Заседание № 285
О проекте федерального закона № 922528-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих" (о передаче Правительству Российской Федерации отдельных полномочий Банка России).
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Николай Васильевич, за отличное предложение, сейчас мы его реализуем, рассмотрев 4-й вопрос повестки дня. Проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих". Докладывает Дмитрий Иванович Савельев. САВЕЛЬЕВ Д. И., фракция ЛДПР. Спасибо, Сергей Евгеньевич. Указанный законопроект был принят Государственной Думой в первом чтении 22 января 2016 года. К законопроекту не поступило ни одной поправки, проект закона прошёл необходимые экспертизы в Правовом управлении. Комитет по финансовому рынку просит принять законопроект во втором чтении. Уважаемые коллеги, если проект будет поддержан во втором чтении, комитет просит рассмотреть его сегодня и в третьем чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Выносим законопроект на "час голосования".
4-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих", второе чтение. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 05 мин. 29 сек.) Проголосовало за 372 чел.82,7 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 372 чел. Не голосовало 78 чел.17,3 % Результат: принято Принят во втором чтении. Выступления по мотивам? Нет. Ставлю на голосование в третьем чтении. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 05 мин. 54 сек.) Проголосовало за 436 чел.96,9 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 2 чел.0,4 % Голосовало 438 чел. Не голосовало 12 чел.2,7 % Результат: принято Закон принят.
Заседание № 275
О проекте федерального закона № 922528-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих" (о передаче Правительству Российской Федерации отдельных полномочий Банка России).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
У нас на фиксированное время стоит 40-й пункт порядка работы, проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих". Докладывает первый заместитель министра обороны Российской Федерации Руслан Хаджисмелович Цаликов. ЦАЛИКОВ Р. Х., официальный представитель Правительства Российской Федерации, первый заместитель министра обороны Российской Федерации. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые депутаты Государственной Думы! Вашему вниманию представляется проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих". Накопительно-ипотечная система обеспечения жильём военнослужащих является одной из трёх форм обеспечения военнослужащих постоянным жильём. Система набрала серьёзные обороты: на сегодняшний день участниками НИС стали более 350 тысяч человек, 140 тысяч уже приобрели жильё, из них только в прошлом, 2015 году - 32 тысячи. Предлагаемые вашему вниманию изменения в закон фактически представляют собой узаконивание той ситуации, которая имеет место с 2005 года, а именно: в соответствии с указом президента Министерство обороны выполняет функции по утверждению правил отбора управляющей компании, правил отбора специализированного депозитария, критериев отбора, а по закону, который сейчас действует, это всё функции Центрального банка. В законопроекте предлагается передать эти функции Правительству Российской Федерации. Законопроект согласован со всеми заинтересованными ведомствами и сторонами в установленном порядке. Прошу поддержать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Руслан Хаджисмелович, присаживайтесь. С содокладом выступает Дмитрий Иванович Савельев. САВЕЛЬЕВ Д. И. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Руслан Хаджисмелович сделал исчерпывающий доклад. В связи с изложенным Комитет по финансовому рынку предлагает Государственной Думе принять данный законопроект в первом чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Дмитрий Иванович. Коллеги, есть ли вопросы? Есть. Включите режим записи на вопросы. Покажите список. Катасонов Сергей Михайлович. КАТАСОНОВ С. М. Уважаемый Руслан Хаджисмелович, мы все вас очень любим, но вы редко приходите, поэтому, наверное, не все имеют возможность вас, так сказать, обнять и поцеловать. Мы видим успехи и в отношении МВД, и в отношении военной ипотеки - это всё хорошо, но у нас есть одна категория, которую мы никак не можем никуда присоединить: военнослужащие, живущие в закрытых военных городках. Мы и в закон о статусе военнослужащих пытались это внести, и в закон о закрытых военных городках, самого Бравермана привлекали - думали, что он нам чем-то поможет. Вот, может быть, возможности военной ипотеки ещё не до конца исчерпаны, может быть, мы с вами здесь ещё попробуем это сделать? Их не так много, этих людей, а эффект отрицательный от того, что мы не можем решить этот вопрос, и он кратно превосходит наши достижения. ЦАЛИКОВ Р. Х. Спасибо за вопрос, он на самом деле имеет право на существование, более того, он требует решения. Вот эта категория людей, которые остались в бывших закрытых военных городках, в бывших ЗАТО, до сих пор законодательно не обеспечена. Конечно, это невозможно сделать в рамках законодательства о накопительно-ипотечной системе, но мы с вами работаем, и я думаю, что мы эту работу продолжим. В рамках ли внесения изменений в закон, в рамках ли разового решения руководителя государства - что, на мой взгляд, было бы более правильно в сложившихся условиях, - но мы с вами этот вопрос должны решить. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Федоткин Владимир Николаевич. ФЕДОТКИН В. Н. Уважаемый Руслан Хаджисмелович, вот у меня отец кадровым военным был, отслужил он двадцать пять лет в советских Вооружённых Силах, а потом мы приехали в Рязань, и через небольшой промежуток времени он получил не какие-то финансовые документы, а ключи от квартиры трёхкомнатной и никому ничего не платил. Мы вселились, и, в общем, это способствовало укреплению нашей семьи. Скажите, пожалуйста, сколько сейчас, допустим, из 100 процентов жилья, которое вы предоставляете офицерам, приходится вот на такое бесплатное жильё, а сколько - на ипотеку? Всё-таки ипотека - это кабала для офицеров, ведь, согласитесь, всё равно это финансовое обязательство. Вот хотелось бы представлять, сколько приходится на бесплатное жильё, какова его доля, и сколько на ипотеку? ЦАЛИКОВ Р. Х. Давайте я вам назову цифры. Я уже сказал, что в рамках накопительно-ипотечной системы жильём обеспечено сто сорок с лишним тысяч человек. И я не согласен с тем, что это кабала. Дело в том, что за всё платит государство, военнослужащий должен выполнить только некие обязательства перед своей страной, а именно отслужить определённый срок. При выслуге лет ни копейки с него не берётся! Тем не менее это на самом деле одна из форм ипотечного кредитования, поэтому на ваш вопрос я отвечу так: за три года Министерство обороны вне рамок накопительно-ипотечной системы решило жилищный вопрос более 100 тысяч офицеров, и всё бесплатно. Вот представьте теперь! ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Черкасов Кирилл Игоревич. ЧЕРКАСОВ К. И., фракция ЛДПР. Уважаемый Руслан Хаджисмелович, в продолжение этого вопроса. Мы понимаем, что это не совсем бесплатно - в любом случае это затраты федерального бюджета. Не могли бы вы сказать, вот при такой процентной ставке по ипотеке, которую Минобороны пришлось платить в 2015 году и придётся платить в 2016-2017 годах, нет ли у вас ощущения, что могут быть какие-то сложности? Мы понимаем, что сейчас строительная отрасль будет переживать нелёгкие времена, соответственно, ввод квартир тоже будет затруднён, кредитные ресурсы также наверняка в этой отрасли подорожают. Ну хотя бы примерно скажите, во что обходится Минобороны эта программа по процентным ставкам? ЦАЛИКОВ Р. Х. Спасибо за вопрос. Минобороны это ни во что не обходится, всё оплачивается, как вы правильно заметили, из федерального бюджета, а ставка - до 12,5 процента. Что касается проблем в строительной отрасли. К сожалению, экономическое состояние этой сферы, скажем так, требует серьёзного улучшения, это мы с вами тоже понимаем, но экономические трудности, на мой взгляд, не могут являться причиной отмены целей, задач, поэтому все задачи в части обеспечения военнослужащих жильём, безусловно, будут выполнены. У нас три формы: предоставление бесплатно натурального жилья по договору социального найма или в собственность (по желанию военнослужащего), жилищная субсидия, за которую вы два года назад проголосовали, - вам спасибо, огромное количество офицеров решили свои вопросы за счёт жилищной субсидии! - и накопительная ипотечная система, поэтому, какие бы трудности ни возникали, мы вопросы будем решать. Вообще, государственные служащие для того и нужны, чтобы решать проблемы, а не констатировать состояние экономики. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Вопросы заданы. Есть ли желающие выступить? Катасонов Сергей Михайлович. Других желающих нет. Поставьте семь минут. КАТАСОНОВ С. М. Уважаемый Иван Иванович, уважаемый Руслан Хаджисмелович, уважаемые коллеги! Я уже задавал вопрос, и Руслан Хаджисмелович сказал, что вряд ли его можно решить именно в рамках военной ипотеки, но опыт нашей работы с этой категорией - граждане, которые проживают в ЗАТО, - показывает, что мы уже прошли все этапы, которые, в общем-то, могли быть, и причём на разных стадиях. Я напомню, что в 2013 году - это был первый этап - мы начали с внесения поправок в закон "О статусе военнослужащих", тогда мы ещё поправками оформляли. После этого у нас родился законопроект, который вообще менял целый ряд положений, и мы хотели, чтобы Министерство обороны всё-таки было ответственным за принятие решений по переселению из ЗАТО. Потом был следующий этап, когда мы пришли к выводу: учитывая, что граждане уже уволены с военной службы, не совсем корректно решать вопрос через закон о ЗАТО - сначала внесением поправок, потом собственно изменением закона. Следующий этап - это решение президента, то, о чем говорит Руслан Хаджисмелович. И вот на каждом этапе мы видим, что, скажем так, мы цели не достигаем. Последнее решение, которого мы ждали, касается включения в программу Минстроя, в программу переселения из ЗАТО, и в результате мы увидели, что практически это самая, скажем так, диспозитивная программа из всех, которые существуют не только в сфере строительства, но и наверное, вообще из всех госпрограмм, худшей программы я не видел. И конечно, когда мы два с половиной года занимаемся этой темой, а в результате видим как бы деградацию проблемы, это вызывает определённую озабоченность. Мы уже неоднократно говорили в этом зале и при личных встречах о том, что категория военнослужащих отличается от других категорий гражданских служащих. Есть решения Конституционного Суда 2005, 2011 и 2012 годов, и там чётко написано, что нельзя сравнивать обязательства государства в отношении военнослужащих с другими социальными обязательствами, они совершенно иные, эти обязательства и должны быть отличными от других. В результате сегодня вы говорите, что нужно решение первого лица, а де-факто эти граждане остаются в ЗАТО, стоят на очереди со времени подачи заявления, и сегодня они абсолютно приравнены и к пенсионерам, и к безработным, и к многодетным. Так где исполнение решений Конституционного Суда, который уже несколько раз своё мнение выразил?! Исходя из нашего опыта - мы с вами решение искали в законе о статусе, в законе о ЗАТО, напрямую на президента выходили, - может быть, есть смысл ещё и в этом законе поискать. Я понимаю логику сегодняшнего законопроекта: идёт начисление в соответствии со стажем, офицер не платит, это понятно, в итоге платит государство, накопительно. Но слушайте, если мы ставим задачу решить проблему переселения из ЗАТО, - это тоже вопрос решаемый! - можно, в конце концов, определить период, в этот период им начислять средства, пусть они переезжают каким-то образом, но самое-то главное - решить эту проблему! Я помню, когда министр докладывал, он говорил о том, что переход на ЕНВД был связан с тем, что очень много военных отказывались от квартир, и когда мы с вами встречались, по-моему, цифра звучала - 20 тысяч квартир, которые стоят невостребованными, потому что военнослужащие не могут переехать или не хотят, они всё время ждут лучшего предложения. Потом мы принимали решение о том, что в конце концов если военнослужащий отказывается, то в следующий раз ему выплачивается сумма, и пусть он поступает так, как считает нужным. Давайте тогда рассмотрим вариант использования хотя бы тех квартир, которые сейчас стоят на балансе Министерства обороны, потому что то, что мы сегодня имеем по программе "Жилище"... Руслан Хаджисмелович, это не ваша зона ответственности, но я вам говорю: индикатор переселения - 1 процент в год, то есть чтобы эту очередь ликвидировать, нам понадобится сто лет. Представляете, мы сто лет будем с этой трибуны говорить об одном и том же: когда же мы переселим из закрытых территориальных образований наших военных, которые это заслужили?! Я хочу сказать, что те люди, которые там сегодня остались и имеют право на переселение, в сравнении с теми, кому мы сегодня отдаём квартиры по различным схемам: и субсидии, и НВД, и ипотека... И это жильё категорически, на порядок отличается от тех условий, которые были, когда их туда переселяли, - они приезжали в поле и вынуждены были с нуля создавать те городки, закрытые образования, которые сегодня и составляют основу обороноспособности страны. У меня такое предложение: учитывая, что эта тема была поддержана всеми фракциями, в том числе и "ЕДИНОЙ РОССИЕЙ", была поддержана спикером нашего парламента Сергеем Евгеньевичем, учитывая, что решён был достаточно сложный вопрос с Министерством финансов - нас даже Минфин поддержал... Я вообще не понимаю: парламент за, уже с самым страшным министерством из правительства - Минфином, которым всех пугают, - и с ним вопросы были согласованы... Я думаю, что здесь всё-таки нужно волевое решение, даже какое-то силовое, и уж у Министерства обороны с точки зрения силового давления все инструменты есть. Ну и, учитывая, Руслан Хаджисмелович, что вы сегодня у нас здесь первый раз присутствуете в новом качестве - как первый заместитель... Я думаю, что мы все ждали именно этого момента, когда статус человека, который отвечает за хозяйственные вопросы в армии, будет поднят на самый высокий уровень, поэтому я уверен, что мы до конца этого созыва решим вопрос с переселением, я не знаю, с помощью какого закона - хотите, мы в этот напишем, вы только примените Вооружённые Силы для того, чтобы решить данный вопрос! Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Сергей Михайлович. Руслан Хаджисмелович, есть возможность выступить с заключительным словом. Пожалуйста. ЦАЛИКОВ Р. Х. Хочу поблагодарить всех депутатов, профильный комитет, всех, кто участвовал в рассмотрении этого законопроекта за заинтересованную квалифицированную работу, за поддержку. На слова Сергея Михайловича я уже отреагировал ранее: этот вопрос, безусловно, надо решать, и, конечно, это невозможно сделать в рамках накопительно-ипотечной системы просто по определению, поскольку эта система для действующих военнослужащих, если точнее, то для тех, кто только в начале своего пути на службе Родине, но заниматься, конечно, этой темой мы будем. А за поддержку законопроекта в процессе рассмотрения спасибо! ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Дмитрий Иванович, нет необходимости выступать? Нет. Выносим законопроект на "час голосования".
40-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих". Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 10 мин. 53 сек.) Проголосовало за 441 чел.98,0 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 441 чел. Не голосовало 9 чел.2,0 % Результат: принято Принят в первом чтении.