Заседание № 271
О проекте федерального закона № 919259-6 "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и статьи 150 и 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации" (в части, касающейся ответственности за самовольное проникновение на охраняемые объекты).
Рассмотрение законопроекта в третьем чтении
16-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и статьи 150 и 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации". Докладывает Рафаэль Мирхатимович Марданшин. МАРДАНШИН Р. М., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! Данный законопроект прошёл все необходимые экспертизы, по нему получены все необходимые заключения. Комитет просит принять данный законопроект в третьем чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Будут ли выступления по мотивам голосования? Нет. Выносим на "час голосования".
16-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и статьи 150 и 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации". Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 11 мин. 40 сек.) Проголосовало за 335 чел.74,4 % Проголосовало против 2 чел.0,4 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 337 чел. Не голосовало 113 чел.25,1 % Результат: принято Закон принят.
Заседание № 268
О проекте федерального закона № 919259-6 "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и статьи 150 и 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации" (в части, касающейся ответственности за самовольное проникновение на охраняемые объекты; принят в первом чтении 20 ноября 2015 года с наименованием "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации").
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
21-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и статьи 150 и 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации". Докладывает Рафаэль Мирхатимович Марданшин. Пожалуйста. МАРДАНШИН Р. М., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! К данному законопроекту ко второму чтению поступило пять поправок, все они рекомендуются комитетом к принятию и сведены в таблицу поправок № 1. Комитет по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству просит утвердить таблицу поправок и принять законопроект во втором чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть ли замечания по таблице поправок № 1? Нет. Ставлю таблицу на голосование. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 23 мин. 12 сек.) Проголосовало за 236 чел.52,4 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 236 чел. Не голосовало 214 чел.47,6 % Результат: принято Таблица поправок № 1 принимается. Выносим законопроект на "час голосования".
21-й пункт, проект федерального закона "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и статьи 150 и 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации". Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 31 мин. 25 сек.) Проголосовало за 292 чел.64,9 % Проголосовало против 1 чел.0,2 % Воздержалось 1 чел.0,2 % Голосовало 294 чел. Не голосовало 156 чел.34,7 % Результат: принято Принимается во втором чтении.
Заседание № 264
О проекте федерального закона № 919259-6 "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации" (в части, касающейся ответственности за самовольное проникновение на охраняемые объекты).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Коллеги, у нас на фиксированное время вынесено три вопроса - пункты 52, 53 и 54. По 52-му и 53-му вопросам - они на одну и ту же тему - один и тот же докладчик и он просит разрешить ему выступить с одним докладом по двум законопроектам. Нет возражений? Хорошо. 52-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации"; 53-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в статью 3.5 и статью 20.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях". Докладывает Андрей Константинович Луговой. ЛУГОВОЙ А. К., фракция ЛДПР. Уважаемые коллеги, вашему вниманию предлагаются проекты федеральных законов "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации" и "О внесении изменений в статью 3.5 и статью 20.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях". Анализ имеющейся информации свидетельствует о необходимости поиска более эффективных способов противодействия несанкционированным проникновениям, в том числе с использованием подземных коммуникаций, на объекты, территории, представляющие важное значение для обеспечения жизнедеятельности и безопасности населения и государства, речь идёт об объектах транспортной инфраструктуры, ракетно-космической промышленности и топливно-энергетического комплекса. В ходе таких проникновений не исключена возможность получения информации о технических характеристиках, состоянии, оснащённости, организации охраны и системы сигнализации объектов, а также о местах, сопряжённых с иными подземными сооружениями, в результате этого указанная информация, содержащая в ряде случаев сведения, составляющие государственную тайну, может как размещаться в сети Интернет, так и передаваться иностранным спецслужбам. Лица, совершающие такие деяния, также являются объектами интереса представителей экстремистских организаций, так как они могут способствовать осуществлению диверсионных и террористических актов. Санкции, предусмотренные статьёй 20.17 административного кодекса, - штраф от 300 до 500 рублей - не соответствуют характеру и степени общественной опасности подобных деяний и не обеспечивают эффективность их профилактики. Это подтверждается имеющимися статистическими данными: за период с 2010 года по настоящее время зафиксировано более трёхсот несанкционированных проникновений на охраняемые объекты с использованием подземных коммуникаций, при этом в последнее время прослеживается тенденция к увеличению количества таких проникновений на режимные, особорежимные объекты, например на территорию Кремля, в том числе с использованием специальной экипировки, а также фото- и видеоаппаратуры. Отдельными лицами такие проникновения совершаются неоднократно. Для решения указанной проблемы предлагается дополнить Уголовный кодекс Российской Федерации новой статьёй, предусматривающей уголовную ответственность за самовольное проникновение на охраняемые объекты после дважды совершённого аналогичного административного правонарушения. Корреспондирующие изменения предусматриваются и в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях, в том числе ответственность за подобные правонарушения ужесточается вплоть до ареста на срок до пятнадцати суток с конфискацией орудия совершения административного правонарушения, включая фото- и видеоаппаратуру. Необходимо отметить, что при подготовке законопроектов учитывался зарубежный опыт - там пошли по пути криминализации нарушений в этой области и ужесточения наказания за них. Принятие федеральных законов не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия других законов, нормативных правовых актов президента, правительства, а также не повлечёт расходов, покрываемых за счёт федерального бюджета. На законопроекты получены положительные отзывы. Есть ряд замечаний, которые ко второму чтению вполне могут быть устранены. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Андрей Константинович, присаживайтесь. По 52-му вопросу с содокладом выступает Рафаэль Мирхатимович Марданшин. МАРДАНШИН Р. М., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Проект федерального закона "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации", как уже было сказано, направлен на совершенствование мер ответственности, применяемых к лицам, осуществляющим самовольное проникновение на охраняемые объекты, в том числе представляющие важное значение для функционирования систем жизнеобеспечения населения. Указанным законопроектом предлагается дополнить Уголовный кодекс Российской Федерации статьёй 213-1, устанавливающей ответственность за неоднократное самовольное проникновение в подземные или подводные сооружения объектов, охраняемых в соответствии с законодательством Российской Федерации, при этом под неоднократным самовольным проникновением в подземные или подводные сооружения охраняемых объектов признаётся совершение указанного деяния лицом, ранее привлекавшимся к административной ответственности за совершение аналогичного деяния в течение двух лет. Комитет концепцию данного законопроекта поддерживает, поскольку указанная мера правовой защиты повысит защищённость населения от террористических и иных криминальных угроз. На данный законопроект имеется официальный отзыв Верховного Суда Российской Федерации, и законопроект поддерживается при условии, что ко второму чтению будут устранены замечания Верховного Суда. Комитет поддерживает законопроект и просит Государственную Думу принять его в первом чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, присаживайтесь. С содокладом по 53-му пункту выступает Владимир Николаевич Плигин. ПЛИГИН В. Н., председатель Комитета Государственной Думы по конституционному законодательству и государственному строительству, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Комитет полностью согласен с авторами законопроекта, представляется целесообразным усилить ответственность за правонарушения, связанные с самовольным проникновением на охраняемый в установленном порядке объект. Предлагаемые меры позволят сократить число такого рода случаев. Просим принять законопроект в первом чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Владимир Николаевич. Коллеги, есть ли вопросы? Нет. Есть ли желающие выступить? А, есть вопрос, извините. Юрий Петрович Синельщиков, пожалуйста. СИНЕЛЬЩИКОВ Ю. П., фракция КПРФ. Вопрос Андрею Константиновичу. Скажите, пожалуйста, а сколько у нас было случаев, когда наступали общественно опасные последствия после проникновения на подземные или подводные объекты? Я имею в виду случаи терактов или случаи, когда эти лица получали какие-то данные, являющиеся государственными секретами, и так далее. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутату Луговому включите микрофон. ЛУГОВОЙ А. К. Ну, слава богу, у нас таких последствий до сих пор не наступило, но, учитывая, что частота таких проникновений увеличивается... Мы даже в соцсетях в Интернете можем наблюдать съёмки, допустим, диггеров, которые проникали на территории особо важных, охраняемых объектов через подземные сооружения, но, к сожалению, их личности не были установлены. Тем не менее такая опасность существует, особенно в нынешней ситуации, в ситуации такой серьёзной террористической угрозы. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Будут ли желающие выступить? Юрий Петрович Синельщиков, других желающих нет. Включите микрофон депутату Синельщикову. СИНЕЛЬЩИКОВ Ю. П. Уважаемые коллеги, фракция не может поддержать первый законопроект ввиду неопределённости ряда положений, что может привести к произволу при применении уголовной ответственности. Законопроектом вводится весьма неопределённое понятие "подземные или подводные сооружения", ответственность за проникновение в них, при этом совершенно непонятно, почему не вводится такая же ответственность за проникновение в надземные и надводные сооружения, ибо последствия проникновения в них могут быть не менее опасными. Обращаю внимание, что теракты совершаются в основном на поверхности, а не под землёй (ну, исключение - это в метро, но не об этом говорится в законопроекте). Это во-первых. Во-вторых, в проекте указано, что проникновение совершается самовольно, и ничего не говорится о форме вины, однако, по нашему мнению, если ставить вопрос о введении уголовной ответственности, то лишь в случае совершения деяния с прямым умыслом. Между тем в своих интервью в СМИ любители подземных прогулок иногда сообщали, что в результате таких путешествий они совершенно непроизвольно оказывались под охраняемыми объектами. В-третьих, законопроектом вводится такое не определённое в законах понятие, как "объекты, охраняемые в соответствии с законодательством Российской Федерации". Что в данном случае понимается под законодательством - только Конституция, законы Российской Федерации, законы субъектов или всё же все законы и иные нормативные акты? В-четвёртых, введение уголовной ответственности за повторный такой проступок приведёт к неразберихе в оценке органами расследования и судом первого правонарушения. Из-за упрощённого административного производства многие обстоятельства, подлежащие установлению по уголовному делу, которые определены в статье 73 УПК России, не будут установлены по первому деянию, в том числе и форма вины "путешественника", а это не позволит привлечь его к уголовной ответственности. К тому же к административной ответственности будут привлекаться за проникновение на объект, охраняемый в установленном порядке, а уголовная ответственность должна будет наступать за проникновение на объект, охраняемый в соответствии с законодательством Российской Федерации, - это совершенно разные вещи. В-пятых, согласно законопроекту состав рассматриваемого преступления предполагает наступление ответственности при условии привлечения лица ранее к административной ответственности в течение двух лет, однако в соответствии с КоАП лицо считается подвергнутым административному наказанию со дня вступления в законную силу постановления о назначении административного наказания до истечения одного года со дня окончания исполнения данного постановления. И последнее. Авторы ничего не сообщили об общественной опасности этого деяния. Мы выяснили, что случаев, когда кто-то проник и наступили какие-то последствия, нет, - почему в данной ситуации недостаточно мер административной ответственности? Может быть, надо её повысить, может быть, надо... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Добавьте минуту. Пожалуйста. СИНЕЛЬЩИКОВ Ю. П. ...может быть, надо всё-таки в связи с этим скорректировать второй законопроект и предусмотреть повышенную административную ответственность не только в тех случаях, когда человек проникает на подводные и подземные объекты, а во всех случаях, когда проникают на охраняемые объекты? Предлагаемый законопроект непригоден в принципе. Мы вполне допускаем, что принимать уголовный закон для наведения порядка на охраняемых объектах необходимо, однако не таким упрощённым способом. Не исключаем того, что в случае принятия законопроекта сегодня фракция сможет проголосовать за него при последующих чтениях, но лишь при условии, что его удастся изменить принципиально. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Андрей Константинович, будете выступать с заключительным словом? Нет. Рафаэль Мирхатимович? Депутату Марданшину включите микрофон. МАРДАНШИН Р. М. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" поддерживает оба законопроекта - и законопроект "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации" - в части совершенствования мер юридической ответственности, применяемых к лицам, осуществляющим самовольное проникновение на охраняемые объекты, и проект федерального закона "О внесении изменений в статью 3.5 и статью 20.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", - так как данные законопроекты направлены на обеспечение правовой защищённости стратегически важных объектов инфраструктуры и особенно подземных и подводных сооружений. На то, на что обратил внимание Юрий Петрович - что нет чёткого определения понятий "подземные и подводные сооружения" и "надземные сооружения", - обратил внимание и Верховный Суд, и есть соответствующие замечания Верховного Суда и Правительства Российской Федерации, но данный законопроект поддерживается с учётом того, что это можно дополнить ко второму чтению. В связи с этим фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" просит поддержать данные законопроекты в первом чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Выносим эти два законопроекта на "час голосования".
52-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации". Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 39 мин. 06 сек.) Проголосовало за 350 чел.77,8 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 350 чел. Не голосовало 100 чел.22,2 % Результат: принято Принят в первом чтении. 53-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в статью 3.5 и статью 20.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях". Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 39 мин. 35 сек.) Проголосовало за 440 чел.97,8 % Проголосовало против 1 чел.0,2 % Воздержалось 1 чел.0,2 % Голосовало 442 чел. Не голосовало 8 чел.1,8 % Результат: принято Принят в первом чтении.