Заседание № 132
О проекте федерального закона № 939349-6 "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "Об организации страхового дела в Российской Федерации" (в целях совершенствования процедуры лицензирования субъектов страхового дела).
Рассмотрение законопроекта в третьем чтении
Пункт 4, проект федерального закона "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "Об организации страхового дела в Российской Федерации". Доклад Юрия Павловича Олейникова. Пожалуйста. ОЛЕЙНИКОВ Ю. П., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Законопроект, предлагаемый к рассмотрению в третьем чтении, поправки к Закону Российской Федерации "Об организации страхового дела...", вчера был рассмотрен нами и принят во втором чтении. Он был инициирован депутатами Государственной Думы шестого созыва, проведены все необходимые согласования, обсуждения и экспертизы, законопроект готов к принятию в третьем чтении. Прошу вас проголосовать за. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Есть ли желающие выступить по мотивам? Есть. Включите режим записи на выступления. Покажите список. Гулевский Михаил Владимирович. Я видел, что Жириновский Владимир Вольфович поднимал руку... Нет? Никто не хочет выступить? Нет желающих. Ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "Об организации страхового дела в Российской Федерации". Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 00 мин. 22 сек.) Проголосовало за 362 чел.80,4 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 362 чел. Не голосовало 88 чел.19,6 % Результат: принято Принимается в третьем чтении.
Заседание № 131
О проекте федерального закона № 939349-6 "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "Об организации страхового дела в Российской Федерации" (в целях совершенствования процедуры лицензирования субъектов страхового дела; принят в первом чтении 16 марта 2016 года с наименованием "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "Об организации страхового дела в Российской Федерации" и иные законодательные акты Российской Федерации").
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
Переходим к 9-му вопросу повестки дня. О проекте федерального закона "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "Об организации страхового дела в Российской Федерации". Доклад Юрия Павловича Олейникова. ОЛЕЙНИКОВ Ю. П., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! На рассмотрение во втором чтении выносится законопроект, который имеет богатую и долгую историю. Работа над ним началась в середине 2015 года, в марте 2016-го Государственная Дума предыдущего созыва приняла этот законопроект в первом чтении. К нему поступило много замечаний, довольно долго и напряжённо велась работа по согласованию позиций с правительством, с представителями Президента Российской Федерации и с Центральным банком. В результате консультаций и согласования позиции с экспертным и страховым сообществом мы пришли к тому, что сегодня выносим на ваше голосование 22 поправки, все они предлагаются к принятию. По сути, все поправки сводятся к двум позициям. Первое, из первоначального текста решено исключить особый порядок государственной регистрации страховых организаций через Центральный банк - по мнению всех участвовавших в работе над законопроектом, это увеличивало бюрократические риски при регистрации и создании страховых организаций. И второе, повышаются минимальные размеры уставных капиталов страховых организаций разных категорий - это будет осуществляться последовательно, в три этапа и должно быть завершено только к 2022 году. Остальные поправки корреспондируются с этими двумя, о которых я сказал, и в основном являются техническими. Прошу поставить законопроект на голосование. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, есть замечания по таблице поправок № 1? Есть. Пожалуйста, включите режим записи. Покажите список. Коломейцев Николай Васильевич. КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В., фракция КПРФ. Уважаемый Юрий Павлович, безусловно, вы профессионал и понимаете, что ваши поправки изменили концепцию, что недопустимо. Во втором чтении мы не имеем права менять концепцию, она утверждена в первом, а то, о чём вы сказали, - это изменение концепции. ОЛЕЙНИКОВ Ю. П. Уважаемый Николай Васильевич, никакого изменения концепции ни разработчики, ни соответствующие организации не заметили, по сути всё осталось так же, кроме одного: в первом чтении страховым организациям предлагалось начинать регистрацию с представления бизнес-плана и других документов вначале в Центробанке, а потом идти в регистрирующие органы, сейчас от этой позиции мы отказались. Это во-первых. И во-вторых, мы предусмотрели поэтапное увеличение минимального размера уставного капитала, который был предусмотрен в первом варианте законопроекта и принят Государственной Думой в первом чтении. Поэтому, убеждён, концепцию мы... ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые коллеги, исходя из того, что мы должны в соответствии с Регламентом обсуждать законопроект второго чтения, ещё раз хотел бы задать вопрос: по таблице поправок № 1 есть вопросы? ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ну ответил Юрий Павлович. Ставится на голосование таблица поправок № 1, предложенных ответственным комитетом к принятию. Просьба включить режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (10 час. 37 мин. 07 сек.) Проголосовало за 312 чел.69,3 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 1 чел.0,2 % Голосовало 313 чел. Не голосовало 137 чел.30,4 % Результат: принято Принимается таблица поправок № 1. Ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "Об организации страхового дела в Российской Федерации" во втором чтении, 9-й вопрос. Просьба включить режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (10 час. 37 мин. 43 сек.) Проголосовало за 332 чел.73,8 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 332 чел. Не голосовало 118 чел.26,2 % Результат: принято Законопроект во втором чтении принимается единогласно. Пожалуйста, включите микрофон на трибуне Юрию Павловичу Олейникову. ОЛЕЙНИКОВ Ю. П. Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! По мнению профильного комитета, законопроект готов к третьему чтению, и я прошу включить его в повестку на завтра, на 12 июля. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, нет возражений против того, чтобы включить законопроект в повестку на завтра для рассмотрения его в третьем чтении? Нет. Принимается.
Заседание № 285
О проекте федерального закона № 939349-6 "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "Об организации страхового дела в Российской Федерации" и иные законодательные акты Российской Федерации" (в целях совершенствования процедуры лицензирования субъектов страхового дела).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
8-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "Об организации страхового дела в Российской Федерации" и иные законодательные акты Российской Федерации". Докладывает Николай Николаевич Гончар. ГОНЧАР Н. Н. Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! Законопроектом предусматривается изменение процедуры регистрации страховых компаний. На сегодняшний день действует следующая схема: принимается решение о создании компании, с уставом этой компании организаторы идут в Федеральную налоговую службу, регистрируют юридическое лицо, а затем со свидетельством о регистрации идут в Центральный банк за лицензией. Может быть ситуация, когда Центральный банк, как мегарегулятор, не выдаёт лицензию, но как юридическое лицо, в названии которого присутствует слово "страхование", эта организация уже существует. И дальше она или те, кто хочет использовать это название, создают различного рода схемы. Скажем, "Московская сберегательная касса", микрофинансовая организация, публикует рекламу и распространяет её буквально по почтовым ящикам, причём выбирают специально пожилых людей, для которых "сберегательный", "советский" - это некие ключевые слова, архетипы, и те, кто занимается подобного рода деятельностью, это очень хорошо знают. На рекламе, которую вы находите в своём почтовом ящике, написано: "Все вклады застрахованы". Какие ставки? 18, 20, 24 процента годовых. Ниже, правда, меленько-меленько написано, что под вкладом подразумевается договор займа. Понятно, что микрофинансовая организация никаких вкладов принимать не имеет права, но магическое слово "застраховано" плюс ассоциативный ряд - государство страхует вклады граждан в кредитных организациях, в банках - срабатывают. Через некоторое время организация "Московская сберегательная касса" исчезает, а на следующий день объявляет о своём банкротстве та самая страховая компания, в названии которой это магическое слово присутствует. Изменения предлагаются небольшие, но принципиальные. Мы создали мегарегулятор, и он должен нести ответственность за то, что происходит на страховом рынке, - это наша общая позиция с Центральным банком, с которым мы работали над этой темой. Мы предлагаем сначала направлять документы в Центральный банк, который будет принимать решение - у него есть соответствующее подразделение и, прямо скажем, соответствующие возможности - о регистрации и выдаче лицензии, и только после этого он направит информацию в Федеральную налоговую службу. Казалось бы, в этой части изменения незначительные, но, судя по болезненной реакции тех, кто эксплуатировал эту тему, хочу сказать, что мы на правильном пути. Мы получили заключение Правительства Российской Федерации, скажу сразу, в целом оно поддерживает концепцию данного законопроекта. Заключение содержит следующую фразу: "Предусмотренный законопроектом... механизм государственной регистрации и лицензирования страховых организаций и иных субъектов страхового дела приведёт к созданию излишних административных барьеров, ухудшению инвестиционного климата в страховом секторе и сдерживанию его развития". Знаете, бывают виды развития, ну, например раковые образования, которые необходимо сдерживать. Мы собираемся поставить заслон на пути, то есть на самом деле усложнить процедуру реализации таких псевдостраховых афер. Вторая позиция, которая содержится в законопроекте. Мы предлагаем увеличить минимальный размер уставного капитала страховых организаций до 300 миллионов рублей, и для осуществления перестрахования - до 600 миллионов рублей. Сразу хочу сказать, что уже после внесения в Государственную Думу данного законопроекта правительство внесло свой законопроект, который был принят и который установил для всех страховых организаций минимальный размер уставного капитала - 120 миллионов рублей, а по действующему законодательству менять чаще чем раз в два года размер уставного капитала нельзя. Мы готовы ещё раз вернуться к данной позиции при подготовке законопроекта ко второму чтению и установить в нём сроки, которые удовлетворяют этому требованию закона, я имею в виду, не чаще чем раз в два года. Тем не менее мы считаем, что доверие граждан - это слишком серьёзная вещь и наш мегарегулятор не должен, а обязан гарантировать людям, что если в названии организации присутствует слово "страховой", то это действительно страхование, а не очередной вариант жульничества. Авторы просят принять данный законопроект в первом чтении. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Николай Николаевич. Борис Сергеевич Кашин. КАШИН Б. С. Уважаемый Сергей Евгеньевич, комитет поддержал идею законопроекта - Николай Николаевич подробно остановился на содержании - и рекомендует его к принятию. Я просто хотел сказать, что новые условия как раз в чём-то упрощают жизнь претендентов и получение лицензий в случае появления на страховом рынке саморегулируемой организации, которой пока нет. В этом случае в соответствии с принятым нами законом "О саморегулируемых организациях в сфере финансового рынка..." вообще не требуется обращения в Центральный банк, претендент будет подавать документы в саморегулируемую организацию, которая дальше уже будет взаимодействовать с Центральным банком. Комитет отмечает, что ряд положений законопроекта нуждается в серьёзной доработке, чтобы, так сказать, наполнить закон конкретным содержанием. По законопроекту каждая страховая компания раз в два года обязана создавать бизнес-план, и если он не удовлетворяет Центральный банк, то её могут лишить лицензии. Совершенно очевидно, что понятие "бизнес-план" надо наполнить конкретным содержанием, определить требования к нему и критерии оценки: за какие, так скажем, недостатки можно получить санкции. И последнее. Также требует уточнения понятие "неудовлетворительное финансовое положение учредителей страховой организации" - вот здесь как раз поле деятельности для актуариев, которых мы, так сказать, немножко подвинули с рынка. Комитет поддерживает. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. У кого есть вопросы? Александр Георгиевич Тарнавский. ТАРНАВСКИЙ А. Г. У меня вопрос к Борису Сергеевичу. Обсуждался ли подробно на заседании комитета вопрос об увеличении уставного капитала до 300 миллионов рублей? Ещё раз хотелось бы уточнить: какие здесь были соображения, почему такая цифра выбрана и какая у нас стратегия поведения в отношении страховых организаций на среднесрочную, а может быть, даже и на долгосрочную перспективу? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Борис Сергеевич Кашин. КАШИН Б. С. На заседании комитета эта тема обсуждалась, но мы приняли во внимание заявление авторов, в числе которых и председатель комитета, о том, что здесь нет жёсткой позиции. А с учётом предложения правительства и необходимости дать страховым компаниям возможность набрать этот капитал, видимо, будут внесены поправки, поэтому пугать сейчас страховые компании нежелательно. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Иван Николаевич Абрамов. АБРАМОВ И. Н. У меня вопрос к Николаю Николаевичу. Конечно, нужно бороться с фирмами-однодневками, которые появляются на страховом рынке, но у нас есть ещё и страховые компании, которые в принципе плохо выполняют свои обязанности. Вот в Амурской области есть компания "Росгосстрах". Приходишь туда за полисом ОСАГО, а тебе навязывают страховку жизни, имущества и ещё кучу других услуг. Если ты не соглашаешься, тебе отказываются продавать полис - а за углом уже гаишники стоят, ловят и выписывают штрафы. Может быть, в этом же проекте - и это проблема не только Амурской области, наверняка эта проблема и в других городах существует - ко второму чтению, коль мы уже начали рассматривать вопросы работы страховых организаций, добавить и ужесточить меры ответственности, предусмотрев отзыв лицензий у тех компаний, которые недобросовестно выполняют свои обязанности? ГОНЧАР Н. Н. Уважаемый Иван Николаевич, в отношении компании, которую вы назвали, мегарегулятор уже принимал решение, и, как вы помните, по одному из видов деятельности, предусмотренных лицензией, выданной этой компании, её деятельность приостанавливалась. Это произвело в определённом смысле шоковое впечатление на рынок, потому что считалось, что уж такую компанию никто не тронет. Центральный банк продемонстрировал, что тронет, и, хочу сказать, это произвело серьёзное впечатление и на многие другие компании. Я помню, что когда меня пригласили объясняться по этому поводу, то я, разделяя озабоченность трудностями, которые возникают у частных компаний в отношении ОСАГО, сказал: слушайте, раз это обязательное страхование, давайте отдадим это дело государству. В ответ была гробовая тишина, больше дурацких вопросов не задавали. Это делается и будет делаться дальше. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Кто хотел бы выступить? Нет желающих. Выносим законопроект на "час голосования".
8-й пункт, проект федерального закона "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "Об организации страхового дела в Российской Федерации" и иные законодательные акты Российской Федерации". Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 07 мин. 55 сек.) Проголосовало за 441 чел.98,0 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 441 чел. Не голосовало 9 чел.2,0 % Результат: принято Принят в первом чтении.