Заседание № 340
10.02.2021
Вопрос:
О проекте федерального закона № 912246-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об обращении лекарственных средств" и Федеральный закон "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (в части совершенствования лекарственного обеспечения граждан).
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 3848 по 4468 из 5398
24-й пункт, приоритетный законопроект фракции "ЕДИНАЯ РОССИЯ". О проекте федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об обращении лекарственных средств" и Федеральный закон "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации". Доклад Андрея Константиновича Исаева. Пожалуйста. ИСАЕВ А. К., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Обсуждение представляемого вам законопроекта началось в рамках созданной нами межфракционной рабочей группы ещё в 2019 году. Обсуждался он довольно сложно, поскольку здесь сталкиваются экономические интересы целого ряда субъектов, но необходимость в нём со всей очевидностью проявилась в начале прошлого года. Все мы помним чудовищный скачок цен на медицинские маски, на некоторые лекарственные препараты, который произошёл в начале пандемии. Этот скачок не имел никаких реальных экономических объяснений, кроме стремления тех, кто занимает монопольное положение на рынке, использовать ситуацию для получения максимальной выгоды. Тогда мы с вами приняли закон, который предоставил правительству право на 90 дней, временно вводить ограничение цен на медикаменты и медицинские изделия в условиях эпидемии или пандемии. Этот закон сыграл свою роль, но, как мы понимаем, это паллиатив, временное средство, он не решает самой глубинной проблемы, из-за которой всё это произошло в начале прошлого года. Основной же причиной на сегодняшний день является монополизация аптечного рынка аптечными сетями без каких бы то ни было ограничений в этом направлении. Так, по итогам 2020 года 10 аптечных сетей владеют 36 процентами рынка (год назад было 33 процента), 20 аптечных сетей владеют почти 50 процентами отечественного рынка, а топ-100 аптечных сетей владеют 64 процентами рынка против 60 процентов, которые были ещё год назад. Таким образом, монополизация есть, и она активно продолжается. При этом каких-либо ограничений монополизма аптечных сетей на сегодняшний день не существует. Даже само понятие аптечной сети отсутствует в российском законодательстве. Это позволяет аптечным сетям, например, брать с производителя - ещё совсем недавно, пару лет назад, мы запретили делать это торговым сетям - бонусы в размере от 30 до 60 процентов за то, чтобы новое лекарство попало на аптечные полки, проводить принудительные маркетинговые акции, брать деньги за обучение персонала работе с новым лекарственным препаратом. Аптечным сетям в нынешней ситуации выгодно продавать импортные препараты, поскольку они, как правило, дороже, а аптеки берут себе процент от стоимости соответствующего препарата, поэтому в стоимостном выражении 70 процентов препаратов, продающихся сегодня в аптеках, импортные. Аптечным сетям выгодно располагать свои пункты продаж исключительно в крупных городах и населённых пунктах, где бывают целые улицы аптек, в то время как в удалённых точках нет ни одного аптечного пункта и люди, для того чтобы купить элементарные лекарства, вынуждены ездить в город и только таким образом могут решить свои проблемы, связанные с охраной здоровья. Что предлагается сделать в нашем законопроекте? Предлагается несколько важных мер. Прежде всего, мы предлагаем ограничить долю одной аптечной сети в рамках муниципального образования или города федерального значения 20 процентами. Много это или мало? Ну давайте посмотрим на опыт западных стран. Во Франции, Испании, Дании, Финляндии, Венгрии максимальное количество аптек, которыми может владеть один владелец, - четыре. В Польше максимальное количество аптек, которое может иметь один владелец, составляет 1 процент от общего числа аптек, действующих на рынке. В Эстонии четыре аптеки может приходиться на одного владельца. Ещё очень важный момент. Мы предлагаем ограничить взимание бонусов аптеками с производителей. Сегодня производители огромные средства, которые они могли бы потратить на разработку новых лекарственных препаратов, на удешевление выпуска своей продукции, тратят на то, чтобы заплатить бонусы аптечным сетям. Не предлагая отменить полностью эти бонусы, как это сделано, например, в торговых сетях, мы хотим ограничить их 5 процентами и при этом запретить брать деньги за продвижение на полочное пространство, устраивать принудительные маркетинговые акции и тому подобные мероприятия. Мы уточняем понятийный аппарат, вводя само понятие "аптечная сеть". И появляется новый элемент - передвижной аптечный пункт, который сможет достигать самых удалённых территорий нашей страны и сделает лекарства более доступными для людей, а значит, повлияет и на ценовую политику. Мы считаем, что аптечные сети, так же как и другие аптеки, должны быть достаточно ответственными: это не чисто коммерческая организация, это организация социальная, организация здравоохранения. Поэтому этим же законом мы предлагаем создать реестр аптечных работников, фармацевтов и провизоров, для того чтобы иметь точную информацию, являются ли владельцы, сотрудники той или иной аптечной организации людьми с необходимым специальным образованием, которые готовы реально на практике в соответствии с законодательством оказывать помощь гражданам. Данный законопроект вызвал серьёзную критику со стороны аптечных сетей, но у нас есть механизм решения вопросов, механизм работы с такого рода сложными законопроектами. У нас есть межфракционная рабочая группа, в которой работает более 50 экспертов, и мы, несомненно, пригласим к работе в этой группе и аптечные сети, и ассоциации одиночных аптек, не входящих в сети, и союзы и объединения пациентов, и наших партнёров в правительстве, в первую очередь Министерство здравоохранения и Министерство промышленности и торговли, для того чтобы выработать компромиссный вариант в интересах наших граждан, в интересах пациентов и сделать для них лекарства более доступными, более дешёвыми и более качественными. Ещё одна норма, которая заложена в данном законопроекте и о которой я забыл упомянуть, касается обязанности аптек при наличии линейки лекарств, имеющих одно международное непатентованное наименование, начинать предложение с самого дешёвого лекарства. Такая обязанность будет зафиксирована в этом законе. Прошу поддержать законопроект. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Содоклад Александра Петровича Петрова. Пожалуйста. ПЕТРОВ А. П., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Комитет по охране здоровья рассмотрел данный законопроект на своём заседании 27 января 2021 года и предлагает, рекомендует принять его в первом чтении. По сути, законопроект касается каждого жителя Российской Федерации. Он существенно изменяет взаимоотношения и баланс сил российских производителей, аптек и потребителей, пациентов, которым необходимы лекарственные препараты и весь аптечный ассортимент. По этому законопроекту действительно, я подтверждаю, было большое количество встреч, заседаний рабочих групп, заседаний с представителями различных профессиональных сообществ, аптечных сетей, лиг пациентов. Мы выслушивали пациентов, но такое активное давление со стороны, так скажем, бизнеса, в данном случае аптечного бизнеса, мы, наверное, наблюдаем впервые. Нам удалось поговорить со всеми группами, которые участвовали в разработке этого законопроекта. Конечно, к нему есть ряд вопросов. В частности, если мы смогли проработать вопрос, что такое аптечная сеть, и внести это понятие в правовое поле, то нам пока не удалось найти решение по вопросу псевдоассоциаций - я назвал бы их так, - которые участвуют в бизнес-процессе не как ассоциации, потому что маленькие аптеки... Вроде при чём здесь ассоциация, некоммерческая организация? Нам говорят: как вы нас можете взаимоувязывать? А мы видим и наблюдаем сложные связи и взаимоотношения между аптеками, мы их видим, но вот пока не прописали. Во втором чтении будем вместе думать, как это всё-таки прописать, чтобы остановить взаимодействие в скрытых аптечных сетях - вот есть и такое, и это работает. Следующий момент. Впервые в Российской Федерации появится, так сказать, новый вид транспорта - передвижной аптечный пункт. Сколько мы с вами бились над проблемами удалённых и труднодоступных местностей?! Мы нашли такое решение, что будут выдержаны все температурные режимы. Вопрос-то со стороны надзирающих органов был ведь именно в этом - как выдержать все температурные режимы в передвижном пункте? Ну, нашли решение и, слава богу, прописали, как он будет работать, и я надеюсь, что это решение значительно улучшит доступность лекарственных препаратов. И самое главное, мы ещё раз подтверждаем цель, от которой мы ни в коем случае не должны отклоняться при подготовке законопроекта ко второму и третьему чтениям - это доступность лекарственных препаратов, справедливый баланс сил между всеми участниками рынка и прежде всего здоровье наших граждан. Это наши приоритеты, мы на них будем базироваться. После первого чтения обязательно проведём работу в согласительных комиссиях в том числе по замечаниям правительства, Государственно-правового управления президента и Правового управления Аппарата Государственной Думы. Предлагаем вам сегодня принять данный законопроект в первом чтении и обещаем, что наша работа будет такой же интенсивной во втором и третьем чтениях и мы выработаем то решение, которое устроит наше гражданское общество. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, есть ли вопросы? Есть. А вы останьтесь на всякий случай. Пожалуйста, включите режим записи на вопросы. Покажите список. Иван Иванович предлагает ограничиться двумя вопросами от фракции. Не возражаете? Хорошо. Куринный Алексей Владимирович, пожалуйста. КУРИННЫЙ А. В., фракция КПРФ. Уважаемый Андрей Константинович, вот этот набор мер, по вашим расчётам, прикидкам, насколько снизит или может снизить стоимость лекарственных препаратов для граждан? ИСАЕВ А. К. Алексей Владимирович, трудно дать оценку. Ну вот если, предположим, через те же передвижные аптечные пункты мы фактически предоставим возможность дистрибьюторам и производителям непосредственно до населения довозить лекарства, то снижение розничной надбавки составит как минимум 30 процентов. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Микрофон на трибуне включите. ПЕТРОВ А. П. Мы же обсуждали этот вопрос. Мы говорим о снижении спекулятивных цен, когда производитель, например, ставит тысячу рублей, а при пандемии мы видим за 3 тысячи рублей упаковку. Нам нужно бороться не с тем, как повышается цена по инфляции, это, к сожалению, экономический процесс, нам нужно бороться со спекулятивными ценами, и данный законопроект ставит определённый барьер. Может быть, этого недостаточно - давайте это во втором чтении рассмотрим. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Осадчий Николай Иванович. ОСАДЧИЙ Н. И., фракция КПРФ. Уважаемые Андрей Константинович и Александр Петрович, вы оба разработчики законопроекта и наверняка при его подготовке такой информацией должны были обладать: сколько государственных и муниципальных организаций сохранилось в настоящий момент в аптечной сети? Сохранились ли они вообще? И каково соотношение их с частными организациями, которые выполняют функции аптек? ИСАЕВ А. К. Спасибо за ваш вопрос. Государственные и муниципальные аптеки сохранились, муниципальных больше, они сохранились в целом ряде субъектов Федерации. Есть субъекты Федерации, в которых действуют государственные аптечные сети, таких меньшинство. Ну вот я вам привёл цифры: две трети рынка контролируются аптечными сетями, ещё примерно 10 процентов контролируются частными аптеками, в сети формально не входящими. Таким образом, государственный, муниципальный сектор никак не может представлять больше 30 процентов. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. От фракции "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" - Моляков Игорь Юрьевич. Пожалуйста. МОЛЯКОВ И. Ю. Уважаемый Александр Петрович, бич для всей России - это, конечно же, так называемые фанфурики, мерзавчики, как их любовно называют. В связи с этим вопрос: вот вы говорите о передвижных пунктах - они что, тоже будут вот эти спиртовые растворы разводить? Или усиление регулирования со стороны государства в этой сфере всё-таки позволит одолеть эту заразу? ПЕТРОВ А. П. Спасибо за вопрос. Мы с вами приняли два закона, что касается спиртосодержащих лекарственных препаратов, если использовать непарламентское слово, "фунфыриков". Во-первых, мы приняли решение, что только фармацевтическая субстанция, и это всё жёстко ограничивает; во-вторых, мы с вами приняли решение о маркировке с криптозащитой этих видов препаратов, и мы с вами ограничили ёмкость. Вы заметили, что у нас практически исчезли конфликты, касающиеся спиртосодержащих лекарственных препаратов? Я надеюсь, что с окончанием введения маркировки мы добьёмся (первый шаг), что эта проблема резко снизится. Когда мы введём электронные рецепты, когда мы добьём цифровой контур здравоохранения, я думаю, мы окончательно эту проблему снимем. Проблема ведь не в самих легальных фунфыриках, проблема была больше в нелегальных, и проблема была в том, что они бесконтрольно продавались. Сейчас есть жёсткие ограничения - по-моему, даже до двух штук в руки. - то есть это снизило накал страстей по этой теме. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Черкасов Кирилл Игоревич. ЧЕРКАСОВ К. И., фракция ЛДПР. Вопрос Александру Петровичу. Александр Петрович, вопрос по поводу нового термина "передвижной аптечный пункт". Каков порядок его функционирования, хранения лекарственных препаратов, работы с претензиями? Да, безусловно, мы понимаем, что они очень нужны в отдалённых районах, то, о чём вы с Андреем Константиновичем сказали, это абсолютно так, но мы также понимаем, что эти пункты с точки зрения бизнеса и с точки зрения оптимальности и рентабельности встанут около метро, встанут рядом с торговыми центрами, то есть там, где наибольший покупательский поток. И работать они будут, наверное, так же, как в своё время работали и обменники, когда незаконные обменники открывались и снимали вот эту всю основную пенку и все эти потоки финансовые, которые туда люди несли. Вопрос - у вас в законопроекте не прописано, - как он будет функционировать, кто его будет проверять, как регулярно они будут переезжать с одного места на другое и каким будет качество услуг? ПЕТРОВ А. П. Прежде всего по передвижным аптечным пунктам. Безусловно, регулирование их деятельности происходит в соответствии с подзаконными актами, так же, как... Вообще, словосочетание "аптечные пункты" было и раньше, но только тогда можно было открыть аптечный пункт, в случае если у вас есть лицензия на розничную фармацевтическую деятельность, то есть аптека. То есть регулирование деятельности будет производиться точно так же, как и аптечного пункта, который сегодня работает, но должны быть дополнения. Во-первых, безусловно, территория действия. Я думаю, мы введём ограничения в отношении крупных населённых пунктов и городских территорий, потому что эти передвижные пункты, на наш взгляд, предназначены для удалённых и труднодоступных территорий. Во-вторых, безусловно, необходимо соблюдать требования надлежащей аптечной практики, это безусловно, и я думаю, что такие производители автотранспорта найдутся, там не так сложно соблюдать все требования к аптечному складу. И следующий момент: там, безусловно, должен быть профессиональный аптечный работник. Следующий момент: должны быть прописаны маршруты, понятные людям, когда они куда приезжают, в какой населённый пункт, в деревню. Я думаю, нам надо всё заранее предусмотреть, всё-таки поговорить с правительством по поводу территорий, где они не могут действовать. Вы правы в этом вопросе, и я думаю, мы должны продумать на следующем заседании рабочей группы этот вопрос с Андреем Константиновичем. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Березин Никита Владимирович. БЕРЕЗИН Н. В., фракция ЛДПР. У меня вопрос к Андрею Константиновичу. В тексте пояснительной записки указано, что важным направлением, способствующим нормальному развитию фармацевтического рынка, будет формирование единого реестра, и далее написано, что введение единого реестра будет способствовать повышению уровня профессионализма фармацевтических работников. В связи с чем у меня вопрос: профессионализм сотрудников организации будет повышаться за счёт работодателя или за счёт работников, которые вынуждены будут проходить и оплачивать себе курсы повышения квалификации, чтобы их в последующем взяли в хорошие аптечные организации с приемлемой работой? ИСАЕВ А. К. Спасибо большое. Меня тут немножко отвлекли, тем не менее я хотел бы сказать, что единый реестр нам, безусловно, для начала необходим, для того чтобы разобраться с тем, какое количество аптек реально возглавляется людьми, имеющими необходимое квалифицированное образование, а потом, в дальнейшем, это требование, безусловно, должно быть предъявлено. Я уже ссылался на опыт ряда западных стран: там, в этих странах, чтобы открыть аптеку, необходимо, чтобы владелец её или владелец не менее 50 процентов акций компании имел пятилетний стаж работы в фармацевтической отрасли и необходимое фармацевтическое образование. Пока мы не решились изложить это требование в нашем законопроекте, потому что не знаем, насколько это может привести к закрытию тех или иных аптечных пунктов, аптек, но мы поставили задачу хотя бы разобраться с этим вопросом, и реестр поможет нам разобраться с этим вопросом. В дальнейшем мы, безусловно, будем идти по пути ужесточения требований, с тем чтобы в аптеках работали люди, получившие хотя бы среднее специальное профессиональное образование. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Вострецов Сергей Алексеевич, пожалуйста. ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Добавить хотите? Ошибка? Микрофон на трибуне включите. ПЕТРОВ А. П. Андрей Константинович оговорился, когда сказал о владельцах. Вы должны понимать, что речь идёт о директоре, о руководителе аптеки, то есть не акционер сети, а руководитель. Следующий момент. Безусловно, наличие реестра позволит любому покупателю проверить, есть ли человек, который ему рассказывает, как принимать лекарства, в реестре, кто он, имеет ли вообще он право это рассказывать, или же это санитарка, которая помогает полы убирать. Поэтому создания реестра фармацевтических работников потребовало само профессиональное сообщество. Помните, Андрей Константинович, заседания рабочих групп? Они это оценивают крайне положительно, потому что им это тоже показывает, где человек работал, когда работал и все прочие моменты. Вообще, наличие федерального реестра позволяет получить информацию открыто, по аналогии с реестром медицинских лицензий. Мне кажется, это очень позитивно. Повышение квалификации за собственный счёт или за счёт работодателя - это вопрос выбора. Я вас уверяю, конкуренция настолько высокая, что люди готовы там работать и учиться за собственный счёт. Меня вообще напрягает количество аптек в некоторых населённых пунктах, когда иду и через каждые 100 метров вижу аптеку, мне кажется, в этом есть что-то ненормальное. Мы не решились вообще этот вопрос трогать, но, мне кажется, тут должно быть тоже какое-то регулирование. Пока мы этот вопрос оставляем, не будем его трогать, пусть их будет столько, сколько есть. Хотя горячие головы предлагали ограничить, сделать на расстоянии через километр и всё прочее. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Вострецов Сергей Алексеевич. ВОСТРЕЦОВ С. А., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Андрей Константинович, аптечный бизнес довольно-таки прибыльный бизнес. Вот вы сказали, что 20 процентов сеть может представлять, вы ещё привели пример, когда 1 процент, не более 10 аптек, а это ещё меньше 1 процента... Всё-таки 20 процентов - это очень много. Регионы разные, по крайней мере в Москве, Питере, может быть, установить ограничение - не более 5 процентов, чтобы не было монополии? Ну, в регионах, где большой разброс, сёла и так далее, пусть будет 20 процентов, но для Москвы и Питера и 5 процентов очень много, если будет сеть представлять. И как предложение, чтобы не выступать отдельно с предложением. Может быть, действительно, подумать... пандемия показала, что безопасность граждан, их здоровье оказались в частных руках, может быть, действительно создать сеть государственных аптек, вложиться государству в это направление и развить, чтобы хотя бы 30 процентов рынка государство контролировало? Тогда в экстренных случаях государство сможет регулировать этот рынок более чётко. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Исаеву включите микрофон. ИСАЕВ А. К. Спасибо, Сергей Алексеевич. Ну, я хочу сказать, и Александр Петрович это тоже подчёркивал, что законопроект, который мы вам представили, является во многом плодом переговоров и компромиссов. Поверьте мне, если вы почитаете отзыв правительства, то увидите, что и ограничение 20 процентов правительство фактически не поддержало в своём отзыве, оно поддержало передвижные пункты, а вот по поводу 20 процентов и ограничения бонуса оно выразило серьёзный скепсис. Нам предстоит очень серьёзная работа во втором чтении, очень серьёзные дискуссии в том числе с актуарными расчётами по регионам, которые должны показать, что будет представлять собой это ограничение. Приглашаем вас также к этой работе подключиться. Я думаю, что мы найдём оптимальный, компромиссный вариант. Мы относимся к тому, что предложили к первому чтению, как к первому шагу, который потребует не меньшей, чем была проделана до этого, а даже большей работы. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Боева Наталья Дмитриевна. БОЕВА Н. Д. Спасибо, Александр Дмитриевич. У меня к Андрею Константиновичу вопрос. Крайне необходимый законопроект, особенно для сельских жителей, но меня интересует, кто должен обеспечить работу этого передвижного аптечного пункта, потому что сети будут возражать, это будет убыточно? И как будут контролироваться цены и минимальное наличие наименований лекарств, потому что обычно в сельских пунктах очень малое количество лекарств? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Исаеву включите микрофон. ИСАЕВ А. К. Спасибо большое, Наталья Дмитриевна. Действительно, тема очень важная. С нашей точки зрения, полностью описать деятельность передвижных пунктов в законе не получится, так или иначе потребуется издание подзаконного акта Министерства здравоохранения, возможно совместного - Министерства здравоохранения и Министерства промышленности и торговли. Но мы будем требовать, чтобы в соответствии с нашим Регламентом информация об этом подзаконном акте была представлена до третьего чтения законопроекта. Что касается регулирования цен - у нас цены регулируются на жизненно необходимые и важнейшие лекарственные препараты, это единственный список препаратов, на которые цены государством регулируются. На все остальные препараты - только в чрезвычайных случаях типа пандемии и эпидемии. Точно так же и в отношении необходимого набора того, что должна иметь каждая аптека, - это регулируется подзаконными актами на сегодняшний день. И такого же рода подзаконный акт в обязательном порядке должен быть принят по отношению к передвижному аптечному пункту. Как мы с вами договариваемся, к третьему чтению мы будем требовать от правительства информацию об этом подзаконном акте. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Микрофон на трибуне включите. ПЕТРОВ А. П. Я хочу сказать, что за последнее время мы с вами два пути прорисовали для отдалённых населённых пунктов: это прежде всего дистанционная торговля - первый путь и второй путь - это теперь передвижные аптечные пункты. Более того, у нас прописана инструкция по минимальному ассортиментному перечню лекарственных препаратов, которые обязаны быть в аптеке. Мы исходим из минимального ассортимента, который мы с вами утвердили, он работает, и люди, которые покупают, исходя из него, минимум могут получить. Для нас самым главным в отношении передвижного аптечного пункта было соблюсти требования к перевозке и доставке лекарственного препарата и установить наличие специалиста, который сможет объяснить бабушке в деревне, как этот препарат принимать, потому что от этого тоже многое зависит. Вот чего мы хотели достигнуть и вроде хорошо продвинулись вперёд в этом вопросе. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, есть ли желающие выступить по данному вопросу? Есть. По одному человеку от фракции. Включите режим записи. Покажите список. Куринный Алексей Владимирович, пожалуйста. КУРИННЫЙ А. В. Уважаемые коллеги, предложенный нами набор мер далеко не достаточный, более того, он всё-таки, по классификации Андрея Константиновича, больше относится к паллиативу. Что касается 20 процентов монополии для рынка. Ну вот вы видите, сейчас наши металлоолигархи вздёрнули вверх цены на металл. Что делает Правительство Российской Федерации? Просто наблюдает, рассказывает нам про Казахстан, через который будет вывозиться, про Белоруссию, в то время как цены выросли, не имея под этим никакого внутреннего экономического основания, это просто максимализация прибыли этих самых производителей металла. А сети, фармацевтические сети, как правило, имеют хороших покровителей, я думаю, вы догадываетесь, поэтому влияние здесь, на мой взгляд, будет не то, которого мы ожидаем. В части государственного регулирования. Вот это, наверное, самый главный, основной вопрос, на чём наши фракция и партия настаивают: без государственного регулирования цен, в том числе цен на лекарства, на изделия медицинского назначения дальше жить категорически нельзя! Вот на ЖНВЛП, на то, что регулировалось на протяжении всего прошлого года, цена, рост цен приблизительно 5 процентов, а на то, что не регулировалось, на остальную часть, плюс 15 процентов, хотя, ещё раз повторяю, там не было практически никакой экономической составляющей. Если будем анализировать вот эти самые маски: цена производства маски - максимум рубль, в начале пандемии их покупало в том числе государство за 50 рублей, за 40 рублей, за 30 рублей, и ладно бы речь шла исключительно о закупках за рубежом, на что мы повлиять не можем, не имея на внутреннем рынке соответствующих товаров, но мы закупали по такой огромной цене у своих производителей, на своих собственных, условно, национальных предприятиях эти изделия медицинского назначения. Переплатили колоссальные деньги, и никакого регулирования в данном случае! Ну получаешь ты свой рубль, как производитель, получи ещё 100 процентов, скажем так, прибыли, но остальное-то - зачем наживаться на здоровье людей? Это было сплошь и рядом. Всем известный препарат "Коронавир", с сомнительной эффективностью. По данным некоторых экспертов, его производство обходится в 150 рублей нашим якобы инновационным производителям - его продают сегодня по 5 тысяч рублей, причём закупается он тоже за бюджетный счёт. Участвовать в этом процессе государство опять никаким образом не хочет, наблюдает просто со стороны. Две трети средств, которые были выделены на бесплатное обеспечение амбулаторного лечения больных коронавирусной инфекцией, ушли на приобретение именно этого препарата, и мы догадываемся почему. Если говорить о государственной поддержке: государство должно вмешиваться на всех уровнях и регулировать - и на уровне в данном случае производства, имея свои производственные мощности, имея своё участие, и на уровне регулирования цен, это должно быть жёсткое регулирование, ну, естественно, на уровне собственной сети, и эта сеть действительно во многих регионах есть и успешно работает, она сдерживает цены, но, к сожалению, убивается. Вот в нашей родной Ульяновской области эта сеть была убита, в результате цены на лекарства возросли в среднем на 10-15 процентов, эксперты уже рассчитали, и поэтому это тоже должно находиться в обязательном порядке у государства, точно так же как и механизм передвижных аптек. Здорово, что есть механизм обеспечения через фельдшерско-акушерские пункты, через участковые больницы, но его надо усовершенствовать, не работает он сегодня: есть ФАП, но лекарства он не продаёт, потому что куча всяких бюрократических ограничений - лицензия, обучение и тому подобное, хотя это тоже... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Натаров Сергей Васильевич. НАТАРОВ С. В., фракция ЛДПР. Уважаемые коллеги, ну, что сказать: Андрей Константинович в своём докладе и Александр Петрович настаивали на том, что этот законопроект был максимально проработан межфракционной комиссией, в которую входят все фракции, но почему-то этот законопроект внесла приоритетно "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Если отрабатывали мы все вместе, почему нам всем вместе не внести этот законопроект? Это первое. Второе, концептуально. Коллеги, если внимательно посмотреть заключение правительства, то концептуально поправки должны вноситься в совершенно другой закон. Но правительство и комитет, относясь с уважением к большинству, вынесли сегодня этот вопрос на рассмотрение. А по большому счёту, в заключении правительства и в заключении нашего комитета все новеллы, которые сегодня отражены в этом законопроекте, разбиты, просто разбиты - то есть законопроект очень сырой. Если бы этот законопроект вносила фракция ЛДПР или другая фракция, мы даже до обсуждения в комитете не дошли бы сегодня - отправили бы дальше согласовывать его, дорабатывать. Ну ясно, что те новеллы, которые сегодня есть, которые представлены в первом чтении, не достигают той цели, которую ставили авторы законопроекта, поэтому, конечно же, нужно дорабатывать. Сегодня многие вопросы просто не задали, но мы разбирались с экспертами в части того, что касается ограничения в 20 процентов, и того, что фармацевт должен объявлять и рассказывать пациенту, который пришёл в аптеку, о том, что есть альтернативы, аналоги - ну, представляете, для некоторых препаратов, по международным непатентованным названиям, их бывает 60, и что, он про все будет рассказывать и цену вопроса указывать? Ну, вероятно, это с пониманием должен делать врач узкой специализации и человек должен прийти с назначением. От фракции выступление, можно время добавить? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. От фракции вы выступаете, но у нас Регламент такой, надо укладываться. Полминуты добавьте. НАТАРОВ С. В. Коллеги, законопроект очень сырой. Мы считаем, что, пока нет порядка - практически на каждый пункт правительством должен быть разработан порядок, - говорить о том, что закон на что-то повлияет, что будут достигнуты цели этого закона, нельзя. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Представители президента, правительства будут выступать? Нет. Докладчик? Завершающее слово. Исаеву включите микрофон. ИСАЕВ А. К. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Я хочу поблагодарить всех за состоявшееся обсуждение. Ещё раз хочу сказать о том, что мы не считаем данный законопроект истиной в последней инстанции, готовы работать, работать будем в рамках межфракционной рабочей группы, однако вопрос обсуждается, напомню, с 2019 года. Я прошу сегодня сделать первый шаг, принять закон в первом чтении, и начать его хорошую, подробную проработку ко второму чтению. Спасибо. ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Не записались. Ну что делать? Теперь ничего не поделаешь уже. Содокладчик будет выступать? Нет. Ну, коллеги, вот Паниной дадим слово, она от фракции записывалась. содокладчик отказался от слова в пользу Паниной. ПАНИНА Е. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Я прошу прощения, не знаю, почему не сработало, я записывалась от фракции "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Хорошо, в три минуты я уложусь. Уважаемые коллеги, можно сколько угодно говорить о том, что это сырой законопроект, недоработанный законопроект, - категорически не согласна, как человек, который стоял у истоков разработки этого законопроекта в рамках нашей межфракционной рабочей группы. Это то, чего сегодня нам удалось добиться. Да, первый вариант закона был более жёстким, более чётко ставящим многие параметры, но мы столкнулись с колоссальным нежеланием со стороны правительства, прежнего правительства, и с колоссальным давлением аптечной мафии (не побоюсь этого слова). И конечно, надо сказать, что да, это первое чтение, что этот законопроект ко второму чтению надо доработать, - и что такое передвижные аптечные пункты, и дать возможность фельдшерско-акушерским пунктам работать в том числе как передвижным, - для этого надо будет править и закон о лицензиях, и целый ряд других нормативных правовых актов. Фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" поддерживает данный законопроект и призывает проголосовать за него в первом чтении, а также поработать над ним во втором чтении, чтобы те нюансы, о которых я сказала, можно было доработать. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об обращении лекарственных средств" и Федеральный закон "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", пункт 24. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (15 час. 39 мин. 11 сек.) Проголосовало за 396 чел.88,0 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 2 чел.0,4 % Голосовало 398 чел. Не голосовало 52 чел.11,6 % Результат: принято Принимается в первом чтении.