Заседание № 70
О проекте федерального закона № 93181-5 "О внесении изменения в статью 264 Уголовного кодекса Российской Федерации" (в части усиления ответственности за нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств водителями, находящимися в состоянии алкогольного и (или) наркотического опьянения; принят в первом чтении 14 ноября 2008 года с наименованием "О внесении изменений в статью 264 Уголовного кодекса Российской Федерации").
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
Блок законопроектов, рассматриваемых во втором чтении. Пункт 7. О проекте федерального закона "О внесении изменения в статью 264 Уголовного кодекса Российской Федерации". Доклад первого заместителя председателя Комитета по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству Владимира Сергеевича Груздева. Пожалуйста. ГРУЗДЕВ В. С., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Спасибо. Уважаемый Борис Вячеславович, уважаемые коллеги! Проект федерального закона "О внесении изменения в статью 264 Уголовного кодекса Российской Федерации" внесён Правительством Российской Федерации. Данный проект направлен на усиление уголовной ответственности за нарушения правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств водителями, находящимися в состоянии алкогольного или наркотического опьянения. Проект принят Государственной Думой в первом чтении 14 ноября 2008 года, за данный законопроект проголосовали четыреста сорок шесть депутатов. При подготовке законопроекта ко второму чтению не поступило ни одной поправки. При подготовке законопроекта ко второму чтению комитетом были учтены замечания юридико-технического характера, поступившие из Правового управления. Эти замечания касались наименования законопроекта и были учтены. Иных поправок, как я уже говорил, подано не было. Комитет рекомендует Государственной Думе принять во втором чтении указанный проект федерального закона. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые коллеги, в таблице 1 содержатся две поправки юридико-технического характера. Есть ли необходимость их обсуждать? Нет. Ставится на голосование таблица 1 поправок, рекомендованных комитетом к принятию. Кто за? Прошу голосовать. Включите режим голосования. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (10 час. 53 мин. 41 сек.) Проголосовало за 383 чел.85,1% Проголосовало против 0 чел.0,0% Воздержалось 1 чел.0,2% Голосовало 384 чел. Не голосовало 66 чел.14,7% Результат: принято Принято. Ставится на голосование во втором чтении проект федерального закона "О внесении изменения в статью 264 Уголовного кодекса Российской Федерации". Кто за? Прошу голосовать. Включите режим голосования. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (10 час. 54 мин. 18 сек.) Проголосовало за 435 чел.96,7% Проголосовало против 0 чел.0,0% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 435 чел. Не голосовало 15 чел.3,3% Результат: принято Принято. Владимир Сергеевич, у вас есть предложение? Пожалуйста. ГРУЗДЕВ В. С. Уважаемые коллеги, в связи с тем что законопроект прошёл правовую и лингвистическую экспертизы, полностью подготовлен к рассмотрению Государственной Думой, комитет просит принять его в целом. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые коллеги, нет замечаний по данному предложению? Нет. В режиме "часа голосования" ставится на голосование в третьем чтении проект федерального закона "О внесении изменения в статью 264 Уголовного кодекса Российской Федерации". Кто за? Прошу голосовать. Включите режим голосования. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (10 час. 55 мин. 17 сек.) Проголосовало за 440 чел.97,8% Проголосовало против 0 чел.0,0% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 440 чел. Не голосовало 10 чел.2,2% Результат: принято Принято.
Заседание № 55
О проекте федерального закона № 93181-5 "О внесении изменений в статью 264 Уголовного кодекса Российской Федерации" (в части усиления ответственности за нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств водителями, находящимися в состоянии алкогольного и (или) наркотического опьянения).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Пункт 16. Проект федерального закона "О внесении изменений в статью 264 Уголовного кодекса Российской Федерации". Докладывает официальный представитель Правительства Российской Федерации статс-секретарь - заместитель министра внутренних дел Николай Александрович Овчинников. ОВЧИННИКОВ Н. А., официальный представитель Правительства Российской Федерации, статс-секретарь - заместитель министра внутренних дел Российской Федерации. Уважаемый Олег Викторович, уважаемые депутаты! Вашему вниманию предлагается проект федерального закона "О внесении изменений в статью 264 Уголовного кодекса Российской Федерации", внесённый в Государственную Думу Правительством Российской Федерации. Законопроект разработан по поручению Президента Российской Федерации. Положения законопроекта направлены на усиление уголовной ответственности за нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств водителями, находящимися в состоянии опьянения - алкогольного или наркотического. Статья 264 Уголовного кодекса Российской Федерации, в которую предлагается внести изменения, устанавливает ответственность за нарушения правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств, в результате которых наступили тяжкие последствия в виде причинения тяжкого вреда здоровью или смерти одного и более человек. При этом санкции указанной статьи предусматривают одинаковые виды и размеры наказаний как для водителей, совершивших преступление данной категории в состоянии опьянения, так и без такового. Вместе с тем статистические данные МВД свидетельствуют о том, что за девять месяцев текущего года произошло более ста пятидесяти тысяч дорожно-транспортных происшествий, в которых погибло двадцать тысяч девятьсот девяносто два человека и получили ранения сто пятьдесят пять тысяч двести тринадцать человек. При этом количество дорожно-транспортных происшествий, возникших в результате нарушения правил дорожного движения водителями, находящимися в состоянии опьянения, за этот же период составило десять тысяч сто шестьдесят четыре, в них погибло тысяча семьсот сорок три человека и было ранено четырнадцать тысяч восемьсот сорок восемь человек. Приведённые статданные свидетельствуют о том, что каждое десятое дорожно-транспортное происшествие совершается водителями в состоянии опьянения, поэтому возникает обоснованное предложение о дифференцированном подходе к установлению ответственности в отношении водителей, нарушающих правила дорожного движения в состоянии опьянения. Учитывая изложенное, законопроектом предлагается дополнить статью 264 Уголовного кодекса новыми частями, содержащими такой квалифицирующий признак состава преступления, как нахождение лица, совершившего преступление, в состоянии опьянения. Предлагаемые изменения уголовного законодательства Российской Федерации являются превентивной мерой и позволят значительно, как мы надеемся, снизить количество дорожно-транспортных происшествий и тяжесть их последствий. Принимая во внимание изложенное, прошу вас, уважаемые депутаты, поддержать рассматриваемый проект федерального закона и принять его в первом чтении. Благодарю за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Николай Александрович, пока присаживайтесь. И я приглашаю на трибуну Владимира Сергеевича Груздева, первого заместителя председателя Комитета по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству. Содоклад от комитета. ГРУЗДЕВ В. С., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Спасибо, Олег Викторович. Уважаемые коллеги, докладчик очень чётко и подробно уже рассказал о сути данного законопроекта. Я бы хотел подчеркнуть только, что данным законопроектом предлагается ввести такой квалифицирующий признак состава преступления, предусмотренного статьёй 264 Уголовного кодекса, как нахождение лица, совершившего преступление, в состоянии опьянения. Речь идёт, как уже было сказано, о состоянии алкогольного или наркотического опьянения. Ну, не буду повторяться уже по самому законопроекту. Комитет рассмотрел данное предложение Правительства Российской Федерации, поддержал его. Также поступили положительные отзывы Верховного Суда Российской Федерации, Комитета Совета Федерации по правовым и судебным вопросам и восемьдесят положительных отзывов из регионов Российской Федерации. Комитет по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству рекомендует Государственной Думе принять указанный законопроект в первом чтении. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Я думаю, что восемьдесят положительных отзывов из субъектов - это, наверное, рекорд. Есть много вопросов, давайте запишемся. Пять рук я вижу. Запишитесь, коллеги. Включите режим записи. Сейчас посмотрим, сколько запишется, если будет очень много - тогда по одному от фракции. Покажите список записавшихся. Шесть человек. Корниенко, пожалуйста. КОРНИЕНКО А. В. Уважаемый Николай Александрович, вот у меня к вам вопрос: какова степень оснащённости инспекторов дорожно-патрульной службы России необходимым оборудованием для определения алкоголя в организме, так называемыми алкотестерами? И второй вопрос. Назовите, пожалуйста, статистику: сколько пьяных водителей из-за недоказанности в судах освобождается от ответственности? Спасибо. ОВЧИННИКОВ Н. А. Вы имеете в виду водителей, которые привлекаются в судах к административной ответственности? По первому вопросу. В настоящее время органы Министерства внутренних дел в достаточной степени оснащены, для того чтобы в случае дорожно-транспортных происшествий, когда были причинены тяжкие повреждения человеку, нанесён тяжкий вред здоровью или человек погиб, квалифицированно определить, есть алкогольное опьянение или нет. Если уголовное дело, то там экспертиза назначается, исследования, поэтому это довольно... А насчёт недоказанности я не очень хорошо понял. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Он имел в виду, что человеку предъявили претензию, а доказать не смогли. ОВЧИННИКОВ Н. А. У меня нет такой статистики, но я могу, может быть, сразу следующий вопрос предвосхитить, если таковой возникнет. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, пожалуйста. ОВЧИННИКОВ Н. А. Дело в том, что у нас после ужесточения административной ответственности - о чём был закон принят, по которому за управление в нетрезвом виде, в состоянии опьянения предусматривается лишение прав, - везде эта статистика стала снижаться, за исключением некоторых таких традиционных пьяных регионов наших. То есть вот то, на что мы рассчитывали, - профилактическое воздействие, превентивные меры - это сработало. Есть, правда, территории, где не снижается такое количество. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Николай Александрович. Пожалуйста, Волков Алексей Николаевич, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". ВОЛКОВ А. Н. Спасибо, Олег Викторович. Вопрос к докладчику. Николай Александрович, вот почитал законопроект - естественно, поддерживать нужно, здесь, по-моему, сомнений нет ни у кого. Вопрос в другом. Первая позиция. При причинении тяжкого вреда здоровью человека - срок лишения свободы до трёх лет, срок лишения прав - тоже до трёх лет. И когда девять лет лишения свободы, то тоже три года лишения прав. Ну вот три года он отсидел, выходит, тут же за руль - и опять давит. Или девять лет... Ведь иногда ему позволяют выходить из мест лишения свободы, на похороны близких родственников съездить. Он сидит в тюрьме де-юре, а де-факто он находится на воле, садится за руль - и опять кого-то давит. Неужели нельзя предусмотреть нахождение, скажем так, до окончания срока наказания в местах лишения свободы? Почему бы не сделать этого? Мне кажется, было бы логично. ОВЧИННИКОВ Н. А. Есть общая норма УК, в соответствии с которой сформулировано положение о дополнительном наказании. Лишение права управлять - это дополнительное наказание, а не основное, поэтому оно и сформулировано везде одинаково. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Понятно. Манаров Муса Хираманович, пожалуйста. МАНАРОВ М. Х., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". У меня тоже вопрос к докладчику. Меня интересует степень опьянения, потому что я много слышал о случаях, когда недобросовестные сотрудники ГИБДД разводят, что называется. Поэтому, наверное, когда такие серьёзные наказания, может быть, степень опьянения должна быть большая, которая доказывается, или она такая же небольшая: два бокала пива - и уже считается, что человек пьяный и его на девять лет посадят? ОВЧИННИКОВ Н. А. Я тоже много слышал о недобросовестных представителях разных профессий, в том числе и в ГИБДД. Дело в том, что здесь привлечение к уголовной ответственности, здесь заключение экспертизы о степени опьянения. Я вообще считаю, что в данном случае говорить... Вообще нельзя, нельзя человеку в состоянии опьянения управлять транспортным средством. А если он идёт на это нарушение и убивает человека, одного или двух, ему что, наказание назначать в соответствии со степенью опьянения? Если степень опьянения лёгкая, значит, получи два года, если тяжёлая?.. Или наоборот: войти в его положение и если он сильно напился, то дать ему поменьше? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Понятно. Пожалуйста, Федоткин Владимир Николаевич. Последний вопрос. ФЕДОТКИН В. Н. Николай Александрович, вот такой вопрос. Иногда в состоянии опьянения человека лишают прав. Но не кажется ли вам, что эта мера неэффективна? Вот здесь, на улице Горького, теперь Тверской, несколько месяцев висел плакат: купи машину, далее марка, я не помню, какая иномарка, - права в подарок. Я уже поднимал об этом вопрос в Думе. На окружной тоже несколько плакатов таких висело. Журнал выходит с рекламой продажи иномарок, там написано: покупаешь такую-то иномарку - получаешь права в подарок. Вы лишаете его прав, он пьяный, а у него в кармане вторые права. Его лишили вторых прав - а у него в кармане третьи права. Вот этот момент, аспект вы рассматривали? Не пугает их потеря прав, у них десяток прав в запасе есть. ОВЧИННИКОВ Н. А. Если касаться этого закона, то когда его осудят лет на шесть, пусть его даже не пугает это, там он посидит. Что же касается той проблемы, которую вы затронули, то вы совершенно правы, такая проблемы есть. Есть масса дел раскрытых, лица привлечены к уголовной ответственности за подделку прав, выявлены целые организации, в том числе, к сожалению, и с участием сотрудников органов внутренних дел, которые ставили выдачу таких документов на поток. Да, безусловно, этот вопрос рассматривается, ну... Да, что касается рекламы, я согласен, но и на это тоже мы обращаем внимание. Каким образом выявляются-то? И объявления в Интернете есть такие, и... безусловно, это безобразие, мы с ним боремся. Я ещё раз говорю: есть существенные результаты. Кстати, не так давно по одному из каналов телевидения показывали, как была ликвидирована преступная группа, занимавшаяся подобным бизнесом. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Закончились вопросы. Есть ли желающие выступить? Есть. Депутат Иванов, депутат Рябов и депутат Герасименко. У нас девять минут, обращаю ваше внимание. Может быть, будете укладываться в две-три минутки? Пожалуйста, депутат Иванов Сергей Владимирович. ИВАНОВ С. В. Спасибо, Олег Викторович. Уважаемые коллеги, это, наверное, тот редкий случай, когда фракция ЛДПР, скрепя сердце, поддержит данный законопроект, потому что мы всегда выступаем за то, что надо снижать ответственность наших граждан. Вы знаете, у нас ведь было, так скажем, смягчающим обстоятельством то, что человек находился в состоянии алкогольного опьянения. Фактически это то же самое, как если бы он находился в состоянии аффекта. Бывает так, что человек напьётся до беспамятства, потом в этом состоянии там в какой-то драке участвует, человека убивают, а ему это ещё приводят как отягчающее обстоятельство, в итоге он получает на полную катушку. Что касается правил дорожного движения, что касается вождения автомобиля в нетрезвом виде, то здесь человек всё-таки осознаёт, что, садясь пьяным, выпившим, как угодно, за руль автомобиля, он может реально стать, управляя средством повышенной опасности, причиной гибели людей. То есть не жалко, когда он сам бьётся, залив зенки, но когда при этом ещё гибнут люди, мы считаем, это справедливое наказание, поэтому мы данный законопроект поддерживаем. И ещё. Николай Александрович, недавно, буквально пару дней назад по центральному каналу показали случай, когда боролись с незаконными мигалками, которые сделаны в виде антенн. Было очень неприятно видеть позицию сотрудников ГАИ, которые, видя, что операторов начинают избивать эти молодчики, как-то остались в стороне. Пожалуйста, поставьте им на вид! Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, депутат Рябов. РЯБОВ Н. Ф. Спасибо, Олег Викторович. Николай Александрович, чуть-чуть внимания. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Он вас слушает внимательно. РЯБОВ Н. Ф. Нет, чуть-чуть отвлекают его. Бесспорно, фракция КПРФ поддержит усиление ответственности водителей, совершивших аварию, особенно с жертвами, усиление уголовной ответственности. Это непременно нужно! Но не всегда усиление ответственности приводит к существенным результатам, к желаемым, я бы сказал, результатам. Сегодня, когда есть тоже высокая ответственность водителей за управление автомобилем в нетрезвом состоянии, появилась коррупционная составляющая в органах ДПС. Почему? Потому что задерживают водителя, он выпивши или, так сказать, имеются остаточные признаки употребления алкоголя - и, соответственно, начинается торг. Мы все прекрасно знаем, что сегодня эти взятки дошли до рубежа в 50 или даже 100 тысяч рублей. В связи с этим, пользуясь случаем, я прошу вас обратить внимание внутренней службы на то, что надо не только бороться с водителями, управляющими в нетрезвом состоянии, лишать их водительских прав, но и исключать возможность отпускать их за взятки, чтобы они вторично, а может быть, и в десятый раз не садились за баранку автомобиля, не управляли в нетрезвом состоянии и в итоге не совершали аварии с большими человеческими жертвами. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Депутат Герасименко, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". ГЕРАСИМЕНКО Н. Ф., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Всех, наверное, потрясла гибель нашего олимпийского чемпиона, когда пьяный негодяй буквально переехал... Притом он уже неоднократно был замечен пьяным за рулём. Поэтому я считаю внесение этого законопроекта крайне своевременным. И я вспоминаю: шла дискуссия, Соловьёв вёл по радио, так там даже предлагалось ввести смертную казнь за управление автомобилем в состоянии алкогольного опьянения, приведшее к смерти. Поэтому семь лет - это, может быть, не такой большой срок для наказания пьяного водителя, который убил человека. Автомобиль является средством повышенной опасности, и это каждый, кто садится за руль, должен прекрасно понимать. И опьянение является отягчающим обстоятельством. Поэтому, естественно, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" поддержит этот законопроект. Николай Александрович, ну, я хотел бы ещё отметить вот что. У нас, к сожалению, зачастую водители машин ДПС сами не пристёгиваются, во время езды говорят по мобильному телефону и нередко сами находятся в состоянии алкогольного опьянения, а они всё-таки должны быть примером для всех: и пристёгиваться, и не говорить по мобильному телефону, и самим тоже перед выходом проходить экспертизу. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Обсуждение состоялось. Настаивают ли докладчик и содокладчик на заключительном слове? Нет. Ставится на голосование в первом чтении проект федерального закона "О внесении изменений в статью 264 Уголовного кодекса Российской Федерации". Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 56 мин. 49 сек.) Проголосовало за 446 чел.99,1% Проголосовало против 0 чел.0,0% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 446 чел. Не голосовало 4 чел.0,9% Результат: принято Принято.