Заседание № 296
О проекте федерального закона № 912249-7 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в целях совершенствования процедуры сбора подписей и проверки подписных листов; принят в первом чтении 14 апреля 2020 года с наименованием "О внесении изменений в статьи 37 и 38 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации").
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
Переходим к 10-му вопросу нашей повестки. О проекте федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации". Доклад Дмитрия Викторовича Ламейкина. Пожалуйста, Дмитрий Викторович. ЛАМЕЙКИН Д. В. Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Законопроект был рассмотрен в первом чтении 14 апреля. При подготовке законопроекта ко второму чтению в адрес комитета поступил ряд поправок, которые были рассмотрены и включены в таблицу поправок № 1, рекомендуемых профильным комитетом к принятию. Комитет рекомендует утвердить таблицу поправок и предлагает Государственной Думе принять законопроект во втором чтении. ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, мы ещё с вами нигде не нарушили... Как текста нет? Пожалуйста, докладчик, Дмитрий Викторович, скажите, текст законопроекта где находится? ЛАМЕЙКИН Д. В. Текст размещён в базе, должен быть доступен. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Посмотрите, коллеги, может быть, у одного депутата отсутствует текст? На экран выведен текст. ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Николай Васильевич, ну не нужно! Знаете, такие шутки неуместны и депутата не достойны. Пожалуйста, Савастьянова Ольга Викторовна. САВАСТЬЯНОВА О. В. Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Все документы по законопроектам были размещены до начала пленарного заседания. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, по таблице поправок № 1 - в этой таблице шесть поправок, комитет предлагает их поддержать - есть замечания? Есть. Включите режим записи. Покажите список. Иванов Сергей Владимирович, пожалуйста. ИВАНОВ С. В. Уважаемый Вячеслав Викторович, я прошу вынести на отдельное голосование поправку 3. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Шеин Олег Васильевич. ШЕИН О. В. Я, собственно, тоже хотел вынести поправку 3 на отдельное голосование. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Автор кто из вас? Понятно, что любой может, но если автор, то приоритет... Вы автор, Сергей Иванович, да? Тоже нет? Тогда кто из вас будет обосновывать? Иванов? Нет возражений? Нет. Олег Васильевич, вы передаёте такую возможность? Да. Пожалуйста, Сергей Владимирович, обоснуйте. ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Да, коллеги, давайте мы с вами вначале таблицу проголосуем. Ставится на голосование таблица поправок № 1, за исключением поправки 3, всего там шесть поправок. Комитет предлагает поддержать. Просьба проголосовать. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (15 час. 09 мин. 20 сек.) Проголосовало за 249 чел.55,3 % Проголосовало против 28 чел.6,2 % Воздержалось 1 чел.0,2 % Голосовало 278 чел. Не голосовало 172 чел.38,2 % Результат: принято Таблица поправок № 1 принимается, за исключением поправки 3, вынесенной на отдельное голосование. Пожалуйста, Иванов Сергей Владимирович. ИВАНОВ С. В. Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Вот данную поправку, я не знаю, можно квалифицировать только как законотворческое мошенничество, потому что, когда вам предлагают одно, а после этого дают другое, иначе как мошенничеством это не назовёшь. Я и в первом чтении выступал по данному законопроекту, и там этого даже близко не было. Вот сейчас вы предлагаете этой поправкой ввести на выборах в органы государственной власти субъектов Российской Федерации и в органы местного самоуправления голосование по почте в порядке, определённом избирательной комиссией. Коллеги, вы хоть название законопроекта поменяли бы! Он так и называется - в части совершенствования процедуры сбора подписей и проверки подписных листов, - и автор, между прочим, председатель комитета по Регламенту, не хуже меня знает, что подобные поправки должны быть сформулированы и включены в таблицу № 4, как поправки, не относящиеся, не соответствующие концепции законопроекта! Ну вы сейчас вот опять втихую - не знаю для чего - внедряете процедуру, которой в России не было никогда, вот никогда! И это во втором чтении, под предлогом того, что мы совершенствуем процедуру проверки подписных листов! Вячеслав Викторович, я вообще считаю, что этот законопроект сегодня не должен быть рассмотрен, он должен быть снят - и после того, как мы проведём детальное обсуждение этой процедуры: что предлагает ЦИК, как это будет выглядеть... Чтобы мы не видели потом разбросанные, выкинутые "Почтой России" конверты с бюллетенями или, наоборот, не получали бюллетени, которые неизвестно откуда появились. Коллеги, вы в корне рушите всю процедуру выборов, которая в России уже с 1993 года, с выборов первого созыва Государственной Думы, и делаете это под шумок! Опять же, какое это отношение имеет к коронавирусной повестке дня? Кому вы тут помогаете? Вот давайте вспомним ещё Соловьёва с его передачами и будем голосовать по телефонным звонкам - а что, хорошая, интересная идея! Вы не сказали, что будете вносить... Или СМС-голосование - почему нет, коллеги? Ну так нельзя поступать! Вы плюёте на демократию, это же вообще ни в какие ворота просто не лезет! То вы людей вообще лишаете избирательного права под шумок, то вы сейчас пишете какую-то непонятную норму, которую у нас, ну, представить себе невозможно. Только в Штатах такая процедура есть, но она в исключительных случаях применяется: если военнослужащий находится в штате Гавайи, который от континентальной территории США очень-очень далеко, тогда они могут прислать в письме, и то это очень сложная процедура. Вообще, коллеги, я в шоке, я даже не знаю... нет слов, одни эмоции! Извините. Предлагаю отклонить поправку 3. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, мнение комитета. ЛАМЕЙКИН Д. В. Сергей Владимирович, ну, если мы посмотрим на таблицу поправок, то, конечно, увидим, что первой поправкой как раз меняется наименование. Но я хотел бы акцентировать внимание на том, что очень подробное обсуждение проводилось на площадке комитета. На самом деле мы направляли приглашения в адрес всех четырёх фракций, однако, кроме членов комитета, на заседании никто не присутствовал и в ходе обсуждения вопросы вот в таком контексте не звучали. Но я поясню. Дело в том, что, если уж быть точными, в десятках стран на сегодняшний день есть голосование по почте. Но суть не в этом, главное - мы сегодня этим инструментом создаём условия, которые дадут возможность Центральной избирательной комиссии в случае необходимости проводить процедуры. И опять же акцентирую внимание: здесь и вводится понятие дистанционного электронного голосования, и предусматривается возможность голосования по почте, притом что голосование по почте сегодня в действующем законодательстве присутствует, это не какая-то новелла. Данными изменениями мы не вводим это понятие как норму прямого действия, которая будет использоваться либо на ближайших выборах, либо на следующий год, либо когда-то, - вводится определение, расшивается и вносится в законодательство. Здесь мы не видим нестыковок и считаем, что эта норма своевременна и необходима. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ставится на голосование поправка 3 из таблицы поправок № 1, вынесенная на отдельное голосование. Комитет предлагает поддержать эту поправку. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (15 час. 14 мин. 12 сек.) Проголосовало за 251 чел.55,8 % Проголосовало против 79 чел.17,6 % Воздержалось 1 чел.0,2 % Голосовало 331 чел. Не голосовало 119 чел.26,4 % Результат: принято Принимается поправка 3 из таблицы поправок № 1. Ставится на голосование во втором чтении проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", 10-й вопрос повестки дня. Пожалуйста, включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (15 час. 14 мин. 54 сек.) Проголосовало за 251 чел.55,8 % Проголосовало против 79 чел.17,6 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 330 чел. Не голосовало 120 чел.26,7 % Результат: принято Законопроект во втором чтении принят. Пожалуйста, включите микрофон на трибуне. ЛАМЕЙКИН Д. В. Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Текст законопроекта подготовлен к рассмотрению в третьем чтении, замечаний не имеется. Комитет по контролю и Регламенту просит рассмотреть законопроект в третьем чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, нет возражений? Пожалуйста, Нилов Олег Анатольевич. НИЛОВ О. А. Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Наша фракция считает, что недопустимо сейчас голосовать законопроект в третьем чтении, в связи с тем что действительно внесено большое количество смысловых, концептуальных поправок во втором чтении, все эти поправки необходимо редакционно посмотреть, и депутатам надо предоставить возможность посмотреть, что же произошло. Мы согласны с мнением, которое прозвучало: не в соответствии с Регламентом произошло внесение во втором чтении концептуальных поправок, это тема для отдельного законопроекта, судьбоносного законопроекта, который должно обсуждать не в условиях пандемии, не в таком ускоренном режиме, без общественных, парламентских слушаний, без привлечения действительно максимального количества экспертов. Это недопустимо, Вячеслав Викторович! Просим не проводить сейчас процедуру третьего чтения и отложить, перенести законопроект, ну, как можно дальше. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ваши намерения понятны. Пожалуйста, Коломейцев Николай Васильевич. КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Я считаю недопустимым, что Комитет по контролю и Регламенту, который должен блюсти наш Регламент, грубейшим образом нарушает Регламент, внося ко второму чтению фундаментальные, концептуальные изменения и приглашая на заседание через 15 минут, в общем-то, после времени, указанного в приглашении: приглашали на 10 часов, а принесли приглашение в 10 часов 15 минут, - ну это недопустимо! Это первое. И второе. Я утверждаю, что к рассмотрению 9-го вопроса не был размещён текст законопроекта. Можете дать поручение проверить, вот для себя - для меня не надо, я проверил. Я специально пошёл попросил у секретаря текст этого законопроекта, сказали: "Пока нет". Я спрашиваю: "Почему его нет?" - "Он вносится". Ну это мошенничество, нельзя так делать! ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Вяткин Дмитрий Фёдорович. ВЯТКИН Д. Ф. Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Ну, мы работаем уже не первый месяц в особых условиях. Если не принять законопроект, который расширяет возможности наших граждан реализовать своё право избирать, послушайте меня, до того, как будет объявлена дата голосования (а это у нас начало июня), - а я напомню, что закон должен пройти Госдуму, Совет Федерации и поступить на подпись президенту, - коллеги, мы можем столкнуться с тем, что в сентябре у нас многие граждане вообще не смогут прийти на участки, потому что будут вынуждены, обязаны соблюдать нормы социальной дистанции. Представьте себе, что на участок пускают по два, по три человека, - у нас и так очереди стоят в день голосования. Коллеги, мы этими поправками расшиваем эти проблемы, поэтому надо голосовать сейчас и принимать как можно быстрее. ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ВЯТКИН Д. Ф. Коллеги, при чём здесь мы? ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, никто не перебивал во время выступления ни вас, Сергей Владимирович, ни вас, Николай Васильевич, не перебивайте, пожалуйста, и вы коллегу Вяткина. Пожалуйста, Савастьянова Ольга Викторовна. САВАСТЬЯНОВА О. В. Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Хочу обратить внимание, Николай Васильевич и Олег Анатольевич, на недопустимость нарушения статьи 45 Регламента, представления Государственной Думе заведомо ложной информации. Что касается данного законопроекта, то его подготовка была направлена на совершенствование процедуры сбора подписей и голосования. В течение двух месяцев комитет занимался данным законопроектом, и поправки, которые были внесены, соответствуют концепции данного законопроекта. Комитет во все фракции направил приглашения к участию в заседании комитета. Если, Николай Васильевич, вам это письмо по вашим внутрифракционным процедурам пришло с опозданием, то к комитету это отношения не имеет. Хочу обратить ваше внимание на то, что первыми заместителями председателя Комитета по контролю и Регламенту являются представители всех четырёх фракций в Государственной Думе. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые коллеги, поступило предложение докладчика рассмотреть законопроект в третьем чтении. С учётом того что прозвучали разные мнения, - есть те, кто за, есть те, кто против, - ставится на голосование это предложение. Кто за то, чтобы рассмотреть данный законопроект в соответствии с процедурой третьего чтения? Просьба проголосовать. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (15 час. 20 мин. 46 сек.) Проголосовало за 249 чел.55,3 % Проголосовало против 79 чел.17,6 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 328 чел. Не голосовало 122 чел.27,1 % Результат: принято Принимается решение о голосовании данного проекта закона по процедуре третьего чтения. Ставится на голосование законопроект под пунктом 10 повестки дня... (Шум в зале, выкрики.) Мы переходим к процедуре? Переходим. Коллеги, процедура - это неотъемлемая часть нашей работы, мы должны соблюдать процедуру, и хочу подчеркнуть, что ваше участие в процедуре обсуждения законопроекта крайне важно и нам крайне важно выслушать мнение всех. Мы переходим к процедуре третьего чтения, и, если есть желающие выступить от фракций, такая возможность должна быть в обязательном порядке предоставлена. Пожалуйста, включите режим записи на выступления. Покажите список. Коломейцев, Вяткин, Иванов, Шеин. Пожалуйста, Коломейцев Николай Васильевич. КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Тем, кто сильно боится вируса, надо уйти из зала и находиться самим в обсервации. Это первое. Второе. Уважаемые коллеги, просьба, если вы к чему-то апеллируете, не меряйте других по себе. Прежде чем что-то говорить, я всегда читаю то, о чём хочу сказать. Специально при рассмотрении 9-го пункта я подошёл в секретариат (можете спросить у работников секретариата), специально посмотрел в интранете - не было там этого законопроекта! Третье. Если комитет по Регламенту не знает, что ко второму чтению нельзя менять концепцию, то его надо расформировать и сформировать новый комитет. У нас законопроект назывался - о совершенствовании процедуры сбора подписей и проверки подписных листов, точка! При чём здесь голосование?! Четвёртое. Я вам напоминаю 105-й раз, что в законе "Об основных гарантиях избирательных прав...", в законе "О выборах депутатов Государственной Думы..." отсутствует норма о пороге явки. Один человек пришёл - выборы состоялись. Только в законе о выборах президента существует требование о пятидесятипроцентной явке. Так что какие вопросы? О каких правах вы говорите? Вы уже заведомо в законе "Об основных гарантиях избирательных прав..." заложили, что необязательно гнать людей на выборы: пришли те, кто пожелал, - хотя мы считаем, что это совершенно неправильно. И пятое. Вы понимаете, в чём вопрос? Когда вы как бы в угоду политической конъюнктуре бросаете на кон законность принятия самих законов, то какова цена этим законам? С моей точки зрения, нам надо остановиться. Если вам надо принять закон - ну, у вас конституционное большинство, какая проблема в том, чтобы в нормальном порядке внести законопроект и принять? Никакой проблемы! Вы даже можете принять его в первом чтении и в целом, как мы это сделали вчера, но зачем же издеваться над самим процессом законотворчества?! Я не руковожу курьерами. У нас Геннадий Андреевич в 10.00 проводил совещание. В 10.15 зашла девушка, и мне сразу же передали ваше приглашение, сообщили, что я приглашён поучаствовать в виртуальном совещании по этому законопроекту в 10 часов. Ну куда вы торопитесь, я понять не могу?! Рассмотрим в следующий четверг, никаких проблем нет! Ну это издевательство над законотворчеством, причём к коронавирусу это не имеет никакого отношения. Извините, мы за такие законы голосовать не можем и будем голосовать категорически против. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Николай Васильевич. Пожалуйста, Вяткин Дмитрий Фёдорович, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Подготовиться Иванову Сергею Владимировичу. ВЯТКИН Д. Ф. Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Это имеет прямое отношение к той ситуации, которая сейчас сложилась в связи с распространением коронавирусной инфекции. Как Николай Васильевич сказал, да, действительно, у нас нет минимального порога явки, но, коллеги, принимая в силу сложившейся ситуации решения о том, чтобы отдельные граждане сидели дома, отдельные предприятия не работали, чтобы люди находились на социальной дистанции друг от друга, мы тем самым волей-неволей ограничиваем права граждан и можем ограничить их право голосовать, а вот на это, простите, мы пойти не можем. Мы не просто говорим: хотите - приходите, хотите - не приходите. Нет, мы говорим: дома сидите! Вот в чём вопрос. А доктора, которые работают, врачи? Вот мы сегодня аплодировали руководителям Министерства здравоохранения: их подопечные, их подведомственные организации, врачи, которые спасают жизни, они ведь на самоизоляции находятся, они работают круглосуточно. И представьте себе, что такой режим теоретически может продлиться в том числе до дня голосования, а изменить закон мы можем только до начала июня, не позже, иначе мы не сможем принять экстренные меры, и вот тогда это действительно будет нарушением. Поэтому только сегодня, сейчас! Коллеги, вот говорили по поводу голосования по почте. Ну посмотрите 67-й закон, "Об основных гарантиях...", 64-ю статью, где предусмотрена теоретически возможность осуществления голосования по почте, если сочтёт возможным соответствующая региональная комиссия, но мы прекрасно понимаем, что, устанавливая норму о возможности для Центральной избирательной комиссии проводить и дистанционное электронное голосование, и голосование по почте, мы не обязываем его проводить. А вот если в сентябре обстановка будет такая, что, во-первых, многим невозможно будет прийти на участок, во-вторых, невозможно будет провести голосование сразу и везде, в-третьих, нельзя будет отодвигать день голосования, а это право уже есть у избирательных комиссий всех уровней, в первую очередь у Центральной избирательной комиссии, тогда нам нужно будет обеспечить любыми способами, чтобы люди выразили своё мнение, поэтому, коллеги... Кстати, по поводу почтового голосования. Недавно смягчили меры в Южной Корее, и 40 процентов проголосовало по почте. В 23 странах мира проводится голосование по почте, в ряде стран, которые, ну, для нас, я понимаю, не пример, в Швейцарии например, до 80 процентов голосуют по почте. Не надо бояться - мы в первую очередь обеспечиваем защиту права избирать. Предлагаю проголосовать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Дмитрий Фёдорович. Пожалуйста, Иванов Сергей Владимирович, фракция ЛДПР. Подготовиться Олегу Васильевичу Шеину. ИВАНОВ С. В. Всё-таки я очень рад, что Дмитрий Фёдорович выступил передо мной: Южную Корею он вспомнил - прекрасно, Дмитрий Фёдорович! Вот когда у нас, как в Южной Корее, можно будет президента, прекратившего исполнение своих полномочий, взять и отправить в суд, вот тогда я буду доверять нашей судебной системе, только тогда, сейчас это вообще невозможно! Товарищи, о чём вообще речь? Действительно, ну какие проблемы? Я не говорю про нарушение Регламента, бог с ним, это уже даже не обсуждается! Голосование по почте: человек, которому, ну, нельзя пойти на избирательный участок, ему запретили (кстати, а ведь поход на избирательный участок тоже будет наказуем: у нас только собаку можно выгулять, мусор выкинуть и в аптеку сходить), изготавливает себе избирательный бюллетень, потом заполняет его неизвестно как, неизвестно перед кем, под каким нажимом, потом отправляет - идёт и бросает в почтовый ящик. Мы эту процедуру даже представить себе не можем, коллеги! Дальше. Вы так заботитесь, ёлки-палки, а что мешает дома проголосовать этим людям, которые сидят сейчас на карантине, которых вы посадили на карантин, кстати? Вот тут сейчас хвалили министра здравоохранения, но хоть кто-нибудь задал бы ему вопрос: а давайте сравним шведскую модель поведения и нашу - где больше выгоды, а где меньше, когда у нас иммунитет выработается и выработается ли вообще? Извините за лирическое отступление. Так почему же, извините, мы не можем взять и организовать голосование на дому? Зачем вам нужно заставлять людей делать самопальные бюллетени и отправлять их по почте? Объясните! А в СИЗО как люди голосуют? Точно так же, как и в больницах, - на закрытых участках. Я часто ходил по этим участкам - и в СИЗО, и в больницах, и я знаю, как это делается. Всё, что вы сейчас делаете с этими поправками, уважаемый Дмитрий Фёдорович (не вы, не вы автор этой поправки), уважаемая Ольга Викторовна, вы и ваши коллеги, вы это делаете не потому, что заботитесь о наших избирателях, которые могут оказаться в тяжёлой ситуации... И кстати, вы сейчас обвинили Коломейцева в том, что он недостоверную информацию представляет, - почитайте пояснительную записку к этому законопроекту, представленному в первом чтении, три изменения: заполнение подписных листов - должен записать каждый сам себе, возможность сбора подписей через портал госуслуг - не более стольких-то и процедура изготовления. Где здесь речь о том, что нужно голосовать по почте? Это вы сейчас сообщаете нам ложную информацию, и совершенно спокойно об этом говорите, обвиняя другого человека! Так вот, коллеги, всё, что вы делаете, вы делаете не потому, что заботитесь о наших избирателях, потому что к осени, дай бог, эта пандемия уже будет нам всем казаться страшным сном, уже выработается коллективный иммунитет, уже, может быть, придумают какое-то лекарство, не вакцину, а лекарство, которое будет побеждать вот те симптомы, которые даёт вирус и с которыми пока медики не очень хорошо справляются. Это всё делается для того, чтобы в очередной раз, после того как у нас всё это закончится... А вы знаете, градус накала народа сейчас очень высок! Если раньше, гуляя на собачьей площадке, с собачниками обсуждал, что собачка съела и как она там себя повела, то сейчас собачники обсуждают смену правительства. И сколько мы сейчас насмотрелись видео всяких в Интернете, где рассказывают, у кого какой костюм?! Значит, 18 миллиардов на бордюры можно, а на бесплатные маски - нет?! Вот для этого вводится голосование по почте: чтобы потом сказать, что всё нормально, мы опять победили. Не победили! ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Сергей Владимирович. Пожалуйста, Шеин Олег Васильевич, фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ". ШЕИН О. В. Закон о голосовании дистанционно или по почте - это закон об уничтожении принципа тайного голосования. Это закон о том, чтобы за спиной у человека, который находится в служебной зависимости, доктора, про которого сейчас говорят хорошие слова, учителя, рабочего "Газпрома", стоял его начальник и смотрел, чтобы этот человек голосовал так, как выгодно его начальнику, - за правящую партию, проще говоря. Этот закон, безусловно, разрушает доверие к выборам и подталкивает общество к более радикальным мерам. Этот закон провоцирует то, что произошло в Армении, и не надо думать, что люди не смотрят на примеры других стран. И ребята-полицейские тоже очень устали от происходящего. Этот закон катализирует политический кризис в стране. Есть, конечно, точка зрения: чем хуже - тем лучше. "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" её не разделяет. Мы против закона, который разрушает право граждан на тайну голосования, мы против закона, который подрывает остатки доверия к российской выборной системе, и мы против закона, который формирует политический кризис в стране, когда люди хотят избирать одну власть, а потом видят, что их воля нагло попрана и об их мнение вытерли ноги. Поэтому фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" будет голосовать против. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, дискуссия состоялась, позиции представлены. Ставится на голосование в третьем чтении проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", 10-й вопрос нашей повестки. Пожалуйста, включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (15 час. 33 мин. 55 сек.) Проголосовало за 250 чел.55,6 % Проголосовало против 83 чел.18,4 % Воздержалось 1 чел.0,2 % Голосовало 334 чел. Не голосовало 116 чел.25,8 % Результат: принято Федеральный закон принят. Уважаемые коллеги, мы с вами рассмотрели законопроект под пунктом 10 повестки дня в третьем чтении.
Заседание № 293
О проекте федерального закона № 912249-7 "О внесении изменений в статьи 37 и 38 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (в целях совершенствования процедуры сбора подписей и проверки подписных листов).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Переходим к рассмотрению 24-го вопроса. О проекте федерального закона "О внесении изменений в статьи 37 и 38 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации". Пожалуйста, Дмитрий Викторович Ламейкин. ЛАМЕЙКИН Д. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Вашему вниманию предлагается законопроект, которым предусматривается внесение ряда изменений в законодательство о выборах и референдуме, направленных на совершенствование процедуры сбора подписей и проверки подписных листов. Так, в проекте мы говорим о трёх блоках. Первым блоком устанавливается обязанность организующих соответствующие выборы комиссий утвердить образец заполнения подписного листа, иными словами, унифицировать шапку подписного листа, указав там и наименование выборной должности, и наименование субъекта или муниципалитета, и наименование или номер избирательного округа. Также комиссия должна будет утвердить, унифицировать количество строк в подписном листе. На наш взгляд, данная норма призвана упростить и унифицировать порядок заполнения подписных листов, исключив вероятность совершения неумышленных ошибок, с коими мы сталкиваемся часто в процессе выборных кампаний. И это позволит увести от формальных отказов в регистрации кандидатов и в инициативе проведения референдума. Второй блок, который предлагается, направлен на изменение порядка заполнения подписных листов. Предполагается, что при предоставлении подписи и даты, при её внесении избиратель также будет собственноручно вносить свои фамилию, имя, отчество. Данная норма, очевидно, направлена на предотвращение неправомерных действий, в том числе направленных на фальсификацию подписей избирателей или участников референдума. И третий блок, который, наверное, является наиболее революционным. Предлагается установить, что закон, как федеральный, так и региональный, может предусмотреть возможность сбора подписей избирателей, участников референдума с использованием федеральной государственной информационной системы "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)", - таким образом можно будет собирать не более половины необходимых подписей избирателей. Данная мера, на наш взгляд, вводится для апробации нового способа, но способа эффективного, способа бесспорного, способа, который позволит уйти от спорных моментов именно в анализе подписи. Коллеги, просьба поддержать нашу инициативу. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Содоклад Александра Александровича Авдеева. Пожалуйста. АВДЕЕВ А. А., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Не буду повторять то, что сказал докладчик по данному законопроекту. Комитет рассмотрел инициативу авторов и действительно отмечает, что поправки в 67-й федеральный закон, проектируемые новеллы должны будут способствовать обеспечению прав участников избирательного процесса, препятствовать совершению неправомерных действий, фальсификации подписей, упростят порядок сбора и проверки подписей избирателей, также будут способствовать повышению доверия к результатам проверки этих подписей. Правительство Российской Федерации согласно представленному официальному отзыву данный проект федерального закона поддерживает. Комитет Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству концепцию данного законопроекта поддерживает. Правовое управление Аппарата Госдумы замечаний не имеет. В комитет поступили отзывы от законодательных и высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации на данный законопроект, из которых 47 отзывов - положительные, 10 - отрицательные. В связи с изложенным Комитет Государственной Думы по контролю и Регламенту полагает обоснованным рекомендовать палате принять данный законопроект в первом чтении. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, есть желающие выступить? Нет. Ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменений в статьи 37 и 38 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", 24-й вопрос нашей повестки, первое чтение. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 14 мин. 49 сек.) Проголосовало за 260 чел.57,8 % Проголосовало против 38 чел.8,4 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 298 чел. Не голосовало 152 чел.33,8 % Результат: принято Законопроект в первом чтении принят.