Заседание № 305

09.07.2020
Вопрос:

О проекте федерального закона № 931211-7 "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации в целях установления ответственности арбитров (третейских судей) за коррупцию".

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 4774 по 4896 из 5940
Пункт 37, проект федерального закона "О внесении изменений в Уголовный кодекс   
Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации в    
целях установления ответственности арбитров (третейских судей) за коррупцию".   
Доклад Анатолия Борисовича Выборного.                                           
                                                                                
Пожалуйста.                                                                     
                                                                                
ВЫБОРНЫЙ А. Б. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Вашему        
вниманию предложен проект федерального закона, которым предлагается             
криминализировать подкуп третейского судьи.                                     
                                                                                
В своё время мы приняли закон "Об арбитраже (третейском разбирательстве)", и,   
как показывает практика, данный способ разрешения экономических споров          
достаточно серьёзно востребован. Напомню, что арбитры разрешают экономические   
споры тогда, когда между хозяйствующими субъектами в договоре предусмотрена     
третейская оговорка, а их решения, точно так же как и решения федеральных       
судей общей юрисдикции, арбитражных судей, обязательны к исполнению: они        
имеют точно такую же юридическую силу. В последние годы только на основании     
решений третейских судов арбитражными судами практически ежегодно               
рассматривается порядка 1,5 тысячи дел о выдаче исполнительных документов на    
общую сумму порядка 3 миллиардов рублей, другими словами, данный способ         
разрешения экономических споров достаточно активно вошёл в жизнь                
хозяйствующих субъектов, является действенным механизмом разрешения             
экономических споров, где рассматриваются достаточно серьёзные суммы. Именно    
поэтому, учитывая значимость третейского разбирательства, с одной стороны, а    
с другой стороны, необходимость обеспечения баланса интересов участников        
третейского разбирательства, предлагается донастроить некоторые правовые        
механизмы в этой сфере.                                                         
                                                                                
Данным проектом федерального закона предлагается дополнить Уголовный кодекс     
новой статьёй, 200-7, и таким образом криминализировать подкуп третейских       
судей, установить уголовную ответственность за передачу арбитру денег,          
ценностей, иного имущества, услуг и, соответственно, за получение арбитром      
денег, ценностей, иного имущества, услуг в пользу дающего.                      
                                                                                
Также важно подчеркнуть, что в своё время Российская Федерация ратифицировала   
Конвенцию Совета Европы об уголовной ответственности за коррупцию и,            
соответственно, взяла на себя международные обязательства по криминализации     
подкупа лиц, которые обладают дискреционными полномочиями, как в публичном,     
так и в частном секторах. Так вот по результатам третьего раунда оценки,        
проверки антикоррупционного законодательства, правоприменительной практики      
Российской Федерации в рамках ГРЕКО и было рекомендовано России                 
криминализировать подкуп третейского судьи.                                     
                                                                                
В заключение подчеркну, что предлагаемая криминализация для нас,                
законодателей, не нова. Она достаточно известна и науке уголовного права,       
особенно в контексте обеспечения баланса интересов участников третейского       
разбирательства.                                                                
                                                                                
По этим основаниям прошу данный проект поддержать и принять в первом чтении.    
                                                                                
Благодарю за внимание.                                                          
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Содоклад Рафаэля Мирхатимовича Марданшина.                
                                                                                
МАРДАНШИН Р. М. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Как уже      
было сказано, в данном законопроекте предлагается дополнить главу 22            
"Преступления в сфере экономической деятельности" Уголовного кодекса            
Российской Федерации новой статьёй, 200-7, устанавливающей в частях 1-4         
ответственность за подкуп арбитра (третейского судьи) и в частях 5-8            
ответственность за незаконное получение арбитром (третейским судьёй) денег и    
иных ценностей или услуг.                                                       
                                                                                
В законопроекте также предлагается внести в статью 151                          
Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации корреспондирующее         
изменение, в соответствии с которым предварительное расследование в случае      
принятия данных изменений будет отнесено к компетенции следователей             
Следственного комитета Российской Федерации.                                    
                                                                                
Комитет по государственному строительству и законодательству рассмотрел         
данный законопроект и поддерживает его концепцию, так как предлагаемые          
изменения создадут дополнительные уголовно-правовые меры противодействия        
коррупции, но вместе с тем высказывает ряд замечаний, считает необходимым       
отметить следующее.                                                             
                                                                                
Проектируемая статья 200-7 в качестве одного из видов наказаний                 
предусматривает штрафы, кратные сумме подкупа арбитра, в связи с чем в          
соответствующей корректировке будет нуждаться и часть вторая статьи 46          
"Штраф" Уголовного кодекса Российской Федерации.                                
                                                                                
Кроме того, проектируемое примечание к статье 200-7 предусматривает             
определение значительного, крупного и особо крупного размеров подкупа           
арбитра, в связи с чем представляется целесообразным внесение                   
корреспондирующих изменений в примечание к статье 170-2, которое, в свою        
очередь, устанавливает общее правило определения крупного и особо крупного      
размеров для статей главы 22 Уголовного кодекса Российской Федерации.           
                                                                                
Особое внимание следует обратить на то, что редакция законопроекта не           
предусматривает внесения изменений в часть первую статьи 31 "Подсудность        
уголовных дел" Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, в связи   
с чем по общему правилу уголовные дела о преступлениях, предусмотренных         
частями первой, второй и пятой новой статьи 200-7 Уголовного кодекса            
Российской Федерации, будут отнесены к подсудности мирового судьи.              
                                                                                
На данный законопроект поступил отзыв Правительства Российской Федерации,       
правительство поддерживает данный законопроект, хотя тоже с определёнными       
замечаниями. Комитет по государственному строительству и законодательству       
предлагает данный законопроект принять в первом чтении.                         
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Есть ли вопросы? Нет.                                                           
                                                                                
Есть ли желающие выступить? Нет. Представитель президента? Правительства?       
Нет.                                                                            
                                                                                
Ставится на голосование проект федерального закона под пунктом 37 повестки      
дня.                                                                            
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (15 час. 27 мин. 25 сек.)                 
Проголосовало за              358 чел.79,6 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    1 чел.0,2 %                                     
Голосовало                    359 чел.                                          
Не голосовало                  91 чел.20,2 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принимается в первом чтении.