Заседание № 127

16.11.2005
Вопрос:

О проекте федерального закона № 92484-4 "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" (об установлении ответственности за употребление в общественных местах пива, напитков, изготовленных на его основе, и слабоалкогольных напитков).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в третьем чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 1165 по 1196 из 6769
Пункт 4. О проекте федерального закона "О внесении изменений в Кодекс           
Российской Федерации об административных правонарушениях". Доклад сделает       
первый заместитель председателя Комитета по конституционному законодательству   
и государственному строительству Александр Петрович Москалец. Пожалуйста.       
                                                                                
МОСКАЛЕЦ А. П., фракция "Единая Россия".                                        
                                                                                
Уважаемый Борис Вячеславович, уважаемые депутаты! По своей сути этот проект     
федерального закона устанавливает ответственность за вовлечение                 
несовершеннолетних в употребление пива, напитков, изготавливаемых на его        
основе, спиртных напитков или одурманивающих веществ, а также за нарушение      
ограничений розничной продажи пива и напитков, изготавливаемых на его основе,   
и за распитие вышеуказанной продукции в определенных к запрету общественных     
местах.                                                                         
                                                                                
Проект закона подготовлен к третьему чтению. Замечаний правового,               
юридико-технического и лингвистического характера по проекту закона не          
имеется.                                                                        
                                                                                
В связи с этим Комитет по конституционному законодательству и                   
государственному строительству рекомендует Государственной Думе принять         
данный законопроект в третьем чтении.                                           
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Есть замечания по докладу? Нет.                                                 
                                                                                
Спасибо, Александр Петрович. Выносим этот проект федерального закона на "час    
голосования".                                                                   
                                                                                
Фрагмент стенограммы:
Строки с 2303 по 2320 из 6769
Ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменений в      
Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" в третьем      
чтении. Кто за? Прошу голосовать.                                               
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты голосования.                                                
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 41 мин. 27 сек.)                 
Проголосовало за              426 чел.94,7%                                     
Проголосовало против            0 чел.0,0%                                      
Воздержалось                    0 чел.0,0%                                      
Голосовало                    426 чел.                                          
Не голосовало                  24 чел.5,3%                                      
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принято.                                                                        
                                                                                

Заседание № 124

02.11.2005
Вопрос:

О проекте федерального закона № 92484-4 "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" (об установлении ответственности за употребление в общественных местах пива, напитков, изготовленных на его основе, и слабоалкогольных напитков).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта во втором чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 720 по 732 из 6727
САВЕЛЬЕВА И. В., фракция Народно-Патриотический Союз "Родина" (Народная Воля    
- СЕПР).                                                                        
                                                                                
Савельева по карточке Глотова.                                                  
                                                                                
Уважаемый Борис Вячеславович, у нас 3-м пунктом повестки стоит проект об        
установлении ответственности за употребление в общественных местах пива и так   
далее. Не вызывает сомнения, что меры должны ужесточаться, но мне кажется,      
что прежде, чем рассматривать этот вопрос, нам необходимо обратиться к          
руководству Государственной Думы по поводу прекращения продажи пива в буфете    
на двенадцатом этаже. Ну, мне кажется, что не должно превращать здание          
Государственной Думы в пивной бар.                                              
                                                                                
Фрагмент стенограммы:
Строки с 1066 по 1072 из 6727
И второе. Я поддерживаю госпожу Савельеву, считаю, что у нас действительно на   
двенадцатом этаже в буфете гадюшник. С моей точки зрения, там надо навести      
порядок. И как можно скорее надо принимать закон, который у нас сегодня в       
повестке дня стоит под номером 3.                                               
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
Фрагмент стенограммы:
Строки с 2672 по 2867 из 6727
Возвращаемся к блоку законопроектов, рассматриваемых во втором чтении. Пункт    
3. О проекте федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской      
Федерации об административных правонарушениях". Доклад сделает первый           
заместитель председателя Комитета по конституционному законодательству и        
государственному строительству Александр Петрович Москалец. Пожалуйста.         
                                                                                
МОСКАЛЕЦ А. П. Уважаемый Борис Вячеславович, уважаемые депутаты! Данным         
проектом федерального закона, подготовленным к рассмотрению во втором чтении,   
предлагается установить административную ответственность за распитие в          
общественных местах пива и напитков, изготавливаемых на его основе, а также     
за распитие алкогольной и спиртосодержащей продукции.                           
                                                                                
Напомню, что правовым основанием для установления ответственности за распитие   
пива является принятый нами ранее (это было 9 февраля текущего года)            
Федеральный закон "Об ограничениях розничной продажи и потребления (распития)   
пива и напитков, изготавливаемых на его основе". Этим законом установлен        
перечень мест, где не допускается розничная продажа и потребление пива и        
напитков, изготавливаемых на его основе, а также установлен запрет на продажу   
пива несовершеннолетним и потребление несовершеннолетними пива во всех          
общественных местах. Целью же рассматриваемого законопроекта, который сейчас    
находится перед вами - "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об   
административных правонарушениях", - является создание соответствующих          
гарантий соблюдения ограничений, запрета, установленных названным мною          
законом, путем введения административной санкции.                               
                                                                                
В первом чтении рассматриваемый законопроект был принят нами 1 апреля 2005      
года. При подготовке его ко второму чтению поступило двадцать пять поправок.    
Двадцать поправок комитетом одобрено и пять рекомендуется к отклонению. С тем   
чтобы не тратить время на отдельное обсуждение некоторых поправок,              
проинформирую вас, что в результате рассмотрения поступивших поправок и их      
анализа, в том числе и тех поправок, которые значительно дополнили              
законопроект и которые внесли сами же авторы рассматриваемого законопроекта,    
его текст, подготовленный ко второму чтению, претерпел изменения - он           
значительно дополнен. Вместе с тем все изменения не выходят за рамки            
одобренной в первом чтении концепции.                                           
                                                                                
Статья 6.10 Кодекса дополняется новой частью, об ответственности за             
вовлечение несовершеннолетних в употребление пива и напитков, изготавливаемых   
на его основе. Предлагаемое дополнение по смыслу как раз соответствует          
ограничениям в отношении несовершеннолетних, установленным Федеральным          
законом "Об ограничении розничной продажи...". В примечании к этой статье       
определяется, что понимается под пивом и напитками, изготавливаемыми на его     
основе.                                                                         
                                                                                
В целях создания гарантий соблюдения норм Федерального закона "Об               
ограничениях розничной продажи..." комитетом поддержаны поправки о внесении     
изменений в статью 14.16 Кодекса об административных правонарушениях - статья   
дополняется новой частью об ответственности за нарушение установленных          
ограничений розничной продажи пива и напитков, изготавливаемых на его основе.   
Приняты поправки, которыми предлагается установить ответственность за           
распитие в общественных местах пива и напитков, изготавливаемых на его          
основе, что также направлено на создание гарантий реализации Федерального       
закона "Об ограничениях розничной продажи...". Одобрены поправки, которыми      
предлагается установить ответственность родителей и иных законных               
представителей за распитие несовершеннолетними пива и напитков,                 
изготавливаемых на его основе. В соответствии с указанными дополнениями         
изменения вносятся и в статьи кодекса, устанавливающие полномочия судей и       
должностных лиц по рассмотрению дел и составлению протоколов об                 
административных правонарушениях по перечисленным выше статьям.                 
                                                                                
Вашему вниманию предлагаются две таблицы - таблица 1 и таблица 2. Комитет       
предлагает их одобрить и принять законопроект во втором чтении.                 
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Александр Петрович.                              
                                                                                
Уважаемые коллеги, есть ли необходимость в отдельном рассмотрении каких-либо    
поправок из таблицы поправок, рекомендуемых к принятию? Здесь двадцать          
поправок. Нет. Тогда я ставлю на голосование таблицу поправок, рекомендуемых    
комитетом к принятию. Кто за? Прошу голосовать.                                 
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты голосования.                                                
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (12 час. 35 мин. 40 сек.)                 
Проголосовало за              358 чел.79,6%                                     
Проголосовало против            0 чел.0,0%                                      
Воздержалось                    1 чел.0,2%                                      
Голосовало                    359 чел.                                          
Не голосовало                  91 чел.20,2%                                     
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принимается.                                                                    
                                                                                
Есть ли необходимость в отдельном рассмотрении поправок из таблицы поправок,    
рекомендуемых к отклонению? Попов Сергей Алексеевич, пожалуйста.                
                                                                                
ПОПОВ С. АЛЕКСЕЕВИЧ. Я прошу вынести на отдельное голосование поправку 2.       
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Хорошо.                                                   
                                                                                
Нет больше замечаний. Ставится на голосование таблица поправок, рекомендуемых   
комитетом к отклонению, без поправки 2. Кто за? Прошу голосовать.               
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты голосования.                                                
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (12 час. 36 мин. 32 сек.)                 
Проголосовало за              362 чел.80,4%                                     
Проголосовало против            0 чел.0,0%                                      
Воздержалось                    1 чел.0,2%                                      
Голосовало                    363 чел.                                          
Не голосовало                  87 чел.19,3%                                     
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принимается.                                                                    
                                                                                
Пожалуйста, по 2-й поправке - Попов Сергей Алексеевич.                          
                                                                                
ПОПОВ С. АЛЕКСЕЕВИЧ. Уважаемые депутаты, данным законопроектом, вот если его    
читать формально, устанавливается ответственность за употребление в             
общественных местах пива и напитков, изготавливаемых на его основе. Про пиво,   
которое содержит алкоголь, конечно, всё понятно, но бывает безалкогольное       
пиво, есть безалкогольные напитки, изготавливаемые на основе пива. Зачем        
нужно устанавливать ответственность за их распитие? Это обыкновенный продукт,   
его даже в Ливии можно пить, где установлена смертная казнь за распитие         
спиртных напитков. В примечании при отклонении написано, что эта моя поправка   
отклонена, потому что базовый закон устанавливает ограничения только для пива   
с содержанием этилового спирта больше 0,5 процента. Но это, наоборот, в мою     
пользу, потому что нельзя устанавливать административную ответственность за     
то, что не предусмотрено базовым законом. Милиционер ведь не базовый закон      
читает, милиционер читает кодекс, КоАП. Устно мне еще сообщили, что есть        
примечание, в котором говорится, что за это ответственность не предусмотрена.   
Но это примечание к этой статье не относится. Поэтому я предлагаю эту статью    
проголосовать - что ответственность устанавливается за всё, что написано,       
кроме безалкогольного пива и других безалкогольных напитков, изготавливаемых    
на основе пива, безалкогольных, повторяю.                                       
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Александр Петрович, вы рассматривали поправку.            
Пожалуйста, мнение комитета.                                                    
                                                                                
МОСКАЛЕЦ А. П. Уважаемые коллеги, тут нельзя говорить, что одна статья          
действует как бы в отрыве от другой. Есть целая глава, и есть система           
подходов, сформированных для решения данного вопроса. Мы еще почему полагаем,   
что поправка, которую вносит Сергей Алексеевич, излишняя? Действительно, он     
ведь прямо сказал, что есть примечание, где дается определение, что следует     
понимать под пивом и напитками, изготавливаемыми на его основе. Кроме того,     
есть ведь закон о государственном регулировании производства и оборота          
этилового спирта, и здесь тоже даются вот эти подходы, о которых мы говорим.    
И если закон об ограничении розничной продажи устанавливает ограничение для     
пива с содержанием этилового спирта более 0,5 процента, то это как раз          
вписывается вот в ту позицию, которая сегодня сформирована и в законе,          
который мы с вами уже приняли, и теперь в данном законопроекте, которым мы в    
его развитие вносим изменения в Кодекс об административных правонарушениях.     
Поэтому комитет предлагает данную поправку отклонить.                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. По ведению - Слиска Любовь Константиновна.                
                                                                                
СЛИСКА Л. К. Уважаемый Сергей Алексеевич, уважаемый Александр Петрович! Можно   
было бы поддержать вашу поправку, Сергей Алексеевич, если бы у нас пиво было    
отнесено к алкогольным напиткам. У нас пиво относится к безалкогольным          
напиткам, поэтому сейчас эта поправка просто неуместна. Давайте отнесем пиво    
к алкогольным напиткам и разрешим пить безалкогольное пиво в общественных       
местах.                                                                         
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Позиции высказаны. Уважаемые коллеги, ставится на голосование поправка 2 из     
таблицы отклоненных по предложению депутата Попова. Мнение комитета -           
отклонить. Кто за? Прошу голосовать.                                            
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты голосования.                                                
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (12 час. 40 мин. 10 сек.)                 
Проголосовало за               42 чел.9,3%                                      
Проголосовало против            0 чел.0,0%                                      
Воздержалось                    0 чел.0,0%                                      
Голосовало                     42 чел.                                          
Не голосовало                 408 чел.90,7%                                     
Результат: не принято                                                           
                                                                                
Не принято.                                                                     
                                                                                
Мы рассмотрели поправки. Я ставлю на голосование проект федерального закона     
"О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных         
правонарушениях" во втором чтении. Кто за? Прошу голосовать.                    
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты голосования.                                                
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (12 час. 40 мин. 49 сек.)                 
Проголосовало за              392 чел.87,1%                                     
Проголосовало против            0 чел.0,0%                                      
Воздержалось                    1 чел.0,2%                                      
Голосовало                    393 чел.                                          
Не голосовало                  57 чел.12,7%                                     
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принято.                                                                        
                                                                                

Заседание № 90

01.04.2005
Вопрос:

О проекте федерального закона № 92484-4 "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" (об установлении ответственности за употребление в общественных местах пива, напитков, изготовленных на его основе, и слабоалкогольных напитков; внесен депутатами Государственной Думы В. Г. Драгановым, Ю. Г. Медведевым, В. Р. Мединским, С. Н. Сироткиным, М. В. Юревичем, А. Е. Хинштейном).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 1165 по 1581 из 5153
Переходим к блоку законопроектов, рассматриваемых в первом чтении. Третьим      
вопросом у нас идут четыре альтернативных проекта федерального закона. Пункт    
3.1, о проекте федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской    
Федерации об административных правонарушениях". Доклад депутата                 
Государственной Думы Юрия Германовича Медведева. Пожалуйста.                    
                                                                                
МЕДВЕДЕВ Ю. Г., фракция "Единая Россия".                                        
                                                                                
Уважаемый Борис Вячеславович, уважаемые коллеги! Группа депутатов               
Государственной Думы - Драганов, Медведев, Мединский, Сироткин, Юревич,         
Хинштейн - вносит на ваше рассмотрение законопроект, направленный на            
изменение и дополнение отдельных норм Кодекса об административных               
правонарушениях.                                                                
                                                                                
Я думаю, что вы знаете, почему появилась данная законодательная инициатива.     
Появилась она потому, что, вы хорошо это помните, в начале этого года мы        
приняли с вами федеральный закон об установлении ответственности за распитие    
пива и напитков, изготовленных на его основе. Для того чтобы данный закон       
работал, нам необходимо внести встречное изменение в Кодекс об                  
административных правонарушениях. Материал по данному вопросу у вас имеется,    
поэтому я не хочу в полном объеме его комментировать. При этом хотел бы еще     
обратить ваше внимание на то, что в ходе работы над законом об ограничении      
розничной продажи и потребления пива, который уже сегодня подписан и принят,    
мы также поняли, увидели необходимость ввести аналогичную меру                  
ответственности и за распитие других слабоалкогольных напитков. Я имею в виду   
различные коктейли, джин-тоники и тому подобное. Это не только требование       
депутатов, тема возникала и в ходе встреч с нашими избирателями. И это          
основное, концептуальное отличие нашего законопроекта от тех альтернативных,    
которые мы будем рассматривать чуть позднее.                                    
                                                                                
Мы предлагаем за нарушение действующего законодательства в области              
ограничения розничной продажи и потребления пива и напитков, изготовленных на   
его основе, а также за распитие слабоалкогольной продукции в общественных       
местах наказывать административным штрафом в размере одного МРОТ. И вместе с    
тем, поскольку рассматриваемый законопроект был внесен еще до окончательного    
принятия федерального закона об ограничении продажи и распития пива, который,   
как вы знаете, претерпел серьезные изменения после замечаний президента, мы     
видим необходимость внесения в него поправок между первым и вторым чтениями.    
И поэтому мы согласны с теми замечаниями, которые высказаны в заключении        
Комитета Государственной Думы по конституционному законодательству и            
государственному строительству, и подтверждаем целесообразность                 
предусмотрения соответствующих дополнений в кодекс: в статью 6.10 -             
вовлечение несовершеннолетнего в употребление спиртных напитков или             
одурманивающих веществ; в статью 14.16 - нарушение правил продажи этилового     
спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции; в статью 20.22 - появление    
в состоянии опьянения несовершеннолетних в возрасте до шестнадцати лет, а       
равно распитие ими алкогольной и спиртосодержащей продукции, потребление ими    
наркотических средств или психотропных веществ в общественных местах. Мы        
готовы в кратчайший срок оформить эти предложения в качестве поправок в         
законопроект, который мы сегодня предлагаем, если вы за него проголосуете.      
                                                                                
Прошу, уважаемые коллеги, поддержать нашу инициативу. Спасибо за внимание.      
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Юрий Германович.                                 
                                                                                
Уважаемые коллеги, я хочу обратить внимание на то, что содоклад у нас будет     
один по всем четырем альтернативным законопроектам и он будет по окончании      
докладов.                                                                       
                                                                                
По пункту 3.2, о таком же проекте федерального закона, доклад представителя     
Государственной Думы Астраханской области Александра Давыдовича Башкина.        
Пожалуйста.                                                                     
                                                                                
БАШКИН А. Д., представитель Государственной Думы Астраханской области.          
                                                                                
Здравствуйте, уважаемый Борис Вячеславович, здравствуйте, уважаемые депутаты!   
Меня зовут Александр Башкин, я являюсь председателем комитета по                
законотворчеству Государственной Думы Астраханской области и докладываю вам     
внесенный в качестве законодательной инициативы законопроект.                   
                                                                                
Предлагаемый вашему вниманию законопроект устанавливает ответственность за      
нарушение Федерального закона "Об ограничениях розничной продажи и              
потребления (распития) пива и напитков, изготавливаемых на его основе". Кроме   
того, в отличие от трех других рассматриваемых сегодня законопроектов,          
посвященных этой теме, наш законопроект вносит изменения и в так называемые     
компетенционные статьи кодекса, определяя соответствующие органы,               
осуществляющие контроль, и необходимые процессуальные действия в случае         
нарушения этого закона: это органы Государственной инспекции по торговле,       
качеству товаров и защите прав потребителей, а также органы, осуществляющие     
государственный контроль за оборотом алкогольсодержащей продукции. Это          
изложено в пунктах 2 и 3 нашего законопроекта.                                  
                                                                                
Доложенный ранее, перед моим докладом, и, как нам известно, предлагаемый к      
принятию за основу законопроект, внесенный депутатами Драгановым, Медведевым,   
Мединским и Сироткиным, скорее всего, не следует считать альтернативным         
нашему законопроекту. На наш взгляд, у законопроектов разные концепции, и я     
попытаюсь это кратко обосновать.                                                
                                                                                
Взятый за правовую основу в этих законопроектах закон "Об ограничении           
розничной продажи и потребления (распития) пива и напитков, изготавливаемых     
на его основе" определяет несколько позиций по ограничению продажи пива.        
Кроме определения перечня мест, где его продажа запрещена, закон в статье 2     
запрещает продажу пива несовершеннолетним гражданам. Очевидно, что тревога за   
физическое, психическое состояние, здоровье детей и подростков определяет       
этот запрет как приоритетный запрет данного закона. Подчеркивает это и          
преамбула принятого ранее, в начале этого года, закона. Статья 3 закона,        
определяя закрытый перечень мест, где запрещено употребление пива, 1-м          
пунктом вновь обращается к несовершеннолетним, запрещая употребление ими пива   
в любых общественных местах.                                                    
                                                                                
Теперь обратимся к предлагаемому за основу законопроекту. В 1-й статье          
законопроект предлагает установить незначительную ответственность лишь за       
распитие в определенных местах, а 2-я статья дублирует 1-ю, что отражено в      
заключении Правового управления, ничего не говорится об ответственности         
юридических лиц за продажу пива во всех местах, предусмотренных вступающим в    
силу федеральным законом, а главное, об ответственности за продажу пива         
несовершеннолетним также ничего не говорится. Не устанавливает этот проект      
ответственности и за еще одно серьезное правонарушение - за употребление пива   
несовершеннолетними в любых общественных местах, что также запрещено принятым   
федеральным законом. И еще одно концептуальное различие: предлагаемый к         
принятию за основу проект не устанавливает органы, на которые возлагается       
контроль за соблюдением закона, и процессуальные действия в случае его          
нарушения. Таким образом, проект охватывает всего лишь одну четвертую часть     
из возможных нарушений закона.                                                  
                                                                                
Возвратимся к нашему законопроекту. Оппоненты считают, что ответственность за   
незаконную продажу пива можно определить с помощью статьи 14.2 КоАП.            
Действительно, она является универсальной для всех товаров, ограничения по      
которым не узаконены отдельно, однако есть контраргумент. Во-первых, когда      
принималась статья 14.2, запрета, ограничений на продажу и употребление пива    
не существовало. И уж коль скоро федеральные законодатели посчитали             
впоследствии целесообразным установить ограничения на продажу пива, приняв      
отдельный закон, то и ответственность за нарушение этого закона, естественно,   
должна быть выделена отдельно по аналогии с нарушением правил продажи           
этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции. Это связано с       
аналогичным воздействием на человека пива и любого другого спиртосодержащего    
продукта. Как кандидат медицинских наук, я совершенно компетентно уверяю, а     
присутствующие в зале врачи могут, наверное, подтвердить, что в основе          
биохимического воздействия обеих категорий - как алкогольсодержащей             
продукции, так и пива - лежит этиловый алкоголь и характер негативного          
физического и психического воздействия на человека у обеих групп абсолютно      
одинаков. Меньшие объемы содержания спирта в пиве легко компенсируются          
увеличением его количества, в некоторых случаях пиво даже вреднее: например,    
содержащееся в нем количество эстрогенов неблагоприятно сказывается на          
формировании организма подростков мужского пола.                                
                                                                                
Естественно, все четыре предлагаемых вам сегодня законопроекта имеют            
определенные недостатки. Имеются замечания и по нашему законопроекту, в         
частности, указывается, что нецелесообразно в Кодексе об административных       
правонарушениях устанавливать процент содержания спирта в пиве - 1,2. Дело в    
том, что этот законопроект готовили до принятия Федерального закона "Об         
ограничениях розничной продажи...", и при подготовке ко второму чтению эту      
цифру легко убрать, сославшись на действующий федеральный закон. Этот           
законопроект нами внесен одновременно, пакетом, с законопроектом первым -       
непосредственно об ограничении розничной продажи пива. Над этими                
законопроектами работали депутаты Государственной Думы Федерального Собрания    
Российской Федерации и депутаты законодательных собраний Омской области и       
Астраханской области. При принятии федерального закона вы совершенно            
справедливо добавили в него еще и ограничение потребления пива в определенных   
местах. Наш проект этого не учитывал, поэтому в нем не предусмотрена            
ответственность для физических лиц.                                             
                                                                                
В завершение, уважаемые коллеги, я хочу сказать: несмотря на то, что все        
четыре проекта нуждаются в доработке, замечания к ним можно учесть при          
подготовке ко второму чтению. Меньше всего доработки требуют проекты            
Астраханской области и Читинской, они, кстати, достаточно похожи, поэтому       
просим вас за основу взять один из них - лучше, конечно, взять проект           
Государственной Думы Астраханской области. Ценное из других проектов можно      
перенести в выбранный проект во втором чтении. В крайнем случае, если           
какие-либо объективные или политические мотивы вынудят вас все-таки принять     
законопроект, внесенный вашими коллегами, просим вас при его доработке          
обязательно предусмотреть ответственность, внести норму об ответственности за   
нарушения закона, связанные с продажей пива несовершеннолетним, а также за      
употребление пива несовершеннолетними в общественных местах. Главное в          
конечном счете не авторство, а положительный результат, эффективность           
действия закона. 14 апреля федеральный закон вступит в силу, и если не          
принять рассматриваемый сегодня законопроект, то ответственность за нарушение   
закона может не наступить.                                                      
                                                                                
Большое спасибо за внимание.                                                    
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
По пункту 3.3 - Читинская областная Дума направила письмо в наш адрес с         
просьбой рассмотреть законопроект без участия ее представителя, поэтому         
доклада не будет, информация по этому проекту федерального закона будет дана    
в содокладе.                                                                    
                                                                                
По пункту 3.4 - доклад депутата Государственной Думы Алексея Михайловича        
Розувана. Пожалуйста.                                                           
                                                                                
РОЗУВАН А. М., фракция "Единая Россия".                                         
                                                                                
Уважаемый Борис Вячеславович, уважаемые коллеги! Представляемый мною            
законопроект является практически альтернативным законопроекту об               
установлении ответственности за нарушение ограничений розничной продажи пива    
и за распитие пива в общественных местах, внесенному депутатами                 
Государственной Думы Драгановым, Медведевым, Мединским, Сироткиным, Юревичем    
и Хинштейном. Поскольку по результатам рассмотрения указанных законопроектов    
к принятию в первом чтении комитетом по конституционному законодательству       
рекомендуется проект федерального закона № 92484-4, я снимаю свой               
законопроект с рассмотрения и обращаюсь к авторам предлагаемого законопроекта   
- если они не возражают, готов быть соавтором и участвовать в доработке этого   
законопроекта. Принимать его в первом чтении сегодня необходимо, потому что     
после того, как мы приняли закон об ограничении продажи пива, теперь нужно      
установить ответственность тех лиц, которые будут этот закон, в ближайшие дни   
вступающий в силу, нарушать.                                                    
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Присаживайтесь, Алексей Михайлович.              
                                                                                
Содоклад заместителя председателя Комитета по конституционному                  
законодательству и государственному строительству Александра Николаевича        
Харитонова. Пожалуйста.                                                         
                                                                                
ХАРИТОНОВ А. Н., фракция "Единая Россия".                                       
                                                                                
Уважаемый Борис Вячеславович, уважаемые депутаты! Представлено четыре           
альтернативных проекта федеральных законов об изменениях в Кодекс Российской    
Федерации об административных правонарушениях, внесенных известными авторами    
и известными законодательными собраниями. Правовым основанием для               
установления такой ответственности, конечно, является недавно принятый нами     
закон, подписанный 7 марта Президентом Российской Федерации и вступающий в      
силу 7 апреля 2005 года, - Федеральный закон "Об ограничениях розничной         
продажи и потребления (распития) пива и напитков, изготавливаемых на его        
основе". Этим законом установлен перечень мест, где не допускаются розничная    
продажа и потребление пива и напитков, изготавливаемых на его основе.           
Установлен запрет на продажу пива несовершеннолетним и потребление              
несовершеннолетними пива во всех общественных местах.                           
                                                                                
Целью рассматриваемых законопроектов о внесении изменений в Кодекс об           
административных правонарушениях является создание соответствующих гарантий     
соблюдения ограничений и запретов, установленных указанным федеральным          
законом, путем введения административной санкции, то есть введения наказания    
за их нарушение. Необходимость установления административной ответственности    
не вызывает возражений, и концепция законопроектов поддерживается. Вместе с     
тем каждый из них имеет свои недостатки, о которых следует сказать.             
                                                                                
Так, законопроектом, внесенным депутатами Государственной Думы Розуваном и      
Хинштейном, предлагается внести дополнения в часть третью статьи 14.16          
кодекса, это статья об ответственности за нарушение правил продажи этилового    
спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, и установить                  
административную ответственность за нарушение иных правил розничной продажи     
пива и напитков, изготавливаемых на его основе, при том, что статьей 14.16      
кодекса уже обеспечиваются меры ответственности и это урегулировано уже         
Федеральным законом "О государственном регулировании производства и оборота     
этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" и Правилами         
продажи алкогольной продукции, утвержденными постановлением Правительства       
Российской Федерации от 19 августа 1996 года № 987. Административная            
ответственность, установленная в части третьей данной статьи, наступает при     
совершении иных нарушений указанных правил, кроме изложенных в частях первой    
и второй указанной статьи, с учетом чего представляется, что предлагаемые       
нормы не соответствуют содержанию диспозиции части третьей статьи 14.16         
кодекса и не вписываются в нее.                                                 
                                                                                
Необходимо поддержать наших авторов из Читы и Астрахани в той части, где        
говорится об ответственности несовершеннолетних и юридических лиц за эти        
деяния. Я думаю, что ко второму чтению эти вопросы будут обговорены и           
уточнены.                                                                       
                                                                                
По законопроекту, внесенному Государственной Думой Астраханской области, надо   
сказать, что за нарушения ограничений розлива и продажи пива, установленных     
Федеральным законом "Об ограничениях розничной продажи и потребления            
(распития) пива и напитков, изготавливаемых на его основе", виновных лиц        
можно привлекать уже по имеющейся статье 14.2, устанавливающей                  
ответственность за незаконную продажу товаров, свободная реализация которых     
запрещена или ограничена законодательством. Незаконной в данном случае будет    
продажа пива и напитков, изготавливаемых на его основе, в местах, где такая     
продажа запрещена настоящим федеральным законом. Таким образом, применение      
имеющейся административно-правовой нормы может служить гарантией исполнения     
установленных ограничений и дополнение к кодексу представляется излишним, тем   
более учитывая, что предполагаемый размер административного штрафа равен        
размеру, уже установленному статьей 14.2 кодекса. В этом законопроекте          
имеется и ряд других недостатков.                                               
                                                                                
Таким образом, после рассмотрения всех законопроектов комитет рекомендует к     
принятию в первом чтении проект, внесенный депутатами Государственной Думы      
Драгановым, Медведевым, Мединским, Сироткиным, Юревичем, Хинштейном. Этим       
законопроектом предлагается установить административную ответственность за      
распитие в общественных местах пива и напитков, изготавливаемых на его          
основе, а также ответственность за распитие алкогольной и спиртосодержащей      
продукции с объемным содержанием этилового спирта до 12 процентов,              
соответственно дополнив главу 20 кодекса новой статьей 20.20-1. Дополнение      
кодекса предлагаемой статьей 20.20-1 должно явиться одной из гарантий           
повышения уровня культуры потребления этого напитка. Однако следует отметить,   
что перечень общественных мест, где запрещено распитие пива и напитков,         
изготавливаемых на его основе, указанный в проектируемой статье, следует        
привести в соответствие с перечнем, уже установленным федеральным законом.      
                                                                                
Целесообразными представляются и предложенные изменения статьи 20.20 кодекса.   
Изменения предлагается внести в первую часть - это исключение примечания к      
этой статье, в котором содержится понятие алкогольной и спиртосодержащей        
продукции. А дополнение ее новой частью позволит привлечь к ответственности     
за распитие в общественных местах и слабоалкогольных напитков -                 
слабоалкогольных коктейлей с объемным содержанием этилового спирта до 12        
процентов. Данное предложение является логичным при установлении подобной       
ответственности за распитие пива.                                               
                                                                                
Следует отметить, что в указанном законопроекте также необходимо определить,    
кто будет осуществлять необходимые процессуальные действия, дающие              
возможность применять установленную ответственность на практике. То есть в      
этом законопроекте также имеется ряд недостатков, но комитет считает, что они   
могут быть устранены при доработке ко второму чтению.                           
                                                                                
С учетом изложенного к принятию в первом чтении рекомендуется законопроект,     
внесенный указанными депутатами.                                                
                                                                                
В соответствии с частью третьей статьи 119 Регламента Государственной Думы      
указанные законопроекты следует рассматривать в порядке, установленном для      
рассмотрения альтернативных законопроектов, то есть принимать решение путем     
рейтингового голосования. Все четыре законопроекта поддержаны                   
законодательными (представительными) органами государственной власти            
большинства субъектов Российской Федерации.                                     
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Александр Николаевич.                            
                                                                                
Уважаемые коллеги, я думаю, что есть вопросы по четырем законопроектам. Есть    
вопросы? Есть один вопрос.                                                      
                                                                                
Кравец Александр Алексеевич, пожалуйста.                                        
                                                                                
КРАВЕЦ А. А., фракция Коммунистической партии Российской Федерации.             
                                                                                
Уважаемый Александр Николаевич, вы в комитете специализируетесь на              
алкогольном секторе нашего законодательства, поэтому поясните, пожалуйста,      
что означает понятие "напитки, изготовленные на основе пива"? Это первый        
вопрос.                                                                         
                                                                                
И второй. Имеется мировая практика запрещения распития напитков в               
общественных местах. В американских фильмах мы видим, как алкаши ходят с        
бумажными пакетами и употребляют, так сказать, в любом месте, не неся за это    
ответственности. Как в данном случае решаются эти вопросы?                      
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ХАРИТОНОВ А. Н. Я зарубежную практику в этой части не исследовал, только        
путем личного, так сказать, включения, там, где я был... Культуру потребления   
пива в Российской Федерации, в России совершенно невозможно сравнивать с        
культурой потребления пива, скажем, в Чехии, в Германии. Тем не менее мы с      
вами проголосовали за закон об ограничении распития пива, президент его         
утвердил, и нам нужно сегодня обговорить механизмы реализации этого закона.     
                                                                                
Сложность в реализации этого закона будет, если мы опять же поручим нашим       
несчастным органам внутренних дел, двум милиционерам, одетым в форму,           
пресекать эти правонарушения. Думаю, что в этом случае мы здесь не достигнем    
того предполагаемого результата, который хотим получить. Сегодня мы можем       
спуститься в метро на станцию "Охотный ряд" и посмотреть, как это действие на   
практике осуществляется. Никто на эти процессы не реагирует и реагировать не    
будет, я так думаю.                                                             
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Понятно.                                                  
                                                                                
Есть ли еще вопросы? Нет вопросов.                                              
                                                                                
Я хотел уточнить, Александр Николаевич. Докладчик по пункту 3.4 Алексей         
Михайлович Розуван сказал, что он снимает данный законопроект, но там автором   
является еще и депутат Хинштейн. Тогда мы голосуем за предложение по пункту     
3.4 или нет?                                                                    
                                                                                
ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.)                                                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Понятно. То есть законопроект под пунктом 3.4 мы          
снимаем и не голосуем за него, вы это нам подтверждаете.                        
                                                                                
Есть ли желающие выступить по данным законопроектам? Нет. Есть ли               
необходимость выступить полномочному представителю президента, полномочному     
представителю правительства? Нет.                                               
                                                                                
Уважаемые коллеги, приступаем к рейтинговому голосованию. У нас на              
голосование будет вынесено три законопроекта - это пункты 3.1, 3.2 и 3.3. Кто   
за то, чтобы принять в первом чтении проект федерального закона "О внесении     
изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях",   
пункт 3.1? Прошу голосовать.                                                    
                                                                                
Включите режим голосования. (Идет голосование.) Спасибо.                        
                                                                                
Ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменений в      
Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" в первом       
чтении, пункт 3.2. Кто за?                                                      
                                                                                
Включите режим голосования. (Идет голосование.) Спасибо.                        
                                                                                
Ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменений в      
Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" в первом       
чтении, пункт 3.3. Кто за?                                                      
                                                                                
Включите режим голосования. (Идет голосование.) Спасибо.                        
                                                                                
Посмотрим результаты.                                                           
                                                                                
Пожалуйста, покажите результаты голосования по пункту 3.1.                      
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 11 мин. 09 сек.)                 
Проголосовало за              376 чел.83,6%                                     
Проголосовало против            1 чел.0,2%                                      
Воздержалось                    0 чел.0,0%                                      
Голосовало                    377 чел.                                          
Не голосовало                  73 чел.16,2%                                     
                                                                                
376 - за. Спасибо.                                                              
                                                                                
Покажите результаты голосования по пункту 3.2.                                  
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 11 мин. 43 сек.)                 
Проголосовало за              115 чел.25,6%                                     
Проголосовало против            7 чел.1,6%                                      
Воздержалось                    0 чел.0,0%                                      
Голосовало                    122 чел.                                          
Не голосовало                 328 чел.72,9%                                     
                                                                                
115 - за.                                                                       
                                                                                
Покажите результаты голосования по пункту 3.3.                                  
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 12 мин. 16 сек.)                 
Проголосовало за              124 чел.27,6%                                     
Проголосовало против           11 чел.2,4%                                      
Воздержалось                    0 чел.0,0%                                      
Голосовало                    135 чел.                                          
Не голосовало                 315 чел.70,0%                                     
                                                                                
124 - за.                                                                       
                                                                                
Таким образом, принятым в первом чтении считается проект федерального закона,   
обозначенный в пункте 3.1.