Заседание № 350
07.04.2021
Вопрос:
О проекте федерального закона № 911641-7 "О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации" (в части установления базовой ставки заработной платы педагогических и медицинских работников).
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 2723 по 3419 из 4442
15-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации". Докладывает Олег Николаевич Смолин. СМОЛИН О. Н. Уважаемые коллеги, уважаемый Иван Иванович! С тридцать третьего раза... Вашему вниманию предлагается проект федерального закона, название которого здесь уже прозвучало. Собственно, суть этого законопроекта выражена в его названии. Мы предлагаем для педагогических и медицинских работников установить базовую ставку в размере не менее двух минимальных размеров оплаты труда в регионе Российской Федерации. Напомню, что это не первая попытка. Мы много раз пытались поднимать заработные платы педагогических и медицинских работников, и каждый раз нам говорили примерно следующее: проблема важная, но где деньги, Зин? Сейчас мы пытаемся отчасти решить проблему путём перераспределения денег внутри того фонда, который существует, для педагогических и медицинских работников, повышая, повторяю, базовые оклады. Вот аргументы в пользу нашего законопроекта. Аргумент первый (увы, он всем известен, как и все остальные) - дефицит кадров. Уважаемые коллеги, я хочу вам напомнить, что, по данным Общероссийского народного фронта, который опросил 1,3 тысячи педагогов, 44 процента заявили, что в их школах не хватает учителей математики, 39 процентов - что учителей иностранного языка, 30 процентов - что учителей русского языка и литературы и 26 процентов - что учителей начальных классов. Вы меня спросите: как может в такой ситуации школа работать? Мы ответим, что работает она очень просто: большинство педагогов работает за себя и за того парня, причём, по данным того же Народного фронта, средняя нагрузка далеко превысила полторы ставки, по данным Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, каждый седьмой учитель работает на две ставки. Если здесь есть учителя, я думаю, вы понимаете, о чём я говорю, а я работал учителем в вечерней школе после университета. Ну и при этом, как мы понимаем, получают они гораздо меньше, чем положено по указу президента, но до этого мы сейчас дойдём. Что касается медицинских кадров. Думаю, что Алексей Владимирович Куринный здесь рассказал бы вам более содержательно, чем я, тем не менее хочу сослаться на данные Росстата. По данным Росстата, ещё в 2016 году дефицит терапевтов в первичном звене составил 27 процентов, педиатров - 18 процентов, врачей общей практики - 23 процента, и этот дефицит продолжает увеличиваться. Об этом говорили все, включая Валентину Матвиенко, Президента Российской Федерации и так далее, и так далее. По данным профсоюза работников здравоохранения "Действие", в службе скорой помощи практически свободна каждая вторая ставка, а реальное количество бригад скорой помощи заполняется за счёт того, что врачи, медицинские работники в целом работают, как и в других сферах, на две, в лучшем случае - на полторы ставки. Аргумент второй - это низкие социальный статус и оплата труда, увы, и педагогических, и медицинских работников. Я напомню ещё раз (я очень люблю ссылаться на данные Общероссийского народного фронта, никто не заподозрит меня в сгущении красок, коллеги): по данным Общероссийского народного фронта, в 75 субъектах Российской Федерации из 85 указ президента от 7 мая 2012 года в части оплаты труда учителей не исполнен, ситуация не улучшилась. Росстат говорил нам о том, что в вузах преподаватель в среднем получает примерно 90 тысяч рублей, по данным Общероссийского народного фронта, правда за 2017 год - с тех пор ситуация улучшилась, но ненамного, - в среднем преподаватель вуза зарабатывает 26,5 тысячи рублей, а вовсе не 90 тысяч. Причём, когда здесь, в Государственной Думе, собрались ректоры аграрных вузов, я их честно спросил: "Коллеги, скажите, пожалуйста, кому вы больше верите - Росстату или Народному фронту?". Ректоры дружно ответили, что они больше верят Народному фронту. Ситуация по медицинским работникам, уважаемые коллеги. Опять же приведу данные Общероссийского народного фронта: получали зарплату меньше, чем предусмотрена указом Президента Российской Федерации, 86 процентов всех врачей и специалистов, меньше 25 тысяч рублей получали 58 процентов всех, кого опросил Общероссийский народный фронт. Ну, для справедливости скажу, что больше 100 тысяч рублей в месяц получали 2 процента врачей, - я предполагаю, это в основном Москва или наши "северные эмираты". При этом на полторы ставки и больше работали 40 процентов врачей, а 10 процентов врачей работали на две ставки и более. Что касается среднего медицинского персонала, по тем же данным, 64 процента работников среднего медицинского персонала получали зарплату меньше 25 тысяч рублей. И так далее, и так далее, уважаемые коллеги. Я вам хочу сказать, что при такой ситуации кадровый кризис как минимум в образовании - в медицине, я понимаю, несколько меньше - неизбежен, но, думаю, и в медицине тоже. Аргумент третий, коллеги. Вы наблюдали в этом зале дискуссию между Председателем Государственной Думы и Председателем Правительства Российской Федерации. Когда я спросил у уважаемого Михаила Владимировича Мишустина, почему так плохо исполняются указы президента, помните, что мне ответил Михаил Владимирович? Он сказал: "Я посмотрел, зарплата учителя 41 тысяча рублей". На что Вячеслав Викторович Володин ответил ему, что, если он придёт в школу и расскажет, что средняя зарплата в школе - не в московской, а в школе обычного региона - 41 тысяча рублей, учителя будут крайне удивлены и попросят сказать, кто столько получает. И Председатель Государственной Думы, который регулярно бывает в школах, напомнил председателю правительства, что, вообще-то, обычные учителя получают 18-20 тысяч рублей в реальности. Аргумент четвёртый, уважаемые коллеги. Я напоминаю вам всем, что мы дружно, единогласно 23 июля 2019 года голосовали за специальное постановление Государственной Думы по итогам больших парламентских слушаний - впервые принималось такое постановление в части оплаты учительского труда, - и там мы проголосовали за то, что базовая ставка для учителя за 18 часов должна быть не менее 70 процентов от средней заработной платы по региону. Так вот этим законом мы просим у вас, уважаемые коллеги, гораздо меньше. Я прошу вас поддержать этот законопроект, и я надеюсь, дискуссия будет продолжена в ходе вопросов и ответов. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Олег Николаевич. С содокладом выступает Сергей Алексеевич Вострецов. ВОСТРЕЦОВ С. А., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Глубокоуважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! В какой-то степени правительство и мы с вами данную проблему уже урегулировали, приняв федеральный закон № 362-ФЗ о внесении изменений в 144-ю статью Трудового кодекса, дав правительству право принимать нормативные правовые акты, направленные на установление структуры зарплаты работников бюджетной сферы. Предложенный коллегами законопроект комитет не поддержал по следующим основаниям. МРОТ сегодня устанавливается федеральным законом на всей территории Российской Федерации. Регионы действительно имеют право в рамках региональных соглашений устанавливать свой минимальный размер оплаты, но это право, а не обязанность региона, и оно не распространяется на работников организаций, финансируемых из федерального бюджета. В некоторых субъектах этот минимум действительно выше - в Москве, Санкт-Петербурге например, а в 38 субъектах из 85 таких соглашений вообще нет - это Адыгея, Калмыкия, Приморский край, Мордовия и другие. Каким образом там будут решаться эти вопросы, авторы не говорят. Кроме того, возникает ситуация, когда Правительство России будет поставлено в подчинённое положение региональным органам власти. Между тем не могу не согласиться с авторами, что в оплате труда нужно наводить порядок. Я, как председатель Объединения профсоюзов России "Соцпроф", уже четвёртый год прошу коллег в комитете создать рабочую группу и переработать 21-ю главу Трудового кодекса, там как раз речь идёт о заработных платах, так как действительно большинство работников бюджетной или небюджетной, не важно, сферы сегодня не понимают, как формируется их зарплата, из чего она состоит. Об этом, кстати, на заседании комитета неоднократно говорили и представители Счётной палаты. Основные проблемы. Сегодня оклад в системе заработной платы в основном составляет 20-30 процентов. О какой охране труда может идти речь? Конечно, матрос сядет на кривую "Булгарию", шахтёр полезет в шахту с неисправным датчиком, в "Кольскую", если он рискует потерять 70-80 процентов своего заработка. Это, конечно же, не премия, это удавка. Также от оклада зависит и множество социальных выплат - больничные, по беременности и родам, - поэтому они сегодня такие низкие, я сказал бы даже, позорные. Кто болел, даже в Госдуме знает, сколько человек теряет. Президент уже неоднократно давал распоряжения правительству навести порядок с зарплатами бюджетников. Объединение "Соцпроф" также направило свои предложения Мишустину, ждём от них конкретных предложений. Вторая не менее важная проблема касается бюджетников, а их в стране больше 11 миллионов: сегодня почти 80 процентов действительно вынуждены работать больше чем на одну ставку, для того чтобы был выполнен указ президента. Большая часть на полторы ставки работает. Пример: хирург, одна ставка - 7,5 часа, плюс 0,5 ставки - 12 часов. Кто захочет лечь под нож к такому хирургу в конце смены? Думаю, желающих будет мало. А получает он за свою переработку - только подумайте! - не в двойном размере, как сегодня это положено по Трудовому кодексу, а даже меньше чем по основной ставке. А почему? Потому что всё это у них хитро называется внутренним совместительством. Я призываю коллег из всех фракций: давайте действительно создадим рабочую группу, переработаем 21-ю главу Трудового кодекса, чтобы никто не мог мухлевать с премиями и даже только что устроившийся на работу выпускник техникума, вуза, да и просто после школы мог понимать, сколько и за что он будет получать. Надо наконец-то навести в этом направлении порядок. Помните, в начале созыва мы с вами во главе с Александром Дмитриевичем сделали это с минимальным размером оплаты труда, и президент нас, кстати, в этом поддержал? Давайте сделаем это и с заработной платой, потому что иначе само правительство будет опять 20 лет, как с МРОТ, решать эту проблему. А предложенный авторами законопроект, к сожалению, мы предлагаем отклонить, так как он входит в противоречие с действующим законодательством и нарушает межбюджетные отношения. Спасибо, коллеги. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Сергей Алексеевич. Вопросы есть? Включите режим записи на вопросы. Покажите список. Осадчий Николай Иванович. ОСАДЧИЙ Н. И., фракция КПРФ. Уважаемый Сергей Алексеевич, вы правильно заметили, что тема обсуждалась давно, в том числе и в этом зале, и рекомендации на больших парламентских слушаниях, по крайней мере в отношении педагогических работников, принимались, но правительство по какой-то причине не использует свои полномочия, для того чтобы пересмотреть базовые оклады. Как вы считаете, какие ещё нужны действия, если уже были решения парламентских слушаний, рекомендации, чтобы правительство побудить к решению вопроса? Будем и дальше сидеть, ожидать, когда правительство решит? ВОСТРЕЦОВ С. А. Да, полностью с вами согласен. Я сказал, что мы совсем недавно наделили правительство правом, внеся поправки в 144-ю статью Трудового кодекса. Я знаю, что по окладам медицинских работников - сегодня уже до 80 процентов - они свои предложения внесли, но думаю, что, конечно же, нам с вами нужно более активную позицию занимать. Поэтому я и предложил: давайте создадим рабочую группу, не будем оставаться в ожидающих, а давайте пинать правительство. В этом и состоит наша задача, как депутатов, - не ждать, пока правительство само что-то там высосет из пальца, как оно 20 лет это делало с МРОТ, а сделать так, как в отношении МРОТ: мы создали рабочую группу, почти полгода мы там проработали, но решение было принято и президент его поддержал. Думаю, что такая рабочая группа - межфракционная, с участием всех фракций - поможет нам с вами решить данную проблему и ускорить процесс. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Куринный Алексей Владимирович. КУРИННЫЙ А. В. Спасибо. Вопрос Сергею Алексеевичу. Пинать правительство, конечно, здорово, но пока слабо получается у нас. Вопрос. Сергей Алексеевич, вот выпускник соответствующего высшего учебного заведения силовых структур получает сразу базовую заработную плату 50 тысяч рублей, в то время как врач - 20 тысяч рублей максимум, даже самой хорошей специальности, учитель - 15 тысяч, на которые реально даже ему одному прожить нельзя, я уж не говорю про членов его семейства, которые с ним переселяются. Вот мы предложили соответствующее решение, почему вы против него, если других в течение последних пяти лет не предлагалось, правительство бездействует, несмотря, там, на пинание или непинание его? Почему такой вариант, нормальный, ясный, понятный, который позволит человеку, окончившему вуз, реально хотя бы, скажем так, не думать о хлебе насущном, тем более о каких-то там соплатежах, взятках и тому подобном, потому что это тоже провоцирует определённые, скажем так, процессы... почему нельзя принять этот нормальный вариант? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Сергей Алексеевич, прежде чем будете отвечать, скажу: давайте не будем использовать термин "пинать правительство". И не надо его повторять. Пожалуйста, Сергей Алексеевич. ВОСТРЕЦОВ С. А. Ну, надо тренироваться его стимулировать... ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Это другое дело. ВОСТРЕЦОВ С. А. ...назовём это тренировкой, да. Что касается вашего вопроса. Я абсолютно вас поддерживаю, я даже дальше шёл. Вы знаете, что сегодня выпускники вузов, очень малое их количество может трудоустроиться как раз из-за этого пресловутого внутреннего совместительства: люди не от хорошей жизни работают на полторы ставки, на 1,8 ставки, на две ставки иногда, а для того, чтобы вытянуть вот эту среднюю заработную плату по указам президента. Я вообще говорил, что нужно распределять выпускников бюджетных вузов, потому что... Меня многие обвиняли, говорили: как распределять бюджетников, ведь мы же нарушим Конституцию? А разве мы с вами не нарушаем права людей, которые оплатили обучение этих бюджетников? Я считаю, мы больше нарушаем права налогоплательщиков, не давая им этих специалистов и не освобождая места. Вопрос нужно решать двусторонне. Прежде всего освобождать ставки, чтобы было куда этим бюджетникам приходить, потому что в отличие от военных вузов, МЧС и других силовых, где чёткое распределение: сколько заказали, столько туда и пришло... Надо добиваться этого от правительства. Или вот регионы: всё они там что-то считают, какие-то свои вопросы высчитывают, никак высчитать не могут. Ложь это всё! Это отсутствие воли. Надо чётко понять, сколько врачей, учителей нужно в тот или иной субъект, и действовать не только по системе ЕГЭ - поступил тот, у кого больше баллов, - но и, наоборот: на бюджетные места брать тех, кто захочет потом поехать и отработать. Тогда мы решим вопрос кадровой составляющей. Что касается заработной платы. Вы абсолютно правы: из-за того что сегодня оклады 20-30 процентов, а всё остальное - вот эти премии стимулирующие, как раз и идёт дисбаланс по регионам. Если мы с вами сделаем оклад 80 процентов и он будет составлять там 20-30 тысяч, тогда какой бы субъект ни был, сколько бы человек ни отработал... Да, конечно, всегда существовали доплаты за выслугу лет, за вредные условия, северные какие-то, но они никогда не превышали в разы зарплату. И поэтому сегодня, когда зарплата, оклад 20-30 процентов, конечно, идти, получать голую ставку... Ну о чём мы с вами вообще говорим, кто на неё пойдет?! Выпускники не идут туда, потому что мест нет, они заняты теми, кто уже отработал много, много лет и получает различные стимулирующие и кого это устраивает. Хотя, я ещё раз говорю, это ложь, потому что переработку, которая должна оплачиваться в двойном размере, мы с вами прячем, маскируем под внутреннее совместительство. Давайте уберём это и там, где не хватает кадров, будем платить как положено. Поверьте мне, и места освободятся, и ставки найдутся, и качество улучшится, когда человек будет работать по своей ставке. Если правительство считает, что ставка низкая, пусть повышает часы, обосновывает это, но вот этот мухлёж никому не нужен, люди от этого устали. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Смолин Олег Николаевич. СМОЛИН О. Н. Я прошу прощения за нарушение традиций. Уважаемый Сергей Алексеевич, вы агитируете за наш законопроект, пожалуй, ещё более эмоционально, чем я, но я, как член профсоюзной группы "Солидарность", рекомендовал бы вам, как профсоюзному лидеру, не употреблять термин "бюджетники", обидный для интеллигенции, потому что они не нахлебники, а "бюджетники" звучит вроде так. ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) СМОЛИН О. Н. Вот. А лучше говорить "интеллигенция и другие работники бюджетной сферы". Но вопрос у меня вот какой. Я убеждён, что мы не хулиганы, чтобы кого-то пинать, мы - депутаты Государственной Думы и должны принимать на себя ответственность. Не кажется ли вам, что надо принять законопроект в первом чтении, а потом создавать межфракционную рабочую группу и убеждать правительство с нами соглашаться? ВОСТРЕЦОВ С. А. Мы не можем принимать законопроект в нарушение других законов. Давайте тогда сначала поменяем, установим, что это право субъектов, вернее, обязанность субъектов, а не право - принимать МРОТ выше, и правительство тоже обяжем принимать эти региональные обязательства. Но у нас с вами пойдут нарушения межбюджетных обязательств. Почему федеральное правительство должно брать на себя ответственность за региональных чиновников? Они же сейчас любые хотелки нам с вами выставят. Другой вопрос, что мы с вами должны поднимать МРОТ, минимальный размер оплаты труда, до приличного уровня, потому что все же понимают, что этот минимальный размер оплаты труда очень низкий. И что касается работников бюджетной сферы, хотя я с огромным уважением отношусь к учителям и врачам, потому что это основные люди в нашей жизни, потому что без них... Знаете, как в песне поётся: "Да разве сердце позабудет / Того, кто хочет нам добра, / Того, кто нас выводит в люди, / Кто нас выводит в мастера". Конечно, наши учителя - это основа нашей жизни, то, что они в нас заложат, и будет будущим государства. Сегодня эту систему надо менять, и мы, объединение профсоюзов "Соцпроф", конкретные предложения направили в правительство. Сегодня у них есть полномочия по 362-му закону, который мы приняли, - изменения в 144-ю статью ТК. Давайте посмотрим, как они эти полномочия будут выполнять, хотя бы год пусть пройдёт. Я знаю, что они внесли изменения в отношении медицинских работников, давайте подождём от них, ну, ещё какое-то время и предложений в отношении работников сферы образования. Но я, вообще, предложил не ждать, я же к вам, коллеги, сейчас с этой трибуны обратился как представитель профсоюза, как представитель комитета по труду: давайте создадим рабочую группу, как мы создали рабочую группу во главе с Александром Дмитриевичем и решили вопрос по МРОТ. Сколько профсоюзы ни бились - 20 лет мы бились, - ничего не добились, а рабочую группу создали - решение нашли, президент поддержал, вопрос разрубили. Давайте создадим рабочую группу и наведём порядок. И не будем тянуть одеяло на себя: кто лучше, кто хуже - здесь же никто не делит, у нас одна страна! Давайте вместе, я ещё раз говорю, создадим эту рабочую группу, найдём не противоречащий законодательству консенсус какой-то, какое-то решение и ускорим деятельность правительства, потому что правительство - один из самых больших работодателей. Оно, конечно, скакать не будет, оно будет ждать, пока не начнём его стимулировать, оно не будет чесаться, как это было с МРОТ. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коломейцев Николай Васильевич. КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Сергей Алексеевич, вы эмоционально излагаете хотелки "Соцпрофа", а мы предлагаем конкретный проект закона, который решает эту проблему. Уже коллега Смолин сказал вам, что во втором чтении создаётся рабочая группа, приглашаются все желающие поучаствовать в улучшении текста и своими поправками это улучшают. Но я вам напомню, что вот при рассмотрении второго вопроса был Кудрин, который, будучи первым вице-премьером, министром финансов, провёл 184-й закон. Вот вы сейчас хаете руководителей субъектов неправомерно, ведь 184-й закон передал на их плечи 190 полномочий, а мандатов финансовых отдал 30 процентов - отсюда и нехватка ресурсов. Наш с вами комитет - и вы там были, я помню, - уже создавал такую рабочую группу, где были представители трёх министерств, и Минздрава, и Минпросвещения, и Минобрнауки, предлагалось изменить 279-е, если не ошибаюсь, постановление правительства и как раз пропорцию Олега Николаевича утвердить. Но вопрос умер в заседаниях рабочей группы... (Микрофон отключён.) ВОСТРЕЦОВ С. А. Дорогой мой коллега-коммунист, во-первых, я не комитет и моя позиция в комитете - это один голос. И во-вторых, это позиция Объединения профсоюзов России "Соцпроф", я всегда её высказывал, в отличие от вас, который здесь сидит четыре или пять созывов, я не знаю сколько, не считал. Второй раз, когда я сюда зашёл и вошёл в профильный комитет, тут же я предложил создать рабочую группу по МРОТ: 20 лет решить не могли - решили этот вопрос! Я сегодня ещё раз настаиваю: давайте создадим межфракционную группу и будем решать проблему. А профсоюзы трогать не надо. Я ещё раз говорю, мы пока с вами, к сожалению, в рамках правового поля можем только... Почему этот законопроект не поддержал комитет, я вам обозначил, по-моему, очень чётко, я даже не ссылался на то, что нет источника расходов, на Бюджетный кодекс я не ссылался, я чётко сказал, что будет разграничение полномочий. Сегодня у нас по Трудовому кодексу, статья 133, правительство устанавливает минимальный размер оплаты труда на всей территории Российской Федерации, регионы имеют такое право, а вы предлагаете... У них есть право, тогда надо прописать, что они обязаны устанавливать МРОТ выше, а правительство обязано это учитывать. Ну о чём вы говорите?! Я же чётко сказал вам позицию комитета, это не моя позиция. Я в большей степени согласен со многими предложениями, и эти конкретные предложения, ещё раз говорю, направили в правительство. Но я не вижу другого выхода в части наведения порядка и с бюджетниками, и с небюджетниками, потому что, пока мы бюджетникам не сделаем оклад 70-80 процентов, бизнес ничего не будет делать, а если мы сделаем для бюджетников оклад 70-80 процентов, и бизнес подтянется. Давайте создадим эту рабочую группу и давайте вместе решать проблему, и не будем передёргивать. Коммунисты, ЛДПР, "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ", "ЕДИНАЯ РОССИЯ", профсоюзы и ФНПР тоже поддерживают, но где решение? Давайте создадим группу и разрубим этот гордиев узел. Никого это не устраивает, никто не понимает, как формируется заработная плата, поэтому порядок надо наводить, но я ещё раз говорю: давайте от лозунгов перейдём к делу. Вот Александр Дмитриевич здесь сидит - поддержите создание рабочей группы по пересмотру главы 21 Трудового кодекса "Заработная плата", там есть и порядок индексации, и так далее. Ссылка идёт на коллективные договоры, а что делать там, где их нет? Сегодня коллективный договор - необязательный документ, поэтому и индексаций своевременных нет. Ну, это целый клубок, это же не только та проблема, которую мы сегодня поднимаем! ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Сергей Алексеевич. Присаживайтесь. Коллеги, есть ли желающие выступить? Есть. Включите режим записи на выступления. Покажите список. Шеин Олег Васильевич. У нас опять ситуация со "СПРАВЕДЛИВОЙ РОССИЕЙ" - два записавшихся. Только Олег Васильевич сумеет выступить. ШЕИН О. В. Фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" поддерживает данный законопроект, устанавливающий гарантии стартовой заработной платы в образовании, здравоохранении и, очевидно, в отрасли культуры тоже, мы считаем необходимым принять его в первом чтении. За последние полтора десятилетия система оплаты труда в бюджетном секторе деградировала. Если раньше была твёрдая единая тарифная сетка, то теперь получается, что доля оклада в заработной плате небольшая, а всё остальное - это портфолио, стимулирующие выплаты и прочие вещи, которые понять совершенно нельзя. Вот, к примеру, у нас в Астраханской области есть такая изумительная вещь, как надбавка за интенсивность - до двух окладов. Что такое интенсивность? В каких джоулях она измеряется? Кому 2 процента, кому 182? Ответов на эти вопросы не знают даже министры. А в результате получается, что если человек как-то приглянулся начальнику, то ему могут выписать полноценную, высокую заработную плату, а в противном случае его держат на голодном пайке. Понятно, что специалисты в таких издевательских условиях работать не собираются и, естественно, мы специалистов теряем, они уходят в частную сферу, в репетиторство, в частные медицинские клиники и так далее. Поэтому должны быть твёрдые правила. Это первое. Второе. Когда они должны появиться? Полтора года назад президент, выступая в Гостином дворе, сказал, что это поручение Правительству Российской Федерации - до конца 2020 года отработать новые правила по заработной плате в здравоохранении, понятно, с последующим переходом на другие бюджетные сегменты. На дворе весна 2021-го, скоро новое послание президента, и не сделано ровным счётом ничего. Более того, я встречался с правительством, предлагал наше участие в этих рабочих группах на их площадке, и такого рода решение, к сожалению, принято не было. Что касается рабочих групп самой Государственной Думы. Без принятия законопроекта в первом чтении работать такая система не будет. Я напомню известную всем людям в этом зале, кто работал в прошлом тысячелетии и в начале текущего, историю, когда обсуждалась задача, связанная с возвратом советских вкладов в Сбербанке. В 2010 году нам было сказано с этой трибуны коллегами из "ЕДИНОЙ РОССИИ", правительства следующее: слишком много накопилось законопроектов, давайте мы все их уберём, соберём отдельно рабочую группу, она будет разбираться. Вот та рабочая группа до сих пор не села ни разу разбираться за последние десять лет и явно не сядет. Поэтому процедура совершенно понятная: надо принимать в первом чтении законопроект, соответственно, ко второму чтению уже будет мотивация и для кабинета министров, и для всех фракций, чтобы работать по более техничной доводке по цифрам, по бюджетной росписи, по правилам определения дифференциации оплаты труда, и мы выйдем на нормальные условия, которые позволят нам в том числе ликвидировать совершенно неправильный дефицит рабочих кадров в образовании, здравоохранении и выйти на нормальные заработные платы работников этих важнейших отраслей в стране. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Бессараб Светлана Викторовна. БЕССАРАБ С. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Система, как и сказали выступавшие, действительно достаточно долго деградировала, я имею в виду систему оплаты труда медицинских, педагогических работников. Всё это привело к дифференциации заработной платы одной категории работников по регионам Российской Федерации. И в пандемию мы, конечно, ощутили в том числе миграционный поток временных работников, потому что в каком-то регионе платили выше, в каком-то ниже. Безусловно, этот вопрос очень остро стоит сегодня, именно поэтому 9 ноября 2020 года был принят закон № 362-ФЗ, которым были внесены изменения в статью 144 Трудового кодекса Российской Федерации, позволяющие Правительству Российской Федерации устанавливать базовые ставки, базовые оклады (базовые должностные оклады), устанавливать их дифференциацию, в том числе соотношение окладной части и стимулирующих, компенсационных выплат в составе заработной платы соответствующих категорий работников. Более того, считаю, что стимулирование правительства в этом направлении не требуется, потому что в период, когда мы обсуждали законопроект ко второму чтению, уже готовилась методика расчёта заработных плат работников здравоохранения. Насколько я знаю, сегодня во всех регионах Российской Федерации проходят консультации по выравниванию окладной части и стимулирующих выплат в составе заработных плат работников с целью безусловного выполнения указа президента о соотношении заработных плат, средней заработной платы, например, работников здравоохранения, педагогических работников по отношению к средней заработной плате в соответствующем субъекте Российской Федерации. Почему данный законопроект не может быть принят даже концептуально? В соответствии со статьёй 132 Трудового кодекса Российской Федерации минимальная заработная плата устанавливается единовременно на всей территории Российской Федерации с учётом региональных, так называемых климатических коэффициентов. Мы помним, что в соответствии со статьёй 133-1 Трудового кодекса Российской Федерации минимальная заработная плата в субъекте Российской Федерации может быть установлена региональным соглашением. Невозможно установить базовые, минимальные тарифные ставки только для отдельных категорий работников госучреждений, тем более невозможно по решению регионального органа исполнительной власти выделять средства из бюджета для регулирования оплаты труда работников федеральных государственных учреждений. С учётом изложенного фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" предлагает данный законопроект отклонить, всем желающим войти в составы рабочих групп, которые в Правительстве Российской Федерации при соответствующих отраслевых министерствах занимаются разработкой тарифных систем и сеток по оплате труда, и, если есть желание, приходить к нам на заседания комитета по соответствующей тематике. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Осадчий Николай Иванович. ОСАДЧИЙ Н. И. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые товарищи, коллеги! Из предыдущего выступления видно, что указ президента, майский указ ещё 2012 года, и не выполнен, и не будет выполнен, судя по всему, если такую аргументацию использовать. Законопроект, который мы обсуждаем, при внесении подписан всеми без исключения депутатами фракции КПРФ. Мы считаем его приоритетным, именно потому приоритетным, что без квалифицированного педагогического и квалифицированного медицинского труда не может быть развития человеческого потенциала - того, что исключительно важно для прорывного развития России. Что мы предлагаем? Я зачитаю, потому что, наверное, надо всё-таки иметь точное представление. Предлагается дополнить статью 144 Трудового кодекса Российской Федерации частью четвёртой, или следующим положением, цитирую: "Установить, что базовая ставка заработной платы работников государственных и муниципальных учреждений не может быть ниже двукратного минимального размера оплаты труда, установленного в субъекте Российской Федерации". Это должно создать гарантии и поможет решить кадровую проблему, особенно в малых городах и в сельской местности, от Кубани до Байкала, на всей территории страны. Какие замечания высказали оппоненты? Первое. Финансово-экономическое обоснование требует уточнения, поскольку оценка дополнительных расходов произведена исходя из численности врачей и медперсонала за 2018 год, а педагогических работников - за 2017 год. Ну, разумеется, законопроект был официально внесён в Думу в начале марта прошлого года и поставлен в очередь для рассмотрения в первом чтении на пленарном заседании в октябре прошлого года - других обобщённых данных на тот момент просто не было. Теперь мы можем уточнить и получаем, что численность педагогических и медицинских работников в Российской Федерации всего составляет примерно 3,6 миллиона человек. Понятно, что изменился и МРОТ за это время, всё-таки увеличение прошло, и мы знаем, каковы цифры на сегодняшний день. Коллеги, второе замечание - базовые оклады, базовые ставки по профессиональным квалификационным группам может устанавливать Правительство Российской Федерации. Но я уже, задавая вопрос, подчеркнул: ну, мы что, так и дальше будем неизвестно какое время ждать от правительства, пока это правительство решит вопросы? Ведь речь-то идёт на самом деле примерно о 15 процентах трудоспособного населения страны. Наверное, слишком долго ждём. Коллеги, базовую ставку медикам и учителям повышать надо, по-моему, никто в этом не сомневается. Если будет межфракционная группа... Я напомню: у нас уже была тема оптимизации и был межфракционный законопроект - два года тянули здесь, в Государственной Думе, пока оптимизировали всё, что можно было оптимизировать, наконец он был принят. Поэтому предлагаем немедленно принимать законопроект в первом чтении и работать дальше. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Заключительное слово - Олег Николаевич Смолин. СМОЛИН О. Н. Уважаемые коллеги, я хочу привести пять дополнительных аргументов. Первое. Я очень уважаю наш комитет по труду и социальной политике, но его заключение напоминает мне, извините, фразу Лермонтова: жалкий лепет оправданья. Коллеги, любой законопроект нарушает действующий закон в том смысле, что он его меняет. Мы предлагаем вносить изменения в Трудовой кодекс - кто нам мешает поменять и некоторые другие его статьи? Ссылка, мягко говоря, не выдерживает никакой критики. Второе. Вот правительство написало нам честно, что закон потребует денег, - это правда, коллеги. Правительство не верит данным собственного Росстата, оно понимает, что на самом деле зарплата совершенно другая, - это делает честь правительству. Далее, уважаемые коллеги, что касается ставок в регионах. Я вам напомню: в Республике Алтай ставка учителя первой категории - 3460 рублей, в Брянской области - 5 тысяч (я округляю), в Саратовской - 8 тысяч, в Омской, моей родной, - 9,5 тысячи, в Амурской - 10 тысяч, даже в Москве 20 тысяч базовый оклад, в Московской области - 21,5 тысячи, кстати сказать. Так вот самое интересное, что все ваши хвалёные новые методики, они что делают? Они пытаются перераспределять деньги внутри учреждений и регионов, при этом разница в оплате труда в регионах, по данным коллегии Минпросвещения, в 7 раз по учителям. И никакие ваши методики ничего не сделают, потому что без денег это сделать просто невозможно. Далее. Уважаемые коллеги, деньги-то в стране, вообще-то, есть! Сегодня Алексей Леонидович в очередной раз нам сказал, что 13 с половиной триллионов рублей стабилизационный фонд. Кстати, уважаемые коллеги, я имею обыкновение читать политические программы партий. Я прочитал политическую программу "ЕДИНОЙ РОССИИ" - "Россия 2020". Читали, коллеги? Я уверен, большинство - нет. Там написано: расходы на образование в 2020 году должны быть 6,5-7 процентов валового внутреннего продукта, по данным Кудрина - 3,9; расходы на медицину в 2020-м должны быть 5,2-5,5 процента, по данным Кудрина - 3,1 процента. Коллеги, это мы стараемся исполнить программу вашей партии - вообще-то, с вас причитается! По поводу слов и дел. Вот призывы создать рабочую группу - это слова, а закон, законопроект - это дело. Нас избирают не для того, чтобы мы призывали, а для того, чтобы мы готовили законопроекты. И последнее, коллеги. Вообще, политику положено придерживаться формулы: обещать - значит жениться. Вы все голосовали за постановление Государственной Думы, которое предусматривает для учителей оклад - не просто оклад, а базовый оклад - 70 процентов от средней заработной платы по региону. Мы просим меньше, но вы голосуете против. Коллеги, призываю быть последовательными. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Заключительное слово содокладчика. Сергей Алексеевич Вострецов, пожалуйста. ВОСТРЕЦОВ С. А. Прежде всего, что касается того, что предложение о создании рабочей группы - это слова, не соглашусь с этим. Помимо слов мы от объединения профсоюзов России "Соцпроф" направили конкретные предложения правительству, а сегодня именно правительство в соответствии с принятым нами 362-м законом, изменением в 144-ю статью ТК, имеет право принимать решения. Мы направили свои предложения не просто куда-то в воздух, потеоретизировать, а в тот орган, который принимает решения. И эти предложения, поверьте мне, конкретные. Теперь что касается вопроса, какие аргументы нам мешают. Ну нельзя ставить телегу впереди лошади! Тогда надо сначала отменить статью 133 Трудового кодекса, которая определяет МРОТ для всей территории Российской Федерации, и прописать, что МРОТ устанавливают субъекты Российской Федерации у себя, понимаете? Вы же сами нормотворцы, вы понимаете, что нельзя принимать закон, который входит в противоречие с другим законом. Ну это крайне неверно, коллеги! И что касается того, что если МРОТ будет устанавливаться в регионах, то всё решится с кадрами. Да не решится, коллеги! Самый главный кадровый вопрос - как его можно решить? Я ещё раз говорю, на мой взгляд, это в первую очередь распределение выпускников. Надо отменять систему ЕГЭ для бюджетников, для врачей и учителей, и те, кто хочет... Ну не поедет человек даже за миллион в Тынду или в село в Дагестан, потому что у него там нет ни дома, ни родственников, никого! А если ребёнок оттуда поступит, поверьте мне, за пять лет он научится. И это гораздо лучше: выпускник, который отработает в бюджетной сфере три-четыре года, куда бы он ни ушёл, в платную медицину и так далее, мы хотя бы будем знать, что он не отравит, не выпишет непонятно чего. Так что, коллеги, кадровый вопрос можно решить только распределением. И кстати, в медицинской отрасли этот вопрос уже решается, надо решать его и с педагогами. Что касается оплаты труда. Да давайте мы для начала хотя бы начнём платить людям по указу президента за одну ставку. Поверьте мне, это, во-первых, освободит бюджетные места, куда смогут прийти выпускники вузов, а во-вторых, когда базовая ставка станет высокой, тогда и выпускники изначально будут получать приличную зарплату и придут работать. Давайте не будем мериться: мы создавали тысячу раз, не создавали - на моём веку я видел здесь одну рабочую группу конкретно по МРОТ, и эта рабочая группа отработала, президент услышал, и решение было принято. Ещё раз предлагаю: давайте создавать рабочую группу конкретно по реформе 21-й главы Трудового кодекса, по заработной плате. Там 30 статей - чёрт ногу сломит! Там куча положений, которые необязательны к исполнению. Я уже говорил, отсылки идут к коллективному договору, который не является обязательным документом. Коллеги, давайте будем искать компромиссы! Этот созыв кончится - придёт другой созыв, даже не имеет значения, кто из нас изберётся. Давайте создадим эту рабочую группу, установим сроки, до конца нашего созыва дадим конкретные предложения правительству и будем требовать от них, чтобы они нас слышали. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Обсуждение завершено, ставится на голосование приоритетный законопроект фракции КПРФ - проект федерального закона "О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации". Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (15 час. 08 мин. 26 сек.) Проголосовало за 101 чел.22,4 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 1 чел.0,2 % Голосовало 102 чел. Не голосовало 348 чел.77,3 % Результат: не принято Отклоняется законопроект.