Заседание № 43
О проекте федерального закона № 93395-8 "О внесении изменений в часть четвёртую Гражданского кодекса Российской Федерации" (об основаниях для отказа в государственной регистрации товарного знака).
Рассмотрение законопроекта в третьем чтении
4-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в часть четвёртую Гражданского кодекса Российской Федерации". Пожалуйста, Ирина Викторовна Белых. БЕЛЫХ И. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Вячеслав Викторович, депутаты Государственной Думы! Проект был принят во втором чтении вчера, прошёл все необходимые экспертизы. Замечаний у Правового управления не имеется. Комитет предлагает принять законопроект в третьем чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, есть желающие высказаться по мотивам? Нет. Ставится на голосование законопроект, 4-й вопрос нашей повестки, третье чтение. Пожалуйста, включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 46 мин. 35 сек.) Проголосовало за 415 чел.92,2 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 415 чел. Не голосовало 35 чел.7,8 % Результат: принято Федеральный закон принят единогласно.
Заседание № 42
О проекте федерального закона № 93395-8 "О внесении изменений в часть четвёртую Гражданского кодекса Российской Федерации" (об основаниях для отказа в государственной регистрации товарного знака).
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
10-й вопрос повестки, о проекте федерального закона "О внесении изменений в часть четвёртую Гражданского кодекса Российской Федерации". Доклад Ирины Викторовны Белых. Пожалуйста, Ирина Викторовна. БЕЛЫХ И. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые депутаты Государственной Думы! Законопроект был принят в первом чтении 19 апреля текущего года, направлен на уточнение оснований для отказа в государственной регистрации товарного знака, предусмотренных в пунктах 3 и 7 статьи 1483 Гражданского кодекса Российской Федерации. К законопроекту поступило четыре поправки, они представлены в таблице № 1, часть поправок носит юридико-технический характер, часть корреспондирует с теми изменениями, которые предусмотрены в законопроекте. Комитет предлагает поддержать таблицу № 1 и поддержать законопроект во втором чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, по таблице поправок № 1 есть замечания? Нет. Ставится на голосование таблица поправок № 1. Пожалуйста, включите режим голосования. Покажите, пожалуйста, результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 47 мин. 55 сек.) Проголосовало за 416 чел.92,4 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 416 чел. Не голосовало 34 чел.7,6 % Результат: принято Принимается единогласно. Ставится на голосование законопроект во втором чтении, 10-й вопрос нашей повестки. Пожалуйста, включите режим голосования. Покажите, пожалуйста, результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 48 мин. 23 сек.) Проголосовало за 414 чел.92,0 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 414 чел. Не голосовало 36 чел.8,0 % Результат: принято Принимается единогласно законопроект во втором чтении. Пожалуйста, включите микрофон на трибуне. БЕЛЫХ И. В. Уважаемый Вячеслав Викторович, законопроект прошёл все необходимые процедуры, получено заключение Правового управления Аппарата Государственной Думы - замечаний нет. Комитет предлагает поставить данный законопроект для рассмотрения в третьем чтении на завтра, 18 мая. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые коллеги, нет возражений? Нет возражений. Принимается ваше предложение, на завтра в повестку включаем рассмотрение данного вопроса.
Заседание № 39
О проекте федерального закона № 93395-8 "О внесении изменений в часть четвёртую Гражданского кодекса Российской Федерации" (об основаниях для отказа в государственной регистрации товарного знака).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
31-й вопрос, о проекте федерального закона "О внесении изменений в часть четвёртую Гражданского кодекса Российской Федерации". Докладывает сенатор Российской Федерации Лилия Салаватовна Гумерова. ГУМЕРОВА Л. С., сенатор Российской Федерации. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Законопроект направлен на реализацию "дорожной карты" "Интеллектуальной собственности", утверждённой Председателем Правительства Российской Федерации Михаилом Владимировичем Мишустиным, является продолжением плановой работы по продвижению региональных брендов, для эффективного продвижения которых необходимо разграничить два института. Первый - институт географических указаний и наименований мест происхождения товаров и второй - институт товарных знаков. С этой целью законопроектом предусматривается внесение изменений в статью 1483 Гражданского кодекса Российской Федерации в части уточнения оснований для отказа в государственной регистрации товарного знака, указанных в пунктах 3 и 7 данной статьи. Не секрет, что многие заявители, осознавая ценность и привлекательность для потребителей указания в товарном знаке наименования географического объекта, выбирают именно такое обозначение для его регистрации в качестве товарного знака. Регистрация таких товарных знаков на лиц, не имеющих никакого отношения к региону, наименование которого заявляется на регистрацию в качестве товарного знака, наносит ущерб не только местным, региональным производителям и самому региону, но и потребителям, вводя их в заблуждение относительно места производства товара. Кроме того, наименования российских регионов могут быть зарегистрированы на иностранные компании, например, была регистрация на кипрскую компанию товарного знака, включающего слова "мороша" и "сила Карелии", в отношении алкогольной продукции. Также есть примеры, когда товарные знаки, содержащие наименование российского региона или города, например "московский", передавались от имени российского лица иностранным компаниям. В связи с этим предлагается уточнить основание для отказа в регистрации товарного знака, предусмотренное подпунктом 1 пункта 3 статьи 1483 Гражданского кодекса, дополнив его нормой о невозможности регистрации в качестве товарного знака обозначения, представляющего собой или содержащего элементы, способные ввести в заблуждение потребителя относительно места производства товара. Уважаемые коллеги, мы понимаем, что в современных реалиях мы должны предоставить бизнесу, особенно малым, средним предприятиям, как можно больше инструментов для осуществления предпринимательской деятельности, а не вводить новые запреты, поэтому единственным ограничением, которое вводится предлагаемым законопроектом, является наличие основания для введения потребителей в заблуждение относительно места производства товара. Покупая мёд, маркированный обозначением со словами, например, "вологодские травы", потребитель должен быть уверен, что это мёд, произведённый в Вологодской области, имеющий отношение к этому субъекту. Таким образом, предлагаемые законопроектом изменения позволят, с одной стороны, сохранить право на использование наименования географического объекта за производителями, имеющими отношение к такому объекту, в случае наличия ранее зарегистрированного для неоднородных товаров географического указания или наименования места происхождения товара, с другой - обеспечить право потребителя на достоверную информацию о месте производства товара. Уважаемые коллеги, закон необходим для защиты региональных брендов, нас об этом очень просили регионы, местные, региональные товаропроизводители. Просим поддержать. Спасибо за внимание. Председательствует Первый заместитель Председателя Государственной Думы А. Д. Жуков ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Содоклад Ирины Викторовны Белых. Пожалуйста. БЕЛЫХ И. В. Уважаемые Александр Дмитриевич, депутаты Государственной Думы! Представленный проект федерального закона направлен на уточнение оснований для отказа в государственной регистрации товарного знака, предусмотренных в пунктах 3 и 7 статьи 1483 Гражданского кодекса Российской Федерации, в том числе в связи с присоединением России к Женевскому акту Лиссабонского соглашения о наименованиях мест происхождения и географических указаниях. Женевский акт подписан такими странами, как Босния и Герцеговина, Буркина Фасо, Коста-Рика, Конго, Франция, Венгрия, Никарагуа, Италия, Португалия, и другими. Россия присоединяется к Женевскому акту для возможности регистрации и охраны российских географических указаний и наименований мест происхождения товаров за рубежом. Россия является участником глобальных систем охраны объектов интеллектуальной собственности, при этом в качестве международного поискового органа и органа международной предварительной экспертизы в рамках Договора о патентной кооперации выступает Роспатент. Первое уточнение касается положения пункта 3 статьи 1483 ГК РФ, согласно которому не допускается государственная регистрация в качестве товарных знаков обозначений, представляющих собой или содержащих элементы, являющиеся ложными или способные ввести в заблуждение потребителя относительно товара либо его изготовителя. Действительно - вы уже слышали примеры, - нельзя зарегистрировать товарный знак, включающий в себя, например, указание на Генуэзскую крепость в Судаке или Колизей, в отношении товара, который произведён в Москве. Второе изменение связано с разграничением при регистрации товарных знаков, в состав которых входят географические указания или наименования мест происхождения товаров. Законопроектом предлагается разграничить ситуации, когда регистрация обозначения осуществляется в отношении однородных и неоднородных товаров. При заявленном обозначении в отношении неоднородных товаров в регистрации товарного знака должно быть отказано в тех случаях, когда использование такого товарного знака может ассоциироваться у потребителя с географическим указанием или наименованием места происхождения товара и может ущемить законные интересы обладателя исключительного права на объекты. В случае отказа заявитель может доказывать, что обозначение не будет ассоциироваться у потребителя с географическим указанием или наименованием места происхождения товара. Это позволит обеспечить в более полной мере баланс интересов между заявителем обозначения, потребителями и обладателем исключительного права на географические указания и наименования места происхождения товаров. Законопроект рассматривает зону интересов интеллектуальной собственности и направлен на дальнейшую гармонизацию норм национального и международного законодательства. С учётом изложенного Комитет Государственной Думы по государственному строительству и законодательству рекомендует Думе принять законопроект в первом чтении. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, есть ли вопросы? Да. Включите режим записи. Покажите список. Бутина Мария Валерьевна, пожалуйста. БУТИНА М. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Скажите, пожалуйста, как быть с теми торговыми марками, которые были зарегистрированы ранее и включают те же географические названия? Прецеденты имеются. ГУМЕРОВА Л. С. Закон не имеет обратной силы. Они остаются в том же правовом поле, как это действует сейчас. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Власов Василий Максимович. ВЛАСОВ В. М. То есть, насколько я понял, Таганскому мясокомбинату, который раньше, в советское время, находился в Таганском районе, а сейчас по факту находится в Нижегородском районе города Москвы, не надо будет менять своё название? Правильно я понимаю? ГУМЕРОВА Л. С. Не надо будет. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Смолин Олег Николаевич. СМОЛИН О. Н., фракция КПРФ. Уважаемая Лилия Салаватовна, я думаю, что концепция законопроекта заслуживает поддержки, поскольку не надо обманывать потребителя, но у меня вот какой вопрос: сравнительно недавно наши игристые вина получили право именоваться шампанским - как известно, провинции Шампань в России не существует, не придётся ли возвращать всё назад после принятия вашего законопроекта? ГУМЕРОВА Л. С. Нет, Олег Николаевич, абсолютно не придётся. Наш законопроект направлен на поддержку исключительно местных товаропроизводителей. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Кузнецов Андрей Анатольевич. КУЗНЕЦОВ А. А. Конечно, заслуживает поддержки идея вообще взяться за эту тему, действительно очень важный законопроект, но вот как быть с реализацией всё-таки, как избавиться от субъективизма при принятии решений? Есть такие устоявшиеся понятия, как, например, хлеб "Дарницкий", котлета по-киевски, - кто будет определять и решать, имеете вы право использовать это или не имеете права использовать? ГУМЕРОВА Л. С. Спасибо большое за вопрос. Коллеги, все мы понимаем, что у нас в стране сформирована чёткая система защиты интеллектуальной собственности, есть чёткая система регистрации права, Роспатент, все эти моменты прописаны в действующем законодательстве. Суть нашего законопроекта - это только не допустить, чтобы в названии товарных знаков (это просто этикетка, лейбл) использовались наименования географических объектов, не имеющих к региону совершенно никакого отношения. Об этом нас просили местные товаропроизводители. Допустим, есть известное наименование, включающее место происхождения товара, "Вологодское масло", а кто-то захочет использовать товарный знак "Масло из Вологды", производя его совершенно не на территории данного субъекта, - наш закон позволит этому воспрепятствовать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Микрофон на трибуне включите. БЕЛЫХ И. В. Здесь надо ещё учитывать, что в названиях есть охраняемые элементы и неохраняемые элементы, и вот это тоже очень важно понимать. При этом если вдруг вам отказано в регистрации, то, как я уже сказала, сначала необходимо обжаловать это в Роспатенте, потому что существует Палата по патентным спорам - структурное подразделение Роспатента, и только после этого обращаться в суд по патентным правам. То есть это довольно длительная процедура, но заявитель имеет на это право. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, есть ли желающие выступить? Да. Включите режим записи. Покажите список. Матвеев Михаил Николаевич, пожалуйста. МАТВЕЕВ М. Н. Немало, конечно, таких историй. У нас в Самаре... Самара - родина "Жигулёвского" пива, и в своё время, когда Жигулёвский пивзавод пытался зарегистрировать этот товарный знак на себя, ему было отказано, потому что... ну, потому что было отказано. И в результате сейчас "Жигулёвское" пиво производится по всей России, может быть, даже за её пределами. То есть этот закон действительно необходим, потому что многие названия с географическими наименованиями связаны именно с историей происхождения, скажем, товарного знака или ещё чего-то. Но тогда нужно пересматривать предыдущие отказы, которые были сделаны Роспатентом на основании каких-то прежних законодательных актов, иначе действительно как бы уникальность определённого региона по производству пива, масла или чего-то ещё - я не знаю, вот платок оренбургский - будет утрачена. И поэтому поддерживать этот законопроект надо, но хотелось бы, чтобы закон заработал в полную силу. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Представитель президента будет выступать? Правительства? Докладчик? Содокладчик? Содокладчик, пожалуйста. Белых включите микрофон. БЕЛЫХ И. В. Спасибо большое. Это в том числе выступление от фракции. Я рада слышать, что законопроект готовы поддержать, при этом очень важно отметить, что в условиях насыщенности современного мирового рынка дифференциация продуктов имеет принципиальное значение, и законопроект уточняет основания для отказа в государственной регистрации товарного знака. Полагаю, что необходимо действительно провести работу по гармонизации норм национального и международного законодательства, для того чтобы наши производители имели приоритеты и не были в менее выгодных условиях. Важно отметить, что законопроект соответствует не только положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, но и положениям иных международных договоров Российской Федерации, об отмене которых нет речи, тем более что стать участником этого акта может любая организация, которая представляет собой проект производственных промышленников. Россия является участником глобальных систем охраны объектов интеллектуальной собственности, при этом Роспатент выступает в качестве международного поискового органа и органа международной предварительной экспертизы в рамках Договора о патентной кооперации. Поэтому я не сомневаюсь, что ключевое участие нашей страны в решении подобных проблем необходимо, а следовательно (возвращаюсь к законопроекту), обеспечение в полной мере баланса интересов между заявителем обозначения, потребителями и обладателями исключительного права на географическое указание и наименование места происхождения товара в сфере интеллектуальной собственности - это важная и актуальная задача. Фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" поддерживает данный законопроект в первом чтении. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменений в часть четвёртую Гражданского кодекса Российской Федерации", пункт 31. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (15 час. 57 мин. 05 сек.) Проголосовало за 412 чел.91,6 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 1 чел.0,2 % Голосовало 413 чел. Не голосовало 37 чел.8,2 % Результат: принято Принимается в первом чтении.