Заседание № 309
22.07.2020
Вопрос:
О проекте федерального закона № 922869-7 "Об экспериментальных правовых режимах в сфере цифровых инноваций в Российской Федерации".
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта в третьем чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 4547 по 4577 из 6887
Пункт 5, проект федерального закона "Об экспериментальных правовых режимах в сфере цифровых инноваций в Российской Федерации". Денис Борисович Кравченко, пожалуйста. КРАВЧЕНКО Д. Б., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Добрый день, уважаемые коллеги, уважаемый Александр Дмитриевич! Законопроект прошёл все согласования, юридико-техническую и лингвистическую экспертизы и полностью готов к принятию в третьем чтении. Долгожданный законопроект, о котором сегодня и премьер говорил. Прошу поддержать, коллеги. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, есть ли желающие выступить по мотивам? Нет. Ставится на голосование проект закона. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 17 мин. 42 сек.) Проголосовало за 350 чел.77,8 % Проголосовало против 27 чел.6,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 377 чел. Не голосовало 73 чел.16,2 % Результат: принято Принят в третьем чтении.
Заседание № 308
21.07.2020
Вопрос:
О проекте федерального закона № 922869-7 "Об экспериментальных правовых режимах в сфере цифровых инноваций в Российской Федерации".
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 3425 по 3510 из 9050
Переходим к рассмотрению 24-го вопроса нашей повестки. О проекте федерального закона "Об экспериментальных правовых режимах в сфере цифровых инноваций в Российской Федерации". Доклад Дениса Борисовича Кравченко. Пожалуйста, Денис Борисович. КРАВЧЕНКО Д. Б., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Данный законопроект был принят в первом чтении 12 мая 2020 года. Законопроект создан в развитие Национальной технологической инициативы и открывает новые, инновационные "регуляторные песочницы", пока, правда, в пилотном режиме. Он полностью подготовлен к рассмотрению во втором чтении. Всего к законопроекту поступило 52 поправки: 29 поправок содержатся в таблице № 1 и рекомендуются комитетом к принятию, 23 поправки включены в таблицу № 2, комитет рекомендует их отклонить. Законопроект отработан с учётом требований юридической техники и лингвистических правок. Прошу поддержать законопроект во втором чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. По таблице поправок № 1 есть замечания? Нет. Ставится на голосование таблица поправок № 1. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 57 мин. 38 сек.) Проголосовало за 299 чел.66,4 % Проголосовало против 33 чел.7,3 % Воздержалось 2 чел.0,4 % Голосовало 334 чел. Не голосовало 116 чел.25,8 % Результат: принято Принимается. По таблице поправок № 2 есть замечания, коллеги? Нет. Ставится на голосование таблица поправок № 2. Включите режим голосования. Покажите, пожалуйста, результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 58 мин. 11 сек.) Проголосовало за 298 чел.66,2 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 2 чел.0,4 % Голосовало 300 чел. Не голосовало 150 чел.33,3 % Результат: принято Принимается. Ставится на голосование проект федерального закона "Об экспериментальных правовых режимах в сфере цифровых инноваций в Российской Федерации", второе чтение, 24-й вопрос повестки дня. Пожалуйста, включите режим голосования. Покажите, пожалуйста, результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 58 мин. 53 сек.) Проголосовало за 316 чел.70,2 % Проголосовало против 30 чел.6,7 % Воздержалось 1 чел.0,2 % Голосовало 347 чел. Не голосовало 103 чел.22,9 % Результат: принято Законопроект во втором чтении принят. Пожалуйста, включите микрофон на трибуне. Пожалуйста, Денис Борисович. КРАВЧЕНКО Д. Б. Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Мы предлагаем включить законопроект в порядок работы на завтра, 22 июля, для рассмотрения в третьем чтении. Прошу поддержать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые коллеги, нет возражений? Нет. Ваше предложение поддержано. Законопроект под пунктом 24 включается в повестку завтрашнего заседания.
Заседание № 295
12.05.2020
Вопрос:
О проекте федерального закона № 922869-7 "Об экспериментальных правовых режимах в сфере цифровых инноваций в Российской Федерации".
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 2490 по 2966 из 4158
Переходим к 11-му вопросу. О проекте федерального закона "Об экспериментальных правовых режимах в сфере цифровых инноваций в Российской Федерации". Доклад официального представителя Правительства Российской Федерации заместителя министра экономического развития Российской Федерации Владислава Викторовича Федулова. Пожалуйста, Владислав Викторович. ФЕДУЛОВ В. В., официальный представитель Правительства Российской Федерации, заместитель министра экономического развития Российской Федерации. Добрый день, уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! В соответствии с поручением президента Минэкономразвития совместно с заинтересованными органами и организациями подготовлен законопроект "Об экспериментальных правовых режимах в сфере цифровых инноваций в Российской Федерации". Цель законопроекта - создать механизм запуска экспериментальных правовых режимов. Не так давно Государственной Думой был принят закон о проведении эксперимента в сфере внедрения технологии искусственного интеллекта в городе Москве. Сегодня же на ваше рассмотрение выносится законопроект, который закрепляет универсальный системный порядок установления таких экспериментальных правовых режимов. Принятие законопроекта создаст возможности для тестирования новых технологий в разных отраслях экономики на территории любого субъекта Российской Федерации. Речь идёт о таких технологиях, как искусственный интеллект, система распределённого реестра, дополненная и виртуальная реальность, квантовые технологии, промышленный Интернет. Ключевые сферы, в которых может найти применение данный механизм, - это медицина, транспорт, финансовый сектор, образование, строительство и промышленность, сфера государственного управления. Законопроектом предлагается определить общие правила установления экспериментальных правовых режимов: как подаётся заявка на установление режима, в какие сроки рассматривается, какие требования могут устанавливаться к участникам и как принимается решение о самом установлении режима. Предполагается, что организация, готовая развивать технологии, обращается в уполномоченный орган, это предложение рассматривается с участием регулирующих органов и органов власти субъектов Российской Федерации и в случае одобрения выносится на рассмотрение правительства. Правительство принимает программу экспериментального правового режима, в которой даёт разрешение временно, с учётом ряда компенсирующих условий применять технологию там, где это сейчас сделать затруднительно в силу нормативных ограничений. Если по итогам эксперимента правительство понимает, что эксперимент завершён успешно, то оно может выйти с предложением скорректировать законодательство, расширив возможности для применения инноваций. Особое внимание в законопроекте уделено защите прав граждан, которые взаимодействуют с участниками эксперимента. Они должны иметь полную информацию о нём, а компаниям для участия в эксперименте может потребоваться застраховать свои риски. Главное, что должен обеспечить механизм "регуляторной песочницы", - это сбалансированное принятие решений. С одной стороны, необходимо быстро менять регулирование, мешающее развивать новые технологии и бизнес на их основе, с другой - защищать жизненно важные интересы личности, общества и государства. Уважаемые коллеги, с учётом изложенного прошу поддержать. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Владислав Викторович. Содоклад сделает Денис Борисович Кравченко. Пожалуйста. КРАВЧЕНКО Д. Б., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги, добрый день! В текущих реалиях нашей жизни, тем более в этот непростой для нашей страны период пандемии коронавируса, вопрос применения цифровых технологий в обществе назрел с новой силой. Нам не совершить технологического рывка вперёд, в будущее, если мы не ускорим внедрение новых продуктов и услуг в сфере применения цифровых технологий, таких, например, как искусственный интеллект или нейротехнологии. Комитет рассмотрел этот законопроект, основной целью которого является введение механизма апробирования экспериментального правового режима с целью его оценки на предмет возможности его реализации в российском законодательстве впоследствии, чтобы стимулировать научно-технологический прогресс. Эта тема общественно значима, она является поистине локомотивной с точки зрения внедрения и развития в нашей стране инноваций и реализации национальной технологической инициативы. Комитет отмечает необходимость дополнительно проработать отдельные положения. Так, законопроектом предусмотрено, что программа экспериментального правового режима может предусматривать требование к субъекту этого режима о необходимости страхования его гражданской ответственности за причинение вреда при реализации данного режима. В то же время, по мнению комитета, по такому направлению разработки и апробации цифровых инноваций, как эксплуатация транспортных средств и беспилотных воздушных судов, в целях защиты прав потерпевших на возмещение вреда, причинённого при использовании таких транспортных средств, целесообразно установить обязанности субъекта такого режима. Также целесообразно проработать вопрос об установлении требований к минимальной страховой сумме, в пределах которой страховщик обязуется возместить вред, причинённый при эксплуатации указанных транспортных средств. Эти моменты и поступившие замечания правового и юридико-технического характера могут быть учтены при подготовке законопроекта ко второму чтению. В целом принятие данного законопроекта станет ещё одним кирпичиком в строительстве новой, цифровой индустрии будущего - национально-технологической инициативы, которую мы активно сопровождаем на площадке Государственной Думы. Таким образом, комитет поддерживает данный законопроект и рекомендует принять его в первом чтении. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Уважаемые коллеги, есть желающие выступить, задать вопросы? Есть желающие. Ну, давайте сначала, наверное, поблагодарим и Дениса Борисовича, и Владислава Викторовича. Вы можете остаться на трибуне, чтобы отвечать на вопросы, а можете с места отвечать - смотрите, как вам удобнее. Пожалуйста, включите режим записи на вопросы. Я обращаю ваше внимание, что мы работаем уже два часа. По просьбе фракций мы сформировали повестку таким образом, чтобы только ключевые вопросы были в ней. С учётом того что у нас вентиляция не работает по понятной причине, также обращаю внимание на то, чтобы вы думали о тех, кто рядом с вами. Пожалуйста, покажите список. Арефьев Николай Васильевич. АРЕФЬЕВ Н. В., фракция КПРФ. Спасибо, Вячеслав Викторович. Вопрос правительству. А почему этот эксперимент в Москве нельзя проводить в общепринятом правовом поле? И кто будет отвечать за ущерб юридическим и физическим лицам в результате неудачно проведённого эксперимента? ФЕДУЛОВ В. В. Спасибо за вопрос. Насколько я понимаю, интересует вопрос по Москве - этот закон принят ранее. В настоящий момент мы обсуждаем законопроект, который создаёт общую рамку, чтобы любая инициатива по внедрению новых технологий проходила по понятному нам режиму, в котором в том числе учитывалась бы история взаимной ответственности или ответственности субъекта такого режима перед гражданами, о чём я доложил. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Пожалуйста, Гартунг Валерий Карлович. ГАРТУНГ В. К. У меня к представителю правительства вопрос: оценка регулирующего воздействия проводилась? ФЕДУЛОВ В. В. Да, оценка регулирующего воздействия по данному законопроекту проводилась, в ней принимало участие в том числе большое количество представителей бизнес-сообществ. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Юмашева Инга Альбертовна. ЮМАШЕВА И. А., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Владислав Викторович, согласно законопроекту граждан будут информировать о специальном режиме, вступление гражданина в правоотношения с участником спецрежима будет означать согласие гражданина на специальное регулирование, информирование будет осуществляться развешиванием объявлений о спецрежиме на входе на соответствующий объект или территорию. Вопрос: а что, собственно, с альтернативой для тех, кто по каким-то причинам не захочет попасть под условия спецрежима? Вот в законопроекте есть лишь одно указание: если экспериментальный правовой режим реализуется в сферах государственных и муниципальных услуг, то должно быть обеспечено указание на возможности и способы предоставления соответствующих услуг вне этого экспериментального правового режима. А каковы гарантии в иных сферах, кроме госуслуг? ФЕДУЛОВ В. В. Смотрите, какая ситуация. На самом деле у нас законопроект был гораздо шире с точки зрения того, чтобы сразу предусмотреть в законопроекте некоторые изъятия по ряду технологий. История, связанная с государственными услугами, нам достаточно понятна: если идёт какой-то новый, инновационный режим, то мы совершенно спокойно его устанавливаем, при этом гражданин в любом случае получает государственные услуги в старом режиме, условно говоря. В случае с иными технологиями нам необходимо изначально определить, что это за технологии, и, соответственно, в самой программе инновационного режима будет заявлено и отражено то, что будет влиять на граждан, а также на степень их участия, чтобы они не были ущемлены в своих правах. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Фаррахов Айрат Закиевич. ФАРРАХОВ А. З., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Вопрос официальному представителю правительства. Уважаемый Владислав Викторович, безусловно, экспериментальные правовые режимы позволят ускорить развитие прорывных цифровых технологий, но в дальнейшем они будут регулироваться нормативными актами правительства. В связи с этим вопрос: не считаете ли вы возможным при подготовке ко второму чтению прописать активное участие в рассмотрении и подготовке этих нормативных актов Государственной Думы? ФЕДУЛОВ В. В. Да, безусловно. При этом мы предполагаем, что в составе координационного органа, который будет одобрять такие новые правовые режимы, будут в том числе представители как Госдумы, так и Совета Федерации. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Кто хотел бы выступить? Есть желающие. Пожалуйста, включите режим записи. Покажите список. Гартунг Валерий Карлович. Коллеги, с учётом того что фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" перечеркнула все договорённости, я не могу предлагать фракции то, о чём договаривались на заседании Совета, причём руководитель фракции договаривался. Если внутри фракции это не обсуждалось, это уже вопрос к фракции. Пожалуйста. ГАРТУНГ В. К. Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Мы будем соблюдать все договорённости, которые были достигнуты, - будем укладываться в три минуты, выступать по одному от фракции. Очень важный законопроект. Действительно, тема поднята важная, нам действительно нужны специальные правовые режимы, чтобы инновации развивались на территории Российской Федерации, а не за рубежом, но, к сожалению, законопроект, который рассматривается сейчас, ну, мягко говоря, слабо написан. И у меня в связи с этим предложение, Вячеслав Викторович, чтобы нам, может быть, как-то поработать над тем, чтобы правительство, перед тем как вносить законопроекты в Думу, с профильными комитетами консультации проводило. Тогда меньше замечаний здесь было бы при выступлениях от фракций, были бы более качественные законопроекты, и мы быстрее проводили бы их через Государственную Думу. Теперь замечания по этому законопроекту. Открытый перечень видов деятельности, в которых допускается правовой экспериментальный режим. Вы в своём выступлении назвали несколько видов деятельности - ну так ограничьте перечень, запишите их в законе, и давайте на них остановимся, это же экспериментальный правовой режим. Если эксперимент будет удачным, можно будет дальше продолжать, распространять на другие виды деятельности, а оставлять открытый перечень при том, что непонятно, куда эти эксперименты заведут, странно. Дальше. Обтекаемый перечень требований к участникам этого режима. Я вот читал внимательно, не раз читал, и так и сяк почитал: ну его можно как угодно применять. Дальше. В пояснительной записке нет информации о том, как примерно планируется организация такого режима. Ну, вы виды деятельности назвали - если бы мы ограничились в законопроекте этим перечислением, то можно было бы с этим согласиться. Оценка регулирующего воздействия. Вы сказали, она есть, - хотелось бы её увидеть. Надеюсь, ко второму чтению мы увидим результаты оценки регулирующего воздействия. Подозреваю, что не зря вы не дали результаты этой оценки нам, - ну, посмотрим, может быть, вы просто поспешили и не приложили документ. Ну и нет проектов нормативных актов правительства. Здесь практически в каждой статье отсылка к нормативным актам - хотелось бы ко второму чтению увидеть проекты, что же на самом деле мы будем регулировать и как мы будем регулировать. Теперь что касается договорённостей и обсуждения в Государственной Думе. Вячеслав Викторович, мы признаём, что да, действительно сейчас ситуация особая, нужно быстро проводить обсуждения в Государственной Думе, но есть поручение президента, игнорировать которое мы не можем, есть поручение президента и правительству, и ЦБ рассмотреть поправки, которые были сегодня обсуждены на нашем пленарном заседании. Ни ЦБ, ни правительство публично так и не высказали свои позиции и не провели такого заседания. Я считаю, что недопустимо срывать выполнение поручений президента, а в остальном мы с вами согласны. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Валерий Карлович, вы правильно ссылаетесь на поручение президента, и хорошо то, что вы эти вопросы берёте на контроль. Но, коллеги, давайте исходить из того, что нельзя манипулировать поручениями. Если мы вышли на согласованное решение, его нужно принять, оказать помощь людям и дальше работать и над реализацией поручений, и над вашими обращениями. Коллеги, у нас приблизительно 128 (наверное, эта цифра, 120-128) депутатов находятся в режиме самоизоляции, учитывая, что они попадают в группу риска, это первое; второе, ряд наших коллег сейчас на больничной койке - безусловно, нам надо вносить коррективы в организацию работы. И в связи с этим было бы правильно, коллеги, - обращаюсь к правительству, к профильным комитетам - сейчас вносить в повестку те вопросы, которые требуют первоочередного рассмотрения именно с учётом того, что у нас в стране коронавирус и мы должны сделать всё, чтобы помочь гражданам, помочь экономике. Вот если мы формируем повестку таким образом, здесь у нас должны быть и договорённости, и обязательства, и, если хотите, новый формат работы. А если пытаются в повестку ставить вопросы, не имеющие отношения к сегодняшнему дню, то в конце заседания мы предложим вам и на следующей неделе работать, понимаете? Следующая неделя в соответствии с нашим Регламентом должна быть посвящена работе в комитетах, в регионах, а мы будем предлагать собраться вновь - почему? Президент вчера перечислил меры поддержки граждан, бизнеса, некоммерческих организаций - всё это требует проработки в правительстве и внесения в Государственную Думу, и мы со своей стороны должны сделать всё, чтобы эти решения как можно быстрее были реализованы. А когда, извините, Валерий Карлович, вы переводите это всё отчасти в попытку протащить решение, которое, мы видим, не согласовано, тогда, конечно, мы с вами затягиваем заседание, и, конечно, наша работа ещё больше рисков несёт в себе, потому что она коллегиальная. Большая просьба всё-таки исходить из того... Либо у нас сейчас, особенно в этой ситуации, есть политическая культура и понимание ответственности, либо тогда мы просто говорим, и в одно ухо влетает, в другое вылетает. Давайте здесь всё-таки подумаем о тех, кто рядом с нами, об этом. Я вот разговаривал: когда Калашников попал в больницу, тяжело он переносил, очень тяжело; с Новиковым разговаривал, у него ситуация лучше была, переносил легче; а Максимова переносила очень тяжело, она и сейчас в тяжёлом положении находится. Задумайтесь об этом! Вот послушайте, я, если хотите, не понимаю, ведь, если это случится с вашим товарищем или с кем-то из депутатов, это в том числе и по нашей вине! Об этом задумайтесь! Пожалуйста, Сазонов Дмитрий Валерьевич. САЗОНОВ Д. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Спасибо, Вячеслав Викторович. Я с места. Действительно, сегодня цифровые инновации стали ключевыми средствами, позволяющими предприятиям, учреждениям и гражданам продолжать свою деятельность в условиях пандемии коронавируса. Я хочу сказать Валерию Карловичу, что на площадке даже нашего комитета и экспертного совета по цифровой экономике дискуссия по обсуждению данного законопроекта проходила неоднократно. Так называемые экспериментальные правовые режимы, или "регуляторные песочницы", крайне необходимы, этот законопроект назрел. Я уверен, что в рамках поручения президента, которое правительство сегодня исполняет, готовится дальнейшее сотрудничество государства и бизнеса в области инновационного развития, что как раз в этом законопроекте найдёт своё отражение. Коллеги, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" поддержит принятие данного законопроекта. Спасибо большое за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Арефьев Николай Васильевич. АРЕФЬЕВ Н. В. Спасибо, Вячеслав Викторович. Вот в советское время мы осваивали космос, атомную энергию и никаких особых правовых режимов не вводили, хотя эксперименты были довольно смелые. Сегодня у нас особые экономические зоны, они по особому правовому режиму работают, ТОР, территории опережающего развития, они тоже по-особому живут, два офшора имеют особый правовой режим. Мы ещё один закон принимаем - ну, Москва по особому правовому, - сегодня ещё один закон принимаем по особому правовому режиму - а зачем? Вот сейчас говорят: мы отстаём, скорее, быстрее... Вы меня извините, но нам сегодня надо думать о том, как восстановить разрушенную во время эпидемии коронавируса экономику, вот об этом надо думать, а цифровая экономика от нас никуда не уйдёт. Мы говорим о каких-то там беспилотниках - какие беспилотники?! У нас 4 робота на 10 тысяч жителей, а в Южной Корее - 470 роботов на 10 тысяч жителей. Мы вот эту всю цифровизацию как собираемся делать, какими методами? Я понимаю, что денег на это дело будет отвалено достаточно много, но ведь они себя не оправдают! У нас разрушена образовательная система, в том числе и высшего образования, - вот через пять лет выйдет на пенсию профессура советского времени и преподавать будет некому, потому что мало-мальски грамотные студенты и аспиранты все уезжают за границу: здесь за 15-20 тысяч рублей работать никто не хочет. С кем мы собираемся делать вот этот правовой режим и осуществлять цифровизацию? Я думаю, что закон этот преждевременный, ненужный и голосовать за него не надо, он, кроме беды, ничего не принесёт. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Полномочные представители президента и правительства? Нет. Ставится на голосование в первом чтении проект федерального закона "Об экспериментальных правовых режимах в сфере цифровых инноваций в Российской Федерации", 11-й вопрос повестки дня. Пожалуйста, включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 19 мин. 18 сек.) Проголосовало за 285 чел.63,3 % Проголосовало против 40 чел.8,9 % Воздержалось 1 чел.0,2 % Голосовало 326 чел. Не голосовало 124 чел.27,6 % Результат: принято Законопроект в первом чтении принят. ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Вот Раиса Васильевна реплику бросила... Коллеги, на самом деле, когда мы вспоминаем советский период и говорим об отсутствии каких-то регуляторов и форматов, связанных с зонами развития, надо помнить, что это было повсеместно, даже самый захудалый колхоз не мог развиваться без ведома Госплана, - ну о чём мы говорим?! Централизованная экономика была, и вот тогда это было как раз повсеместно. Мы несём информацию, не соответствующую действительности, кому? Молодёжи, которая не знает об этом! И вот мы говорим о той же Южной Корее, которая действительно достигла больших результатов по многим направлениям гражданской продукции, начиная от бытовой техники и заканчивая автомобилестроением. Опять же вопрос: почему? Потому что мы для себя приоритетом поставили вооружение, и мы тоже достигли больших результатов на протяжении всего 70-летнего периода, создавая ракеты, танки, автоматы, и нам равных здесь нет, а они выбор сделали другой. И на тот период это было обоснованно: мы конкурировали со странами НАТО и защищали свою страну, а они входили в блок НАТО и их защищала другая страна, поэтому они занимались вопросами создания мирной продукции. Ну нельзя сейчас говорить, что наша страна отстала, а они хорошие! Наша страна выбрала этот путь, его выбрал Советский Союз, вожди, которых вы сегодня почитаете, - будьте последовательны, уважайте их выбор! И не надо сейчас пенять на это, ведь мы во многом заложники этого: многие города у нас были закрытыми, работали на оборонку, а потом - понятно, по какой причине, - после распада Советского Союза, огромное количество безработных, экономики нет никакой. Но мы не напоминаем об этом тем, кто развалил, потому как вроде уже давно это было, - вы-то зачем сейчас на этом политику строите?! Коллеги, вот подумайте, о чём речь идёт! И если мы говорим о приоритетной повестке, было бы правильно, Александр Дмитриевич, всё-таки с Гарри Владимировичем поговорить, с Александром Юрьевичем поговорить, потому что у нас в повестке должны быть приоритетные законы. Если рассматриваемый законопроект первого чтения под пунктом 11 не относится к приоритетным, зачем нам сейчас его рассматривать? Мы его полноценно можем рассмотреть - с дискуссией, с выступлениями сторон, с заслушиванием оценки регулирующего воздействия и многими другими неотъемлемыми частями законотворческого процесса, - когда выйдем из режима работы в особых условиях. У нас сейчас - спросите любого из заместителей министров, которые здесь присутствуют, - в правительстве все на удалёнке работают и не собираются больше нескольких человек, а здесь, в этом зале, сотни депутатов. Вот задумайтесь об этом! Не упрощайте ситуацию, не упрощайте! Вот всё то, что в Москве и в других регионах сейчас сделано по ужесточению мер, это всё оправданно. Вот мы сейчас будем открывать заводы, фабрики, стройки - будет всплеск заболеваемости, а выдержит ли это наша система здравоохранения? Количество коек надо наращивать, завтра мы эти вопросы будем обсуждать. Зачем вы в повестку вносите прочие вопросы? Вот об этом разговор, коллеги! Александр Дмитриевич, если дальше у нас так пойдёт... Давайте эти вопросы выносить на обсуждение. Зачем мы это обсуждаем, тем более в сокращённом формате? ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Да, вот они хотят, чтобы без дискуссии всё это приняли: пришли, забежали, убежали, а потом вот... Нельзя так! Значит, у вас нет уверенности, значит, у вас нет оснований. Придите, когда время будет другое, чтобы мы слушания провели, с фракциями это обсудите, а сейчас нам необходимо обсуждать вопросы, которые действительно требуют решения. Коллеги, переходим к голосованию. Ставится на голосование проект федерального закона "Об экспериментальных правовых режимах в сфере цифровых инноваций в Российской Федерации", 11-й вопрос повестки дня. Пожалуйста, включите режим голосования. ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Если Иван Иванович говорит, что не проголосовали, значит не проголосовали, он на контроле. Вот у нас содержательная сторона, у него - контроль. ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Иван Иванович сказал. Даже если это не так, то лучше согласиться, ошибки не сделаем. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 24 мин. 51 сек.) Проголосовало за 282 чел.62,7 % Проголосовало против 40 чел.8,9 % Воздержалось 1 чел.0,2 % Голосовало 323 чел. Не голосовало 127 чел.28,2 % Результат: принято Коллеги, законопроект в первом чтении принят.