Заседание № 90
01.04.2005
Вопрос:
О проекте федерального закона № 93822-4 "О внесении изменений в статью 11 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (о включении в состав территории муниципального образования населенного пункта, не имеющего с ним общих границ).
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 1582 по 2322 из 5153
Следующий - пункт 4. Представитель Липецкого областного Совета депутатов есть? Есть. Пункт 4, о проекте федерального закона "О внесении изменений в статью 11 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". Доклад представителя Липецкого областного Совета депутатов Александра Николаевича Никонова. Пожалуйста. НИКОНОВ А. Н., представитель Липецкого областного Совета депутатов. Уважаемый председатель, уважаемые депутаты Государственной Думы! Выполняя требования Федерального закона от 6 октября 2003 года "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" об установлении границ муниципальных образований, мы столкнулись с проблемой следующего характера. Поселок Сухоборье, расположенный на территории Грязинского района, исторически входил в черту города Липецка, хотя не имел с ним общих границ. Создавался этот поселок как населенный пункт для проживания в нем работников оздоровительного учреждения "Прометей", обслуживающего Новолипецкий металлургический комбинат и население города Липецка. В настоящее время здесь проживает более трехсот человек. Дома поселка находятся в собственности комбината, вся его инфраструктура городская. Паспортная регистрация, военный учет граждан, социальные выплаты, пенсионное, транспортное, медицинское и торговое обслуживание проводились соответствующими службами города Липецка. Для принятия областного закона об установлении границ муниципальных образований области данный поселок был включен в состав территории Карамышевского сельсовета Грязинского района, так как иное противоречило бы подпунктам 11, 12, 13 и 14 части первой статьи 11 указанного федерального закона. Согласно перечисленным нормам территория поселения не может находиться внутри территории другого поселения. Оставаясь частью города Липецка, поселок Сухоборье не мог находиться ни в составе Карамышевского сельсовета, ни в составе Грязинского муниципального района в соответствии с пунктом 14 части первой статьи 11. Мы были вынуждены пойти на это против воли жителей, которые на своем сходе единогласно высказались против изменения их территориальной принадлежности. Впоследствии это противоречие выразилось в неоднократных жалобах в различные инстанции, в том числе и в областной суд. Отстаивая свое мнение, жители отказались от перерегистрации места жительства, участия в выборах органов местного самоуправления территории, в которую вошел поселок, они не могут получать пособия на детей, жилищные субсидии. И сейчас постоянно раздаются предупреждения в адрес органов государственной власти области о том, что если их требование о возвращении границы города Липецка не будет выполнено, они оставляют за собой право обратиться в Европейский суд, прибегнуть к иным мерам протеста. Более того, Карамышевский сельсовет не может обеспечить содержание многоквартирных девятиэтажных домов, что обязан будет делать по статье 14 федерального закона с 1 января 2006 года. Аналогичная ситуация складывается и с санаториями "Мечта" и "Лесная сказка", а также с поселком, подсобным хозяйством при Липецком тракторном заводе. Всё это подвигнуло депутата областного Совета выйти с законодательной инициативой в Государственную Думу "О внесении изменений в статью 11 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". Принятие предлагаемых изменений позволит гарантировать предусмотренное статьей 31 Конституции Российской Федерации право на изменение границ территории с учетом мнения населения соответствующей территории и создаст реальный механизм его реализации. Дело в том, что пункт 5 статьи 1 закона от 28 декабря 2004 года № 186-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" разрешает анклавность, но не предусматривает ее практического обеспечения, поэтому территория поселка Сухоборье, как часть городского округа города Липецка, будет находиться на территории Грязинского муниципального района. Такая неоднозначность существует не только у нас. На нашу законодательную инициативу получены заключения Комитета по вопросам местного самоуправления и Правового управления Аппарата Государственной Думы, причем эти заключения также имеют неоднозначные толкования. Комитет полагает, что принятый закон допускает возможность анклавных территорий. Правовое же управление, ссылаясь на пункт 16 части первой статьи 11 федерального закона, считает, что территория поселения должна полностью входить в состав территории муниципального района, что невозможно в случае установления границ поселений с учетом предлагаемого положения. Поэтому нам и сегодня до конца неясно, из каких положений федерального закона вытекает указанная возможность. Если закон не запрещает наличия таких условий, тогда при установлении новых границ городского округа каким образом город Липецк обеспечит непрерывность своей территории на расстоянии 50 километров до поселка? С другой стороны, если поселок Сухоборье включить в территорию городского округа, то в этом случае будет противоречие с пунктом 14 части первой статьи 1 федерального закона, который определяет, что территория городского округа не входит в состав муниципального района. Данная ситуация сложилась не только в Липецкой, но и в Воронежской и в целом ряде других областей. Причем при принятии закона области об установлении границ муниципальных образований мы неоднократно проводили консультации с органами юстиции, прокуратуры, суда. Об этом также шла речь и на многочисленных семинарах и совещаниях, проводившихся в Москве с участием разработчиков федерального закона, представителей Государственной Думы и Совета Федерации, которые в один голос говорят, что в соответствии с законом анклавных территорий быть не должно. В своей законодательной инициативе мы не изменяем концепцию федерального закона, мы ее дополняем более точной, жизненной формулировкой. Убедительно просим поддержать нашу инициативу. Если же сегодня Государственная Дума будет придерживаться мнения, высказанного комитетом, то мы бы просили дать официальные разъяснения по поставленным нами вопросам. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Александр Николаевич, присаживайтесь. Содоклад члена Комитета по вопросам местного самоуправления Александра Викторовича Сарычева, пожалуйста. САРЫЧЕВ А. В., фракция "Единая Россия". Уважаемый Борис Вячеславович, уважаемые коллеги! В выступлении представителя Липецкого областного Совета депутатов изложена суть законопроекта, поэтому я не буду повторяться, изложу лишь позицию комитета по данному вопросу. В качестве подтверждения необходимости дополнения федерального закона нормой о том, что в границах поселения может находиться населенный пункт, не имеющий с ним общей границы, приводится ссылка на пункты 12, 13 и 14 статьи 11. По мнению субъекта права законодательной инициативы, указанные пункты предполагают обязательность исключения из состава существующих муниципальных образований населенных пунктов, которые исторически связаны с этим муниципальным образованием, но расположены на территории другого муниципального образования. Однако на самом деле такое толкование названных положений закона является неверным. Для того чтобы обосновать наше мнение, я поясню содержание каждого из пунктов. Согласно пункту 12 территория населенного пункта должна полностью входить в состав территории поселения. Но ведь это требование и не нарушается: населенный пункт расположен отдельно, однако при этом вся его территория полностью входит в состав муниципального образования. Пунктом 13 предусмотрено положение, которое запрещает вхождение территории одного поселения в состав территории другого поселения. Данное требование также не нарушается, поскольку населенный пункт не является самостоятельным муниципальным образованием - поселением, а представляет собой часть поселения. Применение к рассматриваемым ситуациям пункта 14, в соответствии с которым территория городского округа не входит в состав территории муниципального района, вообще неправомерно. Таким образом, ни один из указанных пунктов федерального закона не нарушается в ситуации, когда в состав существующего муниципального образования входит отдельно расположенный населенный пункт. Кроме того, и в иных положениях статьи 11 такой запрет не предусмотрен, поэтому нет необходимости дополнять закон предложенной нормой. Учитывая изложенное, комитет принял решение рекомендовать Государственной Думе отклонить проект федерального закона "О внесении изменений в статью 11 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", внесенный Липецким областным Советом депутатов. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Уважаемые коллеги, будут ли вопросы? Есть вопросы. Пожалуйста, включите режим записи на вопросы. Покажите список записавшихся. Махмудов Махмуд Гаджулаевич, пожалуйста. МАХМУДОВ М. Г., фракция Коммунистической партии Российской Федерации. Уважаемый Александр Викторович, вы извините меня за то, что я, как в одном известном фильме говорилось, по-русски плохо понимаю. Все-таки неясно из вашего выступления, из документов, приложенных к законопроекту, может ли по действующему закону на территории муниципального образования находиться населенный пункт, административно подчиненный другому муниципальному образованию? Это крайне важно и для нашей Республики Дагестан, так как у нас горные районы, которые не имеют ни клочка своей земли, получили земли вместе с населенными пунктами на равнинной территории в других муниципальных образованиях. Такие населенные пункты существуют, их нельзя трогать, это вызовет большое, так сказать, раздражение у людей. Один населенный пункт находится даже на территории Республики Азербайджан, а подчиняется дагестанскому муниципальному образованию. Закон позволяет или же надо что-то изменять, вывозить людей?.. (Микрофон отключен.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, ответ. САРЫЧЕВ А. В. Спасибо за вопрос. Я бы хотел проинформировать депутатов относительно ситуации в Дагестане, что наш комитет в полном составе выезжал в республику, и мы как раз рассматривали одним из вопросов проблему отгонных территорий. Я бы хотел напомнить, что в декабре мы внесли поправку в 131-й закон и как раз было принято решение, учитывающее мнения именно тех субъектов Федерации, в которых существуют такие ситуации. И я считаю, и комитет считает, что именно вот эта поправка, которую мы приняли в декабре к 131-му закону, позволяет решать на практике вопрос по анклавным территориям. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Кашин Владимир Иванович, пожалуйста. КАШИН В. И. Уважаемый Александр Викторович, не только такие, подобные вопросы возникают у субъектов Российской Федерации. Я с десятком губернаторов говорил, и все с содроганием, в общем-то, ждут вот этого передела большого, по всем вопросам, - начиная от черного передела и кончая переделом депутатским, имущественным и так далее и тому подобное. Мы, фракция, приняли такое решение (и я здесь обращался к депутатам): провести парламентские слушания, чтобы всерьез обсудить буквально все основные статьи, которые противоречат существующим сегодня вопросам местного самоуправления и не улучшают, а, наоборот, утяжеляют многие вещи, которые исторически сложились и помогают сегодня держать, в общем-то, ситуацию в нормальном русле. Поэтому у нас вопрос: когда в конце концов мы будем их проводить, почему комитет тормозит проведение парламентских слушаний? САРЫЧЕВ А. В. Спасибо за вопрос. Действительно, много вопросов возникает сегодня на уровне муниципальных образований, субъектов Федерации по данному закону, 131-му. Но, уважаемые депутаты, я бы хотел напомнить, что данный закон был принят еще в 95-м году и с тех пор достаточно много уже прошло всяких слушаний и обсуждений. Действительно, правильно ставится вопрос, реализация этого закона достаточно непростая. Но хотел бы еще раз сказать, что именно 2005 год определен как переходный период, когда дается возможность в целом посмотреть и просчитать, какие будут сейчас шаги на всех уровнях. Мы продлили срок, опять-таки, когда принималось решение по изменению границ, в первоначальном варианте было предусмотрено, чтобы изменение границ было установлено до 1 января, мы продлили до 1 марта 2005 года. Сегодня на всех уровнях субъектов Федерации приняты такие решения по изменению границ муниципальных образований. И вы знаете, что, если сравнивать, муниципальных образований было двенадцать тысяч, а по действующему закону будет двадцать пять тысяч. Сегодня каждый субъект Федерации имеет возможность просчитать, начиная с марта и до конца года, то есть до момента, когда будут определены вновь муниципальные образования и вступит в силу с 1 января 2006 года этот закон, какие могут быть действия. И по возникнувшим на местах за летний период, за осенний период вопросам у нас будет возможность еще раз провести всевозможные консультации и тем более парламентские слушания. Комитет к этому готов, у нас запланированы в мероприятиях дополнительные выезды в субъекты Федерации. Я могу сказать, что уже в апреле у нас такие поездки запланированы в Красноярский, Краснодарский края, в Нижний Новгород и так далее. То есть эта работа ведется, и мы готовы к сотрудничеству. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Свиридов Валентин Валентинович. СВИРИДОВ В. В., фракция ЛДПР. Спасибо, Борис Вячеславович. Уважаемый Александр Викторович, очень всё неубедительно. На мой взгляд, есть реальная проблема в субъекте, которую надо решать, а в вашем выступлении звучит мысль о том, что вы опять будете продолжать изучать. Сколько это будет тянуться? Александр Николаевич информировал о том, что в поселке Сухоборье граждане готовы к каким-то акциям протеста. Может быть, какой-то все-таки вразумительный ответ представителям Липецкого областного Совета депутатов будет дан: будет ли включен поселок Сухоборье в границы территории муниципального образования города Липецка? САРЫЧЕВ А. В. На вопрос могу конкретно ответить. Да, если принимается такое решение и существует другое мнение у населения, есть статья 12, пункт 3, 131-го закона, где записано: "изменение границ поселений, влекущее отнесение территорий отдельных входящих в их состав населенных пунктов к территориям других поселений, осуществляется с согласия населения данных населенных пунктов, выраженного путем голосования, предусмотренного частью 3 статьи 24 настоящего федерального закона, либо на сходах граждан..." Поэтому можно воспользоваться статьями 12 и 24 и продолжить разрешение этого вопроса. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Задорнов Михаил Михайлович, пожалуйста. ЗАДОРНОВ М. М., депутат Государственной Думы, не состоящий в депутатском объединении. Уважаемый Александр Викторович, все-таки есть конкретная проблема, которую в рамках закона не могут решить сегодня в Липецкой области соответствующие представительные органы власти. Такие же проблемы существуют еще в нескольких регионах. Я знаю, такие проблемы есть и по Красноярскому краю, не буду вдаваться, так сказать, в подробности, - в общем, от Московской области до Красноярского края. Что вы предлагаете? Люди вам говорят: дайте нам возможность сохранить сегодня существующую уже нарезку. И они соответственно предлагают поправить закон номер 131. А вы им говорите: давайте собирайте сходы во время выборов, давайте проводите дополнительные опросы общественного мнения, то есть фактически не опросы, а такой мини-референдум проводите на своих территориях, и только тогда вы сможете это сделать. Но зачем, в общем-то, если уже сложилась какая-то существующая муниципальная нарезка, зачем искусственно?.. (Микрофон отключен.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, ответ. САРЫЧЕВ А. В. Спасибо за вопрос. Действительно, я бы хотел обратить внимание наших уважаемых депутатов: реализация 131-го закона как раз и показывает, что мы переходим к новому этапу формирования муниципальных образований, и, конечно, надо придерживаться 131-го закона при формировании муниципальных образований. Но мы говорим в то же время, что есть, да, есть исключения. И вот эти исключения можно реализовывать уже в соответствии с другими статьями, которые прописаны в законе. Поэтому сказать сегодня, что всех можно причесать под одну, как мы говорим, гребенку, привести к исполнению, наверное, не получится. Но все-таки есть закон, который мы должны реализовывать и которого должны придерживаться. А исключения всегда будут. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Шеин Олег Васильевич, пожалуйста. ШЕИН О. В., фракция "Родина". Я все-таки не понял ответа на вопрос: у нас по парламентским слушаниям, касающимся дальнейших судеб местного самоуправления, какие-то примерные временные параметры определены или нет? Потому что вопросов возникает очень много, был известный кризис в Пензе, у нас в Астрахани ситуация крайне нестабильная. Есть ряд законопроектов, поступивших в Государственную Думу... И чтобы у нас не получилось как с монетизацией, когда мы, оппозиция, тоже заранее предупреждали, что будет нехорошо, а в январе пришлось принимать известные пожарные меры и по Стабилизационному фонду, и по принятию ряда подзаконных актов. Вот в этой связи вопрос: когда примерно все-таки у нас такие парламентские слушания могли бы быть проведены? САРЫЧЕВ А. В. Не могу сегодня точно назвать дату, но еще раз повторю, что реализация этого закона уже идет. И субъекты Федерации приняли соответствующие решения по изменению границ муниципальных образований. С марта до января следующего года у субъектов Федерации есть возможность решить остальные вопросы, связанные с разграничением полномочий, формированием бюджетов муниципальных образований и определением механизма формирования этих бюджетов. И естественно, много будет зависеть от той работы, которая будет вестись в субъектах Федерации. Комитет, конечно, проводит всевозможные совещания и дает комментарии по данному закону с выездом на территории. При получении каких-то предложений от субъектов Федерации мы также эти предложения формируем у себя, для того чтобы рассмотреть возможные последствия реализации этого закона и предпринять соответствующие действия. Поэтому я могу точно сказать, что парламентские слушания запланированы, но дату давайте уточним. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Гостев Руслан Георгиевич, пожалуйста. ГОСТЕВ Р. Г., фракция Коммунистической партии Российской Федерации. Спасибо. Вы знаете, мне кажется, что мы, законодатели, очень часто цинично и с большим неуважением относимся к гражданам, к нашим избирателям тогда, когда разрабатываем и принимаем законы. И в частности, одним из примеров является закон, который мы сейчас пытаемся каким-то образом подправить. Дело в том, что термин "поселение" как таковой совершенно не воспринимается населением, это абсолютно точно. И когда приезжаешь в так называемое поселение, люди задают вопросы, говорят: вы чего там, с ума посходили все, всегда была деревня, всегда было село или город, а теперь поселение? И начинают обсуждать это. На местах по стойке смирно некоторые законы встречают. Многие не выполняются, а этот закон по стойке смирно исполняется. У нас в Воронеже, в Воронежской области тоже принят закон, где разделили границы и так далее. И то, о чем говорит представитель областного совета из Липецка... (Микрофон отключен.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Руслан Георгиевич, вообще, сейчас проходит у нас процедура вопросов, вы же выступаете. Я не возражаю, если вы выступите. Вопрос у вас будет? Пятнадцать секунд добавьте на вопрос, пожалуйста. ГОСТЕВ Р. Г. Спасибо. Так вот, в этом поселке Краснолесное из трех с половиной тысяч населения участвовали только сто в выборах. Сто человек в выборах участвовали! Скажите, как нам, депутатам Государственной Думы, убедить этих людей в том, чтобы они приняли участие в следующих выборах и голосовали? Они говорят: мы в Страсбургский суд... (Микрофон отключен.) САРЫЧЕВ А. В. Но я считаю, что, наоборот, права не нарушены в 131-м законе, потому что им дается возможность выбора как раз в определении своих муниципальных образований. И я думаю, что если закон, который мы вместе с вами принимали и который начинаем реализовывать, потребует какого-то изменения, мы сообща должны найти определение, в плане каких действий и в какие сроки. То, что предложил сегодня Липецкий областной Совет депутатов, я еще раз говорю, он имеет возможность в рамках нашего закона внести соответствующее изменение. Это юридическое трактование и правового управления, и администрации президента, и правительства... Важен сам факт, что имеется такая возможность. Поэтому мы и говорим, что мы с Александром Николаевичем тоже обсуждали эту проблему и тематику. И если есть такая возможность, зачем дублировать в законе то, что мы уже сегодня прописали? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. По ведению, пожалуйста, Слиска Любовь Константиновна. СЛИСКА Л. К., Первый заместитель Председателя Государственной Думы, фракция "Единая Россия". Уважаемый Александр Викторович, вот вопросы, которые возникают уже с момента принятия этого 131-го закона, они, конечно, имеют в своей основе и практику начала применения этого закона. Как показало общение с губернаторами, представителями исполнительной власти, правительство пока практически не обеспечило прохождение и механизм реализации этого закона, а до его вступления в силу осталось уже девять месяцев. Я вот хочу вам предложить, чтобы в течение следующей недели подготовили с комитетом предложения, обобщили те тревожные сигналы с мест и назначили все-таки в мае или в июне парламентские слушания, потому что мы можем потом опоздать. Вот у меня такая просьба, и я думаю, что коллеги-депутаты меня поддержат. Нужно уже определять дату парламентских слушаний - в крайнем случае начало июня. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Нужно в мае, нужно подготовить парламентские слушания к маю. Спасибо. Присаживайтесь, Александр Викторович. Есть ли желающие выступить? Много рук. Давайте мы сначала запишемся, а потом определим тогда, по какому принципу. Включите режим записи. Покажите список записавшихся. Восемь депутатов записались. Ну что, начнем? Есть просьба не по десять минут, по крайней мере, если депутаты не будут возражать, чтобы мы смогли и другие вопросы сегодня рассмотреть. Броницын, пожалуйста. БРОНИЦЫН А. Ю., фракция ЛДПР. Действительно, осталось, как Любовь Константиновна заметила, девять месяцев до вступления в силу закона, и можно сказать, что Россия уже "беременна" этим законом. И чтобы не родился урод, нам нужна своевременная диагностика и своевременное вмешательство там, где нужно. К сожалению, на 1 января 2005 года, как это было нужно, многие, наверное 50 процентов регионов, не утвердили границы муниципальных образований. Мы продлили срок до 1 марта. Но и на 1 марта не все регионы утвердили границы муниципальных образований, то есть ряд регионов саботирует это решение. И здесь правительству надо более жестко относиться к этому, так как правительству даны полномочия, оно само может вмешаться и утвердить границы муниципальных образований и в регионах. Поэтому здесь правительству тоже надо вплотную работать, в одном ключе, наверное, с Государственной Думой. И что касается парламентских слушаний - обязательно надо проводить. А те поправки, которые предлагаются в данный закон, - они всегда были и будут, и после вступления в силу этого закона этих поправок будет еще больше. К сожалению, идеальный закон принять невозможно, поэтому все должны прекрасно понимать, что поправки всегда вносились и будут вноситься в любой закон, не только в этот. А это очень сложный закон, и чтобы он заработал на полную катушку, надо нам эти девять месяцев отработать по полной программе. Законопроект, который вносится Липецким областным Советом депутатов, конечно же, дублирует то, что уже прописано в законе, и, естественно, его надо отклонять. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Курьянович. Пожалуйста, Николай Владимирович. КУРЬЯНОВИЧ Н. В. Уважаемый Борис Вячеславович, уважаемые коллеги! Я считаю, что нельзя принимать не только поправки к этому закону, но и вообще сейчас нужно ставить вопрос радикально: об отмене этого пресловутого закона номер 131, который будет иметь социальные последствия еще, может быть, худшие и более чудовищные, чем 122-й закон. Этот закон вредительский, он служит делу дальнейшей дезинтеграции России, делу дальнейшего разъединения нашего общего государственного и правового пространства, нарастания центробежных тенденций. Нужно укреплять Россию, а мы ее дополнительно дробим. На примере одной Иркутской области можно посмотреть: у нас сейчас тридцать семь административных единиц - городов и районов, а будет триста девяносто одна. Это же уму непостижимо, какой кавардак! Разумеется, руководители наши региональные трусливые, они боятся, ничего не говорят, берут под козырек, как это было со 122-м законом, однако внутренне они ропщут. Разумеется, они не готовы, боятся быть непереназначенными. Поэтому нужно вопрос ставить именно так: отмена этого 131-го закона, поскольку амплитуда отрицательных социальных колебаний увеличится из-за того, что сложатся последствия 122-го, 131-го законов, реформы ЖКХ, роста тарифов и цен на бензин. И вы все себе должны отчет отдавать в том, что у нас невозможны никакие революции - ни розовые, ни голубые, - будет только березовая или осиновая. Страна не готова к этому 131-му закону, нужно его срочно отменять. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Гостев Руслан Георгиевич, пожалуйста. ГОСТЕВ Р. Г. Я бы ограничился тем вопросом в виде выступления, но хочу подчеркнуть, что, как мне представляется, целый ряд законов, которые были приняты нами в Думе, а затем блистательно подписаны президентом, носят очень вредный характер: они не направлены на стабилизацию, они резко дестабилизируют положение в том или ином районе, а может быть, и в целом в стране. И мне представляется, что в таких случаях, когда мы сталкиваемся с законами, которые дестабилизируют ситуацию в стране, мы должны проводить серьезные парламентские расследования (хотя я знаю, что у нас нет позиции о том, что парламентские расследования могут проводиться) и спрашивать с тех, кто лоббировал, кто проталкивал, кто протаскивал, за то, что были приняты такие федеральные законы. Я еще раз говорю, что 131-й закон наносит огромный вред, и, более того, я все-таки хотел бы... Я понимаю, что мы не отменим федеральный закон, было бы политиканством даже призывать к этому, но в то же время я считаю, что в том, что предлагает Липецкий областной Совет депутатов, есть рациональное зерно. Еще раз подчеркиваю, в Воронежской области возникли огромные неприятности, когда целый поселок не пришел на голосование. Представьте себе, что эти люди отказались воспользоваться избирательным правом. И это что, демократия? Это проявление демократии? Более того, областная Дума, администрация области не сочли возможным приехать к этим людям и посоветоваться, что делать, не опросили никого, а очень жестко встали по стойке смирно, выполнили федеральный закон: как записано, так и должно быть. Хотя десятилетиями этот поселок имел прямые связи с областью... Представьте себе, чтобы из этого поселка в районный центр попасть, надо проехать 60 километров. И в то же время 40 километров по "железке" до города. Поэтому жители Краснолесного прямо сказали нам "фи" в связи с тем, что мы приняли такой федеральный закон. Извините, может быть, я грубо об этом сказал. Я поддерживаю предложение Липецкого областного Совета депутатов. Думаю, что мы должны искать выход из создавшегося положения. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Свиридов Валентин Валентинович, пожалуйста. СВИРИДОВ В. В. Уважаемые коллеги, в своем выступлении я хотел бы обозначить проблему, в связи с которой комитет... В выступлении члена комитета Сарычева прозвучало, что нужно длительное время. Я благодарен вам, Любовь Константиновна, за то, что вы обозначили какие-то четкие сроки, поставили задачи для комитета. Если проблема такая существует, значит, нужно ее решать. И хотелось бы попросить Комитет по вопросам местного самоуправления помочь липецким законодателям. Представитель Липецкого областного Совета депутатов должен вернуться в регион с четкими рекомендациями, как на месте реализовать концепцию этого законопроекта, чтобы не вызывать в регионе каких-то волнений среди граждан. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Гришуков Владимир Витальевич, пожалуйста. ГРИШУКОВ В. В. Я прошу задуматься над рядом позиций, связанных с реализацией 131-го федерального закона: первая позиция - разделение властей, вторая - вертикаль власти, третья - бюджетное финансирование, четвертое - кадры. В той или иной мере вот этот закон касается, на мой взгляд, всех этих четырех позиций. Что я могу в данном случае прокомментировать, какие свои мысли высказать вслух? Мне кажется, первая проблема, которая возникает при реализации этого федерального закона, связана с тем, что в свое время произошло так называемое разделение властей, хотя власть, подчеркиваю, в любом государстве, независимо от строя, должна быть одна. А у нас разделение властей. И вот, напомню вам, что, когда это произошло - а это сделано, на мой взгляд, умышленно, - началось перетягивание каната: кто важнее, кто постарше и так далее - исполнительная вертикаль власти или законодательная? Между этими двумя ветвями до сих пор идет, так сказать, вот такое перетягивание каната. Второй момент - вертикаль власти. Какая здесь проблема возникает? Вот мы пытаемся сегодня доказать, неизвестно, правда, кому, что 131-й федеральный закон устанавливает еще больше демократии в нашей стране, дает гражданам больше прав избирать. Для примера, в нашем Приморском крае мы будем 29 мая избирать около полутора тысяч человек. Причем ситуация интересная: уже выборы назначены Законодательным Собранием, 29 мая изберем этих людей, они потом еще семь или восемь месяцев будут учиться и с 1 января следующего года начнут работать. Вообще, это уникальная ситуация, надо в данном случае разобраться, может ли такая правоприменительная практика иметь место. Но я не об этом хочу сказать. Ведь беда-то в чем? У нас потеряна управляемость в государстве, вертикаль власти потеряна. Почему? Потому что муниципальные образования, вдумайтесь, оторваны от системы государственного устройства и мы продолжаем их дальше дробить. Но мы должны четко понимать, что, пока не будет реальных рычагов управления в муниципальных образованиях, ситуация не улучшится, она будет ухудшаться. А что такое рычаги управления? Это финансы, это кадры и система самоуправления. Вот этих трех составляющих, на мой взгляд, в муниципальных образованиях нет. Третья позиция - бюджетное финансирование, о чем я сказал. Был государственный бюджет в свое время, мы это помним. Потом мы сделали три уровня бюджета: федеральный бюджет, бюджет субъекта и муниципальный бюджет. Мы понимаем, что муниципальный бюджет сегодня не имеет возможности выполнять функции, которые на него возложили, потому что... Ну, я не знаю, как в других субъектах, пусть депутаты скажут, но у нас, в Приморском крае, 90 процентов на дотации сидят. Как они будут выполнять те задачи, которые перед ними ставятся, в том числе и 131-м федеральным законом? Поэтому в данном случае, на мой взгляд, мы должны четко прописать в этом законе, в бюджетном законе, что если на муниципальные образования возложены какие-то функции, то эти функции должны быть подкреплены финансами, в противном случае всё, что мы здесь говорим, - сотрясение воздуха. И четвертая проблема, которая возникает в связи с реализацией этого закона, - это кадры. Я не знаю, как в других субъектах, но у нас проблема есть, потому что людей, которые грамотно вели бы эту работу, нам не хватает, их нужно действительно готовить, этих людей. Вдобавок ко всему приходят люди к управлению, а у них нет возможности выполнять функции, которые возложены на них. Выводы и предложения. Поддерживаю полностью предложение, что нам надо максимально ускорить проведение парламентских слушаний, на которых можно было бы все эти позиции проанализировать и сделать правильные выводы, как же нам дальше быть, - либо отменять этот федеральный закон, возвратиться к первому чтению и внести в него поправки, либо делать то, что я сказал. То есть мы должны, наверное, посмотреть... Для восстановления вертикали власти нужно изменение в Конституцию вносить, по разделению властей - тоже изменение в Конституцию и так далее. Я сейчас, конечно, всего не скажу в рамках того времени, которое отведено на выступление, поэтому первый вывод: парламентские слушания нужны. Второе. Необходимо, на мой взгляд, восстановить все-таки верховенство закона. Это касается не только муниципальных образований, это касается и субъектов, и федеральной власти. Закон должен быть превыше всего! Уверяю вас, что это практика мировая. У нас получается иногда, что указы президента или постановления правительства нарушают федеральное законодательство или идут в противоречие с ним. Такого быть не должно. Закон обязаны выполнять и президент, и рядовой гражданин Российской Федерации. Вот это вторая проблема, которая, на мой взгляд, возникает, и нужно это решать, как я уже сказал. И третий момент, третье предложение. Я говорил, что необходимо восстановить вертикаль власти, вертикаль управления. Как это сделать? Только единственный способ, на мой взгляд, есть - вернуть муниципальные образования в систему государственного устройства. Как только это произойдет, восстановится вертикаль власти, и тогда федеральная власть, в том числе и Госдума, и правительство, будет отвечать полностью за всю схему управления, а не только за ту часть, которая закладывается в федеральном бюджете. Мы же должны понимать, что сегодня мы бросили практически все поселения, деревни, поселочки на самовыживание. Нет возможности выживать - закрывай деревню, заколачивай медпункт, заколачивай школу, а дальше проблемы правительства не касаются. Мы сегодня подталкиваем глав субъектов и муниципальных образований к тому, чтобы закрывать нерентабельные, как мы говорим, школы. Не должны такие выражения в отношении школ вообще применяться! Это самая рентабельная отрасль - вкладывание в детей наших, это самый главный капитал! А у нас министры договорились до того, что это нерентабельная отрасль. Что, будем брать деньги с родителей? Да такого быть не может! Но это уже другая сфера, поэтому я завершаю свое выступление. Я хотел бы, чтобы депутаты Госдумы задумались: куда же мы все-таки направили вектор развития муниципальных образований и будет ли толк от реализации этого федерального закона, если мы не решим принципиальных проблем? Мы можем сколько угодно обсуждать сегодня пути реализации этого закона, но, пока мы не решим базовые вещи, не будет толку, уверяю вас. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Буренин Андрей Викторович, пожалуйста. БУРЕНИН А. В., фракция "Единая Россия". Спасибо, Борис Вячеславович. Мне кажется, что данный законопроект принимать в том виде, в каком он предложен, безусловно, нельзя: решая одну узкую проблему, мы создадим огромный блок других. Я не могу согласиться с докладчиком, который сказал, что вопрос носит, скажем так, технический и непринципиальный характер. На самом деле внесение таких изменений, когда единственным ограничением при принятии решений о территориальном делении будут исторические и иные местные условия, приведет, по сути дела, к появлению разнообразных экзотических форм местного деления. И то, что мы начинаем вновь пересматривать концепцию, когда к 1 января 2005 года все субъекты уже приняли решения, наверное, это неправильно. В законопроекте, по сути дела, предлагается отказаться от какого-либо регулирования в этом вопросе и передать его решение на откуп, так сказать, местному самоуправлению. С действующей системой можно соглашаться, можно не соглашаться, но хуже этого может быть только отсутствие всякой системы, что, вообще говоря, и предлагается. Я думаю, что, отклоняя законопроект, мы на самом деле должны говорить не о механизме, который действительно неадекватен, - мы должны говорить о реальных проблемах, которые привели к появлению такого рода инициатив. Мы сегодня будем рассматривать следующий законопроект, в нем говорится об этом же. Проблема носит в данном случае никакой не управленческий, а имущественный характер. Мы должны сказать, что в Российской Федерации распределение доходных источников, распределение социальной инфраструктуры крайне неравномерно. Если реформа будет проводиться в том виде, в котором она проводится сейчас, то к 1 января 2006 года мы получим крайне высокий уровень дифференциации в доходах населения, в доходах бюджета на душу населения в соседних муниципальных образованиях. Будут многочисленные конфликты - они уже сейчас происходят, - потому что людям отказывают в доступе к инфраструктуре поселения, если они проживают в другом, соседнем поселении. Это ударит по карманам конкретных граждан, и будут многочисленные социальные взрывы. В этой связи непонятна позиция профильного комитета, который, по большому счету повторяя ошибки 122-го закона, говорит о том, что мы приняли хороший закон, всё спустили на места и всё там рассосется. Наверное, уже надо говорить о том, что проводящийся впервые в мире в нашей стране эксперимент по навязыванию системы местного самоуправления сверху вниз, хотя везде она эволюционно развивалась снизу вверх, - это очень тонкий социальный механизм. Наверное, уже надо говорить о том, что он в большей степени не удался. Слушания - это очень хорошо, но, я думаю, что, хочешь не хочешь, мы придем к пониманию того, что как минимум нужно говорить о переносе реформы, наверное, на год, и не меньше, и о пересмотре ее основных, кардинальных, концептуальных моментов. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Кашин Владимир Иванович, пожалуйста. КАШИН В. И. Спасибо. Уважаемые коллеги, я думаю, что все мы благодарны сегодня депутатам Липецкого областного Совета депутатов за то, что, предложив поправку в закон "Об общих принципах организации местного самоуправления...", они привлекли внимание всех депутатов к закону в целом. Закон этот начал действовать уже по существу с 1 марта, и я лично всерьез переживаю по поводу того, что наши граждане не могут участвовать... уже не могут провести свои сходы, свои собрания, свои референдумы, чтобы высказаться по поводу того или иного момента, связанного с реализацией этого закона, потому что время уже ушло - у них оно было именно до 1 марта. Сегодня внедрение в жизнь этого закона осуществляется уже, как говорится, сверху. Мы рассматриваем сложившуюся ситуацию в реализации закона о местном самоуправлении как взрыв. Мы не идеализируем то управление, которое у нас было, но любой закон, на наш взгляд, должен решать существующие проблемы, изменять ситуацию в сторону улучшения, а мы видим, что сегодня этот закон на местах не решает в принципе ни одну проблему. Если говорить о структуре управления, то мы видим, что эта структура рушится, по живому идет нарезание новых поселений. Кроме этих никогда не звучавших и в генетике не отложенных, так сказать, модных слов есть еще такие, которые вообще депутатам непонятны. Что, например, такое межпоселенческое образование? Для чего оно создается, для какого отстоя? И так далее, и тому подобное. Мы видим, что не решаются вопросы экономии бюджета, носит этот закон очень затратный характер. Что такое для области, я уже говорил, пять тысяч новых депутатов? Что такое для Московской области, допустим, триста новых муниципальных образований со своими начальниками, секретарями, со своими всеми другими делами? Ну, здесь уже называл докладчик, что в целом по стране увеличивается почти на двенадцать тысяч количество только одних этих муниципальных образований. Все губернаторы сегодня, по существу, понимают и с сожалением констатируют то, что мы породим новых управленцев и создадим конфликты не только такие, которые мы, допустим, наблюдаем в различных городах и областях между руководителями области и города, теперь мы породим внутри района еще восемь - десять князьков, которые будут делить это имущество, которые будут снова решать проблемы, связанные, как мы с вами знаем, зачастую не с улучшением жизни людей, а с удовлетворением личных амбиций и материальных потребностей. Вы подумайте, в этом законе снова основной источник дохода этих поселений, управленческих структур, он связан с новым налогообложением, с новым налогом (я заканчиваю, в связи с тем что Гришуков всё наше время использовал), связан как раз с тем, чтобы налоги собирать с нашего населения дополнительно. Решаются вопросы социальные плохо в данном случае. Что такое дневная пешеходная доступность?.. И экономические вопросы... Всё рушится. Нельзя даже сравнить ни один показатель развития того или другого административного структурного подразделения, который у нас с вами был, и мы не можем даже какую-то эффективную позицию производственную, социальную уточнить или сравнить или какие-то тенденции системы обозначить. Я считаю - и ваша позиция, Любовь Константиновна и Борис Вячеславович, очень правильная, мне думается, - чем быстрее мы проведем парламентские слушания, чем больше пригласим сюда губернаторов, людей из представительной власти нашей по всей вертикали, тем быстрее мы решим проблемы накопившиеся. Этот закон вредный, он взбудоражит всю Россию, и нам, депутатам, будет стыдно за введение этого закона.
Фрагмент стенограммы:
Строки с 2345 по 2444 из 5153
Мы обсуждаем пункт 4, сейчас выступления депутатов. Пожалуйста, Шеин Олег Васильевич, ваше выступление. ШЕИН О. В. Уважаемые коллеги, ну, лично я поддержу липчан, хотя, конечно, есть логика и в том, что высказывается здесь о недопустимости чересполосицы с точки зрения границ муниципальных образований. Однако если в первом чтении мы как бы концептуально проблему снимаем, то обеспечить процедуру с очень четкими и хорошими полномочиями субъекта Федерации, я думаю, мы вполне можем во втором чтении, чтобы у нас на самом деле не было ситуации, когда нет определенных границ и возникает хаос. Уровень субъекта Федерации - это достаточно высокий уровень, это уже уровень государственной власти, где депутаты, наши коллеги, и губернаторы могли бы принять совершенно обдуманное решение. Это первое. Второе. По 131-му закону, я думаю, мы скоро получим проблемы и по другим позициям. Все эти рассказы о том, что у нас якобы всё может быть отрегулировано подзаконными актами, совершенно очевидно, не основаны на предшествующем опыте. Я напомню, что после принятия закона о монетизации только 25 декабря господин Зурабов подписал постановление по реестру лекарств, и в итоге был бардак в стране. Когда вступил в действие Жилищный кодекс, у нас в течение всего марта - и, по-моему, до сих пор - не было подписано постановление правительства о порядке постановки людей на очередь на улучшение жилищных условий, и в итоге по всей России никто до сих пор на очередь встать не может. 131-й закон формирует гораздо большие проблемы. Две системы управления могут быть у нас - это либо вертикаль, либо демократия. А 131-й - это хороший бардак, вообще не относится ни к четкой системе строительства власти сверху вниз, ни к возможности для людей самостоятельно выработать свою власть и позицию. Что у нас происходит? Мы принимаем решение о том, что население вправе выбирать председателя городского совета. Зачем нам выборы мэров городов с полномочиями председателей городских советов? Это профанация. Совершенно незачем. Тогда уж либо пусть депутаты местные назначают главу администрации, либо пусть такие реальные полномочия, данные избирателями, будут у мэра города как главы исполнительной власти. У нас бардак с уставами городов. Вот в Астрахани, например, был принят устав, по которому отдельно друг от друга должны были работать глава администрации, начальник комитета по имуществу, начальник финотдела, не подчинясь один другому вообще. Это что, вертикаль власти? А такой устав был признан соответствующим 131-му федеральному закону, по которому управление в городе ликвидировалось в принципе. Мы имели колоссальные проблемы и с Пензой, где несколько месяцев подряд вообще не было мэра города. По налогам. Если по прошлому году у нас 45-47 процентов от налогов, собираемых на территории муниципального образования, оставалось в местном бюджете, то на сегодняшний день - порядка 25 процентов. Это Пенза, это Тула, это Рязань, это Астрахань. То есть фактически мы превращаем местные власти в ликвидаторов социальной сферы. Тема приватизации - совершенно отдельная тема, потому что под соусом всего этого хаоса в этом году у нас предполагается по всей стране передел муниципальной собственности, а это, кстати, вещь даже гораздо более опасная, чем та приватизация, которая была в 1991 году. Потому что в 1991 году приватизировали предприятия, приватизировали заводы, а на сегодняшний день речь идет о системах жизнеобеспечения: водоканалы, коммунэнерго, местные электростанции и всё остальное. И совершенно очевидно, что кто-то на этом хорошо нагреет руки, но потеря контроля над жизнеобеспечивающими предприятиями - это то, что разрушает контроль над управлением страной в принципе. И проблем 131-й закон формирует гораздо больше, чем даже закон о монетизации, который по стране врезал основательно. В этой связи лично я очень разочарован выступлением председателя комитета, который не смог озвучить ни конкретных дат, ни месяцев, в течение которых возможно проведение парламентских слушаний. С моей точки зрения, ситуация абсолютно недооценивается, и я думаю, что сегодня у нас прошла хорошая дискуссия, по итогам которой я прошу, Борис Вячеславович, лично вас, учитывая, что ваши коллеги по "Единой России" выступали сегодня с критическими замечаниями в адрес 131-го закона, поставить вопрос на Совете о необходимости проведения парламентских слушаний где-нибудь, может быть, в мае или июне. Ситуация очень нехорошая, и мне кажется, что важно принять превентивные меры, чтобы не оказаться в цейтноте при неблагоприятном развитии событий в начале следующего года. Спасибо большое. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Олег Васильевич. Уважаемые коллеги, есть ли необходимость выступить полномочному представителю президента? Представителю правительства? Есть ли необходимость выступить с заключительным словом докладчику? Нет. Ставится на голосование в первом чтении проект федерального закона "О внесении изменений в статью 11 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". Включите режим голосования. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (12 час. 37 мин. 03 сек.) Проголосовало за 82 чел.18,2% Проголосовало против 3 чел.0,7% Воздержалось 2 чел.0,4% Голосовало 87 чел. Не голосовало 363 чел.80,7% Результат: не принято Не принято.