Заседание № 267
04.12.2015
Вопрос:
О проекте федерального закона № 933175-6 "О ратификации Статей Соглашения Азиатского банка инфраструктурных инвестиций".
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 2099 по 2380 из 8884
16-й вопрос, проект федерального закона "О ратификации Статей Соглашения Азиатского банка инфраструктурных инвестиций". Докладывает Сергей Анатольевич Сторчак, заместитель министра финансов Российской Федерации. Пожалуйста, Сергей Анатольевич. СТОРЧАК С. А., официальный представитель Правительства Российской Федерации, заместитель министра финансов Российской Федерации. Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые депутаты! 29 июня 2015 года в Пекине было подписано соглашение об учреждении Азиатского банка инфраструктурных инвестиций. Россия оказалась в числе тридцати семи региональных государств - членов банка и по инициативе Правительства Российской Федерации при поддержке Президента Российской Федерации подписала это соглашение. В результате мы сегодня являемся третьим по величине доли в уставном капитале этого института, акционером. Кроме того, в создании банка принимают участие двенадцать государств, которые не являются региональными акционерами, это в основном развитые иностранные государства. Объявленный капитал банка - 100 миллиардов долларов США, 20 миллиардов будет составлять капитал, оплаченный странами-акционерами. Таким образом, создаётся крупнейший институт, самый крупный из тех, что создавались по окончании Второй мировой войны, после Международного валютного фонда и Всемирного банка. Россия является третьей страной как по величине участия в капитале, так и по числу принадлежащих ей голосов. Мы исходим из того, что кроме нас в российской дирекции в этом институте будут участвовать Республика Таджикистан и Республика Казахстан, по крайней мере, их представители, участвовавшие в переговорах, заявили о готовности присоединиться к российской дирекции. Статьи соглашения содержат правила иные, чем предусмотренные законодательством Российской Федерации, и поэтому подлежат ратификации. Банку и его сотрудникам предоставляются привилегии и иммунитеты, аналогичные установленным в Конвенции ООН "О привилегиях и иммунитетах специализированных учреждений", принятой 21 ноября 1947 года. Банк, его имущество, активы, прибыль и операции будут освобождены от уплаты любых налогов и сборов. Банк, его должностные лица и сотрудники будут обладать судебными иммунитетами, имущество и активы банка будут обладать иммунитетом от обысков, реквизиции, конфискации и так далее. Основной сферой деятельности банка будут являться инфраструктурные объекты. Мы рассчитываем, что банк примет активное участие в решении задач развития инфраструктуры российского Дальнего Востока. В соответствии с имеющимися договорённостями банк приступит к своим операциям в том случае, если десять стран-членов, обладающих 50 процентами голосов, ратифицируют соответствующие документы и внесут ратификационные инструменты в депозитарий. Мы исходим из того, что Россия окажется в числе этих десяти стран, тем самым мы с самого начала будем принимать участие в рабочих органах этого института, принимать участие в голосованиях, участвовать в принятии решений по существу поднимаемых вопросов. С учётом изложенного прошу вас поддержать закон, проголосовать за ратификацию Статей Соглашения Азиатского банка инфраструктурных инвестиций. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Сергей Анатольевич, спасибо. Николай Николаевич Гончар. ГОНЧАР Н. Н. Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! Сергей Анатольевич Сторчак детально доложил содержание законопроекта, что избавляет меня от необходимости повторять только что сказанное. Комитет полностью поддерживает концепцию законопроекта. Законопроект прошёл правовую, юридико-техническую и лингвистическую экспертизы, и наш комитет рекомендует принять данный законопроект (он голосуется во всех чтениях сразу). ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, есть ли вопросы? Прошу записаться. Включите режим записи. Покажите список. Александр Николаевич Шерин. ШЕРИН А. Н., фракция ЛДПР. Сергей Анатольевич, насколько мы понимаем, основная задача этого банка - создание резервной валюты, а средства в уставный капитал страны-участницы вносят в долларах. Вы не рассматривали вариант внесения средств в какой-то альтернативной валюте, например в валюте одной из стран-участниц? Как-то нелогично получается - в чём тогда вообще смысл, если все взносы в уставный капитал в долларах? СТОРЧАК С. А. Спасибо за вопрос. Скажу сразу, что цель банка - финансирование инфраструктурных проектов в странах-членах, прежде всего в странах, относящихся к Азиатскому региону. Нерегиональные государства - члены банка не будут являться странами, подпадающими под операции банка, они могут участвовать только как поставщики соответствующего оборудования. Государства, которые относятся к числу наименее развитых, получили возможность вносить свою долю в уставный капитал в национальных валютах, но это, повторяю, относится только к странам, которые не являются индустриально развитыми. В настоящее время решение о том, чтобы капитал формировался посредством американской валюты, объясняется очень просто: на сегодняшний день именно американская валюта демонстрирует наибольшую устойчивость к колебаниям. В связи с этим акционеры, чтобы не рисковать объёмом средств, которые аккумулирует данный банк, посчитали целесообразным формировать уставный фонд именно в американской валюте, но, повторяю, есть возможность вносить и национальную валюту, это, правда, распространяется только на отдельные государства. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Николай Васильевич Коломейцев. КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Уважаемый Сергей Анатольевич, вот мы в МВФ тоже имеем долю, но наши голоса там тише даже комариного писка. Скажите, пожалуйста, в этом банке каков объём наших голосов для принятия в случае необходимости принципиальных решений, соответствующих нашей позиции? СТОРЧАК С. А. Уважаемые депутаты, наша доля участия в капитале является по объёму третьей - это 6,54 процента, но из-за особой процедуры, связанной с обеспечением представительства стран со слабой экономикой, наша доля в голосах немножко меньше - 5,93 процента голосов. Но если мы окончательно решим вопросы формирования дирекции в составе представителей России, Казахстана и Таджикистана, то эта доля превысит 7 процентов и мы будем третьей после Китая - это учредитель - и Индии и тем самым будем иметь возможность реально влиять на решения, которые будут принимать и совет управляющих, и совет директоров этого института. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Владимир Николаевич Федоткин. ФЕДОТКИН В. Н., фракция КПРФ. Опять банки, банки, банки - что-то реального сектора не видно... Уважаемый Сергей Анатольевич, вы сказали, что наш интерес участия в этом банке - в развитии Дальнего Востока. Не сведётся ли это к тому, что опять будут вложены деньги в добычу нефти, газа и в более ускоренный вывоз их за границу, что мы сейчас и делаем? То есть мы вывозим, а у самих цены на нефть, на бензин, на газ, на всё растут и растут. Будут вкладываться средства в железную дорогу, в нефтегазопроводы - а наша экономика? Вот вы, когда цели ставили, просчитывали последствия, что получит реальный сектор? Будут ли развиваться заводы - обрабатывающие, машиностроительные, электроники, - или только будет развитие сырьевого сектора и вывоз сырья? Тогда теряется смысл этого соглашения. СТОРЧАК С. А. Разрешите я процитирую статью 1 соглашения о банке: "Цели банка состоят в том, чтобы содействовать устойчивому экономическому развитию, повышать благосостояние и улучшать инфраструктурные связи в Азии путём осуществления инвестиций в инфраструктуру и другие производственные сектора экономики". И дальше: "...стимулировать региональное сотрудничество и партнёрство в решении проблем в области развития за счёт тесного взаимодействия с другими многосторонними и двусторонними институтами развития". Таким образом, то, что будет финансироваться на территории Российской Федерации этим институтом, будет полностью зависеть от того, как будет вести себя российская дирекция и российские представители в банке. Разумеется, мы будем прилагать усилия к тому, чтобы речь шла о производственном секторе экономики, сырьевую составляющую нашей экономики мы будем развивать самостоятельно. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Александр Георгиевич Тарнавский. ТАРНАВСКИЙ А. Г., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ". Сергей Анатольевич, сразу хочу сказать, что фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" считает этот законопроект и вообще это соглашение крайне важными, мы будем голосовать за и считаем оправданным выделение этих средств, несмотря на тяжёлую ситуацию с федеральным бюджетом. У меня вопрос в продолжение вопроса коллеги Шерина. На предварительном этапе рассмотрения законопроекта речь шла о том, что, несмотря на то, что капитал формируется в долларах США, фондирование и выдача кредитов будут в валютах разных стран, в том числе в юанях, нам об этом чётко говорили. Подтверждаете ли вы ещё раз эту информацию? И ещё. Не все работали в банковской сфере, сориентируйте нас: на какие сроки и под какой процент вы ожидаете выдачу или получение кредитов? СТОРЧАК С. А. По первой части. Действительно, президент банка, представляющий Китайскую Народную Республику, заявил о том, что фондироваться банк будет в различных странах, но прежде всего источником ресурсов для кредитной деятельности явится заимствование, осуществляемое в Китайской Народной Республике, естественно, в национальной китайской валюте. Что касается условий кредитов, которые будет предоставлять банк своим заёмщикам, речь идёт в первую очередь о самоокупаемых проектах, хотя они и будут относиться к сфере инфраструктуры. В связи с этим кредиты будут предоставляться на длительные периоды, существенно превышающие те сроки кредитования, на которые ориентируются коммерческие банки, - на десять лет и больше. Что касается процентной ставки, то она во многом будет определяться условиями фондирования самого банка. Мы уже рассматривали на заседаниях специальной переговорной группы примерные параметры. Цена займа для заёмщика будет складываться из ставки фондирования самого института, плюс маржа за обязательства, плюс маржа за управление. Похоже, будет ещё один вид маржи, но пока окончательной политики в сфере предоставления кредитов и инвестиций нет. Да, хочу отметить, что, кроме предоставления кредитов, банк вправе принимать участие в капитале других институтов, входить в капитал, что, конечно, для потенциальных проектов представляется более интересным и важным, чем исключительно кредитование, даже на длительные сроки. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Сергей Анатольевич. Коллеги, кто хотел бы выступить? Прошу записаться. Включите режим записи. Покажите список. Владимир Николаевич Федоткин. ФЕДОТКИН В. Н. Уважаемые коллеги, я не случайно задал этот вопрос. Ведь когда каждый из нас идёт в магазин с деньгами в кармане, мы уже знаем, что будем покупать, - например, телевизор: мы говорим, какой он должен быть по диагонали, какой фирмы, с какими характеристиками, и платим лишь тогда, когда знаем, что нам в руки дадут то, что нам нужно, а не то, что там завалялось. Идя в магазин за продуктами, мы тоже знаем, какие продукты покупать, часто даже какого качества, какой фирмы. Какой нужен автомобиль, тоже знаем. Раз уж мы выделяем деньги, а это получается порядка 80 миллиардов рублей - деньги немалые, - то, конечно, хотелось бы знать, что получит Россия. Что получит Китай, мне понятно - дополнительные объёмы нефти и газа, а что получит Россия? И когда Сергей Анатольевич сказал, что это будет зависеть от того, как поведёт себя наша российская группа в руководстве этого банка... простите, а как она должна себя повести, на неё что, государственные интересы не распространяются?! Мне кажется, прежде чем создавать эту группу, посылать её, прежде чем выделять деньги, нужно чётко сформулировать задачи: в 2016 году при возможных вариантах, извините, закладываем такой-то завод, скажем машиностроительный, в 2017 году закладываем такое-то предприятие, а что будет сверх этого - ладно, это дополнительно. Это очень серьёзно, потому что нашим бюджетом на будущий год - вот сегодня будем голосовать, - смотрите, мы резко ухудшаем инвестиционный климат, резко сокращаем поддержку развития малого и среднего предпринимательства, поддержку развития производства и средств производства, поддержку лёгкой промышленности сокращаем. Если у нас нет денег на базовые отрасли, на экономическую основу развития России и если мы выходим на мировой финансовый рынок, давайте хотя бы с помощью этого банка решать эти вопросы, а не говорить, что всё будет зависеть от того, как поведут себя наши представители. А если они поведут себя не так - мы что, деньги будем назад забирать, как мы тогда будем себя вести?! Мне кажется, конечно, этот документ поддерживать надо, но при отчёте правительства я обязательно постараюсь к нему вернуться и задать вопрос: а что конкретно правительство планирует получить для России и с каким заданием мы туда направляем деньги и наших представителей? Иначе мы деньги просто разбазарим и толку не будет. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Владимир Николаевич, спросите у женщин, да и не только у женщин, точно ли они знают, что будут покупать, когда утром в выходной день отправляются в торговый центр? Спасибо. Марина Алексеевна Мукабенова. МУКАБЕНОВА М. А., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" поддерживает законопроект и будет голосовать за. По понятным причинам у нас аргументы совершенно простые, и в отличие от Владимира Николаевича я считаю, что здесь больше плюсов, и все эти плюсы были разъяснены как докладчиком, так и содокладчиком. Я отмечу лишь некоторые моменты. Во-первых, Российская Федерация будет занимать лидирующие позиции и политика данного банка будет отвечать интересам Российской Федерации. Это самое главное, что на сегодняшний день нас волнует. Во-вторых, это будет площадка для финансирования инфраструктурных проектов в сфере энергетики, транспорта, телекоммуникаций и прочих с использованием широкого спектра инструментов, включая и кредитование, и участие в капитале, и предоставление финансовых гарантий и так далее. Ну и в-третьих, этот законопроект отвечает всем положениям договора о Евразийском экономическом союзе и положениям иных международных договоров Российской Федерации. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Сергей Анатольевич, будете ещё раз выступать? Нет. Николай Николаевич? Нет. Выносим на "час голосования".
Фрагмент стенограммы:
Строки с 7476 по 7492 из 8884
16-й вопрос, проект федерального закона "О ратификации Статей Соглашения Азиатского банка инфраструктурных инвестиций". Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 24 мин. 08 сек.) Проголосовало за 437 чел.97,1 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 437 чел. Не голосовало 13 чел.2,9 % Результат: принято Закон принят.