Заседание № 295
22.04.2016
Вопрос:
О проекте федерального закона № 911751-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" в части обеспечения права выбора образовательной организации для лиц с ограниченными возможностями здоровья".
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 5217 по 5390 из 8806
Следующий, 36-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" в части обеспечения права выбора образовательной организации для лиц с ограниченными возможностями здоровья". Докладывает Олег Николаевич Смолин. СМОЛИН О. Н. Уважаемые коллеги, уважаемый Сергей Евгеньевич! Я хочу начать с того, с чего обычно начинаю: законопроект появился не случайно, уверяю вас. Приведу несколько выразительных фактов. По данным Министерства образования и науки, в Российской Федерации за последние годы было закрыто 280 коррекционных учебных заведений, в основном школ и детских садов. Два года назад в августе пришли ко мне родители ребят, обучающихся в школе для детей с девиантным поведением города Москвы. Школу в августе решили закрыть, родителям сказали: забирайте детей и размещайте в обычных школах. Родители в трансе, дети вряд ли в трансе, им, по-моему, в принципе всё равно, другие школы, в которых пытались разместить этих детей, тоже в трансе, потому что дети с девиантным поведением - это проблема для школы, где с такими детьми работать не привыкли. Вот вам другой пример. Где-то с полгода назад пришла ко мне целая ассоциация родителей детей с нарушениями зрения, обучающихся в детских садиках тоже в городе Москве: садики влили в комплексы. В коррекционных садиках им активно помогали, занимались реабилитацией, сейчас перестали, точнее, не так: им сказали, что они могут получить ту же коррекционную помощь, но только для этого придётся ехать на другой конец города Москвы. Поэтому родители, естественно, ко мне и пришли. Кстати, в первом случае я направил запрос Сергею Семёновичу Собянину, и школа была сохранена, во втором случае передал в руки письмо с просьбой обеспечить тот же уровень поддержки детей с нарушениями зрения в этих садиках, то есть как-то в индивидуальном порядке проблемы иногда решаются. Но в целом, уважаемые коллеги, ситуация тревожная. И я хочу обратить ваше внимание, что если ещё несколько лет назад основной поток писем был такого свойства: мы хотим, чтобы наш ребёнок с нарушениями здоровья учился в обычной школе, а нам не дают, то в последние годы поток писем обратного характера: мы хотим, чтобы наш ребёнок учился в коррекционной школе, а его принудительно переводят в ситуацию инклюзии. Понятно, что в этом случае инклюзии не происходит - происходит профанация. В чём суть нашего законопроекта, уважаемые коллеги? Первое. Мы предлагаем запретить ликвидацию учебных заведений для ребят с девиантным поведением с переводом их в другие учебные заведения. Второе. Мы предлагаем, чтобы решение психолого-медико-педагогической комиссии в отношении судьбы ребёнка было обязательным не для родителей, а для учебного заведения. К сожалению, бывает так, что ПМПК принудительно определяет слабовидящего ребёнка в обычную школу, а родители жалуются, что он там не может усвоить образовательную программу. Третье. Мы предлагаем ввести в закон симметричную норму в отношении права выбора образовательного учреждения: сейчас формально такое право провозглашено, но мы предлагаем, чтобы и образовательные учреждения создавались с учётом этого самого права родителей. Ну и наконец, четвёртый, ключевой момент. Уважаемые коллеги, мы предлагаем запретить ликвидацию и реорганизацию коррекционных школ и детских садов без согласия общего собрания родителей - не каждого родителя, а общего собрания: убедили родителей, что в новых, инклюзивных условиях ребёнку будет лучше, - ради бога; не убедили - придерживайтесь принципа "не навреди"! Я хочу обратить ваше внимание, коллеги, на то, что эта проблема опять же имеет не партийно-фракционный, а общенациональный характер. Я напомню про известную тревожную статью Валентины Ивановны Матвиенко по этому поводу, в своё время опубликованную, напомню про заявление на эту же тему Людмилы Ивановны Швецовой, безвременно ушедшей от нас, напомню, что ситуация вызывает серьёзную обеспокоенность в Комиссии при Президенте России по делам инвалидов: там создана специальная рабочая группа по образованию под руководством Ольги Юрьевны Васильевой, а мы с Вениамином Шаевичем Кагановым являемся её заместителями в этой рабочей группе. Мне кажется, что Министерство образования и науки, правительство слишком спокойно смотрят на эту ситуацию. Причём мы работали с министерством над их законопроектом, который пока не внесён, и говорили, что, если будет учтено хотя бы только одно, последнее, четвёртое положение нашего законопроекта, мы готовы его снять, чтобы прошёл проект министерства. К сожалению, это не состоялось, поэтому я прошу вас сегодня поддержать данный законопроект. Пожалуй, ещё одно замечание, уважаемые коллеги. Когда мы обсуждали эту тему в Комитете по образованию, мне показалось, что коллеги не совсем правильно поняли смысл законопроекта. Меня спрашивали: а не приведёт ли инклюзия к тому, что будут нарушаться права здоровых детей? Законопроект направлен не на то, чтобы принудительно вводить инклюзию, наоборот, он направлен на то, чтобы защитить право детей на образование в коррекционных детских садиках и школах, то есть в этом случае инклюзия будет более продуманной, не будет вызывать отторжения и не будет её профанации. Ещё раз спасибо. Прошу поддержать законопроект. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Ирина Викторовна Мануйлова. МАНУЙЛОВА И. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! Проблема закрытия учреждений коррекционной направленности действительно существует, и действительно на протяжении ряда лет комитет, и, безусловно, в том числе Олег Николаевич, серьёзно занимается этим вопросом. То, что авторы предложили установить право обучающихся с ограниченными возможностями здоровья выбирать, как должно быть организовано образование - в рамках инклюзии или в специализированных организациях, - совершенно точно соответствует действующей норме 273-го Федерального закона "Об образовании...", тем не менее авторами вносится предложение усилить это право, установив, что закрыть такие организации можно только с согласия общего собрания родителей. Хочу подчеркнуть, что принятие решения о реорганизации или ликвидации образовательной организации "допускается на основании положительного заключения комиссии по оценке последствий такого решения", но это не конец фразы - дальше совершенно чётко написано: "для обеспечения жизнедеятельности, образования, развития, отдыха и оздоровления детей, оказания медицинской помощи, профилактики заболеваний у детей, их социальной защиты и социального обслуживания". Таким образом, на самом деле в законе предусмотрен совершенно чёткий механизм, который позволяет оценить, к чему может привести ликвидация такой организации. А главное, при принятии решения в комиссии обязательно участвуют общественные организации и, конечно, родительская общественность. Однако то, что данное право в отдельных субъектах Российской Федерации нарушается, - правда. И кстати, главный нарушитель, как ни парадоксально, Москва - город, который в принципе имеет достаточно хороший бюджет на решение вопросов образования. Тем не менее указанные положения закреплены в действующей редакции закона, в которой для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья предусмотрено право выбора организации, осуществляющей образовательную деятельность, и получения образования с учётом рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии, поэтому внесение поправок в этой части, по сути, избыточно. Отдельно хочу остановиться на реорганизации образовательных организаций для детей с девиантным поведением. Вот факт, который только что привёл Олег Николаевич, на мой взгляд, вопиющий факт нарушения закона, но только это касается не 273-го закона об образовании - это нарушение 15-й статьи Федерального закона № 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних", согласно которой администрация специального учебно-воспитательного учреждения закрытого типа должна обеспечить перевод несовершеннолетнего в другое специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа при реорганизации или закрытии того, где он находится. Перевод детей с девиантным поведением в обычные общеобразовательные организации - прямое нарушение 120-го федерального закона. И здесь мы имеем дело не с тем, что не урегулирован данный вопрос, а с тем, что на практике, к сожалению, уже действующая норма закона всё-таки нарушается. К сожалению, таких примеров пока действительно много. Говоря о проблемах детей с ограниченными возможностями здоровья, не могу не коснуться ещё одной проблемы, которую Олег Николаевич в своём выступлении не отразил, - право выбирать сохраняется за обучающимися и их родителями, и, к сожалению, иногда они этим правом не просто пользуются, а пользуются, так сказать, даже избыточно. Я имею в виду ситуации, когда ребят, вместо того чтобы оставлять в коррекционных школах, переводят в инклюзивные условия, несмотря на то что и педагоги, и психологи, и социальные педагоги дают совершено противоположные заключения, но в этом случае никаких ограничений нет. Правительство Российской Федерации считает, что необходимые условия предусмотрены и урегулированы действующим федеральным законодательством. Отрицательны также отзывы субъектов Российской Федерации, где тоже отмечается, что механизм создан и действует. Правовое управление усматривает необходимость редакционной доработки законопроекта, отмечая несоответствие его названия содержанию. Исходя из изложенного комитет предлагает при рассмотрении в первом чтении отклонить представленный законопроект. Председательствует Первый заместитель Председателя Государственной Думы И. И. Мельников ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть вопросы. Включите режим записи на вопросы. Покажите список.
Фрагмент стенограммы:
Строки с 5411 по 5611 из 8806
Вопрос Николая Фёдоровича Рябова. Пожалуйста. РЯБОВ Н. Ф. Ирина Викторовна, прежде чем задать вопрос, я сделаю небольшое замечание. Вот посмотрите, у нас в Государственной Думе тоже существуют нормы и различные нормативы. Например, мы делаем часовой перерыв с 15 до 16 часов. Я не возражаю против этого, но с утра до обеда, до 15.00, восемь часов приходится голодать! Я в том плане, что, раз есть обращения граждан, что подобные заведения закрываются, значит, нормы, которые существуют, и законы, которые прописаны, нечётко срабатывают. И Олег Николаевич Смолин, изучая эту тему, настроения в обществе, наверное, не с потолка взял и подготовил законопроект, уточняющий нормы, существующие на сегодняшний день. Я думаю, что, по всей видимости, всё-таки комитет не совсем точно проработал этот законопроект, поэтому и отклоняет его. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Ирина Викторовна. МАНУЙЛОВА И. В. Я не стала бы ставить под сомнение компетентность работы комитета по одной простой причине: мы не просто проработали законопроект - мы запросили информацию, и я совершенно точно, по годам, знаю, сколько было коррекционных школ, сколько групп. Могу эти цифры привести: не 280 школ было закрыто - закрыто было 68 за последние три года, при этом абсолютное большинство - в Москве, я подчёркиваю, я не зря об этом сказала, это действительно проблема отдельно взятого субъекта. И кстати, полномочия в области организации общего образования - это тоже полномочия субъекта Российской Федерации. Понятна озабоченность, тем не менее нельзя норму, которая уже прописана в действующих законах, но не исполняется на территории отдельных субъектов, пытаться, что называется, повторно и многократно вносить, в том числе дублировать, допустим, норму 120-го закона в законе 273-м. Что касается обучающихся. На сегодня 481 тысяча обучающихся детей с ограниченными возможностями здоровья, и их число, к сожалению, вряд ли будет уменьшаться. Но вот за этот период, за три года, число учреждений сократилось с 1 тысячи 728 до 1 тысячи 660, зато многократно возросло число коррекционных классов, которые открываются при школах, - вот за этот же период их количество возросло на 458. И, умножив этот показатель на показатель наполняемости такого класса - 8, а в отдельных случаях до 12 детей, - мы поймём, о каком числе обучающихся, для которых, я подчёркиваю, созданы в этих классах специальные условия, идёт речь. Проблема есть, и нарушения закона есть, к сожалению, мы, как депутаты, сталкиваемся с этим очень часто, и это относится не только к закону "Об образовании...", тем не менее в данной ситуации я всё-таки считаю, что ещё раз вносить подобную норму в закон просто избыточно. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Будут ли желающие выступить? Да. Включите режим записи на выступления. Покажите список. Кузьмина Алла Владимировна. КУЗЬМИНА А. В., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ". Фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" хочет поддержать предложение Олега Николаевича, потому что к нам неоднократно поступали обращения граждан, родителей, которые очень обеспокоены закрытием специальных коррекционных учреждений образования. Сейчас много детей нуждается в особых условиях воспитания, обучения и в специальном педагогическом подходе - то, что такие классы создаются в общеобразовательных школах, замечательно, тем не менее проблема очень серьёзная, количество детей, которые требуют специального педагогического и медико-социального подхода, не уменьшается. Предложение, которое вносит Олег Николаевич, имеет уточняющий характер, предлагается установить запрет на ликвидацию, то есть предложение не дополняет и не изменяет закон, оно носит только уточняющий характер. И вносится ещё одно предложение: обязательное участие родителей в принятии решений - не только медико-социальной комиссии, но и родителей, - что тоже очень важно, потому что не всегда комиссии могут оценить поведение и состояние здоровья ребёнка правильно, так, как это могут сделать его родители и его лечащие врачи. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Ирина Александровна Чиркова. ЧИРКОВА И. А., фракция ЛДПР. Я тоже очень хотела бы поддержать Олега Николаевича, искренне доверяю ему: если он предлагает усилить такую норму, значит, это необходимо. Я, как депутат от региона, подтверждаю, что это совсем не вопрос одной Москвы. Несколько лет назад, совсем недавно, буквально только обращения губернатора и массовые родительские возмущения позволяли сохранять деятельность коррекционных школ. Но невозможно каждую специализированную школу спасать какими-то депутатскими запросами и требованиями, у родителей должно быть такое право. Сейчас буквально в принудительном порядке некоторых заставляют переходить на инклюзив - мы все понимаем почему: потому что содержание специализированной школы, где учится двадцать, тридцать, пятьдесят учеников, намного дороже, чем функционирование такого класса в обычной школе. Искренне всех прошу поддержать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Заключительное слово - Олег Николаевич Смолин. СМОЛИН О. Н. Уважаемые коллеги, я хотел бы отреагировать на выступление уважаемой Ирины Викторовны. Первое. Сегодняшняя дискуссия мне напомнила дискуссию, которая развернулась на заседании Комиссии при Президенте по делам инвалидов, с уважаемой мною Натальей Владимировной Третьяк, первым заместителем министра образования. Наталья Владимировна мне говорит: "Олег Николаевич, ну посмотрите, там же провозглашено право, что родители могут выбирать". Да, провозглашено, но школы-то закрываются и детские сады тоже - значит, кроме юристов, никакие чиновники, начальники это право так не трактуют. Поэтому мы вводим не повторную норму, мы вводим симметричную норму, что и организация образования должна строиться с учётом выбора родителей. Ещё раз говорю, это не повтор; усиление - да, повтор - нет. Далее. Уважаемые коллеги, хочу заметить - может быть, это специальный вопрос, - что коррекционные классы не всегда то же самое, что коррекционная школа. Например, не все, наверное, знают, что среди людей с нарушениями зрения было большое количество выдающихся математиков во главе с Львом Семёновичем Понтрягиным, которого Виктор Антонович Садовничий считает самым сильным математиком XX века, - Виктору Антоновичу виднее, я не математик. Сейчас качество математического образования, знаний по математике у ребят с нарушениями зрения снизилось. Знаете почему? Не догадаетесь. Учителя, которые не получали специального образования или работают вне специальных школ, не знают математических обозначений по системе Брайля. Разве стране выгодно, что падает качество математического образования? Думаю, нет. Что касается комиссий, которые должны оценивать риски, результаты. Коллеги, мы прекрасно знаем, что эти комиссии, к сожалению, не спасают от закрытия ни сельские школы, ни коррекционные школы, потому что комиссии формируются соответствующим образом, для удобства соответствующего руководителя и действуют по известному принципу советского времени: "Скажите, вы с нами согласны?" - "Да, конечно". - "У вас есть собственное мнение?" - "Да, но я с ним не согласен". Таких решений довольно много. Если есть какие-то юридические проблемы, мы, конечно, можем доработать законопроект ко второму чтению, тем более что мы готовы были его ради одной только нормы, включённой в министерский законопроект, снять. Я вас уверяю, если закон работает слабо, значит, в нём слабо прописаны нормы. Прошу поддержать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Ирина Викторовна Мануйлова. МАНУЙЛОВА И. В. Наверное, проблема в том, что жёсткую статистику по этому вопросу, которую хотелось бы иметь к сегодняшнему заседанию, мне при всём желании найти не удалось. Тем не менее я считаю, что наша задача - заставить общество, заставить всех, кто на местах, в регионах, в муниципалитетах отвечает за работу в рамках закона, исполнять этот закон неукоснительно, потому что проблема, о которой сегодня идёт речь, возникла исключительно из-за того, что норму закона, как сказал Олег Николаевич, трактуют по-своему. Нет у нас такого права - трактовать так, как нам вздумается, есть закон, и мы обязаны его выполнять! Ещё раз: в 120-м законе чётко сказано, что ребёнок с девиантным поведением, даже если организация закрывается, не может быть переведён в обычное образовательное учреждение, он должен быть переведён в соответствующую школу для ребят с девиантным поведением. Следующий момент. Коллегам, которые выступали от фракций, ещё раз хочу пояснить: речь идёт о разных комиссиях. Комиссия психолого-медико-педагогическая - это комиссия, которая даёт рекомендацию ребёнку, его родителю, где проходить обучение: в специализированной коррекционной школе или на условиях инклюзивного образования. Задача комиссии - оценить, что потенциально лучше для данного конкретного ребёнка, и здесь единого рецепта нет. Комиссия это делает, и делает правильно, но родитель принимает решение самостоятельно, решение комиссии для родителя не является определяющим. Далее. Комиссия, которая занимается оценкой последствий реорганизации или закрытия образовательных организаций, состоит из представителей органов исполнительной власти на местах, в обязательном порядке - из представителей общественности, в том числе родителей. У родителей это право есть, мы не отнимаем этого права у родителей. Более того, они пользуются этим правом, и именно благодаря тому, что пользуются, нам и известно о попытках закрыть подобные школы. Я ещё раз подчеркну: больше половины российских регионов относятся к коррекционным заведениям, несмотря на все экономические проблемы, внимательно, и сокращений, посмотрите, в половине регионов нет, все заведения сохранены. И это правильно, потому что есть дети слабослышащие и слабовидящие, есть разные отклонения от варианта нормы, для кого-то обучения в обычной школе в коррекционном классе достаточно, а для кого-то нужна специализированная школа с абсолютно специализированным оборудованием и соответствующим образом подготовленными педагогическими кадрами. Я ещё раз призываю коллег: мы все депутаты, поэтому наша задача - добиваться соблюдения норм всех законов без исключения и закона об образовании в первую очередь, потому что он касается самого главного - нашего будущего, будущего наших детей. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Выносим законопроект на "час голосования".
Фрагмент стенограммы:
Строки с 8109 по 8127 из 8806
36-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" в части обеспечения права выбора образовательной организации для лиц с ограниченными возможностями здоровья". Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 41 мин. 51 сек.) Проголосовало за 200 чел.44,4 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 200 чел. Не голосовало 250 чел.55,6 % Результат: не принято Законопроект отклонён.