Заседание № 98
13.05.2005
Вопрос:
О проекте федерального закона № 93773-4 "О внесении изменения в статью 2 Федерального закона "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" (в части расширения перечня видов деятельности, при осуществлении которых не применяется контрольно-кассовая техника).
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 2003 по 2258 из 6641
Пункт 6, о проекте федерального закона "О внесении изменения в статью 2 Федерального закона "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт". Доклад депутата Государственной Думы Сергея Владимировича Иванова. Пожалуйста, включите микрофон. ИВАНОВ С. В., фракция ЛДПР. Спасибо, Борис Вячеславович. Уважаемые коллеги, попрошу немножко внимания. Законопроект довольно короткий, и я понимаю, что после рассмотрения предыдущего законопроекта, наверное, скажут, что и так в газетах и журналах полно порнографии и других непристойных вещей, но тем не менее... Данный законопроект касается одного момента. Мы предлагаем в нем освободить от обязанности применять контрольно-кассовую технику организации и индивидуальных предпринимателей, которые осуществляют деятельность по продаже газет, журналов, а также сопутствующих товаров в газетно-журнальных киосках, палатках, автолавках, автомагазинах, автофургонах, при условии, что доля продажи газет и журналов в их товарообороте составляет не менее 50 процентов. Я надеюсь, вы все внимательно ознакомились с данным законопроектом, но, несмотря на то, что два комитета-соисполнителя дали такое мягкое отрицательное заключение - один, ссылаясь на то, что законом эта возможность как бы урегулирована, а второй - на то, что следующий законопроект, который мы с вами будем рассматривать, предполагает урегулирование данной проблемы, - я бы хотел сказать следующее. Мы предлагаем данным законопроектом освободить от применения кассовых аппаратов тех субъектов предпринимательской деятельности, которые торгуют газетами, журналами и сопутствующими товарами не только в киосках, но и с лотков, из автофургонов и прочее, и прочее. Мы часто видели, допустим, что дедушка или бабушка стоят газетками торгуют, иногда к ним тоже подходят и говорят: а где ваш кассовый аппарат? То есть смысл данного законопроекта очень простой. Понимаете, в заключении одного комитета сказано, что законом это урегулировано: если субъект Федерации относит к труднодоступным местам какие-то районы своей области, там можно торговать без этих кассовых аппаратов - пожалуйста, торгуй. Но в возражение можно сказать следующее: ведь у нас и в крупных городах не везде можно установить киоск. Вы знаете, насколько придирчиво к этому относятся наши чиновники, какие, извиняюсь за выражение, "откаты" они иногда получают, чтобы разрешить данную проблему. Поэтому, учитывая даже, что наш президент недавно говорил, что наши предприниматели просто задавлены грузом бюрократических проволочек... Поэтому я считаю, что вот этот аргумент не совсем соответствует истине. Что касается заключения второго комитета - давайте, мол, этот законопроект отклоним, а следующим законопроектом вообще освободим всех субъектов предпринимательства, которые будут работать по системе налога на вмененный доход, то есть следующим законопроектом мы эту проблему разрешим, - здесь я тоже не могу согласиться по той простой причине, что правительство прислало отрицательное заключение и на следующий законопроект и, скорее всего, он тоже будет просто-напросто отклонен. Поэтому я предлагаю вот эту маленькую техническую поправочку утвердить, чтобы вполне нормально наши люди имели право получать информацию, где бы они ни находились. Потому что, вы сами понимаете, это не торговля нефтью, оружием, наркотиками, чем угодно, это не очень прибыльные вещи, а право получения информации - это право священное, оно гарантировано и Конституцией, и всем, чем угодно. И вполне реально, чтобы, допустим, в любом спальном районе стоял не киоск, где действительно легко установить кассовый аппарат, провести стационарное подключение, а именно палаточка, которая предоставляет нашим гражданам возможность купить свежую газету, свежий журнал. Я на этом заканчиваю. Очень прошу поддержать данный законопроект. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Содоклад члена Комитета по бюджету и налогам Натальи Викторовны Бурыкиной. Пожалуйста. БУРЫКИНА Н. В. Уважаемые коллеги, уважаемый президиум! Коллега Иванов достаточно подробно изложил суть своего короткого законопроекта. На самом деле он не является просто техническим. Очень тяжелой была судьба закона о ККМ, он рассматривался в согласительной комиссии несколько лет и в результате был принят Государственной Думой, одобрен Советом Федерации и подписан президентом, в настоящее время этот закон работает. Что касается расширения перечня объектов, в которых могут не устанавливаться ККМ, дополнения его лавками, автофургонами, то коллега Иванов, предлагая такую конструкцию - расширить перечень объектов, где не устанавливаются ККМ, - забыл, наверное, внести поправку еще в другой пункт. То предложение, которое он сегодня озвучил, противоречит тому, что сегодня уже в законе есть, только в другом пункте. Предлагая дополнить в одном пункте всё это автофургонами и не исключив это из другого пункта, он в принципе вводит коллизионную норму. Что касается самого принципа действия ККМ, не нужно забывать о том, что это носит фискальный характер, и когда мы расширяем перечень объектов, где не устанавливаются ККМ, то мы в первую очередь нарушаем права граждан, которые должны иметь право на какой-нибудь платежный документ. В своем законопроекте коллега Иванов никакого такого документа не предлагает. Поэтому решение комитета, когда он рассматривал законопроект, и было основано на том, что если это касается труднодоступных мест, то есть такое право у регионов разрешить не применять ККМ, а что касается возможности, допустим, приехать с каким-то автофургоном и торговать газетами и другими сопутствующими товарами, перечень которых нам непонятен, то, я думаю, те же самые административные трудности будут при выдаче разрешений арендовать это место для того, чтобы поставить торговую точку. Таким образом, законопроект никаких улучшений не предлагает, а просто предлагает вывести ряд, скажем, предпринимателей из-под обязанности установить ККМ и пользоваться ею. Комитет внимательно рассмотрел данный законопроект и предлагает его не поддерживать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Наталья Викторовна. Будут ли вопросы к докладчику и содокладчику? Один вопрос. Шеин Олег Васильевич, пожалуйста. ШЕИН О. В., фракция "Родина". У меня вопрос к представителю комитета. Нельзя ли объяснить, зачем вообще нужны контрольно-кассовые машины в отношении предпринимателей, которые облагаются налогом на вмененный доход? Ведь фискального значения ККМ в этих случаях не имеет совершенно никакого: люди платят некую фиксированную величину вперед на год за право осуществлять соответствующую предпринимательскую деятельность. Что касается потребителей, то есть такая система, как третий чек, и ставить ККМ, которую необходимо обслуживать и прочее, в данном случае тоже, наверное, смысла нет особого. БУРЫКИНА Н. В. Что касается ККМ, я с вами соглашусь. Действительно, ККМ с точки зрения исчисления доходности не имеет особого фискального значения, хотя данные ККМ могут использоваться субъектами, то есть региональной властью, для того, чтобы устанавливать какие-то коэффициенты, смотреть, какова на самом деле доходность, какие коэффициенты можно применить. Но дело в том, что у ККМ еще одна задача - это контроль за оборотом денежной наличности, и мы об этом контроле не должны забывать на самом деле. И с этой точки зрения, я считаю, ККМ должны исполнять эту задачу, потому что пока у нас еще очень велика доля денежного оборота и недостаточно широко идут расчеты с гражданами и предпринимателями с использованием платежных карт. Поэтому на этом этапе, я думаю, ККМ нужны. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Наталья Викторовна, присаживайтесь. Есть ли желающие выступить? Вопрос еще есть? Пожалуйста, Плетнёва Тамара Васильевна. ПЛЕТНЁВА Т. В., фракция Коммунистической партии Российской Федерации. Спасибо. У меня вопрос к Наталье Викторовне. Наталья Викторовна, меня смущает в этом законе одно. Конечно, очень хорошо, если бы у нас было так - без кассовых аппаратов книжной продукцией и газетами... Но там есть и еще одна строчка: сопутствующие товары. Не могут ли использовать эти наши лоточники как раз слова "сопутствующие товары", чтобы без кассового аппарата, без денежного отслеживания продавать товары, приносящие прибыль? Ведь такое тоже возможно. Вот меня только это смущает. Или это все-таки не столь значимо? БУРЫКИНА Н. В. Ну, во-первых, я выступаю с отрицательной позицией комитета, наш комитет это тоже смущает. Перечень сопутствующих товаров, особенно при передвижной торговле, может быть достаточно велик - можно и технику продавать, и всё остальное. И поэтому с этой точки зрения при продаже таких товаров без какого-либо денежного документа в принципе будут нарушаться права потребителей. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Наталья Викторовна. (Шум в зале.) Сейчас еще выступления будут. Кто хочет выступить? Пожалуйста, депутат Самошин. САМОШИН А. А., фракция "Единая Россия". Уважаемые коллеги, многое из того, что я хотел сказать, уже озвучила предыдущая выступавшая. Я против данного законопроекта и концептуально, и в деталях. Что касается концепции. Ну, понятно, что есть у нас зоны с труднодоступными населенными пунктами, куда затруднена доставка товаров. Но тогда почему только печатную продукцию и сопутствующий список нужно освобождать от применения кассовых машин? У нас есть продукты, у нас есть лекарства и еще целый перечень товаров, потребление которых населением необходимо регулировать. Второе, что касается каких-то там откатов, о которых говорилось. Вот, имея в виду собственный опыт, могу сказать, что местные власти всегда борются за то, чтобы расширить перечень населенных пунктов, где можно торговать без применения контрольно-кассовых машин, и это касается всего перечня товаров. И третий момент. Мы сегодня говорим о едином налоге на вмененный доход. Если мы говорим только о каких-то 50 процентах и сопутствующих товарах, то мы, соответственно, должны заставить предпринимателей вести количественный учет, что в данном случае невозможно. Что касается самого механизма применения кассовых машин, безусловно, это хоть как-то налагает какую-то ответственность на предпринимателей, в том числе и финансовые затраты, но здесь нужно говорить в целом о проблеме, которую сегодня недостаточно регулирует правительство, о бесконечной смене моделей этих кассовых машин и о том, чтобы дать возможность предпринимателям использовать дешевые модели, а может быть, в каких-то случаях отказаться, но по всей номенклатуре товаров. Поэтому в данном случае законопроект, на мой взгляд, несколько однобоко подходит к решению проблемы, задачу нужно решать комплексно, в целом по всей сфере деятельности малых предпринимателей. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Андрей Анатольевич. Нет больше желающих выступить? Нет. Пожалуйста, есть ли необходимость выступить полномочному представителю президента? Полномочному представителю правительства? Докладчику с заключительным словом? Пожалуйста, включите микрофон Иванову Сергею Владимировичу. ИВАНОВ С. В. Спасибо, Борис Вячеславович. Уважаемые коллеги, ну, все-таки я думал, что вы немножко внимательнее прочитали законопроект. Вот коллеге Плетнёвой сразу хочу сказать, что в тексте законопроекта говорится о том, что освобождаются при условии, если доля продажи газет и журналов в их товарообороте составляет не менее 50 процентов и ассортимент сопутствующих товаров утвержден органом исполнительной власти. То есть, разумеется, продавая газеты, они микроволновые печи рядом продавать не будут, это практически невозможно. Кроме того, учет торговой выручки от продажи газет и журналов и от продажи сопутствующих товаров идет отдельно. Это первое. Второе. Я вот, честное слово, никак не могу понять, почему мы всё время говорим: мы должны предпринимателей заставить... Мы должны предпринимателям обеспечить хорошие условия для работы, а потом они создадут реальные торговые места, уменьшится нагрузка на бюджет с увеличением количества рабочих мест. А мы говорим - нет, давайте делать! Да, действительно, субъект Федерации там деревню какую-нибудь Нехотеевку приравнял к труднодоступным местностям. Да кто туда поедет?! Вопрос-то не в этом, вопрос не в том, чтобы приехать, а в том, что даже в том же самом крупном городе нужно установить все эти точки, киоск поставить. А что такое поставить киоск? Это можно с ума сойти, пока все эти препоны и рогатки обойдешь административные. Еще раз говорю, тут вопрос не в том, что вот мы их освобождаем, а они будут от налогов уходить. Они чем торгуют? Газетками, журналами и сопутствующей продукцией, а это не нефть и не газ. Поэтому я не понимаю просто такого отношения. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Уважаемые коллеги, ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменения в статью 2 Федерального закона "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" в первом чтении. Включите режим голосования. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 32 мин. 03 сек.) Проголосовало за 64 чел.14,2% Проголосовало против 10 чел.2,2% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 74 чел. Не голосовало 376 чел.83,6% Результат: не принято Не принято.