Заседание № 359
25.05.2021
Вопрос:
О проекте федерального закона № 912458-7 "О внесении изменения в часть четвёртую Гражданского кодекса Российской Федерации" (о свободном использовании изобретения для производства лекарственного средства в целях экспорта).
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта в третьем чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 1469 по 1497 из 7037
Переходим к рассмотрению 5-го вопроса. О проекте федерального закона "О внесении изменения в часть четвёртую Гражданского кодекса Российской Федерации", третье чтение. Даниил Владимирович Бессарабов, пожалуйста. БЕССАРАБОВ Д. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Законопроект подготовлен комитетом для рассмотрения в третьем чтении, замечаний нет. Просьба поддержать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Есть желающие выступить по мотивам? Нет. Ставится на голосование законопроект, 5-й вопрос, третье чтение. Пожалуйста, включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (12 час. 54 мин. 20 сек.) Проголосовало за 384 чел.85,3 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 384 чел. Не голосовало 66 чел.14,7 % Результат: принято Федеральный закон принят единогласно.
Заседание № 346
17.03.2021
Вопрос:
О проекте федерального закона № 912458-7 "О внесении изменения в главу 72 части четвёртой Гражданского кодекса Российской Федерации" (о свободном использовании изобретения для производства лекарственного средства в целях экспорта).
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 2738 по 2966 из 5522
24-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменения в главу 72 части четвёртой Гражданского кодекса Российской Федерации". Докладывает официальный представитель правительства заместитель министра науки и высшего образования Пётр Александрович Кучеренко. КУЧЕРЕНКО П. А., официальный представитель Правительства Российской Федерации, заместитель министра науки и высшего образования Российской Федерации. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые депутаты Государственной Думы! Проект федерального закона разработан во исполнение поручения Правительства Российской Федерации в целях имплементации положений Протокола об изменении Соглашения по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности (Соглашения по ТРИПС) в национальное законодательство России. Протоколом предусмотрено дополнение Соглашения по ТРИПС статьёй 31bis, которая позволяет членам ВТО выдавать принудительные лицензии на производство лекарственных средств для их последующего экспорта в наименее развитые страны при решении проблем общественного здравоохранения. В целях обеспечения возможности производить на территории России лекарственные средства для оказания помощи другому государству законопроектом предлагается дополнить часть четвёртую ГК новой статьёй, в соответствии с которой правительство наделяется правом в случаях и на условиях, предусмотренных международным договором Российской Федерации, принимать решение об использовании изобретения для производства на территории Российской Федерации лекарственного средства в целях его экспорта без согласия патентообладателя. Просим поддержать данный законопроект. Спасибо большое за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Пётр Александрович, присаживайтесь. С содокладом выступает Даниил Владимирович Бессарабов. БЕССАРАБОВ Д. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Мы с коллегами по комитету обсуждали этот вопрос, и ключевое положение, на которое хотели бы обратить ваше внимание, - это то, что использование изобретения при производстве лекарственного средства в целях экспорта в соответствии с международным договором Российской Федерации связано прежде всего с общественным благом, с общественными интересами, вопросами жизни и здоровья людей. Вот это ключевое положение. Я не буду повторять концепцию, которая докладчиком уже была нашему вниманию предложена. Отмечу, что депутаты комитета поддерживают этот законопроект в первом чтении. У нас также есть позиция комитета-соисполнителя - Комитета по охране здоровья, который также поддерживает законопроект. Коллеги из Правового управления представили нам на рассмотрение своё заключение, у них есть замечания, но эти замечания, на наш взгляд, можно учесть ко второму чтению. Мы готовы их отработать и представить поправки ко второму чтению вашему вниманию. С учётом изложенного просим поддержать законопроект в первом чтении. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Даниил Владимирович. Коллеги, будут ли вопросы? Есть вопросы. Включите режим записи на вопросы. Покажите список. Смолин Олег Николаевич, пожалуйста. СМОЛИН О. Н. Уважаемый Пётр Александрович, поясните, пожалуйста, правильно ли я понимаю, что речь идёт о возможности производства лекарственных средств без согласия правообладателя, если предполагается экспорт этих средств в целях помощи другому государству? Какие дополнительные условия при этом предполагаются, для того чтобы было понятно, что речь идёт именно о помощи другому государству? КУЧЕРЕНКО П. А. Спасибо за вопрос, Олег Николаевич. Во-первых, предполагается наличие соответствующего международного договора. Во-вторых, данная мера является исключительной, она применяется после того, как будут предприняты попытки договориться с правообладателем. За последние 19 лет по запросам иностранных государств об экспорте лекарств в виде гуманитарной помощи были доставлены лекарственные средства в Киргизию, Иран, Палестину, Южную Осетию, Ирак, Боливию, Намибию и другие наиболее бедные страны. То, о чём вы сказали, - да, всё верно, всё верно вы понимаете. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Осадчий Николай Иванович. ОСАДЧИЙ Н. И. Уважаемый Пётр Александрович, в продолжение вопроса Олега Николаевича. Вот смотрите, что в тексте записано: решение без согласия правообладателя правительство может принимать в случаях и на условиях, предусмотренных международным договором Российской Федерации. Не могли бы вы раскрыть, о каких случаях и условиях, предусмотренных международным договором, идёт речь? КУЧЕРЕНКО П. А. Как я уже отметил, это случаи крайней необходимости, когда складывается опасная эпидемиологическая ситуация в тех или иных наименее развитых странах. Соответствующее соглашение у нас было ратифицировано законом в 2017 году, кроме того, это соглашение ратифицировал ещё ряд наших партнёров по ВТО. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Зайцев Максим Сергеевич, пожалуйста. ЗАЙЦЕВ М. С. У меня вопрос к докладчику. Уважаемый Пётр Александрович, мы сейчас отмечаем, что министерство достаточно серьёзную работу проводит по поддержке молодых учёных, особенно, конечно, это актуально в Год науки. Вот не считаете ли вы, что данная норма в то же время отобьёт интерес у изобретателей представлять изобретения на территории Российской Федерации - это касается, конечно, не фармкомпаний, а именно частных изобретателей - и они будут стараться свои разработки всё-таки защищать за рубежом? КУЧЕРЕНКО П. А. Спасибо большое за вопрос. В данном случае речь идёт об использовании иностранного патента на оригинальный лекарственный препарат, то есть речь об иностранных патентах, выданных в других странах, соответственно, так называемый принудительный патент будет выдаваться на территории Российской Федерации. Это не в части отечественных производителей. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Куринный Алексей Владимирович. КУРИННЫЙ А. В. Пётр Александрович, если возможно, приведите примеры применения вот таких положений в других странах - они есть? Скажите, чьи патентные права нарушались, если у вас есть такая информация? КУЧЕРЕНКО П. А. Например, в 2016 году такая помощь была оказана Анголе, куда была поставлена партия лекарственных средств для профилактики жёлтой лихорадки, в 2017 году поставлялись вакцины от полиомиелита в Сирию, в 2018 году 4,5 тонны различных лекарств направлено в Афганистан. Как правило, речь идёт о крупных транснациональных корпорациях, которые производят лекарства в разных странах мира, то есть это самые крупные производители, такие как "Pfizer" и другие. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Даниил Владимирович, спасибо, присаживайтесь. Коллеги, будут ли желающие выступить? Есть желающие. Включите режим записи на выступления. Я вижу руку, Олег Николаевич, вижу вашу руку. Покажите список. Быков Олег Петрович, пожалуйста. БЫКОВ О. П. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Я постараюсь коротко, по существу доложить позицию фракции. Целью реализации закона, как мы с вами слышали, является организация производства на территории Российской Федерации воспроизведённых лекарственных препаратов с использованием патента на изобретение в отношении лекарственного препарата для оказания помощи другим государствам. Вопросы использования изобретения для производства лекарственного средства в целях экспорта в соответствии с международным договором Российской Федерации связаны с общественными интересами, с вопросами жизни и здоровья граждан, а также с национальной безопасностью. Фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" поддерживает принятие данного законопроекта, будет голосовать за его принятие. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Смолин Олег Николаевич. СМОЛИН О. Н. Уважаемые коллеги, уважаемый Иван Иванович! Я тоже буду краток и сразу попрошу поддержать этот законопроект. На всякий случай хочу напомнить большим поклонникам рыночной экономики, что сейчас существует глубочайшее неравенство не только в рамках отдельных стран, но и в мировой системе в целом, например десять богатейших семей планеты владеют большим богатством, чем 46 беднейших стран. Понятно, что хоть как-то нужно смягчать это неравенство, причём это неравенство выражается в том числе и в виде вакцинного неравенства: в значительном количестве стран сейчас ещё не начинали вакцинацию от коронавируса. Мы понимаем, конечно, что если будем поставлять им гуманитарную помощь, то вакцина от ковида у нас есть собственная, здесь зарубежная не потребуется, слава богу, мы здесь действительно среди мировых лидеров. Но в принципе ситуации, когда Российской Федерации придётся воспроизводить у себя лекарственные средства, патентообладатели которых находятся в других странах, отнюдь не исключены, примеры уважаемый Пётр Александрович уже приводил. Поэтому я считаю, что это соглашение абсолютно разумное, правильное, оно направлено на хотя бы частичное смягчение той колоссальной социальной несправедливости, которая есть в мировой экономике и в общественной системе в целом. Прошу поддержать. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Олег Николаевич. Пётр Александрович, есть необходимость в заключительном слове? Пожалуйста. КУЧЕРЕНКО П. А. Я хочу поблагодарить содокладчика, Даниила Владимировича Бессарабова, особенно хочу поблагодарить аппарат профильного комитета, его руководителя Илью Борисовича Миронова за очень содержательную работу над проектом закона. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Даниил Владимирович, будете выступать с заключительным словом? Нет. Коллеги, обсуждение завершено. Законопроект ставится на голосование в первом чтении. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 54 мин. 09 сек.) Проголосовало за 397 чел.88,2 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 397 чел. Не голосовало 53 чел.11,8 % Результат: принято Принимается в первом чтении единогласно. Спасибо.