Заседание № 67
12.10.2017
Вопрос:
О проекте федерального закона № 937952-6 "О внесении изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации в части отмены транспортного налога" (внесён депутатами Государственной Думы И. В. Лебедевым, Я. Е. Ниловым, А. Н. Диденко, А. Б. Курдюмовым, а также А. А. Смирновым в период исполнения им полномочий депутата Государственной Думы).
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 4858 по 5122 из 7297
Коллеги, переходим к рассмотрению законопроектов под пунктом 11, у нас пять альтернативных законопроектов. Пункт 11.1, проект федерального закона "О внесении изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации в части отмены транспортного налога". Сергей Михайлович Катасонов, пожалуйста. КАТАСОНОВ С. М. Уважаемые коллеги, сегодня, когда обсуждались четыре альтернативных законопроекта, удивительно, но в зале была тишина, которой я вообще никогда не наблюдал при обсуждении других законопроектов, может быть более актуальных (кто как считает, но тем не менее). На самом деле то, что в ходе обсуждения было высказано мнение, что, наверное, пришло время выработать единую точку зрения, - это правильно, потому что когда мы даже друг друга... Вот Валерий Карлович говорит, что мы поддерживаем всех, и олигархов в том числе, - Валерий Карлович, ну вы же понимаете, что это математика и вычет скажется на ставке. Вот я говорил: у депутата Госдумы 400 тысяч рублей зарплата, а получается, ставка не 30 процентов, а 20 процентов - всё это чистая математика, и мы концептуально должны договариваться. Аналогичное предложение - законопроект об отмене транспортного налога. Я не знаю, какие аргументы будут у партии власти, потому что тема, которая сегодня названа в законопроекте ЛДПР, полностью согласуется с идеями всех наших высших руководителей государства. Я напомню историю. Ну, я во всяком случае впервые об этом услышал от Владимира Вольфовича, который, наверное, ещё лет десять назад сказал, что за дороги должен платить тот, кто по ним ездит. Больше ездишь - больше платишь; не ездишь, если ты пенсионер и стоит твоя машина, от которой ты не можешь избавиться, значит, ты не наносишь ущерб дорогам и платить не должен. Я хочу сказать, что эта тема в 2010 году была поддержана президентом, в июле 2010 года принципиально был одобрен данный подход, глава Минэкономразвития Эльвира Набиуллина поддержала в 2011 году, и в результате была выработана новая концепция: давайте откажемся от транспортного налога, но введём дополнительно акцизы на бензин. Была принята концепция, что в течение трёх лет мы по одному рублю добавляем к акцизу, и тем самым замещаем транспортный налог. Надо сказать, что мы это замещение с точки зрения внедрения акцизов провели, а вот об отмене транспортного налога забыли. Если мы с вами посмотрим цифры, касающиеся вообще размера транспортного налога, на сайте Федеральной налоговой службы, то увидим, что в отношении физических лиц - 35 миллиардов рублей, что касается юридических лиц - 1,5 миллиарда. К сожалению, нет статистики, как сложилась ситуация по акцизам в целом в России, но у меня была возможность посмотреть такие цифры, в частности, по Оренбургской области; опыт показывает, что показатели по Оренбургской области можно умножать на сто, и в принципе примерно получается общая картина. Вот я посмотрел акцизы, которые мы собирали с бензина, в динамике, и вам докладываю: Оренбургская область, 2010 год, до введения дополнительных акцизов - 2,6 миллиарда рублей, а в 2013 году (у меня данные были на тот момент, когда мы вносили этот законопроект) - 6,5 миллиарда. То есть тем, что мы ввели 3 рубля акциза на один литр бензина, мы в области получили порядка 4 миллиардов рублей дополнительно. При этом сумма транспортного налога по всей области у нас составляет 900 миллионов, понимаете? То есть мы практически, услышав президента, услышав, кстати, и Медведева, председателя правительства... Они же все вот на том собрании... Я же прекрасно помню, у нас даже цитаты эти все есть - вот 30 ноября 2012 года президент Владимир Владимирович Путин сказал: "Поддерживаю идею отмены транспортного налога и взимания его через акцизы на бензин". Об этом он сообщил на встрече с главами партийных фракций в Государственной Думе. То есть когда мы с вами обсуждали прогрессивную шкалу налогообложения, многие сегодня выходили и говорили, что, мол, пока не скажет президент, ничего не двинется, и тогда зачем мы здесь, а вот здесь де-факто уже и президент это озвучил. Это первое. Второе. Мы де-факто получили практически в 3 раза больше в дорожный фонд, и всё равно мы никак не можем отменить транспортный налог. На что ссылаются сейчас? (Дальше вот тоже есть цитаты, не буду читать, что говорилось на встречах и с президентом.) Ссылаются на глав регионов. Согласен, сегодня ситуация с дорогами, ну, скажем так, не очень хорошая. И если вы пообщаетесь с руководством нашего Росавтодора, то вам скажут, что у них по плану в 2019 году введение новых дорог - ноль километров, это в соответствии с тем объёмом финансирования, который есть сегодня. Ноль километров! Я имею в виду Росавтодор, я не беру госкомпанию. Поэтому, конечно, даже тот миллиард, который собирается на территории Оренбургской области и который де-факто должен идти в дорожный фонд (так написано, это источник формирования дорожного фонда)... то есть транспортный налог для любого субъекта очень важен. И я понимаю, что реально при тех межбюджетных отношениях, которые мы сегодня имеем и на которые сегодня тоже ссылались, говоря о прогрессивной шкале налогообложения, ну невозможно залатать все дыры. Мы сегодня практически все полномочия передали субъектам, а посмотрите, что произошло за 10 лет: у нас из 15 доноров осталось шесть. Помню, когда я пришёл в 2006 году в Законодательное Собрание депутатом, Оренбургская область была донором, то есть мы средства и оставляли себе, и ещё передавали в федеральный бюджет, - нету такого у нас уже давно! И осталось всего шесть субъектов-доноров. Естественно, мы услышим сегодня, что это субъектовый налог, что у субъектов есть право такую льготу ввести, но давайте скажем честно: нет сегодня лишних средств у субъектов! И для того, чтобы восстановилась справедливость, для того, чтобы слова президента стали делом, мы должны принять этот закон на федеральном уровне. Прошу поддержать. Председательствует Первый заместитель Председателя Государственной Думы И. И. Мельников ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Сергей Михайлович. Пункт 11.2, проект федерального закона "О внесении изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации в части отмены транспортного налога". Докладывает Олег Анатольевич Нилов. НИЛОВ О. А. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Ещё раз благодарю Государственную Думу и Совет Думы за то, что не боятся выносить такие неудобные для правительства и для фракции большинства вопросы. Это большой шаг вперёд. Я надеюсь, что в процессе представлений таких законопроектов и в процессе таких дискуссий мы придём к компромиссу и начнём принимать такие законы, которые действительно требуются по всем понятиям и по всем логическим принципам. С того момента, как появились акцизы как вот такой вторичный и самый масштабный способ сбора денег с автовладельцев на дороги, буквально на следующий день мы стали предлагать (и дальше это делали регулярно) отменить налог, который был до этого, - по разным причинам отказывали. Сначала говорили, мол, давайте чуть попозже, давайте проверим, может быть, акцизы не задержатся, может быть, как раз это будет отменено. Ничего подобного: уже трижды и сейчас в четвёртый раз акцизы будут повышаться! Для справки напомню: 10 рублей с каждого литра каждый автовладелец (неважно, на чём ездит - на легковом автомобиле, на грузовом, на автобусе) платит на содержание дорог - и это справедливо, это правильно! Мало? Давайте повысим ещё акцизы, но почему существует транспортный налог? Почему существует двойное, сейчас уже даже тройное обложение налогом автовладельцев? Я имею в виду систему "Платон", проекты платного въезда, проезда. А та же самая платная парковка? Посмотрите, что происходит: люди уже стонут, мол, ну прекратите вы за одно и то же брать с нас всюду и везде! Давайте средства от уплаты многочисленных штрафов - слава богу, сегодня есть предложение Министерства транспорта - направим в дорожный фонд целевым образом в полном объёме, и это предложение есть в пакете наших законопроектов. Второй год лежит так называемый парковочный пакет, где мы предлагаем ограничить возможность, запретить вообще частным структурам заниматься сбором средств там, где это касается парковки, превышения скорости. Туда уходят многомиллиардные суммы, они должны идти через государственные, через муниципальные структуры в бюджеты, целевым образом поступать в дорожный фонд. Так мы предлагаем компенсировать выпадающие доходы, потому что я знаю, что сейчас скажет Андрей Михайлович, он скажет: хорошая идея, а где взять 140 миллиардов рублей, чтобы компенсировать выпадающие доходы? Вот мы вам и предлагаем, где их взять. Ну, мало будет этого, я согласен, - и здесь коллега Исаев, наверное, опять уже готов будет представить законопроект, - так давайте налог на роскошь вводить! Почему автомобиль, который стоит несколько десятков - сотню тысяч рублей, является предметом обложения налогом на имущество, а ценности, стоимость которых много миллионов долларов: украшения, антиквариат, картины, шубы - нет, почему их обладатель не платит? Ещё раз говорю, это огромные средства! Почему за автомобиль нужно платить по факту его обладания, даже если он не ездит, просто стоит? Нет, всё равно плати налог на транспорт! Давайте этот вариант тогда рассмотрим, но налог на транспорт надо отменять. И уже в завершение скажу опять о деньгах. Уважаемые коллеги, вводя новые сборы, поборы, собирая, ну, всё равно копеечные в масштабах российского бюджета средства, 50 миллиардов или 100, экономя на том, что отменяем надбавки к пенсиям крестьянам, мы почему-то не занимаемся главным - поиском больших денег, которые исчисляются в триллионах. Помните, недавно мы принимали протокольное поручение по поводу триллиона рублей, который буквально исчез в трёх банках? Сегодня мы с коллегами получили ответы из МВД, из Следственного комитета, из Генеральной прокуратуры на наш протокольный запрос, спасибо вам - они пришли довольно-таки быстро, в течение 10 дней. Ни в одном из этих ведомств не заведено никаких уголовных дел, не ведётся расследование, не проводятся процессуальные проверки по причине отсутствия обращений от Центробанка или от кого бы то ни было. Вот это основной вопрос, коллеги, вот где деньги надо искать! Неужели вы думаете, что исчезнувший триллион, который мы сейчас так легко решением Центробанка туда направили, по каким-то причинам растворился, что это не полученные кем-то лично супердоходы? Вот где нужно в первую очередь находить деньги, нужно возвращать их в казну и персонально наказывать тех, кто виноват. А не так, как я вчера рассказывал: по решению нашего суда за хищение 5 миллиардов рублей назначено наказание в виде четырёх лет тюрьмы, а вопрос о возвращении этих миллиардов даже не стоит, и никто даже не собирается так вопрос ставить. Так что давайте начинать с главного, с больших денег, ну а потом, если не хватит - а я уверен, что хватит, живём-то мы в самой богатой стране мира, хватит этих миллиардов и триллионов, - тогда уже будем думать о том, как второй, третий, четвёртый раз заставить платить наших граждан. Автовладельцы - самая незащищённая категория сегодня в стране, я напоминаю, их 50 миллионов, они просят и требуют, 99 процентов из них сегодня говорят: отмените транспорный налог. Давайте их услышим. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Олег Анатольевич. Уважаемые коллеги, сегодня в Государственной Думе с официальным визитом Председатель Национального Собрания Республики Корея Чон Се Гюн, он впервые посещает Россию, и сейчас делегация Национального Собрания на гостевом балконе. Уважаемые корейские депутаты, мы желаем вам успешной работы у нас здесь, в России! (Аплодисменты.) Коллеги, проект федерального закона "О внесении изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая)", пункт 11.3, рассматривается без доклада. По законопроектам под пунктами 11.4 и 11.5 будет общий доклад. Пункт 11.4, проект федерального закона "О внесении изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации в связи с отменой транспортного налога", и пункт 11.5, проект федерального закона "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации в связи с отменой транспортного налога". Докладывает Николай Васильевич Арефьев. АРЕФЬЕВ Н. В. Спасибо, Иван Иванович. Уважаемые коллеги, я сам лично два раза слышал во время прямой линии с президентом, как он сказал, что надо упразднять транспортный налог. Это действительно тройное налогообложение и даже четверное, нельзя три шкуры снимать с одного водителя! Здесь уже мои коллеги говорили: мало того что мы платим транспортный налог, мы платим ещё по системе "Платон", мы платим за парковки, за въезды и выезды из населённых пунктов, мы платим акцизы на бензин, которые растут ежегодно, - ну нельзя же три шкуры снимать! Надо уничтожать этот налог, поскольку он является довольно тяжким бременем для всех наших автомобилистов. Ну сколько можно брать?! Вот сейчас внесли законопроект о бюджете на 2018 год. Я посмотрел: за счёт интенсификации производства никаких доходов нет, доходы опять за счёт акцизов, за счёт ввозных и вывозных таможенных пошлин, за счёт налогов. Но ведь дело в том, что нельзя увеличивать налоговое бремя до такого состояния, когда экономика уже не растёт и начинает падать, это очевидно. Дело в том, что в нашей системе налогообложения налоги довольно высокие. Говорят, что в себестоимости продукции 26 процентов налогов, на самом деле больше: мы забываем, что есть ещё отчисления в социальные фонды, а это 30 процентов, и все они берутся всё-таки с предприятий. Поэтому облегчать налоговое бремя надо. Эти вопросы появились не случайно, в прошлом году, когда начали повышать акцизы - один раз, другой, третий, - в конце концов вынуждены были поставить вопрос о ликвидации хотя бы транспортного налога. Вот мы только сейчас рассматривали законопроект о прогрессивной шкале подоходного налога - он решил бы все проблемы. Она есть во всех государствах, во всяком случае и в Евросоюзе, и в Америке, в развитых государствах, где есть крупные предприятия, - не хотим принимать! Мы много раз вносили инициативы о государственной монополии на производство и оборот спиртосодержащей продукции, табачной продукции, мы говорили, что при Петре I это была статья дохода, которая составляла половину бюджета, в советское время - 20 процентов, а сейчас, к сожалению, мы ничего не получаем от этого. Ну надо же прислушиваться к здравому смыслу, нужно распределить налоги так, чтобы они не мешали развитию экономики, чтобы не выгребали последние деньги у нашего нищего народа! Правильно здесь говорили, что надо пересматривать всю налоговую систему, - ну давайте пересматривать, давайте действовать вместе, давайте создадим рабочую группу. Я убеждён, что сейчас и этот законопроект провалится - их там три, - ну давайте проваливать всё, но от этого лучше-то не становится, от этого становится только хуже. Вот ещё через два дня будем копья ломать вокруг бюджета, вокруг прогноза социально-экономического развития, но ведь ничего не улучшится, если мы не снимем налоговое бремя с народа, с предприятий, юридических лиц. Что касается второго законопроекта, о котором я должен докладывать, он был написан в развитие первого. Если мы примем этот законопроект, тогда надо принимать и тот, а если этот законопроект будет отклонён, тогда поправки в Бюджетный кодекс принимать не надо. Я просил бы проголосовать за отмену транспортного налога, а что касается того законопроекта, я в своём выступлении скажу после голосования уже по этим трём законопроектам. Спасибо за внимание. Председательствующий. Спасибо, Николай Васильевич.
Фрагмент стенограммы:
Строки с 6144 по 7100 из 7297
Коллеги, возвращаемся к обсуждению 11-го вопроса. Мы заслушали все доклады по альтернативным законопроектам. Слово для содоклада предоставляется председателю Комитета по бюджету и налогам Андрею Михайловичу Макарову. Андрей Михайлович, сколько вам нужно времени? МАКАРОВ А. М. Вы знаете, я на самом деле в прошлый раз просил пятнадцать минут, сейчас количество законопроектов уже не четыре, а пять, но я прошу десять минут - понимаю, что уже надоел. Десять минут, и постараюсь уложиться в меньшее время. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, я думаю, надо согласиться, это гуманно со стороны Андрея Михайловича. Поставьте десять минут, пожалуйста. МАКАРОВ А. М. Спасибо. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! На самом деле ощущение такое, что мы плавно перетекли от прогрессивной шкалы подоходного налога к транспортному налогу: какая разница, какой налог, главное - давайте отменим! И ведь гениально звучат слова "от нас этого требуют 50 миллионов автомобилистов" - ну кто проверит, все ли 50 миллионов требуют, или всё-таки кто-то, может, и не требует? А главное при этом - кто-то спросил мнение пешеходов? Ну автомобилисты - ладно, а пешеходы тоже требуют? Но ведь это не главное, коллеги, чёрт с ним, какая разница, какие пешеходы! Но тогда, вы знаете, я постараюсь быть очень кратким. Начну, наверное, с того, что сказал Олег Анатольевич Нилов, - жалко, что его сейчас нет в зале, он не слышит - он произнёс, а я специально записал, чтобы потом никто не мог обвинить меня в том, что я неправильно воспроизвёл: "Андрей Михайлович скажет: это хороший закон, но где взять деньги?" Вообще, сегодня какой-то день, когда все предугадывают, что я скажу. Так вот я должен заявить, что Олег Анатольевич был прав ровно на 50 процентов: где взять деньги я обязательно спрошу, а вот насчёт "хорошего закона" - закон так себе, хотя, конечно, мог бы сказать что-то другое. Уважаемые коллеги, вот теперь вопрос. По итогам 2016 года - мы не имеем данных за 2017 год, потому что налог начисляется за год, то есть по 2017 году итогов пока нет, - получено 146,2 миллиарда рублей по этому налогу. Это деньги - я повторяю, 146,2 миллиарда, - которые зачисляются в региональные дорожные фонды и идут на региональные и сельские дороги, вот исключительно для чистоты отношений, это реальная сумма, и предлагается этот налог отменить. Конечно, можно сейчас много говорить, но я сошлюсь скромно на 31-ю статью Бюджетного кодекса, которой устанавливается принцип самостоятельности бюджетов, соответственно, нельзя вносить законопроекты, которыми мы из какого-то бюджета хотим исключить доходы без предложения, как компенсировать то, что мы предлагаем исключить. Так вот ни в одном из пяти законопроектов не предлагается никакой компенсации. Я сейчас не буду подробно говорить о том, что по одному из законопроектов поправки вносятся и в Бюджетный, и в Налоговый кодексы, что прямо запрещено Регламентом и Бюджетным и Налоговым кодексами. Это непринципиально, но я ещё раз говорю - исключительно потому, что Олег Анатольевич просил задать вопрос, где взять деньги, - ни один из законопроектов не предлагает, как компенсировать региональным дорожным фондам эти 146,2 миллиарда рублей. А теперь перейдём... ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) МАКАРОВ А. М. Видите, опять же варианты экспроприации предлагаются. Вы предлагаете "Роснефтегаз", а если сейчас устроить аукцион, думаю, кто-то ещё что-то предложит. Поэтому я предлагаю не устраивать из обсуждения аукцион - кого будем экспроприировать; если придут матросы, они сами это решат, без нас с вами, Николай Васильевич. Но я о другом, вот теперь я хотел бы перейти к тому, что сказал Николай Васильевич Арефьев, привожу его слова: мы платим транспортный налог, мы платим по системе "Платон", мы платим за парковки, мы платим за акцизы - пора прекратить это безобразие. Коллеги, мы платим транспортный налог, мы платим по системе "Платон", но я хотел бы обратить внимание, что "Платон", как ни странно, - это вычет из транспортного налога, просто "Платон" из транспортного налога вычитается, - но это мелочи, конечно. А вот по поводу парковок - это что-то новое: то есть, оказывается, если мы платим транспортный налог, за парковки платить не надо. Не надо платить акцизы... А вот тут я хотел бы обратить внимание на то, что во всём мире (я это подчёркиваю: у нас же в связи с предыдущими законопроектами всё время обращались к мировому опыту) акцизы - это налог на роскошь. Как ни странно, но во всём мире, даже в Штатах, где самое большое количество автомобилей на душу населения в стране, автомобиль - это роскошь; у нас это средство передвижения, как писали Ильф и Петров, а вот во всём мире это роскошь. И акциз - это налог не самостоятельный, это налог дополнительный. Вот нам раньше предлагали: давайте мы уберём транспортный налог и всё вложим в акциз. Ведь предельно простая ситуация: по транспортному налогу установлены льготы для инвалидов, для Героев, для ветеранов и так далее, и так далее, по транспортному налогу для этих людей можно установить льготы, и регионы эти льготы устанавливали (я могу сейчас сказать по каждому региону, какие льготы установлены), а как это заложишь в акциз? Как в него заложить льготы? Это что, у нас на заправке будет рукав для инвалидов, рукав для ветеранов, рукав для Героев?.. И к каждому давайте ещё поставим по инспектору налоговой службы, для того что они это контролировали! (Кстати, хорошая идея, мне она самому нравится, раньше в голову не приходила, предлагаю её рассмотреть серьёзно.) Коллеги, нам объявляют, что этого требуют люди. Опять же, это региональный налог. Мы с вами здесь все вместе, правда при обсуждении других вопросов, принимали решение, и вчера, когда шло обсуждение региональных бюджетов, мы говорили о том, что там не хватает средств, говорили о том, что одним из важнейших способов... Это, кстати, вошло в постановление Госдумы об основных направлениях бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики: нам нельзя на федеральном уровне устанавливать льготы по региональным и местным налогам - нельзя быть добренькими за чужой счёт. Если вы хотите быть добренькими - будьте добренькими из своего кармана, но нельзя предоставлять льготы, предполагая, что, мол, я-то добренький, а за это заплатит кто-то другой - Иван Петрович пусть заплатит за то, что я добренький. Мне кажется, мы все были едины в том, что нельзя предоставлять льготы за счёт региональных и местных бюджетов, - с этим были согласны все фракции. Коллеги, мы с вами все вместе проголосовали за общий принцип, так почему, как только доходит до конкретики со ссылкой на 50 миллионов человек, оказывается, что общие принципы не работают? Ну, поскольку у нас все докладчики плавно перетекли к первому вопросу, который мы обсуждали, опять же не могу не вернуться к классику. В данном случае классик - это Олег Анатольевич Нилов, который предложил нам: а давайте мы, все фракции, соберёмся (ну, правда, было сказано, что оппозиционные) и вынесем вопрос по налогам на референдум. Уважаемые коллеги, даю справку: по конституциям всех стран мира - можно говорить "цивилизованных", можно просто "всех", можно вспомнить российскую Конституцию - вопросы бюджета и налогов на референдум не выносятся. Не выносятся потому, что бессмысленно спрашивать у людей: вы хотите платить большие налоги или маленькие? вы хотите платить налоги или не хотите платить налоги? вы хотите, чтобы деньги направляли на решение социальных вопросов или чтобы эти деньги отдавали дяде? Вот в соответствии с принципами парламентаризма, которые закладывались в основу демократии, когда парламенты мира создавались, предусматривается, что эту ответственность берём на себя мы с вами. И пусть мне сейчас скажут о том, что я меняю тембр голоса, говорю с придыханием или что-то ещё, кому-то это нравится или не нравится, но, увы, каким бы тоном я это ни произносил, на референдум вопросы налогов не выносятся - это вопрос нашей с вами ответственности, ответственности перед людьми. И вот сегодня перед вами лежит пять предложений, в которых говорится, что минимум 146,2 миллиарда надо изъять из дорожных фондов регионов: из средств на региональные дороги, на муниципальные дороги, на сельские дороги - снять со всего того, за что мы с вами бьёмся. И делается это предложение, как всегда, исходя из интересов избирателей - я напомню: "Вчера опять от имени народа в стране подорожала колбаса...". Это не сегодня было сказано и не мною. Комитет по бюджету предлагает отклонить все пять законопроектов. Я сэкономил целую минуту. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Андрей Михайлович. Андрей Михайлович, наверное, вы зря ушли. Коллеги, будут ли вопросы? Есть вопросы. Включите режим записи на вопросы. (Шум в зале.) Ну я прошу так же корректно, как выступал Андрей Михайлович. Покажите список. Коломейцев Николай Васильевич. КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Уважаемый Андрей Михайлович, не могли бы вы так же пламенно ответить, сколько акцизов мы собираем, сколько остаётся в регионе и куда девается остальное? Сколько мы по системе "Платон" собираем и как это расщепляем? И третье - вы против высказываний президента и его ответов на прямой линии? МАКАРОВ А. М. Вы знаете, Николай Васильевич, я вообще в принципе люблю цитировать классиков - вы заметили? Я вот Ленина цитировал, перед этим - Карла Маркса. Вообще, для меня, как человека, который... Ну, мне 63 года, 64-й, я ведь, как и все, родился и вырос в Советском Союзе, поэтому базовое образование предполагает, что я хорошо знаю классиков. Так вот я сейчас говорю совершенно о другом, коллеги... КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Вы ответьте на мой вопрос. МАКАРОВ А. М. Николай Васильевич, если вы хотите проверить меня по цифрам, которые составляют доходы бюджета, я готов, но я хотел бы сказать сейчас о другом. Вы меня спрашиваете, как расщепляется собранное по акцизам? Это предмет самостоятельного закона. Вы меня спрашиваете о том, как зачисляется плата по системе "Платон"? Я вам ещё раз говорю, она зачисляется совершенно правильно, более того, минимизируется, потому что там идёт вычет из регионального налога, чтобы не облагать налогоплательщика дважды. И по каждому из этих налогов, по конкретной цифре... Вот оглянитесь на Валентина Сергеевича - он на ваш вопрос не кивал, а на мой ответ кивает. У вас есть претензии по распределению? У меня тоже есть претензии по распределению: у меня есть претензии к тому, сколько денег идёт на сельские дороги, у меня есть претензии к тому, что... И обратите внимание, когда мы приняли с вами решение о выделении сельских дорог, мы сделали одну техническую поправку - указали, что это самостоятельный пункт в бюджете. Одна маленькая циферка поменялась, не в сумме средств, а в бюджетной классификации, и вдруг оказалось, что никто не может с сельских дорог снять деньги! Вот тогда мы решили проблемы людей, а когда мы говорим, что нужно просто взять и забрать 146,2 миллиарда рублей, и при этом не говорим, как их возместить, - это разговор я не знаю о чём. Я первый раз услышал сегодня, что, оказывается, парковки тоже должны быть бесплатными. Коллеги, можно всё сделать бесплатным, но, как показал опыт, страна, в которой говорят, что всё будет бесплатно, но даже за товары, продаваемые в нулевой секции ГУМа и недоступные основной части населения, устанавливают плату, не очень долго выживает... хотя на самом деле почти 80 лет - это в принципе достаточно большой срок. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Гартунг Валерий Карлович. ГАРТУНГ В. К. Уважаемый Андрей Михайлович, я повторю вопрос Николая Васильевича, только хотел бы получить ответ без ссылок на классиков и так далее. Вы сказали: 146 миллиардов этими законопроектами предлагается вынуть из бюджетов субъектов. Но ведь всё-таки акцизы собираются, сколько денег поступает в бюджеты субъектов от собранных акцизов? МАКАРОВ А. М. Спасибо, Валерий Карлович. Вы сделали очень важное дополнение к вопросу Николая Васильевича, хотя, честно говоря, его выступление было более оригинальным, извините. ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) МАКАРОВ А. М. Я уверен, Николай Васильевич, что вы ещё всё скажете. Так вот, Валерий Карлович, в чём проблема. Я говорю о выпадающих доходах от налога, а вы мне говорите об акцизах. Я не просто так начал с того, что акциз - это налог на роскошь, что он всегда дополнительный, это не тот основной налог, который с чего-то взыскивается. Когда вы говорите: "У нас же есть акцизы, почему должен быть транспортный налог?" - я отмечаю огромный прогресс в вашем вопросе. Каких-то два года тому назад, когда вы мне задавали вопрос, вы говорили: "Транспортный налог - дороги". И я вам объяснял, что на дороги идёт гораздо больше, чем то, что поступает в виде транспортного налога. Так вот, на дороги идёт гораздо большая сумма средств, и она складывается из разных частей, поэтому акцизы не подменяют транспортный налог. Может ли быть отменён транспортный налог? Конечно может. Обратите внимание, я не говорил этого по поводу прогрессивной шкалы, а здесь могу сказать. Если при анализе налоговой системы мы с вами решим, что транспортный налог должен быть направлен на стимулирование чего-то - ведь много говорят о замене транспортного налога, например, экологическим налогом, - можно будет это рассматривать? Можно. Тогда мы скажем, что он будет развёрнут и будет играть стимулирующую функцию в отношении конкретных транспортных средств. Я могу вам назвать ещё десятки вариантов трансформации этого налога, но трансформация налога и отмена - это не одно и то же. Вы же предлагаете просто забрать из чужого кармана 146 миллиардов и при этом говорите, что несёте благо тем людям, которые в этом регионе проживают. Ну, коллеги, простите, комитет по бюджету не может согласиться с такой логикой. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Андрей Михайлович, присаживайтесь. Коллеги, я предлагаю поступить так. Мы сейчас проведём запись и в зависимости от результатов записи на выступления примем решение. Нет возражений? Нет. Включите, пожалуйста, режим записи на выступления. Покажите список. Сначала по ведению - Иванов Сергей Владимирович. ИВАНОВ С. В. Большое спасибо, Иван Иванович. Я выскажусь в соответствии со статьёй 46 нашего Регламента. Николай Васильевич задавал вопрос, а Андрею Михайловичу неудобно было называть такие суммы и цифры. Дело в том, что компания "РТ-Инвест Транспортные Системы", 50 процентов которой принадлежит господину Ротенбергу, за год получает 10,6 миллиарда рублей, это вот по поводу того самого вычета, которым Андрей Михайлович хвастался, который идёт из транспортного налога. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Сергей Владимирович, спасибо, но это не по ведению. Коломейцев Николай Васильевич, пожалуйста. Три минуты. КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Понимаете, всегда неудобно слушать спекуляции по поводу серьёзных вопросов. Почему я так говорю? Уважаемый Андрей Михайлович, закон Российской Федерации должен быть и для фермера, и для президента один. Если постановлением правительства определено, что 50 процентов дивидендов госкомпании обязаны отчислять в бюджет, то их туда должны отчислять и "Роснефтегаз", который не заплатил, по разным оценкам, более 500 миллиардов рублей только в этом году, и транспортная компания, и фермер, и все остальные. Это первое. Второе. Понимаете, вы спекулируете: кто должен и кто не должен. Я вам ответственно заявляю, что ваш "Платон" убил большую часть муниципальных дорог, потому что все дальнобойщики, которые не хотят платить, съехали с трасс и поубивали то, что не было предназначено для дальнобоя. Я могу вас свозить на экскурсию в Ростовскую область, с М-4 рядом, где не хотят, в общем-то, пока на платную переходить, и чуть выше в Воронеж, где перешли, - вы увидите, что там сельских дорог почти не осталось. Третье. Вы знаете, президент ответственный человек, ему 3600 вопросов задают, но мы же понимаем, что они известны заранее, для него специалисты готовят ответы. Он отвечает как уполномоченное лицо и лидер нации, как вы говорите. Так вот он признаёт, что нельзя два аналогичных налога собирать, а акциз и транспортный налог таковыми являются, за "Платон" нужно уплачивать третий - называйте, как хотите, - побор или сбор, а все эти три суммы учитываются в себестоимости продукции. Получается, что вы вместо платы за одну поездку взимаете за две с половиной, понимаете? Всё это влияет на цену, и в результате наша конкурентоспособность куда-то испаряется. Можно добавить, что электроэнергия у нас тоже, к сожалению, одна из самых дорогих. Следующий вопрос. Мы с вами сегодня рассматриваем, скажем так, залежалый законопроектный груз. И сегодня говорить коллегам о том, что вы, мол, такие-сякие, бестолковые... Что же вы, такие умные, в кризис завели? Вы поймите, никто же не возражает по поводу того, что принятием отдельного, одного закона - ни о шкале налога, ни о транспортном налоге - поправить ситуацию нельзя. Мы же вас и призываем к тому, что надо рассматривать концептуально сейчас, не в 2019-м или в 2021-м, - посмотрите, сколько вы стратегий приняли! - давайте тактикой займёмся, давайте поймём, почему мы в яме и выхода из неё нет. Мы предлагаем всё-таки более конструктивно рассматривать законопроекты. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Николай Васильевич. Тен Сергей Юрьевич, от фракции. ТЕН С. Ю., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Безусловно, мы во фракции "ЕДИНАЯ РОССИЯ" детально рассмотрели все пять представленных законопроектов об отмене транспортного налога. Скажу, что мы не согласны с позицией наших коллег из фракций "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ", КПРФ и ЛДПР, в том числе и по поводу того, что транспортный налог не является социально обоснованным. Давайте посмотрим на ситуацию с точки зрения наших регионов. Давайте вспомним парламентские слушания, на которых мы обсуждали приоритет финансовой политики государства, заключающийся в том, чтобы наши регионы и муниципальные образования были в бюджетном отношении самостоятельными. Сегодня транспортный налог полностью идёт в систему региональных дорожных фондов. Напомню, что Государственная Дума предыдущего, шестого, созыва приняла, на мой взгляд, принципиальнейшее решение в отношении транспортного налога, и сегодня ставка транспортного налога зависит не только от мощности автомобиля, но и от его стоимости, то есть чем дороже автомашина, тем больше владелец платит, - фактически это налог на роскошь. На наш взгляд, именно в этом и заключается в том числе решение вопроса, связанного с социальной справедливостью. Основными источниками формирования дорожных фондов на сегодняшний день остаются акцизы и транспортный налог. Напомню, уважаемые коллеги, что в 2015 году 100 процентов акцизов поступало в систему региональных дорожных фондов. За прошедшие два года, по нашему решению, по решению Государственной Думы, был сокращён на 38 процентов объём поступлений акцизов в систему региональных дорожных фондов. Я скажу вам, что в итоге регионы получают всего около 14 процентов от объёма денежных средств, необходимого для того, чтобы привести региональные и муниципальные дороги в нормальное состояние, - всего 14 процентов! Мы с вами все, уважаемые коллеги, регулярно выезжаем в регионы - и в большие города, и в отдалённые посёлки, и в деревни, и в сёла. Я абсолютно убеждён, что вопрос о качестве, состоянии дорог в деревнях, сельских дорог, региональных дорог наиболее часто задают депутатам. Согласитесь со мной, что это так. Сегодня многие населённые пункты не имеют круглогодичной связи с федеральной дорожной сетью, с региональной дорожной сетью. Мы с вами видим, регулярно становимся свидетелями того, как дети идут в школу пешком, потому что по грязи не могут проехать ни школьный, ни рейсовый автобусы. Бизнес не хочет в отдалённых районах заниматься перевозками людей. Зачастую не может проехать скорая помощь или пожарная машина, что приводит к ужасающим трагедиям, к непоправимым последствиям. Знаете, я тоже в своём избирательном округе - 95-й избирательный округ, Иркутская область - достаточно часто езжу в отдалённые районы, в небольшие посёлки, в деревни. И знаете, о чём говорят люди? Люди говорят о том, что муниципальные дорожные фонды - это, по сути, единственная возможность не то что содержать сельские дороги, а хотя бы поддерживать их в более или менее нормальном, проезжем состоянии: можно где-то грейдер пустить, профилировку сделать, на откосах нарезать уступы, воду убрать с дороги, на которой иногда десятилетиями техника не работала. Это возможно благодаря тому, что мы с вами приняли решение о создании системы муниципальных дорожных фондов. А в муниципальные дорожные фонды субсидии поступают из региональных фондов, которые формируются благодаря транспортному налогу. На сегодняшний день межремонтный срок на региональных дорогах составляет порядка 50 лет, то есть только через каждые 50 лет дорога ремонтируется. В год мы проводим всего-навсего 2 процента от необходимого объёма капитального ремонта и просто ремонта наших региональных дорожных сетей. В этом году мы запустили приоритетный проект "Безопасные и качественные дороги". Цель проекта - привести в соответствующее нормативам транспортно-эксплуатационное состояние участки дорог в 38 городских агломерациях, где наиболее высокая плотность населения, где наиболее высокая интенсивность движения, и цель эта, я убеждён, будет достигнута. Это и есть качество жизни наших людей. Любой человек хочет передвигаться комфортно уже сегодня, и, по большому счёту, я вас уверяю, наших людей абсолютно не интересуют источники, откуда поступают денежные средства на содержание дорог. Транспортный налог сегодня - это необходимость, это справедливая социальная составляющая. Если региональные власти считают, что ставка может быть снижена, то они могут на это пойти, поскольку регионы устанавливают коэффициенты, регионы устанавливают льготы, но я что-то не слышал, чтобы хоть какой-то регион своим собственным решением снизил размер транспортного налога. Безусловно, постепенно мы должны прийти к формуле "пользователь платит", ведь это именно та формула, в соответствии с которой мы с вами создали систему дорожных фондов - федерального, региональных и муниципальных дорожных фондов. Но прежде чем оголить региональные дорожные фонды почти на 150 миллиардов рублей, прежде чем забрать эти деньги у регионов, я убеждён, нам необходимо найти приемлемую альтернативу, разработать соответствующий, понятный и справедливый механизм для привлечения соответствующих средств на наши региональные и муниципальные дороги. Фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" считает, что отмена транспортного налога преждевременна. Мы считаем, что подобные решения и подобные предложения продиктованы не заботой о людях, а сиюминутной политической выгодой. Фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" данные законопроекты поддерживать не будет. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Сергей Юрьевич. Гартунг Валерий Карлович, от фракции. Поставьте семь минут. ГАРТУНГ В. К. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Не соглашусь я с предыдущим оратором в том, что людям всё равно, откуда берутся деньги на содержание дорог, - вы пообщайтесь с пенсионерами и спросите их, всё равно им или не всё равно. Ну, я приведу из своей практики примеры рассмотрения обращений граждан. Приезжал ко мне пенсионер. Человек вышел на пенсию, купил старый, подержанный "мерседес", а потом вкатили транспортный налог - и он его даже продать не может! Если раньше, например, правила были такие, что вы снимали машину с учёта и транспортный налог не платили, то сейчас вы не можете этого сделать. Правила изменили так, что, даже если не пользуетесь автомобилем, продать вы его не можете и ничего с ним сделать не можете; вы можете освободиться от транспортного налога только в том случае, если сдадите автомобиль в утиль и принесёте справочку. Да, вот именно такие правила сейчас, они изменились. Это первое. Второе. Большинство граждан согласны с тем, что надо восстанавливать дороги, но восстанавливать дороги и платить за это должен тот, кто по ним ездит. И люди не понимают, пенсионер не понимает, почему он, три раза за год выезжая в сад летом, весь год платит транспортный налог, а ставки сейчас таковы, что можно за два года потратить на оплату транспортного налога гораздо больше, чем стоит сам автомобиль. Причём я ещё раз говорю: люди не могут продать, ничего сделать не могут. Третье. Конечно, нужно ремонтировать дороги в регионах. Но, господа, вы только что сказали, что в этом зале было принято решение забрать часть акцизов из регионов. Зачем вы это делали? Надо было отдать акцизы, как раньше было: акцизы оставались в регионах, они шли на дороги, потому что пока ещё никто не придумал автомобиль, работающий без бензина (ну, электромобилей пока ничтожное количество на наших дорогах). Соответственно, там, где покупают бензин, там, собственно говоря, и используют дороги - это абсолютно правильная логика. И именно поэтому мы предлагаем: давайте будем один раз облагать налогом автомобилистов, но размер уплачиваемого налога будет пропорциональным износу дороги при использовании транспорта. Это можно сделать через акциз, и это будет абсолютно правильно и справедливо. А вот взимание транспортного налога несправедливо, во-первых, потому, что облагаются не те, кто ездит, а те, кто просто владеет автомобилем, а во-вторых, потому, что, собственно говоря, это бьёт по карману самых незащищённых граждан. Четвёртое. А где взять на это деньги? Ну, коллеги, в этом зале мы много раз говорили: если речь идёт о 146 миллиардах рублей - пожалуйста, я, например, считаю, что и акцизы не нужно поднимать, потому что акцизы всё равно собираются с внутреннего потребителя и ложатся в себестоимость перевозки товаров по территории Российской Федерации, бензина больше всего тратится коммерческим транспортом, и, собственно говоря, это включается в стоимость перевозок, в стоимость продуктов питания. Гораздо правильнее получать возмещение этих расходов, мы предлагали многократно, я ещё раз сегодня предлагал это: давайте вернём не весь НДС экспортёрам сырья, а хотя бы на 2 процента меньше - вот вам и 146 миллиардов рублей! И собственно говоря, как сказали сами нефтяники, по миру они с шапкой не пойдут, они выдержат это решение. Есть и другие предложения. Те же самые государственные закупки. Давайте наведём порядок с закупками и сократим количество закупок у единственного поставщика - можем ещё до полутора, до двух с половиной триллионов рублей собрать! Прогрессивная шкала подоходного налога сегодня рассматривалась. Предложений масса! Вы говорите, что надо рассматривать их комплексно, - да кто же против? Давайте рассматривать комплексно, только мы почему-то законопроекты, внесённые в 2013-м, в 2014 году, рассматриваем в 2017 году, а не тогда, когда они были внесены, и если несколько законодательных инициатив идут пакетом, то их всё равно выдёргивают по одной и ставят на обсуждение раздельно. Ну, собственно говоря, всё в наших силах! Мы считаем, что нужно отменить транспортный налог, вернуться к стопроцентному зачислению акцизов в бюджеты регионов, чтобы компенсировать им выпадающие доходы, - таким образом мы восстановим справедливость. Мало того, я могу сказать, что если вы опросите граждан, то именно эту позицию поддержит подавляющее большинство. Все понимают, что нужно платить за содержание дорог, но сборы должны быть справедливыми, а транспортный налог - несправедлив. Да, действительно, Андрей Михайлович прав в том, что платежи по "Платону" идут в зачёт уплаты транспортного налога, но это было сделано именно по предложению президента, а когда, скажем так, появился "Платон", этой нормы ещё не было. Потом, когда президент обозначил свою позицию, действительно Государственная Дума по этому пути пошла. Коллеги, ну зачем мы будем каждый раз ждать решения президента? Я уже приводил пример сегодня в этом зале в отношении прогрессивной шкалы подоходного налога. Я думаю, наступит время, когда по решению президента мы откажемся и от транспортного налога, но, к сожалению, это будет не наша с вами инициатива. Точно так же, помните, совсем недавно с этой трибуны оппозиционные фракции предлагали сделать бессрочным право на приватизацию, а фракция большинства утверждала, что ни в коем случае этого нельзя делать, и приводилась масса аргументов, почему этого нельзя делать. Потом за это высказался президент - и представитель вашей фракции, правда другой уже, объяснил, как и почему именно это нужно сделать. То же самое, например, с доведением минимального размера оплаты труда до прожиточного минимума. Тоже никак невозможно это было, но после того, как за это высказался президент, это стало очень даже возможно! Коллеги, может быть, мы уже перестанем перекладывать свою работу на президента, а будем выполнять свои обязанности, за которые нам избиратели платят деньги? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Валерий Карлович. Коллеги, выступления с заключительным словом. Сначала Сергей Михайлович Катасонов. Пожалуйста. КАТАСОНОВ С. М. Сегодня кто-то в этом зале уже сказал, что такое впечатление, будто слепой говорит с глухим. Вот, Сергей Юрьевич, мне даже как-то неудобно, что ли, мы ведь про дороги-то ничего не говорили сегодня, мы говорили вообще о другом - о справедливости, о том, что только 14 процентов собранных денег идёт на дороги, но это, наверное, тема другого разговора. Ну зачем?.. Пусть не четыреста пятьдесят, но человек, наверное, триста-то в зале сидит, и все триста человек ведь понимают, что внесён совершенно другой законопроект - законопроект о том, что обещал президент, что обещал премьер-министр, что Набиуллина обещала публично, это публичные обязательства: заменить транспортный налог на акциз. Мы-то ведь только об этом говорим, а вы сегодня, посмотрите, какую развили дискуссию! Оказывается, в муниципальных образованиях нет дорог. Так кому вы претензии-то предъявляете? Кто принимает бюджет? Уж если вы эту тему поднимаете, давайте тогда соберём вообще все публичные обязательства: по дорогам, по медицине, по детским садам, о которых сегодня Смолин нам рассказывал, - давайте соберём все обязательства и получим, например, бюджет в 30 триллионов. И пусть сюда придёт правительство и скажет, как оно выйдет на эти 30 триллионов в течение отведённого срока - пять лет. Вот это, я понимаю, разговор, а прийти сюда и нам объяснять, что в муниципальных образованиях нет дорог, поэтому нельзя отменять транспортный налог, - это неуважение к своим коллегам, Сергей Юрьевич! Теперь в отношении того, о чём Андрей Михайлович нам рассказывал сегодня, - где взять 146 миллиардов. Андрей Михайлович, мы же опять не об этом! Вот я в начале своего выступления привёл пример и за базу предложил взять Оренбургскую область. Знаете, у нас сейчас поступления по транспортному налогу полтора миллиарда, умножим на 100 - получается 150 миллиардов на Россию, то есть это такой эталон получился. И я вам привёл другую цифру: с 2011 по 2013 год мы получили дополнительно от акцизов 4 миллиарда, тоже умножим - получается 400 миллиардов. Вот хоть вы нам цифры не даёте, но мы-то в состоянии их сложить! Как мне ответил один министр спорта: арифметику я в школе проходил. Так что решение вопроса, который подняла фракция ЛДПР, - это ни в коем случае не решение за субъекты. Когда я выступал, говорил же: ну не нужно к этому подводить! Законопроект был внесён в 2013 году, когда процесс замены транспортного налога акцизом по схеме рубль в год был завершён. Тогда мы сочли, что это обязанность любого депутата, неважно, в какой он партии: если есть публичные обязательства руководства страны, их надо выполнять. И я считаю, что у партии власти есть огромное количество других способов решить этот вопрос, и вообще не совсем красиво сегодня нам, представителям не той партии, которая руководит правительством, вас в этом убеждать. На мой взгляд, нам нужно, конечно, перевести обсуждение в другую плоскость, не пытаться уходить в проблемы муниципальных образований, не оправдываться, что нет средств и что акцизы - это налог на роскошь. Совсем другое мы здесь пытались вам объяснить! А к вопросу о том, что нельзя решать за субъекты, - ну мы же с вами знаем, что на каждом заседании комитета по бюджету обязательно рекомендуется к принятию законопроект, которым влезают в полномочия регионов, в основном это касается налога на имущество предприятий, постоянных льгот, сетевиков и так далее. И на каждом заседании комитета Андрей Михайлович, надо отдать ему должное, возмущён и от лица всех членов бюджетного комитета прямо в глаза представителю правительства говорит: "Когда вы, правительство, прекратите приносить нам предложения, которые выходят за рамки наших полномочий? Мы раз и навсегда договорились, что не полезем в регионы, это в последний раз!" И так на каждом заседании. Коллеги, я вас очень прошу, давайте поможем нашему руководству выйти из той ситуации, в которую оно попало вследствие, скажем так, неконструктивной позиции партии власти, давайте отменим налог, чётко понимая, что средства в бюджетах регионов есть, причём кратно превышающие те, что поступают от транспортного налога. Фракция ЛДПР просит поддержать её законопроект. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Сергей Михайлович. Заключительное слово - Олег Анатольевич Нилов. НИЛОВ О. А. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Благодарю за обсуждение, такое живое, очень яркое, и коллеги молодцы, они действительно сегодня говорили то, что думают, не стесняясь того, что это всё транслируется в Интернете, будет записано в анналах истории и в классических мемуарах, возможно, многих из них. Теперь по сути претензий. Основная претензия: где источник, компенсирующий выпадение этих 146 миллиардов? Андрей Михайлович, с удовольствием последовали бы вашему примеру или тому, который был бы продемонстрирован правительством... Вот во время последней сессии, не знаю, или двух принимались же законы, которыми, наоборот, что называется, залезали в карман к простым гражданам России. Что это за законы? Ну например, плата в виде курортного сбора совсем недавно была на повестке дня, плата за въезд (мы обсуждали), за проход, повышение акцизов, ну и многое другое. Я что-то не видел справки, документа о том, откуда возьмутся у простых граждан деньги: ни правительство, ни комитет никогда не представляют такую справку. Откуда возьмутся в карманах граждан деньги на следующие налоги и сборы? Правительство у нас только на эту тему и упражняется! Помните, за проход в Провал Остап Бендер собирал? Ну и в чём разница, я спрашиваю вас? Осталось дождаться налога... Если вводится плата в виде транспортного налога на четырёхколёсный автомобиль, почему бы не ввести налог на двухколёсный велосипед? Он, извините, тоже использует дорожное покрытие, несколько деформирует его. А посмотрите, что делают с дорожным покрытием и тротуарами шпильки уважаемых дам, так, может быть, налог на лабутены надо ввести?.. (Оживление в зале.) Ну а что, тротуары тоже надо ремонтировать. Автомобили, видите, портят покрытие - а шпильки? Посмотрите, что летом происходит. Вот, наверное, по этой причине-то тут и меняют асфальт на плитку - очень прочную, чтобы её уж точно долго можно было царапать. Так что, уважаемые коллеги, придумывая такие налоги, будьте любезны, представляйте финансово-экономическое обоснование. Андрей Михайлович, покажите нам пример! Теперь что касается референдума. Вот только сейчас, совсем недавно прошёл референдум в Каталонии. Да, говорят, не имели права каталонцы проводить такой референдум - а они провели! До этого был референдум в Великобритании. Да масса примеров, Андрей Михайлович! Вот в 2016 году народ в Швейцарии провёл референдум по вопросу, казалось бы, абсолютно не связанному с бюджетом (всё как вы говорите), - о безусловном основном доходе граждан Швейцарии, помните? Им нельзя было проводить, но они провели! И кстати, напомню, 77 процентов швейцарских граждан тогда высказались против того, чтобы минимальный основной доход граждан Швейцарии был на уровне 2250 евро. Они проводят! И не надо указывать нашему народу, на какую тему референдум можно проводить и где его можно проводить! Были уже такие "классики", которые говорили, мол, в Крыму был не референдум. Ничего подобного, народ может проводить и будет проводить референдумы по любому вопросу, тем более по вопросам, связанным с главным - с деньгами на жизнь, а не на выживание. Можно, знаете, ссылаться, конечно, на то, что, может быть, сейчас не время, как сказал коллега Рифат Шайхутдинов (он ушёл, к сожалению), - у нас ещё и буржуазии-то, оказывается, нет. Что же тогда, получается, у нас феодалы, если буржуазии ещё нет? Ну в феодальном обществе действительно никаких референдумов и быть не может, тут сложно поспорить... А вообще, мне кажется, что если бы почаще - вот недавно мы сюжет видели - сбрасывали со скалы семи- или десятиметровой депутатов Государственной Думы, а внизу вместо акул были граждане и перед падением депутат провозглашал: "Да здравствует транспортный налог!" или "Да здравствует плоская шкала налогообложения!" - я посмотрел бы, выйдет, выберется он оттуда или нет. Вышел - тогда проходи сюда и дальше продолжай вещать, не вышел - ну так решил народ... И кстати, сейчас лидеры наших фракций в Крыму на открытии действительно транспортного шедевра - замечательного моста. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Олег Анатольевич. Николай Васильевич Арефьев, заключительное слово. АРЕФЬЕВ Н. В. Спасибо, Иван Иванович. Уважаемые коллеги, мы сегодня рассмотрели немало законопроектов, но только рассмотрели - ни одного не приняли. Вот все выступавшие от фракции "ЕДИНАЯ РОССИЯ" говорили, мол, ничего, ребята, трогать нельзя, всё у нас настолько эффективно выстроено, что вот только тронь что-нибудь - и всё рассыплется в прах. Ничего, говорите, трогать нельзя, а между тем страна разваливается на части. Мы скоро проект бюджета будем рассматривать, и вы увидите, какой проект бюджета внесли (мы его сегодня в комитете рассматривали), увидите, что никакой это не бюджет и никакой не прогноз социально-экономического развития. И по поводу "не надо ничего трогать" - нет, надо всё трогать, надо всё абсолютно переделать, потому что то, что есть сегодня, идёт в ущерб стране, в ущерб государству, в ущерб народу! Экономики нет, финансы расстроены, народ в нищете - и трогать ничего не надо? Надо! Вот здесь говорили, что дороги плохие. 80 процентов автомобилистов ездят по муниципальным дорогам. Эти дороги уже только назвать можно дорогами, там нет никакого асфальтобетонного покрытия. Кому-то жалко этих денег. Вот они платят уже 20 лет все эти налоги и спрашивают: а куда же мы платим? Дороги-то как были плохие, так и остались! А мы отвечаем: ничего трогать не надо, пусть всё так и останется, платить будем, а дорог не будет. Ну надо же что-то менять! Ведь в советское время у нас ничего этого не было, того, что мы сегодня обсуждаем. Вот сейчас Андрей Михайлович сказал, что машина - это роскошь. Да не роскошь это, а средство передвижения. Вы посмотрите, сколько у нас таксистов, потому что иначе они все безработные! Вы посмотрите, сколько у нас неработающего населения по данным фонда медицинского страхования, у вас откроются глаза: это безработные! Это люди, которые занимаются извозом, это дачники, рыбаки - люди добывают себе кусок хлеба при помощи машины, а мы говорим, что это роскошь и что надо облагать налогами как можно больше. Да они с голоду помрут, если мы их обложим дополнительными налогами! Вот посмотрите, посчитайте: человек, который имеет машину, должен заплатить транспортный налог, ОСАГО, каско, акциз, НДПИ, "Платон", заплатить за парковку, за въезд в поселение! Этого всего в советское время не было, а теперь всё это есть, и не важно, как это называется - акциз, налог или обязательный платёж, - это всё идёт из кармана человека. И если бы только это! Вы посмотрите, в советское время мы платили только коммунальные платежи, а сейчас нам придумали налог на имущество, если ты имеешь квартиру, налог на землю, ТСЖ, ОДН, капремонт и те же самые услуги ЖКХ. Почему мы всё наваливаем на человека?! Посмотрите, какая у нас средняя зарплата, посмотрите, какая у нас средняя пенсия, - можно ли всё это из них оплатить? Или сегодня источником для роста экономики стал являться карман нашего гражданина: чем больше оттуда выгребешь, тем лучше будет для экономики? Ну нельзя же этого делать! В конце концов, в нашем ближайшем зарубежье, в странах СНГ, берут транспортный налог только с проезжающих машин, с транзитных - со своих-то не берут! Есть богатейший опыт нашей соседей, который можно привести в пример, но почему-то мы ничего позитивного не берём, у нас одно - навалить как можно больше на человека, чтобы ему и дышать невозможно было! Ведь то, как живут наши люди... Я сегодня вам уже докладывал, второй раз повторять не хочу, но хотел бы обратить ваше внимание: если президент два раза сказал, что надо убирать транспортный налог, так давайте его убирать! Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Николай Васильевич. Заключительное слово - Андрей Михайлович Макаров. ИЗ ЗАЛА. Отказывается! (Оживление в зале.) МАКАРОВ А. М. Спасибо, Иван Иванович. Коллеги, вот честное слово, только цитаты - ничего другого! Итак, "Автомобиль не роскошь, а средство передвижения", Остап-Сулейман-Берта-Мария-Бендер. Но только никто не помнит первую фразу, с чего он начал своё историческое выступление, в котором содержались эти слова: автомобиль построить - это вам не ишака купить. И это главное, коллеги, потому что, насколько я помню, очереди на покупку автомобилей, которые были в Советском Союзе, явно свидетельствовали о том, что всё-таки это не средство передвижения, а роскошь. Это для справедливости. Но на самом деле я тут хотел бы поддержать Николая Васильевича: вот Николай Васильевич сказал абсолютно правильную фразу (я опять же, только цитатами буду), что все законопроекты, которые сейчас рассматриваются, - залежалый законотворческий груз. И комитет согласился с вашей позицией, Николай Васильевич, мы абсолютно согласны, то есть у нас тут никаких разногласий нет. Возьмите блестящее совершенно, я считаю, выступление Валерия Карловича Гартунга: пенсионер купил "мерседес..." Ну, правда, добавил: "подержанный" - за что большое спасибо. И вот эта знаменитая наша фраза о том, что... Помните, этот аргумент? Старушка, стоящая у дороги с протянутой рукой, которая просит денег на подержанный "мерседес", - вот это как раз наша аргументация, когда мы ссылаемся на людей в связи с этим налогом. На самом деле дорогого стоит, если честно... Но Сергей Михайлович Катасонов поставил точку в этой дискуссии, он ясно сказал: здесь разговор идёт не о дорогах. И я благодарен Сергею Михайловичу за честность: как первый заместитель председателя комитета по бюджету, он точно знает, что здесь речь идёт о справедливости. В этой связи хочу напомнить известную историю, когда лев, царь зверей, в индийских джунглях вдруг возопил: "Почему, когда я убиваю человека ради еды - я голоден, мои дети умирают с голода, - это называется убийство, а когда человек убивает меня на охоте ради забавы - это называется охота? Где справедливость?!" Так вот когда мы говорим о налогах, понятие справедливости абсолютно конкретно. И хочу напомнить, что понятие справедливости - наверное, просто кто-то, может быть, не помнит - в Налоговом кодексе, простите, впервые в истории налогового законодательства прописал я, и у нас в налоговом законодательстве появилось понятие справедливости. Только справедливость эта состоит не в том, чтобы говорить: давайте мы отменим налоги, - справедливость состоит в том, что все налоги должны иметь своё основание и должны быть индивидуальными. Так вот в данном случае попытка отменить транспортный налог в принципе противоречит основам налогового права, противоречит основам налоговой системы. В каждой стране эта система своя: где-то вообще его не существует, а существует огромный налог при продаже автомобиля, и размер этого налога фактически равен стоимости автомобиля, но зато потом нет никаких налогов. В Финляндии одна система, в Бразилии - прямо противоположная. Нам не надо никого копировать, нам надо создавать свою систему, которая будет оптимальной. Сегодня ни один из авторов так и не сказал, где же регионы должны взять вот эти несчастные деньги - 146,2 миллиарда рублей? Их предназначение, чтобы вы просто понимали, их целевое назначение - это ремонт региональных и местных дорог, и, если этих денег не будет, на что регионы и муниципалитеты будут ремонтировать дороги? Спросите у Геннадия Васильевича Кулика, который бился за сельские дороги, согласится он с вашим предложением? Спросите у транспортного комитета, что они по этому поводу скажут? Ну и наконец, вы же все вчера всё время говорили о том, что надо собрать здесь представителей муниципалитетов, надо собрать здесь представителей регионов, так из регионов вам сказали: они категорически против вашего предложения! Почему в одном случае вы говорите, что надо их собрать, а в другом, что их не надо слушать? Коллеги, я хотел бы высказать в заключение всего одну мысль, которая лежала в основе решения комитета: нельзя быть добренькими за чужой счёт. А предлагается даже не добренькими быть, а обмануть людей, сказав, что мы идём им навстречу, вот этим 50 миллионам автомобилистов, но только в законопроектах не говорится, что это будет сделано за их счёт! Мы против. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Андрей Михайлович. Коллеги, будьте внимательны, мы переходим к голосованию. Никто не против, если я буду называть только номера пунктов, всем будет понятно, о чём идёт речь? Хорошо. Итак, коллеги, ставлю на голосование законопроект под пунктом 11.1. Включите режим голосования. (Идёт голосование.) Результаты не показывайте. Ставлю на голосование законопроект под пунктом 11.2. Включите режим голосования. (Идёт голосование.) Ставлю на голосование законопроект под пунктом 11.3. Включите режим голосования. (Идёт голосование.) Ставлю на голосование законопроект под пунктом 11.4. Включите режим голосования. (Идёт голосование.) И ставлю на голосование законопроект под пунктом 11.5. Включите режим голосования. (Идёт голосование.) Спасибо. Покажите результаты по законопроекту под пунктом 11.1. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 54 мин. 56 сек.) Проголосовало за 93 чел.20,7 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 93 чел. Не голосовало 357 чел.79,3 % 93 голоса "за". Покажите результаты по законопроекту под пунктом 11.2. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 55 мин. 19 сек.) Проголосовало за 90 чел.20,0 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 90 чел. Не голосовало 360 чел.80,0 % 90 голосов "за". Покажите результаты по законопроекту под пунктом 11.3. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 55 мин. 39 сек.) Проголосовало за 90 чел.20,0 % Проголосовало против 1 чел.0,2 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 91 чел. Не голосовало 359 чел.79,8 % 90 голосов "за". Покажите результаты по законопроекту под пунктом 11.4. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 56 мин. 01 сек.) Проголосовало за 93 чел.20,7 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 93 чел. Не голосовало 357 чел.79,3 % 93 голоса "за". Покажите результаты по законопроекту под пунктом 11.5. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 56 мин. 22 сек.) Проголосовало за 86 чел.19,1 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 2 чел.0,4 % Голосовало 88 чел. Не голосовало 362 чел.80,4 % 86 голосов "за". Коллеги, таким образом, законопроекты под пунктами 11.2, 11.3 и 11.5 отклоняются. По двум другим мы будем переголосовывать. Ставлю на голосование законопроект под пунктом 11.1. Включите режим голосования. (Идёт голосование.) Результаты не показывайте. Ставлю на голосование законопроект под пунктом 11.4. Включите режим голосования. (Идёт голосование.) Спасибо. Покажите результаты по законопроекту под пунктом 11.1. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 57 мин. 32 сек.) Проголосовало за 89 чел.19,8 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 89 чел. Не голосовало 361 чел.80,2 % 89 голосов "за". Покажите результаты по законопроекту под пунктом 11.4. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 57 мин. 53 сек.) Проголосовало за 89 чел.19,8 % Проголосовало против 1 чел.0,2 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 90 чел. Не голосовало 360 чел.80,0 % 89 голосов "за". Коллеги, ставлю ещё раз на голосование законопроект под пунктом 11.1. Включите режим голосования. (Идёт голосование.) Ставлю на голосование законопроект под пунктом 11.4. Включите режим голосования. (Идёт голосование.) Покажите результаты по законопроекту под пунктом 11.1. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 58 мин. 33 сек.) Проголосовало за 93 чел.20,7 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 93 чел. Не голосовало 357 чел.79,3 % 93 голоса "за". Покажите результаты по законопроекту под пунктом 11.4. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 58 мин. 55 сек.) Проголосовало за 87 чел.19,3 % Проголосовало против 2 чел.0,4 % Воздержалось 1 чел.0,2 % Голосовало 90 чел. Не голосовало 360 чел.80,0 % 87 голосов "за". Коллеги, таким образом, законопроект под пунктом 11.4 отклоняется. Ставлю на голосование законопроект под пунктом 11.1. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 59 мин. 36 сек.) Проголосовало за 77 чел.17,1 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 77 чел. Не голосовало 373 чел.82,9 % Результат: не принято И этот законопроект тоже отклоняется.