Заседание № 301
20.05.2016
Вопрос:
О проекте федерального закона № 917968-6 "О внесении изменения в статью 13 Федерального закона "О муниципальной службе в Российской Федерации" (в части, касающейся ограничений, связанных с муниципальной службой).
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 6980 по 7147 из 8979
А пока я объявляю 60-й вопрос повестки, проект федерального закона "О внесении изменения в статью 13 Федерального закона "О муниципальной службе в Российской Федерации". Докладывает Рустам Рифатович Ишмухаметов. ИШМУХАМЕТОВ Р. Р., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! Проект федерального закона "О внесении изменения в статью 13 Федерального закона "О муниципальной службе в Российской Федерации" внесён Государственным Собранием - Курултаем Республики Башкортостан и направлен на совершенствование норм действующего законодательства по обеспечению комплексного подхода к мерам по противодействию коррупции в части предупреждения злоупотреблений со стороны отдельных категорий лиц, находящихся в близком родстве или свойстве. Так, действующей редакцией подпункта 5 пункта 1 статьи 13 Федерального закона "О муниципальной службе в Российской Федерации" предусмотрены ограничения на занятие или нахождение на муниципальной службе в случаях близкого родства или свойства - родители, супруги, дети, братья, сёстры, а также братья, сёстры, родители, дети супругов и супруги детей, - если замещение должности связано с непосредственной подчинённостью или подконтрольностью главе муниципального образования, возглавляющему местную администрацию. Вместе с тем для глав муниципальных образований, не замещающих иные должности или замещающих иные должности, помимо должности главы администрации, данное ограничение не установлено. К примеру, на практике имеют место случаи назначения руководителями аппаратов представительных органов муниципальных образований лиц, находящихся в близком родстве или свойстве с главой муниципального образования, возглавляющим представительный орган муниципального образования, то есть налицо конфликт интересов. Законопроектом предлагается предусмотреть ограничение на занятие или нахождение в должности муниципальной службы в случаях близкого родства или свойства с главой муниципального образования независимо от того, возглавляет он администрацию или замещает иную должность в системе органов местного самоуправления, если замещение должности связано с непосредственной подчинённостью или подконтрольностью муниципального служащего главе муниципального образования. Проект закона направлен на противодействие коррупции, а также на предупреждение злоупотреблений со стороны представителей нанимателя или работодателей при приёме на работу, при сокращении численности служащих, решении иных вопросов, когда определяющим становится степень родства, а не деловые качества и опыт работы муниципальных служащих. Как указано в заключении профильного комитета, представительный орган местного самоуправления - это орган, избранный населением муниципального образования, обладающий правом представлять его интересы и принимать от его имени решения, действующие на территории муниципального образования. Таким образом, круг полномочий главы муниципального образования, возглавляющего представительный орган, не связан с исполнительно-распорядительными функциями. Однако мы не можем полностью согласиться с данным утверждением комитета, поскольку в соответствии со статьёй 36 Федерального закона № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" глава муниципального образования не является просто рядовым депутатом, это высшее должностное лицо муниципального образования, которое наделяется уставом собственными полномочиями по решению вопросов местного значения. Приведём конкретный пример: в соответствии со статьёй 6 Федерального закона "Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счётных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований" глава муниципального образования может вносить предложения о кандидатурах на должность председателя контрольно-счётного органа муниципального образования, причём председатель контрольно-счётного органа муниципального образования может не являться лицом, замещающим муниципальную должность, а являться муниципальным служащим, в то время как в этом законе установлен запрет на занятие только муниципальной должности в контрольно-счётном органе в случае близкого родства с различными должностными лицами, включая родство и с главой муниципального образования. Далее в заключении отмечается, что действующее антикоррупционное законодательство обязывает широкий круг лиц при наличии оснований в установленном порядке сообщать о возникновении личной заинтересованности, то есть конфликта интересов, и проект как раз и направлен на устранение возможности коррупционных проявлений, вообще возможности появления конфликта интересов. Кроме того, проект устраняет неопределённость в вопросе о том, кто - глава муниципального образования или его близкий родственник, являющийся муниципальным служащим, - должен быть освобождён от исполнения своих полномочий и обязанностей, поскольку в соответствии с законодательством сообщать о конфликте интересов обязаны оба лица. Проект решает данный вопрос в пользу главы муниципального образования, как избранного должностного лица, а запрет приёма и нахождения на службе устанавливается именно для муниципального служащего. В заключении комитета указано, что введение предлагаемых норм может негативно отразиться на муниципальных служащих: в небольших муниципальных образованиях часто не хватает профессиональных квалифицированных кадров и введение ещё больших ограничений может ухудшить кадровую обстановку. Но предлагаемые проектом изменения затрагивают весьма незначительную часть муниципальных служащих - только при условии близкого родства с главой муниципального образования и только в непосредственной подчинённости. Кроме того, повторю ещё раз, и глава муниципального образования, и непосредственно подчиняющийся ему муниципальный служащий - близкий родственник в любом случае обязаны сообщить об имеющемся конфликте интересов и приостановить исполнение полномочий до полного устранения конфликта интересов, то есть до увольнения или досрочного прекращения полномочий одного из них. В связи с этим полагаю, что предлагаемые проектом изменения не могут ухудшить кадровую обстановку в муниципальных образованиях. И кроме того, гораздо эффективнее изначально устранить возможность конфликта интересов на стадии приёма на работу муниципального служащего, а также устранить правовую неопределённость в вопросе, кто в случае возникновения конфликта интересов должен остаться на работе - глава муниципального образования или подчиняющийся ему муниципальный служащий, то есть его близкий родственник. Также может возникнуть вопрос: а если комиссия по урегулированию конфликта интересов примет решение о необходимости досрочного прекращения полномочий, увольнения по обоим лицам? Поскольку предлагаемым проектом запрет устанавливается в части приёма и нахождения на службе только для муниципального служащего, то этот вопрос проектом разрешается в пользу главы муниципального образования, как избранного лица, то есть глава муниципального образования будет защищён нормой закона от различного истолкования вопроса о том, есть ли в данном случае конфликт интересов или нет. С учётом сказанного прошу, уважаемые коллеги, поддержать и принять законопроект в первом чтении. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Маргарита Николаевна Свергунова. СВЕРГУНОВА М. Н., фракция ЛДПР. Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! После такого полного доклада сложно что-либо добавить. Комитет по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления внимательно рассмотрел данную законодательную инициативу, и хотелось бы подчеркнуть, что подобные законопроекты, внесённые коллегами из фракции КПРФ, мы рассматривали на прошлой неделе, поэтому в принципе законодательная инициатива, так сказать, повторяется. На сегодняшний момент вопрос ограничений урегулирован федеральным законодательством, и введение дополнительного ограничения может привести к определённым пробелам в кадровых решениях на местах в конкретных муниципальных образованиях, что ни в коем случае не улучшит работу в муниципалитетах, а, наоборот, снизит эффективность деятельности органов местного самоуправления. К тому же Федеральный закон "О противодействии коррупции" регламентирует положения, касающиеся возникновения конфликта интересов, а также мер по предупреждению такой коррупционной составляющей. Таким образом, комитет считает, что на сегодняшний момент целиком и полностью предлагаемая норма предусмотрена в действующем законодательстве, и предлагает законопроект отклонить. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, есть ли вопросы? Прошу записаться. Включите режим записи. Покажите список. Александр Дмитриевич Куликов. КУЛИКОВ А. Д. Вопрос представителю комитета, Маргарите Николаевне. Честно говоря, вот то, о чём говорил докладчик, звучало убедительно и аргументированно, а позиция комитета явно невнятная. Нельзя ли более чётко сказать, почему вы всё-таки не поддерживаете эту законодательную инициативу, которая, на мой взгляд, исключительно актуальна для органов местного самоуправления России? СВЕРГУНОВА М. Н. Спасибо за вопрос. Если вы откроете статью 13 Федерального закона "О муниципальной службе...", то увидите, что эта норма на сегодняшний момент предусмотрена, она касается не только глав муниципальных образований, но и всех муниципальных служащих, которые находятся на муниципальной службе. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть ли желающие выступить? Нет. Выносим на "час голосования".
Фрагмент стенограммы:
Строки с 8604 по 8620 из 8979
60-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменения в статью 13 Федерального закона "О муниципальной службе в Российской Федерации". Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 36 мин. 09 сек.) Проголосовало за 193 чел.42,9 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 193 чел. Не голосовало 257 чел.57,1 % Результат: не принято Законопроект отклонён.