Заседание № 72
О проекте федерального закона № 940577-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "О наркотических средствах и психотропных веществах" и в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" (в целях противодействия сбыту и потреблению наркотических средств и психотропных веществ в местах массового досуга; внесён депутатом Государственной Думы О. А Ниловым, а также Д. Ю. Носовым, О. Л. Михеевым в период исполнения ими полномочий депутатов Государственной Думы).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Пункт 14.1, проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации". Он у нас без доклада, потому что внесён тем, кто сейчас уже не является депутатом. И пункт 14.2, проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О наркотических средствах и психотропных веществах" и в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях". Доклад Олега Анатольевича Нилова. Пожалуйста. НИЛОВ О. А. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Вот буквально вчера многие из вас приняли участие в открытии выставки, которая сейчас проходит в кулуарах Государственной Думы и называется "НАС объединяет жизнь". Это совершенно правильная инициатива, по-моему, комитет по спорту и делам молодёжи её организовал, да? Уважаемая Рима, руководители фракций выступили в поддержку. Мой законопроект, который сегодня рассматривается как один из альтернативных, я считаю, тоже вносит очень серьёзный вклад в... (Шум в зале.) Я прошу прощения, уважаемые коллеги, вы мешаете. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, потише, пожалуйста: докладчик на трибуне. НИЛОВ О. А. В этом законопроекте говорится о том, что является началом, что является основой беды, болезни, которую предлагается разными способами лечить. До 40 процентов нашей молодёжи попробовали наркотики в клубах, в барах, на дискотеках и в других подобных местах, которые принято называть злачными. До 50 процентов всех наркотиков распространяется в этих же самых точках. Какие колоссальные потери мы несём, наверное, вчера говорили, открывая эту выставку. По неофициальной статистике - а официальной нет, она была бы очень печальна, - мы теряем до 100 тысяч жизней ежегодно из-за наркотиков и болезней, связанных с наркоманией. 8 миллионов человек сегодня употребляют наркотики в разной степени, с разной периодичностью, наркотики разной тяжести. Конечно, всё начинается с так называемых спайсов, солей, табака и так далее. Ответственность для руководителей этого бизнеса - а это бизнес на крови - смешная, она действительно их не пугает и не останавливает. Да нет никакой ответственности! Именно поэтому я выхожу к вам с предложением ужесточить ответственность в материальном плане в десятки, в сотни раз для юридических лиц, для должностных лиц. Например, могу сказать, чтобы это были десятки тысяч, следует установить штраф для должностных лиц в размере от 50 до 100 тысяч рублей, я предлагаю всего лишь такую ответственность за попустительство распространению наркотиков во вверенном заведении. Очень часто бывает, что это не просто попустительство, но это трудно доказать, если же организация распространения доказана, речь идёт уже об уголовной статье, и там, слава богу, мы подняли уровень ответственности почти до предела. Я предлагаю такую ответственность установить: для должностных лиц - от 50 до 100 тысяч рублей, для юридических лиц - от 300 до 500 тысяч рублей. Ну и самое главное, я предлагаю использовать следующую возможность: мы совершено законно можем предусмотреть приостановление деятельности до 90 суток - вот чего боятся организаторы дискотек, клубов и баров. Ну а если и это не поможет, то при трёхкратном и более повторении такого нарушения законодательства и всё-таки попустительстве массовому распространению - при очередных проверках мы видим, как чуть ли не половина посетителей отдельных клубов и дискотек находятся под действием в разной степени наркотиков... Так вот при рецидивах - вообще лишение статуса юридического лица, то есть ликвидация юридического лица по решению суда. Вот эти предложения, уважаемые коллеги, я выношу на ваш суд. Ну и давайте ещё раз вспомним, что действительно нас объединяет жизнь, а убивает безразличие, и безразличие прежде всего к самим себе, к своим близким. Никто из вас, сидящих в этом зале, абсолютно от этого не застрахован, и дай бог, чтобы ни в коем случае ваши близкие не пострадали по причине того, что вы сейчас не обратите внимания на мои предложения и не ужесточите ответственность, ну хотя бы вот не до предела. Эта ответственность должна быть уголовной, но давайте хотя бы административную ответственность будем применять к руководителям, организаторам подобного бизнеса. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Содоклад Эрнеста Абдуловича Валеева. ВАЛЕЕВ Э. А. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Мы рассматриваем два альтернативных законопроекта, в соответствии с которыми предлагается возложить обязанность на юридические лица и индивидуальных предпринимателей, которые оказывают услуги в сфере досуга и культуры, по контролю и предупреждению преступлений, наркопреступлений в данном случае, а за невыполнение этой обязанности предлагается установить административную ответственность. И законопроекты различаются только тем, что предлагаются разные меры административного взыскания, административной ответственности. Безусловно, я полностью согласен с докладчиком в социально-политической оценке опасности этих преступлений, опасности этих угроз, поэтому мы очень внимательно рассмотрели предлагаемые законопроекты в комитете. Я ещё раз повторяю, действительно, опасность наркоугрозы общеизвестна, и для того, чтобы вырабатывать подходы и вносить самые разные предложения, в том числе законодательные, я предлагаю активно поучаствовать в научно-практической конференции в конце ноября, которую будет проводить Государственная Дума с участием парламентариев, всего международного сообщества, а здесь призываю всё-таки обсуждать конкретные законопроекты. Что же касается законопроектов, то почему мы их не поддерживаем? Во-первых, предлагается необоснованно, в нарушение Конституции Российской Федерации, в частности 114-й статьи Конституции, переложить полномочия государства, государственные функции на бизнес. Сегодня у нас в стране действует принятый на основе Конституции Федеральный закон "Об основах системы профилактики...", и к субъектам профилактики отнесены федеральные органы исполнительной власти, следственные органы и правоохранительные органы, прокуратура, органы государственной власти субъектов Федерации, органы местного самоуправления. Что же касается бизнеса, в том числе юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, которые оказывают услуги в сфере досуга или культуры, - так сказано в законопроекте, - то их полномочия в сфере профилактики преступлений состоят только в правовом просвещении, правовом информировании населения, в социальной адаптации, ресоциализации, социальной реабилитации и в помощи лицам, пострадавшим от правонарушения. Таким образом, само предложение возложить выполнение государственных функций на бизнес противоречит нашей правовой системе, нашей Конституции. Во-вторых, в законе нет определения юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, которые оказывают услуги в сфере досуга и культуры, и определения этого понятия не предлагается и в рассматриваемом законопроекте. Таким образом, кого же привлекать к административной ответственности, если её установить, остаётся непонятным, из чего мы сделали вывод, что именно размытость этого понятия допускает произвол со стороны правоприменителей, со стороны органов, которые будут привлекать к ответственности. И последнее. Собственно говоря, когда речь шла о том, что за эти действия в стране вообще не существует никакой ответственности, докладчик несколько слукавил: за все те действия, за которые предлагается установить административную ответственность, для физических лиц уже существует уголовная ответственность по статье 232 и по статье 228-1 Уголовного кодекса Российской Федерации. Толкование докладчик дал очень простое: если доказан умысел, то уголовная ответственность, если не доказан умысел, то административная ответственность, - но это нарушение правовых принципов ответственности за вину в принципе. И статья 28.3 Кодекса об административных правонарушениях, в которую предлагается внести изменения, на сегодняшний день уже упразднена, нет такой нормы закона! В связи с этими обстоятельствами комитет принял решение отклонить оба законопроекта. Прошу поддержать решение комитета, который рекомендует законопроекты отклонить. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Будут ли вопросы? Коломейцев Николай Васильевич, пожалуйста. КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Эрнест Абдулович, вы профессионал и глубоко знаете эту тему, скажите, пожалуйста, сколько по названной вами статье привлечено к ответственности? Олегу Анатольевичу вопрос: вы не изучали, какие меры ввёл Китай после "опиумной войны", потеряв 140 миллионов? И вот только они обеспечили, как потом и Сингапуру, искоренение этого зла. ВАЛЕЕВ Э. А. Что касается статистики привлечённых к уголовной ответственности по отдельным статьям Уголовного кодекса - такая статистика есть, она в открытом доступе, но в связи с тем, что это не относится к предмету рассматриваемого законопроекта, я сейчас вам ответить не могу, вы сами можете посмотреть в Интернете. Что касается ужесточения ответственности и вообще оценки угрозы, то я в этой части согласился с докладчиком - такая угроза есть, и совершенствовать законодательство, безусловно, нужно, но на основе нашей Конституции, на основе нашей правовой системы. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Нилову включите микрофон. НИЛОВ О. А. Ну, международный опыт действительно самый разный, вплоть до отрубания конечностей - есть такие страшные кадры, можно их найти при желании, - но начинать нужно хотя бы с того, чтобы не делать символической ответственность руководителей бизнеса. Ведь, если директор столовой, ресторана, кафе будет подкладывать посетителям - пусть с их добровольного согласия - в еду крысиный яд, за это надо наказывать очень сурово, и не только административно. Я предлагаю сделать хотя бы шаг. Вы говорите, что ответственность есть, - скажите, какая ответственность, какие штрафы за то, что раз за разом, каждый вечер, каждую ночь из одного и того же клуба пачками вывозят наркоманов? Там фиксируют именно распространение наркотиков, наши органы - раньше наркоконтроля, теперь МВД - фиксируют, что там очаг, но ничего не сделать с распространителями, ничего не сделать с организаторами, потому что их за это не наказываем. Я предлагаю наказывать хотя бы вот такими штрафами и закрытием. И во Франции, и в Англии такая практика существует: серьёзные, колоссальные штрафы не помогают - лишают лицензий, закрывают клубы полностью, это становится в убыток их владельцам. Только есть одно отличие: в нашей стране эти же самые бизнесмены, горе-бизнесмены, могут открыть другой клуб, а на Западе уже никогда клуб открыть не смогут. Это было бы следующим шагом, если бы мы приняли хотя бы вот это первое предложение. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. По ведению - Онищенко Геннадий Григорьевич. Пожалуйста. ОНИЩЕНКО Г. Г. Уважаемый Александр Дмитриевич, я не по ведению, просто не было записи на вопросы. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Вопрос хотите задать? ОНИЩЕНКО Г. Г. Да, конечно. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста. ОНИЩЕНКО Г. Г. Олег Анатольевич, вот здесь непонятна подведомственность: какому ФОИВу вы предлагаете дать полномочия по поводу вот этих своих штрафов? Это первый вопрос. Второй. Всё-таки на практике, как правило, трудно понять, что первично - яйцо или курица. Эти заведения специально открывают те, кто занимается распространением, поэтому штрафы, которые вы предлагаете, они будут каждый день платить, лишь бы вы от них отвязались. И третий вопрос: непонятно, подпадают ли под ваши предложения так называемые энергетики, содержащие психотропные препараты, но не являющиеся таковыми с точки зрения законодательного оформления? Вот три вопроса - пожалуйста, ответьте. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Нилов. НИЛОВ О. А. Я согласен, что штрафы, может быть, для наркодилеров не очень страшны, но ещё раз говорю: три штрафа до миллиона рублей - и приостановление деятельности, не помогло после приостановления деятельности на три месяца - тогда вообще ликвидация юридического лица. Ну и понятно, что речь идёт только о запрещённых препаратах, которые на сегодняшний день и час известны, определены и зафиксированы, о штрафах вот за их распространение, употребление в этом конкретном заведении. И всё это, естественно, должно фиксироваться сотрудниками полиции. Вот протоколы - один, второй, третий, четвёртый, пятый, - то есть постоянные нарушения, что, по моему предложению, как максимум приведёт к закрытию. Ну а дальше, я согласен, можно и нужно применять другие меры воздействия, в том числе я предлагал с этой трибуны вводить конфискацию имущества для наркодилеров. Пока, к сожалению, большинство меня не поддержало. Вот только так можно останавливать, не штрафами и даже не приостановлением деятельности - нужно лишать организатора этого бизнеса главной мотивации. Это тоже не поможет, но хотя бы минимизирует. Оставить его вообще в одних трусах и ещё заставить в тюрьме посидеть: выйдет - а больше некуда податься, ни угла, ни двора. Для наркодилеров должны быть предельно жёсткие наказания. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Всё? На все вопросы ответили? НИЛОВ О. А. Нет. Я не смогу ответить на второй вопрос - давайте сейчас посмотрю, уточню. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Хорошо. Есть ли желающие выступить? Есть. Включите режим записи. Покажите список. Коломейцев Николай Васильевич, пожалуйста. Три минуты. КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Проблема поднята серьёзная, но, с моей точки зрения, то, что предлагается, - это даже не детский смех. Насколько я знаю, вы как раз питерский. У нас сейчас вся власть питерская. Вот сегодня придёте вечером, обязательно после ужина по телевизору будет "Невский" или ещё что-нибудь - посмотрите, там вся технология: кто что как распространяет, кто крышует, и вы сразу поймёте, что вашим методом искоренить наркоманию невозможно. Я вам почему задал вопрос, знаете ли вы об опыте работы тех, кто в принципе пытался спасти страну? Проблему, поднятую вами, я тоже неоднократно поднимал. С моей точки зрения, это одна из самых страшных проблем России, но она, к сожалению, прикладная, она из-за неработающей страны, из-за стоящих предприятий. Вы в тюрьму посадите, а они там без дела сидят, понимаете? Даже лес сейчас не рубят те, кто в тюрьме сидит. Вот в Иркутске прошло заседание Госсовета на эту тему - рекомендую ознакомиться. Я читал эти материалы - ничего не реализовано. Правильные вещи произносили, цифры ужасающие называли, а из того, что предложено решать, ничего не решено, ни один серьёзный законопроект сюда не внесён. Почему? Задумайтесь! Наркоманизация и алкоголизация - это способ канализации энергии в никуда: когда людей не могут занять, их канализируют, понимаете? Вот вам упрощённая схема происходящего. И можно ли административным штрафом напугать человека, который аффилирован с прокурором, или с начальником полиции, или с мэром? Кто же его привлечёт, "он же памятник", понимаете?! Здесь надо глубже смотреть, надо оздоравливать экономику и ужесточать наказания, только ужесточение наказания... Вот в Китае и Сингапуре - только расстрел, а у нас всё время рассказывают, что надо бы полечить. Наркомания не вылечивается, понимаете? Даже в ведущих европейских центрах вылечивают максимум 1,5 процента, а это статистическая погрешность. Почему? Потому что наркомания в голове. Вы ему кровь промыли, вроде очистили, но голову вы же ему не промоете! Нужна профилактика, конечно, со школы надо начинать. С ОГЭ, ЕГЭ ничего нельзя сделать, надо менять школьную программу, надо восстанавливать традиционные ценности и надо возрождать экономику - это главный путь к возрождению и к искоренению всех бед. Озадаченный человек, занятый и получающий зарплату, не пойдёт в ночной клуб, эти клубы отомрут со временем, потому что для наркоманизации они и создавались. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Рыжак Николай Иванович. РЫЖАК Н. И. Александр Дмитриевич, я от фракции. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Поставьте семь минут. РЫЖАК Н. И. Уважаемые коллеги, уважаемый Александр Дмитриевич! Я назвал бы этот законопроект законопроектом о смертельном молчании. Так уж случилось, что несколько лет назад мне пришлось соприкоснуться с деятельностью службы по контролю за оборотом наркотиков, поэтому буду говорить совершенно предметно. Эта борьба - результат противостояния двух миров. В советское время Комитет государственной безопасности и Министерство внутренних дел активно работали в этом направлении, но они опирались на большое влияние общественного мнения, на ту духовно-нравственную атмосферу, которая складывалась в обществе. Как бы мы, некоторые из нас, ни характеризировали негативно социалистический строй, тогда общественное мнение воздействовало порой сильнее, чем любые другие формы силовых или профилактических мер. Что мы сейчас предлагаем? Эрнест Абдулович, конечно, хорошо сказал, мол, нарушаем Конституцию, но последнее его изречение было о том, что субъекты профилактики должны обязательно опираться, эти люди должны помогать тем, кто... правонарушителям. Так вот в беду-то как раз и попадают те, кто, так скажем, правонарушает, распространяет или употребляет. После пожара в Перми, в "Хромой лошади", кто в конце концов был привлечён к ответственности? Человек - юридическое лицо, который создал предпосылки для этого тяжкого преступления. Я считаю, что совершенно неслучайно базовый федеральный закон 1998 года долго не совершенствовался, лишь в 2016 году мы мягко подошли к этой теме: появились нормы о медицинских осмотрах и тестировании - больше ничего. В итоге я не могу согласиться и с заключением профильного комитета, где сказано, что участие в мероприятиях по профилактике - это право, но не обязанность. Если нет обязанности, то нет и ответственности, а когда ответственность нужна, тут мы вспоминаем!.. Когда угроза терроризма нависла, Яровая Ирина Анатольевна внесла предложение, мы приняли, и в Уголовном кодексе появилось существенное дополнение - статья 205-6 о несообщении о готовящемся террористическом акте. Почему мы сейчас не можем взять за основу концепцию и дополнять, вносить предложения? Решать этот вопрос нужно. Молодые люди попадают, как Олег Анатольевич говорил, в бары, там уже организованная преступность - вот где главное звено! - отслеживает этот контингент, их переводят в соответствующие конспиративные места, куда другим вход запрещён. Если мы не вводим обязанность организаторов этих досужих удовольствий сообщать, то мы вырываем ключевое звено из общей системы профилактики, и не только профилактики - противостояния этому злу, вот это надо отчётливо представлять. Я не хочу приводить жуткую статистику, скажу одно: жизнь наркомана очень короткая, четыре-пять лет, но он "осеменяет" 14-15 человек за этот период и сам уходит из жизни. Мы должны дать принципиальную, я об этом сказал, не только правовую, но и политическую оценку этому явлению, потому что это мощный, серьёзный элемент национальной безопасности нашего государства. Я с Николаем Васильевичем целиком и полностью согласен, есть сопутствующие моменты: тяжёлая атмосфера в стране, бедность, нищета, неустроенность и безработица. Мы сегодня говорили, что и этот комплекс вопросов надо решать, потому что если мы не создадим единого фронта, не проявим политическую волю... И я напомню, что в случае принятия закона не потребуется финансовое обеспечение, вам будет трудно голосовать против - ведь ничего не надо! Я обращаюсь к матерям, к отцам, ко всем тем, кто не равнодушен к тому, что нас ждёт: мы пострадаем в этом противостоянии двух миров, именно в этой области наш идеологический, я даже скажу, исторический противник прикладывает особые усилия. Мне говорят: Николай Иванович, ты идёшь на амбразуру - если мы не будем принимать меры, мы скоро все пойдём на амбразуру! Благодарю за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. По ведению - Шайхутдинов. Наверное, выступить хотите, да? Хорошо. Бортко Владимир Владимирович, пожалуйста. БОРТКО В. В. Уважаемые господа, товарищи! То, что мы сейчас слышали в исполнении господина Валеева, есть чистой воды лоббизм, у меня такое впечатление. Наш дом горит, 8 миллионов наркоманов, конца этому не видно и нужно что-то делать! Любой шаг в этом направлении будет правильным. Существует второе чтение, можно исправлять текст, можно вносить поправки, но нужно с чего-то начинать, как говорят китайцы: и путь в тысячу ли начинается с первого шага. Что-то нужно сделать сейчас! Я обращаюсь к сидящим передо мной членам фракции "ЕДИНАЯ РОССИЯ", к тем, кого я там знаю. Вот скажи, пожалуйста, как ты будешь голосовать: ты будешь голосовать за то, чтобы ничего не делать, или за то, чтобы мы всё-таки что-то сделали? Я прошу каждого из вас перед тем, как он будет нажимать кнопку, подумать. Вы видели, к чему приводит наркомания, что это такое? Это не только разрушенные семьи - это разрушенная страна, вот что это такое! Когда Ли Куан Ю в Сингапуре начал расстреливать, в принципе это был правильный путь, у нас он невозможен, да, наверное, и не нужен, но с чего-то начинать надо. Наш замечательный Нилов предлагает, что делать, почему же вы говорите: нет, это не так, это чуть-чуть, давайте мы вообще изменим атмосферу в стране? Конечно изменим - лет через пятьдесят, а сейчас что будем делать? Совершенно прав Нилов, на сто процентов прав, мы должны это сделать! Я обращаюсь к вам, вы же... Мы все будем голосовать как надо, наша фракция проголосует за, несмотря на те, в общем, правильные вещи, которые говорил мой уважаемый коллега, фракция будет голосовать за этот законопроект. Я обращаюсь сейчас к вам: не будьте тормозом, не работайте против своей собственной страны, потому что, когда вы нажмёте "Против", вы проголосуете не против законопроекта, вы будете голосовать за разрушение нашей страны! Вот что я хотел сказать. Всего хорошего! (Аплодисменты.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Онищенко Геннадий Григорьевич, пожалуйста. ОНИЩЕНКО Г. Г. Я позволю себе поддержать многих выступавших здесь, которые в основном, правда в эмоциональном ключе, обрисовали проблему, действительно являющуюся сегодня угрозой нашей национальной безопасности. Тем не менее добавлю больше конкретики в то, что говорили. Цена вопроса. После того как американцы вошли в Афганистан, Афганистан стал производить в десятки раз больше тяжёлых опиатов, нежели весь мир до этого. Теперь цифры. Ежегодно у нас выявляется примерно 92 тысячи ВИЧ-инфицированных детей, из них более 50 процентов - это миксная эпидемия - заразились при немедицинской инъекционной передаче опиатов, примерно половина. Вот посчитайте, сколько детей рекрутируется в эту двойную эпидемию, которая сегодня идёт в нашей стране. Я позволю себе сказать, что в какой-то мере я был прародителем Госнаркоконтроля. Мы готовили заседание президиума Госсовета, и Владимир Владимирович поставил задачу рассмотреть в том числе проблему наркотиков. После решения, принятого на Госсовете, был создан Госнаркоконтроль, который, к сожалению, не выполнил ту задачу, которую на него возлагало высшее политическое руководство страны. Теперь что касается Китая. Действительно, есть опыт шанхайской декларации, которая в начале века остановила эпидемию в Китае, но сейчас в Китае существует такая же угроза, как и у нас, потому что в гибридной войне, которую ведут Соединённые Штаты, совместно решаются задачи и по нашей стране, и по Китаю. И ещё цифры: 42 тысячи тонн чистых опиатов нужно для того, чтобы всех тех наркоманов, которые есть в нашей стране, поддерживать на уровне социализации. Теперь что касается предлагаемой статьи. Я позволю себе резкое высказывание, потому что имею на это и моральное, и профессиональное право: эта статья имитационная, она будет создавать впечатление, что мы что-то делаем, - на самом деле делается много, - но в данном случае эта статья будет спящей, потому что здесь нет указания на тот ФОИВ, который будет этим заниматься, а тут нужно миксно заниматься. Как я уже говорил, когда задавал вопрос, как правило, все эти "детские центры", где наши дети пляшут до утра, как раз находятся под контролем наркоманов. Если можно, добавьте время, хоть я и не от фракции. Если нет, тогда я закончу. Я предлагаю, оценивая высоко, Олег Анатольевич... (Микрофон отключён.) Председательствует Председатель Государственной Думы В. В. Володин ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Добавьте время, пожалуйста. ОНИЩЕНКО Г. Г. Не дают, ну ладно. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Продолжайте, продолжайте, добавим. ОНИЩЕНКО Г. Г. Давайте мы всё-таки не будем имитировать работу, а будем работать! Эта статья будет спящей, она будет просто говорить о том, что мы якобы что-то делаем, а надо действительно делать то, что надо делать. Поэтому я предлагаю всё-таки согласиться с нашей фракцией, отклонить эти законопроекты и приступить к той работе, которая сейчас очень нужна нашему государству, и я готов в ней участвовать. Благодарю за внимание. Извините за назойливость. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Геннадий Григорьевич. Пожалуйста, Шайхутдинов Рифат Габдулхакович. ШАЙХУТДИНОВ Р. Г., депутат Государственной Думы, не входящий во фракцию. Спасибо, Вячеслав Викторович. Скажу всё-таки несколько слов в защиту бизнеса. Законопроекты предполагают одно - переложить ответственность с правоохранительных органов на бизнес. По сути что нам предлагают авторы? Они нам говорят: мы не доверяем всем, кто борется с этим злом. С этим злом надо бороться, но не таким методом. Есть общественные организации, которые создают зоны без наркотиков, города без наркотиков и так далее, борются с этим злом, и они находятся во многом в противостоянии с некоторыми органами, которые, казалось бы, тоже с ним борются, а на самом деле его прикрывают и так далее. Ну и что мы получаем? Мы получаем жёсткое противостояние общества и этих органов. Я согласен с предыдущим выступавшим, господином Онищенко, в том, что это по сути имитация, эти законопроекты предлагают нам имитацию. Там не указано, какие меры будут осуществляться. Что значит профилактировать? Например, у человека есть кафе, как он будет там профилактировать? Мы что, предлагаем ему какие-то меры? В результате мы ему установим какие-то нормативы. Мы сейчас пытаемся снять нагрузку с бизнеса, а тут мы опять его ещё догрузим, придут из тех же органов и будут что-то требовать по пунктам, да? Это не его работа: он должен создать нормальные, качественные условия для того, чтобы люди в кафе или в ночном клубе могли нормально питаться, отдыхать. Это не работа бизнеса, а мы пытаемся нагрузить бизнес, который точно эту работу не должен выполнять, и говорим, что не доверяем правоохранительной системе. Так, может быть, там надо что-то менять, чтобы реально с этим злом бороться? Я считаю, что действительно с ним надо бороться, но не за счёт такого популизма, имитации, которую предлагают авторы. Я считаю, правильно выступали здесь и Валеев, и Онищенко по поводу того, что эти законопроекты нельзя поддерживать. Я согласен с тем, что говорил товарищ Бортко по поводу того, что с этим злом надо бороться, - надо бороться, но бороться силами правоохранительной системы, там усиливать эту борьбу, там усиливать меры наказания, может быть, меры ответственности и так далее, но не таким образом: взять и переложить всё на бизнес, который и так сегодня вы знаете, в каком состоянии. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Рифат Габдулхакович. Пожалуйста, полномочный представитель президента? Нет. Правительства? Нет. Заключительное слово докладчика Олега Анатольевича Нилова будет? Будет. Пожалуйста, включите микрофон Нилову Олегу Анатольевичу. НИЛОВ О. А. Спасибо, уважаемые коллеги, кому за поддержку, а кому за принципиальность. Можно было бы понять в том числе Рифата Габдулхаковича, если бы он защищал чистый бизнес. А я говорю про бизнес на крови, понимаете, о чём я говорю? Вот такой бизнес защищать нельзя! Это то же самое, как если бы вы вышли защищать, ну, не знаю, бизнесменов, у которых в кафе, в ресторане бегают свободно крысы, пауки, тараканы, и вот вы это защищали бы. Главная задача бизнеса, который предоставляет услуги, тем более молодёжи, - безопасность. Вот вам пример: только сейчас выяснилось, что у охранников, которые в Хабаровске глядели, как убивают парня, не было лицензии. Значит, бизнес на этом сэкономил: просто поставили каких-то мужиков, одели их в форму, в футболки, где написано "Охрана". Сэкономил на этом бизнес - и погибают люди! Кто-то экономит на другом в погоне за прибылью, сверхприбылью, и там травят людей напитками, какими-то фальсифицированными продуктами - ядами! Вы такой бизнес хотите защищать? Я не хочу защищать такой бизнес, такой бизнес надо искоренять! И это задача в том числе бизнеса здорового, который не хочет вот такой конкуренции: одни бизнесмены из кожи вон лезут, чтобы как-то быть на плаву, а другие торгуют наркотиками. И вы такой бизнес защищаете! Уважаемые коллеги, это как минимум ошибка! И я согласен с Владимиром Владимировичем, который говорит, что от ошибки до преступления в этом смысле один шаг. В чём преступление? А вот в этом попустительстве! Не нравится этот законопроект - давайте предложения, коллега Онищенко! Давайте поставим срок, когда вы вместе с профессиональными, экспертными институтами, тем более есть такая есть возможность, и слава богу!.. Давайте привлечём экспертов, профессионалов и напишем правильный закон, используя весь мировой опыт! Но начинать нужно с административных мер. Я не пытался создать кодекс, знаете, антинаркотический, но, если такая задача стоит, давайте её решать, давайте тогда предусмотрим и все остальные меры ответственности - уголовные, профилактические, - создадим такой кодекс. Но нельзя просто так говорить: "Нет, это нас не устраивает". Кто будет отвечать за тысячи смертей по причине того, что это не нравится, а другого у нас нет? Уважаемые коллеги, моё предложение: защищаете - отвечайте тогда за свои слова, предлагайте альтернативу на эту же самую тему. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Олег Анатольевич. Пожалуйста, Эрнест Абдулович Валеев. ВАЛЕЕВ Э. А. Вообще, необходимости выступать с заключительным словом и не было бы, потому что я не услышал ни одного возражения против доводов, которые приводил, - что законопроект противоречит Конституции, что ответственность за выполнение государственных полномочий необоснованно пытаются возложить на неопределённый круг лиц, на бизнес и что за эти действия уже предусмотрена уголовная ответственность физических лиц, - но я вынужден выступить по одной простой причине: депутат Бортко обвинил меня в лоббировании наркобизнеса. Я понимаю, что эмоции при обсуждении таких проблем неизбежны, но я ничего не говорил о наркобизнесе, я говорил конкретно о законопроекте и о том, почему его нельзя поддержать. Возражений я не услышал. И я думаю, что депутату стоило бы, наверное, извиниться. Что касается приведённого примера с "Хромой лошадью". Николай Иванович, я осматривал место происшествия в "Хромой лошади" и был задействован в руководстве следствием: привлекали как владельца бизнеса, так и работников МЧС за конкретные действия - за невыполнение служебных обязанностей, за конкретную вину. Поэтому приведённый пример, собственно, в данном случае совершенно не работает. То, что необходимо совершенствовать законодательство по противодействию наркобизнесу, безусловно, факт, да, это необходимо. Я призываю всех активно участвовать в работе международной конференции по этим проблемам. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо большое, Эрнест Абдулович. Ставлю на голосование проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" под пунктом 14.1 повестки дня. Просьба включить режим голосования. (Идёт голосование.) Результаты не показываем. Ставлю на голосование проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О наркотических средствах и психотропных веществах" и в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" под пунктом 14.2 повестки дня. Включите режим голосования. (Идёт голосование.) Результаты не показывайте. Теперь покажите результаты голосования по законопроекту под пунктом 14.1. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 45 мин. 05 сек.) Проголосовало за 55 чел.12,2 % Проголосовало против 1 чел.0,2 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 56 чел. Не голосовало 394 чел.87,6 % 55 голосов "за". Покажите результаты голосования по законопроекту под пунктом 14.2. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 45 мин. 41 сек.) Проголосовало за 54 чел.12,0 % Проголосовало против 1 чел.0,2 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 55 чел. Не голосовало 395 чел.87,8 % 54 голоса "за". Коллеги, второй законопроект, под пунктом 14.2, в соответствии с нашим Регламентом считается отклонённым. Ставится на голосование альтернативный законопроект, набравший большее количество голосов, - это законопроект "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" под пунктом 14.1. Просьба включить режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 46 мин. 39 сек.) Проголосовало за 56 чел.12,4 % Проголосовало против 1 чел.0,2 % Воздержалось 1 чел.0,2 % Голосовало 58 чел. Не голосовало 392 чел.87,1 % Результат: не принято Законопроект отклоняется.
Заседание № 68
О проекте федерального закона № 940577-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "О наркотических средствах и психотропных веществах" и в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" (в целях противодействия сбыту и потреблению наркотических средств и психотропных веществ в местах массового досуга; внесён депутатом Государственной Думы О. А. Ниловым, а также Д. Ю. Носовым, О. Л. Михеевым в период исполнения ими полномочий депутатов Государственной Думы).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
ГАРТУНГ В. К., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ". Уважаемый Иван Иванович, в связи со служебной командировкой докладчика Нилова прошу перенести рассмотрение вопросов 23, 24, 31, 38, 40, 41, 52 и 66 на 18 октября. И также прошу перенести рассмотрение вопроса 104 в связи с командировкой докладчика Емельянова. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Понятно.
Итак, депутат Гартунг предложил снять сегодня с рассмотрения пункты 23, 24, 31, 38, 40, 41, 52, 66 и 104. Нет возражений? Нет. Соглашаемся.