Заседание № 291
О проекте федерального закона № 924684-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О приостановлении действия отдельных положений Бюджетного кодекса Российской Федерации и установлении особенностей исполнения федерального бюджета в 2020 году".
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
Переходим к рассмотрению 9-го вопроса нашей повестки дня. О проекте федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О приостановлении действия отдельных положений Бюджетного кодекса Российской Федерации и установлении особенностей исполнения федерального бюджета в 2020 году". Пожалуйста, Андрей Михайлович Макаров. МАКАРОВ А. М. Уважаемые коллеги, я хочу извиниться за то, что затянул время выступления по предыдущему законопроекту, поэтому скажу лишь, что наряду с теми полномочиями, которые нужны правительству для оперативного решения возникающих вопросов в бюджетной сфере, законопроектом напрямую решается целый ряд вопросов, очень важных для регионов страны. В частности, по тем бюджетным кредитам, которые должны были быть возвращены в ходе этого года, срок возврата переносится за 2024 год. Это для регионов составляет в общей сложности 78 миллиардов рублей, которые в этом году у них останутся. Очень много в этом зале говорили о том, что необходимо предоставить хотя бы какой-то аналог бюджетных кредитов. Мы продлеваем, увеличиваем до 180 дней срок казначейских кредитов, которые сегодня могут выдаваться на срок до 90 дней. Это важнейшее средство оперативной поддержки регионов. Наконец, мы снимаем все те ограничения, которые существовали для регионов, и передаём им фактически такие же полномочия, аналогичные тем, которые даём Правительству Российской Федерации. Ну и наконец, с целью сохранения парламентского контроля (это будет следующий вопрос) мы предлагаем создать специальную комиссию для рассмотрения вопросов, связанных с бюджетной росписью, для эффективной переброски тех или иных видов расходов, чтобы всё это оставалось под парламентским контролем. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Уважаемые коллеги, у нас в таблицу поправок № 1 включено 23 поправки. Есть ли замечания по этим поправкам? Нет. Ставится на голосование таблица поправок № 1. Включите режим голосования. Покажите, пожалуйста, результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (10 час. 53 мин. 28 сек.) Проголосовало за 315 чел.70,0 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 1 чел.0,2 % Голосовало 316 чел. Не голосовало 134 чел.29,8 % Результат: принято Принимается таблица поправок № 1. Ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О приостановлении действия отдельных положений Бюджетного кодекса Российской Федерации и установлении особенностей исполнения федерального бюджета в 2020 году", второе чтение, пункт 9 нашей повестки дня. Пожалуйста, включите режим голосования. Покажите, пожалуйста, результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (10 час. 54 мин. 13 сек.) Проголосовало за 311 чел.69,1 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 3 чел.0,7 % Голосовало 314 чел. Не голосовало 136 чел.30,2 % Результат: принято Законопроект во втором чтении принят. Пожалуйста, включите микрофон на трибуне. МАКАРОВ А. М. Уважаемые коллеги, законопроект подготовлен к процедуре третьего чтения, и комитет предлагает рассмотреть его сегодня же в третьем чтении. Соответственно, проект постановления, который стоит у нас под 10-м вопросом, может быть рассмотрен после того, как этот законопроект будет рассмотрен в третьем чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Уважаемые коллеги, нет возражений? Нет возражений рассмотреть проект постановления, вопрос 10, после принятия в третьем чтении предыдущих законопроектов.
Коллеги, переходим к рассмотрению законопроекта под пунктом 9 в третьем чтении. О проекте федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О приостановлении действия отдельных положений Бюджетного кодекса Российской Федерации и установлении особенностей исполнения федерального бюджета в 2020 году". Также будем исходить из того, что по мотивам выступлений не будет? Пожалуйста, Андрей Михайлович Макаров. МАКАРОВ А. М. Уважаемые коллеги, настоящий законопроект подготовлен к процедуре третьего чтения, комитет предлагает его поддержать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О приостановлении действия отдельных положений Бюджетного кодекса Российской Федерации и установлении особенностей исполнения федерального бюджета в 2020 году". Пожалуйста, включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 09 мин. 54 сек.) Проголосовало за 315 чел.70,0 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 2 чел.0,4 % Голосовало 317 чел. Не голосовало 133 чел.29,6 % Результат: принято Федеральный закон "О внесении изменений в Федеральный закон "О приостановлении действия отдельных положений Бюджетного кодекса Российской Федерации и установлении особенностей исполнения федерального бюджета в 2020 году" принят.
Заседание № 290
О проекте федерального закона № 924684-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О приостановлении действия отдельных положений Бюджетного кодекса Российской Федерации и установлении особенностей исполнения федерального бюджета в 2020 году".
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Переходим к рассмотрению законопроектов в первом чтении. Пункт 19, проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О приостановлении действия отдельных положений Бюджетного кодекса Российской Федерации и установлении особенностей исполнения федерального бюджета в 2020 году". Доклад Андрея Михайловича Макарова. Пожалуйста. МАКАРОВ А. М. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Настоящий законопроект подготовлен исключительно для решения тех проблем, которые возникли сегодня. Очевидно, что борьба с коронавирусом в стране требует экстренных средств, требует использования инструментов, которые не могли быть, по существу, созданы: мы не могли предвидеть необходимость таких инструментов при разработке других законодательных актов, в том числе при рассмотрении проекта бюджета в прошлом году. Очевидно, что законодательными актами мы создаём инструменты, но без финансового обеспечения эти инструменты просто не смогут работать. И главное, что бюджетный механизм, который существует у нас сегодня, действует и очень эффективен в нормальных условиях, но, когда требуется принимать неотложные решения, когда счёт идёт не на месяцы, не на недели, а на часы, для того чтобы решить какие-то проблемы, очевидно, нужны другие механизмы доведения средств для решения первоочередной задачи. Наверное, нет необходимости говорить о том, что помимо борьбы с коронавирусом сейчас очень много обращается внимания на то, что вот... Как мы боремся с коронавирусом - это очень важно, но мы должны понимать, что ситуация с коронавирусом разрушает экономические цепочки. Если вы помните, ещё при рассмотрении проекта бюджета в 2018 году в октябре и 19 ноября прошлого года, когда рассматривали денежно-кредитную политику, с этой трибуны мы говорили о том, что ситуация созрела для экономического кризиса и что станет спусковым крючком, неизвестно. Тогда ещё не было коронавируса, тогда ещё не было падения цен на нефть, но было ясно, что этот кризис экономически неизбежен. К сожалению, он происходит вот в такой форме, но главное, что это происходит на фоне разрушения всех экономических цепочек, всех международно-правовых механизмов, которые могли бы сдерживать развитие кризиса и в предыдущих экономических кризисах всегда играли роль определённого стабилизатора. С этой трибуны я говорил о том, что каждой стране придётся бороться с экономическим кризисом самостоятельно, не рассчитывая на чью бы то ни было помощь. И сегодня, в этой ситуации мы должны думать не только о том, что мы должны сделать для борьбы с коронавирусом, мы должны подумать, как мы будем выстраивать экономику, как помочь - вот то, о чём сегодня говорил Председатель Государственной Думы, то, что звучало здесь из уст выступавших депутатов, - как поддержать предприятия, которым сейчас сложно, как поддержать регионы, которым сейчас сложно, потому что будут падать поступления по налогу на прибыль, а он является одним из основных источников доходов, и всё это надо делать в оперативном режиме, просто мониторя постоянно ситуацию и вбрасывая деньги точечно там, где они в этот момент нужны. Ясно, что в рамках обычного бюджетного процесса такие задачи решить нельзя. В связи с этим вашему вниманию предлагается законопроект, который наделяет правительство, по сути, двумя полномочиями. Первое - вводятся дополнительные основания для того, чтобы правительство могло своей бюджетной росписью принимать решения, направленные на борьбу с коронавирусом, и другие экономические решения, касающиеся задач, которые возникают: сегодня список полномочий правительства очень узкий, он ограничен, и вот эти ограничения предлагается снять, расширив его в соответствии с теми задачами, теми вызовами, которые сегодня стоят. Второе - предлагается наделить правительство правом предоставления госгарантий сверх верхнего предела государственного внутреннего долга: у нас существует предел внутреннего долга, и госгарантии, естественно, находятся в этих пределах, но мы прекрасно понимаем, что очень многие предприятия смогут выжить... Вот сегодня министр финансов говорил, что мы будем предоставлять отсрочку по уплате налогов, мы будем принимать другие меры, но многим предприятиям достаточно получить гарантию от государства, что они в будущем смогут осуществить эти платежи, и они выживут. Естественно, мы не можем ориентироваться просто на предел внутреннего государственного долга, нам необходимо, чтобы этот инструмент заработал в полном объёме. Вот то, что есть в этом законопроекте. Сразу хочу сказать, что мы предлагаем принять его в самые короткие сроки. Поэтому вот в ту региональную неделю, которая предстоит, мы должны будем посмотреть, какие ещё вопросы являются актуальными, чем необходимо дополнить данный законопроект, чтобы он работал по любым проблемам и нам не надо было каждый раз обращаться к нему и править, потому что иначе правительство не сможет воспользоваться этим механизмом. Это первое. И второй вопрос, который возникал и который мы очень подробно обсуждали: как в этой ситуации не допустить выхода бюджетного процесса из-под парламентского контроля? Ведь это на самом деле очень важный момент! И здесь есть предложение - мы в комитете его подробно обсуждали - использовать тот опыт, тот механизм, который был предложен Государственной Думой и действительно очень хорошо показал себя в 2015 году. Тогда в связи с событиями 2014 года, вы помните, падал курс рубля и всё это было, и была создана специальная межфракционная комиссия, которая, по существу, во время отпусков депутатов или чего-то ещё, в летнее время рассматривала все эти предложения правительства и определяла, строго говоря, надо это выносить на заседание Думы или можно так одобрить. Я напомню, что эта комиссия создавалась на межфракционной основе, туда входили представители всех фракций. И у такой комиссии будет очень важная задача - парламентский контроль и одновременно информирование депутатов всех фракций. Мы проработали предварительно этот вопрос с правительством. Я не говорю о каких-то конкретных формах, о каких-то конкретных нормах, но вот идея во втором чтении закрепить элементы парламентского контроля в этом механизме нашла полную поддержку в правительстве, она поддерживается. Я думаю, что нам предстоит эта работа, поэтому мы просили бы установить срок подачи поправок до пятницы следующей недели, чтобы уже в следующий вторник мы могли выйти на второе чтение, а в среду - на третье чтение. Эти инструменты нужно как можно быстрее предоставить правительству, вот в чём смысл этого закона. Я готов ответить на вопросы. Я специально не стал говорить об экономической ситуации - думаю, все её и так знают. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, есть ли вопросы? Есть. Включите режим записи на вопросы. Покажите список. Моляков Игорь Юрьевич, пожалуйста. МОЛЯКОВ И. Ю. Уважаемый докладчик, у меня следующий вопрос. Вы упомянули о том, что подобная помощь будет предоставляться предприятиям, - это будут предприятия с иностранным участием? Вот "Норникель", там сейчас фактически контрольный пакет акций не принадлежит России. Это первый вопрос. И второй вопрос. В список организаций, которые будут пользоваться данной поддержкой, будут входить банки? Если да, то какие? МАКАРОВ А. М. Спасибо за вопросы. Уважаемые коллеги, я, конечно, понимаю, что, наверное, идея сначала рассмотреть списки, кого будем поддерживать, а потом рассматривать этот законопроект овладевает массами, то есть встаёт вопрос, кто будет бабки делить и кому их дадут. Идея хорошая на самом деле, особенно актуальна в свете сегодняшней экономической ситуации в стране. Так вот перечень стратегически важных предприятий для страны определяет специальная комиссия, которая создана в правительстве. Кстати, Государственная Дума в этой комиссии тоже представлена (это так, на всякий случай, чтобы просто было понятно), поэтому полную информацию по этому поводу мы будем получать. Это первое. И второе, что я хотел бы сказать. Мне очень нравится, когда сейчас говорят: а вот "Норникель", там есть иностранный капитал... А где его сегодня нет, простите? Но вот в "Норникеле" чьи рабочие работают - иностранные или наши? Вот на самом деле очень важно, когда мы говорим о поддержке, чтобы мы не болтовнёй политической занимались, а понимали одно: первые и главные гарантии сегодня должны получить граждане Российской Федерации, где бы и как бы они ни работали, - те, кому трудно, те, кто еле выживает. И ещё раз говорю: это необходимо для того, чтобы выполнить главное поручение президента, который сказал, что весь этот кризис не снимает тех задач, которые были поставлены в его послании. Я ещё раз говорю: списки тех, кто нуждается, - это не для того, чтобы дать кому-то, раздать деньги и так далее, это для того, чтобы точечно поддержать те предприятия, которые важны для экономики страны, для того, чтобы поддержать экономический рост, для того, чтобы выполнять обязательства перед гражданами. Именно инструмент для оперативного, эффективного решения таких вопросов создаётся. А потом давайте обсудим, кому принадлежит "Норникель" и кому принадлежит что-то другое, а то я боюсь, что мы сейчас начнём не то обсуждать. Хотя я понимаю, что это обсуждать интереснее. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Марков Евгений Владимирович, пожалуйста. МАРКОВ Е. В., фракция ЛДПР. Уважаемый Андрей Михайлович, изменения очень правильные, назревшие, и вопрос в связи с этим вот какой: скажите, пожалуйста, что касается изменений, касающихся верхнего предела долга, будут ли эти нормы распространены на возможности для субъектов Российской Федерации? МАКАРОВ А. М. Спасибо за вопрос, он очень важен. Вот если мы с вами посмотрим совместное заявление правительства и Центрального банка, которое было сделано позавчера, - вот посмотрите, - то увидим, что там на самом деле обозначены болевые точки, по которым в первую очередь нужна поддержка, и поддержка регионов обозначена как одна из самых главных, приоритетных задач. На самом деле я разделил бы эту задачу на несколько частей. Первая часть - это то, что необходимо сделать, чтобы помочь регионам с точки зрения решения социальных задач, которые поставлены в послании президента. Второй вопрос, который здесь встаёт, - это риски, которые появляются у регионов в связи с неполучением доходов вследствие возникающих сейчас экономических проблем. И мы планировали, и регионы планировали доходы исходя из тех данных, из тех прогнозов, которые были, когда у нас не было коронавируса, когда у нас не было такого обвала цен на нефть. Поэтому, естественно, все эти вопросы должны быть просчитаны, должны быть просчитаны возможности регионов по выполнению обязательств перед людьми, а главное - возможности поддержания экономики регионов, чтобы не умирали предприятия. Сегодня весь мир признал, что первым и главным последствием развития экономической ситуации, связанной с коронавирусом, будет безработица, не случайно уже сейчас комиссия Татьяны Алексеевны Голиковой по этому поводу работает. Нам надо очень точно проработать этот вопрос, это будет та проблема, которая в первую очередь будет волновать регионы. Сразу хочу сказать, почему появилась первая поправка, связанная с тем, чтобы это делать через резервный фонд правительства. Во-первых, потому, что это обеспечит максимальный контроль за средствами, а во-вторых, потому, что тех средств, которые сегодня есть в резервном фонде правительства, для решения этих задач просто недостаточно. У нас публичное заседание, я не могу сейчас, просто поймите меня правильно, назвать конкретные цифры, но совершенно очевидно, что нам надо пополнять резервный фонд. Давайте так, я одну незакрытую цифру назову, чтобы просто было понятно: вот сегодня у нас в резервном фонде правительства для дотаций регионам на сбалансированность бюджетов установлено 39,1 миллиарда рублей, это зарезервированные деньги. Очевидно, что этих средств не хватит, надо добавлять. А откуда добавлять? Из других обязательств? Нет. Значит, нам нужно искать вот эти средства, чтобы поддержать регионы. Мне кажется, вы задали очень важный вопрос, и вот этот законопроект даёт на него ответ. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Осадчий Николай Иванович. ОСАДЧИЙ Н. И. Уважаемый Андрей Михайлович, в принципе вы в своём выступлении, когда представляли законопроект, почти ответили на вопрос, который я хотел бы задать, но всё-таки... Когда мы говорим об изменениях в бюджетную роспись в связи с финансовым обеспечением мероприятий, связанных с ситуацией вокруг инфекций и со всеми последствиями, это понятно, но дальше в законопроекте идёт формулировка "а также на иные цели, определённые Правительством Российской Федерации". Вот эта формулировка "иные цели" кажется никак не привязанной к конкретной ситуации. Прокомментируйте, пожалуйста. МАКАРОВ А. М. Спасибо огромное за вопрос. Я считаю, что этот вопрос очень важный, именно поэтому я и сказал о создании элементов парламентского контроля. Мы не создаём механизм вседозволенности, мы создаём максимально широкие возможности для решения проблем. Какие это будут проблемы? Я думаю, что сегодня мы с вами можем какие-то дописать, но всё равно мы не сможем создать закрытый перечень, мы должны написать "иные", чтобы, если возникает проблема, которой в этом списке нет, она всё равно могла бы оперативно решаться. Для этого и нужен механизм парламентского контроля, чтобы сохранялось это равновесие. А для того, чтобы просто объяснить, почему это необходимо... Вы знаете, я подготовил всего одну схему, такую табличку, думал, что обойдётся, не хотел её показывать, честно говоря, но, поскольку вопросы задаются, я понимаю, что вопросы есть, - поверьте, это не ваш вопрос, ваш вопрос абсолютно справедлив - я хотел бы просто показать и объяснить, почему нам приходится идти на эти меры. Покажите, пожалуйста, слайд*. Коллеги, вот цена на нефть марки "Брент" на момент принятия нами бюджета, а это вчерашняя цена на нефть марки "Брент" - посмотрите, как она меняется. Мы с вами принимали бюджет при цене 64 доллара за баррель, а вчера в Роттердаме она была 24,9 доллара, по-моему, то есть она ушла ниже 25 долларов. Вы помните, что цена на нефть марки "Юралс", которая, строго говоря, даёт нам основные доходы, всегда ниже цены на "Брент". Более того, мы с вами должны понимать, что сейчас начинается очень серьёзная игра, когда такие игроки, как Соединённые Штаты и Саудовская Аравия, объединяются против нас, для того чтобы вытеснить нас в будущем с рынка нефтяных продуктов, потому что сегодня Соединённые Штаты - крупнейший производитель, Саудовская Аравия - третий производитель в мире. Соединённые Штаты уже реально заявили, что готовы закупить любые объёмы для пополнения своего национального запаса по такой низкой цене, то есть это очевидная поддержка Саудовской Аравии. И обратите внимание: сейчас именно в Европу, на один из наших основных рынков, идут поставки из Саудовской Аравии с максимальными скидками. Я просто приведу вам пример, чтобы было понятно: вчера в Роттердаме цена на нефть марки "Юралс", то есть на нашу нефть, составляла 18,64 доллара, ещё раз скажу, она ушла ниже 20 долларов, при этом она за один день упала на 22 процента, то есть с нами демонстративно не хотят заключать контракты, нас гонят в ту цену, которая для нас неприемлема. Я прошу добавить мне минуту, я думаю, что это очень важно для понимания ситуации, коллеги. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Добавьте время. МАКАРОВ А. М. И одновременно сенаторы обращаются к президенту Соединённых Штатов с тем, чтобы запретить в мире покупать российскую нефть. Вот это конкретная ситуация, которая есть. Эта ситуация будет меняться. Мы очень много сделали за эти годы, чтобы Россия сходила с нефтяной иглы, просто это очень длинный процесс. Мы ведь сидели на этой игле век - век! - понимаете, в чём здесь дело? Многое сделано, но этого недостаточно, чтобы решать проблемы сегодняшнего дня. Поэтому механизм, который мы предлагаем, должен быть максимально широким. Я думаю, что мы во втором чтении предложим, может быть, ещё какие-то дополнительные моменты, но, поверьте, коллеги, - я высказываю сейчас уже своё личное мнение - мы не должны создавать закрытый список: мы будем контролировать, но список должен быть открытым, государство должно быть готово к любым вызовам. И я, скажем, не согласен с тем, что сегодня министр финансов обозначил сумму: "Мы готовы выделить 300 миллиардов". Мы должны быть готовы выделить любую сумму, чтобы решить проблемы граждан и экономики. Вот это... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, есть ли желающие выступить? Есть. Включите режим записи на выступления. Покажите список. Нилов Олег Анатольевич. Три минуты. НИЛОВ О. А. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Важнейший вопрос. Какое конкретное предложение - за три минуты? Для того чтобы решать проблемы граждан сейчас - с учётом обеспокоенности и за беспрецедентный курс рубля (это не ново), и за представленное беспрецедентное (по скорости, наверное, беспрецедентное) падение стоимости нефти, - я предлагаю, коллеги, задуматься над тем правилом, которое было рождено как раз не в течение веков, а недавно с подачи правительства и при поддержке наших профильных комитетов. Это правило делает вот такую связку: какой бы ни была цена на нефть, цена на топливо на внутреннем рынке практически не меняется, точнее, меняется только в одну сторону - в сторону увеличения. И я считаю, что сегодня, для того чтобы помочь реальному производителю, будь то аграрий, будь то авиаперевозчик, будь то транспортник, будь то простой гражданин, который, имея автомобиль и не желая подвергать опасности свою жизнь, жизнь детей, стариков, не пользуется общественным транспортом, а больше как раз пользуется личным транспортом, заправляется каждый день на этой заправке... Он не понимает: ну как же так, цены на нефть упали в разы (иногда падают в разы) - цена на топливо растёт иногда даже выше инфляции. Вот последний пример был представлен Владимиром Владимировичем давеча: на 10 процентов стоимость 92-го бензина подскочила. Давайте разрубим этот узел, давайте попытаемся помочь нашим людям, абсолютному большинству: если цена на топливо упадёт хотя бы до 25-30 рублей, я вас уверяю, эта поддержка принесёт гораздо больший эффект, чем многое из того, что, может быть, и правильно сегодня делает и предлагает правительство. А самое главное, я вас уверяю, и курс доллара не будет таким ошеломляющим, потому что вот в этой связке курса доллара и цены на нефть заложен, как показывает практика, интерес только одной группы - не самой бедной, не самой несчастной в нашей стране группы нефтяников. И поэтому, уважаемые коллеги, вот такое предложение, раз предложил коллега Макаров, я обязательно внесу в виде поправок ко второму чтению. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Шеин Олег Васильевич. Выступление от фракции - поставьте время. ШЕИН О. В. Я хочу начать со слов благодарности комитету. Фактически мы имеем совершенно правильный проект закона о предоставлении правительству чрезвычайных полномочий. Это оправданно, поскольку мы имеем действительно чрезвычайную ситуацию, и потому законопроект должен быть окончательно принят уже в первый же день после возвращения парламента на работу в зал пленарных заседаний. Теперь о том, что мы, наверное, можем дополнительно регулировать, будет ли это делаться через текст закона либо через постановление Госдумы с рекомендациями правительству. Первое. Совершенно очевидно, что сейчас в связи с карантинными мероприятиями большая часть работников Российской Федерации перейдёт в категорию находящихся в неоплачиваемом отпуске или в отпуске, оплачиваемом на две трети тарифной ставки в соответствии с действующим трудовым законодательством. То, что принято решение о более упрощённой процедуре оплаты больничных за счёт Фонда социального страхования в отношении лиц, вернувшихся из опасных стран, верно, но столь же понятно, что данный зонтик нужно будет раскрывать по линии Фонда социального страхования в отношении всех работников, чья деятельность будет приостановлена в связи с карантинными мероприятиями. Столь же ясно, что мы должны будем установить некий потолок по компенсации, поскольку если человек топ-менеджер и получает топ-зарплату, то мы не обязаны это компенсировать ни за счёт каких бюджетных денег, но в отношении обычного работающего класса такое решение должно быть принято, и достаточно оперативно. В этом контексте совершенно верно комитет предлагает убрать ограничения в части резервного фонда правительства и права правительства этот фонд расходовать. Следующая вещь. Сегодня с утра Мишустин заявил о том, что малый бизнес освобождается от необходимости платить за аренду и делать страховые взносы в фонды. Но если мы говорим про страховые взносы, то ведь это в том числе взносы в Фонд социального страхования, а это означает, что правительство обязано за счёт своих резервных возможностей полноценно компенсировать выпадающие доходы Фонда медицинского страхования, Фонда социального страхования. Это тоже должно отразиться, найти своё место в наших документах по возвращении палаты к работе спустя десять дней. И по аренде. Арендная плата зачисляется, как правило, не в федеральный бюджет, а в местные бюджеты. Местные бюджеты сегодня находятся на передовой, потому что именно местной власти необходимо будет принимать оперативные решения о поддержке граждан, в том числе с точки зрения формирования каких-то продуктовых наборов и так далее. В этом контексте мы полагаем правильным - и я хотел бы на это обратить внимание коллег из комитета, вот Андрея Михайловича - при рассмотрении проекта постановления Госдумы либо при рассмотрении поправок ко второму чтению учесть компенсацию территориям выпадающих доходов по всей этой линии, а она, скорее всего, будет гораздо шире того, что мы сейчас обсуждаем. Ну и наверное, последнее, о чём хотелось бы сказать. Действительно, вызывает вопрос иное: есть и история с пандемией, есть и история с нефтью, но всё-таки их смешивать воедино, наверное, не стоит. История с нефтью действительно крайне рискованная и крайне опасная, потому что вопрос не только в том, что резко упали цены, - вопрос заключается в том, что российскую нефть в буквальном смысле слова перестали покупать и сделок, заключённых через Швейцарию либо иным способом, через какие-то иные структуры, у нас в последние дни буквально нет, невзирая на бросовые цены, которые определяются, 21 доллар за баррель и так далее, но всё-таки это не то же самое, что эпидемия, поэтому связывать эти вещи воедино, наверное, не совсем правильно. И с учётом того, что история с коронавирусом может продлиться не месяц, не два - мы видим, что китайские карантинные мероприятия стартовали в январе и закончатся, скорее всего, в июне, судя по тому, что говорят китайские власти, - очень важно, чтобы тот огромный фонд, который мы сохранили, не был растранжирен на поддержку корпораций, подчас использующих эту поддержку не совсем рациональным образом. И здесь система парламентского контроля должна быть гораздо более чёткой, более рельефной и более ясно прописанной, без передачи всех полномочий правительству, как это во многом происходит в истории, связанной с пандемией. Конечно, это требует формирования отдельной рабочей группы в палате, в парламенте, и фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" это будет предлагать. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Представитель президента? Правительства? Нет. Докладчик - заключительное слово. МАКАРОВ А. М. Коллеги, спасибо огромное. Я, честно говоря, действительно надеюсь на то, что будет единая позиция парламента, потому что это меры, которые необходимы сегодня. На самом деле это меры, которые необходимы для решения тех задач, вернее, проблем тех людей, которые нас сюда послали. Ну, я ещё раз говорю, я понимаю, что ещё есть какая-то инерция и даже в таких вопросах мы выступаем с предложениями не для того, чтобы решать проблемы людей, а для того, чтобы попытаться им понравиться в этой ситуации. Ну, будем считать, что это связано с остротой реакции на коронавирус: многие туалетную бумагу закупают, многие предлагают снижать цены на бензин - это на самом деле однопорядковые явления. Сейчас уже, по-моему, основное обращение к Богу должно быть: Господи, дай людям разум! Потому что гречка, соль и макароны у них уже есть, они их уже купили. Ну бог с этим, это другая тема. А вот сегодня давайте мы просто поймём одну вещь: вот здесь - я не случайно показал график - мы с вами обсуждали вопросы бюджетного правила, это бюджетное правило нам позволило создать вот эти резервы, которые позволяют решать эти проблемы, это бюджетное правило и работает так, что, в случае если цена падает, всё равно деньги на то, чтобы решать проблемы людей, у нас есть. Если кто-то предлагает истратить эти деньги на поддержание цены на заправке - это его выбор, но у нас главная задача - это выполнение положений послания президента, чтобы бедность не росла, чтобы мы с вами решали проблемы людей. Я прекрасно помню, как... я не буду даже показывать в ту сторону, но я имею в виду Алексея Леонидовича Кудрина, который, стоя на этой трибуне, когда мы принимали бюджет, говорил о том, что нам в бюджетном правиле необходимо поднять цену отсечения долларов на пять, то есть где-то до 50 долларов. Вот где бы мы сейчас были? Зато сегодня можно делать наукообразные заявления: ах, как этот кризис может не позволить бороться с бедностью! Банальности, выдаваемые за какое-то научное откровение! Ну может, тогда стоит сначала сказать, что, когда предлагали изменить бюджетное правило, смягчить его, ошибались, а не произносить сейчас банальности?! Вот мне кажется, сегодняшнее обсуждение показывает, что мы готовы к очень серьёзной работе, к такой работе, которую парламент проводил всегда, и мы готовы эту работу проводить с правительством. Мы сегодня говорим о предложениях, и, я думаю, то, что мы услышали в выступлениях людей и на что правительству надо обратить внимание, это очень важно. Как сообщил сегодня Председатель Государственной Думы, Александр Дмитриевич просто вошёл в комиссию, которая будет все эти меры обсуждать, - мы будем иметь и здесь полную информацию не только о том, кто получает поддержку, но и о том, какие меры принимаются, что предлагается делать. На самом деле я глубоко убеждён, что все комитеты Государственной Думы в рамках своих полномочий, в рамках своих сфер деятельности вместе со своими министерствами должны проработать все эти меры и посмотреть, чего не хватает исполнительной власти для того, чтобы эффективно, в сиюминутном режиме эти проблемы решать. У каждого комитета эти проблемы свои, каждый комитет знает их лучше, это будет эффективнее, чем если мы будем их обсуждать все вместе. Вот мне кажется, с принятием этого закона должна стать нормой повседневная работа всех комитетов со своими министерствами и ведомствами, вот это и будет лучший вклад парламента в борьбу и с коронавирусом, и с экономическим кризисом. Не надо произносить даже слово "кризис", но просто мы понимаем: коронавирус, как бы долго он ни длился - четыре месяца, шесть месяцев, - пройдёт, а вот экономические проблемы придётся решать. Вот сегодня нам нужна эта совместная работа для решения этих проблем. Ещё раз говорю, я благодарен за все выступления, за все замечания, мы их, безусловно, все рассмотрим, все поправки готовы рассматривать, но просто, ещё раз говорю, очень сжатые сроки, поэтому хотелось бы, чтобы они пришли как можно быстрее. И сразу хочу сказать: поступил только что положительный отзыв правительства на данный законопроект - вот только что, извините, его ещё даже нет в материалах, только что он поступил. Но здесь сидит Алексей Михайлович Лавров, заместитель министра финансов, его специально из правительства прислали на рассмотрение этого вопроса, и если есть необходимость, то он может в данном случае тоже высказать позицию. Ещё раз спасибо, коллеги, за поддержку. Я думаю, что все вместе мы сможем решить эти задачи, действительно сложные задачи, которые стоят сейчас перед страной. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Алексей Михайлович, хотите сказать что-то? Пожалуйста, Алексей Михайлович Лавров. ЛАВРОВ А. М., заместитель министра финансов Российской Федерации. Просим поддержать законопроект в первом чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О приостановлении действия отдельных положений Бюджетного кодекса Российской Федерации и установлении особенностей исполнения федерального бюджета в 2020 году", пункт 19. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 47 мин. 22 сек.) Проголосовало за 348 чел.77,3 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 348 чел. Не голосовало 102 чел.22,7 % Результат: принято Принимается в первом чтении.