Заседание № 309
22.07.2020
Вопрос:
О проекте федерального закона № 929579-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О науке и государственной научно-технической политике" (в целях поддержки высокорисковых инновационных и технологических проектов).
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта в третьем чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 4739 по 4768 из 6887
Пункт 11, проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О науке и государственной научно-технической политике". Владимир Михайлович Кононов, пожалуйста. КОНОНОВ В. М., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Рассматриваемый законопроект - ещё один блок в фундамент развития инновационной экономики России - готов к принятию в третьем чтении. Комитет рекомендует принять. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть ли желающие выступить по мотивам? Нет. Ставится на голосование проект федерального закона. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 23 мин. 48 сек.) Проголосовало за 357 чел.79,3 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 357 чел. Не голосовало 93 чел.20,7 % Результат: принято Принимается единогласно.
Заседание № 298
22.05.2020
Вопрос:
О проекте федерального закона № 929579-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О науке и государственной научно-технической политике" (в целях поддержки высокорисковых инновационных и технологических проектов).
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 1800 по 2124 из 3373
11-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О науке и государственной научно-технической политике". Докладывает официальный представитель правительства заместитель министра экономического развития Оксана Валерьевна Тарасенко. ТАРАСЕНКО О. В., официальный представитель Правительства Российской Федерации, заместитель министра экономического развития Российской Федерации. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые депутаты Государственной Думы! Минэкономразвития представляет законопроект, разработанный в соответствии с поручением президента. Целью законопроекта является формирование единой системы принципов осуществления государственной поддержки инновационной деятельности. В законопроекте впервые предлагается закрепить такие понятия, как технологический проект, венчурное и прямое финансирование, а также определение института инновационного развития. По аналогии с мировой практикой устанавливается принцип проведения оценки эффективности использования бюджетных средств при реализации инновационных и технологических проектов по портфелю. Также закрепляется принцип аудита процесса предоставления государственного венчурного финансирования. Его особенности планируется установить подзаконным актом правительства, они будут включать формы и условия применения бюджетных средств, критерии принятия решения о финансировании стартапов, методы управления рисками, правила оценки эффективности и другое. Таким образом, произойдёт взаимоувязка бюджетного законодательства в части предоставления бюджетных средств и особенностей высокорисковой инновационной деятельности. Мы остаёмся в диалоге с профильным комитетом, провели ряд консультаций и в настоящее время проводим работу по дальнейшему усовершенствованию законопроекта. Прошу поддержать. Благодарю за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Оксана Валерьевна, присаживайтесь. С содокладом выступает Вячеслав Алексеевич Никонов, председатель Комитета по образованию и науке. НИКОНОВ В. А., председатель Комитета Государственной Думы по образованию и науке, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Глубокоуважаемый Иван Иванович, дорогие друзья, уважаемые коллеги! Пётр Леонидович Капица, известный академик, нобелевский лауреат, организатор науки, говорил: руководить - это значит дать хорошим людям работать. Вот законопроект как раз об этом. Современная экономика - это инновационная экономика, и чем дальше, тем больше так и будет. Коронавирусный кризис вывел сейчас высокотехнологичные отрасли на самый пик. К сожалению, наши венчурные инновационные разработки идут не самым лучшим образом, и во многом потому, что государственная помощь обставлена большим количеством условий и те, кто рискует вести венчурные разработки, которые не всегда дают результат, могут столкнуться с прокуратурой, со Счётной палатой и с уголовным преследованием. Вот законопроект ровно об этом - чтобы при проведении венчурных исследований всё-таки люди избавлялись от уголовной ответственности, если вдруг у них что-то не получится. Хороший законопроект, но он решает далеко не все вопросы, которые возникают. Очевидно, что эти проблемы не решить только поправками в законодательство о науке, - нужны, безусловно, поправки в Уголовный кодекс, что мы и предусмотрим, я думаю, во втором чтении. Есть довольно много замечаний по представленному правительством законопроекту, но мы готовы с ним работать, и я уверен, что ко второму чтению законопроект станет лучше. И если мы его примем уже в том виде, в каком мы его видим, мы действительно дадим возможность хорошим людям работать. Комитет просит поддержать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Вячеслав Алексеевич. Вопросы есть? Включите режим записи на вопросы. Покажите список. Коломейцев Николай Васильевич. КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В., фракция КПРФ. Уважаемая Оксана Валерьевна, ну, готовя этот законопроект, вы в министерстве, вероятно, проанализировали все институты развития - их у вас более тридцати. Скажите, пожалуйста, почему столь низкая эффективность и почему колоссальные деньги, выделенные "РОСНАНО" - это первая группа институтов развития, - "Сколково", фактически зачастую оказывались в офшорных юрисдикциях или в американских? И про ответственность: мы помним, Меламеду объявили - а он уже в Америке и так далее. Вот ваш закон уберегает от утечки финансов, выделенных на нужное дело? ТАРАСЕНКО О. В. Спасибо большое за вопрос. Ну, прежде всего, хочу сказать, что в ведении министерства находятся РВК, "РОСНАНО" и другие институты развития, но не 30 штук. При этом в настоящий момент мы действительно проводим работу по проверке и мониторингу эффективности деятельности институтов развития совместно с другими федеральными органами исполнительной власти. Наш законопроект направлен прежде всего на то, чтобы добросовестный инвестор имел возможность инвестировать и не бояться необоснованного уголовного преследования. Таким образом, мы как раз и устанавливаем такие правила игры, которым добросовестный инвестор сможет следовать, и соответствующие критерии к нему будут применяться. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Осадчий Николай Иванович. ОСАДЧИЙ Н. И., фракция КПРФ. Вопросы представителю правительства. Уважаемая Оксана Валерьевна, первый вопрос касается понятийной части законопроекта. Вот есть определение, которое вы предлагаете: "Технологический проект - комплекс мероприятий, ориентированный на осуществление научно-исследовательских работ... характеризующийся высокой степенью риска и неопределённостью результатов реализации такого комплекса мероприятий". Не слишком ли сужается понятие "технологический проект" в данном случае? И второе, что касается институтов инновационного развития. Почему вы предлагаете записать, что перечень этих институтов утверждается Правительством Российской Федерации, ведь они уже существуют и перечень определённый есть. Вы ещё какие-то планируете? Если есть такое предложение, то, пожалуйста, проинформируйте. ТАРАСЕНКО О. В. Спасибо большое за вопросы. Что касается определения понятия "технологический проект", у нас были соответствующие замечания профильного комитета. Мы это понятие доработаем, учтём и ко второму чтению представим иное определение, более широкое. Что касается наделения правительства правом утверждения перечня институтов развития - перечня в настоящий момент нет. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Гартунг Валерий Карлович. ГАРТУНГ В. К., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ". Уважаемая Оксана Валерьевна, скажите, пожалуйста, каким образом в законопроекте решается проблема снижения рисков уголовного преследования за вложение в высокорисковые активы? Я несколько раз внимательно прочитал вдоль и поперёк законопроект, прочитал пояснительную записку - ну, цель благая, всё понятно, но каким образом она решается? Расскажите, пожалуйста. ТАРАСЕНКО О. В. Речь идёт прежде всего о государственном финансировании. Мы же все понимаем, что инвестирование в высокотехнологичные проекты, в стартапы - это всегда огромный риск, поэтому мы устанавливаем определённые особенности для определения того, насколько проект успешен или неуспешен. Для этого вводится так называемый портфельный подход, то есть будет оцениваться в целом, насколько... то есть оценка венчурного фонда будет учитывать всю совокупность вложений во все проекты, а не в каждый в отдельности, и венчурный фонд будет признаваться успешным при росте стоимости портфеля, при этом отдельные проекты могут быть убыточными. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, будут ли желающие выступить от фракции? Есть. Включите режим записи на выступления. Покажите список. Гартунг Валерий Карлович. Я напоминаю, что у нас выступления - по три минуты. ГАРТУНГ В. К. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Наша фракция поддержит этот законопроект, но не потому, что он хороший, а потому, что если мы его не поддержим, то лучше законопроекта правительство всё равно не внесёт, как я уже с этой трибуны говорил. И одна надежда на наших специалистов в комитете - надеюсь, что (Вячеслав Алексеевич уже высказал позицию) вы готовы дорабатывать этот законопроект. На самом деле тут не дорабатывать, тут нужно будет просто переписать, потому что это не закон, он не решает тех задач, которые поставил президент. Представитель правительства мне не ответила на вопрос. Я задал вопрос: где в законе написано, где, какое положение - вот он, я показываю, закон, я прочитал его весь - решает проблему, поставленную президентом? Вы не ответили, но не потому, что не смогли ответить, а просто нет здесь этого положения. Законопроект не о том, о чём просит президент, - это формальное выполнение указания президента. Я об этом неоднократно говорил с трибуны Думы - ну нельзя так относиться к поручениям президента! Дальше, очень важная вещь здесь записана: в пояснительной записке вы написали, что надо снижать риски уголовного преследования. Действительно, у нас инвестиции в высокорисковые активы, венчурные инвестиции, крайне малы, и они крайне малы не только потому, что государство не вкладывает, - частный бизнес тоже не вкладывает. Почему? Да потому, что если вы вкладываете деньги на первоначальном этапе в какие-то прорывные технологии, которые технологически применить на территории Российской Федерации не можете, то есть коммерциализовать результаты этой деятельности здесь вы не можете, то вы вкладываете деньги в развитие других экономик, потому что там эти технологии коммерциализуются. Так что нужно всю цепочку просмотреть! И вот такими законопроектами эта проблема не решится. А знаете, какие задачи решит этот закон? Постановлением правительства утвердят список специальных институтов развития, которые получат государственные деньги и освоят их, но теперь без риска уголовного преследования. Вот я боюсь, что по этому пути как раз всё и пойдет. Чтобы убедить меня в обратном, напишите закон, где будет чётко записано, что эти риски будут минимизированы. Пока что в законопроекте этого нет, но я надеюсь, что ко второму чтению он серьёзно изменится. Ещё раз хочу сказать, что мы готовы поддержать этот законопроект, потому что проблема, поставленная президентом, правильная, её нужно решать, но решать её, видимо, придется нам. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коломейцев Николай Васильевич. КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Маловато времени для серьёзного вопроса, но я постараюсь. Вот я думал, выйдет замминистра и скажет: у нас в 2020 году заканчивается первый этап реализации стратегии инновационного развития на долгосрочную перспективу, которая была принята в 2011 году. К сожалению, правительство есть, деньги тратит... Я вот вам рекомендую ознакомиться: есть доклад НИФИ при Минфине, руководитель - известный Назаров, на 208 страницах, где есть анализ всех институтов развития, их 30. У меня есть перечень, но нет времени их перечислять, они на пять групп разбиты, я вам могу потом рассказать. Я остановлюсь только на первой. Есть материалы Счётной палаты. Мы с группой депутатов (117 депутатов) в прошлом созыве, возмущённые непонятностью расходования больших средств на "РОСНАНО", дали поручение Счётной палате на предмет изучения эффективности - и что выявили? Все отъезды Меламеда с этим связаны... Выявили, что 302 миллиарда с учётом госгарантий были выделены "РОСНАНО", 167 миллиардов - "Сколково", но когда Счётная палата начала проверять, то оказалось, что деньги списывались двумя ведомствами по одним проектам и зачастую - вот вдумайтесь - только "РОСНАНО" 47 миллиардов вывело в офшорные юрисдикции, понимаете?! Поэтому, с моей точки зрения, начинать надо не с этого. Министерству экономического развития, его новому составу, первое, что надо сделать, - это проинвентаризировать, а там до 10 триллионов за это время выделено в эти 30 институтов развития! Ну что это за институты развития? "Внешэкономбанк", который вы взяли, изменения внесли, переголосовали и забыли, - почти 4 триллиона как израсходованы? В Ростовской области через "ВЭБ" профинансировано создание эффективного предприятия "Евродон", которое дало в депрессивной шахтёрской зоне 12 тысяч рабочих мест и 500 тонн мяса индейки в год. 47 миллиардов потратили, отдавали кредиты уже по миллиарду в год, платили заработную плату, налоги. Что сделали? Взяли и не перекредитовали его, обанкротились, а сегодня ничего нет - 47 миллиардов похоронено! И можно найти кучу других примеров. Я уже называл "РОСНАНО" и "Сколково" - назовите мне хоть один позитивный момент, ради чего они были созданы. Не найдёте! Но надо спросить, где деньги-то, а вы предлагаете освободить от уголовной ответственности жуликов, которые раскассировали триллионы, выделенные на полезное дело! Поэтому, с нашей точки зрения, вначале должна быть экспертиза, после этого... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Добавьте минуту. КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. ...после этого объединить, и только потом решать все остальные вопросы. А так вы предлагаете освободить тех, кто уже разворовал, - это неправильно! Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Загребин Алексей Егорович, пожалуйста. ЗАГРЕБИН А. Е., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Представленный проект федерального закона нацелен на создание адекватных правовых условий и гарантий как для институтов инновационного развития, так и для компаний, осуществляющих инновационную деятельность, в целях выполнения поручения Президента Российской Федерации. Фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" считает обсуждаемый законопроект актуальным, соответствующим приоритетам научно-технологического развития Российской Федерации и будет голосовать за его принятие в первом чтении. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Оксана Валерьевна, у вас есть возможность с заключительным словом выступить. ТАРАСЕНКО О. В. Спасибо большое за обсуждение. Будем работать над законопроектом при подготовке ко второму чтению совместно со всеми комитетами под руководством нашего профильного комитета. Хотела бы ещё раз сказать, что в посткризисную экономику высокотехнологичная сфера будет одним из драйверов экономик, поэтому этот законопроект крайне важен. Законопроектом действительно описываются единые принципы финансирования и возможности для добросовестных, ещё раз говорю, участников процесса спокойно инвестировать в стартапы и поддерживать технологичные российские компании. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Вячеслав Алексеевич, будете выступать? Нет. Коллеги, обсуждение завершено. Ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О науке и государственной научно-технической политике" в первом чтении. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 21 мин. 46 сек.) Проголосовало за 307 чел.68,2 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 1 чел.0,2 % Голосовало 308 чел. Не голосовало 142 чел.31,6 % Результат: принято Принимается в первом чтении. Спасибо.