Заседание № 207
О проекте федерального закона № 911636-7 "О внесении изменений в статью 155 Жилищного кодекса Российской Федерации" (в части взыскания просроченной задолженности по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги).
Рассмотрение законопроекта в третьем чтении
5-й вопрос, о проекте федерального закона "О внесении изменений в статью 155 Жилищного кодекса Российской Федерации". Докладывает Светлана Викторовна Разворотнева. РАЗВОРОТНЕВА С. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Вчера мы рассмотрели во втором чтении законопроект, который запрещает представителям управляющих компаний, ресурсоснабжающих, фондов капремонта, органов местного самоуправления осуществлять переуступку права на взыскание долгов с физических лиц третьим лицам, в том числе специализированным организациям, коллекторам. Законопроект прошёл все необходимые согласования, экспертизы. Прошу поддержать в третьем чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Светлана Викторовна. Коллеги, будут ли желающие выступить по мотивам? Есть желающие. Включите режим записи на выступления. Покажите список. Бондаренко Елена Вениаминовна, пожалуйста. БОНДАРЕНКО Е. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Законопроект внесён депутатами Ириной Анатольевной Яровой, Андреем Константиновичем Исаевым и направлен на ужесточение действий любых лиц, которые выбивают из граждан задолженность по оплате ЖКУ. Переоценить важность рассматриваемого законопроекта, направленного на защиту прав наших граждан, защиту от так называемых коллекторов, невозможно. Фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" поддерживает законопроект и будет голосовать за его принятие в третьем чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Кузнецов Андрей Анатольевич. Включите микрофон на рабочем месте. КУЗНЕЦОВ А. А., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ - ЗА ПРАВДУ". Уважаемые коллеги, присоединюсь вот к такой оценке, что это очень важный шаг. На него надо обратить внимание и несколько акцентов сейчас расставить - почему? Потому что это такой первый конкретный шаг, размывающий необходимую базу для организации бизнеса коллекторов, то есть людей, которые выбивают чужие долги за деньги. Этот процесс в нашей стране, как вы знаете, приобрёл совершенно ненормальные формы, которые пришлось корректировать рядом законодательных актов. Но хочу напомнить про позицию нашей партии, нашей фракции: мы считаем необходимым вообще запретить коллекторскую деятельность в Российской Федерации, поскольку в данном случае появляется некий третий субъект, который использует право, зачастую право силы, для того чтобы решать какие-то проблемы, то есть мы здесь спокойно смотрим на то, что определённые государственные функции, по сути, переходят к частным организациям. Так вот то, что сделали с коммунальным сектором сейчас, коллеги, было бы правильно продолжить и распространить на банковский сектор: запретить банкам нанимать какие-то посреднические компании для того, чтобы выбивать свои долги, переуступать безнадёжные, как они считают, долги. Это было бы очень правильно - рассмотреть необходимые формы, для того чтобы в конечном счёте всё-таки прийти к цивилизованному состоянию, когда в нашем государстве коллекторские организации в принципе не будут нужны. Мы поддерживаем законопроект. Спасибо авторам за то, что они подняли эту тему и хотя бы в этом секторе применили то, на чём мы настаиваем. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, обсуждение завершено. Законопроект ставится на голосование в третьем чтении. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (15 час. 11 мин. 24 сек.) Проголосовало за 384 чел.85,3 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 384 чел. Не голосовало 66 чел.14,7 % Результат: принято Закон принят единогласно. Спасибо.
Заседание № 206
О проекте федерального закона № 911636-7 "О внесении изменений в статью 155 Жилищного кодекса Российской Федерации" (в части взыскания просроченной задолженности по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги).
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
8-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в статью 155 Жилищного кодекса Российской Федерации". Докладывает Светлана Викторовна Разворотнева. РАЗВОРОТНЕВА С. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Законопроект, который мы сейчас рассматриваем во втором чтении, был внесён ещё в седьмом созыве Государственной Думы Ириной Анатольевной Яровой и Андреем Константиновичем Исаевым, и поэтому я позволю себе напомнить его суть. Законопроект запрещает переуступку прав требования долгов граждан - физических лиц третьим лицам, долгов за жилищные и коммунальные услуги. Запрещается передавать эти долги третьим лицам, в том числе профессиональным организациям, которые занимаются сбором задолженностей, то есть коллекторам. Законопроектом предполагается, что такая переуступка может осуществляться только в одном случае - в момент смены управляющей компании, ресурсоснабжающей организации или изменения формы управления. Также граждане не должны платить в случае, если их своевременно не уведомили о переходе таких прав. К законопроекту, который действительно очень долго обсуждался, поступило пять поправок, одна из них рекомендуется комитетом к принятию. Её основная суть в том, что кроме долгов за жилищно-коммунальные услуги и капитальный ремонт также добавляются долги за наём жилых помещений, которые органы местного самоуправления предоставляют по договору социального найма, эти долги также нельзя передавать. Четыре поправки комитет рекомендует к отклонению. Прошу поддержать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Светлана Викторовна. Коллеги, есть ли вопросы по таблице поправок № 1? Нет. Таблица поправок ставится на голосование. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 40 мин. 50 сек.) Проголосовало за 407 чел.90,4 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 407 чел. Не голосовало 43 чел.9,6 % Результат: принято Принимается таблица поправок № 1. Есть ли вопросы по таблице поправок № 2? Нет. Таблица поправок ставится на голосование. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 41 мин. 19 сек.) Проголосовало за 299 чел.66,4 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 17 чел.3,8 % Голосовало 316 чел. Не голосовало 134 чел.29,8 % Результат: принято Принимается. Законопроект ставится на голосование во втором чтении. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 41 мин. 45 сек.) Проголосовало за 409 чел.90,9 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 409 чел. Не голосовало 41 чел.9,1 % Результат: принято Принимается во втором чтении единогласно. Пожалуйста, Светлана Викторовна Разворотнева. РАЗВОРОТНЕВА С. В. Уважаемый Иван Иванович, законопроект прошёл все необходимые экспертизы, прошу поставить его рассмотрение в третьем чтении в порядок работы на завтра. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, нет возражений? Принимается.
Заседание № 358
О проекте федерального закона № 911636-7 "О внесении изменений в статью 155 Жилищного кодекса Российской Федерации" (в части запрета привлечения коллекторов к возврату просроченной задолженности по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
31-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в статью 155 Жилищного кодекса Российской Федерации". Докладывает Ирина Анатольевна Яровая. ЯРОВАЯ И. А., заместитель Председателя Государственной Думы, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемые коллеги, мы с вами последовательно принимаем решения, которые обеспечивают защиту законных прав и интересов граждан. И как вы помните, ранее мы устанавливали запрет на работу коллекторов с гражданами по вопросам ЖКХ. Однако жизнь показала, что управляющие компании и коллекторы нашли квазиформу передачи данных правоотношений - через агентские договоры и соглашения. Предлагаемым на ваше рассмотрение законопроектом мы полностью закрываем возможность работы коллекторов с гражданами по вопросам ЖКХ, тем самым неукоснительно обеспечивая законность прав и интересов каждого человека. Напомню, что наша логика была и остаётся последовательной в том, что все процедуры, которые действуют в отношении гражданина, в том числе того, который оказался в трудной жизненной ситуации и по каким-то причинам не выполняет обязательства, должны быть прозрачными, включая порядок обжалования, порядок судебных процедур и принятия решений. Также данным законопроектом мы решаем ещё два вопроса, которые в полной мере согласуются с интересами гражданина, а именно: если управляющая компания передаёт профессиональному участнику рынка какую-либо информацию, то должна быть обеспечена полная защита персональных данных; если права и требования, обслуживание передаются другому профессиональному участнику рынка, то для него устанавливается обязанность исполнения всех обязательств, ранее принятых перед жильцами дома предыдущей управляющей компанией. Таким образом, предлагаемый законопроект обеспечивает комплексный взгляд на решение тех вопросов, которые ежедневно интересуют миллионы граждан нашей страны. Принятие данного закона обеспечит дополнительные гарантии со стороны государства в реализации правоотношений с гражданином в сфере ЖКХ в пользу потребителя, в пользу гражданина. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Ирина Анатольевна. С содокладом выступает Павел Рюрикович Качкаев. КАЧКАЕВ П. Р., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Ирина Анатольевна практически всё, что я хотел сказать, уже сказала. Единственно, напомню, что мы начали запрещать коллекторам работать с жителями напрямую в 2019 году, когда приняли 214-й федеральный закон и внесли изменения в статью 155 Жилищного кодекса, дополнили её частями 18 и 19. Но оказалось, что существует лазейка - та, на которую вот указала Ирина Анатольевна, - заключение договоров комиссий, агентских договоров. Сегодня мы эту лазейку принятием данного законопроекта в первом чтении начинаем закрывать и тем самым наших жителей отсекать от действий коллекторских агентств и коллекторов. Комитет рекомендует данный законопроект принять в первом чтении. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Павел Рюрикович. Вопросы есть? Есть. Включите режим записи на вопросы. Покажите список. Иванов Сергей Владимирович, пожалуйста. ИВАНОВ С. В. Уважаемая Ирина Анатольевна, вот не в этом созыве, а несколько раньше, в доме на улице Улофа Пальме вывесили объявление, где было указано, сколько должны проживающие там товарищи за коммунальные услуги, там суммы исчислялись десятками тысяч рублей, а ведь это как бы не те люди, которые попали в тяжёлую жизненную ситуацию. Мне всё-таки интересно, как в таком случае компании, которые предоставляют ресурсы (воду, свет, газ и так далее) - они же тоже несут убытки, - будут получать деньги, которые им причитаются? Ещё раз говорю: мы и так уже коллекторов в принципе ограничили, то есть им запрещены различные методы воздействия, но мы должны думать и о второй стороне. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Ирина Анатольевна. ЯРОВАЯ И. А. Вопрос ваш, собственно говоря, касается добросовестности поведения каждой стороны. Несомненно, каждая сторона по договору должна исполнять свои обязательства. В данном случае предметом законопроекта, который внесён на рассмотрение и обсуждается в настоящее время, является обеспечение ранее принятого парламентом решения. А ранее принятое решение означает следующее: коллекторы по закону не имеют права взаимодействовать с гражданами по вопросам задолженности по оплате услуг ЖКХ, поскольку масштабная общероссийская негативная практика в этой сфере поставила в общественную повестку, в политическую государственную повестку этот вопрос, методы воздействия в отношении граждан носили агрессивный и противозаконный характер. Решение, которое принимается сегодня, направлено на неукоснительность обеспечения ранее принятого решения и на согласованность нами же принятых действий в обеспечении защиты законных, подчеркну, прав и интересов граждан. Речь идёт об этом. Что касается в целом правоотношений в сфере ЖКХ и обязанностей, которые есть и у управляющей компании - по качеству услуг, и у жильцов, которые обязаны оплачивать добросовестно и в срок, то это вопросы, которые находятся в сфере гражданско-правовых отношений, и процедуры, которые установлены законодательством, в полной мере обеспечивают их решение. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, будут ли желающие выступить? Есть желающие. Включите режим записи на выступления. По одному от фракции - я обращаю внимание фракции "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ", там две руки видел. Хорошо. Покажите список. Хованская Галина Петровна, пожалуйста. На рабочем месте включите микрофон. ХОВАНСКАЯ Г. П., председатель Комитета Государственной Думы по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству, фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ". Уважаемые коллеги, действительно, мы завершаем вот этот цикл отсечения коллекторов от наших граждан, и мы говорим, что управляющие организации, как бы они ни назывались - ТСЖ, ЖСК, управляющая, - должны работать, и работать в судах. Вот эта ситуация возникала из-за нежелания ходить в суды и добиваться решения о погашении долга. Теперь что касается вопроса, который задавал депутат Иванов. Это вопрос скорее ко мне, потому что по старым долгам мы такую же процедуру предлагаем - судебную, но я хочу напомнить, что мы с вами приняли закон, который позволяет гражданину заключить прямой договор с ресурсоснабжающей организацией, и это будет выходом из этой ситуации. Более того, ресурсоснабжающая организация обязана при некоторых условиях переходить именно на прямые договорные отношения при наличии задолженности, об этом уже есть запись в Жилищном кодексе, это действующая норма. А вот эту инициативу мы, конечно, поддерживаем и считаем, что она будет хорошо воспринята, ну, конечно, не коллекторами, а гражданами (их у нас гораздо больше в нашей стране), это будет воспринято очень доброжелательно. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Чернышёв Михаил Анатольевич. ЧЕРНЫШЁВ М. А., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Действительно, рассматриваемый сегодня законопроект является логическим продолжением уже принятых ранее изменений в жилищное законодательство, направленных на защиту наших граждан от неправомерных действий недобросовестных лиц в сфере ЖКХ. Поэтому фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" его поддерживает и будет голосовать за. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коломейцев Николай Васильевич. На рабочем месте включите микрофон. КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В., фракция КПРФ. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Ну, вообще-то, все, кто встречается с людьми, прекрасно знают, что у нас самые жёсткие высказывания - в адрес коллекторов и микрофинансовых организаций. У нас есть нормальный порядок: есть вопрос - обратился в суд, есть служба судебных исполнителей, у которых точно такие же, только законные методы взыскания долгов. Зачем нам плодить посредников, которые ещё и возбуждают общество? Поэтому мы поддержим этот закон, считаем его правильным. Вот следующим шагом надо принимать закон об упразднении МФО и о развитии малых банков. То есть если Центробанк будет давать денег малым и средним банкам столько же, сколько он даёт, как я выяснил, МФО, то у нас отпадёт сама возможность вот этих "быстроденег" и всех прочих вещей. Так что спасибо за проект, мы считаем, что он вполне позитивный. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Докладчик не будет выступать с заключительным словом. Содокладчик? Тоже нет. Коллеги, обсуждение завершено. Законопроект ставится на голосование в первом чтении. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (12 час. 24 мин. 53 сек.) Проголосовало за 400 чел.88,9 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 400 чел. Не голосовало 50 чел.11,1 % Результат: принято Принимается в первом чтении единогласно. Спасибо.