Заседание № 308
О проекте федерального закона № 929004-6 "О внесении изменений в Кодекс внутреннего водного транспорта Российской Федерации и Федеральный закон "О приватизации государственного и муниципального имущества" (о дифференциации внутренних водных путей Российской Федерации).
Рассмотрение законопроекта в третьем чтении
11-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в Кодекс внутреннего водного транспорта Российской Федерации и Федеральный закон "О приватизации государственного и муниципального имущества". Андрей Иванович Колесник. КОЛЕСНИК А. И. Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! Законопроект был принят Государственной Думой во втором чтении 10 июня 2016 года. Замечаний правового и лингвистического характера по законопроекту нет. Прошу вас поддержать позицию комитета и принять законопроект в третьем чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Выступления по мотивам? Нет. Выносим законопроект на "час голосования".
11-й пункт, проект федерального закона "О внесении изменений в Кодекс внутреннего водного транспорта Российской Федерации и Федеральный закон "О приватизации государственного и муниципального имущества". Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 45 мин. 40 сек.) Проголосовало за 293 чел.65,1 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 293 чел. Не голосовало 157 чел.34,9 % Результат: принято Закон принят.
Заседание № 304
О проекте федерального закона № 929004-6 "О внесении изменений в Кодекс внутреннего водного транспорта Российской Федерации и Федеральный закон "О приватизации государственного и муниципального имущества" (о дифференциации внутренних водных путей Российской Федерации; принят в первом чтении 22 января 2016 года с наименованием "О внесении изменений в Кодекс внутреннего водного транспорта Российской Федерации").
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
Переходим к 37-му пункту повестки дня. Проект федерального закона № 929004-6 "О внесении изменений в Кодекс внутреннего водного транспорта Российской Федерации и Федеральный закон "О приватизации государственного и муниципального имущества". Докладывает член Комитета по транспорту Андрей Иванович Колесник. Прошу включить микрофон на рабочем месте. КОЛЕСНИК А. И. Уважаемый Сергей Владимирович, уважаемые коллеги! Законопроект был принят Государственной Думой в первом чтении 22 января 2016 года с наименованием "О внесении изменений в Кодекс внутреннего водного транспорта Российской Федерации". Ко второму чтению к законопроекту поступило тридцать три поправки, все они сведены в таблицу поправок, рекомендуемых к принятию. Поправок, рекомендуемых к отклонению, нет. К законопроекту нет замечаний правового характера. Уважаемые коллеги, Комитет по транспорту рекомендует Государственной Думе принять законопроект во втором чтении. Прошу вас поддержать решение комитета. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Таблица поправок № 1: есть необходимость какие-то поправки выносить на отдельное голосование? Нет. Ставится на голосование таблица поправок № 1. Прошу включить режим голосования. Прошу показать результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 17 мин. 22 сек.) Проголосовало за 238 чел.52,9 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 238 чел. Не голосовало 212 чел.47,1 % Результат: принято Таблица принимается. Законопроект выносится на "час голосования".
37-й пункт повестки дня, о проекте федерального закона "О внесении изменений в Кодекс внутреннего водного транспорта Российской Федерации и Федеральный закон "О приватизации государственного и муниципального имущества". Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 53 мин. 23 сек.) Проголосовало за 340 чел.75,6 % Проголосовало против 1 чел.0,2 % Воздержалось 3 чел.0,7 % Голосовало 344 чел. Не голосовало 106 чел.23,6 % Результат: принято Принимается.
Заседание № 275
О проекте федерального закона № 929004-6 "О внесении изменений в Кодекс внутреннего водного транспорта Российской Федерации" (о дифференциации внутренних водных путей Российской Федерации).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Рассматриваем 14-й вопрос повестки, проект федерального закона "О внесении изменений в Кодекс внутреннего водного транспорта Российской Федерации". Докладывает Сергей Алексеевич Аристов, статс-секретарь - заместитель министра транспорта. Коллеги, рассаживайтесь, пожалуйста, по местам, начинаем работать. АРИСТОВ С. А. Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые депутаты! Проект федерального закона "О внесении изменений в Кодекс внутреннего водного транспорта Российской Федерации" в части создания и дифференциации внутренних водных путей, в первую очередь регионального значения, подготовлен в целях создания новой нормативно-правовой базы для обеспечения безопасности судоходства на внутренних водных путях Российской Федерации и повышения эффективности государственного регулирования в сфере внутреннего водного транспорта. В настоящее время согласно нормам действующего Кодекса внутреннего водного транспорта внутренние водные пути Российской Федерации - это федеральные пути, перечень которых определён в распоряжении правительства от 2002 года, а, соответственно, всё, что не входит в этот перечень, не является внутренними водными путями. На сегодняшний день федеральные внутренние водные пути составляют порядка 101 тысячи километров. В отношении внутренних водных путей, которые определены кодексом и включены в перечень, установлены обязательные нормы и требования по содержанию - это поддержание гарантированных глубин, в том числе работы по дноуглублению, освещение в ночное время и другие, и всё это, соответственно, входит в обязательства федерального бюджета, расходы несёт федеральный бюджет. В то же время почти такое же количество, а по некоторым оценкам, даже больше 100 тысяч километров участков рек, речек, каналов, озёр и водохранилищ, расположенных в границах субъектов Российской Федерации и используемых для перемещения грузов, например даже большей части северного завоза, не включено в перечень внутренних водных путей распоряжением правительства. Исходя из действующей редакции Кодекса внутреннего водного транспорта в отношении перемещения грузов - я сознательно говорю не о судоходстве, а именно о перемещении грузов, так как это нельзя назвать судоходством - государство и иные органы фактически не вправе осуществлять контроль (надзор) за действиями судоводителей, поскольку это не является ни судоходством, ни внутренними водными путями. В законопроекте предлагается создать правовую основу, которая позволит субъектам Российской Федерации использовать названные водные участки, расположенные в границах субъектов Российской Федерации и не включённые, как я ранее сказал, в перечень внутренних водных путей распоряжением правительства, то есть не отнесённые к федеральным, для организации и обеспечения безопасного плавания судов в интересах субъектов Российской Федерации, в том числе с правом использования бюджета субъекта для тех или иных работ в этом направлении. Для этого в законопроекте предусмотрено, что внутренние водные пути Российской Федерации будут включать в себя пути двух категорий - федеральные внутренние водные пути и региональные внутренние водные пути. Установлены критерии отнесения вновь создаваемых внутренних водных путей к внутренним водным путям федерального или регионального значения. Внутренние водные пути регионального значения будут формироваться по инициативе субъектов, то есть это не обязательное требование, устанавливаемое законом, в законопроекте прямо говорится, что это право субъекта - определять те или иные участки внутренними водными путями данного субъекта. У субъектов Российской Федерации появляется право самостоятельно принимать решение о необходимости создания своей территориальной внутренней водной сети и одновременно определять расширение географии перевозок грузов, пассажиров в интересах повышения эффективности экономики субъекта и, соответственно, право на использование субъектовых федеральных и субъектовых бюджетных средств. В том числе предусматривается возможность - в этом случае уже и федерального бюджета - те или иные субсидии направлять на развитие данных участков водного пути. Кроме того, законопроектом вносятся изменения, позволяющие субъектам Российской Федерации при желании участвовать в софинансировании федеральных внутренних водных путей, то есть это опять же вопрос добровольный - по мнению, по решению субъекта Российской Федерации. В настоящее время в соответствии с законодательством субъекты Российской Федерации не могут участвовать в софинансировании внутренних водных путей Российской Федерации при всём том, что такое желание зачастую у них есть: в министерство приходит много обращений, в частности Ханты-Мансийский округ неоднократно обращался с просьбой разрешить использовать средства округа на поддержание внутренних водных путей. Для справки. Мы обсуждали законопроект со всеми субъектами Российской Федерации - ну, во всяком случае практически со всеми, где есть те или иные водные участки, которые используются для перевозки пассажиров либо грузов, - и практически все субъекты Российской Федерации поддержали его, более того, были обращения и с их стороны, то есть фактически законопроект является инициативным, разработан с подачи ряда субъектов, которые хотели бы такую систему использовать. Есть и определённые замечания. В законопроекте - мы отмечаем это как раз тоже с подачи субъектов - пока не прописан порядок выхода субъекта из той программы, которую субъект сам, инициативно может прописать. Думаю, что ко второму чтению этот вопрос нужно обязательно обсуждать. Кроме того, естественно, появляются дополнительные требования к КВВТ - Кодексу внутреннего водного транспорта. Он дополняется такими понятиями, как "судовой ход", "буксировка", "судоходное гидротехническое сооружение" и другими, потому что на сегодняшний день необходимость внесения таких изменений уже назрела. Реализация в будущем закона, если вы его примете, не потребует дополнительных расходов из бюджета. Ещё раз хочу акцентировать ваше внимание на том, что это не обязанность субъекта, а право субъекта - установить внутренние водные пути регионального значения. Прошу поддержать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Сергей Алексеевич. Андрей Иванович Колесник. КОЛЕСНИК А. И. Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые депутаты! Докладчик подробно изложил суть законопроекта и решаемые им задачи. Комитет в целом поддерживает замысел законопроекта, но на некоторых моментах я хотел бы остановиться. Считаем необходимым более чётко прописать участие субъектов Российской Федерации в решении вопроса о создании внутренних водных путей регионального значения. Кроме того, необходимо предусмотреть механизм отказа субъекта Российской Федерации от софинансирования и содержания внутренних водных путей. Комитет считает, что эти замечания могут быть учтены при доработке законопроекта ко второму чтению, и рекомендует Государственной Думе принять данный законопроект в первом чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть ли вопросы? Прошу записаться. Включите режим записи. Покажите список. Владимир Николаевич Федоткин. ФЕДОТКИН В. Н. Уважаемый Сергей Алексеевич, вот у нас в Рязани на берегу Оки есть музейный комплекс Сергея Есенина, и когда пароходы ходили, всегда останавливались, были большие экскурсии, деньги получали в муниципальные и региональные бюджеты, но в советское время мы практически каждый год выделяли деньги на расчистку фарватеров, чтобы можно было проплыть. Уже давно пароходы не ходят - нет денег, кстати, закрыли многие водные пути именно из-за нехватки денег. Год назад в этом зале приводились такие данные по автомобильным дорогам: 50 процентов федеральных автомобильных дорог и 60 процентов региональных не соответствует требованиям. Скажите, сколько процентов водных путей не соответствует требованиям в связи с данным законопроектом и сколько денег нужно, чтобы привести их в соответствие? Ведь регионы, я думаю, деньги не найдут и без нас не обойдутся! АРИСТОВ С. А. Вопрос очень хороший, но он связан, наверное, не с законопроектом, а вообще с системой содержания внутренних водных путей России. К великому сожалению, в последние годы - а это примерно три-четыре года подряд - у нас идёт очень серьёзное обмеление рек, особенно Волги. Даже в эту навигацию, которая прошла в 2015 году, фактически приходилось перегружать суда, потому что они по осадке не могли пройти. Есть определённые суммы, которые выделяются из федерального бюджета, - и я повторяю, это федеральный закон, государство обязано поддерживать гарантированные глубины (есть такое понятие), - но денег не хватает. Дело в том, что речка в отличие от иных транспортных путей бесплатная, то есть сбор с судовладельцев за прохождение по рекам не взимается, но всё, что может позволить бюджет, делается. Тот участок Оки, к сожалению, тоже очень сильно обмелел. На Иртыше сегодня есть некоторые участки с глубиной полметра, вот и Ока такая же. В связи с этим мне кажется, что принятие этого закона как раз и позволит региональным властям при наличии возможности и заинтересованности... ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) АРИСТОВ С. А. Я не говорю, есть деньги или их нет, я отвечаю на ваш вопрос: это позволит всё-таки соучаствовать в решении поставленных задач, потому что половина Оки не входит в перечень внутренних водных путей России. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Максим Андреевич Шингаркин. ШИНГАРКИН М. А., фракция ЛДПР. У меня вопрос к Сергею Алексеевичу. Сергей Алексеевич, а как будет разрешаться следующая ситуация: вот субъект Российской Федерации взял на себя обязательства по отдельному участку, восстановил там региональное судоходство, фарватеры почистил, создал условия для судовождения, судоходства, перемещения грузов, а потом, как часто случается, с региональным бюджетом возникли сложности, и больше содержать его не может, - и что, Российская Федерация такую восстановленную водную артерию с себя сбросит? Наверное, нужно предусмотреть какой-то другой механизм в отношении восстановленных путей и отношение к ним самой Российской Федерации. АРИСТОВ С. А. Очень хороший вопрос, Максим Андреевич. И я не зря в своём выступлении сказал, что в законопроекте пока есть определённая недоработка, и назвал её - это то, что в самом законопроекте нет порядка выхода субъекта из этой, так сказать, программы. И уважаемый коллега из Комитета по транспорту как раз сказал, что это одна из норм, которая требует доработки ко второму чтению: кто и как будет выходить, а также что и на чьи плечи должно ложиться в части затраченного на восстановление тех или иных участков внутренних водных путей. Это требует доработки, здесь я согласен. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Николай Васильевич Коломейцев. КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Сергей Алексеевич, да не это требует доработки - вы же знаете, что у нас на всех реках, в том числе на Амуре, где было наводнение, когда-то было более сотни земснарядов, которые чистили русла, - их порезали на металлолом! Не считаете ли вы правильным воссоздать или в вашей структуре, или в структуре министерства природных ресурсов агентство или ведомство, которое в рамках государственной целевой программы занялось бы восстановлением системы очистки русел рек? К сожалению, ведь не только Волга и Дон, но и большая часть рек у нас, как вы правильно сказали, заилились, потому что рядом земли были в хозяйственном обороте и охранную зону распахали, а из-за этого как раз идёт заиливание дна. И ещё: кто и каким образом может нести ответственность за то, что в рамках реорганизации уничтожены целые, я бы сказал, тысячи земснарядов? АРИСТОВ С. А. Ничего восстанавливать не надо, потому что когда мы говорим о внутренних водных путях, то есть о путях федеральных, которые содержатся за счёт федерального бюджета, то понимаем, что вся ответственность по дноуглублению, то есть по поддержанию гарантированных глубин, лежит на специально созданном федеральном государственном учреждении Росморречфлот, которое и выполняет все эти задачи. По отдельным участкам может быть вопрос с федеральными средствами - достаточно их или недостаточно, но что касается Амура, могу сказать, что, наверное, половина Амура не относится к федеральным внутренним водным путям, путь только там, уже за Благовещенском, когда выходим на Комсомольск-на-Амуре, и законопроект направлен как раз на то, чтобы кто-то стал хозяином этого участка реки. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Сергей Владимирович Иванов. ИВАНОВ С. В. Уважаемый Сергей Алексеевич, меня, как того героя, "терзают смутные сомнения: у Шпака - магнитофон, у посла - медальон"... После того как вы дадите возможность данным законопроектом поделить внутренние водные пути на федеральные и региональные, не случится ли такая ситуация, что для того, чтобы оборудовать эти пути, следить за ними, эти участки будут переданы в концессию какому-нибудь очередному "молодому талантливому" предпринимателю? АРИСТОВ С. А. Сергей Владимирович, я не разделяю ваших опасений, в силу того что в самом законопроекте - надеюсь, вам удалось с ним ознакомиться - есть требования к федеральному правительству и к государству, указано, какие направления являются только обязательно федеральными, и передать их автоматически на любой уровень просто невозможно. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Кто хотел бы выступить? Прошу записаться. Включите режим записи. Покажите список. Максим Андреевич Шингаркин. ШИНГАРКИН М. А. Большое спасибо, Сергей Евгеньевич. Уважаемые коллеги, хочу обратить внимание на то, что значимое число городов Российской Федерации, особенно древних, расположено исключительно по берегам рек. Наши предки были людьми мудрыми: поскольку дорог в нынешнем понимании не было вовсе, а те, что были, пригодны в основном для зимнего передвижения грузов - известно, как легко это делать на санях и как трудно, когда нет железной ступицы, - Россия на протяжении многих веков осваивала колоссальное пространство, опираясь на реки. Сегодня, вопреки всякой логике, мы от такого вида использования рек масштабно отказались. Сергей Алексеевич, это не ваша вина, но правительство могло бы, конечно, лучше этот вопрос регулировать. Скажу, что несколько бизнесменов, рассказывая мне о новейших схемах, связанных с экологическим перемещением грузов, обратили внимание на то, что наиболее оптимально использовать Волгу как водную артерию, вот чтобы было понятно - вплоть до вывоза грузов малой размерности, до 3 тысяч тонн, в Финский залив и, соответственно, в Европу. Таким образом, возможность нашей речной системы провозить грузы значимого масштаба колоссальна, а возможность использования субъектами дополнительных водных объектов для восстановления судоходства - это, конечно, благо. Вопрос о финансировании. Вот, Сергей Алексеевич, обращу ваше внимание. Сегодня, когда мы покупаем бензин на автозаправке, мы половину транспортного налога оплачиваем в виде специализированного акциза (но о кассовом налоге в последнее время много говорят, поэтому я не буду сейчас концентрировать внимание аудитории на этом), но ведь это же деньги за транспортные издержки! Соответственно, стоимость перемещения водным транспортом учитывается как составляющая в цене топлива - там есть соответствующая доля акциза, которая может и должна считаться платой, по всякому разумению, именно за пользование водной артерией. Если внутри правительства есть затруднённость в перемещении средств одного и того же акциза с одной статьи, с автодорог, на другую, обратитесь в Государственную Думу, ну, либо в правительство для принятия постановления соответствующего уровня. А со своей стороны, хотел бы сказать, что действительно этот закон должен работать, по моему мнению, следующим образом: мы должны запустить региональные программы, для того чтобы субъекты показали нам, что нужно развивать, а по истечении определённых сроков передали на баланс Российской Федерации восстановленные водные объекты, взяв все обязательства по дальнейшему расширению сети. Вот тогда коммерсанты не появятся и будет расширяться транспортная речная сеть. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Владимир Николаевич Федоткин. ФЕДОТКИН В. Н. Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! Вопрос не так прост, как кажется на первый взгляд, это продолжение многолетней дискуссии о 131-м законе - о передаче на уровень регионов, муниципальных образований полномочий без денег. Опять мы наступаем на те же самые грабли! Я напомню, на начало этого года долг регионов (без муниципалитетов) - 2 триллиона 230 миллиардов рублей, согласно принятому нами бюджету на текущий год к концу года долг возрастёт до 2 триллионов 700 миллиардов рублей, и при этом правительство не отрицает, что будет продолжаться закрытие медицинских учреждений, закрытие школ... Вот представьте, что сидит губернатор, сидят депутаты региональных органов и говорят, что, мол, да, хорошо бы нам почистить фарватер и перевести какие-то грузы оттуда, где уже просто нет других путей. А с другой стороны им скажут, дескать, ребята, а у нас в половине населённых пунктов - 17 тысяч по стране! - вообще нет ни врача, ни медсестры, может быть, с этого начнём? И они начнут... То же самое со школами. А писать, что мы этим законом даём право нашим регионам улучшать водные пути, - ну это просто насмешка: не найдут они денег, и здесь, в этом зале, депутаты всех фракций об этом тысячу раз говорили! Ну прочистили фарватер, и всё равно перевозок не будет, потому что, если вы посмотрите, у нас закрылись многие водные пути из-за того, что очень дорогое дизельное топливо, на котором ходят многие самоходные баржи и пароходы, и из-за чего настолько возрастает стоимость перевозок и билетов, что это просто не по карману юридическим лицам, предпринимателям, не по карману и простым людям. Кроме того, практически разрушены причалы - их просто уже нет, пришли в негодность дороги, которые ведут к портам и к причалам, а самое главное - кадры все разбежались, которые раньше занимались портами, прибрежными дорогами, прокладкой новых фарватеров. Вот честно скажу, что, на мой взгляд, данный закон работать не будет, он лишь маленькую заплатку поставит - мол, мы вам, ребята, дали возможность и вы к нам, в Правительство России, больше не обращайтесь, сами делайте. Ну сами поставьте себя на их место - вы ничего не сможете сделать! Я очень боюсь, что данный законопроект - это очередной шаг к тому, чтобы перейти к стратегии по типу платных автомобильных дорог. Помните, три года назад, в апреле 2013 года, мы приняли закон, одобрили платные дороги, и сейчас это реализуется. Вот следующим шагом скажут, что выгодно везти по рекам, но у государства денег нет, у регионов тоже, поэтому давайте, мол, отдавать их в частные руки, и всё завершится вот так банально, а проблема-то останется. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Сергей Алексеевич, пожалуйста, вам слово. АРИСТОВ С. А. Обычно я не беру слово после выступлений депутатов, но в данном случае обязан и вынужден. Ну, во-первых, ещё раз напоминаю коллегам-депутатам о том, что это добровольное решение субъекта, - это не обязательство от Федерации, это добровольное решение, и куда и как потратят средства - это решение самого субъекта. Во-вторых, что касается восстановления, о чём сейчас говорил Максим Андреевич Шингаркин. Буквально в феврале правительство будет рассматривать стратегическую программу развития внутренних водных путей, в которой одна из прописанных задач - это перевод грузов с автомобильного и железнодорожного транспорта на внутренний водный транспорт. Это задача, которая поставлена сегодня перед нами, - правительство такое решение скоро примет. Что касается цен на дизельное топливо - ну, здесь я ответить не смогу. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Выносим законопроект на "час голосования".
14-й пункт, проект федерального закона "О внесении изменений в Кодекс внутреннего водного транспорта Российской Федерации". Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 07 мин. 48 сек.) Проголосовало за 388 чел.86,2 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 388 чел. Не голосовало 62 чел.13,8 % Результат: принято Принят в первом чтении.