Заседание № 229
16.05.2007
Вопрос:
О проекте федерального закона № 91459-4 "О внесении изменения в статью 381 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" (в части освобождения от налогообложения имущества российских федеральных ядерных центров).
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 997 по 1270 из 6073
Уважаемые коллеги, можно рассмотреть пункт 14, проект федерального закона "О внесении изменения в статью 381 части второй Налогового кодекса Российской Федерации". Доклад сделает Анатолий Александрович Козерадский. Пожалуйста. КОЗЕРАДСКИЙ А. А., фракция "Единая Россия". Уважаемая Любовь Константиновна, уважаемые коллеги! Законопроект предусматривает освобождение от уплаты налога на имущество организаций федеральные ядерные центры в отношении имущества, используемого для разработки, испытаний, изготовления, ликвидации ядерных зарядов и ядерных боезапасов, для разработки и совершенствования ядерных оружейных технологий в интересах подтверждения надёжности, эффективности и безопасности ядерных зарядов и ядерных боеприпасов. До вступления в силу главы 30 Налогового кодекса российские федеральные ядерные центры этот налог не платили, как не платили и не платят налог на имущество организаций государственные научные центры. Но вот все государственные научные центры от налога освобождаются, а два наших федеральных ядерных центра, которые занимаются очень важными вопросами обороны, должны уплачивать из средств, выделяемых государством на выполнение гособоронзаказа, эти налоги. Причём сумма выделяемых средств не корректируется, что, естественно, может повлиять на сроки выполнения и качество работ по государственному оборонному заказу. Комитет рассматривал эти наши предложения, и ещё в прошлом году согласовал в принципе новый текст законопроекта. Наша группа "Единой России", возглавляемая Рязанским, также изучила этот вопрос и поддерживает законопроект. К сожалению, сегодня мы вновь получили отрицательное заключение на проект от правительства и нашего комитета по бюджету. Мне хотелось бы сказать, что этот вопрос, конечно же, следует рассмотреть в двух аспектах: либо принимать эту нашу поправку, чтобы дать возможность нормально работать федеральным ядерным центрам, либо обратить внимание на выделение государственных бюджетных средств для уплаты этих налогов, чтобы не ухудшать работу ядерных центров. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Содоклад по данному законопроекту сделает Сухой Николай Авксентьевич от Комитета по бюджету и налогам. Пожалуйста, присаживайтесь пока, Анатолий Александрович. СУХОЙ Н. А., фракция "Единая Россия". Уважаемая Любовь Константиновна, уважаемые коллеги! Комитет по бюджету и налогам рассмотрел проект федерального закона "О внесении изменения в статью 381 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" и рекомендует отклонить этот законопроект по следующим основным мотивам. Первое. В соответствии со статьёй 14 Налогового кодекса налог на имущество организаций является региональным налогом, и этой статьёй права установления льготного режима тем или иным предприятиям переданы на региональный уровень. То есть этот вопрос может быть разрешён на региональном уровне, потому что налог является региональным. Второе. В связи с принятием предлагаемого закона появятся выпадающие доходы в региональных бюджетах. И это касается не только ядерных центров, это касается и многих других оборонных предприятий, которые сегодня находятся в федеральной собственности. В связи с этим могут возникнуть выпадающие доходы в достаточно больших объёмах. Поэтому собственник, я имею в виду Российскую Федерацию, естественно, должен изыскивать средства, для того чтобы платить налоги, в том числе и региональные. Но вместе с тем я согласен с авторами этого проекта закона в том, что тема актуальная, что сегодня в федеральных структурах вопрос до конца не доработан. И конечно, его необходимо проработать с Министерством финансов, особенно сейчас, в процессе подготовки бюджета на 2008-2010 годы, чтобы Министерство обороны получило финансовые ресурсы, для того чтобы уплачивать и эти налоги. Я думаю, к этому вопросу мы должны возвратиться, когда будем рассматривать закрытые статьи федерального бюджета на 2008-2010 годы. Учитывая все эти обстоятельства, комитет по бюджету предлагает отклонить данный законопроект. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Есть ли вопросы, уважаемые коллеги? Есть. Пока оставайтесь на трибуне, Николай Авксентьевич. Прошу записаться. Покажите список тех, кто хотел бы задать вопросы. Кузнецов Виктор Егорович, пожалуйста. КУЗНЕЦОВ В. Е. Не вопрос, а... Аналогичный законопроект мы рассматривали и по науке. То есть закостенелость нашей бюджетной системы, когда мы гоняем деньги через Министерство финансов, как бы компенсируя нашим атомщикам или науке эти средства на уплату налогов, фактически заставляет научные учреждения, поскольку эти средства поступают в конце года и не в полном объёме, из тех средств, что необходимы для их работы, изымать значительную часть и платить налоги вместо государства. Не выполняет обязательства Минфин, и мы соглашаемся с этим, как прежде. Ведь это же не решение этого вопроса! СУХОЙ Н. А. Я ещё раз повторю: проблема действительно есть. По другим оборонным мощностям сегодня уже ресурсы поступают, правда, действительно не в те сроки, которые, так сказать, установлены налоговыми режимами, но тем не менее они поступают. И естественно, я согласился бы, если бы эти налоги поступали на федеральный уровень, в федеральный бюджет, но налоги поступают в региональные бюджеты. И как раз эти объекты в большинстве, во многих случаях расположены в тех регионах, которые остро нуждаются именно в бюджетных доходах. В таких больших объёмах выпадающие доходы образуются, а компенсировать их там нечем. Поэтому я считаю правильным то, что предлагает комитет по бюджету, а именно решить этот вопрос предусмотрением этих средств в федеральном бюджете для министерств и ведомств, которые имеют подобные предприятия, чтобы они могли исправно платить налоги в региональные бюджеты. Сегодня мы говорим о налоге на имущество, есть ещё налог на землю в отношении подобных предприятий. А это, мы знаем, местные налоги, которые иногда составляют основную часть налоговых доходов местных бюджетов. Конечно, здесь должен быть наведён должный порядок. А следовать принципу льготных налоговых режимов - это, я считаю, в данной ситуации неправильно. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Кондратенко Николай Игнатович, ваш вопрос. КОНДРАТЕНКО Н. И., фракция Коммунистической партии Российской Федерации. У меня вопрос к представителю комитета. Всё-таки это предприятия федерального значения, и продукция на мировой рынок не идёт, продавать где попало они не могут, то есть управляемый процесс. Разве можно комитету так безалаберно относиться к судьбе столь значимых предприятий? За этим ведь стоит экономическая целесообразность, а вы отмахнулись. Тогда в контру предлагайте, что вы сделаете уже в трёхлетнем бюджете, чтобы предприятия не погибли по крайней мере. Почему такое бездушие у комитета?! СУХОЙ Н. А. Николай Игнатович, ну опять я с вами не соглашусь. Если вы внимательно слушали мой доклад, то вы, наверное, услышали, что если регион заинтересован в том, чтобы предприятие как-то функционировало, допустим, выпускало какую-то продукцию, то он имеет право принять самостоятельное решение, так сказать, законодательным актом региона и освободить от этого налога. Ему такие полномочия даны действующим Налоговым кодексом. ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) СУХОЙ Н. А. Ну и что? Что касается обязательств Федерации, то тут я согласен, что действительно все необходимые ресурсы в части этих налогов должны предусматриваться в сметах этих предприятий за счёт федерального бюджета. Вот над этим нам надо работать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Никитин Владимир Петрович, ваш вопрос. НИКИТИН В. П. Спасибо, Любовь Константиновна. У меня вопрос к Николаю Авксентьевичу. Всё-таки, Николай Авксентьевич, ссылка комитета на то, что проблема будет решаться в бюджетной трёхлетке, в 2008-2010 годах, не даёт ответа на вопрос: а что с этими тремя годами? Ведь с 2004 года идёт, по сути дела, разрыв по суммам контрактных цен, в них не закладываются эти платежи, и возникает проблема долга. Поэтому, может быть, и проблема должна по частям решаться, то есть компенсировать за эти три года, а уже дальше закладывать, как вы говорите, в бюджет? Ваша позиция по этой ситуации. СУХОЙ Н. А. Владимир Петрович, вы же прекрасно понимаете все конструкции Налогового кодекса, который мы с вами приняли, и понимаете, что этот законопроект в таком виде не может быть принят, потому что введение этой льготы - это не наше с вами полномочие. Я повторяю уже третий раз с этой трибуны: эти полномочия мы с вами отдали, правильно или неправильно, но мы их отдали регионам. Регионы должны внимательно рассмотреть, что там, какие долги остаются, прощать их или не прощать, выставлять ли иски в судах против федерального правительства и так далее. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Всё, закончились вопросы. Присаживайтесь, Николай Авксентьевич. Есть ли желающие выступить? Есть один, два. Всё. Первый - Виктор Егорович Кузнецов. Потом Владимир Петрович Никитин. КУЗНЕЦОВ В. Е. Уважаемые коллеги, я полагаю, что появление законопроектов вот такого плана, когда отраслевые министерства, или отрасли, наука, оборонка, атомщики просят об освобождении от налогов местного значения, обусловлено, вообще говоря, одним - безобразной работой Министерства финансов. Я полагаю, что в рамках существующего бюджетного законодательства достаточно правительству установить правила, что средства на покрытие этих налогов поступают на 1 января или на 1-е число каждого квартала, и выполнять все эти обязательства - и проблемы просто не будет. Искать решение этих проблем в перестроении всех систем, конечно, можно, и мы вынуждены искать, потому что правительство в этом плане - вот он придёт сегодня, министр финансов, - не срабатывает. Фактически виновато в этой ситуации полностью - полностью! - правительство, оно ответственно за поступление финансов, за наделение финансами региональных организаций и, соответственно, за местные бюджеты. Это отношение правительства к тому же самому посланию, с которым выступает президент, оно заявляет, что всё хорошо на местах. А на местах вот эти коллизии фактически по вине чиновников, федеральных чиновников, возникают. И когда начинаешь разговаривать с представителями науки, они сетуют: "Да, конечно, деньги поступают не в полном объёме и не сразу. Я обязан по Налоговому кодексу отдать эти деньги, а где я их возьму? Правительство не перечислило, и я вынужден отвлекать средства от научных разработок, я вынужден вообще тормозить всё дело". А виноваты в принципе чиновники, которые сидят здесь, в московских кабинетах. Я полагаю, надо обратить внимание и министра финансов, и правительства на порядок исполнения вот этих положений, с тем чтобы обеспечить нормальную работу федеральных предприятий. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Владимир Петрович Никитин, пожалуйста. НИКИТИН В. П. Спасибо, Любовь Константиновна. Моё выступление будет отчасти продолжением того, что сказал Виктор Егорович Кузнецов, если он согласится его таковым считать. Ведь вы вдумайтесь, уважаемые коллеги! В 2004 году с 1 января вступила в силу вот эта изменённая глава 30 Налогового кодекса. В 2005 году, когда уже поняли специалисты и увидели на практике хозяйственники, что на эти деньги надеяться не приходится и, по сути дела, они вынуждены тратить свои ресурсы на уплату этого налога на имущество, был внесён проект федерального закона. И сейчас, в 2007 году, когда, собственно, полугодие заканчивается, мы вновь вынуждены возвращаться к этой проблеме. То есть здесь две стороны: и работа правительства, и наша работа как депутатов Государственной Думы, потому что ссылка комитета на то, что это деньги субъектов Федерации, что налог на имущество идёт туда, в регионы, и мы не можем нашим федеральным законом в этот процесс вмешиваться, - эта ссылка абсолютно лукавая. Вы помните, как в этом зале наши естественные монополии на линии электропередачи, трубопроводы и так далее очень оперативно освобождались федеральными законами от подобного рода уплат, хотя это тоже деньги субъектов Федерации. Когда речь идёт о науке, о высоких технологиях, об обороне и безопасности страны, здесь начинает срабатывать аргумент, что главное здесь - самостоятельность каждого уровня бюджетной системы и боже упаси туда залезть. Мне кажется, мы должны сделать определённые выводы: во-первых, действительно в бюджете 2008-2010 годов предусмотреть механизмы, которые не позволят не закладывать деньги для подобного рода контрактов, чтобы предприятия получали их на уплату этого налога из федерального бюджета и чтобы эти деньги шли в бюджеты субъектов Федерации, а во-вторых, надо решить проблему задолженности, если она возникла у некоторых предприятий, а если задолженности нет и предприятия, выбиваясь из сил, всё-таки платили налоги, компенсировать им за эти три года деньги, недополученные с федерального уровня, чтобы они могли пополнить свои ресурсы. Мы за такой закон. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть ли желание высказаться у представителей правительства и президента? Нет. Требуется ли заключительное слово? Депутату Козерадскому включите микрофон. КОЗЕРАДСКИЙ А. А. Уважаемые коллеги, мне хотелось бы сообщить вам, что в результате рассмотрения этого вопроса, сложного вопроса, специалистами и рядом депутатов было принято решение. И своё решение принял Президент Российской Федерации - о подготовке специального указа об особом статусе федеральных ядерных центров. В настоящее время текст проекта указа находится в правительстве, время уже, вообще-то говоря, правительство поджимает. Я очень надеюсь, что необходимые согласования в правительстве будут проведены вовремя и мы уже в ближайшее время, в ближайшем квартале, будем иметь отдельный указ по федеральным ядерным центрам. Это касается не только налога на имущество, у нас ведь существует ещё и земельный налог, огромный, кстати, налог на эти федеральные ядерные центры, которые сами не потянут их. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, кто за то, чтобы принять данный законопроект в первом чтении? Прошу проголосовать. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (10 час. 50 мин. 44 сек.) Проголосовало за 114 чел.25,3% Проголосовало против 6 чел.1,3% Воздержалось 3 чел.0,7% Голосовало 123 чел. Не голосовало 327 чел.72,7% Результат: не принято Не принимается.
Заседание № 226
25.04.2007
Вопрос:
О проекте федерального закона № 91459-4 "О внесении изменения в статью 381 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" (в части освобождения от налогообложения имущества российских федеральных ядерных центров).
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 763 по 771 из 5826
ВАСИЛЬЕВ Ю. В., председатель Комитета Государственной Думы по бюджету и налогам, фракция "Единая Россия". Уважаемый Олег Викторович, по просьбе депутата Козерадского, автора и докладчика по законопроекту под номером 13, прошу перенести его рассмотрение на более поздний срок. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. То есть пункт 13 снять сегодня с рассмотрения.
Фрагмент стенограммы:
Строки с 1142 по 1148 из 5826
Депутат Васильев предложил снять пункт 13 с обсуждения на сегодняшнем заседании. Есть ли возражения у депутатов? ИЗ ЗАЛА. Согласны! ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Согласны. Без голосования принимаем решение.