Заседание № 271
О проекте федерального закона № 922537-6 "О внесении изменений в статью 17 Федерального закона "О рынке ценных бумаг" и Федеральный закон "Об ипотечных ценных бумагах" (в части, касающейся эмиссии облигаций с ипотечным покрытием; принят в первом чтении 15 декабря 2015 года с наименованием "О внесении изменений в Федеральный закон "О рынке ценных бумаг" и Федеральный закон "Об ипотечных ценных бумагах").
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
18-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в статью 17 Федерального закона "О рынке ценных бумаг" и Федеральный закон "Об ипотечных ценных бумагах". Докладывает Николай Николаевич Гончар. ГОНЧАР Н. Н. Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! Данный законопроект внесён Правительством Российской Федерации в ноябре текущего года. Ко второму чтению поступило четыре поправки, все они учитывают замечания Правового управления Аппарата Государственной Думы. Комитет все четыре поправки поддержал, они включены в таблицу поправок № 1. Прошу эту таблицу принять. Таблицы поправок, рекомендуемых к отклонению, нет. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть ли замечания по таблице № 1? Нет. Ставлю на голосование. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (10 час. 55 мин. 26 сек.) Проголосовало за 239 чел.53,1 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 1 чел.0,2 % Голосовало 240 чел. Не голосовало 210 чел.46,7 % Результат: принято Таблица поправок принимается. Николай Николаевич, пожалуйста. ГОНЧАР Н. Н. Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! По данному законопроекту проведены все экспертизы, замечаний нет. В случае принятия данного законопроекта во втором чтении мы просим сегодня поставить его на голосование в третьем чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Выносим на "час голосования".
18-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в статью 17 Федерального закона "О рынке ценных бумаг" и Федеральный закон "Об ипотечных ценных бумагах", второе чтение. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 12 мин. 56 сек.) Проголосовало за 290 чел.64,4 % Проголосовало против 1 чел.0,2 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 291 чел. Не голосовало 159 чел.35,3 % Результат: принято Законопроект принят во втором чтении. Будут ли выступления по мотивам голосования? Нет. Ставлю на голосование в третьем чтении. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 13 мин. 15 сек.) Проголосовало за 283 чел.62,9 % Проголосовало против 1 чел.0,2 % Воздержалось 1 чел.0,2 % Голосовало 285 чел. Не голосовало 165 чел.36,7 % Результат: принято Закон принят.
САВЕЛЬЕВ Д. И., фракция ЛДПР. Уважаемый Сергей Евгеньевич, по 18-му вопросу депутаты Савельев, Носов и Слуцкий не голосовали. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Прошу учесть.
Заседание № 268
О проекте федерального закона № 922537-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "О рынке ценных бумаг" и Федеральный закон "Об ипотечных ценных бумагах" (в части, касающейся эмиссии облигаций с ипотечным покрытием).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
26-й пункт повестки дня, проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О рынке ценных бумаг" и Федеральный закон "Об ипотечных ценных бумагах". Доклад официального представителя правительства заместителя министра экономического развития Николая Радиевича Подгузова. Пожалуйста. ПОДГУЗОВ Н. Р., официальный представитель Правительства Российской Федерации, заместитель министра экономического развития Российской Федерации. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые депутаты! Вашему вниманию предлагается проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О рынке ценных бумаг" и Федеральный закон "Об ипотечных ценных бумагах". Одной из мер, направленных на повышение доступности жилья, является стимулирование ипотечного кредитования. Для этого крайне важна эффективная секьюритизация жилищных кредитов, то есть выпуск облигаций с ипотечным покрытием. Банки выдают ипотечные кредиты, далее банк или Агентство по ипотечному жилищному кредитованию, группируя эти кредиты в пулы, может иметь возможность рефинансировать их на рынке публичных долговых обязательств, тем самым поднимая ликвидность, для того чтобы продолжать свою дальнейшую деятельность по выдаче ипотечных кредитов. Таким образом, эффективная секьюритизация ипотечных жилищных кредитов является одним из важнейших стимулов дальнейшего развития ипотечного кредитования. Законопроектом предлагается несколько блоков изменений действующего законодательства, способствующих дальнейшему развитию рынка секьюритизации жилищных кредитов. Для упрощения процедуры эмиссии жилищных облигаций с ипотечным покрытием законопроектом предусматривается установление возможности регистрации программ эмиссии жилищных облигаций, что существенно повысит эффективность данных сделок для банков. Такая возможность в настоящее время уже предусмотрена для облигаций без залогового обеспечения. Использование программ выпуска облигаций позволит сократить подготовку каждой сделки примерно на один месяц, снизить затраты на подготовку каждой сделки в среднем на полпроцента от объёма эмиссии, а также повысить инвесторский спрос за счёт стандартизации условий выпуска в рамках программы. Одним из важных факторов, сдерживающих развитие рынка ипотечной секьюритизации, является необходимость создания отдельного ипотечного агента для каждой серии выпусков облигаций, обеспеченных одним ипотечным покрытием. Законопроектом решается эта проблема посредством ограничения возможности погашения требований кредитора или владельца облигаций за счёт иного обеспечения - аналогично требованиям, установленным законодательством в области неипотечной секьюритизации. Возможность эмиссии нескольких серий выпусков ипотечных облигаций с баланса одного специализированного эмитента с защитой от кросс-дефолта между различными выпусками позволит сократить срок подготовки каждой сделки примерно на два месяца, устранит затраты на создание ипотечного агента для каждой сделки и приведёт к снижению затрат на сопровождение каждой сделки со стороны единоличного исполнительного органа или бухгалтерской организации примерно на 10-15 процентов. Законопроектом предлагается также изъятие норм, установленных для обществ с ограниченной ответственностью, в соответствии с которыми при уменьшении уставного капитала ипотечный агент может быть ликвидирован. Внесение предлагаемых изменений в законодательство позволит сократить сроки и стоимость подготовки сделок по секьюритизации ипотечных кредитов, увеличит количество таких сделок, снизит стоимость привлекаемых ресурсов, что будет существенным стимулом для развития рынка жилищного кредитования, а также улучшит управление ликвидностью кредитных организаций, осуществляющих выдачу ипотечных кредитов. Уважаемые депутаты, для того чтобы в начале года иметь возможность эффективно использовать этот инструмент, пользоваться теми "окнами" конъюнктуры, которые на публичном рынке долговых обязательств возникают, нам крайне важно, чтобы уже с начала следующего года этот закон работал, соответственно огромная просьба рассмотреть возможность принятия его в этом году. Спасибо большое. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Содоклад Николая Николаевича Гончара. Пожалуйста. ГОНЧАР Н. Н. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! После доклада Николая Радиевича я не сомневаюсь, что в зале нет депутатов, которые не поняли бы, о чём данный законопроект, тем не менее повторю ещё раз, в чём его смысл. Банк даёт ипотечные кредиты, но эта операция для банка, особенно сегодня, я сказал бы, достаточно рискованная. Для того чтобы эти кредиты в сегодняшней ситуации, когда на рынке не все, кто их взял, способны адекватно их обслуживать (разные возникают ситуации: вы хорошо это знаете, скажем, по ипотечным валютным кредитам), работали, предлагается, сформировав тот самый пул, или, если хотите, пакет, запустить его снова на рынок. То есть банк может дальше оперировать этими инструментами, запуская пулы жилищных кредитов на финансовый рынок, - это очень важно, и Николай Радиевич совершенно справедливо сказал, что сделать это надо как можно быстрее. Комитет поддерживает законопроект и предлагает внести в проект постановления очень важное техническое изменение, то есть к проекту постановления, который находится у вас на руках, у нашего комитета имеется поправка, касающаяся сроков подачи поправок, и вместо указанных сейчас тридцати дней мы предлагаем записать пять дней и просим проголосовать поправку и постановление. Комитет поддерживает принятие законопроекта в первом чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Будут ли вопросы? Да. Включите режим записи на вопросы. Покажите список. Сидякин Александр Геннадьевич, пожалуйста. СИДЯКИН А. Г., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". У меня вопрос к Николаю Радиевичу. Николай Радиевич, вы сказали, что принятие законопроекта будет способствовать увеличению количества сделок, связанных с использованием жилищных облигаций. А скажите, пожалуйста, каков сейчас процент сделок с использованием облигаций в общем объёме ипотечных сделок и сколько вы их ожидаете в связи с принятием закона? ПОДГУЗОВ Н. Р. Секьюритизация жилищных кредитов связана непосредственно с функционированием публичного рынка долговых обязательств и с конъюнктурой этого рынка. До 2015 года такого рода сделки на нашем рынке... ну, наверное, было 10-15 выпусков ипотечных облигаций. В 2015 году конъюнктура рынка не позволяла на публичном рынке размещать такого рода инструменты - были использованы другие источники ликвидности, чтобы ипотечные кредиты выдавать. В частности, огромную роль в выдаче ипотечных кредитов в этом году сыграла программа государственного субсидирования процентных ставок, которая обеспечила 30 процентов рынка ипотеки. Мы считаем, что по аналогии с рынком неипотечной секьюритизации, где соответствующие изменения уже приняты, принятие аналогичных изменений для ипотеки позволит существенно нарастить объёмы рефинансирования на публичном рынке, и с этой целью просим ускорить принятие законопроекта. Председательствует Председатель Государственной Думы С. Е. Нарышкин ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Владимир Николаевич Федоткин. ФЕДОТКИН В. Н. Николай Радиевич, вы, наверное, не хуже меня знаете цифры: в этом году жилья строилось меньше, чем в прошлом, 2014-м, и существенно меньше. Кроме того, по оценке экспертного сообщества, число заявок на получение кредита на ипотеку в этом году снизилось в 7 раз - ну, цифры, наверное, вы тоже знаете, - и объясняется это очень просто: обеднение населения, рост числа нищих, невозможность не только взять новые кредиты под ипотеку, но даже вернуть те, что брали раньше, а вы опять вносите законопроект о поддержке банков! Вообще, законопроект очень туманный, трактовать его можно по-разному: и в пользу банков, и в пользу правительства, но только не в пользу народа, мне так кажется. Что конкретно получит простой человек в будущем году с учётом ухудшения бюджета на 2016 год и дальнейшего падения уровня жизни? Что выиграет человек, что он сможет сделать на эти деньги, насколько возрастут... (Микрофон отключён.) ПОДГУЗОВ Н. Р. Владимир Николаевич, спасибо за обстоятельный вопрос. Первое. Что получит конкретный заёмщик от реализации закона? Потенциально он получит снижение ставки до 1 процентного пункта стоимости ипотечного кредита. Второе, что касается снижения рынка жилищного кредитования. Действительно, в этом году произошло снижение на 30-35 процентов, но, если бы не меры правительства по государственному субсидированию процентных ставок, падение было бы в районе 50 процентов. Объективная конъюнктура и ситуация в экономике таковы, что платёжеспособный спрос на ипотечные жилищные кредиты снизился, но вот благодаря в том числе и этому закону - за счёт снижения ставки по ипотечным кредитам через повышение эффективности размещения соответствующих выпусков ипотечных ценных бумаг - мы надеемся в дальнейшем обеспечивать более высокие темпы роста ипотечного жилищного кредитования. А что касается программ поддержки заёмщиков, то эти программы также АИЖК принимаются. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Кто хотел бы выступить? Прошу записаться. Включите режим записи. Покажите список. Николай Фёдорович Рябов. РЯБОВ Н. Ф., фракция КПРФ. Спасибо. Что я вообще хотел бы сказать? Хорошие предложения у правительства, которое постоянно ищет возможности облегчить для наших граждан условия приобретения, скажем, квартир, получения ипотечных кредитов, но это всё, как говорится, на бумаге, а когда доходит до дела, люди не знают, как быть, - и в петлю лезут, и что угодно готовы сделать. Правительством до сих пор так и не решён вопрос, не найдено решение по ипотеке в иностранной валюте, а курс доллара всё лезет вверх и, наверное, долезет до 100 рублей за доллар. Причём телевидение работает, так сказать, в негативную сторону, усугубляет положение, каждый день объясняя, что у нас всё хуже и хуже, - нет бы говорить, что доллар скоро будет стоить 3 копейки, и, может быть, одумались бы граждане... Но я не об этом. Почему до сих пор не принимается решение - вы только что объяснили, что якобы решаются вопросы с ипотекой, - по кредитам в валюте, почему так и не принято решение правительством, всё время затягивают? Это первое, так сказать, пожелание. Второе пожелание. Правительству не надо рассматривать вопрос создания благоприятных условий для банков, которые практически грабят наше население, выдавая вот эти ипотечные кредиты и получая потом доходы, чтобы обогащаться от часа к часу, чтобы всё богаче и богаче становились банкиры. Почему бы государству не взвалить на свои плечи программу строительства, чтобы начать выдавать гражданам квартиры? Я говорю не о советском периоде, когда это было бесплатно, я говорю о том, чтобы выдавать квартиры и получать с жителей деньги по системе жилищно-строительных кооперативов по ценам, по которым должны выдаваться квартиры, условно говоря, на 1 мая 2016 года. По этому пути нужно идти, а вы всё ищете способы, как обогатить банкиров, чтобы они побольше процентов получили, и вот сейчас предлагаете через ценные бумаги это делать, но по сути ничего не меняется - всё равно, так скажем, все бедствия лягут на плечи граждан России, которые уже не могут концы с концами сводить. Я в пятницу был в больнице в Нижнем Новгороде и был поражён: 8 тысяч 100 рублей - оклад медицинской сестры, 980 рублей - премия за месяц, всего - 9 тысяч рублей. Какой ипотечный кредит, какие ставки, какие, так сказать, ценные бумаги она потянет?! Издеваемся над народом! Пора принимать кардинальные решения! ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Николай Радиевич, ещё раз хотите выступить? Пожалуйста. ПОДГУЗОВ Н. Р. Я коротко. Программа поддержки заёмщиков, оказавшихся в сложной финансовой ситуации, правительством принята. Мы не делаем разделения на валютных ипотечников и рублёвых ипотечников, потому что в сложной финансовой ситуации могут оказаться как одни, так и другие. Программой, которая принята для АИЖК, предусматривается возможность получения скидки либо рассрочки процентных платежей в объёме до 600 тысяч рублей, но не более 10 процентов от объёма ипотечного кредита. Мы считаем, что это действенная мера по защите заёмщиков, попавших в сложную финансовую ситуацию. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Николай Николаевич, вы не хотите выступить? Законопроект выносим на "час голосования".
26-й вопрос повестки дня, проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О рынке ценных бумаг" и Федеральный закон "Об ипотечных ценных бумагах". Имеется поправка. Ставлю на голосование: принять за основу проект постановления. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 35 мин. 09 сек.) Проголосовало за 291 чел.64,7 % Проголосовало против 1 чел.0,2 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 292 чел. Не голосовало 158 чел.35,1 % Результат: принято Проект постановления принимается за основу. Поправка Николая Николаевича Гончара. Николай Николаевич, пожалуйста. ГОНЧАР Н. Н. Уважаемые коллеги, мы меняем срок подачи поправок с тридцати до пяти дней. Аргументация при докладе по данному законопроекту прозвучала. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Ставлю на голосование поправку. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 35 мин. 55 сек.) Проголосовало за 240 чел.53,3 % Проголосовало против 1 чел.0,2 % Воздержалось 1 чел.0,2 % Голосовало 242 чел. Не голосовало 208 чел.46,2 % Результат: принято Поправка принимается. Ставлю на голосование проект постановления в целом. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 36 мин. 21 сек.) Проголосовало за 346 чел.76,9 % Проголосовало против 1 чел.0,2 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 347 чел. Не голосовало 103 чел.22,9 % Результат: принято Принимается в первом чтении.