Заседание № 340

10.02.2021
Вопрос:

О проекте федерального закона № 909987-7 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения ответственности лиц, контролирующих финансовую организацию".

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в третьем чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 1615 по 1644 из 5398
8-й вопрос повестки дня, о проекте федерального закона "О внесении изменений    
в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения       
ответственности лиц, контролирующих финансовую организацию", третье чтение.     
                                                                                
Пожалуйста, Бахарев Константин Михайлович.                                      
                                                                                
БАХАРЕВ К. М., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                         
                                                                                
Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Законопроект прошёл все       
экспертизы и подготовлен к рассмотрению в третьем чтении, замечаний нет.        
Комитет рекомендует Государственной Думе принять законопроект.                  
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые коллеги, есть желание высказаться по мотивам    
от фракций? Нет.                                                                
                                                                                
Ставится на голосование законопроект под пунктом 8 повестки дня.                
                                                                                
Пожалуйста, включите режим голосования.                                         
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 05 мин. 02 сек.)                 
Проголосовало за              400 чел.88,9 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    400 чел.                                          
Не голосовало                  50 чел.11,1 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Федеральный закон принят единогласно.                                           

Заседание № 339

09.02.2021
Вопрос:

О проекте федерального закона № 909987-7 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения ответственности лиц, контролирующих финансовую организацию".

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта во втором чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 3378 по 3441 из 5386
14-й пункт, проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные        
законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения ответственности   
лиц, контролирующих финансовую организацию". Докладывает Анатолий Геннадьевич   
Аксаков.                                                                        
                                                                                
АКСАКОВ А. Г. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Законопроект   
устанавливает обязанность банков, страховых компаний, негосударственных         
пенсионных фондов устанавливать контролирующих лиц и предоставлять              
соответствующую информацию в Центральный банк. Центральный банк ведёт реестр    
контролирующих лиц, и Центральный банк в инициативном порядке может этот        
список дополнить. Часто так бывает: вроде бы все знают, что лицо контролирует   
организацию, но по формальным признакам оно вроде бы и не контролирует. Вот в   
соответствии с законопроектом Центральный банк в инициативном порядке эту       
коллизию может разрешить, и у него также появляется право обращаться с          
заявлением о предварительных обеспечительных мерах в арбитражный суд, который   
в случае необходимости устанавливает, налагает арест на имущество, на           
денежные средства, на счета, на ценные бумаги контролирующих лиц и так далее.   
Ну и ещё ряд других новаций, которые позволят серьёзно повысить                 
ответственность лиц, контролирующих финансовую организацию, и,                  
соответственно, больше порядка будет в этой сфере.                              
                                                                                
Поступило семь поправок, все они в таблице поправок, рекомендованных к          
принятию. Прошу поддержать.                                                     
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Есть ли вопросы по таблице поправок?                      
                                                                                
Ставится на голосование таблица поправок.                                       
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 45 мин. 54 сек.)                 
Проголосовало за              378 чел.84,0 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    378 чел.                                          
Не голосовало                  72 чел.16,0 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принимается единогласно.                                                        
                                                                                
Ставится на голосование: принять во втором чтении проект закона.                
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 46 мин. 19 сек.)                 
Проголосовало за              384 чел.85,3 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    384 чел.                                          
Не голосовало                  66 чел.14,7 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принимается единогласно.                                                        
                                                                                
Микрофон на трибуне, пожалуйста, включите.                                      
                                                                                
АКСАКОВ А. Г. Коллеги, спасибо за поддержку! Просьба поставить законопроект в   
третьем чтении в повестку на завтра. Спасибо.                                   
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Не будет возражений, коллеги? Включаем в повестку.        

Заседание № 314

29.09.2020
Вопрос:

О проекте федерального закона № 909987-7 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения ответственности лиц, контролирующих финансовую организацию".

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 2724 по 2952 из 4871
26-й вопрос, о проекте федерального закона "О внесении изменений в отдельные    
законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения ответственности   
лиц, контролирующих финансовую организацию". Докладывает Ирина Анатольевна      
Яровая.                                                                         
                                                                                
ЯРОВАЯ И. А., заместитель Председателя Государственной Думы, фракция "ЕДИНАЯ    
РОССИЯ".                                                                        
                                                                                
Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Как вы помните, по поручению        
палаты нами была сформирована межфракционная рабочая группа, и мы разработали   
большой пакет законопроектов для наведения порядка на финансовом рынке, с тем   
чтобы максимально обеспечить защиту финансовых ресурсов граждан и               
государства. Вообще, лучший способ действия для государства - это упреждение,   
это создание таких процедур, которые в принципе делают невозможными             
финансовые злоупотребления и выведение средств. Когда средства уже выведены,    
как мы понимаем, включаются репрессивные правоохранительные механизмы,          
которые не всегда способны компенсировать ущерб и даже не всегда способны       
обеспечить своевременное воздействие на субъекта, совершившего                  
правонарушение.                                                                 
                                                                                
Что нами предлагается? Нами предлагается понятная и чёткая процедура            
определения контролирующих лиц - лиц, которые контролируют деятельность         
соответствующих финансовых организаций и влияют на принятие решений. При этом   
в данном случае речь идёт в том числе о тех субъектах, которые в силу           
должностного положения, родственных связей влияют на принятие таких решений.    
Мы устанавливаем процедуру, которая соотносится в том числе с международными    
регламентами и которая через формат отслеживания прохождения финансовых         
средств позволяет прийти к выводу, кто является субъектом, контролирующим       
деятельность той или иной финансовой организации. При этом мы устанавливаем     
для финансового учреждения обязанность информировать Центробанк Российской      
Федерации об отнесении того или иного лица к контролирующим; устанавливаем      
сроки, в течение которых Центробанк надлежащим образом включает данных лиц в    
единый перечень контролирующих субъектов, - перечень будет носить публичный     
характер и будет размещаться на сайте; устанавливаем процедуру информирования   
самих контролирующих лиц - у них есть возможность в случае наличия оснований    
для несогласия оспаривать данные решения - и устанавливаем процедуру            
рассмотрения их заявлений по оспариванию (внесудебного и судебного). И самое    
главное, у Центробанка появляется возможность в дальнейшем, через               
установление такого публичного перечня контролирующих лиц, как раз давать им    
понять, что соответствующий контроль в интересах граждан и государства за       
решениями этих контролирующих лиц будет осуществляться в постоянном режиме.     
Это серьёзная превентивная мера, которая всегда в правоохране связана с тем,    
что лицо, которое находится под контролем, соизмеряет свои действия и           
решения, с тем чтобы не выходить за границы допустимого алгоритма правомерных   
действий. Кроме того, у Центробанка появляется возможность в случае, если       
выявляются признаки банкротства, в отношении этих контролирующих лиц на 30      
дней в судебном порядке безусловно устанавливать применение ограничительных     
мер, которые будут направлены на компенсацию возможного ущерба и на             
пресечение первых признаков противоправной деятельности, кстати, применять      
ещё и обеспечительные меры в отношении имущества в объёме потенциально          
возможного вреда, о котором идёт речь. Таким образом, мы фиксируем ситуацию     
невозможности причинения ущерба, не обеспеченного компенсацией за счёт          
контролирующих лиц. Одним словом, мы выстроили такой алгоритм правовой          
процедуры, который создаёт реальные условия, предпосылки к тому, чтобы          
избежать в любом случае причинения необратимого ущерба гражданам и              
государству.                                                                    
                                                                                
При этом мы строго следовали духу и букве закона с точки зрения соблюдения      
конституционных прав граждан и предусмотрели прозрачность процедуры.            
Предполагается судебная процедура и принятия решений, и оспаривания, что даёт   
возможность подтверждать действия каждой стороны на предмет соответствия        
закону. При этом, я ещё раз хочу подчеркнуть, первичные обеспечительные меры    
являются безусловными, то есть 30 дней - это срок для рассмотрения в обычном    
судебном порядке действий, но в этот период уже будут приняты обеспечительные   
меры. Перечень контролирующих лиц будет открытым, он будет устанавливаться по   
понятной правовой процедуре и будет означать систему взаимодействия, в том      
числе с Росфинмониторингом, в отношении действий контролирующих лиц.            
                                                                                
Просим поддержать законопроект и очень надеемся, что данные решения создадут    
работающие правовые механизмы для обеспечения финансовой дисциплины и защиты    
финансовых интересов граждан и государства.                                     
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Ирина Анатольевна.                               
                                                                                
С содокладом выступает Игорь Борисович Дивинский.                               
                                                                                
ДИВИНСКИЙ И. Б. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Ирина Анатольевна   
полноценно разъяснила суть законопроекта, его важность, достоинства и           
необходимость принятия для устойчивости банковского сегмента, всей финансовой   
системы, особенно относительно защиты интересов граждан и государства.          
                                                                                
Комитет обращает ваше внимание лишь на следующие моменты. В случае принятия     
предварительных обеспечительных мер их размер не может превышать величину       
денежных средств, необходимых для восполнения собственных средств до            
приведения к величине, необходимой и достаточной для выполнения кредитной       
организацией, страховой организацией, негосударственным пенсионным фондом       
требований федеральных законов и нормативных актов Банка России. Это первое.    
                                                                                
И второе. Если в течение 30 дней со дня вынесения арбитражным судом             
определения Банком России не подано исковое заявление по требованию, в связи    
с которым арбитражным судом приняты меры по обеспечению имущественных           
интересов Банка России, либо вступившим в законную силу судебным актом          
арбитражного суда Банку России в иске было отказано, лицо, в отношении          
имущества которого были приняты предварительные обеспечительные меры, вправе    
требовать по своему выбору от Банка России возмещения убытков или выплаты       
компенсации в порядке, предусмотренном статьёй 98 Арбитражного                  
процессуального кодекса.                                                        
                                                                                
В заключении нашего комитета отмечается, что при доработке законопроекта ко     
второму чтению необходимо дополнительно обсудить вопросы целесообразности       
установленного статьёй 4 законопроекта такого продолжительного срока (три       
года со дня, когда лицо перестало соответствовать признакам контролирующего     
лица) для нахождения информации о лице в перечне контролирующих финансовую      
организацию лиц.                                                                
                                                                                
Правительство Российской Федерации поддерживает законопроект в первом чтении    
с учётом высказанных замечаний. Чтобы не задерживать вас, хотелось бы           
добавить, что не только правительство, Центральный банк и наш комитет, но и     
комитеты-соисполнители, Комитет по государственному строительству и             
законодательству и Комитет по природным ресурсам, собственности и земельным     
отношениям, а также фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" концепцию законопроекта             
поддерживают.                                                                   
                                                                                
Комитет по финансовому рынку просит принять законопроект в первом чтении.       
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Игорь Борисович.                                 
                                                                                
Коллеги, есть ли вопросы? Есть вопросы.                                         
                                                                                
Включите режим записи на вопросы.                                               
                                                                                
Покажите список.                                                                
                                                                                
Осадчий Николай Иванович.                                                       
                                                                                
ОСАДЧИЙ Н. И., фракция КПРФ.                                                    
                                                                                
Уважаемая Ирина Анатольевна, вопрос вам, как одному из авторов законопроекта.   
                                                                                
В статье 5 представляемого вами законопроекта, которая касается внесения        
изменений в Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)",              
определяется категория лиц, контролирующих финансовую организацию. Сюда         
включаются лица, которые осуществляют свою деятельность "не более чем за три    
года, предшествующих возникновению признаков банкротства", и так далее. Чем     
обусловлен предлагаемый срок - три года? Почему не два, не четыре? Будьте       
добры, поясните.                                                                
                                                                                
ЯРОВАЯ И. А. Николай Иванович, эта норма не менялась, она касается всего, что   
связано с процедурами банкротства и контролирующими лицами. По отношению к      
данной ситуации это норма действующего законодательства.                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Моляков Игорь Юрьевич.                                                          
                                                                                
МОЛЯКОВ И. Ю., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ".                                   
                                                                                
Уважаемая Ирина Анатольевна, вопрос вам.                                        
                                                                                
Гражданам, физическим лицам и организациям не важно, какие идут разборки, им    
важно побыстрее получить свои деньги обратно. Этого часто не происходит,        
несмотря на то что работают и прокуратура, и правоохранительные органы. Как     
вы считаете, создание ещё каких-то дополнительных комиссий, которые якобы       
должны усилить контроль, облегчит ситуацию с возвращением денег или нет?        
Какие-то положительные примеры имеются? Вопрос очень важный, и решение,         
конечно, надо принимать. Вот такой вопрос у меня.                               
                                                                                
ЯРОВАЯ И. А. Уважаемый Игорь Юрьевич, вы задали вопрос о разных стадиях как     
раз с точки зрения нарушения или ненарушения прав граждан. Примеры, которые     
вы справедливо привели, касаются ситуации, когда противоправные действия уже    
совершены, причинён ущерб и возникают сложности как раз в удовлетворении,       
компенсации потерь граждан. Это очень плохая ситуация. Вы помните, что в этом   
зале мы принимали целый ряд решений на уровне государства о помощи              
государства гражданам, которые оказались в роли обманутых, и это прежде всего   
по обманутым дольщикам, такая красноречивая история. И государство брало на     
себя фактически дополнительные затраты, чтобы человек максимально был           
восстановлен в своих правах, хотя вина за причинение ущерба - на третьих        
лицах, да и сами средства ушли неким третьим лицам.                             
                                                                                
Предлагаемая нами система мер серьёзным образом меняет ситуацию, в корне. Мы    
предлагаем решения, которые призваны не допустить причинения ущерба, чтобы не   
было ситуации, связанной с тем, что деньги граждан ушли в другом направлении,   
что они утрачены, то есть мы работаем на то, чтобы средства были сохранены и    
человек не сталкивался с жизненной ситуацией, когда ему причинён финансовый     
ущерб, когда никто эту ситуацию не предвидел и своевременно не отреагировал.    
Так что контрольные мероприятия направлены именно на это - на обеспечение       
превенции подобного рода нарушений.                                             
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Гартунг Валерий Карлович, пожалуйста.                                           
                                                                                
ГАРТУНГ В. К., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ".                                   
                                                                                
Уважаемый Игорь Борисович, ну всё понятно, надо такое решение поддерживать.     
                                                                                
Мой вопрос заключается в следующем. Вот этот срок - три года - на самом деле    
смущает, потому что если произошла, например, передача контроля, то в течение   
трёх лет бывшие собственники находятся в этом списке. Как комитет видит         
решение этой проблемы, с тем чтобы, скажем так, не давать возможности           
недобросовестным управленцам перекладывать бремя ответственности на лиц,        
которые не имеют отношения к управлению организацией?                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Микрофон на трибуне включите.                             
                                                                                
ДИВИНСКИЙ И. Б. Спасибо, Валерий Карлович, за вопрос, хороший вопрос. На        
самом деле при обсуждении этого законопроекта высказывалось много мнений,       
вплоть до того что с целью повысить ответственность контролирующих лиц          
предлагалось чуть ли не забирать паспорта, не пускать детей за границу          
учиться, не выпускать их за границу вообще. Ну послушайте, на самом деле так    
же можно, не знаю, до мышей дойти... Ну в конце концов, так никто не захочет    
контролировать финансовые организации.                                          
                                                                                
Вот Ирина Анатольевна очень чётко сформулировала суть законопроекта: он         
направлен всё-таки на повышение ответственности, на то, чтобы не допускать      
таких случаев, как мы с вами рассматривали, получив уйму обращений от граждан   
в Государственную Думу.                                                         
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Игорь Борисович, присаживайтесь.                 
                                                                                
Коллеги, будут ли желающие выступить? Я не вижу.                                
                                                                                
Тогда можно ставить законопроект на голосование? Да.                            
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 59 мин. 10 сек.)                 
Проголосовало за              342 чел.76,0 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    342 чел.                                          
Не голосовало                 108 чел.24,0 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принимается в первом чтении единогласно. Спасибо.