Заседание № 309
О проекте федерального закона № 923490-6 "О внесении изменений в главу V Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и статью 77 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (в части установления единого подхода к осуществлению государственного контроля (надзора) за деятельностью органов государственной власти субъектов Российской Федерации и их должностных лиц; принят в первом чтении 16 февраля 2016 года с наименованием "О внесении изменения в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации").
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
Сейчас будем рассматривать 39-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в главу V Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и статью 77 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". Докладывает Виктор Алексеевич Казаков. Включите микрофон. КАЗАКОВ В. А., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Данный законопроект подготовлен к рассмотрению во втором чтении, подготовлены две таблицы поправок - рекомендованных к принятию и к отклонению. Прошу поддержать предложенные таблицы и принять законопроект во втором чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Виктор Алексеевич. Есть ли вопросы по таблице поправок № 1? Нет. Ставлю таблицу на голосование. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 02 мин. 37 сек.) Проголосовало за 302 чел.67,1 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 302 чел. Не голосовало 148 чел.32,9 % Результат: принято Принимается. Есть ли вопросы по таблице поправок № 2? Нет. Ставлю на голосование. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 02 мин. 57 сек.) Проголосовало за 302 чел.67,1 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 302 чел. Не голосовало 148 чел.32,9 % Результат: принято Принимается. Пожалуйста, Виктор Алексеевич Казаков. КАЗАКОВ В. А. В случае принятия законопроекта во втором чтении прошу рассмотреть сегодня и в третьем. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, учтём. Выносим законопроект на "час голосования".
39-й пункт, проект федерального закона " О внесении изменений в главу V Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и статью 77 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", второе чтение. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 41 мин. 26 сек.) Проголосовало за 377 чел.83,8 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 377 чел. Не голосовало 73 чел.16,2 % Результат: принято Принимается во втором чтении. Желающие выступить по мотивам? Нет. Ставлю на голосование в третьем чтении. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 41 мин. 47 сек.) Проголосовало за 432 чел.96,0 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 432 чел. Не голосовало 18 чел.4,0 % Результат: принято Закон принят.
Заседание № 279
О проекте федерального закона № 923490-6 "О внесении изменения в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (в части установления единого подхода к осуществлению государственного контроля (надзора) за деятельностью органов государственной власти субъектов Российской Федерации и их должностных лиц).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
12-й вопрос повестки, проект федерального закона "О внесении изменения в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации". Докладывает Михаил Львович Гальперин, заместитель министра юстиции Российской Федерации. Пожалуйста. ГАЛЬПЕРИН М. Л., официальный представитель Правительства Российской Федерации, заместитель министра юстиции Российской Федерации. Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! Вашему вниманию предлагается проект федерального закона, направленный на установление системного подхода к осуществлению госконтроля за деятельностью органов госвласти субъектов Российской Федерации. По сути дела, глава V федерального закона № 184-ФЗ дополняется новой статьёй, которой предусматривается порядок осуществления федеральными органами исполнительной власти контроля в рамках их компетенции за деятельностью органов государственной власти субъектов Российской Федерации, сейчас эти вопросы никак не урегулированы. Законопроектом предусматривается плановое проведение соответствующих проверок, устанавливаются их периодичность и порядок реагирования на нарушения, которые выявляются в ходе таких проверок. Аналогичные положения уже предусмотрены законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", и здесь предлагается аналогичное регулирование. Принятие законопроекта позволит скоординировать контрольно-надзорную деятельность в отношении органов госвласти субъектов Российской Федерации, устранить избыточный характер контрольных мероприятий, дублирование функций органов государственного контроля различного уровня и несогласованность в их действиях. Это не повлечёт изменения объёма полномочий и компетенций органов госвласти субъектов Федерации, то есть на эти вопросы законопроект не влияет, и также не повлечёт увеличения расходов федеральных органов исполнительной власти и органов власти субъектов Российской Федерации. Просим поддержать законопроект. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Виктор Алексеевич Казаков. КАЗАКОВ В. А., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! Докладчиком по законопроекту уже были подробно изложены цели и суть предлагаемых изменений. Признавая актуальность внесения обсуждаемого изменения в федеральный закон № 184-ФЗ, комитет отмечает, что по законопроекту имеется ряд замечаний. Формулировки правовых норм проектируемой статьи 29-2 аналогичны по содержанию действующим правовым нормам статьи 77 федерального закона № 131-ФЗ. Предложенный разработчиками проекта федерального закона порядок осуществления государственного контроля (надзора) за соблюдением органами государственной власти субъектов Российской Федерации и их должностными лицами законодательства Российской Федерации по своей сути тоже аналогичен порядку, предусмотренному в законе № 294-ФЗ и включающему в себя порядок проведения плановых и внеплановых проверок. При этом следует отметить, что в пункте 5 проектируемой статьи, определяющей порядок проведения плановых проверок, отсутствует предусмотренный статьёй 9 федерального закона № 294-ФЗ срок внесения прокуратурой субъекта Российской Федерации предложений руководителям органов государственного контроля (надзора) о проведении совместных плановых проверок. С учётом изложенного и с целью установления единообразного подхода к согласованию ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей и планов проведения плановых проверок деятельности органов государственной власти субъектов Российской Федерации и их должностных лиц считаем целесообразным пункт 5 проектируемой статьи 29-2 привести в соответствие с положениями статьи 9 федерального закона № 294-ФЗ. Есть ещё несколько замечаний, но все замечания и предложения могут быть учтены в ходе подготовки законопроекта к рассмотрению во втором чтении. Комитетом отмечается, что предлагаемый законопроектом порядок осуществления государственного контроля (надзора) за деятельностью органов государственной власти субъектов Российской Федерации и их должностных лиц устанавливается на основе единого подхода, аналогичного действующему порядку организации и проведения государственного контроля (надзора) за деятельностью органов местного самоуправления, и направлен на координацию деятельности соответствующих органов государственной власти в рассматриваемой сфере правоотношений. На основании изложенного Комитет Государственной Думы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления поддерживает данный законопроект и предлагает принять его в первом чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, есть ли вопросы? Есть. Прошу записаться. Включите режим записи на вопросы. Покажите список. Дмитрий Иванович Савельев. САВЕЛЬЕВ Д. И. Спасибо, Сергей Евгеньевич. Михаил Львович, скажите, пожалуйста, почему в перечень лиц, чьи обращения и информация являются основанием для проведения внеплановой проверки, не вошли представители средств массовой информации? Ведь очень много людей со своими проблемами обращаются именно в СМИ, потому что считают, что общественный резонанс привлечёт внимание к их вопросам. В частности, и федеральная, и региональные газеты ЛДПР регулярно поднимают крайне важные проблемы, которые не просто могут, а должны стать предметом рассмотрения компетентных органов. И в региональные власти всех ветвей эти газеты попадают, и там их читают, почему же тогда не воспользоваться этой информацией для проведения проверки? Часто это оперативнее официальных запросов. Прокомментируйте, пожалуйста. ГАЛЬПЕРИН М. Л. Как уже было сказано, в этот законопроект были включены такие же нормы, как и в законе № 294-ФЗ, и в законе "Об общих принципах организации местного самоуправления...", соответственно, текстуально это повторяется. Кроме того, обращаем внимание на то, что внеплановые проверки проводятся только в случае возникновения чрезвычайных ситуаций, угрозы жизни и здоровью граждан, а также массовых нарушений прав граждан, то есть это не связано с любым обращением, с любым сигналом - проверка проводится только в тех случаях, которые указаны в законопроекте. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Владимир Владимирович Сысоев. СЫСОЕВ В. В., фракция ЛДПР. Михаил Львович, действительно, упорядочение, единый подход в деятельности органов законодательной, исполнительной власти субъектов очень важны. Вместе с тем мы понимаем, что органы прокуратуры будут смотреть в первую очередь на то, как исполняется законодательство субъектами, в том числе законодательной властью. Сегодня на местах складывается ситуация, когда во многих законах субъектов фактически не предусмотрена ответственность тех лиц, которые обязаны эти законы исполнять, в том числе государственных служащих. У меня такой вопрос: планируете ли вы ко второму чтению рассмотреть вопрос именно об усовершенствовании, о создании единого подхода, чтобы в региональном законодательстве в рамках прописанных федеральных норм всё-таки была установлена ответственность и муниципальных, и государственных служащих за неисполнение законов, в том числе региональных? Такая норма сегодня во многих законах субъектов не предусмотрена, и фактически происходит нарушение федеральных законов, в том числе закона о статусе депутата. ГАЛЬПЕРИН М. Л. Поскольку у нас государство федеративное, на самом деле эти вопросы, в том числе принятие нормативных правовых актов субъектов, находятся в ведении органов субъектов Российской Федерации, соответственно, на федеральном уровне какую-то общую норму, наверное, сложно будет установить. Естественно, субъекты Российской Федерации при прописывании определённых положений сами должны устанавливать соответствующие меры ответственности, если они считают это необходимым. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Антон Анатольевич Ищенко. ИЩЕНКО А. А., фракция ЛДПР. Уважаемый Михаил Львович, вашим законопроектом предусматривается, что внеплановые проверки могут быть инициированы в соответствии с поручениями президента, правительства, а также на основании требований генерального прокурора и прокурора субъекта Российской Федерации. Скажите, пожалуйста, готовы ли вы расширить этот список, включив в него, скажем, представителей региональных парламентов, депутатов областных Дум, депутатов Государственной Думы, чтобы они также могли обратиться в Генеральную прокуратуру с требованием провести внеплановую проверку? И может ли аналогичная норма распространяться на счётные палаты субъектов и на Счётную палату Российской Федерации? ГАЛЬПЕРИН М. Л. Поскольку предмет закона - это всё-таки деятельность федеральных органов исполнительной власти и Генеральной прокуратуры как федерального органа государственной власти, то и перечень включает в себя соответствующие органы прежде всего федерального уровня. Наверное, это не предмет именно этого закона - расширять эту норму так значительно, в том числе распространять её и на органы субъектов Российской Федерации, вторгаясь таким образом в компетенцию органов государственной власти субъектов Российской Федерации. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Этот вопрос касается ещё и Государственной Думы, которая также является федеральным органом власти. Ответьте, пожалуйста. ГАЛЬПЕРИН М. Л. Да, безусловно. Я думаю, что мы ко второму чтению этот вопрос обсудим, возможно, действительно нужно эти вопросы урегулировать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Обсудите, пожалуйста. Владимир Николаевич Федоткин. ФЕДОТКИН В. Н. Уважаемый Михаил Львович, законов много - порядка нет! Вот у нас в Ухоловском районе Рязанской области избрали двух депутатов в районную Думу от КПРФ, но два года с лишним их не допускают до работы. Есть протест прокуратуры района - всё равно не допускают, протест прокуратуры области - не допускают, есть решение суда района - не допускают, областного суда - не допускают, даже Плигин Владимир Николаевич (я к нему обращался) писал письма - всё равно нарушают закон, не хотят выполнять! Прокомментируйте, пожалуйста, как же так: законы есть, а на местах о них ноги вытирают?! И что делать в такой ситуации? ГАЛЬПЕРИН М. Л. На самом деле вот этот законопроект, который предложен на рассмотрение Государственной Думы, как раз в том числе призван упорядочить вопросы контрольно-надзорных функций в отношении органов государственной власти субъектов Российской Федерации. Если есть основания для внеплановых проверок, если есть соответствующие полномочия Генеральной прокуратуры в законе "О прокуратуре...", в этом законе, то, следовательно, нужно по закону и действовать - реагировать на эти случаи. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Маргарита Николаевна Свергунова. СВЕРГУНОВА М. Н., фракция ЛДПР. Уважаемый Михаил Львович, зачастую ещё до принятия органами субъектов Российской Федерации каких-либо решений ситуация обсуждается в средствах массовой информации и люди уже на этапе обсуждения видят, что нарушаются их права. Вот у меня такой вопрос: данный законопроект будет регламентировать в том числе возможность обращения граждан в органы прокуратуры, для того чтобы предотвратить принятие неверных решений органами субъектов Российской Федерации? ГАЛЬПЕРИН М. Л. На самом деле в этом законопроекте, в пункте 1 проектируемой статьи 29-2, повторяются те полномочия прокуратуры, которые уже предусмотрены законом "О прокуратуре..." в части контроля за соответствием законов субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов федеральному законодательству. Здесь у прокуратуры есть соответствующие полномочия, и они отражены и в этом законопроекте. Такие полномочия у прокуратуры есть, и она должна их реализовывать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Николай Фёдорович Рябов. РЯБОВ Н. Ф., фракция КПРФ. Михаил Львович, вот я ваш доклад, ваши ответы на вопросы прослушал - и, честно говоря, тоска берёт! Почему? Я так и не понимаю, с какой целью вообще принимается этот закон, - у нас что, полное отсутствие власти в стране, никто ни за что не отвечает и мы какую-то справочку должны принять, какой-то закон дополнительно, а потом к этому закону ещё один закон, чтобы законы исполнялись? Есть вообще в стране порядок или нужно дополнительно ещё два-три десятка законов принимать?! Вы мне поясните, для чего мы вот этот закон принимаем. ГАЛЬПЕРИН М. Л. Закон этот призван устранить пробел, который в законодательстве в этой части есть, поскольку процедура осуществления проверки федеральными органами исполнительной власти исполнения полномочий органами власти субъектов Российской Федерации действительно не урегулирована. Есть отдельные порядки для определённых случаев, но общего такого порядка нет. Данный закон на самом деле большой вклад в урегулирование порядка вносит, здесь исчерпывающим образом все эти вопросы прописаны - определённость появится и для федеральных органов исполнительной власти, и для органов власти субъектов Российской Федерации, и для граждан. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, кто хотел бы выступить? Прошу записаться. Включите режим записи. Покажите список.
Продолжаем обсуждение 12-го пункта повестки дня. Выступает Тамара Васильевна Плетнёва. Пожалуйста. ПЛЕТНЁВА Т. В., фракция КПРФ. Уважаемый Михаил Львович, я, конечно, не могу обвинить вас в том, что именно вы подготовили такой законопроект, - может быть, этот законопроект готовился до вас или с вашим присутствием, - но, во всяком случае, я не понимаю, чего мы достигаем, принимая вот такой законопроект, чего? Я внимательно его изучила, просмотрела, мы в Думе принимаем много законов, так иногда одна строчка закона даёт людям очень многое, а здесь прописано довольно много слов, а по делу - вообще непонятно что! Ну вот например, пункт 1 - прокуратура осуществляет надзор, в том числе и конституционный. Вы знаете, давным-давно это всем понятно, всё давно прописано и в самой Конституции, и везде, но скажите, для чего сначала все годы потихоньку мы отнимали у прокуратуры надзорные функции, а теперь прописываем снова? Дальше, кто ещё осуществляет надзор? Сами над собой: федеральные органы государственной власти вместе с региональными органами! Ну и чего, сами над собой будут осуществлять надзор? Ну придумали хотя бы какие-то комиссии, в которые включили хотя бы депутатов, пусть местных, или кого-то ещё, - нет, вот это всё одна пустота! Кроме того, в пункте 3, например, прописано, что в случае чего-то может быть другой, какой-то ещё особый порядок наведения контроля, - какой особый? Ну напишите нам, мы же закон принимаем! Какой особый, в каких особых случаях? Ничего, пустые слова! Дальше, пункт 4: открытость и гласность - да кто же против? Все за, и всё это понятно, только нет ни открытости, ни гласности! И когда об этом нужно оповещать? Вот смотрите, у нас случаются какие-то события, и СМИ нам рассказывают, мол, этот чиновник проворовался, этот то, тот сё, а внизу, на местах, там никто ни о чём не докладывает, не отчитывается - ну какой же это надзор тогда?! Вот пишете о плановых проверках: один раз в два года Генеральная прокуратура проверяет - хорошо, понятно, но это или просто так написано, или должны быть указаны какие-то случаи. Тем более о президенте: ну если вы пишете, что президент даёт поручение, то тогда хотя бы пропишите, в каких случаях, когда, кто должен ему об этом докладывать, это же ведь уже последняя инстанция, но - тоже ничего! Ну, я не говорю уже о наказаниях каких-то - может быть, это в Уголовном кодексе будет всё прописано, но то, что этот закон абсолютно пустой, на мой взгляд, правда. Что, например, мы видим на местах? Я часто бываю на заседаниях областных Дум - там в основном принимаются законы, подобные нашим... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. От фракции? Добавьте время. ПЛЕТНЁВА Т. В. Я бываю на заседаниях в областных Думах, и там не было ещё ни одного законопроекта, который в чём-то расходился бы с принятым нами, с федеральным, там всё это строго отслеживается, всё нормально. Но самое главное-то, что нужен надзор, когда речь идёт о выборном законодательстве, - вот тут он нужен, понимаете? Всё прописано в законодательстве о выборах - и как избираться, и кто и как должен проверять, и какое наказание, а в итоге - ничего! Вы прекрасно знаете, что принимаются законы о выборах, допустим, президента, это особенно важный, или в Государственную Думу, в областные Думы, а потом даётся указание - мы только не можем это поймать, - что вот этот человек сто процентов должен пройти, то есть уже заранее известно, кого пропустят, кого не пропустят: вот этот должен пройти. И потом за "хорошую" работу, когда... У нас, например, в городе очень многие директора школ отказались идти в избирательные комиссии - отказались, потому что понимают, что им придётся идти на сделку со своей совестью. А потом поощряют тех, кто добросовестно выполнил все указания, сделал, как они говорили. Вот за каким законодательством нужен особый надзор! А в прокуратуру... Я ещё раз говорю, конечно, люди в основном нам много пишут и нас просят: пожалуйста, помогите. По судебным вопросам очень много жалоб, по каким-то социальным вопросам, в арбитражных судах их сейчас много, но ответ дают один: обратитесь в Генеральную прокуратуру. Ну и что? Мы пишем туда без конца, в эту прокуратуру нашу, Генеральную, а они нам потом посылают ту же отписку, что прислали с мест, - ну какой же это тогда надзор?! Вот я одного не пойму, мы... Каждый закон нужно написать так, чтобы он, во-первых, работал и, во-вторых, был понятен людям, а вот то, что мы сегодня проголосуем... И против голосовать вроде как нельзя - ну как, тут же речь о надзоре, а в то же время мы понимаем, что абсолютно ничего не решит этот закон! Извините, может быть, я очень резко говорю, но за много лет я как-то привыкла голосовать за то, что я понимаю. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Сысоев Владимир Владимирович, пожалуйста, от фракции. СЫСОЕВ В. В. Добрый день, уважаемые законодатели! Действительно, вопрос достаточно важный, но важно не только то, что нам сегодня предлагается принять, - фактически ввести унификацию, единые подходы к проведению плановых, внеплановых проверок законодательных органов власти, исполнительных органов власти субъектов Российской Федерации. И, Михаил Львович, я, конечно, с вами не согласен. Вот вы говорите, что у нас единое федеральное правовое пространство, - да, это так, но сегодня вы предлагаете принять закон, который будет распространяться в том числе и на субъекты, в том числе на региональное законодательство, ведь у нас Генеральная прокуратура и её представительства на местах смотрят за исполнением и федеральных законов, и регионального законодательства. Я хотел бы вам напомнить, что в статье 3-1 закона чётко и конкретно говорится об ответственности органов государственной власти субъектов Российской Федерации, - речь идёт как раз о том законе, в который вы сейчас предлагаете принять поправки. В этой статье чётко прописано, что органы государственной власти субъектов несут ответственность за нарушение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов и федеральных законов. Кроме того, они также несут ответственность за исполнение законов республик, уставов, законов и иных нормативных правовых актов краёв, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов, за осуществляемую ими деятельность. В этой статье чётко прописаны нормы. Есть ещё одна статья - статья 26, которая предусматривает ответственность за нарушение законодательства субъекта Российской Федерации. Эта статья введена федеральным законом, её ввёл не региональный законодатель. О чём в ней говорится? О том, что Конституция, законы и иные нормативные правовые акты субъекта Российской Федерации, которые приняты в пределах его полномочий, обязательны для исполнения всеми находящимися на территории субъекта Российской Федерации органами государственной власти. Значит, есть прямое понимание того, что и федеральный закон, и региональный должны соблюдаться, в том числе в субъектах, которые являются составной частью Российской Федерации. Также предусмотрено, что невыполнение или нарушение указанных актов влечёт ответственность, предусмотренную федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации. Теперь я хотел бы вернуться к тому вопросу, который задавал. Сегодня КоАП устанавливает ответственность за отдельные нарушения, в частности за непредставление информации, в том числе ответов депутатам Государственной Думы Федерального Собрания. Вот давайте посмотрим акты субъектов: если, например, в Тюменской области, в тюменском КоАП вопросы, связанные с ответственностью за нарушение порядка предоставления государственных и муниципальных услуг, за воспрепятствование деятельности уполномоченных по правам человека, по правам ребёнка, отрегулированы, то в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре ни в уставе, ни в их региональном КоАП ничего этого нет. О чём это говорит? О том, что есть нормы федерального закона, а в региональных законах ничего этого нет, то есть региональные законы можно не исполнять, и на деле так и происходит, поэтому нет ответственности за нарушение уставов, региональных законов, в том числе и для муниципальных служащих. А поскольку сегодня эта норма предусмотрена только в законах о государственной службе и о муниципальной службе, то эти люди несут ответственность только дисциплинарную - всё остальное размыто в законодательстве. Я приведу вам ещё два примера из своей практики. Вот мне, как депутату Государственной Думы, в моём избирательном округе положена общественная приёмная. Так вот, уже два месяца я в своём родном Ханты-Мансийском автономном округе - Югре, в городе Пыть-Яхе, не могу добиться открытия приёмной. Налицо прямое неисполнение федерального закона: правительство не исполняет, губернатор не исполняет, глава местного самоуправления города Пыть-Яха не исполняет. Кто должен за это спрашивать? Конечно прокуратура! А прокуратура не может, потому что вся ответственность размыта. Приведу второй пример, следующий законопроект, который мы будем рассматривать, "О внесении изменений в статью 2 Федерального закона "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях", связан с этим. То же самое: как мы знаем, есть федеральный закон и есть региональный закон, которым в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре специально установлены места, где можно проводить митинги, пикеты, демонстрации численностью до ста человек. Что у нас произошло 26 января 2016 года? Помощник окружного депутата, депутат Думы города Урай - руководитель фракции, по поручению своего депутата выходит общаться с избирателями в специально установленном месте. Я обращаю внимание ещё и Игоря Николаевича - надеюсь, он в зале - на то, что делает местное УВД: оно туда присылает десять полицейских с тремя собаками, те заковывают человека и увозят в кутузку. Прямое нарушение норм федерального и регионального законодательства! Куда смотрит власть? Никуда, не хочет этим вопросом заниматься! Наверное, так быть не должно. Начинаем заниматься мы, спрашиваем, почему это случилось, - говорят, что претензий со стороны полиции нет. А на вопрос "Так что же вы забираете?" отвечают, что глава администрации Кондинского района Ханты-Мансийского автономного округа - Югры дал негласное такое указание: задержать этого человека, чтобы неповадно было в посёлке Междуреченске в специально отведённом месте проводить пикеты. Это что же такое: федеральный закон не соблюдаем, региональный закон не соблюдаем, и никому до этого нет дела уже второй месяц?! Начальнику УВД пишут одно письмо, второе, третье - а ответов нет! Вместо этого 12 февраля к депутату Насибуллину домой приехал полицейский на машине без опознавательных знаков и, отказавшись предъявить удостоверение, предложил задним числом расписаться в протоколе об административном правонарушении - конечно, он отказался это делать! А где меры ответственности для этого полицейского, где меры ответственности для тех муниципальных служащих, которые не хотят исполнять закон?! Нам нужно единое правовое пространство - только с помощью прокуратуры, как вы предлагаете, вопросы не урегулировать. Должна быть предусмотрена ответственность людей, в том числе в виде штрафов для государственных и муниципальных служащих, чтобы мы штрафовали не только граждан, которые нарушают тот закон, изменения в который мы будем рассматривать в следующем вопросе, но в том числе и должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, которые напрямую нарушают законы. Уважаемые коллеги, спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Федоткин Владимир Николаевич, пожалуйста, три минуты. ФЕДОТКИН В. Н. Уважаемые коллеги, я вышел на трибуну, потому что закон не так прост, как кажется. Я вам напомню: в прошлом году прокуратура России выявила пять миллионов нарушений законов - не пять тысяч, я не оговорился, а пять миллионов! - недавно в "Парламентской газете" эта цифра была напечатана жирным шрифтом. Вот у меня вопрос к Михаилу Львовичу, представителю правительства: сколько ещё килограммов законов нужно принять, чтобы их, эти законы, не нарушали?! К сожалению, это не единичный пример, о котором я сказал, это из документов прокуратуры. Помните, когда мы рассматривали исполнение федерального бюджета за 2014 год, вот с этой трибуны председатель Счётной палаты Голикова называла цифру: за 2014 год было выявлено 2 тысячи 600 случаев нецелевого использования бюджетных средств - 2 тысячи 600 случаев! То есть за один год число таких нарушений в распределении бюджетных, народных денег возросло почти в 7 раз! И что? Вместо того чтобы все эти 2 тысячи 600 случаев довести до суда, до суда довели только двадцать четыре из них, меньше 0,1 процента! Не в законах дело, а в безнаказанности! Не законы нужно принимать, а пора, наверное, разобраться. Вот мы здесь спорим, выступаем, убеждаем друг друга, обижаемся друг на друга, голосуем, а потом наши законы спускают вниз - я не случайно привёл эту фразу, может, кому-то не нравится - и, что не редкость, об эти законы просто ноги вытирают! Это первое. И второе. Вопрос вообще звучит странно: людей во власть выбирают, наверное, лучших, им доверяют деньги, а потом оказывается, что там не лучшие люди и мы должны ещё какую-то структуру создавать, опять же ей платить деньги, чтобы этих "лучших людей" ещё и контролировали. А кто этих контролёров будет контролировать? Круг-то замыкается! Нам не хватит никаких денег, чтобы контролировать друг друга. Тогда возникает вопрос: что, во власть попали жулики? Но почему? А почему - здесь говорили: потому что выборы у нас так устроены. Вот мы в Рязанской области хотели баннеры разместить, но, хотя выборы ещё не объявлены, нам не дают, на телевидение хотели пойти выступить от Компартии - не дают, а потом пройдут опять случайные люди, и опять будут хищения, опять будет воровство, опять будем принимать законы, а результата не будет! Данный закон не решит проблемы: он не вредный, но он и бесполезный, так сказать, проходной, не в нём дело. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Рябов Николай Фёдорович, с места. Пожалуйста. РЯБОВ Н. Ф. Михаил Львович, я понимаю, что вы, уж не обижайтесь, спица в колесе, но тем не менее представитель власти, и я постараюсь до вас эту мысль донести, а вы попробуйте всё-таки в правительстве разобраться, какой путь - движение в правильном направлении. Речь-то идёт о том, что самый действенный контроль - это контроль народа, а мы с вами народ этого права лишили. Мы людей лишили выборов: скажем, на низшем уровне избираем депутатов в количестве пятнадцати человек, потом они за чашкой чая избирают главу района, а глава района назначает главу сельского совета. В области, в городских округах, в городах тоже избираем из числа депутатов главу города, а потом сити-менеджера по конкурсу своего проталкиваем. Губернаторов практически назначали - сейчас вроде бы выборы возвратили, но формально, потому что, скажем, достойный кандидат на губернаторский пост попасть в список не сможет: надо собирать подписи опять же у депутатов, а они под контролем у губернатора. То есть о чём речь идёт? Вы демократию через выборы абсолютно аннулировали, вы её просто погубили! Вместо того чтобы действительно выборную систему возобновить в таком виде, чтобы все избирались, руководители всех уровней власти, чтобы народ действительно избирал руководителей и эти руководители несли ответственность перед народом, вы лишили народ этого! А теперь пытаетесь эту уродливую систему, которую вы создали, именно вы, современная власть и правительство, не депутаты Государственной Думы... "Единороссы" как им говорят, так и нажимают, так и голосуют, к великому стыду, они не проявляют должного чувства ответственности перед народом и перед самими собой. Пока вы не возвратите систему выборов... Более того, выборная система вроде бы существует, но мы же прекрасно понимаем, как подтасовывают, переделывают протоколы, как, попросту говоря, шельмуют страшным образом! Мы, депутаты Государственной Думы фракции КПРФ, много раз предлагали вам ввести уголовную ответственность, причём жёсткую уголовную ответственность: шаг влево, шаг вправо - неси ответственность, вплоть до пожизненного заключения! Тогда ни один член комиссии не пойдёт на переделы, на подтасовку результатов голосования и выборы будут честные, добросовестные, а народ спросит с того, кого избрал. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Геккиев Заур Далхатович, с места. Пожалуйста. ГЕККИЕВ З. Д., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Рассматриваемый законопроект концептуально поддержан Государственно-правовым управлением Президента Российской Федерации, профильным комитетом Совета Федерации и Счётной палатой Российской Федерации. Имеются замечания у Правового управления Аппарата Государственной Думы, а также предложения Общественной палаты Российской Федерации, которые могут быть учтены в ходе подготовки законопроекта к рассмотрению во втором чтении. За принятие законопроекта высказались высшие законодательные и исполнительные органы государственной власти тринадцати субъектов Российского государства. В профильный комитет и во фракцию не поступило ни одного отрицательного отзыва по рассматриваемому законопроекту. С учётом изложенного Комитет Государственной Думы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления и фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" поддерживают данный законопроект и предлагают принять его в первом чтении. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Все записавшиеся выступили. Представители президента и правительства желают выступить? Нет. Комитет? Нет. Выносим законопроект на "час голосования".
12-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменения в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", первое чтение. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 06 мин. 55 сек.) Проголосовало за 440 чел.97,8 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 1 чел.0,2 % Голосовало 441 чел. Не голосовало 9 чел.2,0 % Результат: принято Принят в первом чтении.