Заседание № 308

21.07.2020
Вопрос:

О проекте федерального закона № 938348-7 "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российский Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в части уточнения отдельных положений кодекса).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в третьем чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 1924 по 2054 из 9050
Коллеги, переходим к рассмотрению 7-го вопроса повестки дня, о проекте          
федерального закона "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской         
Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации".               
                                                                                
Андрей Михайлович Макаров, пожалуйста.                                          
                                                                                
МАКАРОВ А. М., председатель Комитета Государственной Думы по бюджету и          
налогам, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                               
                                                                                
Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Законопроект подготовлен к    
процедуре третьего чтения, прошёл все необходимые экспертизы. На этом можно     
было бы закончить, но, единственное, нам давали поручение подготовить проект    
постановления Государственной Думы, и он подготовлен. В ходе работы над этим    
проектом мы увидели очень странные вещи: с одной стороны, закон "Об охране      
окружающей среды" говорит о том, что все обязаны возместить ущерб,              
причинённый природе, в полном объёме, но потом вдруг, с другой стороны,         
возникает административный кодекс, которым максимальный штраф устанавливается   
в размере 1 миллиона рублей, открываем Уголовный кодекс, а там материальный     
штраф составляет 200 тысяч рублей или один оклад, а когда мы открываем          
Налоговый кодекс, то видим, что, оказывается, все эти расходы на возмещение     
вреда относятся на расходы компаний, то есть уменьшают прибыль, таким           
образом, фактически возмещение ущерба осуществляется за счёт государства.       
                                                                                
Именно поэтому мы вышли за рамки того поручения, которое давал парламент. Мы    
считаем, что эти вопросы необходимо решать, и здесь вопросы, связанные и с      
подготовкой соответствующих нормативных актов, и с необходимостью изменения     
законов, то есть с тем, что необходимо выполнить решение президента, который    
- помните? - задал этот вопрос: "А почему не ремонтируются такие объекты?       
Ведь это же намного дешевле, чем возмещать". Не ремонтируются они, потому что   
никакой реальной ответственности за это нет, и вот мы предлагаем устранить      
эту ситуацию. Как выяснилось, проблемы экологической безопасности... как        
оказалось, у семи нянек дитя без глазу.                                         
                                                                                
Нам с вами вместе с правительством предлагается это доработать, и об этом       
проект постановления Государственной Думы. Комитет предлагает поддержать.       
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Андрей Михайлович.                               
                                                                                
Уважаемые коллеги, по мотивам есть желающие выступить? Есть.                    
                                                                                
Пожалуйста, включите режим записи.                                              
                                                                                
Покажите список.                                                                
                                                                                
Пожалуйста, Ганзя Вера Анатольевна.                                             
                                                                                
ГАНЗЯ В. А., фракция КПРФ.                                                      
                                                                                
Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Наша фракция поддержит этот   
законопроект, но мне хотелось бы сказать о нескольких очень серьёзных           
моментах.                                                                       
                                                                                
Конечно, хорошо, что мы устанавливаем контроль за ФАИПами, конечно, хорошо,     
что устанавливаем контроль за Фондом национального благосостояния, хотя здесь   
мы с вами, коллеги, должны посмотреть, что там, собственно говоря,              
контролировать: в Фонде национального благосостояния на сегодняшний день        
накопилось 12,14 триллиона рублей (это 10,7 процента от ВВП), а мы делаем       
так, что все экономические проблемы нашей страны решаем либо за счёт            
заимствований, либо с помощью налоговых льгот, которые просто напрочь убивают   
экономику регионов и муниципалитетов. Я считаю, что это неправильно. А где      
тогда наши деньги, деньги из Фонда национального благосостояния? В              
иностранных активах! В общем, собственно говоря, там есть одна полновесная      
конфетка, и эта конфетка - это программа развития сельских территорий, где 95   
процентов - за счёт федерального софинансирования, других я как бы не           
заметила.                                                                       
                                                                                
Но я хотела бы остановиться немножко и на другом. Мы в последнее время          
приняли достаточно много разных законов, то есть государственных мер            
поддержки нашего бизнеса, граждан, регионов, муниципалитетов и так далее.       
Давайте посмотрим, как всё-таки работают эти законы и какие условия сегодня     
предлагает Правительство Российской Федерации тем, на кого эти меры             
государственной поддержки направлены. И здесь получаются странные вещи - я      
приведу только несколько примеров.                                              
                                                                                
Так, мы сняли ограничения с пороговых значений для регионов: дефицит бюджета,   
заимствования и так далее - вот это мы сняли, однако тут же мы вдруг урезали    
лимиты казначейских бюджетных кредитов. Это вообще как? Далее, если даже наши   
регионы попробуют взять коммерческие кредиты, то у них это тоже не получится.   
Знаете почему? Потому, что ни один банк не заявляется на ту ставку, которая     
сегодня служит условием, - ключевая ставка плюс 1 процент, - ни один банк не    
выходит, заимствований, по сути дела даже коммерческих, у них нет.              
                                                                                
Дальше посмотрим. Если даже регион сможет получить это коммерческое             
заимствование, взять коммерческий заём, то этот регион автоматически тут же     
вылетает из программы, из второго этапа реструктуризации бюджетных кредитов.    
                                                                                
То есть посмотрите (я продолжаю тему, о которой говорил Андрей Михайлович):     
один закон противоречит другому нормативному правовому акту, особенно тем       
нормативным актам, которые, собственно говоря, принимает правительство.         
Поэтому у меня есть конкретное предложение: давайте мы с вами поручим либо      
трёхсторонней комиссии, либо специальной рабочей группе посмотреть, как         
работают эти законы... (Микрофон отключён.)                                     
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Пожалуйста, Максимова Надежда Сергеевна. С места.                               
                                                                                
МАКСИМОВА Н. С., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                       
                                                                                
Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Можно было бы, конечно, по    
каждой позиции дать ответ, но я считаю, что это делать нецелесообразно. Ведь    
мы все поддерживаем этот законопроект, мы понимаем, что нормы, которые в него   
включены, действуют уже много лет, - вот вместо того чтобы каждый раз вносить   
их законом о бюджете или другим законом, мы один раз вносим постоянную норму    
в Бюджетный кодекс, тем самым перестаём утяжелять те законы, которые нам        
предстоит принять. И мне кажется, поскольку у нас есть такое единогласие в      
отношении этого закона, наверное, не нужно сейчас политических деклараций,      
надо просто проголосовать за.                                                   
                                                                                
Фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" голосует за и приглашает вас тоже присоединиться к      
этой позиции.                                                                   
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ставится на голосование проект федерального закона "О     
внесении изменений в Бюджетный кодекс Российский Федерации и отдельные          
законодательные акты Российской Федерации", 7-й вопрос нашей повестки.          
                                                                                
Пожалуйста, включите режим голосования.                                         
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (12 час. 57 мин. 25 сек.)                 
Проголосовало за              382 чел.84,9 %                                    
Проголосовало против            1 чел.0,2 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    383 чел.                                          
Не голосовало                  67 чел.14,9 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Федеральный закон принят.                                                       

Заседание № 307

15.07.2020
Вопрос:

О проекте федерального закона № 938348-7 "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российский Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в части уточнения отдельных положений кодекса; принят в первом чтении 23 июня 2020 года с наименованием "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российский Федерации").

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта во втором чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 2008 по 2446 из 5085
Пункт 13, проект федерального закона "О внесении изменений в Бюджетный кодекс   
Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации".    
Докладывает Андрей Михайлович Макаров.                                          
                                                                                
Уважаемые коллеги, прежде чем Андрей Михайлович начнёт докладывать,             
проинформирую, что на рассмотрение данного вопроса приглашены министр           
природных ресурсов и экологии Российской Федерации Кобылкин Дмитрий             
Николаевич, его заместитель Румянцев Константин Николаевич и заместитель        
министра финансов Лавров Алексей Михайлович. Все они находятся в                
правительственной ложе.                                                         
                                                                                
Пожалуйста, Андрей Михайлович.                                                  
                                                                                
МАКАРОВ А. М., председатель Комитета Государственной Думы по бюджету и          
налогам, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                               
                                                                                
Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Хотел бы перед началом       
рассмотрения этого вопроса сказать несколько слов о тех ключевых вопросах,      
которые предлагается решить в рамках второго чтения. В основном это связано с   
реализацией тех задач, которые ставились в постановлении Государственной        
Думы.                                                                           
                                                                                
Начну, пожалуй, с первого, мы ставили вопрос о субсидиях, которые выделяются    
в рамках государственной программы "Комплексное развитие сельских               
территорий", - говорили о том, что софинансирование регионов должно быть        
таким же, как по национальным проектам. Этот вопрос решён в поправках ко        
второму чтению. Такое решение предлагается принять.                             
                                                                                
Второй вопрос. Нам предлагалось в законопроекте, который был внесён, по         
существу, полностью снять контроль парламента по ФАИП, федеральной адресной     
инвестиционной программе. Эту поправку комитет предложил отклонить, и вместо    
неё внесена другая поправка, реализующая постановление Государственной Думы о   
контроле парламента, контроле Государственной Думы по ФАИП, которая будет       
касаться как представления данных в рамках бюджета, так и представления         
данных в случае внесения изменений в бюджет. По существу, это новый подход к    
федеральной адресной инвестиционной программе и контролю со стороны             
парламента.                                                                     
                                                                                
Очень важный вопрос, который здесь решается, - это вопрос парламентского        
контроля по Фонду национального благосостояния. В законопроекте, вынесенном     
на рассмотрение в первом чтении, предлагалось разрешить правительству           
принимать решение о его расходовании без внесения изменений в бюджет. Данную    
поправку во втором чтении комитет предлагает отклонить.                         
                                                                                
Очень важный вопрос - строительство региональных объектов. Многие субъекты      
обращались к нам с таким предложением: чтобы, если у них есть средства, они     
могли их вкладывать опережающим образом в строительство и получать              
компенсацию из федерального бюджета средств, которые они сами вложат. Такой     
возможности у них не было по БК, теперь эта возможность предоставляется в       
соответствии с поправками, которые комитет сегодня предлагает поддержать.       
                                                                                
Очень важное решение принято по распределению средних дистиллятов, доходов по   
акцизам, которое позволяет без выпадающих доходов по какому бы то ни было       
региону сделать его справедливым как для тех регионов, которые производят,      
так и для тех регионов, в которых осуществляется потребление.                   
                                                                                
Наконец, очень важный вопрос: мы не просто вернули контроль по ФНБ, мы даём     
возможность правительству в этом году - я подчёркиваю, все эти нормы в          
основном идут именно по этому году - истратить 1,8 триллиона дополнительно за   
счёт заимствований, направив на решение тех проблем, которые сегодня            
актуальны. На самом деле ту программу, которая принималась здесь, в             
Государственной Думе... Помните, принятие решений по заключению соглашений?     
                                                                                
Я прошу минуту добавить, чтобы можно было сказать.                              
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Добавьте время.                                           
                                                                                
МАКАРОВ А. М. Как вы помните, в этом году по постановлению Думы, по существу,   
по нашему с вами решению и по решению председателя правительства действовала    
норма о том, что по всем трансфертам (направление в регионы средств) должны     
быть до 1 января заключены соглашения. Вот эта практика оправдала себя, и в     
рамках второго чтения мы предлагаем эту норму внести в БК, сделав её            
обязательной нормой бюджетного законодательства.                                
                                                                                
Наконец, хотел бы обратить внимание на то, что все доходы от управления         
средствами Фонда национального благосостояния мы предлагаем направлять в        
бюджет, с тем чтобы они не накапливались в фонде, а могли быть использованы     
на реализацию текущих проблем бюджета.                                          
                                                                                
Ну и наконец, хотел бы обратить внимание на ту поправку, по которой, судя по    
всему, сегодня развернётся дискуссия в рамках второго чтения. Правительство     
предложило изменить адресность направления средств от санкций за                
экологический ущерб по федеральным водным объектам. Правительство предлагает    
установить следующий вариант: по водным объектам, находящимся в федеральной     
собственности, штрафы зачислять в федеральный бюджет, по водным объектам,       
находящимся в региональной собственности, штрафы зачислять в региональные       
бюджеты и по водным объектам, находящимся в муниципальной собственности,        
штрафы зачислять в муниципальные бюджеты. Это поправка, которую комитет также   
счёл необходимым поддержать.                                                    
                                                                                
Я сказал лишь об основных поправках к этому законопроекту, связанных с          
реализацией решений, которые принимала Государственная Дума в постановлениях,   
плюс последнее решение, которое, как мы все понимаем, связано с решением        
проблем экологии, с конкретной ситуацией, которая возникла сейчас у нас в       
стране.                                                                         
                                                                                
Всего, таким образом, к проекту закона поступило 26 поправок, 21 из них         
рекомендуется поддержать, 2 поправки предлагаются к отклонению, 3 поправки      
были сняты авторами в ходе обсуждения на заседании комитета по бюджету.         
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Коллеги, таблица поправок № 1, рекомендуемых комитетом к принятию, 21           
поправка. Есть ли желающие?..                                                   
                                                                                
Включите режим записи.                                                          
                                                                                
Покажите список.                                                                
                                                                                
Если есть желающие, почему не записались?                                       
                                                                                
Кармазиной включите микрофон.                                                   
                                                                                
КАРМАЗИНА Р. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                       
                                                                                
Уважаемый Александр Дмитриевич, я хотела бы вынести на отдельное голосование    
поправку 2, которую в конце аргументировал, обосновывал Андрей Михайлович.      
                                                                                
ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.)                                                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ещё? Другую поправку? Ту же самую. Хорошо, уже вынесли.   
                                                                                
Больше нет желающих вынести поправки на отдельное голосование из таблицы        
поправок № 1? Нет.                                                              
                                                                                
Ставится на голосование таблица поправок № 1, за исключением поправки 2.        
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 23 мин. 37 сек.)                 
Проголосовало за              308 чел.68,4 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    308 чел.                                          
Не голосовало                 142 чел.31,6 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принимается таблица поправок № 1.                                               
                                                                                
По поправке 2 - Кармазина.                                                      
                                                                                
Включите микрофон.                                                              
                                                                                
КАРМАЗИНА Р. В. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги,              
присутствующие здесь! Андрей Михайлович охарактеризовал, дал обоснование этой   
поправке очень хорошо, что касается федерального бюджета. Но почему-то от       
комитета я не услышала, какие последствия будут для муниципальных               
образований, потому что до настоящего времени в соответствии со статьёй 46      
Бюджетного кодекса все 100 процентов зачислялись в бюджеты муниципальных        
образований.                                                                    
                                                                                
Напомню, платежи за нанесённый водным объектам ущерб на 100 процентов           
зачислялись, и у субъекта, нанёсшего ущерб, они относились на себестоимость,    
уменьшали налогооблагаемую прибыль. При существующей норме у муниципальных      
образований и у субъектов выпадающих доходов не было, потому что это            
перекрывало выпадающие доходы и использовалось на устранение ущерба. Хотя       
здесь тоже хочу отметить, что это неналоговые доходы, и муниципальные           
образования постоянно обращались с просьбой окрасить их, чтобы можно было       
направить на устранение экологического ущерба.                                  
                                                                                
Что сейчас получится? Мы прекрасно понимаем, почему внесена эта поправка. Она   
внесена в связи с той катастрофой, которая случилась 29 мая в Норильске. И      
когда были названы суммы этого ущерба, суммы платежей по возмещению этого       
ущерба, у всех сразу возникло желание зачислить их в федеральный бюджет.        
Можно было бы согласиться, если бы я увидела, что эти деньги окрашены и         
пойдут конкретно на эту территорию, на устранение.                              
                                                                                
И дальше, выпадающие доходы. Консолидированный бюджет Красноярского края        
потеряет 20 миллиардов. В законопроекте и когда принимали эти поправки, ни у    
правительства, ни в комитете, ни в постановлении Госдумы я не увидела, каким    
образом эти выпадающие доходы будут возмещаться муниципалитетам. Это касается   
не только ситуации в Норильске - это касается всей страны, всех муниципальных   
образований, всех!                                                              
                                                                                
Моё предложение: пусть Минфин ответит. Они просто написали, что идёт в          
федеральный бюджет, то есть опять на шило и на мыло, а не на устранение         
последствий, которые сегодня там есть. Там люди живут! Любое нанесение ущерба   
- это снижение качества жизни людей, и в первую очередь тех людей, которые      
там проживают. И даже если эти суммы внести в федеральный бюджет, то должна     
быть "дорожная карта", специальный счёт, точно так же, как по дорожным          
фондам. Подойдите к Москвичёву - он про каждую сумму вам скажет, про каждую     
дорогу, потому что мы с вами все участвуем там!                                 
                                                                                
Вот почему я против того, чтобы мы принимали в таком варианте. Либо             
постановление Государственной Думы... (Микрофон отключён.)                      
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Добавьте время.                                           
                                                                                
КАРМАЗИНА Р. В. ...либо пусть ответят здесь. В первую очередь Лавров, а потом   
пусть ответит Кобылкин.                                                         
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Алексей Михайлович Лавров сначала.            
                                                                                
ЛАВРОВ А. М., представитель Правительства Российской Федерации, заместитель     
министра финансов Российской Федерации.                                         
                                                                                
Уважаемая Раиса Васильевна, уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые           
депутаты! Поправка внесена Правительством Российской Федерации - не Минфином.   
Суть её изложена, она реализует общий принцип: платежи за ущерб должны          
поступать собственнику имущества. Если собственник имущества - частное лицо,    
то ему будут поступать, ему будет поступать платёж за ущерб, если федеральные   
объекты - Федерации, если региональные - регионам, муниципальные -              
муниципальным образованиям.                                                     
                                                                                
Что касается выпадающих доходов, связанных с уменьшением, очевидно,             
налогооблагаемой базы, например, по прибыли, то они к этой поправке не имеют    
никакого отношения, эти выпадающие доходы возникают в любом случае. Вопрос о    
том, как с ними работать, нужно решать отдельно. У нас есть, например, на       
этот случай механизмы компенсации субъектам Федерации не только по этому        
основанию, но и по любому другому изменению налогооблагаемой базы. Исходя из    
того, что к тому же экологический ущерб водным объектам не локализован,         
правительство и предлагает зачислять это в федеральный бюджет. Выпадающих       
доходов непосредственно от этой поправки не будет, потому что эти доходы ни в   
местных, ни в региональных бюджетах не планируются: они поступают по факту      
нанесения ущерба окружающей среде, далее - оценка, как правило, очень           
длительная судебная процедура, по результатам которой эта оценка может быть     
скорректирована, а в бюджетах эти доходы не планируются, поэтому формально      
выпадающих доходов от этой конкретной поправки мы не видим.                     
                                                                                
И я хотел бы, чтобы предоставили слово, естественно, министру природных         
ресурсов и экологии Дмитрию Николаевичу Кобылкину.                              
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Дмитрий Николаевич Кобылкин, пожалуйста.                  
                                                                                
КОБЫЛКИН Д. Н., министр природных ресурсов и экологии Российской Федерации.     
                                                                                
Уважаемый Александр Дмитриевич, Андрей Михайлович, коллеги! Раиса Васильевна,   
я вас знаю как очень переживающего и беспокойного депутата Государственной      
Думы, я знаю, что вы очень переживаете и бьётесь за свою территорию. И меня,    
как бывшего губернатора, тоже очень сильно беспокоит этот вопрос, но я, как     
федеральный министр, могу вам сказать: с учётом масштаба накопленного           
экологического ущерба, который сегодня нами ликвидируется, нами вскрыт на       
территории Российской Федерации, мы понимаем, что абсолютно никаких денег нам   
не хватит, чтобы по этим объектам поставить точку.                              
                                                                                
У нас есть замечательный национальный проект "Экология", на который             
выделяется 4 с лишним триллиона рублей. Мы, Российская Федерация, очень         
большие средства выделили на экологические нужды, мы продолжаем работать по     
этому проекту. На сегодняшний день катастрофа, которая произошла в              
Красноярском крае, о чём нам говорит? Говорит о том, что, безусловно, нужно     
ужесточать законодательство, чем мы с вами в принципе вместе и занимаемся.      
                                                                                
Поэтому у меня большая просьба поддержать. Я понимаю, что, наверное, нужно и    
Минфину, и мне, как федеральному министру, проследить за тем, чтобы эти         
деньги направлялись именно на экологические нужды, это важнейший момент,        
очень правильный. Но я уверен - у меня был очень серьёзный разговор с           
Силуановым на этот счёт, - я убеждён, что именно такой же позиции               
придерживаются сегодня Минфин и правительство в целом, поэтому я вас прошу      
поддержать этот законопроект.                                                   
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Микрофон на трибуне включите, пожалуйста.                                       
                                                                                
МАКАРОВ А. М. Спасибо.                                                          
                                                                                
Уважаемые коллеги, я думаю, что на самом деле вопрос понятен, когда мы          
рассматривали в комитете, поверьте, все эти точки зрения обсуждались. И вот     
теперь, если можно, рассмотрим несколько вопросов, послуживших основанием для   
принятия того решения, которое предлагает комитет.                              
                                                                                
Первый вопрос. Давайте представим себе самую простую ситуацию: где-нибудь в     
верховьях Волги разлилась нефть, нефть пошла по Волге, по разным регионам, в    
разные места. Согласно тому, что сейчас действует, согласно Бюджетному          
кодексу мы отдадим все деньги в тот муниципалитет, где она разлилась. Но        
разве это не означает, что надо будет чистить всё и по всей реке? Тогда         
возникает вопрос: эти средства идут на что? Мы как раз исходили из того, что    
эти средства должны идти именно на устранение той проблемы, которая возникла    
в результате аварии.                                                            
                                                                                
Второй вопрос, который здесь возникает. Хочу напомнить, совершенно              
справедливо эти средства зачисляются не в региональный бюджет - нам же          
говорят о потерях в региональном бюджете, - эти средства зачисляются в          
муниципальные бюджеты, но только ленивый сегодня не обсуждал значение           
компании "Норникель" для управления городом Норильском. Так что предлагается?   
150 миллиардов сначала забрать, а потом отдать им, чтобы они могли ими          
пользоваться? Коллеги, давайте просто подумаем: кого мы в данном случае         
предлагаем поддержать? Мы предлагаем поддержать муниципалитет или мы            
предлагаем поддержать саму компанию?                                            
                                                                                
Следующий вопрос, который здесь возникает, и он тоже очень важен. На самом      
деле мы с вами прекрасно видим, что в основном сегодня мероприятия, которые     
идут, они федеральные, это федеральные мероприятия сегодня организуются.        
Кстати, по отраслевому закону эти средства вообще могут быть выплачены не       
только деньгами, а оплатой стоимости тех работ, которые идут по очистке,        
стоимостью тех работ, которые ведутся, чтобы локализовать, нейтрализовать,      
исправить ситуацию. То есть это могут быть даже не деньги, поэтому опять же     
вопрос: что, какую задачу мы здесь преследуем?                                  
                                                                                
Вот, строго говоря, сумма тех вопросов, о которых мы говорим.                   
                                                                                
Теперь по выпадающим доходам. На самом деле всё-таки надо очень внимательно     
посмотреть, каким образом, откуда эти средства идут и куда они зачисляются.     
                                                                                
Ещё раз говорю, мы, проанализировав все эти обстоятельства, поддержали данную   
поправку. Я хочу сказать одно: случай, который произошёл, высветил проблему,    
над которой работали. Это не сегодняшнего дня решение, над проблемой работали   
много лет, и много лет мы, к сожалению, не подходили к решению, вот к тому      
принципиальному решению, которое представил Алексей Михайлович, что             
средства... (Микрофон отключён.)                                                
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Добавьте время.                                           
                                                                                
МАКАРОВ А. М. ...что средства должны зачисляться в тот бюджет, в бюджет того,   
кто является собственником этого объекта, потому что он должен на самом деле    
заниматься отчислениями.                                                        
                                                                                
А теперь чисто практические цифры, почему это очень важно. На сегодняшний       
день у нас с вами, вы помните, всё это, если не соглашаются заплатить,          
решается в судебном порядке. Сколько на сегодняшний день реально существует     
судебных решений? На самом деле ущерба море, а взыскано в суде только 17        
миллиардов муниципалитетами, потому что это только они могут взыскивать,        
потому что это сложнейшие судебные процедуры, как правило, с                    
компаниями-гигантами. Они не могут это потянуть - федеральный бюджет может.     
Но даже из этих 17 миллиардов, как вы думаете, сколько реально смогли           
взыскать? 600 миллионов - капля в море!                                         
                                                                                
Тогда возникает вопрос: кто должен вести этот спор, кто должен обеспечить       
получение от собственника этих денег? У кого этих возможностей больше - у       
федерального бюджета, у федеральной власти, или у муниципалитета, каким бы он   
ни был? А иногда муниципалитет и компания, которая причинила этот вред, - это   
на самом деле фактически одно и то же.                                          
                                                                                
И наконец, уважаемые коллеги, давайте рассмотрим ещё одно обстоятельство. Мы    
все с вами смотрим, что говорит по этому поводу президент. Помните обсуждение   
у президента, когда стоял глава компании Потанин и когда президент спросил:     
"Во сколько вы оцениваете, сколько вы готовы заплатить?" "Сколько надо -        
заплатим, - сказал господин Потанин и добавил: - Как максимальную сумму - 10    
миллиардов". То есть имеется готовность заплатить 10 миллиардов. А сейчас мы    
предлагаем оставить Норильску возможность, по существу, судиться с господином   
Потаниным за остальные 140 миллиардов. Как вы считаете, борьба самого себя с    
самим собой чем закончится?                                                     
                                                                                
Вот те аргументы, которые были очень подробно рассмотрены на заседании          
комитета по бюджету и которые послужили основанием для нашего решения. Мы       
предлагаем поправку поддержать.                                                 
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Андрей Михайлович.                               
                                                                                
Поправку мы сейчас поставим на голосование.                                     
                                                                                
ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.)                                                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Нет, нельзя, вы уже высказались.                          
                                                                                
Я прошу отреагировать на предложение, которое звучало несколько раз, о том,     
чтобы, по-видимому, в постановлении Государственной Думы записать               
рекомендацию правительству направить эти средства на ликвидацию                 
экологического ущерба.                                                          
                                                                                
ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.)                                                           
                                                                                
МАКАРОВ А. М. Уважаемый Александр Дмитриевич!..                                 
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Раиса Васильевна, я вас слышу.                            
                                                                                
ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.)                                                           
                                                                                
МАКАРОВ А. М. Уважаемый Александр Дмитриевич, а можно мне говорить не хором с   
кем-то, не дуэтом, а самому? Ведь вопрос, как я понимаю, задан мне. Я не могу   
говорить так громко, как говорит Раиса Васильевна, просто не умею.              
                                                                                
Вопрос в другом. Вот Александр Дмитриевич справедливо говорит, что нам          
необходимо посмотреть, каким образом мы можем решить вопрос с тем, чтобы эти    
деньги не ушли на какие-то другие цели. Поэтому комитет и не собирался, как     
вы видите, выносить сегодня этот законопроект на рассмотрение в третьем         
чтении. Мы предлагаем вынести его на рассмотрение в третьем чтении 21-го        
числа, а до этого времени посмотреть те проблемы, которые... Я повторяю, на     
самом деле вовсе не так очевидно, что все эти средства являются выпадающими     
доходами, поверьте на слово. Поэтому, ещё раз говорю, посмотрим. И наверное,    
в постановлении мы должны будем указать, что Правительству Российской           
Федерации нужно обеспечить направление этих средств на такие-то цели и что      
необходимо установить парламентский контроль, поручить это нашему профильному   
комитету, комитету по бюджету, чтобы мы могли контролировать это с двух         
сторон: и с точки зрения денег, и по существу. Я думаю, это предложение         
поддержат все в этом зале, мне кажется, это наша единая позиция.                
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Андрей Михайлович.                               
                                                                                
Тогда мы попросим комитет в проект постановления к третьему чтению включить     
такой пункт.                                                                    
                                                                                
Коллеги, ставится на голосование поправка 2 из таблицы поправок № 1,            
рекомендуемых комитетом к принятию.                                             
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 39 мин. 08 сек.)                 
Проголосовало за              310 чел.68,9 %                                    
Проголосовало против           33 чел.7,3 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    343 чел.                                          
Не голосовало                 107 чел.23,8 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принимается поправка 2.                                                         
                                                                                
Есть ли вопросы по таблице поправок № 2, рекомендуемых комитетом к              
отклонению? Нет.                                                                
                                                                                
Ставится на голосование таблица поправок № 2.                                   
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 39 мин. 42 сек.)                 
Проголосовало за              279 чел.62,0 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    279 чел.                                          
Не голосовало                 171 чел.38,0 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принимается таблица поправок № 2.                                               
                                                                                
Ставится на голосование во втором чтении проект закона.                         
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 40 мин. 07 сек.)                 
Проголосовало за              359 чел.79,8 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    1 чел.0,2 %                                     
Голосовало                    360 чел.                                          
Не голосовало                  90 чел.20,0 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принимается во втором чтении. Спасибо.                                          
                                                                                
Значит, ставим для рассмотрения в третьем чтении на 21-е число.                 

Заседание № 302

23.06.2020
Вопрос:

О проекте федерального закона № 938348-7 "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российский Федерации" (в части уточнения отдельных положений кодекса).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 5307 по 5480 из 8683
36-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в Бюджетный       
кодекс Российской Федерации". Докладывает официальный представитель             
правительства заместитель министра финансов Алексей Михайлович Лавров.          
                                                                                
Пожалуйста, Алексей Михайлович.                                                 
                                                                                
ЛАВРОВ А. М., официальный представитель Правительства Российской Федерации,     
заместитель министра финансов Российской Федерации.                             
                                                                                
Уважаемый Иван Иванович, уважаемые депутаты! В законопроекте предлагается ряд   
поправок, которые необходимы для исполнения бюджета в текущем году и для        
формирования бюджетов на очередную трёхлетку. Какие это поправки?               
                                                                                
Первое. В связи с тем что у нас приняты поправки в Налоговый кодекс по акцизу   
на виноматериалы, предлагается на постоянной основе закрепить норматив - 100    
процентов в бюджеты субъектов Российской Федерации. Сейчас эти поступления      
числятся как невыясненные.                                                      
                                                                                
Второе. Предлагается изменить механизм распределения акцизов на средние         
дистилляты. Норматив 50 процентов остаётся неизменным, мы предлагаем его        
таким и оставить, но распределять не по месту производства этих дистиллятов,    
а с учётом сальдо, то есть разницы между уплаченными и возмещёнными акцизами,   
что улучшит прозрачность и справедливость распределения этих поступлений в      
региональные бюджеты. Сейчас, в первом чтении, предлагается норма о том,        
чтобы эти дифференцированные нормативы ввести законом о бюджете, но,            
поскольку в этом году принято решение не вносить поправки в текущий бюджет,     
эту норму предлагается применять со следующего года, а в этом году ко второму   
чтению в виде специального приложения со всеми расчётами будет представлено     
это распределение на следующий год.                                             
                                                                                
Третье. Разрешить субъектам Федерации, муниципалитетам и Российской Федерации   
открывать счета эскроу при реализации проектов долевого строительства. Речь     
идёт прежде всего о социальном жилье и расселении аварийного жилья. Это         
связано с многочисленными просьбами субъектов и муниципалитетов.                
                                                                                
Четвёртое. Разрешить заключать долгосрочные соглашения с некоммерческими        
организациями, в том числе в рамках федеральных, региональных проектов в        
составе национальных проектов.                                                  
                                                                                
По предложению МЧС обеспечивается возможность более точно квалифицировать       
расходы на пожарную безопасность путём их объединения в одном подразделе с      
расходами на предупреждение чрезвычайных ситуаций, а в отдельном подразделе     
предлагается оставить расходы на гражданскую оборону.                           
                                                                                
Предлагается упростить и ускорить внесение изменений в распределение            
ассигнований на гособоронзаказ: сейчас это делается только по решению           
правительства, а предлагается к решению правительства добавить решения          
государственных заказчиков.                                                     
                                                                                
Ну и ещё поправка, которую предлагается со следующего года ввести уже на        
постоянной основе, потому что на текущий год этот вопрос урегулирован. В тех    
случаях, когда налоговые новации принимаются уже после внесения проекта         
закона о том или ином бюджете, они должны учитываться при ближайшем внесении    
изменений в ранее принятый соответствующий бюджет, что будет означать           
гармонизацию положений Бюджетного и Налогового кодексов.                        
                                                                                
Были замечания у Комитета по бюджету и налогам, мы готовы их учесть ко          
второму чтению.                                                                 
                                                                                
Просим поддержать законопроект.                                                 
                                                                                
                    Председательствует Первый заместитель                       
                      Председателя Государственной Думы                         
                                 А. Д. Жуков                                    
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Содоклад Андрея Михайловича Макарова.                                           
                                                                                
МАКАРОВ А. М. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Законопроект   
бюджетообразующий, то есть уже сегодня мы говорим о тех нормах, которые будут   
ложиться в основу следующего трёхлетнего бюджета, поэтому очень важно           
рассмотреть его сейчас.                                                         
                                                                                
На самом деле, может быть, самое главное, что хотелось бы сказать по этому      
проекту закона, - мы хотели бы, чтобы он обязательно сегодня прошёл, чтобы      
хотя бы на пару недель ещё раз его разослать, он же у нас очень долго лежал,    
мы запрашивали мнение регионов, и хотелось бы, чтобы регионы ещё раз            
посмотрели, мы получили бы их мнение, но чтобы, естественно, можно было         
принять его в эту сессию. Это первое, что касается этого законопроекта.         
                                                                                
Второе. Мы очень подробно обсуждали вопрос, связанный с теми нормами, которые   
предлагаются по федеральной адресной инвестиционной программе. С нашей точки    
зрения, норма по федеральной адресной инвестиционной программе в этом проекте   
закона - это не то, о чём мы договаривались. Мы договаривались, что, когда      
будет бюджет, федеральная адресная инвестиционная программа должна              
рассматриваться с бюджетом и контролироваться парламентом. Ещё один вопрос      
связан с предложением по Фонду национального благосостояния: в соответствии с   
законопроектом предлагается распространить режим использования средств ФНБ,     
который мы дали возможность правительству установить в этом году, на            
следующий год. Вот два серьёзных замечания, которые были сделаны комитетом,     
они в заключении подробно изложены. Правительство при обсуждении этих           
вопросов в комитете с нами согласилось, и мы договорились о том, что эти        
нормы ко второму чтению будут исключены. С учётом этого комитет смог            
поддержать данный законопроект.                                                 
                                                                                
Мы предлагаем этот законопроект поддержать в первом чтении.                     
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Коллеги, есть ли вопросы? Нет? Есть ли желающие выступить? Представитель        
президента?                                                                     
                                                                                
ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.)                                                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Вопрос или выступить?                                     
                                                                                
Кашину включите микрофон.                                                       
                                                                                
КАШИН В. И., председатель Комитета Государственной Думы по аграрным вопросам,   
фракция КПРФ.                                                                   
                                                                                
У меня вопрос к докладчику.                                                     
                                                                                
Скажите, пожалуйста, как вы смотрите на возможность... В 217-ю статью           
Бюджетного кодекса вносятся изменения, которые позволят более системно и        
объёмно работать с оборонным заказом. Возможно ли нам ко второму чтению         
внести подобные изменения, связанные с решением проблем продовольственной       
безопасности, с выполнением, допустим, программы комплексного развития          
сельских территорий, возможно ли в этом направлении провести соответствующую    
работу или нет, как вы считаете?                                                
                                                                                
ЛАВРОВ А. М. Уважаемый Владимир Иванович, уважаемые депутаты! Мы считаем, что   
гособоронзаказ - это специфическая сфера и там часто требуется принимать        
оперативные решения. И не случайно уже сейчас существует такое основание для    
внесения изменений в сводную бюджетную роспись - оно не вводится                
дополнительно, - но такие длинные процедуры при принятии решения                
правительством по гособоронзаказу, что на это требуется иногда несколько        
недель. Суть поправки очень простая - там, где правительство сочтёт             
возможным, принимать такие решения государственному заказчику, то есть в        
принципе Министерству обороны и другим силовым министерствам. Мы считаем, что   
причины расширять основания для внесения изменений в сводную бюджетную          
роспись в целях решения вопросов в других сферах на данный момент               
отсутствуют, мы просто решаем, по сути дела, процедурные вопросы уже            
действующей нормы.                                                              
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Микрофон на трибуне включите.                             
                                                                                
МАКАРОВ А. М. Владимир Иванович, извините, ради бога, я просто очень хотел бы   
дать одно пояснение.                                                            
                                                                                
Гособоронзаказ - это в первую очередь вопрос секретности, и на самом деле,      
когда предлагается этот механизм, понятно, что это вызвано сложностью           
прохождения этих вопросов, связанных с режимом. Но сводная бюджетная роспись    
- это всегда выведение вопроса из-под прямого контроля парламента. Выводить     
ради оперативности любые вопросы из-под контроля парламента комитет считает     
неправильным. Мы очень подробно обсуждали эту поправку по гособоронзаказу и     
согласились именно с учётом специфики данного вопроса. Но вообще нам кажется,   
что мы должны максимально сужать возможности бюджетной росписи. Да, надо дать   
возможность перебрасывать, но всё равно это должно контролироваться             
парламентом, а сводная бюджетная роспись таких возможностей не даёт, поэтому    
мы, например, будем возражать против такого предложения.                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Представитель президента будет выступать?                 
Правительства? Нет. Докладчик? Содокладчик? Нет.                                
                                                                                
Ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменений в      
Бюджетный кодекс Российский Федерации", пункт 36 повестки дня.                  
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (15 час. 48 мин. 41 сек.)                 
Проголосовало за              340 чел.75,6 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    340 чел.                                          
Не голосовало                 110 чел.24,4 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принимается единогласно.                                                        

Заседание № 300

09.06.2020
Вопрос:

О проекте федерального закона № 938348-7 "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российский Федерации" (в части уточнения отдельных положений кодекса).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 628 по 635 из 3614
МАКАРОВ А. М., председатель Комитета Государственной Думы по бюджету и          
налогам, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                               
                                                                                
Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! По просьбе официального       
представителя правительства комитет предлагает вопрос под пунктом 8 перенести   
на неделю: они попросили время для дополнительных консультаций.                 
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Перенос. Хорошо.                                          
Фрагмент стенограммы:
Строки с 664 по 666 из 3614
Уважаемые коллеги, поступило два предложения. Наш коллега Макаров Андрей        
Михайлович предложил 8-й вопрос перенести. Правильно? Правильно. Нет            
возражений? Нет. Принимается решение.                                           
Фрагмент стенограммы:
Строки с 924 по 929 из 3614
Уважаемые коллеги, мне подсказывают, что пока ещё система электронного          
голосования не заработала, так что мы также откладываем голосование по          
данному вопросу на единое время и переходим к следующему вопросу повестки.      
8-й вопрос, вы знаете, Андрей Михайлович Макаров предложил перенести, мы        
приняли решение его перенести, поэтому сразу переходим к блоку                  
законопроектов, рассматриваемых в первом чтении.