Заседание № 271
О проекте федерального закона № 933136-6 "О внесении изменения в статью 176-1 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" (в части, касающейся права на применение заявительного порядка возмещения налога на добавленную стоимость; принят в первом чтении 16 декабря 2015 года с наименованием "О внесении изменения в статью 176-1<W0^*> Налогового кодекса Российской Федерации").
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
20-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменения в статью 176-1 части второй Налогового кодекса Российской Федерации". Андрей Михайлович Макаров. МАКАРОВ А. М., председатель Комитета Государственной Думы по бюджету и налогам, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! Законопроект упрощает доступ к заявительному порядку возмещения НДС и очень нужен для налогоплательщиков. Поступило две поправки, обе рекомендуются к принятию и связаны с реализацией того поручения, которое Дума дала при принятии законопроекта в первом чтении: установить иной срок. Напомню, что в законопроекте предлагалась дата вступления в силу - 1 января 2017 года, мы предлагаем, чтобы этот порядок применялся уже по итогам первого квартала 2016 года. Повторю, две поправки к принятию, поправок к отклонению нет. Комитет предлагает поддержать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть ли замечания по таблице № 1? Нет. Ставлю на голосование. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 09 мин. 47 сек.) Проголосовало за 240 чел.53,3 % Проголосовало против 88 чел.19,6 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 328 чел. Не голосовало 122 чел.27,1 % Результат: принято Таблица поправок принимается. Андрей Михайлович, пожалуйста. МАКАРОВ А. М. Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! Законопроект прошёл все необходимые экспертизы. В случае если он будет поддержан во втором чтении, комитет предлагает его поддержать сегодня и в третьем чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Выносим на "час голосования".
20-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменения в статью 176-1 части второй Налогового кодекса Российской Федерации", второе чтение. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 14 мин. 56 сек.) Проголосовало за 239 чел.53,1 % Проголосовало против 90 чел.20,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 329 чел. Не голосовало 121 чел.26,9 % Результат: принято Законопроект принят во втором чтении. Будут ли выступления по мотивам голосования? Нет. Ставлю на голосование в третьем чтении. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 15 мин. 16 сек.) Проголосовало за 238 чел.52,9 % Проголосовало против 87 чел.19,3 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 325 чел. Не голосовало 125 чел.27,8 % Результат: принято Закон принят.
Заседание № 269
О проекте федерального закона № 933136-6 "О внесении изменения в статью 176-1 Налогового кодекса Российской Федерации" (в части, касающейся права на применение заявительного порядка возмещения налога на добавленную стоимость).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
10-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменения в статью 176-1 Налогового кодекса Российской Федерации". Докладывает Сергей Дмитриевич Шаталов, заместитель министра финансов Российской Федерации. ШАТАЛОВ С. Д., официальный представитель Правительства Российской Федерации, заместитель министра финансов Российской Федерации. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые депутаты! Вашему вниманию предлагается очень короткий закон, который предусматривает изменение порядка возмещения налога на добавленную стоимость. О чём идёт речь? Стандартная процедура возмещения налога на добавленную стоимость предполагает, что первоначально налоговая служба проверяет обоснованность возмещения и только потом эта сумма возмещается налогоплательщику. В некоторых случаях из общего правила делаются исключения, оснований для этого два. Первое - это наличие банковской гарантии, которая позволяет заранее получить суммы возмещения НДС, а, если потом выяснится, что сумма возмещена необоснованно, покрывает риски государства, а второе - речь идёт о крупнейших налогоплательщиках, которые работают много лет, исправно платят налоги и никуда не денутся: если выяснится, что им необоснованно возместили налоги, они их уплатят вместе с пенями за то, что получили от государства суммы, на которые не имеют права претендовать. Для отнесения к таким крупнейшим налогоплательщикам существует критерий - в течение трёх лет не менее 10 миллиардов рублей уплаченных налогов. Этот механизм работает два года, он себя оправдал, он отработан, налоговая служба контролирует процесс, сбоев нет. Правительство считает, что как следующий шаг возможно снижение порогового значения с 10 до 7 миллиардов рублей. Мы просим поддержать это предложение. Отмечу только одну деталь: ускоренное возмещение НДС не приводит к потерям бюджета, но приводит к кассовым разрывам, из-за того что средства из бюджета выплачиваются немножко раньше. Исходя из этого правительство предложило ввести в действие этот закон с 1 января 2017 года, а не с 2016-го. В процессе обсуждения этого вопроса в правительстве вместе с депутатами Государственной Думы был найден компромисс: мы решили, что это можно будет сделать и в 2016 году. Дата будет уточнена ко второму чтению, скорее всего это будет 1 апреля. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Сергей Дмитриевич. С содокладом выступает Андрей Михайлович Макаров. МАКАРОВ А. М. Спасибо, уважаемый Иван Иванович. Сергей Дмитриевич подробно рассказал о сути как существующего механизма, так и предлагаемого законопроекта, поэтому буквально несколько слов. Прежде всего нужно отметить, что это предложение содержалось в тех наработках, которые Государственная Дума направила в правительство в рамках антикризисной программы. И совершенно очевидно, на наш взгляд, что если бы этот закон был принят почти год тому назад, когда мы это предлагали, то было бы намного лучше, потому что им снижается порог доступа к упрощённому порядку налогообложения для бизнеса, уплачивающего НДС. Однако и сейчас эта мера не потеряла своей актуальности, и я на самом деле хотел бы поблагодарить в первую очередь вице-премьера Игоря Ивановича Шувалова, на совещании у которого правительство согласилось с нашим предложением не ждать 2017 года: поскольку эта мера чрезвычайно актуальна для бизнеса именно сегодня, откладывать её на год не имеет никакого смысла. Как Сергей Дмитриевич совершенно справедливо сказал, на заседании комитета мы предложили ввести норму в действие в 2016 году, но, наверное, вряд ли мы сможем сделать это с 1 января, потому что слишком мало времени осталось, а всё-таки необходима донастройка системы, но, скажем, по итогам первого квартала (напомню, что НДС - это квартальный налог) мы вполне могли бы эту норму ввести. Комитет предлагает дать один день на внесение поправок, с тем чтобы мы могли уже в пятницу рассмотреть данный законопроект на заседании комитета и на вторник вынести его для рассмотрения во втором и в третьем чтениях, тогда закон вступит в действие в этом году, а норма - по итогам первого квартала 2016 года. Я повторяю, это один из пунктов той программы, которую Государственная Дума предлагала правительству в рамках антикризисного плана. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Андрей Михайлович. Есть ли вопросы, коллеги? Есть. Включите режим записи на вопросы. Покажите список. Плетнёва Тамара Васильевна. ПЛЕТНЁВА Т. В., фракция КПРФ. Уважаемый Сергей Дмитриевич, вы знаете, я даже со своими коллегами по фракции вступила в конфликт из-за того, что надо голосовать за, а потом... Я-то думала, что это помощь малому, среднему бизнесу, а мы, оказывается, хотя у нас бюджет и так с дырой, помогаем крупным предприятиям, чтобы они ещё меньше платили. Когда мы заходим в какие-то небольшие ларьки, первое, что мы слышим: "Да нам такой налог на добавленную стоимость установили, что мы не продаём на столько!" Мы что, хотим их совсем разорить? А вы предлагаете: давайте скорее поможем тем крупным предприятиям, которые не могут сегодня... которые не очень-то хорошо реализуют свою продукцию, вот давайте им поможем. Как вы считаете, все эти разговоры о помощи малому и среднему бизнесу - это просто разговоры, Сергей Дмитриевич? ШАТАЛОВ С. Д. Спасибо за вопрос, Тамара Васильевна. Я хотел бы отметить, что предприятия малого и среднего бизнеса, в частности ларьки, как правило, не являются плательщиками НДС, потому что они применяют специальные налоговые режимы, такие как упрощённая система налогообложения, патентная система, единый налог на вменённый доход. Имеет ли этот закон значение для предприятий малого и среднего бизнеса на общем режиме налогообложения? Несомненно, потому что право на возмещение налога на добавленную стоимость возникает, в частности, когда осуществляются капиталовложения, при этом основные средства приобретаются с налогом на добавленную стоимость, и эти суммы немедленно можно поставить на возмещение в соответствии с законодательством, такое право у налогоплательщиков имеется. Другое дело, что малый бизнес и, скорее всего, средний бизнес воспользуются другой возможностью для ускоренного возмещения средств - банковской гарантией. Для самого крупного бизнеса и банковская гарантия не требуется - он просто-напросто никуда он не денется. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Федоткин Владимир Николаевич. ФЕДОТКИН В. Н. Уважаемый Сергей Дмитриевич, вот опять в законопроекте правительства написано, что он не противоречит международным договорам, - значит, он, видимо, он удобен для других стран. А вот могли бы вы сказать, только конкретно - ведь любой закон должен преследовать какую-то конкретную цель, а не просто производить движение ради движения и вы не случайно, наверное, передвинули его принятие на год, чтобы не с 2017 года, а с будущего года он уже действовал, - что конкретно в результате принятия этого закона получат страна и бизнес? Чтобы через три месяца, когда мы наверняка будем пересматривать бюджет на 2016 год, мы посмотрели бы на эффективность этого закона и решили, усилить его нормы, ослабить или прекратить их действие. Что конкретно получит страна и что конкретно получит бизнес, ради чего принимается этот закон? ШАТАЛОВ С. Д. Спасибо за вопрос, Владимир Николаевич. Очень важно не затягивать возмещение налога на добавленную стоимость налогоплательщикам, которые имеют на это право. Мы всегда взвешиваем риски: обманут государство, не обманут государство, насколько честны эти взаимоотношения, и, если всё честно, если всё хорошо, конечно же, нужно принять все меры для того, чтобы налогоплательщики получили назад свой налог, право на возмещение которого они имеют. Они уже уплатили его государству, государство пользуется этими средствами, но теперь их надо своевременно вернуть налогоплательщику - это важно для тех, кто осуществляет капиталовложения, для тех, кто экспортирует товар, и то и другое очень важно. У нас фактически был проведён эксперимент: была установлена сумма 10 миллиардов рублей, и, если она в течение трёх лет уплачена, значит, это надёжный налогоплательщик, с ним проблем нет, можно возмещать ему НДС, а дальше проверять. Эксперимент показал, что результаты хорошие, я не обманываю. Соответственно, можно снижать пороговое значение, и мы установили сумму 7 миллиардов рублей. Это важно для бизнеса: позволяет не привлекать банковские гарантии, ведь это не бесплатно, позволяет не отвлекать денежные средства на период проведения налоговой проверки, которая может длиться три-четыре месяца. На собираемость налогов это не влияет - это только разовые кассовые выплаты. Предлагаем поддержать законопроект. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Бессонов Владимир Иванович. БЕССОНОВ В. И. Уважаемый Сергей Дмитриевич, в городе Ростове-на-Дону, в Октябрьском районе, начальник налоговой инспекции задержан за незаконное возмещение НДС, около 350 миллионов рублей, фактически фирме-однодневке с нулевым оборотом и условным уставным фондом. Абсолютное чувство безнаказанности, бесстрашие, наверное, свидетельствует о том, что в этом вопросе есть системность, это происходит не только в Ростовской области: скажите, как отразится закон на такого рода мошенниках, которые не имеют права на возмещение НДС, но успешно это осуществляют в своих целях? ШАТАЛОВ С. Д. Мошенничество с НДС, конечно же, имеет место, это проблема не только российская, скажем, в Европе с этим постоянно сталкиваются. В последнее время налоговая служба сильно продвинулась в борьбе с мошенничеством, вводя новые информационные системы в виде цепочки: они пресекают злоупотребления, и в этом году мы видим, несмотря на не самую лучшую ситуацию в экономике, рост собираемости налога на добавленную стоимость - объём поступлений в бюджет возрастает. Что касается фирм-однодневок - как раз для того, чтобы они не пользовались этой ускоренной процедурой, и был предусмотрен тест: три года работы и большой объём уплаченных в бюджет налогов, поэтому понятно, что к ним это не имеет отношения, никаких дополнительных преференций и возможностей для мошенников этот механизм не создаёт. Председательствует Председатель Государственной Думы С. Е. Нарышкин ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, кто хотел бы выступить? Нет желающих. Выносим законопроект на "час голосования".
10-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменения в статью 176-1 Налогового кодекса Российской Федерации". Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 09 мин. 56 сек.) Проголосовало за 239 чел.53,1 % Проголосовало против 89 чел.19,8 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 328 чел. Не голосовало 122 чел.27,1 % Результат: принято Принят в первом чтении.