Заседание № 81

16.02.2005
Вопрос:

О проекте федерального закона № 92677-4 "О внесении изменения в пункт 1 статьи 6 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (о передаче права законодательной инициативы в законодательном (представительном) органе государственной власти субъекта Российской Федерации от органов местного самоуправления представительным органам муниципальных районов и городских округов).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 3976 по 4115 из 5741
Пункт 15, о проекте федерального закона "О внесении изменения в пункт 1         
статьи 6 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных    
(представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов    
Российской Федерации". Государственное Собрание Республики Башкортостан         
доверило выступить с докладом Михаилу Евгеньевичу Бугере. С места.              
                                                                                
Пожалуйста, включите микрофон.                                                  
                                                                                
БУГЕРА М. Е. Уважаемый Борис Вячеславович, уважаемые коллеги! Как известно, с   
1 января 2006 года вступает в силу в полном объеме Федеральный закон № 131      
"Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской            
Федерации". В результате реализации положений вышеуказанного федерального       
закона в субъектах Российской Федерации появится большое количество             
муниципальных образований, представительные органы которых согласно статье 6    
Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных             
(представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов    
Российской Федерации" будут наделены правом законодательной инициативы в        
представительных органах государственной власти субъектов Российской            
Федерации. В одной Башкирии появится девятьсот сорок пять субъектов права       
законодательной инициативы. Вполне может сложиться ситуация, что                
законодательные органы власти субъектов Российской Федерации столкнутся с       
очень большим потоком законодательных инициатив, причем законодательных         
инициатив, плохо проработанных с юридической точки зрения, с точки зрения       
содержания, потому что совершенно очевидно, что далеко не все... можно          
сказать, это единичные случаи, когда соответствующее поселение, мелкое          
поселение, располагает необходимыми кадрами для подобной работы.                
                                                                                
Для анализа большого количества поступающих законопроектов потребуется          
создание дополнительных рабочих мест в законодательных органах субъектов        
Федерации, что потянет за собой увеличение финансовых затрат из бюджетов        
субъектов Федерации. Поэтому Государственное Собрание Республики Башкортостан   
предлагает ограничить число субъектов права законодательной инициативы: не      
каждое поселение считать таковым, а закрепить право законодательной             
инициативы только за муниципальными образованиями второго порядка, то есть за   
представительными органами местного самоуправления районов и городов.           
                                                                                
Просим поддержать данную законодательную инициативу. Спасибо.                   
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Содоклад члена Комитета по делам Федерации и региональной политике Владимира    
Александровича Рыжкова. Пожалуйста.                                             
                                                                                
РЫЖКОВ В. А., депутат Государственной Думы, не состоящий в депутатском          
объединении.                                                                    
                                                                                
Спасибо, Борис Вячеславович.                                                    
                                                                                
Уважаемые депутаты, в сущности, вопрос состоит вот в чем - сохранять за         
селами, поселками право законодательной инициативы в регионах или не            
сохранять? Наш комитет считает, что лишать их такого права мы не можем          
юридически, и более того, мы считаем, что и по существу это было бы             
неправильно.                                                                    
                                                                                
Почему мы не можем это сделать юридически? По двум основным причинам. Первая    
причина. Конституция устанавливает равенство органов местного самоуправления.   
Конституция не делает различия между районами, городами и селами, поселками,    
где есть местное самоуправление. Граждане и там и там по Конституции имеют      
право на законодательную инициативу, поэтому, если мы примем данный закон, мы   
просто нарушим Конституцию. Второй юридический аргумент заключается в том,      
что право сел, поселков, деревень на законодательную инициативу в регионе       
установлено самим законом о местном самоуправлении. Поэтому если это            
отменять, то надо вносить изменение не только в данный закон, но и во все       
остальные законы, которые регулируют деятельность органов местного              
самоуправления.                                                                 
                                                                                
Это юридические аргументы. Теперь аргумент по существу. Михаил Евгеньевич       
правильно сказал о том, что с 1 января следующего года вступает в силу 131-й    
закон - о разграничении полномочий. Там масса неурегулированных сложных         
проблем, и представьте себе, что мы одновременно лишим местное самоуправление   
права корректировать законы. Мы тем самым исключим возможность для регионов     
корректировать ошибки, устранять проблемы и приспосабливать новое               
законодательство к реалиям жизни. Мы, наоборот, в комитете считаем, что надо    
дать еще больше возможностей селам, деревням инициировать поправки,             
инициировать изменения, чтобы не наломать дров, как у нас в последнее время     
достаточно часто случается.                                                     
                                                                                
И последнее. Такого же мнения, как наш комитет, придерживается большинство      
субъектов права законодательной инициативы. Профильный Комитет Совета           
Федерации по делам Федерации и региональной политике предлагает отклонить       
данный законопроект, Комитет Совета Федерации по вопросам местного              
самоуправления тоже предлагает отклонить данный законопроект. Правительство     
Российской Федерации дало отрицательное заключение на данный законопроект. И    
наш комитет практически единодушно предлагает этот законопроект отклонить.      
                                                                                
Что касается того аргумента, который высказал Михаил Евгеньевич, что            
возрастет поток законопроектов снизу в регионах, и слишком сильно будут         
загружены законодательные собрания, нам кажется, что это действительно может    
произойти, но зато, Михаил Евгеньевич, более качественное будет приниматься     
региональное законодательство и региональные законодатели будут слышать         
низовые уровни - советы, что позволит создать более качественное                
законодательство.                                                               
                                                                                
Поэтому как с юридической точки зрения, с точки зрения соблюдения               
Конституции, так и с точки зрения существа дела, здравого смысла наш комитет,   
очень детально это обсудив, просит Государственную Думу отклонить данный        
законопроект.                                                                   
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Владимир Александрович.                          
                                                                                
Уважаемые коллеги, будут ли вопросы по данному проекту федерального закона к    
докладчику или содокладчику? Нет вопросов. Есть ли необходимость выступить по   
данному проекту федерального закона? Романов Валентин Степанович, пожалуйста.   
                                                                                
РОМАНОВ В. С. Понимая мотивы депутата Бугеры, я тем не менее думаю, что         
комитет в данном случае прав. Ситуация будет колоссально усложненной.           
Высказав это мнение по законопроекту, хотел бы обратиться к Комитету по         
вопросам местного самоуправления: так как на примере закона № 122-ФЗ мы         
убедились в серьезнейшей неподготовленности тысяч нормативных актов на местах   
(а ведь времени было полгода, но не успели), я полагаю, было бы правильно,      
если бы коллеги из этого комитета сейчас хотя бы выборочно, условно говоря на   
примере пяти регионов, попробовали разобраться, в какой стадии готовности,      
вернее, какова подготовка на местах к предстоящему с 1 января 2006 года         
переходу, когда десятки тысяч вопросов требуется на нормативном уровне          
отработать. Я очень боюсь, что нас ожидает следующая волна таких же             
недоумений и накладок, как и сейчас со 122-м законом.                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Нет больше желающих выступить? Нет. Есть ли необходимость выступить             
полномочному представителю президента? Полномочному представителю               
правительства? Нет. Ставится на голосование в первом чтении проект данного      
федерального закона.                                                            
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты голосования.                                                
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 18 мин. 36 сек.)                 
Проголосовало за               10 чел.2,2%                                      
Проголосовало против           20 чел.4,4%                                      
Воздержалось                    0 чел.0,0%                                      
Голосовало                     30 чел.                                          
Не голосовало                 420 чел.93,3%                                     
Результат: не принято                                                           
                                                                                
Не принято.