Заседание № 179
О проекте федерального закона № 923315-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об обращении лекарственных средств" в части организации розничной торговли лекарственными препаратами".
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
17-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об обращении лекарственных средств" в части организации розничной торговли лекарственными препаратами". Докладывает Федот Семёнович Тумусов. ТУМУСОВ Ф. С. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые депутаты Государственной Думы! Предлагаемый депутатами фракции "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ..." законопроект направлен на регулирование так называемой маркетинговой надбавки при реализации лекарственных средств. Дело в том, что так называемая маркетинговая надбавка повышает цены на лекарственные средства и, конечно, снижает доступность лекарственных средств. В последнее время произошло переформатирование рынка лекарств в пользу крупных аптечных сетей, которые навязывают свою ценовую политику производителям и потребителям. Практически все производители и поставщики лекарственных препаратов связаны с аптечными сетями маркетинговыми контрактами. В настоящее время производители, по оценке экспертов, выплачивают от 10 до 30 процентов от стоимости поставленных в аптеки лекарственных препаратов в качестве дополнительного вознаграждения аптечным сетям за продвижение своих лекарственных препаратов, что затрудняет финансирование разработок новых, инновационных лекарственных средств, проведения клинических исследований и модернизации производственных площадей. Это также касается лекарственных препаратов, отнесённых к жизненно необходимым и важнейшим лекарственным препаратам. Неурегулированные отношения в данной сфере приводят к удорожанию лекарственных препаратов для потребителей, поэтому настоящим законопроектом предлагается установить совокупный размер вознаграждения, выплачиваемого аптечным сетям в связи с приобретением ими лекарственных препаратов, и платы за оказание услуг по продвижению лекарственных препаратов и иных подобных услуг не более 5 процентов цены приобретённых лекарственных препаратов. Одновременно с этим настоящим проектом федерального закона мы предлагаем установить положение, согласно которому выплата вознаграждения аптечным сетям в связи с приобретением ими лекарственных препаратов из перечня жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, ежегодно утверждаемого Правительством Российской Федерации, запрещается. Реализация настоящего федерального закона позволит увеличить доступность для граждан лекарственных средств, в том числе включённых в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов. Просим поддержать. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Федот Семёнович. С содокладом выступает Александр Петрович Петров. ПЕТРОВ А. П., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! На самом деле вопрос, который подняла партия "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ...", крайне важный. Три года назад мы встречались с крупнейшими аптечными сетями и предупреждали их о двух проблемах. Первая: идёт монополизация аптечного рынка, и топ-10 занимает сегодня уже более 50 процентов, это опасная тенденция. Мы их предупреждали, что нам нужны в том числе и мелкие аптеки, единичные, а не только сети, и наличие крупных аптечных сетей в регионах необходимо будет регулировать законодательно, если они нас не поймут. Второй момент: мы предупредили их о том, что маркетинговые наценки, особенно на товары российских производителей, достигающие, в частности, у одной аптечной сети, которая ведёт себя крайне несерьёзно, 30 и 50 процентов к цене производителя, - это ненормальное явление. Эти вопросы у Комитета по охране здоровья и у фракции "ЕДИНАЯ РОССИЯ" на контроле. Но мы не поддерживаем в этом варианте законопроект фракции "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ..." и конкретных депутатов, потому что здесь есть несколько серьёзнейших проблем. Прежде всего, предлагается закрепить особенности заключения маркетинговых контрактов между производителями лекпрепаратов и аптечными сетями, но жёсткое регулирование всегда является исключительной мерой, и применение такого регулирования должно быть крайне мотивированным и значительно обоснованным с учётом анализа правоприменительной практики и прогнозов социально-экономических последствий этих мер. Утверждение, что предлагаемые меры в виде фиксации вознаграждения приведут хотя бы к остановке роста цены, спорное, более того, такие меры будут способствовать вымыванию с рынка недорогих лекарственных препаратов. Кроме того, законопроект содержит значительное количество юридико-технических и лингвистических неточностей. Законопроект не поддержан правительством, Комитетом по социальной политике, Правовым управлением. Комитет рекомендует отклонить данный законопроект. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Александр Петрович. Коллеги, переходим к голосованию. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 39 мин. 04 сек.) Проголосовало за 42 чел.9,3 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 42 чел. Не голосовало 408 чел.90,7 % Результат: не принято Отклоняется законопроект.
Заседание № 176
О проекте федерального закона № 923315-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об обращении лекарственных средств" в части организации розничной торговли лекарственными препаратами".
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
ОГУЛЬ Л. А., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Глубокоуважаемый Вячеслав Викторович, Комитет по охране здоровья просит перенести рассмотрение вопросов 36 и 37 на 12 декабря 2023 года в связи с болезнью докладчика. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые коллеги, нет возражений? Нет. Принимается решение.
Заседание № 173
О проекте федерального закона № 923315-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об обращении лекарственных средств" в части организации розничной торговли лекарственными препаратами".
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
БАШАНКАЕВ Б. Н., председатель Комитета Государственной Думы по охране здоровья, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Вячеслав Викторович, добрый день! Спасибо, мы возьмём на контроль. И просьба рассмотрение 32-го и 33-го вопросов порядка работы перенести на 6 декабря, у нас заболел депутат. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, как отнесётесь к этому? Поддерживаем? Поддерживаем. Принимается, Бадма Николаевич.