Заседание № 74

10.11.2022
Вопрос:

О проекте федерального закона № 93025-8 "О внесении изменения в статью 20 Федерального закона "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта Российской Федерации" в части регулирования проезда инвалидов I группы" (о запрете высадки инвалидов I группы).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 1738 по 1994 из 5353
Пункт 5, проект федерального закона "О внесении изменения в статью 20           
Федерального закона "Устав автомобильного транспорта и городского наземного     
электрического транспорта Российской Федерации" в части регулирования проезда   
инвалидов I группы". Доклад Михаила Борисовича Терентьева.                      
                                                                                
Включите микрофон.                                                              
                                                                                
ТЕРЕНТЬЕВ М. Б., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                       
                                                                                
Уважаемые коллеги, уважаемый Александр Дмитриевич! Сегодня в соответствии со    
статьёй 20 Федерального закона "Устав автомобильного транспорта и городского    
наземного электрического транспорта..." пассажиры обязаны покинуть              
транспортное средство на ближайшем остановочном пункте, если не оплатили        
проезд, за исключением детей, не достигших возраста 16 лет, следующих без       
сопровождения совершеннолетнего лица. Мы предлагаем к таким исключительным      
случаям отнести также проезд лиц с инвалидностью I группы, которые следуют      
без сопровождающего. При этом нужно учитывать, что, конечно, они имеют право    
на льготный проезд и не так часто перемещаются общественным транспортом.        
Инициатива появилась в связи с высадкой человека с инвалидностью по причине     
того, что он не взял с собой социальную карту, это произошло в                  
Санкт-Петербурге.                                                               
                                                                                
Данный законопроект, конечно, направлен на защиту инвалидов I группы от         
негативных последствий, от того, чтобы остаться в беспомощном состоянии после   
принудительной высадки из общественного транспорта. Данный законопроект         
направлен на создание условий уважительного отношения к пассажирам,             
ограниченным в передвижениях, и будет способствовать развитию                   
гуманистического начала в обществе. Прошу поддержать.                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Содоклад Павла Михайловича Федяева.                                             
                                                                                
Пожалуйста.                                                                     
                                                                                
ФЕДЯЕВ П. М., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                          
                                                                                
Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Мы на заседании комитета     
высказались за то, чтобы этот законопроект поддержать. Как вчера на заседании   
Совета Вячеслав Викторович отметил, это общественно значимый законопроект.      
                                                                                
В 2021 году мы приняли подобное исключение в отношении детей до 16 лет,         
которые передвигаются без сопровождения. Чем мы тогда мотивировали? Ну,         
ребёнок может забыть, может не удержаться и потратить на что-то деньги. И       
тогда говорили: а вдруг это будет массово, вот все они перестанут платить?      
Вот по факту уже полтора года прошло, но у нас нет такой ситуации. Страна у     
нас большая, где-то холодно, зимы долгие - конечно, мы говорили, что детей      
высаживать нельзя. Абсолютно всё это распространяется и на незащищённую         
группу людей с ограниченными возможностями, поэтому мы полностью поддерживаем   
инициативу, инициатива правильная. Единственно, конечно, у нас вопрос возник:   
каким образом всё-таки подтверждать? Но это инвалиды I группы, там в принципе   
в основном видно всё. Ко второму чтению этот момент мы проработаем, тогда       
вопросов совсем не останется.                                                   
                                                                                
А так, коллеги, действительно нужный законопроект. Просим поддержать.           
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Есть ли вопросы? Есть.                                                          
                                                                                
Включите режим записи.                                                          
                                                                                
Покажите список.                                                                
                                                                                
Кузнецов Андрей Анатольевич.                                                    
                                                                                
КУЗНЕЦОВ А. А., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ - ЗА ПРАВДУ".                      
                                                                                
Ну, безусловно, положительное социальное значение данный законопроект имеет,    
и с гуманистической точки зрения тоже. Единственный вопрос возник у меня. Ну,   
тут упор делается на отсутствие оплаты, а если у человека и документов нет?     
Вот он может оставить дома документы или свидетельство о том, что он инвалид.   
Предусмотрен какой-то механизм или нужно это добавить? Ведь формально-то        
будет другое основание.                                                         
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Кому вопрос-то, авторам?                                  
                                                                                
Терентьеву включите микрофон.                                                   
                                                                                
ТЕРЕНТЬЕВ М. Б. Я уверен, что люди с инвалидностью не будут злоупотреблять      
своим правом. И давайте будем относиться позитивно к этой норме, а не так,      
что с принятием этого закона возникнет очень много случаев злоупотребления      
своим правом.                                                                   
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Аксёненко Александр Сергеевич.                            
                                                                                
АКСЁНЕНКО А. С., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ - ЗА ПРАВДУ".                     
                                                                                
Уважаемый Михаил Борисович, важный законопроект, его актуальность сегодня       
лежит и в другой плоскости. В некоторых регионах по-прежнему остро стоит        
вопрос не о постыдной высадке, а в принципе о возможности посадки в             
общественный транспорт. Данный вопрос становится сверхважным в связи с          
проведением специальной военной операции. Многим военнослужащим по              
возвращении предстоит период адаптации. Во время подготовки законопроекта был   
ли проведён анализ доступности транспорта в целом по стране для этой            
категории граждан? Если да, хотелось бы с ним ознакомиться.                     
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Терентьев.                                    
                                                                                
ТЕРЕНТЬЕВ М. Б. В рамках подготовки данного законопроекта такого анализа не     
было проведено, но, с учётом того что общественный транспорт является очень     
важным кровеносным сосудом, соединяет различные элементы доступной среды,       
общественные организации инвалидов ведут мониторинг доступной среды, в том      
числе и общественного транспорта, вместе с Минтрансом России, в каждом          
федеральном округе в этом году проходили совместные совещания по изучению       
ситуации с инфраструктурой, с выводами можно ознакомиться, запросив             
информацию в Минтрансе России. Но хочу сказать, что это не предмет данного      
законопроекта.                                                                  
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Куринный Алексей Владимирович.                            
                                                                                
КУРИННЫЙ А. В., фракция КПРФ.                                                   
                                                                                
Уважаемый Михаил Борисович, ну вот, если честно, слабо представляю, как         
инвалид I группы без сопровождающего лица может перемещаться, это обычно люди   
очень тяжёлые. А инвалиды II группы, которым тоже не совсем просто покинуть     
общественный транспорт или потом куда-то добраться? Почему именно I группы?     
Повторяю, такие инвалиды практически не встречаются. И почему не рассмотреть    
тогда вопрос об освобождении в перспективе от платы за проезд в общественном    
транспорте всей группы инвалидов I и II групп как таковой, чтобы не создавать   
проблем с необходимостью поиска каких-то удостоверений или ещё чего-то,         
какого-то обоснования дополнительного?                                          
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Терентьеву включите микрофон.                             
                                                                                
ТЕРЕНТЬЕВ М. Б. Алексей Владимирович, большое спасибо за вопрос. Ну,            
во-первых, партия "ЕДИНАЯ РОССИЯ" всегда придерживается адресного подхода:      
тем, кому наиболее тяжело, и нужны меры поддержки, поэтому мы остановились на   
инвалидах I группы, при этом инвалиды I группы и сегодня имеют право            
бесплатного проезда, но это право они должны подтверждать социальной картой.    
Был случай, когда человек именно с тяжёлой инвалидностью, инвалид I группы,     
не смог представить этот документ, у него был другой документ, подтверждающий   
его инвалидность I группы, но водитель попросил его покинуть транспортное       
средство. Этот резонансный случай произошёл в Санкт-Петербурге, человек был с   
инвалидностью (детский церебральный паралич). Тогда и родилась такая            
инициатива, она обсуждалась, в том числе обсуждалась и возможность              
распространить это на инвалидов II группы. При этом у инвалидов II группы не    
всегда видимая инвалидность, здесь возникнут вопросы, о которых говорил         
представитель комитета по транспорту: как это подтвердить, потом вопрос с       
доказыванием будет. Это вызвало сложности, поэтому остановились на инвалидах    
I группы.                                                                       
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Альшевских Андрей Геннадьевич.                            
                                                                                
АЛЬШЕВСКИХ А. Г., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                      
                                                                                
Михаил Борисович, ну, бесспорно, законодательная инициатива хорошая, надо       
поддерживать. И вы правильно в своём докладе сказали, мы где-то год назад       
приняли закон, которым запрещали высаживать несовершеннолетних детей. Но к      
сожалению, в регионах, в частности я сужу по Екатеринбургу, такие случаи        
происходят очень часто. Бесспорно, мы должны сделать всё для того, чтобы        
защитить и несовершеннолетних детей, и инвалидов I группы, чтобы подобных       
вещей не было. Скажите, пожалуйста, в рамках подготовки к обсуждению не было    
ли мысли, идеи, для того чтобы не было вот таких, как говорится, нарушений      
закона и чтобы не высаживали таких граждан, ввести ответственность для          
автоперевозчиков вплоть до уголовной - чтобы не было соблазна нарушать норму    
закона?                                                                         
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Терентьеву включите микрофон.                             
                                                                                
ТЕРЕНТЬЕВ М. Б. Андрей Геннадьевич, ну, прежде всего, административная          
ответственность уже установлена для случаев, когда водитель высаживает          
ребёнка в нарушение данных норм закона. Также предполагается внести в           
административный кодекс норму о правонарушениях в отношении инвалидов I         
группы. Но всегда при ужесточении административного наказания или уголовного    
наказания нужно, конечно, в комплексе рассматривать ситуацию и принимать        
сбалансированное решение, видеть, как наказываются другие нарушения по          
отношению к нарушению прав людей с инвалидностью.                               
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Алимова Ольга Николаевна.                                 
                                                                                
АЛИМОВА О. Н., фракция КПРФ.                                                    
                                                                                
Михаил Борисович, мой вопрос созвучен с вопросом моего товарища Куринного. Я    
прекрасно понимаю, что даже инвалида I группы не всегда можно определить по     
внешним признакам. Мы пытаемся таких людей всё-таки, ну, отгородить от других   
граждан, которые пытаются их высадить, унизить, там, решить вопросы, - это      
могут быть кондуктор, водитель, ещё какие-то граждане, - поэтому было бы        
всё-таки действительно актуально установить право бесплатного проезда для       
инвалидов I группы только по удостоверению, по справке, что он является         
инвалидом I группы, не заставляя заниматься вот этой социальной картой. И       
конечно, очень хотелось бы, чтобы в этой категории были и инвалиды II группы.   
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Терентьеву включите микрофон.                             
                                                                                
ТЕРЕНТЬЕВ М. Б. Ольга Николаевна, знаете, в чём здесь вопрос? Когда             
устанавливается любая льгота, за эту льготу кто-то платит. Транспортным         
компаниям, если человек предъявил социальную карту, конечно, идёт возмещение    
из региональных бюджетов, на основании этого устанавливаются и тарифы с         
учётом различных льгот. Если только по удостоверению, тогда нужно продумать     
механизм компенсации расходов. Такой механизм на самом деле есть: мы дали       
доступ "РЖД" к федеральному реестру инвалидов, и на основании этой информации   
человеку уже не требуется предъявлять какой-то документ, подтверждающий         
инвалидность, потому что "РЖД" подгружает эту информацию из федерального        
реестра инвалидов. По транспортным компаниям, поскольку их, конечно, больше,    
будет более сложно такой механизм организовать. В будущем, конечно, можно       
будет его продумать, потому что информационные технологии активно               
развиваются, хотя есть вопрос, насколько это быстро и насколько это             
верифицированно всё развивается, но, я думаю, этот вопрос в будущем может       
быть решён.                                                                     
                                                                                
По инвалидам II группы я уже ответил, но ещё раз хочу подчеркнуть: давайте      
посмотрим, как эта норма будет работать по инвалидам I группы, а потом уже на   
основании правоприменения дальше двигаться.                                     
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Смолин Олег Николаевич.                                                         
                                                                                
СМОЛИН О. Н. Уважаемые докладчики, мы, честное слово, не договаривались, но у   
меня уже третий вопрос на ту же самую тему. Не все понимают, например, что      
инвалид II группы - это человек, у которого нет ноги. Высаживать его из         
транспорта - это тоже, мягко говоря, негуманно, как и человека с очень низким   
зрением. Тем более Михаил Борисович сам говорит, что, вполне возможно,          
информационные технологии помогут нам идентифицировать этих людей. Добавлю к    
этому, что в разных городах действуют разные системы льготирования для          
инвалидов, и человек, попавший из одного города в другой, может не знать, как   
правильно этим воспользоваться. Я убеждён, что это не будет массовой            
практикой, но... То есть просьба, предложение, во-первых, поддержать            
законопроект, во-вторых, рассмотреть возможности внесения поправок ко второму   
чтению относительно инвалидов II группы, хотя бы некоторых категорий.           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Терентьев, пожалуйста.                                    
                                                                                
ТЕРЕНТЬЕВ М. Б. Олег Николаевич, сейчас с учётом развития протезов,             
современных протезов, иногда по человеку без двух ног не всегда поймёшь, что    
он передвигается на протезах. Поэтому давайте всё-таки посмотрим, как будет     
работать данная норма относительно инвалидов I группы, посмотрим, как у нас     
будет развиваться информационная система, связанная с доступом к федеральному   
реестру инвалидов, а после этого уже соотнесём возможность дальнейшего          
распространения данной нормы на другие группы инвалидности.                     
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Коллеги, будут ли желающие выступить по данному вопросу? Нет. Представители     
президента, правительства? Докладчик, содокладчик? Нет.                         
                                                                                
Ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменения в      
статью 20 Федерального закона "Устав автомобильного транспорта и городского     
наземного электрического транспорта Российской Федерации" в части               
регулирования проезда инвалидов I группы", пункт 5.                             
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 18 мин. 02 сек.)                 
Проголосовало за              384 чел.85,3 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    384 чел.                                          
Не голосовало                  66 чел.14,7 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принимается в первом чтении.