Заседание № 140

14.07.2023
Вопрос:

О проекте федерального закона № 929623-7 "О внесении изменения в статью 157 Жилищного кодекса Российской Федерации" (в части определения нормативов потребления коммунальных услуг).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 3541 по 3659 из 4425
14-й пункт, проект федерального закона "О внесении изменения в статью 157       
Жилищного кодекса Российской Федерации". Доклад Алексея Васильевича Чепы.       
                                                                                
Пожалуйста.                                                                     
                                                                                
ЧЕПА А. В., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ - ЗА ПРАВДУ".                          
                                                                                
Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Суть предлагаемого нашей     
фракцией законопроекта заключается в закреплении метода аналогов как            
единственного возможного метода расчётов величины норматива потребления         
коммунальных ресурсов.                                                          
                                                                                
Сейчас допускается использование двух методов - метода аналогов и расчётного    
метода, при этом метод аналогов якобы имеет приоритет. Завысить норматив        
потребления при использовании метода аналогов крайне трудно, однако практика    
показывает, что норма о приоритетности пользования методом аналогов, к          
сожалению, не работает, расчётный метод активно используется уполномоченными    
органами.                                                                       
                                                                                
Хотел бы обратить внимание коллег вот на что. На старте жилищной реформы        
ставилась задача перехода жилищно-коммунальной отрасли от так называемой        
советской модели на модель рыночную, когда граждане полностью оплачивают        
коммунальные ресурсы, которые они реально потребляют в жизни. На сегодняшний    
день мы видим, что результат иной: граждан пытаются заставить платить за те     
ресурсы, которые они не потребляют. Так, например, для определения норматива    
потребления электроэнергии на содержание общего имущества в Тверской области    
в 2020 году был использован расчётный метод. После утверждения новых            
нормативов я получил множество обращений жителей, возмущённых кратным ростом    
платы за освещение чердаков и подвалов. На личных приёмах граждане прямо        
заявляли, что оплачивать счета они не будут, - и не оплачивали, так как         
выставленные к оплате суммы не имели под собой никакого разумного               
обоснования.                                                                    
                                                                                
С полной уверенностью можно констатировать, что сейчас политика в               
жилищно-коммунальной сфере проводится не в интересах граждан, а в интересах     
естественных монополий. Работа же властей должна иметь своей целью достижение   
баланса интересов - только такой подход способен обеспечить рост доверия        
граждан к закону и, как следствие, рост собираемости платы за коммунальные      
ресурсы. Вместо этого со временем мы можем получить разочарование и отказ от    
оплаты потребителями выставленных счетов.                                       
                                                                                
Призываю поддержать законопроект и вместе подумать над механизмом               
стимулирования ресурсосодержащих организаций к выстраиванию системы             
объективного учёта коммунальных ресурсов, потребляемых населением.              
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Содоклад Павла Рюриковича Качкаева.                       
                                                                                
КАЧКАЕВ П. Р. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Ну ничего      
нового, на мой взгляд, выдумывать не надо, чтобы обеспечить оплату,             
объективную оплату, объём оплаты жилищно-коммунальных услуг, - надо просто      
выполнить 261-й федеральный закон, который был принят в 2009 году и который     
предусматривал сначала к 2011 году произвести полное оприборивание              
общедомовыми и внутриквартирными приборами учёта ресурсов, потом на 2015 год    
перенесли. Сегодня, вот по моим данным, на 2022 год, ну, в среднем, я не буду   
по всем коммунальным ресурсам говорить, где-то на уровне 60 процентов           
многоквартирных домов у нас обеспечено общедомовыми приборами учёта по разным   
видам ресурсов и порядка 70 процентов квартир. Ну, по теплу, например,          
квартирных приборов учёта порядка 5-6 процентов, но зато по электроэнергии,     
холодной и горячей воде довольно-таки серьёзно обеспечены. Вот это просто для   
начала, чтобы мы понимали суть вопроса.                                         
                                                                                
Теперь что касается применения расчётного метода и аналогового метода. Ну, на   
наш взгляд, на взгляд комитета, этот вопрос в достаточной степени               
урегулирован в нормативных правовых актах Правительства Российской Федерации.   
В 306-м постановлении, которое действует у нас уже очень-очень давно - Галина   
Петровна не даст соврать, но, по-моему, ещё с девяносто какого-то года          
действует это 306-е постановление, в котором определялся порядок расчёта по     
теплу, по водоснабжению, - чётко сказано (по-моему, это пункт 22), что          
приоритет по установлению нормативов за аналоговым методом и расчётный метод    
применяется только тогда, когда нет подобных многоквартирных домов. Это         
первое.                                                                         
                                                                                
Второе. Вот мы пытались понудить наших с вами жителей - в том числе и нас, у    
нас у многих, наверное, тоже ещё нет приборов учёта, у тех, кто живёт в         
многоквартирном доме, - чтобы мы установили эти приборы учёта и чтобы мы не     
говорили, что у нас высокие нормативы и что мы платим там непомерную цену,      
платим за то, что на самом деле и не потребляем.                                
                                                                                
Поэтому сегодня, на мой взгляд, нужно идти по другому пути. Вот назову          
несколько примеров, ярких примеров, специально посмотрел, не сегодня, этот      
законопроект уже на рассмотрении стоит, по-моему, месяца два или три. Вот       
Москву взять - почему в Москве оприборивание на уровне 90-95 процентов? Да      
потому, что норматив на холодную и горячую воду, суммарный норматив - это       
11,6 кубометра на каждого жителя в месяц. Уфа, город-миллионник тоже, - а в     
Уфе этот норматив 8. Поэтому вот в 2011 году у нас порядка 70 процентов         
многоквартирных домов было обеспечено приборами учёта, а сегодня этот уровень   
- уже 40 процентов, потому что, когда прибор учёта выходит из строя, когда      
поверку не делают, выгоднее платить по нормативу, потому что он заниженный.     
Ну, то же самое, можно сказать, в Санкт-Петербурге - 9 кубометров водных        
ресурсов. В Самаре - 11,5, и я уверен, что в Самаре оприборивание идёт          
гораздо лучше.                                                                  
                                                                                
Так, может быть, нам говорить не о том, что плох расчётный метод, а думать о    
том, как всё-таки выполнить 261-й федеральный закон?                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Коллеги, есть ли вопросы? Нет.                                                  
                                                                                
Есть ли желающие выступить? Тоже нет. Автор, заключительное слово? Нет.         
                                                                                
Коллеги, ставится на голосование проект федерального закона "О внесении         
изменения в статью 157 Жилищного кодекса Российской Федерации", пункт 14.       
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 27 мин. 51 сек.)                 
Проголосовало за               88 чел.19,6 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                     88 чел.                                          
Не голосовало                 362 чел.80,4 %                                    
Результат: не принято                                                           
                                                                                
Не принимается.