Заседание № 59
05.12.2008
Вопрос:
О проекте федерального закона № 92979-5 "О внесении изменения в статью 21 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (в части, касающейся механизма расчёта количества рабочих мест для инвалидов в счёт установленной квоты).
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 3470 по 3655 из 6993
Уважаемые коллеги, поскольку у нас следующий законопроект поставлен на 13 часов 30 минут, я предлагаю рассмотреть пункт 18. Проект федерального закона "О внесении изменения в статью 21 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации". Законодательное Собрание Нижегородской области просит рассмотреть данный вопрос без участия своего представителя. Содоклад сделает член Комитета по труду и социальной политике Александр Вадимович Ломакин-Румянцев. Пожалуйста. ЛОМАКИН-РУМЯНЦЕВ А. В., фракция "Справедливая Россия". Уважаемый Олег Викторович, уважаемые коллеги! Рассматривая проект федерального закона "О внесении изменения в статью 21 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" в части расчёта количества рабочих мест для инвалидов в счёт установленной нормы, внесённый Законодательным Собранием Нижегородской области, надо сказать, что Федеральным законом "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" квота для приёма инвалидов на работу устанавливается в процентах к среднесписочной численности работников. Эта норма, по мнению авторов законопроекта, ставит в неравные условия те предприятия, на которых имеются аттестованные рабочие места с тяжёлыми и вредными условиями труда. Авторами предлагается при расчёте количества рабочих мест для приёма на работу инвалидов в счёт установленной квоты среднесписочную численность работников организаций уменьшать на количество работников, занятых на тяжёлых работах и с вредными условиями труда, подтверждаемое результатами аттестации рабочих мест. По мнению комитета, данный законопроект следует отклонить по следующим основаниям. Первое. Исходя из положений трудового законодательства лица, имеющие инвалидность, могут привлекаться к определённым видам работ при отсутствии медицинских противопоказаний и с учётом индивидуальной программы реабилитации. Второе. Правительство Российской Федерации не поддерживает данный законопроект, отмечая при этом, что законодательство не содержит ограничений, связанных с привлечением инвалидов к трудовой деятельности на тяжёлых работах и на работах с вредными условиями труда, а также отмечая, что субъекты Российской Федерации вправе самостоятельно устанавливать квоту для приёма на работу инвалидов, что позволяет при необходимости учитывать особенности труда в организациях. Третий момент. Комитет Совета Федерации по социальной политике и здравоохранению не поддерживает концепцию законопроекта и отмечает при этом, что в случае принятия закона будет ограничено право инвалидов свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, а также право на защиту от безработицы. Четвёртое. Специально было запрошено заключение на законопроект из Всероссийского общества глухих, которое отмечает, что инвалиды по слуху могут работать на тяжёлых работах и принятие закона уменьшит количество квотируемых рабочих мест для инвалидов и снизит возможность их трудоустройства. Действующий закон не оперирует характеристиками квотируемых рабочих мест для инвалидов, что совершенно правильно. Ни в одной стране мира, где применялось и применяется квотирование, подобного подхода нет, и это не случайно. При введении в закон подобного понятия реализовать квотирование рабочих мест для инвалидов будет практически невозможно ни на одном предприятии открытого рынка труда. Можно сказать, что законопроект не направлен на улучшение положения инвалидов с точки зрения занятости, а лишь учитывает интересы работодателей. Все названные доводы отражены в решении Комитета по труду и социальной политике, и исходя из сказанного комитет предлагает данный законопроект отклонить. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Уважаемые коллеги, есть ли вопросы к докладчику? Есть. Депутат Федоткин. Я вижу одну руку, больше рук нет, подводим черту... А, извините, ещё Кашин Владимир Иванович. Сначала - Федоткин. Пожалуйста, Владимир Николаевич. ФЕДОТКИН В. Н. Действительно, законопроект довольно противоречивый: здесь есть и плюсы, и минусы, но я хочу просто от себя сказать. Вот у нас в регионах, как правило, были предприятия специально для инвалидов, где они могли работать и зарабатывать себе на хлеб. Сейчас многие из таких предприятий просто закрылись: или закрылись, потому что нет заказов, или их закрыли и убрали, потому что на их место кто-то глаз положил. Возникает вопрос: куда же инвалидам податься? Инвалида ведь нигде не берут, нормального-то не берут, а инвалида тем более. Поэтому у меня к Александру Вадимовичу вопрос: ну а как же быть инвалидам, куда им податься по нынешнему закону в нынешней ситуации, если мы не расширим возможности ну хоть какого-то их трудоустройства? Им ведь тоже есть надо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ну, Александр Вадимович другую аргументацию приводил. Пожалуйста, Александр Вадимович. ЛОМАКИН-РУМЯНЦЕВ А. В. Данный законопроект как раз направлен на сокращение возможности трудоустройства инвалидов, поскольку он предлагает исключать из квотируемых рабочих мест те рабочие места, где условия труда тяжёлые. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Всё как раз наоборот. Пожалуйста, Владимир Иванович Кашин. КАШИН В. И. Я хотел бы спросить. Вот Юрий Михайлович Лужков объявил в Москве Год равных возможностей, и позавчера как раз был Международный день инвалидов. Когда комитет обсуждал и готовил соответствующее постановление, как-то учитывалась вот эта инициатива, в первую очередь московского мэра? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста. Включите микрофон Александру Вадимовичу Ломакину-Румянцеву. ЛОМАКИН-РУМЯНЦЕВ А. В. Вы знаете, как раз вот инициатива направлена на создание равных возможностей. Законопроект же предлагает запретить инвалидам работать на каких-то видах производств. Законопроект, получается, в том числе нарушает статью 37 Конституции Российской Федерации, которая предоставляет право человеку самому свободно распоряжаться своим трудом. Если говорить о том, как действительно можно решить проблему инвалидов, равенства возможностей, то, наверное, надо форсировать принятие изменения в закон о квотировании, которое было принято полтора года назад, надо вносить изменения в законодательство, препятствующее инвалидам работать. Я говорю, в частности, о таком термине, как "степень ограничения способности к трудовой деятельности", и ряд других мер. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Вопросы заданы. Есть ли желающие выступить? Есть. Вижу руку депутата Смолина. Больше желающих нет, подводим черту. Депутат Смолин Олег Николаевич. Пожалуйста. СМОЛИН О. Н., фракция КПРФ. Уважаемые коллеги, уважаемый Олег Викторович! Я хочу коротко напомнить историю вопроса, поскольку она, видимо, будет иметь продолжение. Напомню, что с 95-го года, после двукратного преодоления парламентом вето президента Ельцина, в Российской Федерации действовал очень неплохой, продвинутый, социально и европейски ориентированный закон "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации". Дальше происходит следующее. В 2004 году принимается закон о монетизации, который резко ухудшает закон "О социальной защите инвалидов...", хотя он не имел никакого отношения к официально провозглашённому предмету закона о монетизации. В частности, по поводу квотирования. Если по прежнему закону квотировались рабочие места на предприятиях с тридцатью работниками, то теперь со ста работниками, и если раньше чётко говорилось о том, что средства, полученные государством, должны быть использованы на создание рабочих мест для инвалидов, то теперь ничего подобного в законе не говорится. Поэтому задача стоит ровно противоположная той, которую пытались решать субъекты права законодательной инициативы. Нам нужно как можно быстрее принимать во втором и третьем чтениях принятый в первом чтении законопроект Законодательного Собрания Санкт-Петербурга и улучшать условия квотирования рабочих мест для инвалидов, а не ухудшать эти условия. Тем более, уважаемые коллеги, мы прекрасно понимаем, что в условиях кризиса проблем будет немало. Здесь задавали вопрос по поводу специализированных предприятий. Уже сейчас на нескольких десятках предприятий Всероссийского общества слепых вынуждены перейти на трёхдневную рабочую неделю, потому что они связаны, например, с производством автомобилей и с некоторыми другими производствами в России. Поэтому фракция Компартии Российской Федерации не будет поддерживать этот законопроект, как ухудшающий условия квотирования рабочих мест для инвалидов. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Уважаемые коллеги, обсуждение состоялось. Настаивает ли ещё кто-то на выступлении? Представители президента и правительства? Нет. Александр Вадимович? Нет. Ставлю на голосование проект федерального закона "О внесении изменения в статью 21 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации". Комитет возражает. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 23 мин. 55 сек.) Проголосовало за 1 чел.0,2% Проголосовало против 35 чел.7,8% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 36 чел. Не голосовало 414 чел.92,0% Результат: не принято Не принято.