Заседание № 128
О проекте федерального закона № 93929-5 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (по вопросу о нормативно-правовом регулировании государственной регистрации прав на недвижимое имущество).
Рассмотрение законопроекта в третьем чтении
Пункт 7, проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации". Ольга Дмитриевна Гальцова докладывает от Комитета по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству. ГАЛЬЦОВА О. Д., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Олег Викторович, уважаемые депутаты! Представленный вашему вниманию проект федерального закона разработан в целях обеспечения функционирования единой учётно-регистрационной системы. В основном, напомню, данный законопроект направлен на снижение издержек правообладателей при оформлении прав на недвижимость, на максимально полное предоставление государственных услуг в электронной форме в сферах государственной регистрации и кадастра недвижимости, и, третье, на исключение дублирования функций при осуществлении регистрации прав и кадастрового учёта. Уважаемые депутаты, напомню, что при подготовке данного законопроекта и обсуждении была проведена большая работа и была создана рабочая группа, которая рассмотрела все имеющиеся поправки к данному законопроекту. Сейчас вам на рассмотрение в третьем чтении представляется законопроект, который отвечает всем требованиям нашего Регламента. Замечаний Правового управления при подготовке к третьему чтению нет. Предлагается принять данный законопроект в третьем чтении. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Есть замечания по докладу? Да, Коломейцев по мотивам. Других выступающих нет? Хорошо.
Тогда у нас пункт 7, проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации". Коломейцев Николай Васильевич, от фракции КПРФ. Пожалуйста, ваше выступление по мотивам. Три минуты. КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Уважаемый Олег Викторович, уважаемые коллеги! Я специально вышел на эту трибуну, чтобы зафиксировать факт, когда комитет по Регламенту даже слова не сказал по поводу грубейшего нарушения Регламента комитетом по законодательству. Обратите внимание: я вам представляю законопроект в первом чтении - один лист, две страницы и одно предложение, я вам представляю законопроект в третьем чтении - пятьдесят восемь страниц. Но здесь самое интересное в другом. Мы с вами, вообще, унижаем наше Правовое управление чем? Я вам зачитаю две выдержки, не буду всё читать, времени не хватит. Заключение Правового управления на этот законопроект подписано заместителем начальника управления Деменковым, который пишет: "В соответствии со статьёй 6 Федерального закона от 14 июля 1994 года № 5-ФЗ "О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания" федеральные законы вступают в силу одновременно на всей территории Российской Федерации по истечении десяти дней после дня их официального опубликования..." И так далее. Могу вам зачитать заключительную статью законопроекта в третьем чтении, она вообще показательна по цинизму и игнорированию всех... Ну, естественно, в третьем чтении Ласточкина подписывает, что у неё замечаний уже нет. Так вот, заключительная статья вообще цинична. Здесь написано: одни три пункта вступают в силу тогда-то, другие два пункта вступают в силу тогда-то, очередные постановления будут потом, но это не исключает того-то. То есть законопроект по своему содержанию, вообще-то, не является законом, потому что здесь, в заключительной статье, отсылка на множество законов, но самое страшное - это то, что текст полностью изменён после первого чтения. Ну вы понимаете, что если даже все слова законопроекта первого чтения на двух страницах расшифровать по словарю Даля, то они явно на шестьдесят страниц не вытянут. Поэтому мы не можем голосовать за законы, которые принимаются с грубейшим нарушением Регламента, да ещё и вносятся комитетом по законодательству! С нашей точки зрения, большего цинизма быть не может. Почему? Потому что у вас есть все возможности. Если вы увидели, что вы ошиблись с концепцией, - взяли и вернули в первое чтение, тем более что наш Регламент предполагает возможность два раза рассматривать во втором чтении, приняли новую концепцию, а потом приняли хоть на ста пятидесяти листах. Ну так же нельзя! Если вы на двух страницах вносите в первом чтении, потом, изменив всю концепцию и добавив сюда "братскую могилу" ссылок на законы, принимаете совершенно новый законопроект во втором чтении и предлагаете это считать законом, то, мы считаем, таким образом мы с вами далеко... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Истекло ваше время, Николай Васильевич. Ставится на голосование проект федерального закона из пункта 7. Третье чтение. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (12 час. 34 мин. 47 сек.) Проголосовало за 347 чел.77,1% Проголосовало против 0 чел.0,0% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 347 чел. Не голосовало 103 чел.22,9% Результат: принято Принято.
Заседание № 127
О проекте федерального закона № 93929-5 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (по вопросу о нормативно-правовом регулировании государственной регистрации прав на недвижимое имущество; принят в первом чтении 15 октября 2008 года с наименованием "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним").
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
Пункт 7. О проекте федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации". Доклад члена Комитета по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству Ольги Дмитриевны Гальцовой. Пожалуйста. ГАЛЬЦОВА О. Д., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Борис Вячеславович, уважаемые депутаты! Представленный вашему вниманию проект федерального закона разработан в целях обеспечения функционирования единой учётно-регистрационной системы, созданной в соответствии с указами Президента Российской Федерации от 12 мая 2008 года № 724 "Вопросы системы и структуры федеральных органов исполнительной власти" и от 25 декабря 2008 года № 1847 "О федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии" (о которых вы все знаете) и предусматривает внесение изменений в Федеральный закон от 21 июля 1997 года № 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" и в Федеральный закон от 24 июля 2007 года № 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости". Уважаемые коллеги, законопроект в основном направлен на снижение издержек правообладателей при оформлении прав на недвижимость, о чём мы практически каждый раз здесь говорим, критикуя эту службу. Также он направлен на максимально полное предоставление государственных услуг в электронной форме в сфере регистрации и кадастрового учёта недвижимости и исключение дублирования функций при осуществлении регистрации прав и кадастрового учёта. В частности, законопроектом предусмотрена возможность направления (это совершенно новое, новелла) заявления о регистрации прав и документов, необходимых для регистрации прав, почтовым отправлением. При этом подлинность подписи заявителя или его представителя должна быть засвидетельствована в обязательном порядке в нотариальной форме. Следующее - возможность получения открытых, общедоступных сведений кадастра и реестра прав посредством обеспечения доступа к разделам официального сайта Росреестра в сети Интернет, а также посредством электронной почты с использованием средств электронной цифровой подписи. Причём при представлении сведений вводится принцип экстерриториального запроса, чего нет сейчас в действующем законодательстве, это когда сведения кадастра и реестра могут представляться независимо от места расположения объекта недвижимого имущества. При этом новым законопроектом установлен максимальный срок представления указанных сведений - пять дней. По данному законопроекту возможно одновременное представление заявления о государственной регистрации прав и заявления о государственном кадастровом учёте. Это принцип того единого окна, о котором так много говорили депутаты, и он сейчас нашёл своё отражение в новом законопроекте. Но это возможно только в том случае, когда соответствующая сделка не зависит от существующего учёта. Следующее - отмена требования о представлении кадастрового паспорта объекта недвижимости для целей государственной регистрации. И последнее - продление срока переходного периода, в течение которого положения закона о кадастре не применяются в отношении объектов капитального строительства, с 1 января 2010 года до 1 января 2013 года, продление срока осуществления технического учёта БТИ. Уважаемые депутаты, я при представлении законопроекта во втором чтении остановила своё внимание на ключевых вопросах изменения 122-го федерального закона только с той целью, чтобы вы ещё раз обратили внимание на важность тех новелл, изменений в 122-й закон, которые предполагаются, и на важность тех поправок, которые были приняты и одобрены Комитетом по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству. Предлагаемые законопроектом изменения позволят уменьшить число посещений государственных учреждений потребителями услуг учётно-регистрационной системы, устранить очереди, снизить издержки на получение документов и информации и в целом повысить качество государственных услуг. Я уже сказала, что поступило ко второму чтению тридцать поправок, двадцать девять поправок предлагается принять, одну поправку предлагается отклонить, так как другим федеральным законом регулируется решение данного вопроса: вступил в действие Федеральный закон от 17 июля 2009 года № 149-ФЗ, который даёт возможность данную поправку и данное решение исполнить в другом федеральном законе. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. По ведению два депутата записались. Швалёв Фёдор Михайлович. ШВАЛЁВ Ф. М., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Спасибо, Борис Вячеславович. Я прошу отметить для протокола, внести изменение: Максимова по 1-му вопросу настоящей повестки дня проголосовала за. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Решульский Сергей Николаевич, по ведению. РЕШУЛЬСКИЙ С. Н. Спасибо, Борис Вячеславович. Уважаемые коллеги, я даже не знаю, что делать - то ли выносить все двадцать девять поправок на отдельное голосование, то ли предлагать вернуть законопроект в первое чтение. Я не говорю сейчас о содержании представленного ко второму чтению законопроекта, но посмотрите текст: он полностью, на сто процентов (я первый раз в своей жизни это встречаю!) переписан. Даже наше Правовое управление даёт в мягкой форме такую характеристику: текст законопроекта ко второму чтению претерпел изменения. Ну нельзя, Борис Вячеславович, так: сначала принимать законы - потом полностью их отбрасывать! Может, он даже и лучше стал по каким-то позициям, но надо тогда рассматривать его в первом чтении, чтобы каждый из нас имел положенное по Регламенту время, десять минут, чтобы обосновать или опровергнуть те или... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Серьёзное замечание. Уважаемые коллеги, я хотел бы послушать мнение представителей правительства. У нас от Министерства экономического развития присутствует, наверное, Абрамченко, да? Пожалуйста, Абрамченко Виктория Валериевна. Вы слышали замечание Решульского Сергея Николаевича? АБРАМЧЕНКО В. В., заместитель директора Департамента недвижимости Министерства экономического развития Российской Федерации. Добрый день, Борис Вячеславович! Добрый день, уважаемые депутаты! Мы трудились над этим законопроектом с мая, и главная задача у нас была... Высказано замечание, что текст существенно изменился. Да, действительно, он существенно изменился. Потому что текст, который был представлен к первому чтению, предусматривал только изменение наименования органа нормативно-правового регулирования, в связи с тем что эти функции были переданы от Министерства юстиции Министерству экономического развития. Но 11 июня этого года на заседании правительства была одобрена концепция развития учётно-регистрационной системы, которой предусматривается не только изменение наименования органа нормативно-правового регулирования, но также существенное упрощение процедуры оформления прав наших граждан, организаций, юридических лиц для введения в гражданский оборот объектов недвижимости. Мы предусмотрели ряд норм, о которых сказала Ольга Дмитриевна, для того чтобы опять-таки упростить гражданский оборот. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Так, пожалуйста, Ольга Дмитриевна, ваша позиция. ГАЛЬЦОВА О. Д. Уважаемый Борис Вячеславович, уважаемые коллеги! Я хочу ещё раз обратить ваше внимание на указ президента, которым он практически создал новую службу - Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии. Над этим законопроектом работала целая рабочая группа, и в достаточно бурных дискуссиях отвоёвывалась каждая статья данного законопроекта. Данный законопроект, который сегодня предлагается вам во втором чтении, и те поправки, которые предлагается утвердить, не меняют совершенно, не меняют абсолютно сути, направленной на улучшение оказания государственных услуг, минимизируя временные и финансовые затраты наших граждан, которые ходят по различным инстанциям и теряют время, стоя в очередях. Принятие его во втором чтении сегодня позволит в конечном итоге выстроить систему таким образом, чтобы у нас на заседаниях Государственной Думы постоянно не возникало таких бурных дискуссий, которые возникли и в прошлую среду, и практически на каждом заседании возникают, когда дело касается этой службы. Поэтому убедительная просьба: ещё раз посмотреть, подумать и проголосовать за данный законопроект во втором чтении. Ещё раз говорю, что он направлен на улучшение обслуживания населения по оказанию государственных услуг. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Логинов Андрей Викторович. ЛОГИНОВ А. В. Добавлю к очень полному и, в общем-то, точному сообщению представителя министерства экономики, что данный законопроект среди прочего регулирует и вопросы земельных отношений. Мы прекрасно понимаем, что если бы мы пошли по формальному пути внесения каждой нормы, предлагая в качестве отдельного законопроекта, то этот процесс мог бы затянуться на годы. Реально, коллеги, на годы, так как процедура требует направления законопроекта на заключение в правительство, поскольку речь идёт о дополнительных полномочиях этой службы, требует рассылки перед первым, перед вторым чтением, и сама повестка работы Государственной Думы была бы в значительной степени утяжелена. Вместе с тем вся работа велась в стенах думского комитета, одного из сильных и профессиональных комитетов Государственной Думы, поэтому правительство, предлагая своё решение, в данном случае полностью опиралось на позицию и авторитет этого комитета. Мы сейчас просим поддержать это решение и рассмотреть данный законопроект во втором чтении в том виде, в каком он представлен. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. По ведению - Коломейцев Николай Васильевич. КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Уважаемый Борис Вячеславович, уважаемые коллеги! Мы не оспариваем авторитет работающих в комитете, и мы не оспариваем правильность указа и концепцию правительства. Мы возражаем потому, что во втором чтении комитетом, подчёркиваю, юридическим комитетом, с грубейшим нарушением Регламента внесён совершенно другой текст закона, который ни одного слова не повторяет. Поэтому мы предлагаем, учитывая, что вы можете в трёх чтениях принять за пять минут, всё-таки правильно внести законопроект, новый законопроект, и принять его на другом заседании, а сегодня его снять, как внесённый с необоснованно изменённой концепцией. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Позиция понятна. Уважаемые коллеги, у нас данный проект федерального закона находится в блоке законопроектов второго чтения, есть определённая процедура рассмотрения проекта закона во втором чтении. У меня есть возможность при обсуждении таблицы 1, которая включает двадцать девять поправок, предоставить право обсудить каждую поправку отдельно, если такая необходимость есть. Поэтому я такой вопрос и задаю: есть ли необходимость при обсуждении таблицы 1 какие-то поправки обсуждать отдельно? Нет необходимости. Я ставлю на голосование таблицу 1 поправок, рекомендованных комитетом к принятию. Кто за? Прошу голосовать. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 02 мин. 39 сек.) Проголосовало за 349 чел.77,6% Проголосовало против 0 чел.0,0% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 349 чел. Не голосовало 101 чел.22,4% Результат: принято Принято. Таблица 2. Есть ли необходимость обсуждать одну эту поправку? Нет. Ставится на голосование таблица 2 поправок, рекомендованных комитетом к отклонению. Кто за? Прошу голосовать. Включите режим голосования. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 03 мин. 22 сек.) Проголосовало за 330 чел.73,3% Проголосовало против 0 чел.0,0% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 330 чел. Не голосовало 120 чел.26,7% Результат: принято Принято. По ведению - Апарина Алевтина Викторовна. АПАРИНА А. В. Борис Вячеславович, я прошу проконсультировать, поскольку серьёзные на самом деле здесь замечания наша фракция представила. Скажите, а можно на экспертизу отправить, чтобы экспертиза установила и в первом варианте, и во втором... Пусть экспертиза скажет своё слово: правы мы или не правы. Это будет нормально, давайте таким образом поступим. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Мы обязательно перед третьим чтением проводим юридико-техническую экспертизу, это условие подготовки законопроекта к третьему чтению, тогда мы и определимся. Уважаемые коллеги, мы по таблицам проголосовали. Я ставлю на голосование во втором чтении проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации". Кто за? Прошу голосовать. Включите режим голосования. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 04 мин. 49 сек.) Проголосовало за 349 чел.77,6% Проголосовало против 0 чел.0,0% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 349 чел. Не голосовало 101 чел.22,4% Результат: принято Принято.
МАЛЬЧИХИН В. А., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Спасибо, Олег Викторович. Для протокола: по пункту 7 порядка работы по таблице 2 поправок депутаты Банщиков, Гольдштейн, Сутягинский и Туголуков голосовали за, и депутат Туголуков голосовал также за принятие данного законопроекта во втором чтении.
Заседание № 47
О проекте федерального закона № 93929-5 "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (об органе, осуществляющем нормативно-правовое регулирование в сфере государственной регистрации прав).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Уважаемые депутаты, переходим к обсуждению пункта 19 порядка работы. О проекте федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним". Доклад председателя Комитета по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству Павла Владимировича Крашенинникова. Пожалуйста. КРАШЕНИННИКОВ П. В., председатель Комитета Государственной Думы по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемая Надежда Васильевна, уважаемые коллеги! Мы с вами последовательно принимаем законопроекты, которые направлены на упрощение оборота недвижимости. Как уж это на местах получается, не только от нас зависит, это зависит и от органов местного самоуправления, и от федеральной исполнительной власти, но тем не менее мы свою работу будем продолжать делать, и в том числе данный законопроект в некоторой степени к этому нас тоже ведёт. Суть законопроекта заключается в следующем. В соответствии с указом Президента Российской Федерации от 12 мая 2008 года данным нормативным актом предлагается объединить федеральные органы исполнительной власти, которые занимаются недвижимостью. В первую очередь речь идёт о Росрегистрации, о Роснедвижимости и о том органе, который занимается геодезией и картографией. Кроме того, в соответствии с данным указом система государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним передана из ведения Министерства юстиции в ведение министерства экономики. Соответственно, поправки в закон "О государственной регистрации прав..." в данном случае являются достаточно техническими. Это первые поправки в связи с данным указом, дальше мы планируем унифицировать и соединять, что ли, два законодательных акта, упрощать их - это закон о кадастре и закон о государственной регистрации прав, - с тем чтобы сделать действительно "единое окно". В данном случае мы предлагаем всё-таки указать в законе, что полномочия в сфере регистрации осуществляет уполномоченный орган в сфере государственной регистрации прав, а не, как это было раньше, орган юстиции. И вообще, это достаточно широкая проблема. Я, уважаемые коллеги, хочу ещё раз обратить внимание на то, что в федеральных законах мы не имеем права указывать конкретно то или иное министерство. По Конституции структуру федеральных органов исполнительной власти устанавливает президент по представлению председателя правительства, поэтому мы должны просто указывать, что это осуществляет соответствующий уполномоченный орган, что, собственно говоря, мы и предлагаем сделать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Павел Владимирович, так вы, комитет, поддерживаете данный законопроект или вы предлагаете его отклонить? КРАШЕНИННИКОВ П. В. Я внёс данный законопроект, и комитет предлагает его поддержать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Предлагает поддержать. Уважаемые депутаты, есть ли вопросы к докладчику? Один вопрос. Рябов, пожалуйста. Включите микрофон. РЯБОВ Н. Ф. Павел Владимирович, будьте любезны, ответьте. Вообще, тема очень широкая. Сегодня за то, чтобы, скажем, перевести, перерегистрировать дом, купив его у хозяев, или даже родительский дом, когда родители почиют далеко от нас, плата сумасшедшая, и беготня тоже, в общем-то, требует времени. Комитет над этой задачей работает? Причём это безотлагательно нужно сделать: сегодня многие дома не регистрируются, люди, не получив документа о перерегистрации и праве на имущество, не могут прописаться и живут без прописки в доме и так далее. Будьте любезны, ответьте. КРАШЕНИННИКОВ П. В. Ну, что касается платы, пошлину за регистрацию такой сделки мы снизили в четыре раза, она на сегодняшний день составляет 100 рублей для граждан. Что касается нового наследственного законодательства, оно у нас тоже появилось. Правила, на мой взгляд, достаточно современные, другое дело, как они выполняются на практике, но это уже вопрос к правоприменительным органам. А что касается получения информации, то указ и направлен на соединение технической информации с правовой, на то, чтобы один орган собирал всю информацию, как правовую, так и техническую, чтобы граждане не бежали вначале в БТИ, потом в земельный комитет, а потом с этими справками, которые действуют тридцать дней, им не нужно было ещё бежать в регистрационный орган, и если не успел, то всё повторять заново. Вот сейчас как раз, когда в соответствии с указом президента этот орган будет создан, - а мы надеемся, что всё-таки в ближайшие дни он будет создан, - документы будут проходить внутри одного органа - от сотрудников, которые занимаются техническими вопросами, к сотрудникам, которые занимаются правовыми вопросами. Это должно быть внутри одного органа, без участия гражданина. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Павел Владимирович. Присаживайтесь, пожалуйста. Уважаемые депутаты, есть ли желающие выступить? Нет желающих. Есть ли желание выступить у полномочных представителей правительства, президента? Также нет желания. Переходим к голосованию. Кто за то, чтобы принять законопроект в первом чтении? Комитет за. Включите режим голосования. Покажите результаты, пожалуйста. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (12 час. 56 мин. 58 сек.) Проголосовало за 414 чел.92,0% Проголосовало против 0 чел.0,0% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 414 чел. Не голосовало 36 чел.8,0% Результат: принято Принято.