Заседание № 92
17.01.2018
Вопрос:
О проекте федерального закона № 934780-6 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях введения временных ограничений на ликвидацию государственных и муниципальных медицинских организаций и на увольнение их работников".
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 6095 по 7015 из 7525
Пункт 10, проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях введения временных ограничений на ликвидацию государственных и муниципальных медицинских организаций и на увольнение их работников". Валерий Фёдорович Рашкин, пожалуйста. РАШКИН В. Ф. Уважаемые коллеги, ещё в 2015 году, когда "реформаторы" стали переходить от слов к делу, фракция Компартии Российской Федерации внесла в Госдуму законопроект о введении моратория на ликвидацию государственных и муниципальных медицинских организаций и на увольнение их работников. Актуальность законопроекта красноречиво подтверждается выводами Счётной палаты о том, что сокращение медработников и медицинских организаций под видом оптимизации сопровождается ростом смертности и нарушением фундаментальных прав пациентов и врачей. Согласно официальным данным Росстата, за последние годы в России ликвидировано более 900 больничных организаций, а число больничных коек сократилось более чем на 125 тысяч. При этом Счётная палата констатирует рост как внутрибольничной летальности, связанной, в частности, с тем, что из-за отсутствия или нехватки мест в отделениях интенсивного лечения госпитализация больных с тяжёлыми заболеваниями производится в обычные терапевтические отделения, так и числа умерших на дому, в том числе из-за снижения доступности медицинских услуг. Так называемая оптимизация в сфере здравоохранения, которая проводилась в течение последнего десятилетия, уже привела к серьёзным негативным последствиям, связанным с уменьшением доступности медицинских услуг для граждан. За период с 2000 года число российских больниц сократилось почти в 2 раза, в сельской местности в 4 раза, число больничных коек на 10 тысяч населения уменьшилось на 27,5 процента, амбулаторий, поликлиник - на 12,7 процента. В связи с такой оптимизацией постоянно увеличивается нагрузка на медицинский персонал, притом что реальная зарплата медицинских работников находится на недопустимо низком уровне. Так, эксперты подсчитали, что оплата работы квалифицированного врача в час в регионах сопоставима с часовой ставкой рядового сотрудника сети "Макдоналдс", а зарплаты среднего и младшего персонала значительно ниже. В этих условиях ценные кадры неизбежно уходят в коммерческую медицину. Сокращение числа медицинских работников на фоне роста количества потребителей услуг неминуемо приводит не только к избыточной интенсивности труда, но и к снижению доступности и качества предоставляемых услуг. Растут сроки ожидания оказания медицинской помощи, причём в отдельных случаях предельные сроки ожидания превышают необходимые сроки в 2 раза и более. Особенно остро ограничение доступности медицинской помощи населению, в том числе первичной медико-санитарной помощи, сказалось на сельских жителях. Проверка показала, что 17,5 тысячи населённых пунктов вообще не имеют медицинской инфраструктуры (вот доработались!), из них более 11 тысяч расположены на расстоянии свыше 20 километров - заставляют всех спортом заниматься вместо предоставления медицинских услуг! - от ближайшей медорганизации, где есть врач. Почти 900 малых населённых пунктов не прикреплены ни к одному ФАПу или офису врачей общей практики - вообще нет ничего. Предлагаемый в законопроекте мораторий на увольнение работников медорганизаций, разумеется, не носит абсолютный характер: если кто-то, например, в состоянии опьянения будет лечить пациентов или просто перестанет ходить на работу, то он будет уволен, и по этому закону в том числе. Законопроектом предусматривается запрет на увольнение работников государственных и муниципальных медицинских организаций по инициативе работодателя только по следующим основаниям: во-первых, в связи с ликвидацией организации; во-вторых, по причине сокращения численности штата работников организации. Стоит отметить, что в своём отрицательном отзыве правительство указало, что принятие закона фракции Компартии Российской Федерации не позволит повышать зарплаты врачам за счёт сокращения якобы неэффективных больниц и кадров, - это неправда, мягко говоря. Однако формальный рост уровня средней заработной платы, о котором правительство уже успело отрапортовать, согласно выводам экспертов вызван не увеличением размера оплаты труда, а ростом нагрузки на одного работника: вместо положенных 8 часов врач работает 12 часов и более, а уровень совместительства достигает 140 процентов. Сейчас темпы ликвидации медицинских организаций и увольнения медработников значительно упали, снизились, однако рассматриваемый законопроект не потерял актуальности и не потеряет до тех пор, пока преступное, на наш взгляд, снижение доступности медицинской помощи не будет полностью остановлено. Разумеется, законопроект не может полностью решить проблем здравоохранения, он на это и не претендует, но это первый и очень важный шаг к изменению тяжелейшей ситуации, которая сложилась в этой сфере. Политика сокращения персонала медицинских организаций и ликвидации самих юридических лиц является недальновидной и должна быть коренным образом переосмыслена, но до этого момента должны быть приняты хотя бы минимально необходимые меры, направленные на защиту российской системы здравоохранения. Уважаемые коллеги, считаю, что в обсуждаемом законопроекте как раз предлагаются такие меры, поэтому необходимо отнестись к нему с особым вниманием. Призываю поддержать этот законопроект. Компартия Российской Федерации на этом настаивает. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Содоклад члена комитета по труду и социальной политике Сергея Алексеевича Вострецова. Пожалуйста. ВОСТРЕЦОВ С. А. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! В проекте закона предлагается внести изменения, касающиеся части первой статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации, а также предусматриваются изменения в статью 61 Гражданского кодекса Российской Федерации. Предусматривается установление до 7 мая 2018 года моратория на ликвидацию государственных и муниципальных медицинских организаций, а также на увольнение их работников по инициативе работодателя в связи с ликвидацией медицинских организаций и сокращением численности штата работников. Я, как лидер объединения свободных профсоюзов "СОЦПРОФ", разделяю опасения коллег из фракции КПРФ. Действительно, иногда под видом реорганизации некоторые недобросовестные руководители, чтобы избавиться от неугодных, пытаются провести сокращение, а мы, проводя очередную реформу, порой, вместе с водой выплёскиваем и ребёнка, так бывает, и нередко. Вместе с тем Комитет по труду, социальной политике и делам ветеранов обращает внимание на то, что предложенные в законопроекте изменения противоречат положениям пункта 58 Методических рекомендаций по юридико-техническому оформлению законопроектов, согласно которым внесение в основной законодательный акт правовых норм временного характера не допускается. При необходимости установить временное, отличающееся от общеустановленного правовое регулирование по определённым вопросам принимается самостоятельный законодательный акт. Это первое. Второе. Предлагаемая в законопроекте норма о запрещении ликвидации государственных и муниципальных организаций может привести к сохранению неэффективных организаций, а следовательно, и к ухудшению качества обслуживания населения. У каждой организации есть свой учредитель, и запретить её реорганизацию или ликвидацию мы просто не можем - жизнь приостановить нельзя! Есть решение суда о ликвидации организации, есть собственник, который решил прекратить деятельность своей клиники. Да, жизнь остановить мы не можем и думать, что 7 мая 2018 года все проблемы будут решены как по мановению волшебной палочки... Конечно нет! Третье. В законопроекте предлагается установить запрет на ликвидацию государственных и муниципальных организаций. В то же время, как отмечено в заключении комитета Государственной Думы по госстроительству и законодательству, в настоящее время такие виды юридических лиц в Гражданском кодексе Российской Федерации отсутствуют, а их введение вызовет терминологические неточности и несоответствия. И наверное, главное. Комитет обращает внимание на то, что в декабре прошлого года Государственной Думой был принят закон "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", согласно которому устанавливается особый порядок ликвидации и реорганизации указанных организаций, включая создание соответствующей комиссии по оценке последствий такого решения, и высказывает мнение, что именно введение особого механизма при решении вопроса о реорганизации и ликвидации медицинских организаций позволит соблюсти баланс между задачами, стоящими перед учредителями, и интересами работников, профессиональных коммерческих организаций и профессиональных союзов. Так что этот механизм уже предусмотрен, и просто так, самотёком никакая организация уже не будет ликвидирована, законом это уже урегулировано. Валерий Фёдорович, выступая, обозначил большой спектр вообще проблем в медицине, они действительно существуют, но решить эти проблемы данным законодательным актом не представляется возможным. Профильный комитет Совета Федерации не поддержал законопроект. Правительство Российской Федерации законопроект не поддержало. Комитет по труду, социальной политике и делам ветеранов, другие комитеты Госдумы также законопроект не поддерживают. Просим отклонить. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. По ведению - Смолин Олег Николаевич. СМОЛИН О. Н. Уважаемый Александр Дмитриевич, я прошу вас сделать замечание депутатам, которые создают слишком большой шум в зале. Не всегда количество способствует улучшению качества, и, уважаемые коллеги, если приходите в зал, просьба слушать докладчиков. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Олег Николаевич. Коллеги, я прошу присаживаться на свои места, действительно очень шумно, трудно выступать, когда такой шум в зале. Пожалуйста, есть ли вопросы? Есть. Включите режим записи на вопросы. Покажите список. Альшевских Андрей Геннадьевич, пожалуйста. АЛЬШЕВСКИХ А. Г. Валерий Фёдорович, согласно вашему законопроекту мораторий будет установлен до 7 мая 2018 года, то есть осталось три месяца, но пока мы его примем в трёх чтениях, затем Совет Федерации, потом опубликование - срок уже выйдет. Скажите, пожалуйста, вы будете продлевать срок, и если будете, то на сколько? Это первый вопрос. И второй. Вы внесли законопроект в ноябре 2015 года, и за то время, что он лежал на рассмотрении в Госдуме, как вы считаете, вообще у нас в медицине произошли позитивные изменения? Какова ваша точка зрения? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутату Рашкину включите микрофон. РАШКИН В. Ф. Андрей Геннадьевич, спасибо большое за вопрос. Конечно, если бы наши законопроекты, которые мы вносим, рассматривались максимум в течение двух-трёх месяцев, то они были бы актуальны, и нормы, которые закладывались... Это касается не только данного законопроекта - мы вон сколько законопроектов рассматриваем ещё пятого, шестого созывов! Я считаю, что это вообще в корне ненормально: проекты законов должны рассматриваться быстро, это наша с вами работа. Мы, Компартия, предлагаем концепцию: установить запрет на закрытие больниц, поликлиник и на увольнение работников. Срок можно продлить, можно временно приостановить или ещё что-то другое. Давайте примем концепцию в первом чтении, а что касается срока - продлить его либо убрать вообще - это мы во втором чтении отрегулируем. Что касается позитива. С момента внесения данного законопроекта и по сегодняшний день в основном идёт негатив. Количество платных услуг в здравоохранении резко возросло, время ожидания в очереди на приём даже к терапевту и к профильным врачам увеличивается. Сегодня договорились до того, что по скайпу можно будет консультировать, лечить, скоро операции по скайпу будут делать, без скальпеля. Далее. Продолжается сокращение - закрытие больниц и поликлиник, увольнение работников, а задача, поставленная в указе Президента Российской Федерации, о повышении зарплат, не выполнена: фонд оплаты труда, заработной платы увеличился всего на 1 процент за счёт этого сокращения. Процентов на 95 я вижу негатива в здравоохранении за этот период, поэтому раньше надо было рассматривать данный законопроект и быстрее его принимать, чтобы приостановить вот это отрицательное движение. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Валерий Фёдорович, по количеству рассматриваемых законопроектов Государственная Дума на первом месте в мире - ещё быстрее, наверное, уже не получится. Гартунг Валерий Карлович, пожалуйста. ГАРТУНГ В. К. У меня вопрос к Сергею Алексеевичу, как к представителю комитета. Авторы законопроекта привели удручающие статистические данные о падении качества оказания медицинской помощи и её доступности для наших граждан. Мало того, мы видим, что то тут, то там гибнут люди, не получив вовремя медицинской помощи или банально не пройдя обследование в силу того, что отсутствует определённое оборудование, что теперь надо ехать в другой район. Президентом дано правительству поручение проработать вопрос об улучшении финансирования здравоохранения, образования, инфраструктурных проектов. Как вы считаете, каким образом это поручение будет выполняться, если мы не остановим вот этот необратимый процесс такой оптимизации, как вы себе это представляете, ведь кадры же уйдут и их потом не вернёшь? ВОСТРЕЦОВ С. А. Валерий Карлович, вы, конечно же, правы, но я, к сожалению, не правительство и от имени комитета не могу обсуждать это, я могу обсуждать конкретный законопроект и конкретные проблемы, решение которых он предусматривает. Когда началась реформа здравоохранения, выказывалась озабоченность, не будут ли в ходе реорганизации просто бездумно закрывать больницы и увольнять людей, и в конце прошлого года мы приняли закон, в соответствии с которым теперь будут создаваться специальные комиссии по каждому вопросу, они будут оценивать последствия той или иной реорганизации. А то, что проблем хватает - да, действительно хватает, но я не соглашусь, что ничего не делается. Посмотрите, какое огромное количество перинатальных центров, клиник, больниц строится! Конечно же, о повышении зарплат надо думать, количество медперсонала надо увеличивать, но одной из задач вот этих реорганизаций и было оптимизировать и улучшить качество, не было задачи просто бездумно взять и сократить. Вы знаете, есть программа "Земский доктор", мы идём в село, пытаемся решать эти проблемы, но вопрос, поднятый данным законопроектом, я считаю, уже урегулирован тем законом, который мы приняли в декабре прошлого года. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Осадчий Николай Иванович, пожалуйста. ОСАДЧИЙ Н. И., фракция КПРФ. Вопрос содокладчику. Уважаемый Сергей Алексеевич, Президент Российской Федерации в своём Послании Федеральному Собранию 1 декабря 2016 года чётко и ясно сформулировал, что у нас возникли серьёзные проблемы с оказанием первичной медицинской помощью населению. Вряд ли можно спорить с тем, что необходимыми, хотя, конечно, и не достаточными, условиями гарантии доступности медпомощи являются наличие медицинских работников и широкая сеть медицинских организаций. Каким образом, уважаемый Сергей Алексеевич, сокращая кадры и сеть, к чему и вела так называемая реформа последних лет, можно обеспечить доступную медицинскую помощь? ВОСТРЕЦОВ С. А. Николай Иванович, безусловно, нужно стараться сохранить каждое медицинское учреждение и каждого работника, потому что это ценные кадры, высококлассные специалисты, которых долго готовят, государство тратит на это большие ресурсы. Но ещё раз говорю: мы обсуждаем данный законопроект, и я уже перечислил ряд причин, по которым он просто не может быть принят, начиная от юридико-технических и заканчивая тем, что придётся вносить новые нормы в ГК и так далее. Если мы хотим урегулировать те вопросы, о которых вы говорите, наверное, нужны другие законодательные инициативы о том, как помочь нашей медицине, и мы уже будем рассматривать их здесь по существу. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Гусева Ирина Михайловна, пожалуйста. ГУСЕВА И. М. У меня вопрос к Валерию Фёдоровичу. Валерий Фёдорович, я обращаю ваше внимание на то, что нормы законопроекта содержат внутренние противоречия: если мы вводим запрет на ликвидацию государственных и муниципальных медицинских учреждений, то одновременное введение запрета на увольнение работников в связи с ликвидацией становится излишним, то есть здесь юридическая ошибка. На это не обратили внимание или это сознательно сделано? Ведь это закон, это юридические нормы, как трактовать их потом будем? РАШКИН В. Ф. Нет абсолютно никаких противоречий. Юристы отрабатывали законопроект, есть заключение юридической службы, и они не сделали по этому поводу никаких замечаний. Была юридическая отработка, это проработанный документ, и можно спокойно по нему работать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Смолин Олег Николаевич. СМОЛИН О. Н. Уважаемый Сергей Алексеевич, у нас действительно строятся новые больницы и перинатальные центры, беда только в том, что строится их меньше, чем закрывается. Вы сказали, что ключевой аргумент против принятия закона - это появление нормы закона о том, что ликвидация и реорганизация медицинских учреждений возможны только на основании решения комиссии. У нас такая же норма действует в законе "Об образовании...", и, как человек, который этим занимается, я хочу сказать, что она крайне неэффективна, поскольку комиссию всегда можно создать под необходимые задачи и уломать при случае членов комиссии, которые, как правило, бывают зависимы от тех, кто реально принимает решение. Мой вопрос: скажите, пожалуйста, а есть ли какие-нибудь данные о том, что ситуация в медицине стала лучше с тех пор, как появилась эта норма закона? ВОСТРЕЦОВ С. А. Большое спасибо, очень хороший вопрос. Я отвечу так. Закон есть закон, нравится нам норма или не нравится, создаёт кто-то комиссии под себя или нет. Я возглавляю объединение альтернативных профсоюзов и просто профсоюзов, они не дадут соврать, в эти комиссии входят и представители профсоюзов. Там, где действует коллектив, там, где люди сознательно относятся ко всему, они любого руководителя поставят на место, и тот закон, который мы приняли в конце 2017 года, вполне это позволяет. А статистики такой нет, потому что закон был принят только 21 декабря 2017 года. Я могу сказать одно: можно принять любые законы, но, если нет действий самих людей, если люди не мобилизованы, если люди не готовы защищать свои права, ни один закон работать не будет, но это немножко другая история. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Говорин Николай Васильевич, пожалуйста. ГОВОРИН Н. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Валерий Фёдорович, скажите, пожалуйста, чем вы руководствовались, определяя временные ограничения, о которых сказано в названии законопроекта, и указывая дату 7 мая 2018 года? РАШКИН В. Ф. Большое спасибо за вопрос. Когда так называемые оптимизаторы и реформаторы пошли в наступление на здравоохранение, прошёл просто вал, огромный вал: только в Москве за один год мы лишились трети всех медицинских учреждений, больниц - трети! Поэтому мы быстро разработали данный законопроект, чтобы остановить этот вал, а потом уже проработать вопрос более глубоко. Чтобы не разорять, не уничтожать советскую систему здравоохранения, и профилактики в том числе, а приумножать её, и была предложена такая норма - сначала хотя бы на три года остановить этот безумный вал сокращений и разорений, а далее уже планировалось подготовить ещё один законопроект в спокойном режиме. По поводу даты я могу сказать: давайте примем концепцию, а ко второму чтению можно будет внести исправления. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. По ведению - Гусева Ирина Михайловна. Пожалуйста. ГУСЕВА И. М. Спасибо, Александр Дмитриевич. Обращаю ваше внимание на то, что Валерий Фёдорович, отвечая мне на вопрос, сказал, что юридических замечаний нет. ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ГУСЕВА И. М. Нет, подождите, это по ведению. Правовое управление Аппарата Государственной Думы высказывает те же замечания, о которых говорила я. Валерий Фёдорович сейчас сказал, что противоречий в нормах законопроекта нет. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть ли желающие выступить? Есть. Включите режим записи на выступления. Покажите список. Куринный Алексей Владимирович, пожалуйста. КУРИННЫЙ А. В. Удивительное дело, представители фракции "ЕДИНАЯ РОССИЯ" всё время оказываются последними в списке записавшихся на выступления, видимо, что-то с системой у нас не то... Уважаемые коллеги, что касается законопроекта, вначале я скажу немного шире, вообще о проблемах здравоохранения, финансирования здравоохранения, потому что именно оттуда растут ноги и "оптимизации", и сокращения кадров - тех явлений, которые сегодня многих волнуют. Так вот, финансирование, несмотря на все наши усилия, предпринимаемые здесь, видимые или невидимые, составляет 4 процента от ВВП в наступившем 2018 году, причём это максимальная цифра, может быть, за все последние годы. На будущий год уже 3,8 процента, на следующий за ним - 3,7 процента ВВП. Я вам напомню, что минимальная оптимальная цифра - это 6 процентов. Мы сегодня практически вдвое недофинансируем наше здравоохранение, и, естественно, все беды начинаются именно с этой цифры. Не зря сегодня на экономическом форуме говорили, не зря действующий президент в рамках выборной кампании сейчас заявил о том, что необходимо увеличивать финансирование социальных отраслей: на 0,7 процента - здравоохранения, на 0,8 процента - образования, для того чтобы вкладываться наконец в человеческий потенциал. Заметили, может быть, сейчас, что без этих вложений, без этих действий никаких современных достижений, никакого современного государства мы не получим, начинать надо именно отсюда. О чём мы говорим? Проблема финансирования - это проблема оптимизации, это проблема лекарственного обеспечения. Кстати, поставлю вас в известность: вчера состоялось совещание по вопросу о выполнении соответствующих поручений, которые давала в том числе и Государственная Дума в части орфанных заболеваний. Действующее Министерство здравоохранения отчиталось, что частично вопрос с орфанными заболеваниям решён, хотя он не решён, что называется, ни на сантиметр: ни механизма, ни денег, ни вообще возможности какой-то работы в этом направлении нет. Но в отчёте уже стоит: частично выполнен этот пункт. Точно так же это касается кадрового обеспечения медицинских учреждений: я вам напомню, что только за прошлый год количество врачей сокращено, по данным Счётной палаты, на 2 тысячи человек. Сокращено! Наше министерство пытается защищаться, что якобы там какая-то не такая методика применена, но сам факт остаётся фактом: сегодня повышение зарплат, выполнение указов Президента Российской Федерации, майских указов, ещё тех, далёких, производится за счёт сокращения расходов, за счёт сокращения медицинских кадров. И вопиющая картина не только в отношении врачей, здесь как раз ещё более-менее нормально, потому что кадров и так не хватает. Для понимания, ещё раз приведу цифры: 140 тысяч младших медицинских работников сокращено за последние два года. Почему сокращены они, санитарочки так называемые? По одной простой причине: как только они перестают быть санитарками, как только они переводятся в статус уборщиц служебных помещений, они не подпадают под действие указов президента, соответственно уже не учитываются в этих цифрах и повышать заработную плату в соответствии с этими указами им не надо. Таким образом, на сегодня эта проблема общая, эта проблема системная, и мы понимаем, что, несмотря на ответ министерства о том, что они таких указаний не давали, они их давали. Давали! И мы с вами здесь давали, когда принимали соответствующий бюджет, не выделив необходимых средств, и сегодня главные врачи, руководители учреждений выкручиваются, как только могут. Два основные момента, по которым оценивается наше здравоохранение и чему, собственно, посвящён законопроект, - это доступность и качество. Так вот, по оценкам экспертов и по последним статистическим данным, хорошим здравоохранение в нашей стране называет всего 10 процентов наших граждан, 33 процента считают его удовлетворительным, 37 процентов считают плохим, саму систему организации медицинской помощи... там без выводов соответствующих. Что касается доступности, она складывается из двух моментов. Первый - это кадры, о которых мы говорили, и, к сожалению, кадровую проблему решить или сдвинуть с мёртвой точки не удалось, кто бы что ни говорил. И второй - сеть организаций медицинской помощи, это, собственно, то, чему посвящён сегодняшний законопроект. И поскольку эта сеть за последние двадцать лет сокращена практически вдвое, понятно, что доступность не может быть такой, про которую сегодня нам министерство рассказывает, - про некие карты, которые существуют, про километры, которые рассчитаны от каждого населённого пункта, про несколько десятков белых пятен, которые якобы остались на карте России. На самом деле всё не так. Ну, простейший пример: скорая помощь в сельских населённых пунктах. Норматив - одна бригада скорой помощи на 10 тысяч населения, но вот классический район Ульяновской области, 60 на 60 километров, 25 тысяч населения, - две бригады скорой помощи! Естественно, если одна уйдёт за 60 километров, а другая будет задействована на перевозку в город, то фактически экстренной медицинской помощи будет лишён весь район. Поэтому сейчас система оказания медицинской помощи на селе следующая: больной звонит в соответствующую центральную районную больницу, оттуда звонят в тот населённый пункт фельдшеру, если он есть, фельдшер идёт на дом к этому больному, осматривает и после этого либо даёт добро на вызов скорой, либо не даёт добро на вызов скорой, а оказывает помощь своими средствами. Отсюда соответствующие провалы, отсюда невыполнение всех действующих нормативов по больным ОКС, по больным ОНМК, по другим существующим стандартам и отсюда 50 процентов смертности на дому в сельской местности. Вдумайтесь в эту цифру: каждый второй больной в сельской местности, каждый второй человек, умирает дома, и от чего он умер, по каким причинам умер - совершенно непонятно. Далее, система организации патологоанатомического исследования - оптимизация: одно патологоанатомическое и судебно-медицинское отделение на три района. Умирает бабушка, к её родственникам приходит участковый, выписывает справку следующего характера: прошу обеспечить вскрытие - а это делают только в соседнем районе за 100 километров. То есть ищите машину, нанимайте, везите туда, и только тогда вы получите справку о смерти. Как вы это сделаете, как найдёте машину, как довезёте - это уже ваше дело, но, чтобы похоронить, нужна справка, и вот как хотите. Такая система не только в Ульяновской области, она действует во многих регионах Российской Федерации, и до сих пор это не урегулировано. Причина та же - оптимизация: нет кадров, нет возможностей соответственно, в одном районе из трёх в лучшем случае такое отделение есть. Что мы говорим про законопроект, который принят в декабре и якобы должен был урегулировать все эти моменты? Я напомню вам, что он принимался два года - почти два года! Я напомню, что из него исчезло слово "реорганизация", которое там было, и сегодня сократить, "оптимизировать" учреждение ничего не стоит. Вы приезжаете сегодня в крупный населённый пункт, там стоит большое здание больницы, двух-трёхэтажное, а работают там один-два врача. Раньше там было хирургическое отделение, раньше там было гинекологическое отделение, терапевтическое отделение, теперь - один врач, и больше никого нет, и для вида оставлены пять коек дневного стационара. Всё! Вот она, помощь, вот она, оптимизация, вот к чему она привела! То, что предлагается в законопроекте, может быть, не самый оптимальный вариант, но это не то время, пока нарабатываются механизмы в рамках этого принятого кастрированного закона - я имею в виду закон о ликвидации, принятый нами в декабре, - а нарабатывать эти механизмы, безусловно, необходимо. И я думаю, ещё необходимо дать соответствующий лаг - около года, внеся в рамках второго чтения необходимые изменения. Спасибо за внимание. Председательствует Председатель Государственной Думы В. В. Володин ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Шерин Александр Николаевич, от фракции. ШЕРИН А. Н. Уважаемые коллеги, ну, в нашем зале уже задан такой тон, витает дух профессионализма, была затронута и военная тематика, очень жаркая, поэтому я хотел бы сразу сказать, что ни в коем случае не претендую на роль профессионального медика, чтобы рассуждать об этом вопросе с профессиональной точки зрения. Я хотел бы обсудить этот вопрос с позиции избирателей, в том числе Рязанской, Липецкой, Тамбовской областей, и те проблемы, о которых граждане говорят на приёме, те проблемы, с которыми они обращаются в ЛДПР, и те проблемы в медицине, которые мы сами видим. Наблюдая сегодняшнюю ситуацию с медицинским обеспечением, я вспоминаю свои военные годы и очень счастлив, что та проблема, с которой мне довелось столкнуться, выпала, так скажем. Тогда рядом со мной были военные медики, и я, пользуясь случаем, хотел бы поблагодарить майора Цухулаева, командира медроты 137-го полка, медиков моздокского, ханкалинского, новочеркасского, ростовского, подольского, рязанского госпиталей. Они с солдат и офицеров деньги не брали, они вытаскивали их с того света и решали сложнейшие проблемы, которые перед ними стояли, и за это им огромное спасибо! И спасибо всем медикам, которые работают сегодня в России! Но сегодня в Российской Федерации медицина платная, надо об этом говорить откровенно, это так и есть. А почему человек вынужден платить? Да потому, что выбор невелик, закрываются в том числе районные больницы и люди вынуждены куда-то ехать, в очередях сидеть. Им предлагают альтернативу - платные медицинские услуги, и они вынуждены этим воспользоваться, вынуждены платить за медицинские услуги, если медицинская помощь нужна срочно. Пользуясь случаем, мы поддержим концептуально эту законодательную инициативу, но надо пойти дальше. Фракция ЛДПР предлагает разработать законопроект, в котором будет прописан перечень социальных объектов, необходимых в каждом муниципальном образовании на территории Российской Федерации. Ведь когда речь идёт о так называемой оптимизации, никто же не предлагает закрыть областное правительство или, не дай бог, управление ФСБ, УВД, прокуратуру, суды - это важные объекты, которые обязательно должны быть в субъекте Российской Федерации и в муниципальном образовании. Но если мы говорим о том, что в обязательном порядке должно быть в каждом муниципальном образовании, вне зависимости от того, сколько там проживает человек, то в первую очередь, конечно же, это учреждения здравоохранения, больницы, библиотеки, бани, детские сады и школы. Это в том числе - говорю вам как первый заместитель председателя Комитета по обороне - касается мобилизационной готовности нашего государства, потому что если, не дай бог, придётся разворачивать ту или иную социальную инфраструктуру для защиты населения в чрезвычайной ситуации, госпиталь тот же, то это должно происходить на базе фельдшерско-акушерского пункта или районной больницы. Вот мы в составе Комитета по обороне были в Каире, общались, обсуждали вопросы возобновления воздушного сообщения. И я, к своему удивлению, узнал, что эта страна, далеко не самая богатая, имеющая огромные внешние долги, испытывает проблему в связи с ростом населения - плюс 2 миллиона человек в год, а численность населения там - 100 миллионов. В Российской Федерации мы, к сожалению, таким ростом похвастаться не можем, у нас идёт убыль населения - несколько сотен тысяч человек в год, так это в том числе из-за уровня доступности здравоохранения. Сегодня говорят, что оптимизируют расходы, - так почему накануне каждых выборов, уважаемые коллеги из партии власти, вы организуете поезда здоровья и автомобили скорой медицинской помощи ездят по населённым пунктам? Значит, они там нужны! А что делать одиноким старикам, которые оказались без защиты государства, которым нужна медицинская помощь или просто, скажем так, чашка чая и постель, чтобы переночевать? Они могли бы обратиться в больницу, но она закрыта, потому что чиновники решили её "оптимизировать". А как "оптимизировать" расстояние от одного населённого пункта до другого? Количество людей там сократилось, но расстояние же будет прежним, и линию ЛЭП необходимо тянуть, и дорогу асфальтировать на такое же расстояние! Ещё хотелось бы сказать о рабочих местах в сельской местности и о покупательной способности населения. Есть такая проблема, особенно в регионах Центрального федерального округа: если есть возможность работать в Москве и получать московскую доплату, очень многие медицинские работники уезжают работать в Москву, где более высокая заработная плата, в регионах из-за этого образуются очереди, а учреждения здравоохранения закрывают, ссылаясь на то, что отсутствуют соответствующие кадры. Я ещё раз хотел бы напомнить предложение, о котором в том числе и Владимир Вольфович Жириновский говорил: работники, особенно медицинской сферы, должны получать равную заработную плату, причём равную высокую заработную плату, на всей территории Российской Федерации, чтобы медицина была доступна не только жителю столичного региона, но и жителю отдалённого, допустим Кадомского района. И в Рязанской области, к сожалению, есть районы, как и во всех остальных регионах Российской Федерации, где районные больницы закрывают. Сегодня количество населения сокращается в основном в Центральном федеральном округе. Мы выступаем за то, чтобы этот вопрос был действительно очень остро поставлен. И ещё одно, на что хотел бы обратить особое внимание, коллеги. Сегодня мы говорим о законе, который должен защищать граждан Российской Федерации, и о так называемой оптимизации, и я ещё раз хочу напомнить, что огромные денежные средства ежегодно Правительство Российской Федерации - я не устану это повторять - направляет на приобретение американских ценных бумаг. Давайте мы всё-таки будем содержать здания, где будут обслуживать хотя бы одного человека в неделю, но где будет работать медицинский персонал, который будет получать достойную заработную плату в сельской местности. Это будет обеспечивать покупательную способность, это будет обеспечивать на селе рабочие места, потому что человек, принимая решение переехать в деревню и работать в сельском хозяйстве, будет уверен, что и через пять, и через десять лет в этом населённом пункте ни больница, ни школа, ни детский сад ни в коем случае не закроются, только так мы сможем с вами улучшить демографическую ситуацию. Сегодня сельская местность в Российской Федерации, в том числе в плане медицины, не защищена, поэтому у нас очень высокая смертность населения. Мы поддерживаем эту инициативу, но предлагаю пойти дальше: ввести и закрепить законом, что больницы должны быть во всех муниципальных образованиях вне зависимости от численности населения, с достойной заработной платой персонала, - всегда в Российской Федерации. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Смолин Олег Николаевич. СМОЛИН О. Н. Уважаемые коллеги, уважаемый Вячеслав Викторович! Я тоже не претендую на роль профессионального медика, скорее я профессиональный пациент, и воспользуюсь, в отличие от Шерлока Холмса, не дедуктивным, а индуктивным методом. Вот вам пара историй. Мой друг-музыкант живёт в Москве, в позапрошлом году у него было обострение астмы - сходил в платную поликлинику, заплатил, выписали лекарства, за две недели восстановился. В прошлом году решил воспользоваться государственной медициной, позвонил. Ему сказали, через неделю запишем к терапевту, ещё через неделю, может быть, попадешь к узкому специалисту, - плюнул, вспомнил, чем лечили в позапрошлом году, за две недели излечился сам. И это город Москва - столица нашей Родины. А вот вам другой пример. Батюшка, отец многодетного семейства из Ярославской области (история была при прежнем губернаторе), направляет мне письмо, жалуясь на то, что закрывают роддома. Я пишу письмо губернатору, и получаю ответ, где сообщается, что всё это делается исключительно для блага женщин, чтобы повысить качество родовспоможения, - разумеется, для тех, кто доедет. Но батюшка и писал про то, что слишком многие его прихожанки не доезжают до этого самого улучшенного родильного дома. А теперь позвольте привести несколько цифр, постараюсь не повторять то, что уже здесь говорили. Элла Памфилова в бытность уполномоченным по правам человека удивлялась, почему у нас 70 процентов граждан озабочены состоянием системы здравоохранения и только 3 процента - свободой митингов? Я бы не удивлялся, потому что с системой здравоохранения сталкивается каждый человек очень часто, а с митингами, слава богу, не каждый и не всегда. Уважаемые коллеги, если бы мы повысили, как положено по нормам Всемирной организации здравоохранения, наши расходы на здравоохранение до 6 процентов от валового внутреннего продукта, то, по прогнозам экспертов, мы смогли бы значительно сократить смертность в трудоспособном возрасте, а это прямо сказалось бы, между прочим, на пополнении Пенсионного фонда. Такова социоэкономика: вложения в социальную сферу оказываются чем далее, тем более экономически эффективными, коллеги. А теперь данные Росстата: у нас врачи получают в среднем 53 тысячи рублей в месяц. По данным "Общероссийского народного фронта" (опять же это не оппозиция), 58 процентов врачей получают зарплату ниже 25 тысяч рублей в месяц. Как такое возможно? Это тайна, покрытая мраком, уважаемые коллеги. Счётная палата отмечает, что только за 2015 год было уволено 90 тысяч врачей, и Счётная палата из года в год констатирует вытеснение бесплатной медицинской помощи платными услугами. В итоге, коллеги, если верить Всемирной организации здравоохранения (хотя мы понимаем, что эти данные относительны), в 1978 году мы занимали 22-е место по эффективности системы здравоохранения... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Добавьте, пожалуйста, минуту. СМОЛИН О. Н. Время закончилось, поэтому скажу только, что прошу вас поддержать законопроект, даже понимая его несовершенство, всё равно это шаг вперёд, а мы не можем больше делать шаги назад в области здравоохранения. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Олег Николаевич. Уважаемые коллеги, прежде чем начнёт выступать Нина Алексеевна, было бы правильно в соответствии с Регламентом определить порядок нашей работы: у нас остался вот этот вопрос, мы его, скорее всего, успеем рассмотреть, может быть немного заступив за рамки регламента, времени потребуется несколько больше, а также есть порядка восьми законопроектов, рассматриваемых по 118-й статье. Коллеги, не будет возражений, если мы такую повестку реализуем сегодня? Нет возражений. Скорее всего, это не потребует большой задержки, но, наверное, будет правильно уйти с чувством выполненного долга. Пожалуйста, Нина Алексеевна. ЧЕРНЯЕВА Н. А., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Добрый вечер, уважаемые коллеги, уважаемый Вячеслав Викторович! Позвольте всё-таки вернуться к обсуждаемому законопроекту. Мы очень много говорили о медицине, о проблемах, которые существуют, которые нам вместе придётся решать и которые мы на сегодняшний день уже решаем, причём, позвольте заметить, успешно. Хотелось бы остановиться на трёх моментах закона об общественном контроле решений по ликвидации медицинских организаций, который мы с вами приняли 21 декабря 2017 года. Первое. Мы создаём комиссии на местах, в регионах, привлечены общественные организации, идёт обсуждение, анализируется работа медицинских учреждений, если встаёт вопрос о ликвидации. Второе. Прежде всего проводятся общественные слушания в той местности, где ликвидируется медицинское учреждение независимо от его формы: будь то ФАП, участковая больница, центральная районная больница и так далее. Вопрос решается в том населённом пункте, где сокращается лечебное учреждение, население высказывает свою точку зрения, присутствуют все органы власти: представители местного самоуправления, муниципалитета, государственной власти и, естественно, регионального министерства здравоохранения. И третье, что я хотела бы сказать. Очень важно, что всё это проходит легитимно, прозрачно, об этом знает всё население. Позвольте, коллеги, в чём-то с вами не согласиться! Я понимаю, что вопросы по здравоохранению наболели, смертность растёт, но построены перинатальные центры и по указу президента выделены средства, которые реализованы, и младенческая смертность у нас достигла исторического минимума, коллеги, о чём уже говорилось. Есть проблемы, которые мы должны решать, тем не менее это связано не только с финансированием, указ президента по заработной плате выполняется. Позвольте отметить, что подготовка кадров, врачей и медицинских сестёр, должна быть на соответствующем уровне, недаром во всех развитых странах в Европе особое внимание уделяется подготовке, - об этом нам тоже надо поговорить. Не всё утыкается в финансирование - есть и нехватка кадров. Вот мы говорим, что сложно попасть к доктору, есть трудности с очередями - это же связано с нехваткой кадров в том или ином населённом пункте, малом городе или областном центре. Здесь важно и то, что "Земский доктор"... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. От фракции. Пожалуйста, добавьте время. ЧЕРНЯЕВА Н. А. Спасибо. Мы говорим, что программа "Земский доктор" за несколько лет не может эту проблему решить, но, коллеги, здесь есть ещё и моральная сторона. Почему так относятся к доктору? Почему говорят: убийца, взяточник и так далее? Это неправильный подход! Мы, когда выезжали в Саратовскую область, встречались с земскими докторами, и первое, что они сказали, - у них нет авторитета, их всячески пытается унизить население. Почему так относятся к работникам здравоохранения?! Я много лет отработала, свыше 30, и я помню, как всё население приходило за доктора голосовать, как поддерживали его, если он шёл в региональную власть. Конечно, есть проблемы, ещё раз повторю, но мы их должны решать вместе. Вот в данном законопроекте наши коллеги предлагают до 7 мая... Почему, почему эта остановка? Тот закон, который мы приняли в канун Нового года, решает все эти проблемы! И ещё надо сказать о возрастном цензе докторов, ведь в основной массе они возрастные. Идёт не только сокращение, увольнение врачей - если доктор нерадивый, почему его должны держать в штате в том или ином лечебном учреждении? И есть доктора, которые уже прошли длинный путь, им по 70 лет - они уходят на заслуженный отдых, они заслужили его. Поэтому здесь, конечно, на первый план, мы считаем, выходит вопрос кадровой политики, укомплектованности штата, а отсюда вопрос, в каких специалистах потребность: где окулистов не хватает, где отоларингологов не хватает и так далее. Мы не говорим о том, что общая смертность увеличилась, это неправильный показатель. Коллеги, давайте всё-таки мы разумно поступим - приходите, у нас есть цифры, есть статистика, на которую мы с вами опираемся, мы её получаем всё-таки из одних источников, наверное, а не из каких-то левых источников. Да, есть, над чем работать, но вместе, я думаю, мы победим. Спасибо большое. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Гартунг Валерий Карлович, пожалуйста. С учётом того что вы опоздали заявить о себе в электронном виде, но сделали это устно. ГАРТУНГ В. К. Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Я буду краток, я изложу позицию фракции: наша фракция поддерживает этот законопроект, и вот почему. Да, безусловно, в какой-то части актуальность законопроекта уже не та, потому что время прошло и, собственно говоря, надо пересматривать сроки этого моратория, но говорить, что проблемы не актуальны, что сегодня нет проблем с так называемой оптимизацией лечебных учреждений, тоже неправильно. Поэтому мы считаем, что всё-таки нужно принять этот законопроект в первом чтении, изменив ко второму чтению срок его действия, и надо проанализировать последствия такой оптимизации здравоохранения, посмотреть всю статистику и сделать всё, чтобы исключить возможность таких диких случаев, как тот, о котором я сейчас расскажу. В Увельском районе Челябинской области погибла женщина, она не смогла получить качественную медицинскую помощь в Центральной районной больнице: не нашлось аппарата УЗИ, чтобы поставить диагноз, - человека возили четыре дня по разным больницам, в итоге здоровья не хватило, на десятый день она скончалась. Потеряли человека только потому, что просто... Скажем так, я не говорю про аппарат для МРТ, ещё что-то серьёзное, но когда в Центральной районной больнице нет аппарата УЗИ, то это вообще!.. Я считаю, что законопроект надо поддержать и нужно думать прежде всего о том, сколько жизней мы сохраним, введя мораторий на такую оптимизацию лечебных учреждений. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Полномочный представитель президента желает выступить? Нет. Правительства? Нет. Заключительное слово? Валерий Фёдорович Рашкин, пожалуйста. РАШКИН В. Ф. Уважаемые коллеги, меня радует, что мы научились слушать друг друга и зал потише стал, но мы не научились слышать друг друга. Если мы ещё научимся слышать и учитывать мнения фракций, которые не имеют возможности принимать законы без участия фракции "ЕДИНАЯ РОССИЯ", Дума вообще будет идеальной! Давайте вспомним Думу третьего, четвёртого созывов: мы криком кричали из-за этой оптимизации, языки, так сказать, отбили, здесь чуть ли не драки были, доказывали, что нельзя допускать такой оптимизации. Мы получили результаты - я не буду повторять эти цифры, они страшные для нашей страны, для нашего населения, и все вы это прекрасно понимаете, прекрасно знаете, кто какую бы статистику ни читал - левую, правую или ещё какую-то. Неэффективные организации, но давайте запретим закрытие больниц! Этот закон не запрещает перепрофилировать, провести капитальный ремонт, завезти оборудование и сделать совершенную больницу, чтобы туда ходили люди из этого микрорайона. Люди просто тысячами лишаются возможности лечиться, когда тупо закрывают больницы, и вы это тоже прекрасно понимаете и знаете, здесь сказать нечего! Что касается закона о проведении общественных слушаний. Ну приняли, однако, как в той песне: "Но кони - всё скачут и скачут. А избы - горят и горят", - больницы как сокращали, так и сокращают, персонал как увольняли, так и увольняют, зарплаты достойной нет, и мы имеем отрицательные показатели по предоставлению услуг в сфере здравоохранения. Давайте посмотрим, какие цены на платные услуги (вот мне присылают письма): анализ мочи - 900 рублей, анализ крови - 1200 рублей, приём у врача - 2000-2500 рублей. И это на 7 тысяч рублей зарплаты и пенсии, и это только сходить на приём ко врачу! Люди умирают, не получив медицинской помощи, умирают! Уже было сказано: в сельской местности на дому половина стала умирать, они даже не могут пойти попросить помощи, не то что измерить давление! Не могут - просто умирают! Аптек стало больше, чем продовольственных магазинов! Скоро мы население заставим обедать таблетками, потому что аптекам это выгодно: там деньги надо платить за лекарства, причём по коммерческой цене. Это что, нормально?! (Шум в зале.) Мы вымирали и вымираем: без Крыма и без мигрантов у нас уже третий год был бы отрицательный демографический показатель, отрицательный! Уберите эту численность... ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) РАШКИН В. Ф. В том числе, я говорю, это как раз потому, что нет данного закона. Крым уже присоединили, больше не будет такого, и мы свалимся в демографическую яму. А главное богатство, как вы все прекрасно понимаете, это люди. Вот пять стран, где лучшее, достойное здравоохранение: Япония - 83 года средняя продолжительность жизни, доля ВВП 10,23 процента, секрет в профилактике болезней и комплексной медицинской реабилитации, каждый житель, каждый японец посещает врача 15 раз в год (у нас в этом зале не все столько посещают); Южная Корея - 82 года, 7,37 процента ВВП, жёсткий контроль подготовки и работы врачей, каждый гражданин обязан ежегодно проходить медобслуживание; Испания - 83 года, 9 процентов ВВП, подготовка врачей и доступность здравоохранения, полный пакет медицинских услуг стоимостью 39 евро в месяц; Сингапур - 82 года, 4,92 процента ВВП, малоимущим государство субсидирует 80 процентов расходов на медобслуживание; Гонконг - жёсткий контроль за расходами здравоохранения, чиновники несут ответственность (в отставку отправили главу Гонконга после распространения вируса атипичной пневмонии - можете себе представить, чтобы у нас за это отправили в отставку мэра?), 90 процентов стоимости медуслуг для каждого гражданина оплачивает государство, повторяю, 90 процентов! Михаил Васильевич Ломоносов говорил, что главная идея России - сохранение и приумножение численности её граждан. Я очень прошу вас поддержать данный законопроект. Он ничего не потребует, но от него зависят здоровье и благосостояние нашей нации. И после принятия этого закона будет безграничная любовь к нам, как к депутатам. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Заключительное слово содокладчика. Пожалуйста, Сергей Алексеевич Вострецов. ВОСТРЕЦОВ С. А. Коллеги, я очень коротко, учитывая, что мы уже вышли за рамки рабочего времени. Конечно, очень хорошо, что все фракции обеспокоены состоянием нашей медицины, и я уверен, что сообща мы все проблемы, которые у нас есть, если не решим, то по крайней мере постараемся их решить. Действительно, их много, и не согласиться с этим трудно, но многое и делается, и это также нельзя не признавать. Но мы сегодня рассматриваем конкретный законопроект, а не свод законов, регулирующих отрасль, и не предвыборную программу кандидата на должность президента. Комитетом были приведены конкретные доводы, почему данный законопроект поддерживать нельзя, в том числе чисто технические и юридические. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях введения временных ограничений на ликвидацию государственных и муниципальных медицинских организаций и на увольнение их работников", вопрос 10 повестки дня. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (18 час. 11 мин. 29 сек.) Проголосовало за 101 чел.22,4 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 101 чел. Не голосовало 349 чел.77,6 % Результат: не принято Отклоняется законопроект.