очень важный. Мы... (Шум в зале.) Маска, во-первых, была в наличии, когда заместитель министра в ложе находился. В данном случае дистанция до вас, Николай Васильевич, приличная. Несмотря на вашу нелюбовь к докладчикам, которые представляют Минфин, всё-таки сделано многое, для того чтобы защитить и вас, и наших избирателей. И сейчас речь пойдёт о предприятиях и гражданах, работающих на заводах и фабриках. Пожалуйста. И кстати, о "Ростсельмаше", по которому мы инициировали расследование. МОИСЕЕВ А. В., официальный представитель Правительства Российской Федерации, заместитель министра финансов Российской Федерации. Так точно, да, Вячеслав Викторович. Буду краток в своём докладе. Данный законопроект является частью антикризисного пакета. Законопроект направлен на совершенствование механизма государственных гарантий как мер антикризисной поддержки и предусматривает целый ряд положений, которые повышают эффективность данного инструмента как для кредитных организаций, так и, собственно, для предприятий, таких как "Ростсельмаш", Николай Васильевич. Прежде всего, устанавливается, что гарантии не могут быть отозваны гарантом ни по каким основаниям, кроме двух случаев - нецелевое использование и не согласованное с гарантом изменение условий договора. Кроме того, исключается требование о предоставлении должником дополнительного обеспечения регрессных требований в случае ухудшения финансового положения. Опять же данная мера направлена на то, чтобы не требовать с предприятий, которые и так находятся в тяжёлом положении, дополнительного обеспечения, которого у них, как правило, действительно нет. Кроме того, исключаются положения, которые влекут неблагоприятные для кредиторов последствия в случае неисполнения принципиальных обязанностей по восстановлению регрессных обеспечений. И предусмотрен целый ряд других мер, направленных именно на повышение эффективности гарантий и предоставление возможности использования гарантий для обеспечения финансово-экономической стабильности важнейших предприятий нашей страны. Прошу поддержать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Содоклад Андрея Михайловича Макарова. С места. Пожалуйста, Андрей Михайлович. Вы на трибуну пойдёте? Пожалуйста. Мне просто коллеги сказали, что вы будете с места, но... Правильно, правильно. МАКАРОВ А. М., председатель Комитета Государственной Думы по бюджету и налогам, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Наверное, не было бы смысла выходить сюда, чтобы просто сказать, что законопроект поддержан, что он поддерживается, что он очень важен, потому что на самом деле у нас существовала норма, заставляющая банки резервировать средства, то есть закладывать резервы под любые кредиты, которые они выдают, поэтому банки, естественно, были ограничены в возможности выдавать. А это особенно важно сейчас, когда эти средства должны пойти и на зарплату людям, и, наконец, на текущую деятельность предприятий, притом что все предприятия говорят, что у них не хватает оборотных средств. Вот сегодня эта норма - важнейший инструмент антикризисной программы, и на этом можно было бы закончить обсуждение. Единственное, что я хотел бы ещё сказать... Почему нам обязательно нужен кризис, чтобы те нормы, о которых мы говорили столько лет и столько лет не могли достучаться, чтобы их приняли, принимались на самом деле в течение буквально нескольких дней с момента их внесения? На самом деле очень хотелось бы, чтобы вот такой стиль работы, когда необходимые нормы не откладывают в долгий ящик, не ждут, пока жареный петух клюнет, а принимают немедленно, сохранился и после того, как кризис закончится. Комитет поддерживает данный законопроект. И наконец, последнее, что хотелось бы сказать. Уважаемые коллеги, мы с вами сейчас в текущем режиме - вот Председатель Государственной Думы дал поручение - постоянно работаем вместе с правительством над новыми антикризисными мерами, которые могут быть предложены. И я очень надеюсь... Почему мы не предлагаем принять законопроект сразу в трёх чтениях? Я надеюсь, что уже к пятнице мы сможем предложить дополнительные меры, которые можно включить в этот пакет. Строго говоря, всё. Сегодня просто хотелось бы предложить проголосовать за этот законопроект, его действительно ждут предприятия и люди. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые коллеги, мы договаривались, что будет возможность от фракций выступить. Есть желающие? Есть. Включите режим записи. Покажите, пожалуйста, список. Пожалуйста, Ганзя Вера Анатольевна, фракция КПРФ. С места. Подготовиться Исаеву. ГАНЗЯ В. А., фракция КПРФ. Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Безусловно, наша фракция поддержит данный законопроект. Мы действительно давно уже говорили об этом пресловутом резервировании. Мы сегодня приветствуем то, что не могут быть отозваны гарантии, а также все те мероприятия, которые, собственно говоря, планируются. Но, так как между первым и вторым чтениями, безусловно, будут изменения и эти изменения будут касаться не только данной категории, мы должны чётко понимать, что мы должны защитить ещё и наши регионы, и муниципалитеты. В регионах в настоящее время сложное положение, это понятно, но почему-то вдруг, минуя, так скажем, Бюджетный кодекс, где прописано, что расчёт лимита бюджетных кредитов осуществляется исходя из того, что их размер не должен превышать одной двенадцатой плана по собственным доходам регионов, сейчас регионы не имеют возможности получить в таком объёме бюджетный кредит. Получается, мы увеличили с 90 до 180 дней срок казначейских кредитов, но в то же время вдруг ни с того ни с сего уменьшили, практически уменьшили всем регионам лимиты на бюджетные кредиты. Вот такая странная поддержка: с одной стороны, поддержка, с другой стороны, получается, не очень, потому что сегодня лимит для регионов на бюджетные кредиты Казначейства рассчитывается как среднемесячные расходы за апрель на зарплату, начисления, социальные выплаты и выплаты в ФОМС, то есть исходя из расчётной потребности на защищённый перечень социально значимых расходов. Мы считаем, что это всё-таки сокращает возможности регионов каким-то образом реагировать на те вызовы, которые мы сегодня имеем, поэтому, естественно, нужно обратить внимание на эту позицию. Кстати, с 6 апреля было запрещено предоставление кредитов муниципалитетам - крупные города могли пострадать, но сегодня мы уже видим письмо Министерства финансов Российской Федерации, направленное Федеральному казначейству, о том, что эта норма Минфином на сегодняшний день была нивелирована, её просто убрали, эту норму, но надо теперь подумать о лимитах бюджетных кредитов для регионов. Думаю, что между первым и вторым чтениями нужно посмотреть и всё-таки эту проблему решить. Есть Бюджетный кодекс, и сегодня принимать такие решения, я думаю, нецелесообразно. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, мы с вами исходим из того, что рассматриваем данный законопроект в первом чтении, возможно, ко второму чтению мы его скорректируем, будут внесены поправки. А второе чтение и, надеюсь, третье мы проведём 17-го числа, потому что 17-го состоится заседание Совета Федерации. Нам можно было бы законопроект, который мы сейчас рассматриваем в первом чтении, усовершенствовать, доработать и 17-го уже многое из того, что здесь будет звучать, учесть. Пожалуйста, Исаев Андрей Константинович. ИСАЕВ А. К., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Спасибо, Вячеслав Викторович. С учётом того что коллеги из фракции КПРФ поддерживают принятие законопроекта в первом чтении, я не настаиваю на выступлении и призываю всех проголосовать за этот важный законопроект. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Это правильное дополнение. Потому что, если бы вы, Вера Анатольевна, внесли другое предложение и стали противодействовать принятию, решили бы валить меры поддержки предприятий, не захотели бы защищать наших граждан, Андрей Константинович выступил бы. Но ваше дополнение, что вы считаете, что концептуально надо поддержать, а затем уже доработать ко второму чтению, видите, побудило Андрея Константиновича снять своё выступление. Коллеги, желает ещё кто-либо выступить? Нет. Полномочные представители президента и правительства? Нет. С заключительным словом есть желание выступить, Алексей Владимирович? Нет. Макаров? Нет. Ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в целях совершенствования механизма государственной (муниципальной) гарантийной поддержки", 18-й вопрос нашей повестки, первое чтение. Пожалуйста, включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 26 мин. 44 сек.) Проголосовало за 322 чел.71,6 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 322 чел. Не голосовало 128 чел.28,4 % Результат: принято Законопроект в первом чтении принимается единогласно. Уважаемые коллеги, здесь уже прозвучало, что мы могли бы рассмотреть законопроект во втором чтении 17-го числа. Так, Андрей Михайлович? Так. Нет возражений? Нет возражений. Мы с вами данный законопроект - он у нас приоритетный для рассмотрения - ставим в повестку на 17 апреля (это пятничное пленарное заседание) для рассмотрения во втором чтении, а возможно, и в третьем чтении. Собственно, для этого мы и собрались.