Заседание № 64

11.12.2012
Вопрос:

О проекте федерального закона № 92982-5 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросу замены лицензирования обязательным страхованием гражданской ответственности" (принят в первом чтении 17 сентября 2008 года).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта во втором чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 3400 по 3431 из 7881
26-й вопрос повестки дня, о проекте федерального закона "О внесении изменений   
в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросу замены         
лицензирования обязательным страхованием гражданской ответственности".          
Докладывает Дмитрий Иванович Савельев.                                          
                                                                                
САВЕЛЬЕВ Д. И., фракция ЛДПР.                                                   
                                                                                
Авторы законопроекта предлагают отменить лицензирование некоторых видов         
деятельности, таких как перевозка грузов морским и внутренним водным            
транспортом, погрузочно-разгрузочная деятельность применительно к опасным       
грузам в морских и внутренних портах, буксировка морским транспортом. В связи   
с этим предлагается внести ряд изменений в законы и кодексы, в том числе в      
Кодекс внутреннего водного транспорта и в Кодекс торгового мореплавания.        
                                                                                
У профильного комитета есть ряд возражений. Дело в том, что первое чтение       
состоялось давно очень, в 2008 году, и с тех пор многие законы и кодексы        
изменились, а закон "О лицензировании..." от 2001 года вообще утратил силу.     
Кроме того, в законопроекте нечётко прописаны объекты страхования, не           
установлены минимальные страховые суммы. Но самое главное и принципиальное не   
в этом, мы, комитет, считаем, что в данном случае страхование не может          
заменить лицензирование - слишком уж серьёзная и опасная сфера регулирования,   
поэтому в интересах безопасности наших граждан государственные функции          
согласования, надзора и контроля должны быть сохранены.                         
                                                                                
Комитет рекомендует законопроект отклонить.                                     
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Полномочные представители президента и правительства не выступают?              
                                                                                
Выносим законопроект на "час голосования".                                      
                                                                                
Фрагмент стенограммы:
Строки с 6470 по 6489 из 7881
Далее два законопроекта, принятые в первом чтении и предлагаемые к              
отклонению. 26-й пункт, проект федерального закона "О внесении изменений в      
отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросу замены           
лицензирования обязательным страхованием гражданской ответственности". Кто за   
то, чтобы законопроект отклонить?                                               
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 24 мин. 45 сек.)                 
Проголосовало за              235 чел.52,2 %                                    
Проголосовало против            1 чел.0,2 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    236 чел.                                          
Не голосовало                 214 чел.47,6 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Решение принято, то есть законопроект отклонён.                                 
                                                                                

Заседание № 41

17.09.2008
Вопрос:

О проекте федерального закона № 92982-5 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросу замены лицензирования обязательным страхованием гражданской ответственности".

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 3943 по 4452 из 6404
Пункт 12, проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные          
законодательные акты Российской Федерации по вопросу замены лицензирования      
обязательным страхованием гражданской ответственности". Также докладывает       
Анна Владиславовна Попова. У нас по трём законопроектам один и тот же           
докладчик и один и тот же содокладчик.                                          
                                                                                
Пожалуйста.                                                                     
                                                                                
ПОПОВА А. В. Законопроект "О внесении изменений в отдельные законодательные     
акты Российской Федерации по вопросу замены лицензирования обязательным         
страхованием гражданской ответственности" направлен на снижение                 
административной нагрузки в ряде сфер, в которых лицензирование носит, по       
существу, достаточно формальный характер и не обеспечивает защиты прав          
потребителей данных услуг. Законопроект обеспечивает плавный переход от         
лицензирования - соответственно с отменой лицензирования - к страхованию        
ответственности. Для этого при разработке законопроекта были выбраны те         
отрасли, где, во-первых, институты страхования уже получили своё развитие       
(это, например, сфера транспорта), а механизм лицензирования не решает          
вопросов, связанных с компенсацией ущерба третьим лицам. Для решения этих       
задач проектом предусматривается введение страхования гражданской               
ответственности с одновременной отменой лицензирования в шести видах            
деятельности: в области перевозок грузов, погрузки, выгрузки и буксировки на    
морском и внутреннем водном транспорте, а также почтовых услуг. И здесь нужно   
понимать, что это также первый шаг по развитию механизмов страхования,          
связанный с отменой лицензирования в дальнейшем в этих сферах деятельности.     
                                                                                
Для обеспечения единообразия правил страхования законопроектом                  
предусматривается, что порядок определения минимального размера страховой       
суммы и страхового тарифа, срок и порядок уплаты страховой премии, порядок      
определения размера страховой выплаты определяются правилами страхования        
гражданской ответственности перевозчика и оператора почтовых услуг,             
утверждёнными Правительством Российской Федерации.                              
                                                                                
Для обеспечения защиты прав хозяйствующих субъектов и обеспечения открытости    
и доступности информации об участниках данного рынка будет создан единый        
федеральный реестр, который явится публичным информационным ресурсом и будет    
содержать сведения обо всех участниках данного сегмента.                        
                                                                                
Законопроект содержит ещё одну новеллу: кроме перехода от лицензирования к      
страхованию в проекте заложены новые для лицензионного законодательства         
нормы, которые предполагают упрощённый порядок продления, пролонгации           
лицензии для добросовестных лицензиатов. Решение о продлении срока действия     
лицензии в данном случае будет приниматься лицензирующим органом только на      
основании заявления лицензиата в течение пяти дней с момента его подачи, а      
условием его применения будет являться отсутствие грубых нарушений и            
изменений, требующих переоформления лицензии. Мы ожидаем, что по сравнению с    
действующим порядком вдвое сократится срок ожидания лицензиатом принятия        
решения о продлении лицензии.                                                   
                                                                                
Просьба поддержать данный законопроект.                                         
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Присаживайтесь.                                  
                                                                                
Владимир Александрович Головнёв, от комитета, пожалуйста.                       
                                                                                
ГОЛОВНЁВ В. А. Уважаемый Олег Викторович, уважаемые коллеги! Вашему вниманию    
для рассмотрения в первом чтении предлагается проект федерального закона "О     
внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по     
вопросу замены лицензирования обязательным страхованием гражданской             
ответственности". Комитет по экономической политике и предпринимательству,      
рассмотрев данный законопроект, отмечает следующее.                             
                                                                                
Я хотел бы вам напомнить, что в 2006 году нашим комитетом осуществлялась        
подготовка проекта федерального закона "О внесении изменений в Федеральный      
закон "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации", который в    
качестве федерального закона вступил в силу с 1 июня 2007 года, за              
исключением отдельных положений. Концепция именно этого федерального закона     
заключается в замене лицензирования деятельности в туристической сфере          
обязательным страхованием гражданской ответственности, наличием банковской      
гарантии. Поэтому концептуальные подходы к регулированию туристской             
деятельности очень схожи с концепцией законопроекта, представленного вашему     
вниманию, которым предусмотрена замена института лицензирования для двух        
групп деятельности - перевозки и почтовая связь - обязательным страхованием     
гражданской ответственности.                                                    
                                                                                
Прошло достаточное количество времени, для того чтобы мы могли                  
проанализировать закон о туристской деятельности, и тот опыт, который           
накопился, мы применяем для двух других видов деятельности, в первую очередь    
для морских перевозок и для почтовой деятельности.                              
                                                                                
Если позволите, я не буду останавливаться на нюансах, потому что                
представитель правительства всё сказала об этом. Единственное отмечу, что       
важной задачей, с нашей точки зрения, является недопущение правового вакуума    
регулирования отдельных отношений при отмене лицензирования и введении          
гражданской ответственности. В частности, опасения вызывает положение о         
признании утратившим силу пункта 6 статьи 9 Федерального закона от 8 августа    
2001 года "О лицензировании отдельных видов деятельности", поскольку без        
правового регулирования могут остаться перевозки воздушным транспортом          
грузов, перевозки железнодорожным транспортом грузобагажа и транспортировка     
грузов по железнодорожным путям общего пользования.                             
                                                                                
Учитывая изложенное, Комитет по экономической политике и предпринимательству    
предлагает принять данный законопроект в первом чтении.                         
                                                                                
Большое спасибо.                                                                
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Задержитесь, есть вопросы.                       
                                                                                
Вижу три руки - депутаты Коломейцев, Решульский и Горячева, подводим черту.     
                                                                                
Пожалуйста, Светлана Петровна, вы первая были.                                  
                                                                                
ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.)                                                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. А, депутаты Кашин, Решульский и Горячева. Оба Кашина?     
Хорошо, четыре вопроса.                                                         
                                                                                
ГОРЯЧЕВА С. П., фракция "Справедливая Россия".                                  
                                                                                
Так я могу задавать вопрос?                                                     
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Да, пожалуйста, Светлана Петровна.                        
                                                                                
ГОРЯЧЕВА С. П. Спасибо большое.                                                 
                                                                                
У меня вопрос к вам, уважаемый Владимир Александрович. Вот вы сказали, что      
проанализировали вопросы, связанные с туристской деятельностью и страхованием   
в этой сфере. Вот скажите, пожалуйста, если вы проанализировали, сколько        
непосредственно средств ушло страховым компаниям и сколько конкретно, какие     
суммы выплачены при возникновении страховых случаев? Потому что как раз очень   
много поступает обращений с связи с тем, что страхуется вроде бы этот вид       
деятельности, а как доходит дело до конкретных случаев, то потом невозможно     
воспользоваться этой самой страховкой. Вот какие суммы всё же существуют?       
                                                                                
ГОЛОВНЁВ В. А. Спасибо, Светлана Петровна.                                      
                                                                                
К сожалению, я не могу вам привести цифры, сказать, какое страховое             
возмещение получили те, кто был застрахован, и какой доход был у страховых      
компаний. Просто, анализируя статистику, мы увидели положительный эффект        
страхования, увидели, что реально суммы эти выплачиваются. Почему? Когда не     
действовал этот закон, данная туристическая компания, туроператор, просто       
физически лишалась лицензии, но от этого обыкновенному потребителю было ни      
тепло ни холодно, так сказать. Так что точно ответить на вопрос, сколько было   
получено денег, не могу, но считаю, что в этом плане мы сдвинулись вперёд.      
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. У вас есть какие-то данные, Анна Владиславовна?           
Пожалуйста.                                                                     
                                                                                
ПОПОВА А. В. Я могу назвать данные. Страхование туристской деятельности - это   
реально работающий механизм. Действительно, потребители туристических услуг     
стали получать страховое возмещение. 24 миллиона рублей - это те страховые      
выплаты, которые получили потребители этих услуг при наступлении страхового     
случая, 400 миллионов - собранные премии. Это говорит о том, что страховые      
компании должны накапливать резервы. И это действительно реально работающий     
механизм возмещения ущерба. Не было бы этого механизма, осталось бы             
лицензирование, ничего бы люди не получили вообще.                              
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Хорошо.                                                   
                                                                                
Следующий вопрос - Кашин Владимир Иванович. Пожалуйста.                         
                                                                                
КАШИН В. И. Спасибо.                                                            
                                                                                
Владимир Александрович, вот мне, например, непонятно, почему мы хотим           
лицензирование и страхование противопоставить, ведь заказчик в любом            
случае... Вот мне нужно получить бандероль, или письмо, или посылку или тем,    
кто трудится в том же порту, занимается разгрузочно-погрузочными работами,      
надо, чтобы вредные вещества не попали куда-то, чтобы в экологическом плане     
бедствия не произошло... Вот совершенно непонятно, почему мы не соединяем       
лицензирование и страхование в единую систему управления процессом, ведь от     
того, что... (Микрофон отключён.)                                               
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Понятно.                                                  
                                                                                
Кто отвечает на вопрос?                                                         
                                                                                
ГОЛОВНЁВ В. А. Ко мне был вопрос.                                               
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Владимир Александрович.                       
                                                                                
ГОЛОВНЁВ В. А. Владимир Иванович, в отношении получения бандеролей, писем, о    
чём вы привели пример... У нас есть достаточно существенный монополист,         
который по статистике больше 90 процентов всех отправлений осуществляет и       
оказывает услуг, есть Федеральная служба по надзору в сфере связи и             
коммуникаций, и я считаю, что отзывать лицензию у этого монополиста,            
наверное, можно, но не нужно. В первую очередь нужно сегодня нам                
сосредоточиться именно на страховании, для того чтобы получатель услуг (а       
почта - это тоже услуги) мог при наступлении страхового случая (вы знаете,      
особенно на местах это часто бывает) действительно получить ту или иную         
компенсацию. И вот именно с этим связан данный законопроект.                    
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Борис Сергеевич Кашин, пожалуйста.                        
                                                                                
КАШИН Б. С. Вопрос к представителю правительства.                               
                                                                                
Вот вы говорили в предыдущем ответе о том, что поддержало профессиональное      
сообщество, перевозчики в данном случае. А относительно этого закона какова     
их позиция? И второе. Кто конкретно в правительстве будет заниматься всей       
этой деятельностью?                                                             
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Анна Владиславовна.                           
                                                                                
ПОПОВА А. В. Спасибо за вопрос.                                                 
                                                                                
Этот законопроект также был предметом широкой дискуссии и с участниками         
рынка, и с перевозчиками, и с теми операторами, которые занимаются почтовой     
связью. Здесь помимо монополиста есть ещё восемьдесят два независимых           
оператора почтовых услуг, о них тоже не надо забывать, эти нормы были           
поддержаны ими. Кроме того, эти нормы были поддержаны соответствующими          
ведомствами, которые поддержали также механизмы страхования. И со               
страховщиками мы также эти нормы достаточно интенсивно обсуждали и              
прорабатывали. Поэтому можно сказать, что нормы законопроекта поддержаны        
профессиональным сообществом.                                                   
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Решульский Сергей Николаевич.                 
                                                                                
РЕШУЛЬСКИЙ С. Н. У меня вопрос к Анне Владиславовне. Вы уж извините, сегодня    
вам отвечать. Скажите, пожалуйста, этот законопроект распространяется на        
такую организацию, как "Почта России"? Какова форма собственности этой          
организации? Из каких средств эта организация, я имею в виду "Почту России",    
будет выплачивать страховые премии страхователям? Насколько я понимаю, закон    
вступает в силу с будущего года.                                                
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПОПОВА А. В. Да, несомненно, распространяется, и это мы также внимательно       
изучали и рассматривали. "Почта России" является федеральным государственным    
унитарным предприятием и за счёт доходов, получаемых от своей коммерческой      
деятельности, будет осуществлять страхование.                                   
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Все вопросы заданы, уважаемые коллеги.                    
                                                                                
Присаживайтесь, Владимир Александрович.                                         
                                                                                
Есть ли желающие выступить по данному законопроекту? Вижу одну руку, две, три   
- три руки. Три выступления, и подводим черту: Кашин Борис Сергеевич, Гартунг   
и Горячева. А, четыре выступления, ещё Кашин, другой Кашин. У меня тогда есть   
предложение вот какого рода. Я хочу сейчас предоставить слово депутату          
Асееву, я знаю, что у него есть предложение по дальнейшему порядку работы.      
                                                                                
Пожалуйста, Владимир Михайлович.                                                
                                                                                
АСЕЕВ В. М., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                           
                                                                                
Уважаемый Олег Викторович, уважаемые депутаты! Учитывая, что у нас ещё много    
вопросов осталось и нам необходимо повестку дня сегодня всю выполнить, а в      
пятницу у нас ещё больше повестка дня, я предлагаю сократить на один час        
перерыв: с 14 до 15 часов.                                                      
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Я предлагаю вот как поступить, если вы позволите мне      
внести предложение, уточнить предложение депутата Асеева. Я предлагаю           
завершить сейчас эту тему, то есть рассмотрение вопросов 12 и 13, и потом на    
час объявить перерыв. Получится, что мы сделаем перерыв, ну, скажем, условно    
с 14.20 до 15.20.                                                               
                                                                                
ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.)                                                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Заседания комитетов начнёте в 15 часов, успеете.          
Принимаем такое решение? Ставится на голосование: завершить обсуждение          
вопросов, поставленных на фиксированное время, и затем объявить перерыв на      
один час.                                                                       
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.)                                                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, у кого в два часа переговоры, тот оставит        
доверенность и пойдёт.                                                          
                                                                                
Кто без карточки или не успел проголосовать?                                    
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 52 мин. 28 сек.)                 
Проголосовало за              300 чел.66,7%                                     
Проголосовало против           45 чел.10,0%                                     
Воздержалось                    1 чел.0,2%                                      
Голосовало                    346 чел.                                          
Не голосовало                 104 чел.23,1%                                     
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принято.                                                                        
                                                                                
У нас четыре выступления по данному законопроекту.                              
                                                                                
Пожалуйста, депутат Кашин Борис Сергеевич.                                      
                                                                                
КАШИН Б. С. Спасибо, Олег Викторович.                                           
                                                                                
Прежде всего хочу сказать, что вот та спешка, которая была при обсуждении       
предыдущего законопроекта, она и сейчас наблюдается. Меня вчера товарищи по     
фракции спросили: "Ты в комитете своём этот закон смотрел?" Я говорю: "Не       
помню такого". Оказалось, что не прав: в "Разное", вне повестки, внесли (меня   
не было) и проехали пятьдесят страниц. А этот закон касается огромного          
количества граждан!                                                             
                                                                                
Относительно его концепции. Концепция здесь не ясна, и даже, так скажем,        
опасности не показаны. Мы снимаем нагрузку на бизнес или повышаем нагрузку,     
идя по пути распространения обязательного страхования на всё новые и новые      
формы деятельности? Вот сегодня почтовая связь, завтра - связь по Интернету,    
потом ещё какая-нибудь связь появится. И мы, как говорится, страховой рынок     
превращаем в страховое бремя. И чихнуть нельзя будет без того, чтобы договор    
на какое-то обязательное страхование не заключить. Вопрос: где критерий? Где    
критерий, где описание той сферы, в которой надо обязательное страхование       
вводить? Такие должны быть, конечно, случаи, но это дано уж слишком широко.     
                                                                                
Разумеется, страховые компании с радостью ждут этого закона. Они ожидают        
сверхприбыли, как было в первые годы действия закона об ОСАГО. Вот те, кто      
работал в транспортных компаниях, говорили: мы все поддерживаем. Но это такой   
альтруизм удивительный - 400 миллионов собрать, 24 выплатить, и все рады и      
довольны, как их обули красиво! А то, что сверхприбыли будут, ожидания          
страховщиков обоснованны, - это ясно из того, как правительство относится к     
закону об ОСАГО. В конце прошлой сессии Дума обращалась в правительство с       
просьбой разъяснить, почему принятый закон об ОСАГО не исполняется в части      
разработки методик необходимых, в части техников, которые должны экспертизу     
проводить, и так далее. Теперь ещё новых ОСАГО появляется шесть штук, шесть     
штук! Кто всё это будет делать? Вот представитель правительства господин        
Логинов нам в конце весенней сессии сказал, кто будет, он прямо показал на      
страховщиков и сказал: вот они и будут заниматься расчётом своих тарифов. Это   
напоминает уже басни из школьной программы.                                     
                                                                                
Обязательным страхованием должно заниматься правительство, правительство! А в   
правительстве нет ни органа, который способен этим заниматься, ни               
соответствующей структуры подготовленной. Только один пример (мы уже, как       
говорится, с разных углов, разных точек зрения рассматриваем). Кто              
рассчитывает тарифы? Уже, наверное, даже те, кто далёк от этой темы, знают,     
что этим занимаются во всём мире актуарии. У нас нет закона об актуариях и      
Министерство финансов категорически тормозит любую продуктивную деятельность.   
А теперь, значит, в правительстве по всем разным видам страхования - их шесть   
тут обозначено - должны найтись специалисты, которые вычислят тарифы научно     
обоснованным методом и их предъявят. Да некому этим заниматься! Поэтому, если   
бы министерство серьёзно подошло к вопросу, оно хотя бы эту тему взяло у        
Министерства финансов или вместе с ним что-то рациональное предложило. Это      
действительно очередная реакция чиновников на поручение сверху. Такой закон     
поддерживать нельзя.                                                            
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Кашин Владимир Иванович.                                  
                                                                                
КАШИН В. И. Я считаю, что в данном законе обозначены очень важные отрасли       
народного хозяйства, безусловно, это почта, связь и всё, что касается           
внутреннего водного транспорта и морских перевозок. Это достаточно системные    
отрасли, и, конечно, фракция, депутаты-коммунисты всегда выступали за то,       
чтобы не было излишней приватизации на этих направлениях, чтобы здесь в         
большей степени работала государственная система и работа эта была бы более     
качественной.                                                                   
                                                                                
Этот закон ещё и ещё раз рассматривает систему, которая существует, исходя из   
сложившейся уже модели хозяйствования. И в данном случае стремление автора      
законопроекта заменить в какой-то степени лицензирование страхованием решает    
определённым образом проблему возмещения ущерба. Но скажите, как можно          
возместить нанесённый ущерб, если нет системной организации труда, допустим,    
при разгрузочно-погрузочных работах, особенно с вредными, токсическими          
веществами? Сколько можно бед принести той же экологии, если случайные люди,    
случайные организации будут проводить эту работу, не имея соответствующих       
навыков, не оформив юридически ситуацию в плане, допустим, выдачи лицензии!     
Можно столько вреда причинить в целом, что ни одно страхование это не           
возместит.                                                                      
                                                                                
А потом сам принцип, если дальше пойти, вот сейчас принять этот закон и         
выпятить приоритет страхования, возмещения, исходя из самого главного для       
заказчика явления с точки зрения исполнения технологически правильно работы,    
квалифицированно, грамотно, с тем чтобы заказчик получил то, на что он          
рассчитывает, безо всякого возмещения ущерба... Само возмещение ущерба может    
быть абсолютно неадекватно, особенно когда речь идёт о безопасности и когда     
нанесён вред человеку. Ведь сегодня с утра длительно и, я сказал бы,            
озабоченно, все депутаты обсуждали трагедию в Перми. Или что, допустим,         
проблема страхования решает, что ли, как-то ситуацию, связанную с самой         
главной ценностью, определённой Конституцией, где записано, что самое ценное    
на земле - это жизнь человеческая?                                              
                                                                                
Поэтому исходя из этого я ещё и ещё раз говорю, что главное для нас -           
остановить в какой-то степени размежевание, растаскивание этих отраслей,        
особо важных отраслей народного хозяйства. Ведь с тем же морским транспортом    
что мы натворили? Или с теми же перевозками внутри, нашими речными              
перевозками? Ну посмотрите, что мы в итоге имеем?! И в данном случае, я ещё и   
ещё раз повторяю, что если мы соединим ещё большие ответственность,             
профессионализм и возмещение ущерба, страхование, то тогда будет, безусловно,   
польза. А вот в таком виде, с такой подменой понятий, мы считаем, этот закон    
не может быть принят.                                                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, депутат Гартунг.                              
                                                                                
ГАРТУНГ В. К., фракция "Справедливая Россия".                                   
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
Уважаемый Олег Викторович, уважаемые коллеги! Хотел бы обратить ваше внимание   
на чрезвычайную важность того, что мы сейчас обсуждаем. Многие аргументы        
против этого законопроекта уже прозвучали в этом зале, на них я                 
останавливаться не буду, но хотел бы обратить ваше внимание на следующие        
вещи.                                                                           
                                                                                
Прежде всего, по сути, о чём идёт речь? Предлагается отменить государственное   
лицензирование, то есть фактически контроль государства за осуществлением       
таких видов деятельности, как, в частности, морские, речные перевозки либо      
перегрузка особо опасных грузов. То есть государство пытается уйти от           
контроля за этими видами деятельности и перенести всё это в область             
страхования. Недавняя трагедия показала, что по этому пути идти нельзя ни в     
коем случае, потому что... Ну только себе представьте, река: что будет, если    
произойдёт какая-то катастрофа? Ведь нельзя сравнивать, например, страхование   
ответственности... Условно говоря, вам в прачечной испортили рубашку, а         
страховая компания заплатила, а если отравили целую реку, то какая страховая    
компания покроет, вообще, это всё? Или целый город остался без воды? Это        
очень опасный путь, поэтому от государственного контроля здесь уходить          
нельзя.                                                                         
                                                                                
Следующее, о чём хотелось бы ещё сказать, - это экономическая суть того, что    
предлагается. Смотрите, сегодня сборы за лицензирование, лицензионные сборы     
поступают в государственный бюджет, а мы предлагаем заменить их платежами,      
страховыми платежами в частные компании. Причём пример эффективности этой       
деятельности был озвучен: из 400 миллионов платежей, собранных по страхованию   
туристической деятельности, 24 миллиона выплат, то есть 6 процентов, 94         
процента получили в свой доход страховые компании. Мне кажется, то же           
пресловутое ОСАГО уже набило оскомину, и нам, наверное, пора бы уже сделать     
какие-то выводы и не идти по этому пути.                                        
                                                                                
Следующее, о чём хотелось бы сказать. В этом законопроекте предлагается         
полностью отказаться от лицензирования этих видов деятельности и ввести         
страхование, причём не оговаривается, обязательное либо добровольное            
страхование. Если это обязательное страхование, то это дополнительная           
нагрузка. Причём если цель этого законопроекта снять, скажем так,               
бюрократические препоны для бизнеса, то эта цель этим законом не достигается,   
потому что по действующему законодательству, чтобы приступить к определённой    
деятельности, нужно один раз получить лицензию и потом её через какое-то        
время пролонгировать, а в данной ситуации предлагается ещё вести учёт, реестр   
этих всех договоров страхования. Опять же бюрократическая машина будет всем     
этим заниматься, то есть бюрократические препоны не снимаются. В то же время    
доходы из государственного кармана в виде страховых платежей переходят,         
перетекают плавно в частные карманы.                                            
                                                                                
Следующее, о чём хотелось бы сказать. Есть ещё такой аспект, как                
административно-уголовная ответственность за нарушения правил, скажем так,      
лицензирования, которые привели к определённым последствиям. Каким образом      
эту область регулировать страховыми платежами? Как это можно заменить? Я        
очень слабо себе это представляю.                                               
                                                                                
Из всего сказанного следует, что такой законопроект поддерживать нельзя, он     
не решает тех задач, которые были поставлены Председателем Правительства        
Российской Федерации, по устранению препон для бизнеса. Мало того, препоны      
ещё и увеличиваются, но при этом, с одной стороны, ставится под угрозу вообще   
безопасность перевозок грузов морским, речным транспортом, перегрузка особо     
опасных грузов и, с другой стороны, перенаправляются финансовые потоки из       
государственного кармана в частный карман. Вот, собственно говоря, суть этого   
законопроекта. В чьих он интересах - делайте выводы сами.                       
                                                                                
Хотелось бы сказать, что это консолидированная позиция фракции "Справедливая    
Россия", и мы будем голосовать против.                                          
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Горячева Светлана Петровна, пожалуйста.                   
                                                                                
Пожалуйста, включите микрофон.                                                  
                                                                                
ГОРЯЧЕВА С. П. Спасибо большое, я постараюсь очень кратко, потому что многие    
аргументы уже высказаны.                                                        
                                                                                
Вообще, очень опасно, принимая вот такие законопроекты, мыслить одномерно и     
не понимать того, что нельзя этим законом сделать много, если мы не вносим      
поправки, не меняем другие нормы нашего законодательства.                       
                                                                                
Я не хотела выступать, но выступаю только потому, что сейчас у меня как раз     
лежит письмо - обращение небольшого трудового коллектива, который совсем        
недавно выехал отдохнуть в Турцию, туристов. Точно так же были внесены          
страховые взносы, и эта маленькая группа туда уехала. Ведь надо же было так     
случиться, что как раз в Анталии у одного из членов этой туристической группы   
случился инсульт. Кое-как, с трудом положили его в больницу в Турции. Но        
самое интересное было потом, хотя взносы - я уже проверила это, - взносы были   
внесены. Что произошло? Оказалось, что между туристической фирмой и страховой   
компанией, которая должна была возмещать этот ущерб, возник такой спор и        
такие разногласия, что этого человека с инсультом, которого нельзя было в       
течение хотя бы десяти дней вообще с места трогать, быстренько этапировали в    
Россию, потому что из-за спора взносы не вносились. И сейчас он лежит в         
саратовской больнице, а спор идёт.                                              
                                                                                
К чему я обо всём этом говорю? Когда мы вот такие законопроекты пишем и         
вносим, нам нужно понимать, что прежде всего мы должны здесь в правовом         
порядке, в правовом поле отрегулировать нормы и обязанности страховых           
компаний, сроки, всё что угодно таким образом, чтобы действительно средства,    
которые получают страховые компании, шли не на то, чтобы кому-то обогащаться    
там. Об этом уже говорилось сегодня - действительно 94 процента полученных      
средств по турдеятельности ушли в страховые компании. "На будущее", видите      
ли, будут расплачиваться... Не таким ли образом?                                
                                                                                
Поэтому это скороспелый законопроект. Прежде всего, если уж идти по этому       
пути - по пути страхования, - нужно обязательно менять нормы закона, которые    
касаются страховой деятельности, иначе это будет игра в одни ворота.            
Принимать в таком виде только один этот законопроект сегодня нельзя, это        
должен быть комплекс законопроектов, в том числе и по жёсткой регламентации     
страховой деятельности и ответственности прежде всего, если случаются           
какие-то происшествия.                                                          
                                                                                
Всё. Спасибо за внимание.                                                       
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Хотел бы представитель правительства выступить с заключительным словом? Нет.    
Представитель комитета? Также нет. Уважаемые депутаты, ставится на              
голосование проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные        
законодательные акты Российской Федерации по вопросу замены лицензирования      
обязательным страхованием гражданской ответственности". Первое чтение.          
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 08 мин. 58 сек.)                 
Проголосовало за              315 чел.70,0%                                     
Проголосовало против           83 чел.18,4%                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0%                                      
Голосовало                    398 чел.                                          
Не голосовало                  52 чел.11,6%                                     
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принимается.