Заседание № 289

25.03.2016
Вопрос:

О проекте федерального закона № 925087-6 "О внесении изменений в статью 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в части увеличения срока давности привлечения к административной ответственности за нарушение валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования".

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в третьем чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 2585 по 2601 из 7378
14-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в статью 4.5      
Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в части        
увеличения срока давности привлечения к административной ответственности за     
нарушение валютного законодательства Российской Федерации и актов органов       
валютного регулирования".                                                       
                                                                                
Владимир Николаевич Плигин.                                                     
                                                                                
Пожалуйста.                                                                     
                                                                                
ПЛИГИН В. Н. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Законопроект прошёл    
экспертизы, замечаний нет - предлагаем принять в третьем чтении.                
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Есть желающие выступить по мотивам? Нет.                  
                                                                                
Выносим на "час голосования".                                                   
                                                                                
Фрагмент стенограммы:
Строки с 5891 по 5910 из 7378
14-й пункт, проект федерального закона "О внесении изменений в статью 4.5       
Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в части        
увеличения срока давности привлечения к административной ответственности за     
нарушение валютного законодательства Российской Федерации и актов органов       
валютного регулирования".                                                       
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 58 мин. 25 сек.)                 
Проголосовало за              383 чел.85,1 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    383 чел.                                          
Не голосовало                  67 чел.14,9 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Закон принят.                                                                   
                                                                                

Заседание № 284

15.03.2016
Вопрос:

О проекте федерального закона № 925087-6 "О внесении изменений в статью 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в части увеличения срока давности привлечения к административной ответственности за нарушение валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования" (принят в первом чтении 22 января 2016 года с наименованием "О внесении изменений в статью 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (в части увеличения срока давности привлечения к административной ответственности за нарушение валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования)").

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта во втором чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 1811 по 1845 из 6957
4-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в статью 4.5       
Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в части        
увеличения срока давности привлечения к административной ответственности за     
нарушение валютного законодательства Российской Федерации и актов органов       
валютного регулирования". Докладывает Владимир Николаевич Плигин.               
                                                                                
Пожалуйста.                                                                     
                                                                                
ПЛИГИН В. Н., председатель Комитета Государственной Думы по конституционному    
законодательству и государственному строительству, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".     
                                                                                
Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Представлена одна таблица           
поправок, в которой содержится две поправки, рекомендованные комитетом к        
принятию. Прошу утвердить таблицу.                                              
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Есть ли вопросы по таблице поправок № 1? Нет.             
                                                                                
Ставлю на голосование.                                                          
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 05 мин. 24 сек.)                 
Проголосовало за              310 чел.68,9 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    310 чел.                                          
Не голосовало                 140 чел.31,1 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принимается.                                                                    
                                                                                
Выносим законопроект на "час голосования".                                      
                                                                                
Фрагмент стенограммы:
Строки с 5451 по 5470 из 6957
4-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в статью 4.5       
Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в части        
увеличения срока давности привлечения к административной ответственности за     
нарушение валютного законодательства Российской Федерации и актов органов       
валютного регулирования", второе чтение.                                        
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 05 мин. 27 сек.)                 
Проголосовало за              332 чел.73,8 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    332 чел.                                          
Не голосовало                 118 чел.26,2 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принят во втором чтении.                                                        
                                                                                

Заседание № 275

22.01.2016
Вопрос:

О проекте федерального закона № 925087-6 "О внесении изменений в статью 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (в части увеличения срока давности привлечения к ответственности за нарушение валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования)".

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 2254 по 2547 из 6980
Следующий, 15-й вопрос повестки, проект федерального закона "О внесении         
изменений в статью 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных         
правонарушениях (в части увеличения срока давности привлечения к                
административной ответственности за нарушение валютного законодательства        
Российской Федерации и актов органов валютного регулирования)".                 
                                                                                
Сергей Анатольевич Сторчак.                                                     
                                                                                
СТОРЧАК С. А. Уважаемые депутаты, Сергей Евгеньевич уже назвал законопроект.    
Необходимость его принятия прямо вытекает из сложившейся практики               
администрирования наказаний, связанных с нарушением валютного                   
законодательства. Из-за того что в отношения, связанные с валютным              
регулированием, вовлечено сразу несколько институтов: органы государственной    
власти, агенты валютного контроля, таможенные и налоговые органы, - получение   
информации о допущенных нарушениях валютного законодательства очень часто       
растягивается на срок до шести месяцев. В дальнейшем при анализе сложившейся    
ситуации, при обработке данных, особенно в связи с действиями Евразийского      
экономического союза, период получения информации также растягивается -         
требуется ещё полгода. В результате мы имеем ситуацию, когда на сбор            
информации, необходимой для принятия соответствующих мер, тратится до года, и   
это означает, что истекает срок давности привлечения к ответственности за       
совершение правонарушения. Для того чтобы создать необходимые предпосылки для   
нормальной работы органов валютного контроля, законопроектом                    
предусматривается увеличение срока давности до двух лет.                        
                                                                                
И в заключение хочу назвать две цифры: за период 2013-2014 годов и первое       
полугодие 2015 года в Росфиннадзор от Федеральной таможенной службы и ФНС       
поступила 1 тысяча 525 протоколов с истекшими или истекающими сроками           
давности привлечения к административной ответственности; по оценкам этих        
служб, сумма штрафов могла составить 72,6 миллиарда рублей.                     
                                                                                
Учитывая изложенное, просим поддержать законопроект.                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Рустам Рифатович Ишмухаметов.                                                   
                                                                                
ИШМУХАМЕТОВ Р. Р. Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! Комитет,      
поддерживая концепцию проекта федерального закона, отмечает следующее. В        
действующей части 1 статьи 4.5 кодекса установлен срок давности привлечения к   
административной ответственности за нарушение валютного законодательства -      
один год, однако, как следует из пояснительной записки к законопроекту, в       
настоящее время выявить факт совершения правонарушения и привлечь               
правонарушителя к административной ответственности в течение установленного     
срока давности в силу определённых обстоятельств не представляется возможным.   
Это связано с тем, что после выявления указанного административного             
правонарушения необходимо получить определённую информацию и осуществить иные   
процессуальные действия, требующие значительных временных затрат, в             
частности, это связано с проведением экспертизы с целью подтверждения           
подлинности документов о перемещении товаров через границы Таможенного союза,   
а также с получением заключений органов государственной власти Республики       
Казахстан, Республики Беларусь и других стран.                                  
                                                                                
Докладчик, уважаемый Сергей Анатольевич, достаточно исчерпывающе доложил суть   
законопроекта. Комитет рекомендует Государственной Думе принять указанный       
законопроект в первом чтении.                                                   
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Есть ли вопросы? Прошу записаться.                                              
                                                                                
Включите режим записи.                                                          
                                                                                
Покажите список.                                                                
                                                                                
Валентин Степанович Романов.                                                    
                                                                                
РОМАНОВ В. С., фракция КПРФ.                                                    
                                                                                
Уважаемый Сергей Анатольевич, идея продления срока обоснованна; ситуация        
жёсткая, так что и это тоже одна из мер.                                        
                                                                                
Пользуясь случаем, хочу вас спросить. Минфин вместе с Центробанком - это два    
основных субъекта в экономике, от которых зависят меры государственной защиты   
на фоне продолжающейся массовой утечки капитала. Когда мы говорим об            
административных штрафах и о том, что там нужно подольше разбираться, - это     
одно, но нет ли у вас ощущения, что в нынешней ситуации нужны и более жёсткие   
меры уголовного спроса, и применять иные экономические рычаги? Вчера курс был   
85 рублей - это что?! Куда же мы катимся?!                                      
                                                                                
СТОРЧАК С. А. Если ситуацию оценивать в комплексе, то сегодня мы имеем          
тенденцию обратную - рубль укрепляется: пошла вверх цена на нефть, и в первую   
же сессию рубль укрепился на две позиции по отношению к доллару. Таким          
образом, основная наша задача, конечно, работать над структурными реформами и   
уменьшать зависимость доходов бюджета от нефти и газа; как только эта           
проблема - проблема диверсификации экономики - будет решена, я думаю,           
ситуация будет нормализовываться и мы получим равновесное значение рубля.       
                                                                                
Относительно вывода капитала из Российской Федерации принимаются самые          
разнообразные меры. Последнее событие, которое характеризует работу в этом      
направлении, показывает, что основная часть переводимых за рубеж валютных       
средств направлена на погашение ранее привлечённых частных и экспортных         
кредитов. В связи с этим, я думаю, нужно достаточно взвешенно оценивать         
фактическую сторону дела. Никакого панического исхода капитала из Российской    
Федерации не происходит, идёт плановая работа прежде всего тех                  
государственных корпораций, которые взяли крупные кредиты за рубежом, мы        
мониторим эту ситуацию, знаем, что они просто-напросто выполняют свои           
обязательства по графику.                                                       
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Тамара Васильевна Плетнёва.                                                     
                                                                                
ПЛЕТНЁВА Т. В., фракция КПРФ.                                                   
                                                                                
У меня тоже вопрос к представителю Минфина.                                     
                                                                                
Сергей Анатольевич, приведу такое сравнение, может, не очень хорошее: если мы   
посмотрим, как ведут себя люди в день похорон и через сорок дней, то увидим,    
что со временем они уже немножко успокаиваются. Вы знаете, меня совершенно не   
убедили ваши аргументы по поводу того, что надо именно увеличить срок           
давности, потому как физические лица-то редко нарушают, ну, может быть,         
крупные бизнесмены, а так в основном юридические лица нарушают, в том числе     
представители правящих кругов. Не кажется ли вам, что лучше вообще снять        
ограничения в уголовном законодательстве за нарушения, которые совершены?       
Никакого срока давности вот тут как раз быть не должно!                         
                                                                                
СТОРЧАК С. А. Этот законопроект прежде всего направлен на борьбу с              
фирмами-однодневками - на это я хочу обратить особое внимание. Не я автор       
законопроекта, но, когда я готовился к выступлению в Думе, мне объяснили, что   
именно это главная составляющая: именно недобросовестность физических лиц       
позволяет юридическим лицам, фирмам-однодневкам осуществлять незаконные         
валютные операции и получать те результаты, о которых я сказал.                 
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Николай Иванович Сапожников.                              
                                                                                
САПОЖНИКОВ Н. И., фракция КПРФ.                                                 
                                                                                
У меня вопрос к представителю комитета.                                         
                                                                                
Уважаемый Рустам Рифатович, действия комитета, который поддерживает принятие    
этого законопроекта, напоминают мне латание одеяла, которое собираются          
выбросить: насколько я знаю, в комитете очень плотно работают над новой         
редакцией Кодекса об административных правонарушениях, а мы сегодня вносим...   
вернее, пытаемся внести изменения в ту редакцию, которой завтра уже не будет.   
Нельзя ли отработать так, чтобы в новой редакции это предложение                
правительства уже было учтено?                                                  
                                                                                
ИШМУХАМЕТОВ Р. Р. Уважаемый Николай Иванович, ваше предложение мы рассмотрим,   
но дело в том, что... Да, заседания рабочих групп уже идут - порядка двадцати   
рабочих групп будет по подготовке новой редакции кодекса, - но, конечно,        
проект не будет готов так быстро, как вы говорите, завтра это не произойдёт,    
а для правоприменителей уже сегодня важно использовать на практике те           
новеллы, которые мы сейчас рассматриваем.                                       
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Николай Васильевич Коломейцев.                            
                                                                                
КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В., фракция КПРФ.                                                 
                                                                                
Уважаемый Сергей Анатольевич, вы достаточно искушённый работник Минфина -       
скажите, пожалуйста, разве могут даже 70 миллиардов рублей компенсировать 766   
миллиардов долларов, вывезенных из России только за последние четырнадцать      
лет?! И скажите, пожалуйста, почему вы не предлагаете более конкретных мер по   
резкому сокращению вывоза капитала из России?                                   
                                                                                
СТОРЧАК С. А. Я хочу ещё раз изложить свою позицию. Когда идёт возврат ранее    
привлечённых кредитов и обслуживание задолженности по этим кредитам,            
терминология, используемая в практике статистики, некорректна, - никакого       
вывода капитала здесь нет, идёт обслуживание накопленных обязательств и         
возврат ранее привлечённых кредитов. Это первое.                                
                                                                                
Второе. Начиная с 2006 года Российская Федерация в лице государства и           
хозяйствующих субъектов стала нетто-кредитором по отношению к внешнему миру.    
Это значит, что сумма накопленных нами активов за рубежом больше накопленных    
обязательств перед зарубежными странами или их юридическими лицами. В этом      
смысле участие Российской Федерации, нашей экономики в глобальной экономике,    
в международном разделении труда, собственно говоря, идёт нам только на         
пользу, а не во вред. Другое дело, что мы достаточно сложно вписываемся в       
глобальную экономику, но на это имеются разного рода объективные и              
субъективные причины.                                                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Сергей Михайлович Катасонов.                                                    
                                                                                
КАТАСОНОВ С. М., фракция ЛДПР.                                                  
                                                                                
Сергей Анатольевич, конечно, хотелось, чтобы законопроект докладывали те, кто   
его разрабатывал, потому что в ходе вашего доклада у меня был один вопрос, а    
в ходе ответов на вопросы вообще возникло непонимание: а насколько в принципе   
обоснованно наличие срока давности по таким делам? Вчера это был год, сейчас    
предлагают сделал два, завтра будет три... То, о чём вы говорите, - что это     
направлено против фирм-однодневок, - вообще, на мой взгляд, не укладывается в   
эту концепцию. Для таких компаний уголовная ответственность предусмотрена,      
поэтому я, вообще-то, не понял и ваш доклад, и ваши ответы. Всё-таки мы         
боремся с теми компаниями, которые нарушили, или мы боремся с теми, кого уже    
нет? Но тогда срока давности вообще не существует! Если можете, ответьте,       
пожалуйста.                                                                     
                                                                                
СТОРЧАК С. А. Насколько я владею этой темой, речь идёт о том, что срок          
исковой давности начинается с момента принятия органами управления компании     
соответствующих решений. Органы управления - это физические лица, а             
физические лица, создающие фирмы-однодневки, никуда не исчезают, и с этими      
лицами можно работать. Я так понимаю, практика правоприменения говорит в        
пользу того, что есть возможность наказывать лиц, нарушивших валютное           
законодательство, естественно, через суды, и это позволяет рассчитывать на      
увеличение поступлений в федеральный бюджет достаточно весомых ресурсов,        
которые сейчас просто-напросто растворяются в экономике и непонятно,            
собственно говоря, каким образом работают на россиян в тех случаях, когда       
нарушается валютное законодательство.                                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Кто хотел бы выступить? Прошу записаться.                                       
                                                                                
Включите режим записи.                                                          
                                                                                
Покажите список.                                                                
                                                                                
Николай Васильевич Коломейцев.                                                  
                                                                                
КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! Вот если       
послушать Сергея Анатольевича, то получается, что мы вообще в тихой гавани,     
хотя Сергей Анатольевич лучше других знает - в том числе потому, что страдал    
за свои знания, - что не совсем так, как он говорит, обстоят дела. Сергей       
Анатольевич, вы же помните, что в 2008 году у нас было золотовалютных           
резервов 598,3 миллиарда долларов, а корпоративный долг России составлял        
всего 432 миллиарда долларов. Нам тогда говорили: ну что вы, долг государства   
всего 57 миллиардов, а за то, что должны госкорпорации, мы не отвечаем. Я вам   
напомню, что сегодня ситуация совсем другая: мы с вами почти проели             
золотовалютные резервы и даже не можем сказать, куда же делась накопительная    
часть пенсии, которую мы то замораживаем, то примораживаем, у нас внутренний    
долг уже равен бюджету Российской Федерации!                                    
                                                                                
Более того, вы забыли ещё об одном: ваши с Центробанком игры с курсом доллара   
привели к обнищанию большей части наших граждан. А к чему игры с ценами на      
нефть привели?! Вот у нас Сергей Михайлович Игнатьев, ещё будучи заместителем   
министра финансов, вашим коллегой, провёл интересный анализ по двенадцати       
нефтяным компаниям Российской Федерации и написал докладные записки и           
президенту, и председателю правительства - оказывается, за один и тот же        
объём нефти "Сургутнефтегаз" заплатил налогов в 9 раз больше, чем "ТНК-BP", и   
в 3 раза больше, чем "Башнефть", понимаете?! (Я могу продолжать, у меня есть    
данные по всем двенадцати.) О чём это говорит? О том, что Минфин вместе с       
налоговой службой в принципе не занимается работой по нормальному взиманию      
налогов!                                                                        
                                                                                
А если посмотреть технологию увода капиталов, то можно увидеть, что, к          
сожалению, многие наши корпорации и серьёзные компании, занимающиеся            
разработкой месторождений нефти и газа, открыли свои компании за рубежом, в     
офшорных зонах, как, скажем, "ТНК-BP", которая 92 процента выручки переводила   
в дивиденды, не вкладывая в основной капитал, и, естественно, платила           
акционерам в своих офшорных банках. А где же валютное регулирование, а где      
налоговая служба?! И за это время таким образом из России вывезены десятки,     
даже сотни миллиардов долларов! (Микрофон отключён.)                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Добавьте две минуты.                                      
                                                                                
КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. С моей точки зрения, этот закон как мёртвому припарка, если    
он будет применяться по отношению к так называемым фирмам-однодневкам: вы       
поймите, что фирма-однодневка - да вы лучше меня это знаете - для того и        
создаётся, чтобы обманывать государство и чтобы потом виновных не было, ну и    
кого вы потом будете штрафовать?!                                               
                                                                                
Мне кажется, что Минфин совсем не выполняет недавнее поручение председателя     
правительства по поиску антикризисных мер, вообще не читает послания            
президента и не предлагает мер по деофшоризации экономики, а ведь в двух        
посланиях президента такое задание давалось, потому что мы находимся в крайне   
тяжёлой ситуации. Мне кажется, что если обратиться к Сергею Анатольевичу и      
Сергею Дмитриевичу, к двум Сергеям, то выяснится, что у них наверняка есть      
такой план. И вообще для оздоровления России вам надо своими тайнами            
поделиться - тогда и для России была бы польза и законы были бы более           
действенными!                                                                   
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Владимир Александрович Поневежский.                                             
                                                                                
ПОНЕВЕЖСКИЙ В. А., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                     
                                                                                
Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! Фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ"         
поддерживает данный законопроект, направленный на совершенствование механизма   
привлечения к административной ответственности за нарушение валютного           
законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования   
посредством увеличения срока давности привлечения к ответственности до двух     
лет. Действительно, как показывает практика, выявить факт совершения            
правонарушения, привлечь правонарушителя к административной ответственности в   
течение установленного сейчас годичного срока не представляется возможным       
ввиду необходимости проведения определённых проверочных и процессуальных        
действий, требующих значительных временных затрат. Правонарушения же эти        
носят достаточно распространённый характер, и в свете необходимости             
обеспечения неотвратимости наказания и в то же время соблюдения принципов его   
справедливости и соразмерности данная законодательная инициатива                
представляется актуальной, целесообразной и, как я уже сказал, заслуживает      
поддержки.                                                                      
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Сергей Анатольевич, пожалуйста, вам слово, если есть необходимость выступить.   
Нет.                                                                            
                                                                                
Рустам Рифатович? Тоже нет.                                                     
                                                                                
Выносим на "час голосования".                                                   
                                                                                
Фрагмент стенограммы:
Строки с 5723 по 5742 из 6980
15-й пункт, проект федерального закона "О внесении изменений в статью 4.5       
Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (в части       
увеличения срока давности привлечения к административной ответственности за     
нарушение валютного законодательства Российской Федерации и актов органов       
валютного регулирования)".                                                      
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 08 мин. 22 сек.)                 
Проголосовало за              389 чел.86,4 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    389 чел.                                          
Не голосовало                  61 чел.13,6 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принят в первом чтении.