Заседание № 302

07.06.2016
Вопрос:

О проекте федерального закона № 914532-6 "О государственной кадастровой оценке в Российской Федерации" (внесён депутатами Государственной Думы А. Д. Крутовым, И. Д. Грачёвым, О. Г. Дмитриевой, Н. Р. Петуховой).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 5710 по 6083 из 9281
Далее два альтернативных законопроекта.                                         
                                                                                
Пункт 43.1, проект федерального закона "О государственной кадастровой           
оценке". Докладывает Николай Радиевич Подгузов.                                 
                                                                                
Пожалуйста.                                                                     
                                                                                
ПОДГУЗОВ Н. Р. Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые депутаты! Вашему          
вниманию предлагается проект федерального закона "О государственной             
кадастровой оценке", разработка которого предусмотрена поручением               
Правительства Российской Федерации. В условиях перехода к взиманию налога на    
имущество организаций и налога на имущество физических лиц исходя из            
кадастровой стоимости качество кадастровой оценки приобрело общественную        
значимость.                                                                     
                                                                                
В настоящее время кадастровая стоимость объектов недвижимости определяется в    
соответствии с Федеральным законом "Об оценочной деятельности в Российской      
Федерации". К определению кадастровой стоимости на конкурсной основе регионы    
привлекают частных оценщиков, экспертизу результатов проводят                   
саморегулируемые организации, после чего кадастровая стоимость утверждается     
органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.                  
                                                                                
В целях обеспечения условий для возможности взимания налога на имущество        
физических лиц кадастровая стоимость зданий, сооружений, помещений и объектов   
незавершённого строительства определена на территории всех субъектов            
Российской Федерации. Проведённый анализ качества результатов кадастровой       
оценки показал, что кадастровая стоимость значительного количества объектов     
существенно превышает их рыночную стоимость. Основная причина таких             
отклонений - отсутствие достаточной и достоверной информации об объектах        
оценки и ценообразующих факторах, при этом необходимая для оценки информация    
в разрозненном виде содержится в различных информационных ресурсах              
федеральных, региональных и местных органов власти и организаций, но доступ к   
этим информационным ресурсам для рыночного оценщика, работающего по             
госзаказу, крайне затруднителен. Также действующая система проведения           
кадастровой оценки позволяет, так сказать, размывать ответственность за         
полученный результат между оценщиком, субъектом и органами, представляющими     
информацию. Кроме того, кадастровая оценка, проводимая раз в несколько лет,     
не предусматривает оперативного учёта изменений, кардинальных изменений,        
происходящих с объектами недвижимости и сегментами рынка недвижимости.          
                                                                                
Все эти недостатки и понимание невозможности их устранения в существующей       
системе привели к принятию решения о разработке представленного                 
законопроекта. Проект закона устанавливает новый порядок кадастровой оценки,    
вводит институт государственных кадастровых оценщиков - специализированных      
бюджетных учреждений. Передача функций по проведению государственной            
кадастровой оценки от оценщиков к бюджетным учреждениям соответствует           
позиции, обозначенной президентом нашей страны Владимиром Владимировичем        
Путиным во время прямой линии 14 апреля 2016 года. Бюджетные учреждения         
должны будут создаваться в субъектах Российской Федерации и работать на         
постоянной основе. К функциям данных учреждений предлагается отнести:           
определение кадастровой стоимости по единой федеральной методике, что           
позволит определять стоимость на постоянной основе по единым подходам;          
предоставление детальных разъяснений по определению кадастровой стоимости,      
что позволит получать информацию из единого источника; рассмотрение жалоб об    
исправлении допущенных ошибок, что в упрощённом порядке даст возможность        
корректировать величину кадастровой стоимости; осуществление постоянного        
мониторинга рынка недвижимости; сбор, обработку, систематизацию и накопление    
сведений об объектах недвижимости, что, естественно, позволит повысить          
достоверность информации.                                                       
                                                                                
Данный подход позволит сконцентрировать ответственность соответствующего        
бюджетного учреждения за результаты проведения процедур государственной         
кадастровой оценки, а также обеспечит непрерывное сопровождение процесса        
определения кадастровой стоимости.                                              
                                                                                
Следует подчеркнуть, что предусмотрено исправление ошибок в упрощённом          
порядке путём обращения непосредственно в учреждение, а также массовое          
исправление типовых ошибок, которые могут быть связаны с применением            
неправильных характеристик, единообразных в отношении нескольких объектов       
недвижимости. Например, если обращение подано в случае ошибки в определении     
кадастровой стоимости квартиры в доме или земельного участка в садовом или      
дачном объединении, то учреждение должно будет пересчитать стоимость квартир    
в соответствующем доме или земельных участков в целом объединении.              
Одновременно предусмотрен федеральный надзор за правильностью применения        
методологии. Вводится гибкий механизм корректировки кадастровой стоимости в     
случае изменения конъюнктуры рынка недвижимости: законопроектом                 
предусматривается необходимость проведения внеочередной государственной         
кадастровой оценки при существенном падении рынка недвижимости на 30 и более    
процентов. Кроме того, законопроект предусматривает возможность корректировки   
кадастровой стоимости путём определения рыночной стоимости в досудебном         
порядке - в добровольно создаваемых в субъектах комиссиях - и в судебном        
порядке. По законопроекту в ходе его рассмотрения в Государственной Думе        
поступил ряд предложений, которые, на наш взгляд, целесообразно учесть ко       
второму чтению.                                                                 
                                                                                
Уважаемые депутаты, принимая во внимание особую значимость совершенствования    
процедуры государственной кадастровой оценки, прошу поддержать принятие         
законопроекта в первом чтении.                                                  
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Пункт 43.2, проект федерального закона "О государственной кадастровой оценке    
в Российской Федерации". Докладывает Андрей Дмитриевич Крутов.                  
                                                                                
КРУТОВ А. Д. Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! Ну, начнём, что    
называется, с главного. Сама идея облагать налогом на недвижимость исходя из    
кадастровой оценки - крайне несвоевременная и крайне вредная мера. Практика     
уже показала, что эта система не устраивает ни граждан, ни предприятия малого   
и среднего бизнеса, ни муниципальные образования, для пополнения бюджета        
которых вся эта система и затевалась.                                           
                                                                                
Что означает налогообложение по кадастру для граждан? Это как минимум           
десятикратный рост налогов на недвижимое имущество, а для муниципалитетов по    
факту это означает снижение поступлений в бюджеты.                              
                                                                                
По данным Счётной палаты за 2014-2015 годы, налоговая база по налогам на        
имущество уменьшилась на 4 триллиона рублей. Почему складывается такая          
парадоксальная ситуация: с одной стороны, растёт налоговая нагрузка на          
граждан и малый бизнес, а с другой - бюджеты теряют деньги? Это происходит      
из-за того, что ошибка при определении кадастровой цены в 2-3 раза - это        
обычное дело, иногда доходит и до ошибки в 10 раз, а иногда и в 100 раз. Ко     
мне обращались люди, которым вместо площади квартиры вписали год                
строительства здания, и получилась квартира площадью 1 тысяча 965 квадратных    
метров - исходя из этого и предлагалось, так сказать, налогооблагать этих       
граждан. При этом оспорить подобные результаты кадастровой оценки могут         
только либо крупные предприятия, либо зажиточные граждане, только у них есть    
деньги, для того чтобы оплачивать услуги юристов, адвокатов, нести судебные     
издержки.                                                                       
                                                                                
Таким образом, налогообложение по кадастру - это система, которая значительно   
повышает налоговую нагрузку на малых и бедных, это система, которая не          
отвечает интересам большинства простых граждан России, - я напомню, что у нас   
собственниками того или иного недвижимого имущества являются 86 процентов       
наших граждан, - и это система, которая, по сути, работает только в интересах   
крупного, олигархического бизнеса.                                              
                                                                                
Кроме того, налогообложение по кадастру провоцирует инфляцию, рост цен,         
поскольку бизнес стремится эти дополнительные налоговые издержки переложить в   
цену товара, и, соответственно, страдают конечные потребители, а те же          
коммунальные службы, для которых тоже повышается кадастровая оценка, все эти    
издержки закладывают в тарифы - отсюда их рост. Налогообложение по кадастру     
провоцирует социальную напряжённость, поскольку в этом случае к концу этого     
года среднестатистическая российская семья, у которой есть квартира, дача,      
земельный участок, к ней прилагающийся, получит платёжку, требование по         
уплате налогов на сумму в несколько десятков тысяч рублей. Кроме того,          
дополнительным провоцирующим фактором является то, что при многократном росте   
налоговой нагрузки в жизни простого гражданина ничего к лучшему меняться не     
будет, потому что, как я уже сказал, денег в муниципальных бюджетах от          
введения этой системы налогообложения больше не становится.                     
                                                                                
Теперь что можно сказать о правительственном варианте законопроекта? Этот       
вариант законопроекта только ухудшает и усугубляет нынешнюю ситуацию.           
Основная идея правительственного варианта государственной кадастровой оценки    
- сделать кадастровую оценку нормативной, проводить эту кадастровую оценку      
исключительно руками чиновников и максимально ограничить возможность для её     
оспаривания со стороны простых граждан и малого и среднего бизнеса.             
                                                                                
С учётом вот этих системных ошибок, которые заложены в правительственный        
вариант законопроекта, мы разработали свой, альтернативный вариант              
законопроекта. Мы считаем необходимым действительно взять кадастровую оценку    
под государственный контроль, но при этом, во-первых, сделать процедуру         
кадастровой оценки максимально открытой и публичной, во-вторых, привлечь к      
процедуре кадастровой оценки не исключительно чиновников, а и                   
профессиональных оценщиков, поскольку именно профессиональные оценщики          
обладают необходимыми компетенциями и, более того, законодательно несут         
ответственность за результаты своей деятельности. Наконец, считаем              
необходимым сделать обязательной процедуру досудебного оспаривания              
результатов этой кадастровой оценки, тогда как в правительственном варианте     
это решение отдаётся на откуп регионам. Кроме того, мы предлагаем расширить     
состав соответствующих согласительных комиссий, тогда как опять же в            
правительственном варианте комиссия в минимальном составе, в лице одного        
чиновника, может принимать соответствующее решение.                             
                                                                                
С учётом изложенного предлагаю поддержать наш законопроект.                     
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, присаживайтесь.                                  
                                                                                
Сергей Юрьевич Фабричный, содоклад.                                             
                                                                                
ФАБРИЧНЫЙ С. Ю. Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! На наше         
рассмотрение вынесены два законопроекта, которые направлены на                  
совершенствование действующего порядка проведения государственной кадастровой   
оценки. Оба законопроекта предлагают закрепить правила проведения               
государственной кадастровой оценки в специальном законодательном акте. Я ещё    
раз повторю, что в настоящее время эта процедура осуществляется в               
соответствии с Федеральным законом "Об оценочной деятельности в Российской      
Федерации", оценка проводится независимыми оценщиками, которые входят в         
саморегулируемую организацию, и эта оценка проводится на основании              
государственного контракта.                                                     
                                                                                
Сначала несколько слов о законопроекте под пунктом 43.2 нашей повестки дня,     
который был представлен только что Андреем Дмитриевичем Крутовым. Отмечу, что   
наш комитет данный законопроект не поддерживает. С нашей точки зрения, авторы   
данного законопроекта предлагают лишь точечные изменения для                    
совершенствования существующего механизма, при этом остаётся норма о            
привлечении к определению кадастровой стоимости оценщиков на основании          
госконтракта, исполнитель работ проводит экспертизу отчётов саморегулируемой    
организации, в состав которой входят и оценщики, которые определили             
кадастровую стоимость; не предусмотрены в данном законопроекте меры по          
контролю и надзору за исполнителями работ по определению кадастровой            
стоимости. Авторы предлагают предусмотреть возможность привлечения бюджетного   
учреждения, которое создаётся субъектом Российской Федерации, к проведению      
государственной кадастровой оценки, но при этом не определяют конкретные        
права и обязанности учреждения, не определяют требования к работникам           
учреждения, не определяют основы взаимоотношений бюджетного учреждения и        
оценщиков.                                                                      
                                                                                
Такой же позиции - не поддерживать данный законопроект - придерживается         
Правительство Российской Федерации и комитеты-соисполнители Государственной     
Думы, по вопросам собственности и по земельным отношениям и строительству.      
                                                                                
Теперь о законопроекте под пунктом 43.1 нашей повестки дня, который был         
представлен Николаем Радиевичем Подгузовым. Здесь принципиально совершенно      
иной подход: субъект права законодательной инициативы предлагает                
принципиально поменять существующий порядок проведения государственной          
кадастровой оценки. Что мы отмечаем?                                            
                                                                                
Во-первых, одно из главных отличий - появляется новый субъект оценочной         
деятельности: бюджетное учреждение субъекта Российской Федерации, которое       
обладает обширными полномочиями и по разъяснению, и по проведению постоянного   
мониторинга и обработке данных рынка недвижимости, по сбору, обработке,         
систематизации и накоплению сведений об объектах недвижимости. Это              
принципиально важно. И я напомню слова, которые сказал докладчик, когда         
представлял данный законопроект: концентрация ответственности. В этом случае    
эта концентрация ответственности налицо.                                        
                                                                                
Во-вторых, экспертиза проекта отчёта закрепляется за органом регистрации прав   
- это принципиально важное новшество: с нашей точки зрения, таким образом       
будет достигаться объективность проводимой кадастровой оценки. За               
Минэкономразвития закрепляется право и обязанность составить единую методику,   
на основе которой будет проводиться кадастровая оценка.                         
                                                                                
И вот я не соглашусь с Андреем Дмитриевичем в части того, что предложенный      
правительством законопроект не даёт ответа на вопрос относительно ошибок,       
которые есть при проведении кадастровых оценок: обратите внимание, там есть     
специальная статья, которая предусматривает в обязательном порядке доступ для   
всех желающих к проекту отчёта, который делает бюджетное учреждение, и в        
течение, по-моему, сорока пяти дней каждый желающий имеет возможность зайти     
на сайт бюджетного учреждения и сказать своё "да" или "нет" тем положениям,     
которые бюджетное учреждение предлагает для общего обсуждения.                  
                                                                                
Принципиальным также является положение о введении переходного периода с 1      
января 2017 года до 1 января 2020 года, в течение которого субъект Российской   
Федерации будет решать: по новому закону или по действующим правилам на         
сегодняшний день осуществлять кадастровую оценку.                               
                                                                                
По данному законопроекту есть замечания; с нашей точки зрения, они вполне       
устранимы ко второму чтению. Предлагаем данный законопроект поддержать в        
первом чтении.                                                                  
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Коллеги, есть ли вопросы? Прошу записаться.                                     
                                                                                
Пожалуйста, включите режим записи.                                              
                                                                                
Покажите список.                                                                
                                                                                
Александр Георгиевич Тарнавский.                                                
                                                                                
ТАРНАВСКИЙ А. Г. К сожалению, эту тему нельзя не обсуждать, несмотря на то      
что мы это делаем днём, - уж больно актуальная тема, вопросов, конечно, очень   
много. Я, пожалуй, задам докладчику первого законопроекта,                      
правительственного, такой вопрос.                                               
                                                                                
Вот недавно столкнулся с ситуацией (документы есть на руках), что в одних       
регионах у нас налог на имущество уплачивается исходя из кадастровой            
стоимости, а в других регионах - из балансовой стоимости, речь идёт о налоге    
на имущество юридических лиц. И как это ни парадоксально, бывает, что там,      
где кадастровая стоимость коммерческого объекта близка к рыночной, она          
существенно ниже, чем стоимость другого объекта, которая рассчитывается на      
основе балансовой стоимости, часто разница может быть в 4, в 5, в 6 раз.        
Возможно, было бы правильно, чтобы в стране всё-таки был единый подход,         
например кадастровый, к расчёту налога на имущество юридических лиц? Есть в     
этом проблема или нет?                                                          
                                                                                
ПОДГУЗОВ Н. Р. Спасибо большое за вопрос, Александр Георгиевич.                 
Действительно, у нас сейчас в ряде регионов решение об исчислении налога на     
имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости принимается            
непосредственно регионом. В настоящий момент в сорока девяти регионах приняли   
такое решение и перешли на уплату налога исходя из кадастровой стоимости, ну    
и по окончании переходного периода все регионы будут этот налог исчислять       
исходя из кадастровой стоимости. Таким образом, вот такое различие имеет        
место в связи с длящимся переходным периодом и принятием на данный момент       
регионами самостоятельных решений.                                              
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Андрей Дмитриевич Крутов.                                                       
                                                                                
КРУТОВ А. Д. У меня вопрос к представителю правительства.                       
                                                                                
Уважаемый Николай Радиевич, в соответствии с предложенным правительством        
законопроектом должно быть разработано как минимум четырнадцать нормативных     
актов, без которых предлагаемый закон работать не будет, - это и требования в   
отношении отчёта о кадастровой оценке, и порядок рассмотрения обращений         
граждан и юрлиц, и порядок работы согласительных комиссий. Срок вступления      
законопроекта в действие - 1 января 2017 года, и очевидно, что все эти          
документы к этому сроку разработаны не будут, что, несомненно, будет            
способствовать неразберихе и произвольному порядку кадастровой оценки. По уму   
вначале надо было бы дождаться принятия этих нормативных актов, а потом         
вводить его в действие. Но тем не менее - что с нормативной базой?              
                                                                                
ПОДГУЗОВ Н. Р. Спасибо за вопрос, Андрей Дмитриевич. Ну, соответственно,        
подзаконные акты к данному закону вряд ли могут быть приняты раньше, чем сам    
закон, но, безусловно, разработка данной нормативной базы уже началась, мы      
уверены, что к 1 января 2017 года мы успеем. Документы, которые должны быть     
разработаны, разной степени сложности, и, я считаю, базовым, самым важнейшим    
документом является собственно методика оценки и определения кадастровой        
стоимости. Данная методика уже фактически разработана, поэтому большой          
проблемы с точки зрения создания нормативной базы я здесь не вижу.              
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Нет, вы знаете, Андрей Дмитриевич имел в виду то, что     
вы должны были вместе с проектом закона представить, конечно, не утверждённые   
нормативные акты правительства, а их проекты. Имейте, пожалуйста, это в виду.   
                                                                                
ПОДГУЗОВ Н. Р. Мы готовы их представить. Насколько я знаю, Сергей Евгеньевич,   
мы ко второму чтению обычно представляем такого рода материалы. Мы готовы       
представить эти материалы.                                                      
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Давайте.                                                  
                                                                                
Тамара Васильевна Плетнёва.                                                     
                                                                                
ПЛЕТНЁВА Т. В. Сегодня мы рассматриваем, на мой взгляд, один из самых важных    
в последнее время законопроектов, потому что, когда мы встречаемся с            
избирателями, нас все спрашивают, какой будут брать налог на имущество исходя   
из кадастровой стоимости. Мы вот с таким трудом тут принимали тот закон -       
наша фракция не голосовала, думаю, мы и за это не будем голосовать, - потому    
что это увеличение в огромное количество раз! Теперь, когда эти жалобы          
поступили и к президенту, он дал вот такое поручение, в результате и тем, и     
другим законопроектом сегодня пытаются как-то это дело поставить в законные     
рамки. Не считаете ли вы, что вы не успеете - вот Крутов задавал вам этот       
вопрос - до января 2017 года подготовить всё, новую структуру? Это первый       
вопрос.                                                                         
                                                                                
И второй вопрос. Второй докладчик говорит, что вы опять будете привлекать для   
кадастровой оценки... (Микрофон отключён.)                                      
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Добавьте полминуты.                                       
                                                                                
ПЛЕТНЁВА Т. В. ...чтобы считать всё это, людей из саморегулируемых              
организаций, или всё-таки будет создана отдельная чиновничья структура? Вот     
непонятно: вы говорили одно, а депутат Фабричный - другое.                      
                                                                                
ПОДГУЗОВ Н. Р. Тамара Васильевна, большое спасибо за вопрос.                    
                                                                                
Что касается отдельной структуры - да, это будет отдельное государственное      
бюджетное учреждение. Решение о его создании должно приниматься с учётом        
переходного периода: до 1 января 2020 года по законопроекту установлен          
переходный период, и решение об оперативности создания такого учреждения        
должно приниматься субъектом. Ещё раз подчеркну, что сотрудники такого          
бюджетного учреждения должны будут применять методику, которая будет            
утверждена на федеральном уровне; эту методику мы с профессиональным            
сообществом регулярно обсуждаем на базе совета по оценочной деятельности при    
министерстве экономики и, безусловно, готовы и с депутатами её ещё раз          
обсудить - это многофакторная методика, её просто нужно будет правильно         
применять.                                                                      
                                                                                
Что касается частных оценщиков, я ещё раз хотел бы отметить, что налог на       
недвижимость - это единственный налог, при определении которого между           
государством и плательщиком существует посредник - частный оценщик, и           
причина, по которой этот налог не до конца корректно определяется,              
заключается ещё и в том, что доступ к базам данных для частного оценщика        
затруднён. Поэтому мы и предлагаем в законопроекте выпрямить эти отношения,     
установить ответственность бюджетного учреждения за результаты оценки и, что    
очень важно, существенно упростить порядок оспаривания ошибок, потому что 90    
процентов ошибок - типовые и массовые. Мы считаем, что законопроект в этом      
плане серьёзно улучшит ситуацию.                                                
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Тамара Васильевна, в дополнение к вашему вопросу,         
Андрей Дмитриевич, и для вас тоже: сотрудники бюджетных учреждений не           
являются чиновниками, к чиновникам - это такой бытовой термин - относятся       
государственные и муниципальные служащие, ведь, к примеру, государственный,     
муниципальный театр - это тоже бюджетное учреждение, но вы же никогда не        
будете считать режиссёра или актёра театра чиновниками. Давайте пользоваться    
правильной терминологией.                                                       
                                                                                
Коллеги, кто хотел бы выступить? Прошу записаться.                              
                                                                                
Покажите список.                                                                
                                                                                
Фрагмент стенограммы:
Строки с 6249 по 6593 из 9281
Продолжаем обсуждение 43-го вопроса порядка работы. До перерыва мы провели      
запись на выступления, и первым выступает Алексей Николаевич Диденко.           
                                                                                
Пожалуйста.                                                                     
                                                                                
ДИДЕНКО А. Н. Уважаемые коллеги, на самом деле это чрезвычайно важный вопрос.   
Может быть, было не слишком много выступлений с критикой, но на самом деле      
нужно понимать, в каком положении сегодня находится наш гражданин, наш          
избиратель. Вот каждый месяц, каждые два-три месяца, может быть, каждые         
полгода он узнаёт очередную новость, что к нему опять залезают в карман, и      
делается это повсеместно: он идёт в магазин, он идёт с ребёнком в детский       
сад, идёт на работу, получает платёжку, квитанцию об оплате ЖКУ, и каждый       
раз, каждый месяц в течение последних полутора лет он сталкивается с тем, что   
его благосостояние ухудшается, уровень его доходов явно не поспевает за его     
расходами, за постоянными поборами и платежами, которыми мы его обременяем с    
нашего общего молчаливого согласия, нашего - это я имею в виду                  
Государственную Думу, но не имею в виду оппозиционные партии, в первую          
очередь ЛДПР. Поэтому очень серьёзные опасения были высказаны и экспертами, и   
в средствах массовой информации в отношении правительственного законопроекта    
о новой схеме кадастровой оценки, кадастровой стоимости недвижимого имущества   
в целях налогообложения.                                                        
                                                                                
Нам представляется, что действующая система вполне обоснованна, она не          
лишена, конечно, каких-то недостатков и изъянов, но новый подход, переход на    
новые методы кадастровой оценки, определения кадастровой стоимости неизбежно    
приведёт к увеличению фискальной нагрузки в первую очередь, конечно, на наших   
граждан, во вторую очередь - на малый и средний бизнес, а владельцы огромных    
капиталов, я уже не говорю о тех, кто уводит свои доходы в офшоры, от этого     
особо не пострадают. И вот что делать нашему гражданину, нашему рядовому        
избирателю, который теряет работу, у которого сокращается заработная плата,     
который каждый день сталкивается с повышением цен на продукты питания? С 1      
июля мы в очередной раз повысим плату за жилищно-коммунальные услуги, в         
прошлом году ввели плату за капитальный ремонт, с 1 апреля подняли акцизы, в    
том числе на топливо, и можно ещё перечислять, дополнять этот "замечательный"   
список. Таким образом, мы с вами - без участия ЛДПР! - своими руками ухудшаем   
материальное благосостояние нашего гражданина.                                  
                                                                                
Нужно понимать, как человек относится к своей собственности. Фактически         
собственность, недвижимость, которая имеется у физического лица, обычного       
гражданина, - это его главное материализованное выражение благосостояния. То    
есть квартира, дача, какой-то земельный участок, гараж, подвал, погреб, что     
угодно, любой объект недвижимого имущества - это всё результат его трудовой и   
жизненной деятельности, это то, на что ему удалось накопить, что он планирует   
передать своим детям и... (Микрофон отключён.)                                  
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Добавьте две минуты.                                      
                                                                                
ДИДЕНКО А. Н. ...внукам, и, увеличивая в очередной раз фискальную, налоговую    
нагрузку на то последнее, на что не наложили руку депутаты и правительство,     
мы в очередной раз пытаемся его ограничить, обложить каким-то дополнительным    
сбором.                                                                         
                                                                                
Мне не представляется справедливым тезис о том, что новый порядок улучшит       
положение гражданина, учитывая, что мы вообще ликвидируем досудебный порядок    
урегулирования претензий граждан в части определения кадастровой стоимости их   
имущества. Наоборот, досудебная стадия всегда являлась дополнительной           
гарантией - как можно говорить, что изъятие этой стадии как бы увеличивает      
спектр способов защиты прав граждан на справедливую оценку их имущества?! Мне   
это представляется не просто несправедливым, но и нелогичным.                   
                                                                                
Все эти отрицательные моменты правительственного законопроекта многократно      
обсуждались на экспертных площадках, но, к сожалению, каких-то                  
контраргументов сегодня ни докладчик, ни содокладчик не привели. Фракция        
ЛДПР, которая считает крайне несвоевременным внесение подобной инициативы, не   
может поддержать данный законопроект.                                           
                                                                                
Мы с вами за последние десять лет неоднократно меняли подходы к оценке          
имущества, земельных участков, недвижимости граждан для целей                   
налогообложения. Вы наверняка знаете, читали (если не читали - почитайте)       
доклад Столыпинского клуба, представленный президенту, о том, какими должны     
быть условия в нашей с вами любимой стране, чтобы она была инвестиционно        
привлекательной. Так вот, одним из критериев, довольно чётко определённым,      
является стабильность подходов к кадастровой оценке, к определению              
кадастровой стоимости недвижимости, любого имущества, и бизнеса, и физических   
лиц, и там обозначено, что периодичность изменения стоимости не должна быть     
чаще чем раз в семь лет. К огромному сожалению, депутаты - представители        
других фракций, не оппозиционных, к мнению экспертов не прислушиваются и        
очень часто злоупотребляют тем, что меняют подходы. Ни о какой инвестиционной   
привлекательности России с такими подходами речь вести нельзя, не говоря уже    
о том, что мы придумываем очередной побор и ухудшаем материальное               
благосостояние наших граждан.                                                   
                                                                                
Фракции ЛДПР не будет поддерживать правительственный вариант законопроекта.     
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Алексей Николаевич.                              
                                                                                
Выступает Александр Георгиевич Тарнавский.                                      
                                                                                
Пожалуйста.                                                                     
                                                                                
ТАРНАВСКИЙ А. Г. Спасибо, Иван Иванович.                                        
                                                                                
Фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" теме кадастровой оценки - боль, вызванная         
нынешней ситуацией! - уделяет серьёзное внимание. И то, что мы эту тему         
обсуждаем в зале заседаний, и то, что законопроектов несколько, и то, что мы    
ищем пути решения проблемы, чтобы улучшить ситуацию, которая, повторюсь,        
является нетерпимой сейчас, - это здорово. Единственное, я в дополнение к       
тому, что говорили уважаемые докладчики, хотел бы предложить коллегам своё      
видение, своё понимание того, что происходит в сфере кадастровой оценки, и      
поспорить, полемизировать в отношении того, что было сказано.                   
                                                                                
Коллеги, действительно некоторое время назад мы с вами, российские физические   
лица, граждане, платили налог на имущество, включая квартиры и другие объекты   
недвижимости, с некой инвентаризационной стоимости. Инвентаризационная          
стоимость была небольшой, соответственно, налог был небольшим, даже             
незаметным. Это было хорошо и, наверное, всех устраивало, хотя теоретически     
во всём мире или в большинстве стран мира с рыночной экономикой налог           
платится исходя из рыночной стоимости.                                          
                                                                                
Когда появилась идея введения кадастровой стоимости, предполагалось, что это    
просто синоним понятия "рыночная стоимость" и налог надо будет платить исходя   
из рыночной стоимости, соответственно, из кадастровой стоимости. И мы за это,   
хотя с подозрением, но выступали, понимая, что во всём мире так и если мы       
хотим жить в условиях рынка и строить рыночную экономику, то, наверное, и       
налог должен быть рыночным, в каких-то процентах от рыночной стоимости нашего   
имущества. Но то, как реализовало правительство эту идею, как говорится, ни в   
какие ворота не лезет!                                                          
                                                                                
Реализация предложенной схемы привела к тому, что фактически по ряду объектов   
кадастровая стоимость - об этом сейчас уже говорили - оказалась на порядок      
выше рыночной стоимости. И одна из проблем, которая появилась и которую мы      
отметили, заключается в том, что была придумана схема, где главенствующую       
роль играют частные оценщики (государство тоже в этом участвует, но при этом    
ссылается на работу частных оценщиков). Почему так получилось? Ну, тут причин   
много.                                                                          
                                                                                
Иван Иванович, я от фракции, если можно, добавьте время.                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Четыре минуты добавьте.                                   
                                                                                
ТАРНАВСКИЙ А. Г. Я не согласен с выступлениями и тезисами о том, что частные    
оценщики работали плохо исключительно потому, что у них не было доступа к       
информации. Доступ к информации был - я имел к этому отношение, находился по    
обеим сторонам баррикад, работая и в региональном правительстве, и в сфере      
бизнеса, и смею утверждать, что проблема заключалась в другом. Дело в том,      
что налог на имущество - это региональный налог, поэтому местные власти, имея   
возможность воздействовать на частных оценщиков, требовали повышения            
кадастровой стоимости, с тем чтобы решить задачу повышения доходов местного     
бюджета, а частные оценщики решали другие задачи, совершенно понятные, и        
работали в тех рамках, которые государство им предоставило. Я видел своими      
глазами, как иногда это происходило, как местная власть, местное                
правительство, нанимала частного оценщика: на аукционе, смысл которого          
заключается в том, чтобы найти того частного оценщика, который будет работать   
за меньшую цену, побеждал частный оценщик, который готов был работать,          
оценивать долю государственного имущества, например в компании с госучастием,   
за одну копейку. И когда спрашивали у такого частного оценщика, как же он       
работает за одну копейку, то ответ был цинично прост: а мы деньги возьмём с     
частного акционера, доля которого тоже есть в капитале этой компании. Это       
была совершенно невнятная схема, непонятная, вызывающая отторжение и            
возмущение, но она работала. И вот эти оба перекоса - с одной стороны, у нас    
рыночная стоимость в ряде случаев на порядок ниже, чем кадастровая стоимость,   
с другой стороны, частный оценщик делает то, что хочет, - привели к тому, что   
мы сейчас имеем.                                                                
                                                                                
То, что правительством предлагается соединить в руках государства и работу по   
оценке, и установление правил, касающихся деятельности оценщиков, мне кажется   
более логичным, потому что, притом что государство больше полномочий забирает   
назад, себе, хотя бы с государства и граждане, и политики, депутаты, и          
исполнительная власть, мы все сможем больше потребовать, сможем управлять       
этим процессом. А то, что есть сейчас, - это полная безответственность: вы      
апеллируете к тем органам исполнительной власти, которые имеют отношение к      
оценке, а они говорят, что это всё частные оценщики и они к этому либо не       
имеют отношения, либо повлиять на этот процесс не могут.                        
                                                                                
Фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" будет голосовать за эти законопроекты. Мы         
считаем, что делаем полезное дело, это нужная тема для обсуждения. Наверное,    
если один из законопроектов будет принят, то приобретёт несколько иную форму,   
поскольку будет доработан, но самое главное, что мы сегодня делаем, -           
пытаемся кардинально изменить ситуацию, связанную с проведением оценки в        
стране, с определением кадастровой стоимости. Мне кажется, мы понимаем, что     
делать и как делать, у нас есть возможность для доработки законопроекта, если   
мы его примем в первом чтении. И самое главное, уже в этом году мы сможем       
изменить ситуацию. Это тот редкий случай, когда мы изменим ситуацию к           
лучшему, по крайней мере фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" очень надеется на это.   
Мы голосуем за.                                                                 
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Тамара Васильевна Плетнёва.                                                     
                                                                                
ПЛЕТНЁВА Т. В. Уважаемые коллеги, вы знаете, я вот сейчас выступать буду не     
ради того, чтобы просто выступить. Я хотела бы, чтобы вы задумались о том,      
что мы делаем сегодня и что мы делали в прошлом году, когда принимали закон о   
налоге на имущество по кадастровой стоимости.                                   
                                                                                
Я не знаю, может, вы не встречаетесь с людьми, может быть, у вас сейчас уже     
голова выборами забита. Если кто-то пройдёт в Думу, то, конечно, он по          
кадастровой стоимости спокойно будет платить, а вот представьте себе, что вы    
не пройдёте и станете, как все наши граждане, которые ждут от нас нормальных    
законов? И дело здесь не в перекосах в схеме, о которой сегодня говорил         
депутат Тарнавский, дело в самой сути!                                          
                                                                                
Наше государство, правительство каждый день вносит законы, которые мы           
принимаем, в основном о штрафах, оно озабочено тем, как пополнить наш бюджет,   
где найти деньги. Установить штрафы и повысить всякие налоги для граждан -      
вот этим мы только и занимаемся. Когда же мы вносим нормальные законопроекты,   
например о подоходном налоге, ведь у всех разные зарплаты, у всех разный        
доход, то нам говорят: не надо; когда предлагаем ввести монополию на то, что    
даст огромный доход в бюджет, на спирт, на табак, - не надо принимать! А вот    
как только предлагают увеличить налоги, с людей что-нибудь взять -              
пожалуйста!                                                                     
                                                                                
Вот давайте задумаемся: конечно, этим законопроектом власть сегодня пытается    
что-то поправить, потому что очень много замечаний, жалоб поступает, в том      
числе и в Кремль, и в правительство, и поэтому, отвечая на вопросы, Путин,      
возможно, и дал команду что-то менять - но суть-то не меняется абсолютно! Мы    
нашу инвентаризационную стоимость, базовую, маленькую, с которой все платили    
спокойно налоги, меняем на кадастровую, то есть фактически рыночную, а          
рыночная у нас получается каждый год разная. Может быть, никогда в жизни        
человек не станет продавать свою квартиру или свой дом, он просто будет всё     
больше, и больше, и больше платить каждый год - вот задумайтесь над этим!       
                                                                                
Правительственный закон что предусматривает? Создать методику, разработать...   
Вот здорово! Сначала закон приняли о стоимости, а потом, через год, методику    
будут разрабатывать, да? А на следующий год уже платить будем. Кроме того,      
кто будет рассчитывать кадастровую стоимость, кто будет создавать структуры?    
Ну, сделал нам замечание Сергей Евгеньевич, сказал: чиновниками не называйте    
- да как бы мы ни называли, мы же по этому закону передаём это в руки           
государственных судей. Это, конечно, лучше, чем пустить на самотёк, я           
понимаю, но суть-то не меняется!                                                
                                                                                
Дальше. Структуры создать, единый реестр разработать, чтобы у нас было...       
(Микрофон отключён.)                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Добавьте время, выступление от фракции.                   
                                                                                
ПЛЕТНЁВА Т. В. ...и каждый год, я хочу сказать, у нас налог будет всё           
прибавляться и прибавляться, потому что у нас инфляция не уменьшается, а        
только растёт и растёт.                                                         
                                                                                
Я посмотрела второй законопроект, думала, что от фракции "СПРАВЕДЛИВАЯ          
РОССИЯ" будет что-то более оппозиционное, но там просто попытка дать            
возможность нашим гражданам оспорить неправильную оценку - вот что в этом       
законопроекте. Он мне, конечно, больше нравится, хотя голосовать мы не будем    
ни за тот, ни за другой законопроект, мы против самой сути того, что мы         
сегодня делаем.                                                                 
                                                                                
Вот вы знаете, рыночная стоимость хотя бы... Ну что с этим законопроектом       
можно сделать? Можно отклонить его - ну отклоним, но главный-то закон           
остаётся... а этот уже такой, знаете, разработанный к тому.                     
                                                                                
Ну что можно сделать? Давайте, может быть, статью новую в него внесём, о        
сроке до 2020 года, может, тогда получше граждане наши станут жить,             
материальное положение улучшится, может быть, они смогут что-то платить, а      
может быть, что-нибудь изменится в наших головах или в головах будущих          
депутатов - и они вообще отменят этот основной, главный закон. Ну надо же       
предложить что-нибудь существенное, действенное, а то у нас с вами так:         
партия власти - сидеть, промолчать, проголосовать, а мы, оппозиционные          
фракции, против, против, как та Баба-яга, знаете, как будто нам делать          
нечего!                                                                         
                                                                                
Мы же все с людьми встречаемся, они же нас просят: ну сделайте вы что-нибудь,   
для того чтобы мы хоть как-то могли существовать! Уже не могут ни купить себе   
ничего, ни одеться не могут, ни обуться нормально, ещё вдобавок эти             
бумажки... Вот я, например, уже полгода получаю бумажки о плате за              
капитальный ремонт - послушайте! - гаража, можете представить?! За годы, в      
течение которых с меня будут брать эту плату, можно построить двадцать          
гаражей! Откуда это - не могу понять.                                           
                                                                                
Ну дадите вы возможность людям в суд пойти - и что суд присудит? Будут          
платить столько, сколько вот эта комиссия насчитала, и даже больше! Можно сто   
законов принять - всё так и останется. Ну проявите вы сегодня гражданское       
мужество, а не только фракционную солидарность, проголосуйте так, как вас       
просят люди! Мы за оба эти законопроекта голосовать не будем!                   
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Николай Радиевич Подгузов, будете выступать с заключительным словом? Нет.       
                                                                                
Андрей Дмитриевич Крутов, пожалуйста.                                           
                                                                                
КРУТОВ А. Д. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Прежде всего я хотел   
бы подчеркнуть, что и я, и мои соавторы против оценки по кадастру в принципе.   
Оценка по кадастру означает десятикратный рост налоговой нагрузки по            
имущественным налогам для малых и бедных и, как следствие, рост социальной      
напряжённости в обществе. У нас и так, по официальным данным Росстата,          
текущие расходы граждан превышают текущие доходы на 10-15 процентов. Я так      
понимаю, к концу этого года наши граждане, чтобы заплатить имущественные        
налоги, наверное, вынуждены будут кредиты брать, потому что в противном         
случае им грозит изъятие их собственности в связи с неуплатой этих налогов.     
                                                                                
Ещё раз хочу подчеркнуть: никакой бюджетной выгоды этот налог,                  
налогообложение по кадастровой оценке, за собой не влечёт, потому что на        
бедных налоговая нагрузка увеличится в 10 раз, а на олигархические структуры,   
на крупных латифундистов, на крупный бизнес, на владельцев крупных объектов     
недвижимости - снизится, уже снижалась и снова снизится, в 10 раз. Никакой      
выгоды бюджетной нет!                                                           
                                                                                
Если мы примем правительственный вариант законопроекта, то мы полностью         
откажем от наработок последних лет по кадастровой оценке, разрушим всю          
нынешнюю систему и создадим новую, но суть предлагаемых изменений такова: в     
данном случае мы меняем шило на мыло.                                           
                                                                                
Вот ещё несколько аргументов против правительственного варианта.                
Правительственный вариант ни в коей мере не устранит проблему кадастровой       
оценки, он создаст новые. Качество кадастровой оценки снизится очень            
существенно даже по сравнению с нынешней. Будет создана, по сути,               
государственная монополия на оценку и, главное, государственная монополия на    
оспаривание результатов этой оценки. Вот упоминалось уже инвентаризационная     
стоимость - да, кадастровая стоимость в результате принятия                     
правительственного варианта будет равна бывшей инвентаризационной,              
увеличенной в 10 раз, то есть она будет нормативной, и у граждан, и у малого    
и среднего бизнеса возможности оспорить эту нормативную стоимость практически   
не будет.                                                                       
                                                                                
Совершенно очевидно, что недостаточно специалистов, для того чтобы              
сформировать штат этих государственных бюджетных учреждений, которые будут      
эту кадастровую оценку по заказу региональных чиновников осуществлять. И        
никакой ответственности не будет - ни у чиновников, которые, по сути,           
формируют штат этих государственных бюджетных учреждений, ни у сотрудников      
этих государственных бюджетных учреждений, ни у сотрудников Росреестра,         
которые будут проверять отчёты об оценке, произведённой ГБУ. Даже нынешние      
независимые оценщики, производя кадастровую оценку, за свои действия несут      
полную ответственность своим имуществом; деятельность оценочных фирм            
застрахована на 30 миллионов рублей; СРО, если проводит некачественную          
проверку отчётов об оценке, тоже несёт имущественную ответственность, и эта     
ответственность застрахована. А здесь ни у региональных чиновников, ни у        
сотрудников ГБУ, ни у сотрудников Росреестра нет никакой ответственности. По    
сути, налогооблагаемая база будет формироваться волюнтаристским способом,       
поскольку заказывает оценку региональный чиновник, региональный бюджет, и,      
естественно, будут стремиться к одному - любой ценой наполнить бюджет.          
Соответственно, в этом законопроекте, с нашей точки зрения, все                 
коррупциогенные нормы, расширительное толкование, позволяющие некоторым особо   
приближённым к власти уменьшить результаты оценки в свою пользу, сохраняются.   
Более того, положения варианта, предложенного правительством, противоречат      
многим положениям Налогового и Земельного кодексов.                             
                                                                                
Мы в своём варианте законопроекта постарались учесть существующий опыт          
кадастровой оценки - это самый сложный вид оценки, - не ломать эту систему      
полностью и учесть интересы простых граждан и малого бизнеса.                   
                                                                                
С учётом этого я предлагаю вам за наш вариант проголосовать, а вариант          
правительства отклонить.                                                        
                                                                                
             Председательствует Председатель Государственной Думы               
                                С. Е. Нарышкин                                  
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Сергей Юрьевич Фабричный? Нет.                                                  
                                                                                
Выносим на "час голосования".                                                   
                                                                                
Фрагмент стенограммы:
Строки с 8268 по 8306 из 9281
Пункт 43.1, проект федерального закона "О государственной кадастровой           
оценке".                                                                        
                                                                                
Включите режим голосования. Результаты не показывайте. (Идёт голосование.)      
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
Пункт 43.2, проект федерального закона "О государственной кадастровой оценке    
в Российской Федерации".                                                        
                                                                                
Включите режим голосования. Результаты не показывайте. (Идёт голосование.)      
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
Покажите результаты голосования по пункту 43.1.                                 
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 35 мин. 50 сек.)                 
Проголосовало за              292 чел.64,9 %                                    
Проголосовало против            2 чел.0,4 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    294 чел.                                          
Не голосовало                 156 чел.34,7 %                                    
                                                                                
Двести девяносто два "за".                                                      
                                                                                
Покажите результаты голосования по пункту 43.2.                                 
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 36 мин. 13 сек.)                 
Проголосовало за              111 чел.24,7 %                                    
Проголосовало против            4 чел.0,9 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    115 чел.                                          
Не голосовало                 335 чел.74,4 %                                    
                                                                                
Сто одиннадцать "за".                                                           
                                                                                
Принимается законопроект под пунктом 43.1, законопроект под пунктом 43.2        
отклоняется.