Заседание № 241

01.07.2011
Вопрос:

О проекте федерального закона № 91010-3 "Об основах федеральной поддержки депрессивных территорий Российской Федерации".

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в третьем чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 2191 по 2220 из 9476
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. И переходим к пункту 12.                                  
                                                                                
Галина Сергеевна, ваша задача сейчас не формулировать позицию комитета, вы      
процедуру нам предложите: выносится законопроект на третье чтение? Будьте       
любезны, депутат Изотова.                                                       
                                                                                
ИЗОТОВА Г. С. Позиция комитета фактически идентична: на третье чтение не        
выносится данный законопроект.                                                  
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Выносится! Голосовать вы предлагаете иначе, Галина        
Сергеевна!                                                                      
                                                                                
ИЗОТОВА Г. С. Извините, ради бога, да, да...                                    
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Комитет предлагает вынести данный законопроект на         
голосование, на выступление по мотивам я записываю Изотову - она будет          
мотивировать свою позицию по голосованию.                                       
                                                                                
Решульский, пожалуйста.                                                         
                                                                                
Включите микрофон депутату.                                                     
                                                                                
РЕШУЛЬСКИЙ С. Н. Спасибо за предоставленное слово. Я также хотел записаться     
по мотивам перед голосованием.                                                  
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Хорошо, договорились.                                     
                                                                                
Итак, Изотова и Решульский - по мотивам перед голосованием. Есть ли другие      
желающие? Нет. Выносим на "час голосования".                                    
                                                                                
Фрагмент стенограммы:
Строки с 6764 по 6857 из 9476
Пункт 12. По мотивам - Изотова. Коротко, минута.                                
                                                                                
ИЗОТОВА Г. С. Уважаемый Олег Викторович, уважаемые коллеги! Напомню, что        
действительно история данного законопроекта, так же как и предыдущего,          
насчитывает более десяти лет. Много изменений произошло за этот период:         
приняты и уточнены базовые нормативные акты, изменения в Бюджетный кодекс,      
131-й федеральный закон, 184-й федеральный закон. Сегодня существуют            
совершенно другие принципы и формы поддержки депрессивных территорий.           
Конечно, в ту пору, десять лет назад, законопроект был действительно актуален   
и важен. Сегодня, вы знаете, есть другие, как я уже отмечала, формы. И сейчас   
у нас в парламенте на рассмотрении в первом чтении находится законопроект       
очень важный и нужный, решающий проблемы депрессивных территорий, - о зонах     
территориального развития.                                                      
                                                                                
Комитет, без сомнения, считает нецелесообразным продолжение работы над          
законопроектом и также предлагает Государственной Думе его не принимать.        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. По мотивам от фракции КПРФ - Решульский.                  
                                                                                
РЕШУЛЬСКИЙ С. Н. Уважаемые коллеги, как бы вы всё это ни воспринимали, я        
всё-таки хотел бы привлечь внимание большинства в этом зале, представителей     
всех фракций в том числе, к тому, что нам этот закон, подобный закон надо       
принимать, и если вы не хотите в этой редакции, значит, в другой редакции. Я    
говорю о том, что этот закон был внесён действительно десять лет назад, он      
прошёл все процедуры первого, второго чтений, и напоминаю вам, что не десять    
лет назад, а всего лишь четыре года назад, в 2007 году, Совет Думы ставил его   
на голосование уже в третьем чтении, но потом начался саботаж со стороны        
правительства, прямо скажу, не обижайтесь, со стороны "ЕДИНОЙ РОССИИ" и так     
далее. Это формальная отговорка - что теперь Бюджетный кодекс поменялся,        
могли бы законопроект вернуть во второе чтение и изменить все нормы. Но ведь    
проблема-то остаётся, депрессивные территории остаются! На "правительственном   
часе" в среду, буквально позавчера, нам министр регионального развития          
Басаргин и все выступавшие об этом как раз и говорили.                          
                                                                                
Вот я вам приведу несколько цифр. Смотрите, по официальному ответу              
Минрегионразвития, у нас максимальное значение валового регионального           
продукта на душу населения, если взять соотношение самого высокого значения и   
самого низкого, отличается в двадцать пять с половиной раз. Вы что же, когда    
мы говорим о единстве страны и задаёмся вопросом, почему все едут в Москву,     
не понимаете, что ли, из-за чего это происходит? Или взять среднедушевые        
доходы населения: в среднем по Российской Федерации - 18,5 тысячи рублей, в     
Москве - 42 тысячи, а в Калмыкии - 7,5 тысяч, в Мордовии - 10,5 тысячи и так    
далее. Соотношение, разница примерно в семь раз! Ну и как, не принимая меры     
по урегулированию этого вопроса, вы собираетесь, вообще-то, строить единую и    
мощную, экономически развитую Россию?!                                          
                                                                                
Мы прекрасно понимаем, что без закона правительству легче жить. И они именно    
саботировали этот закон, говорю официально и ответственно, потому что работаю   
в этом комитете. Сейчас такая ситуация: кто нравится - тому выделяют, не        
нравится руководство, скажем, субъекта Федерации - урежут, не дадут и тем       
самым заставят сделать всё, что захочет правительство.                          
                                                                                
Я не знаю, когда наш комитет родит этот закон в новой редакции. Мы этот         
законопроект предлагали вернуть во второе чтение, если не хотите, значит... В   
общем, мы не поддерживаем предложение снять его с рассмотрения.                 
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Гартунг, пожалуйста, по мотивам.                          
                                                                                
ГАРТУНГ В. К. Уважаемый Олег Викторович, уважаемые коллеги! Несмотря на то      
что этому законопроекту десять лет, его актуальность до сих пор сохраняется,    
не исчезла. Депрессивные территории у нас имеются и проблемы их нужно решать,   
но дело в том, что, к сожалению, те предложения, которые изложены в этом        
законопроекте, проблемы депрессивных территорий не решат. Их нужно решать       
комплексно, не выборочно, создавая какие-то программы развития той или иной     
территории, а повышая долю добавленной стоимости в продукции, производимой      
нашей промышленностью. То есть нужно увеличивать занятость, нужно уходить от    
сырьевой зависимости, а для этого нужно применять все меры бюджетной            
политики, налоговой политики, курсовую политику рубля нужно другую вести. И в   
общем-то, у нас в Российской Федерации есть все возможности для того, чтобы     
эти проблемы решить. К сожалению, правительство этого не делает.                
                                                                                
Наша фракция не будет голосовать за этот законопроект не потому, что он не      
актуален, а потому, что он не решает тех проблем, которые заявлены в этом       
законопроекте.                                                                  
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ставится на голосование данный законопроект в третьем     
чтении. Комитет его не поддерживает.                                            
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 16 мин. 41 сек.)                 
Проголосовало за               57 чел.12,7 %                                    
Проголосовало против            1 чел.0,2 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                     58 чел.                                          
Не голосовало                 392 чел.87,1 %                                    
Результат: не принято                                                           
                                                                                
Отклоняется законопроект.                                                       
                                                                                

Заседание № 225

12.03.2003
Вопрос:

О проекте федерального закона № 91010-3 "Об основах федеральной поддержки депрессивных территорий Российской Федерации".

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта во втором чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 626 по 633 из 6130
КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В., фракция Коммунистической партии Российской Федерации.         
                                                                                
Уважаемый Геннадий Николаевич, уважаемые коллеги! Я предлагаю пункт 2           
перенести на место 5-го, сдвинуть. У нас есть пункты 3, 4 и 5 - это просто      
снятие с дальнейшего рассмотрения. А пункт 2 - это законопроект второго         
чтения, к которому двести поправок. То есть мы до "правительственного часа"     
три закона можем рассмотреть.                                                   
                                                                                
Фрагмент стенограммы:
Строки с 1150 по 1178 из 6130
ДЕПУТАТ КОЛОМЕЙЦЕВ. Пожалуйста, Николай Васильевич, мотивация переноса пункта   
2 на место законопроекта под номером 5.                                         
                                                                                
КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Спасибо.                                                       
                                                                                
Уважаемый Геннадий Николаевич, уважаемые коллеги! Я предлагаю пункты 2 и 5      
поменять местами, в силу того что законопроекты под номерами 3, 4 и 5 идут на   
отклонение, а пункт 2 - это законопроект второго чтения, к которому порядка     
двухсот поправок. То есть три законопроекта мы можем за пять минут принять и    
перейти к "правительственному часу". Спасибо.                                   
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Да, вообще, разумно. Нет возражений? Прошу                
проголосовать. Баранников поддерживает, и Климов, по-моему, поддерживает.       
Пожалуйста, голосуйте.                                                          
                                                                                
Кто без карточки?                                                               
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (10 час. 39 мин. 20 сек.)                 
Проголосовало за              184 чел.             40,9%                        
Проголосовало против            2 чел.              0,4%                        
Воздержалось                    0 чел.              0,0%                        
Голосовало                    186 чел.                                          
Не голосовало                 264 чел.             58,7%                        
Результат: не принято                                                           
                                                                                
Не принимается.                                                                 
                                                                                
Фрагмент стенограммы:
Строки с 1555 по 1723 из 6130
Пункт 2 повестки: проект федерального закона "Об основах федеральной            
поддержки депрессивных территорий Российской Федерации" (второе чтение).        
Пожалуйста, Андрей Аркадьевич Климов.                                           
                                                                                
КЛИМОВ А. А., депутатская группа "Регионы России (Союз независимых              
депутатов)".                                                                    
                                                                                
Уважаемый Геннадий Николаевич, уважаемые коллеги! Вашему вниманию               
предлагается законопроект "Об основах федеральной поддержки депрессивных        
территорий Российской Федерации", подготовленный ко второму чтению Комитетом    
Государственной Думы по делам Федерации и региональной политике. Хотел бы       
напомнить, что идея принятия данного закона была высказана еще нашими           
предшественниками во второй Государственной Думе. К сожалению, за минувшие      
годы проблема вывода российских регионов из состояния депрессии не стала        
менее актуальной. Это подтвердили и проведенный нами "правительственный час",   
и большие парламентские слушания с вашим участием.                              
                                                                                
Совместными усилиями большая группа депутатов, представляющих разные фракции    
и группы, ученых, специалистов разработала концепцию нынешнего закона. 10       
октября 2001 года, то есть около полутора лет назад, вы своим решением          
утвердили эту концепцию. Напомню, что в первом чтении за проголосовало более    
двух третей депутатов, то есть конституционным большинством это было принято    
в первом чтении. Почти полтора года понадобилось для того, чтобы максимально    
полно доработать предлагаемый законопроект. В комитет поступило 137             
конкретных поправок, кроме того, мы получили еще дополнительно большое          
количество замечаний и пожеланий. В доработке закона принял участие 21          
субъект Российской Федерации, приславший 81 поправку.                           
                                                                                
Учитывая, что в свое время мы получили развернутое заключение от                
президентской стороны - что, согласитесь, бывает не часто после процедуры       
первого чтения, - комитет очень тщательно отнесся к доработке законопроекта в   
свете этих замечаний и предложений. Могу с удовлетворением отметить, что в      
последние месяцы мы проделали очень конструктивную работу со специалистами из   
Администрации Президента Российской Федерации. К сожалению, не могу сказать     
то же самое в адрес правительственной стороны, хотя мы, на мой взгляд,          
сделали всё возможное для того, чтобы учесть их мнение. Всего в нашей           
редакции текста непосредственно учтено 73 поправки. Нам пришлось отклонить по   
разным причинам 63 поправки. Часть из них не вписывалась в уже утвержденную     
Думой концепцию закона, часть носила взаимоисключающий характер. Но должен      
подчеркнуть, что большинство из отклоненных поправок в той или иной степени,    
частично, оказались отраженными в представленном вам документе.                 
                                                                                
Заключение Правового управления Аппарата Государственной Думы содержит девять   
постатейных замечаний и некоторые замечания общего свойства. Что касается       
постатейных замечаний, то многие из них, на наш взгляд, могут быть              
урегулированы в той или иной степени к третьему чтению, в зависимости от        
вашего сегодняшнего решения.                                                    
                                                                                
Замечания общего свойства уже рассматривались нами в процедуре первого          
чтения. Суть их в том, что некоторые положения данного законопроекта якобы      
уже урегулированы в иных законах. Однако комитет считает, что это не так.       
Закон "О поставках продукции для федеральных государственных нужд", на          
который часто ссылаются наши оппоненты, регулирует (и прошу обратить на это     
внимание) взаимоотношения государственных органов власти с поставщиками и       
подрядчиками, данный законопроект, о котором мы сегодня говорим, посвящен       
вопросам взаимодействия федеральных и региональных органов в целях              
совместного решения вопросов развития депрессивных территорий, то есть          
субъекты в законах различны.                                                    
                                                                                
На наш взгляд, предлагаемый текст не содержит элементов вторжения в             
правительственную компетенцию. Те положения, которые в прежней редакции могли   
толковаться подобным образом, сняты по рекомендации президентской стороны,      
причем (хочу подчеркнуть) для этого мы использовали в данном тексте именно те   
формулировки (текстуально это повторяли), которые были официально предложены    
и рекомендованы юристами Администрации Президента.                              
                                                                                
Что же касается вопроса о том, вправе ли регламентировать принятие тех или      
иных действий Правительства законом, то ответ на него содержится прямо в        
Конституции, в статье 115 Конституции Российской Федерации. Здесь в части 1     
черным по белому написано: российское Правительство издает свои                 
постановления, распоряжения и обеспечивает их исполнение на основании и во      
исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных законов (один из       
которых мы сегодня с вами рассматриваем) и нормативных указов Президента.       
Таким образом, разговоры о некоем неконституционном вмешательстве               
законодателя по отношению к данному закону, по нашему мнению, беспочвенны.      
                                                                                
В ходе доработки существенной корректировке подверглись семь из восемнадцати    
статей законопроекта. Комитет постарался снять все возможные неясности          
прежнего текста. Ряд спорных положений вообще исключен. Таким образом,          
сегодня мы имеем перед собой текст, который комитет считает в полной мере       
готовым для принятия ко второму чтению.                                         
                                                                                
Позвольте в заключение поблагодарить всех тех, кто принял деятельное участие    
в нашей работе. Предлагаю вам перейти к голосованию по таблицам поправок.       
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Коллеги, у нас сегодня на "правительственном часе" один только докладчик        
будет - Анатолий Андреевич Михалёв, поэтому мы успеем. Предлагается сейчас      
обсудить этот закон, завершить с ним работу и перейти к "правительственному     
часу". Будут ли вопросы по таблице 1 поправок, рекомендованных к принятию?      
Нет. Ставлю на голосование. Кто за то, чтобы согласиться с предложением         
комитета в части принятия поправок?                                             
                                                                                
Кто без карточки?                                                               
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 04 мин. 00 сек.)                 
Проголосовало за              242 чел.             53,8%                        
Проголосовало против            0 чел.              0,0%                        
Воздержалось                    0 чел.              0,0%                        
Голосовало                    242 чел.                                          
Не голосовало                 208 чел.             46,2%                        
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принимается.                                                                    
                                                                                
Коллеги, возьмите таблицу поправок, рекомендованных к отклонению. Будут ли по   
этим поправкам замечания у депутатов? Нет. Ставлю на голосование. Кто за то,    
чтобы согласиться с предложением комитета в части отклонения поправок?          
                                                                                
Кто без карточки?                                                               
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 04 мин. 43 сек.)                 
Проголосовало за              255 чел.             56,7%                        
Проголосовало против            0 чел.              0,0%                        
Воздержалось                    0 чел.              0,0%                        
Голосовало                    255 чел.                                          
Не голосовало                 195 чел.             43,3%                        
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принимается.                                                                    
                                                                                
Коллеги, прежде чем законопроект будет голосоваться во втором чтении,           
представитель Правительства выступит. Циканов Мухамед Мухадинович,              
пожалуйста.                                                                     
                                                                                
ЦИКАНОВ М. М., заместитель министра экономического развития и торговли          
Российской Федерации.                                                           
                                                                                
Уважаемые депутаты, я очень вас прошу: обратите внимание на одну деталь. Мы     
подсчитали по критериям, заданным в этом законе: у нас шестьдесят девять        
субъектов попадают в список депрессивных территорий. Шестьдесят девять,         
подчеркиваю. Это первое. Второе. В эти шестьдесят девять попадают               
Ханты-Мансийский автономный округ, Башкирия, Коми и так далее. Третье. Если     
мы делаем отсылку на ту норму, где говорится, что Правительство может вводить   
свои критерии, тогда зачем принимается этот закон?                              
                                                                                
Я дальше доводы не буду приводить, потому что они известны, мы их приводили,    
мы их писали. Поэтому, уважаемые депутаты, я вас очень прошу: ну не             
принимайте еще один мандант неисполнимый! Примете его - ну опять будем бегать   
и требовать исполнения, но не будет, к сожалению, исполняться этот закон.       
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Понятно. То есть правительственная позиция осталась       
прежней, да?                                                                    
                                                                                
Коллеги, мы проголосовали таблицы. Я ставлю на голосование. Кто за то, чтобы    
принять законопроект во втором чтении? Пожалуйста, голосуйте. Уважаемые         
депутаты, идет голосование.                                                     
                                                                                
Кто без карточки?                                                               
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 06 мин. 30 сек.)                 
Проголосовало за              236 чел.             52,4%                        
Проголосовало против            1 чел.              0,2%                        
Воздержалось                    0 чел.              0,0%                        
Голосовало                    237 чел.                                          
Не голосовало                 213 чел.             47,3%                        
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принимается. Спасибо.                                                           
                                                                                

Заседание № 119

10.10.2001
Вопрос:

О проекте федерального закона № 91010-3 "Об основах федеральной поддержки депрессивных территорий Российской Федерации".

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 2661 по 3143 из 6022
Идем дальше. Пункт 9 повестки дня: о проекте федерального закона "Об основах    
федеральной поддержки депрессивных территорий Российской Федерации". Доклад     
члена Комитета по делам Федерации и региональной политике Андрея Аркадьевича    
Климова.                                                                        
                                                                                
Уважаемые депутаты, пожалуйста, присаживайтесь. Докладчик на трибуне.           
                                                                                
КЛИМОВ А. А., депутатская группа "Регионы России (Союз независимых              
депутатов)".                                                                    
                                                                                
Уважаемые коллеги, мы с готовностью бросаемся на решение острых сиюминутных     
проблем, но часто нам не хватает времени и политической воли для устранения     
конкретных причин их появления. Одна из таких проблем - это ситуация с          
депрессивными территориями. Эти регионы по разным обстоятельствам оказались     
на обочине российской экономической жизни. Многие из них по объективным         
причинам не могут самостоятельно встать на ноги. Такое положение увеличивает    
пропасть в социально-экономическом развитии разных российских территорий,       
становится источником серьезного политического напряжения, чреватого опасными   
последствиями для внутренней стабильности российского государства.              
                                                                                
Федерация вынуждена ежегодно направлять через трансферты астрономические        
бюджетные суммы для облегчения текущего содержания миллионов россиян, и нам     
это хорошо известно. Но данные средства не ликвидируют причин болезни           
проблемных территорий, а лишь маскируют ее симптомы. Вместе с тем целый ряд     
депрессивных территорий при соответствующей поддержке мог бы в течение          
трех-пяти лет выйти на траекторию устойчивого саморазвития. Это не только       
сгладит экономическую асимметрию, но и сэкономит в недалеком будущем            
миллиардные расходы бюджета на текущее содержание. В ежегодном Послании         
Президента Российской Федерации подчеркнута важность законодательного           
закрепления методики распределения средств по регионам, а также необходимость   
пересмотра соответствующих фондов региональной поддержки.                       
                                                                                
Предлагаемый вашему вниманию законопроект направлен на установление единых      
принципов, по которым определяется, что можно считать депрессивной              
территорией, какие из них имеют право на первоочередную федеральную             
поддержку, как такая поддержка должна осуществляться и контролироваться.        
                                                                                
Данный законопроект имеет длительную историю. О его необходимости говорили на   
парламентских слушаниях еще в 1997 году депутаты второй Государственной Думы.   
Весной 2000 года мы с вами в этом зале на "правительственном часе" убедились    
в том, что политика исполнительной власти по отношению к депрессивным           
территориям за последние пять лет была, скажем так, изменчивой и не всегда      
последовательной. Год назад на думских слушаниях Комитету по делам Федерации    
и региональной политике прямо было рекомендовано подготовить законопроект,      
исключающий субъективизм и вносящий прозрачность в отношения федерального       
центра и депрессивных регионов.                                                 
                                                                                
В течение года с участием широкого круга ученых и специалистов, с учетом        
мирового опыта был написан текст будущего закона. Во многом он носит            
компромиссный характер, что было неизбежно, так как проблема депрессивных       
территорий требует сбалансированного, взвешенного, согласованного подхода.      
Текст документа был своевременно разослан и прошел необходимую апробацию.       
Разрешите очень коротко напомнить вам структуру этого документа.                
                                                                                
В проекте 28 статей, объединенных в семь глав. Глава 1 содержит определение     
депрессивной территории, формулирует основы федеральной поддержки, ее цели и    
задачи, определяет формы этой поддержки. Глава 2 содержит конкретные критерии   
и условия отнесения территорий к депрессивным, устанавливает порядок            
отнесения территорий к депрессивным. В главах 3, 4 и 5 подробно                 
рассматривается вопрос о программах федеральной поддержки депрессивных          
территорий, их составе и способах финансирования. Глава 6 разграничивает        
полномочия органов власти в этом вопросе. Глава 7 устанавливает                 
ответственность за нарушение предлагаемого закона.                              
                                                                                
Хочу особо подчеркнуть, что сам по себе законопроект не говорит о том,          
сколько денег кому выделять, но он называет критерии такого выбора и            
ужесточает контроль за средствами. Это позволяет бережнее относиться к          
государственным финансам, уменьшает возможности для принятия произвольных       
решений, а значит, экономит российский бюджет. Законопроект не противоречит     
существующей политике в области межбюджетных отношений в части трансфертов на   
текущее содержание дотационных территорий, но он помогает снизить количество    
таких территорий путем более осмысленной инвестиционной политики.               
                                                                                
В официальном отзыве Правительство, на первый взгляд, не поддерживает данный    
законопроект. Однако анализ этого отзыва не позволяет выявить таких             
противоречий, которые ломали бы концепцию представленного документа. Так,       
замечания относительно некоторых характеристик депрессивных территорий и        
уточнения соотношения этого законопроекта и уже действующих законов могли бы    
быть в значительной степени устранены ко второму чтению. Более того, в          
рассмотренной Правительством стратегии территориального развития страны было    
прямо отмечено, что, я цитирую, ряд регионов с особо глубокой степенью          
депрессивности должны стать объектами целевой государственной поддержки и что   
задача стратегии состоит в выходе большинства регионов на траекторию            
устойчивого развития. Если сравнить провозглашенную Правительством стратегию    
региональной политики и предлагаемый законопроект, то налицо совпадение         
взглядов практически по всем узловым моментам. Помимо уже названных, это и      
наличие в регионах программ их собственного развития, и усиление                
ответственности за нецелевое использование средств, и обязательность долевого   
участия субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления в       
реализации соответствующих программ, и обязательность оценки эффективности      
принимаемых решений, и многое, многое другое.                                   
                                                                                
Правовое управление Аппарата Государственной Думы также рассмотрело             
законопроект. Отмеченные им недостатки вполне устранимы и не препятствуют       
принятию законопроекта "Об основах федеральной поддержки депрессивных           
территорий Российской Федерации" в первом чтении. Комитет по делам Федерации    
и региональной политике практически единодушно рекомендует Государственной      
Думе принять предлагаемый проект федерального закона.                           
                                                                                
Уважаемые депутаты, депрессивные территории есть не только среди так            
называемых отсталых субъектов Российской Федерации. Зоны депрессивности,        
требующие серьезной федеральной поддержки, имеются и внутри тех регионов,       
которые сегодня традиционно относят к числу благополучных. Анклавы              
депрессивности существуют и на стыке нескольких регионов. Таким образом, речь   
идет не о частной, а об общенациональной проблеме. Решать ее необходимо         
буквально всем миром на основе единых принципов, подходов, правил. Именно это   
предлагает данный законопроект, именно за это его авторы - представители        
различных фракций и депутатских групп предлагают вам сегодня проголосовать.     
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
       Председательствует заместитель Председателя Государственной Думы         
                               А. Н. Чилингаров                                 
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Андрей Аркадьевич.                               
                                                                                
Уважаемые коллеги, есть ли вопросы? Есть необходимость записаться тогда, да?    
                                                                                
Пожалуйста, Плетнёва. (Выкрики из зала.)                                        
                                                                                
Я потом вам дам слово.                                                          
                                                                                
ПЛЕТНЁВА Т. В. Будьте добры, ответьте, пожалуйста, на такой вопрос: какой       
главный критерий определения депрессивных территорий? Потому что вы об этом     
сказали вскользь. И второй вопрос: снижается количество территорий по каким     
основаниям?                                                                     
                                                                                
КЛИМОВ А. А. Мы рассматриваем две ситуации в связи с депрессивными              
территориями. Депрессивных территорий вообще много, действительно. И мы         
называем несколько критериев того, как их определить. Ну, прежде всего мы       
выделяем их из общего количества проблемных территорий, поскольку там есть и    
отсталые, которые традиционно находились в этом состоянии, многие десятилетия   
и даже столетия, и депрессивные, которые, допустим, в связи с современными      
рыночными колебаниями оказались в этом числе. Ну например, Коми-Пермяцкий       
автономный округ за 1989-1991 годы в пять раз снизил объемы заготовки           
древесины. Понятно, что это произошло из-за изменений на мировом рынке.         
Кстати, такие процессы наблюдаются во всем мире. В частности, пример            
аппалачского района Соединенных Штатов Америки тоже нам показывает, что такое   
может быть.                                                                     
                                                                                
Так вот, депрессивные территории, которые выделяются этим законом, делятся на   
две части. Вторая часть - это те территории, которые имеют перспективу в        
ближайшие три-пять лет при целевой федеральной поддержке встать на ноги и       
начать устойчивое саморазвитие. Поэтому мы две группы, так сказать, выделяем,   
чтобы было ясно, на кого можно в первую очередь направлять целевые средства,    
а кого надо вытягивать, скажем так, другими методами. Вот это расписано в       
документе.                                                                      
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Емельянов Михаил Васильевич, пожалуйста.                  
                                                                                
ЕМЕЛЬЯНОВ М. В., фракция "ЯБЛОКО".                                              
                                                                                
Я хочу сразу сказать, что "ЯБЛОКО" поддержит этот законопроект. Но у нас есть   
одно сомнение, один вопрос, он касается статьи 6. Вы там предусматриваете       
предоставление определенных льгот и преференций для юридических лиц, которые    
зарегистрированы и действуют в депрессивных территориях. Вот что имеется в      
виду, это что, оффшорные зоны? Не получим ли мы опять проблемы, как было с      
ЗАТО в Ингушетии и так далее?                                                   
                                                                                
КЛИМОВ А. А. Закон в данном случае делает то же самое, что делают аналогичные   
законы в Соединенных Штатах Америки, в Европе и так далее. Ведь проблема так    
называемых оффшорных зон внутри страны - это не проблема самого механизма,      
это проблема его использования. В данном случае речь идет о тех предприятиях    
и организациях, которые не просто зарегистрированы на этой территории, а о      
тех, которые зарегистрированы и работают на этой территории. Более того, сам    
закон не определяет, как поступать в том или ином случае. Возможно, мы вообще   
не будем действовать по этой схеме. Но Правительство Российской Федерации,      
утверждая ту или иную программу, будет смотреть. Ну, о чем идет речь?           
Допустим, мы создаем там некие мощности, которые позволяют обеспечить энное     
количество рабочих мест. Разумеется, на первом этапе работы этих мощностей      
должен быть обеспечен некий гарантированный сбыт их продукции. Вот о чем идет   
речь сегодня, речь не идет о создании зон с нулевыми какими-то балансами.       
Хотя, например, я изучал опыт Пенсильвании, там в одном штате создано           
двенадцать точек так называемого ускоренного роста, где вообще отменены         
полностью налоги для проживающих в них физических лиц. Но мы это не призываем   
делать, закон об этом не говорит.                                               
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллега Воронцова. Пожалуйста, Зоя Ивановна, ваш          
вопрос.                                                                         
                                                                                
ВОРОНЦОВА З. И., фракция Коммунистической партии Российской Федерации.          
                                                                                
Скажите, пожалуйста, кто будет определять депрессивность региона, по каким      
критериям, шкалам, государственный орган будет заниматься или какой-то иной     
орган? Нам ведь надо знать, будет ли дана объективная оценка или опять будет    
субъективный подход, о котором вы только что говорили.                          
                                                                                
КЛИМОВ А. А. Исключить субъективный подход полностью невозможно, но одна из     
главных задач закона - максимально его ограничить. Мы здесь перечисляем         
разные случаи (я не хочу просто, так как там довольно большой текст,            
зачитывать все критерии, в каких случаях и как мы подходим к этой теме), но     
что очень важно: понятия "депрессивная территория" и "субъект Российской        
Федерации" не тождественны. Вот до сих пор было так: мы говорим, что такие-то   
субъекты Федерации - это депрессивные территории. А ведь бывает, что внутри     
нормальной, высокоразвитой территории есть анклавы депрессивности, которые      
статистика не ловит, это усредняется. Вот мы даже это снимаем.                  
                                                                                
Теперь - кто решает. Естественно, это могут делать только государственные       
органы. В частности, предлагается Правительству Российской Федерации.           
Правительство Российской Федерации утверждает методику с учетом тех             
критериев, которые здесь заложены, и эта методика позволяет территории          
претендовать на, скажем так, статус депрессивной. Но это еще не значит, что     
ей будет оказана помощь, которая здесь предусматривается. После того как        
территория доказала, что она является депрессивной, она, то есть ее власти      
вместе с органами местного самоуправления, региональными властями,              
федеральным исполнительным органом должны подготовить такую программу,          
которая могла бы реализовать в течение разумного времени (мы говорим -          
три-пять лет и возможное продление на три года) переход этой территории к       
стадии устойчивого саморазвития. Если это требование не соблюдается, то мы не   
можем те небольшие государственные средства, которые имеются, расходовать       
сегодня на целевую поддержку. То есть там всё это прописано. И никаких, так     
сказать, общественных или частных экспертов быть не может в этой истории.       
                                                                                
             Председательствует Председатель Государственной Думы               
                                Г. Н. Селезнёв                                  
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Андрей Аркадьевич. Все вопросы заданы.           
Присаживайтесь.                                                                 
                                                                                
Пожалуйста, уважаемые депутаты, запишитесь на выступления.                      
                                                                                
Список покажите.                                                                
                                                                                
Пожалуйста, Иванченко Леонид Андреевич.                                         
                                                                                
ИВАНЧЕНКО Л. А., председатель Комитета Государственной Думы по делам            
Федерации и региональной политике, фракция Коммунистической партии Российской   
Федерации.                                                                      
                                                                                
Уважаемые коллеги, Комитет по делам Федерации и региональной политике           
последовательно реализует поручения Государственной Думы и государственных      
органов в целом по совершенствованию системы федеративных отношений. Эта        
система складывается из многочисленных факторов и направлений деятельности.     
Нашим комитетом - по делам Федерации и региональной политике - подготовлен      
блок законов, который создает условия прозрачности для оценки                   
социально-экономического состояния и перспектив развития регионов, для          
налаживания взаимоотношений органов власти на уровне Федерации и органов        
власти на уровне субъектов Федерации. И поэтому чрезвычайно важно создать       
ситуацию именно объективности этих отношений. Каждый год, когда                 
рассматриваются разделы бюджета на будущий год, в наш комитет обращаются        
практически все субъекты Федерации с желанием и стремлением получить            
дополнительные источники финансирования и тем самым восполнить пробелы          
собственных бюджетов. Но очень часто характер этих отношений строится на        
позициях, будем говорить, лояльности тех или иных субъектов Федерации или       
настойчивости их руководителей в обосновании необходимости получения этих       
дополнительных источников.                                                      
                                                                                
Поэтому комитетом представлена целая группа законов. Один из них был            
рассмотрен в конце весенней сессии, это закон о федеральных программах          
регионального развития. И сегодня идут два проекта законов: "Об основах         
федеральной поддержки депрессивных территорий Российской Федерации" и "Об       
основах государственного регулирования регионального развития в Российской      
Федерации". Эти законопроекты направлены, сориентированы в большей части на     
поддержку и развитие субъектов Федерации, на становление их экономики, на       
преодоление кризисности и постепенный выход именно из кризисного состояния,     
на создание условий для возвращения их в разряд доноров федерального бюджета    
и на увеличение доходной части их собственных бюджетов.                         
                                                                                
Я не буду подробно останавливаться на разделах этого проекта закона, они были   
подробно доложены депутатом Климовым. Хотел бы отметить еще один немаловажный   
аспект. С учетом того, что этот проект закона предусматривает взаимоотношения   
федерального бюджета с бюджетами субъектов Федерации, практически впервые в     
нашей практике введена глава 7, которая называется "Ответственность за          
нарушение Федерального закона". То есть на всех стадиях - от обоснования        
степени депрессивности, представления программ преодоления депрессивности,      
защиты их, получения денежных средств и их использования - определяется         
степень взаимной ответственности уровней: и на уровне органа власти субъекта    
Федерации, и на уровне федеральных органов.                                     
                                                                                
Поэтому мы просим вас от имени комитета и (я прошу от имени фракции КПРФ)       
поддержать проект закона. Те замечания, которые мы уже получили и надеемся      
получить при подготовке ко второму чтению, вполне могут быть учтены. Мы         
постараемся учесть все те предложения, которые поступят от субъектов            
Федерации. В принятии подобного закона заинтересованы как минимум около         
сорока субъектов Федерации, которые имеют ту или иную степень депрессивности.   
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Пожалуйста, Чехоев Анатолий Георгиевич.                                         
                                                                                
ЧЕХОЕВ А. Г. Уважаемые коллеги, мне думается, что появление вот этого закона    
является следствием - я бы сказал так - трехуровневой федерации в Российской    
Федерации: есть федеративные отношения в рамках Конституции Российской          
Федерации, есть федеративные отношения в рамках прямых договоров центра с       
субъектами Российской Федерации, есть внутренние конституции, внутреннее        
законодательство субъектов Российской Федерации. И если посмотреть, например,   
сегодняшний бюджет, то мы опять убеждаемся в том... Вот скоро будут у нас       
проходить парламентские слушания по теории устойчивого развития в Российской    
Федерации. Популярно это означает, что те, кто отставал на сегодняшний день,    
будут так же отставать от ведущих регионов, потому что там конкретно никаких,   
я бы сказал, экстраординарных мер в защиту вот этих республик, экономика        
которых сегодня носит депрессивный характер, просто помощи, не                  
предусматривается.                                                              
                                                                                
Возьмем бюджет Российской Федерации. Официально определено: 19 субъектов        
Российской Федерации являются высокодотационными, то есть депрессивными, то     
есть регионами с кризисным состоянием экономики. Если Правительство сказало     
"а", оно должно сказать "б". Что делать с этими регионами? Простой пример:      
Северная Осетия в прежнее время по производству товарной продукции на душу      
населения в Советском Союзе входила в пятерку. Сегодня она депрессивный         
регион, потому что там большое количество предприятий ВПК. Мы быстро-быстро     
развалили Советский Союз, и никто не подумал о том, что делать с людьми, с      
высочайшим интеллектуальным потенциалом, техническим потенциалом людей,         
которые работали на этих предприятиях.                                          
                                                                                
Поэтому мне думается, что этот закон в первую очередь должен был бы дать        
ответ на один главный вопрос: какими будут взаимоотношения вот этого            
федерального закона с Бюджетным кодексом? Что будет, какие дополнительные       
инвестиции будут? Вы посмотрите, пожалуйста, наконец-то - и это большое         
достижение политики Путина - мы приводим всё к единой вертикали власти.         
Татарстан начинает платить так, как и все, в федеральный бюджет. Но чтобы       
восполнить ему вот это, сейчас Татарстану выделяется инвестиций (вдумайтесь в   
цифру!) в 7,5 раза больше, чем всем северокавказским республикам, вместе        
взятым. Извините, но когда был пожар в сборочном цехе предприятия в             
Татарстане - вся Россия помогала восстанавливать этот цех! Если они до сих      
пор, исходя из известного принципа "ешьте сколько сможете суверенитета",        
обеспечивали у себя устойчивое развитие, так сейчас, извините, надо обратить    
внимание и на другие регионы.                                                   
                                                                                
Сегодня в Северной Осетии - Алании средняя заработная плата вполовину меньше    
средней заработной платы в целом по России. Безработица самая высокая, не       
официальная, а именно скрытая безработица. Сегодня практически большинство      
предприятий стоят, ничего не производят. Да, может быть, сейчас там есть        
какой-то темп роста, но этот темп роста от того, что просто дальше некуда       
было падать экономике Северной Осетии. И это знают в Правительстве. В           
обязательном порядке нужна комплексная программа именно по таким депрессивным   
регионам.                                                                       
                                                                                
За закон, который мы сегодня принимаем, я буду голосовать обеими руками. А      
дальше поправки будем вносить предусматривающие эффективную, действенную        
экономическую помощь. Без этого не подняться. И может быть, в особо кризисных   
регионах нам опять придется вернуться к оффшорным зонам.                        
                                                                                
Я призываю всех голосовать за данный закон, потому что от этого в первую        
очередь выиграет вся Россия. Бюджет великой Российской Федерации должен         
состоять из самодостаточных бюджетов всех субъектов Российской Федерации,       
вплоть до каждого сельсовета, до каждого города, а если хотите, и бюджета       
каждой семьи. Вот тогда будет эффективная политика.                             
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Прежде чем голосовать, слово - представителю Правительства, первому             
заместителю министра экономического развития.                                   
                                                                                
Пожалуйста, Дмитриев Михаил Эгонович.                                           
                                                                                
ДМИТРИЕВ М. Э., первый заместитель министра экономического развития и           
торговли Российской Федерации.                                                  
                                                                                
Уважаемые депутаты Государственной Думы, Правительство Российской Федерации     
разделяет представление об исключительной значимости проблемы оказания          
государственной поддержки депрессивным регионам. Вместе с тем, к сожалению,     
данный законопроект эту проблему решить не позволяет. Помимо большого числа     
технических замечаний, которые есть по каждой из статей законопроекта, есть     
принципиальные проблемы, которые не позволяют ему в полной мере реализовать     
такие задачи.                                                                   
                                                                                
В этом проекте отсутствуют критерии, которые позволяют четко идентифицировать   
депрессивные регионы. Это критерии, которые неоправданно расширяют круг         
регионов и так же неоправданно сужают круг территорий, которые подпадают под    
определение депрессивных. Те механизмы, которые предложены в законе для         
решения проблем депрессивных регионов, не являются новыми. К сожалению, это     
старые механизмы, которые есть в других законах, но они представлены в законе   
таким образом, что вступают в конфликт с широким массивом российского           
законодательства. Ну вот, в частности, статьи 10, 11 законопроекта вступают в   
конфликт с законом "О государственном прогнозировании и программах              
социально-экономического развития Российской Федерации". Глава 4                
законопроекта вступает в противоречие с законом "О конкурсах на размещение      
заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для               
государственных нужд". Главы 6 и 7 законопроекта противоречат Конституции       
Российской Федерации, статье 12 и статье 77. Положение статьи 27                
законопроекта в части санкций противоречит аналогичным положениям статьи 284    
Бюджетного кодекса. И наконец, вместе с законопроектом вопреки требованиям      
Регламента и Конституции Российской Федерации не представлено обоснование,      
связанное с теми затратами, которые заведомо предполагает законопроект.         
Наиболее важный элемент затрат - это бюджетные гарантии под государственные     
кредиты депрессивным регионам. Обоснование отсутствует.                         
                                                                                
В целом заключение Правительства отрицательное. Данный законопроект             
Правительство не поддерживает.                                                  
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, представитель Президента хотел бы             
выступить? Нет? Только заключительное слово будет и всё?                        
                                                                                
ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.)                                                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Надо же знать Регламент.                                  
                                                                                
КОТЕНКОВ А. А. Уважаемый Геннадий Николаевич, уважаемые депутаты                
Государственной Думы! Безусловно, Президент придает большое значение выводу     
из состояния депрессии регионов, которые находятся в этом состоянии. Но, к      
сожалению, данный законопроект, по мнению Президента, не решает этой            
проблемы. Во-первых, не достаточно конкретно и некорректно определены           
депрессивные регионы. Во-вторых, предлагаемые меры по выводу депрессивных       
регионов из этого состояния фактически являются составными частями              
федеральных целевых программ, которые являются исключительно прерогативой       
Правительства Российской Федерации.                                             
                                                                                
Поэтому мнение Президента состоит в следующем: данную проблему необходимо       
решать, но все решения по этому вопросу находятся в ведении Правительства       
Российской Федерации, всё решается специальными федеральными целевыми           
программами и бюджетом Российской Федерации на очередной финансовый год.        
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
С заключительным словом - Андрей Аркадьевич Климов. С места, да?                
                                                                                
Пожалуйста, включите микрофон депутату Климову.                                 
                                                                                
КЛИМОВ А. А. Уважаемые коллеги, естественно, я, как один из соавторов этого     
документа, внимательно ознакомился с отзывом Правительства Российской           
Федерации и могу лишь повторить то, что сказал с трибуны: мы считаем            
возможным большинство проблем, о которых там говорится, снять в процессе        
подготовки ко второму чтению. В частности, есть ссылки на то, что этот закон    
не соответствует закону о поставках продукции и ряду других документов.         
Сравнение текстов показывает, что специалисты, которые этот отзыв писали,       
видимо, не вполне внимательно или давно читали этот закон. Допустим, субъекты   
этого закона - это предприятия, организации, учреждения, которые для нужд       
государства заготавливают какую-то продукцию и оказывают какие-то услуги. Мы    
же говорим о взаимоотношениях между федеральными органами власти и органами     
власти регионов и местного самоуправления по поводу решения тех или иных        
проблем, никакие субъекты хозяйственные здесь не задействованы.                 
                                                                                
То же я могу сказать по ряду других замечаний, и мне кажется, что мы в          
рабочем порядке при подготовке ко второму чтению многое из этого можем снять.   
Тем более и Правительство, и представители Президента говорят, что тема         
крайне актуальна, а Президент нашей страны в своем Послании призвал в           
законодательную форму облечь решение таких проблем.                             
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые коллеги, обмен мнениями состоялся. Я ставлю     
на голосование. Кто за то, чтобы данный законопроект принять в первом чтении?   
Подождите секундочку!                                                           
                                                                                
По мотивам голосования - депутат Сафиуллин. Пожалуйста.                         
                                                                                
САФИУЛЛИН Ф. Ш., депутатская группа "Регионы России (Союз независимых           
депутатов)".                                                                    
                                                                                
Уважаемые коллеги, я понял из выступления товарища Чехоева, что одним из        
мотивов поддержки этого закона является желание раскулачить доноров             
Российской Федерации, то есть те субъекты, которые пополняют российский         
бюджет. Татарстан даже в те времена, когда пользовался льготами, никогда не     
был иждивенцем, больше пополнял российский бюджет, чем потреблял. Если этот     
закон будет истолкован как призыв к раскулачиванию доноров, а не к тому,        
чтобы поднять отстающие субъекты, остальные 79 субъектов, до уровня доноров,    
это будет стратегической ошибкой.                                               
                                                                                
Я решил воздержаться и призываю к тому же остальных коллег. Не надо             
раскулачивать доноров, надо поднимать остальных до уровня доноров! Спасибо.     
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. По мотивам - Иванченко Леонид Андреевич.                  
                                                                                
ИВАНЧЕНКО Л. А. Уважаемые коллеги, в своем выступлении депутат Чехоев привел    
в качестве примера те осложнения, которые возникают при рассмотрении проекта    
бюджета на 2002 год. Ничего подобного в тексте предлагаемого проекта закона     
нет, никаких призывов к раскулачиванию доноров тем более там нет. Мы,           
наоборот, преследуем благородную цель - найти форму преодоления                 
депрессивности тех или иных субъектов Федерации. Я прошу поддержать принятие    
этого закона.                                                                   
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ставлю на голосование. Кто за то, чтобы данный            
законопроект принять в первом чтении? Пожалуйста, голосуйте.                    
                                                                                
Кто без карточки?                                                               
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 08 мин. 54 сек.)                 
Проголосовало за              327 чел.             72,7%                        
Проголосовало против           53 чел.             11,8%                        
Воздержалось                    1 чел.              0,2%                        
Голосовало                    381 чел.                                          
Не голосовало                  69 чел.                                          
Результат: принято                                                              
                                                                                
Законопроект принимается.