Заседание № 118
О проекте федерального закона № 909899-7 "О внесении изменений в статью 3 Закона Российской Федерации "Об организации страхового дела в Российской Федерации" (по вопросу об указании в структуре страховой премии расходов на осуществление страхования).
Рассмотрение законопроекта в третьем чтении
6-й вопрос, о проекте федерального закона "О внесении изменений в статью 3 Закона Российской Федерации "Об организации страхового дела в Российской Федерации". Докладывает Николай Григорьевич Цед. ЦЕД Н. Г., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Законопроект подготовлен к принятию в третьем чтении, направлен на обеспечение интересов наших граждан при получении ими полной информации о стоимости страховой услуги и оценивает риски возврата страховой премии при досрочном расторжении договора страхования. Комитет по финансовому рынку поддерживает законопроект. Фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" тоже поддерживает данный законопроект. Он прошёл все необходимые согласования. Прошу принять в третьем чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, будут ли желающие выступить по мотивам? Нет. Законопроект ставится на голосование. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 58 мин. 15 сек.) Проголосовало за 393 чел.87,3 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 1 чел.0,2 % Голосовало 394 чел. Не голосовало 56 чел.12,4 % Результат: принято Закон принят.
Заседание № 117
О проекте федерального закона № 909899-7 "О внесении изменений в статью 3 Закона Российской Федерации "Об организации страхового дела в Российской Федерации" (в части указания в структуре страховой премии расходов на осуществление страхования; принят в первом чтении с наименованием "О внесении изменения в статью 3 Закона Российской Федерации "Об организации страхового дела в Российской Федерации").
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
21-й вопрос, о проекте федерального закона "О внесении изменений в статью 3 Закона Российской Федерации "Об организации страхового дела в Российской Федерации". Докладывает Николай Григорьевич Цед. ЦЕД Н. Г., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Законопроект направлен прежде всего на защиту наших граждан, на получение ими полной информации о стоимости страховой услуги и, конечно же, о стоимости страховой премии, которая должна раскрываться и включаться непосредственно в договор кредитования. К законопроекту поступило три поправки, все они включены в таблицу поправок № 1. Прошу принять законопроект во втором чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, есть ли вопросы по таблице поправок № 1? Нет. Таблица поправок ставится на голосование. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 56 мин. 34 сек.) Проголосовало за 394 чел.87,6 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 394 чел. Не голосовало 56 чел.12,4 % Результат: принято Таблица поправок принимается. Законопроект ставится на голосование во втором чтении. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 56 мин. 57 сек.) Проголосовало за 394 чел.87,6 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 394 чел. Не голосовало 56 чел.12,4 % Результат: принято Принимается во втором чтении единогласно. Пожалуйста, Николай Григорьевич. ЦЕД Н. Г. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Просьба поставить данный законопроект для рассмотрения в третьем чтении в повестку на завтра, 19 апреля. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, нет возражений? Нет. Прошу учесть.
Заседание № 306
О проекте федерального закона № 909899-7 "О внесении изменения в статью 3 Закона Российской Федерации "Об организации страхового дела в Российской Федерации" (по вопросу об указании в структуре страховой премии расходов на осуществление страхования).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Пункт 24, проект федерального закона "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "Об организации страхового дела в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части введения обеспечительных мер, направленных на сохранение имущества субъекта страхового дела в целях исполнения его обязательств", пункт 25, проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", и пункт 26, проект федерального закона "О внесении изменения в статью 3 Закона Российской Федерации "Об организации страхового дела в Российской Федерации". Доклад по всем трём вопросам - семь минут - Ирины Анатольевны Яровой. С места. Пожалуйста. ЯРОВАЯ И. А., заместитель Председателя Государственной Думы, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемые коллеги, вашему вниманию предлагаются три из девяти законопроектов, которые были разработаны межфракционной рабочей группой по поручению Вячеслава Викторовича Володина. Вы помните, в рамках рассмотрения тех проблем, которые возникли на финансовом рынке и были связаны с выводом средств за рубеж и невыплатами гражданам, было принято решение провести анализ действующего законодательства. Мы провели такую работу и в течение четырёх месяцев - я хочу поблагодарить всех коллег из других фракций, которые принимали участие в этой работе, - разработали девять законопроектов. Мы проводили работу совместно с Центробанком России, МВД, Генеральной прокуратурой, Минюстом, Министерством финансов, Федеральной налоговой службой и фактически сегодня выходим на беспрецедентные, без преувеличения, решения. Наряду с контрольными полномочиями они дают алгоритм действий, - именно действий! - которые позволят действовать на опережение и защищать финансовые интересы государства и граждан, которые позволят создать дополнительные реальные инструменты безопасности, для того чтобы и финансовые вложения граждан были максимально обеспечены государством, злоупотребления были исключены на финансовом рынке, а значит, были обеспечены финансовая стабильность и устойчивость развития нашей страны. Прежде всего, целый ряд новелл касается полномочий Центрального банка (Банка России). И это не случайно, потому что сегодня компетенция Банка России предполагает прежде всего, на наш взгляд, не только возможность осуществления контрольных мероприятий, но и своевременное принятие адекватных действенных решений. В этой связи мы предлагаем наделить Банк России полномочиями по анализу деятельности кредитных, страховых организаций и негосударственных пенсионных фондов именно в целях выявления ситуаций, создающих угрозу правам и законным интересам граждан как страхователей или угрозу стабильности финансового рынка. Но наряду с этими контрольными полномочиями мы предусматриваем меры реагирования, возможность применять которые будет у банка, а именно: вынесение предписания об устранении нарушения, запрещение проведения всех или части операций - обращаю на это внимание, коллеги, это очень действенный инструмент, потому что, когда не исполняется предписание, возникает вопрос, как должно действовать государство, для того чтобы не дать вывести деньги за рубеж или вообще в направлении, о котором потом не будет известно ни правоохранителям, ни государству, - применение иных мер ответственности, установленных федеральными законами, а в отдельных случаях и аннулирование лицензии, и назначение временной администрации, а также осуществление мероприятий по финансовому оздоровлению негосударственных пенсионных фондов. Кроме того, уважаемые коллеги, вы помните, что у нас при Банке России есть Национальный финансовый совет, куда входят в том числе и представители администрации президента, и парламентарии. И мы посчитали, что будет принципиально важным делегировать ему полномочие по рассмотрению проекта основных направлений развития финансового рынка России с возможностью дачи рекомендаций. Вот это ещё один инструмент действия: не просто послушали, каждый составил своё мнение и остался при нём, а выработка коллегиальных рекомендаций, которые ко многому будут обязывать. Также мы полагаем, что Банку России можно перейти к форме работы с парламентом, которая повысит уровень парламентского контроля, а именно ввести обязанность Банка России представлять в Государственную Думу проект основных направлений развития финансового рынка не раз в три года, как сегодня, а ежегодно, тогда, уважаемые коллеги, у нас будет возможность оперативного, ежегодного реагирования на ситуацию. Кроме того, мы предлагаем повысить серьёзным образом статус запросов Банка России. Мы провели анализ того, как сегодня правоохранители реагируют на запросы Банка России, и обнаружили, что очень часто ответы даются на уровне самого низшего звена и принятие решения об отказе в возбуждении уголовного дела фактически по истечении долгого времени делает невозможным какое-либо реагирование и привлечение к ответственности виновных лиц. Поэтому мы полагаем, что ответы на запросы, которые направляются руководителем Банка России, должны даваться руководителем правоохранительного органа, это позволит осуществлять проверки на уровне центральных аппаратов правоохранительных органов, а значит, изначально задействовать весь инструмент оперативно-розыскных мероприятий, производить действия, позволяющие углублённо анализировать ситуацию и делать оценку с точки зрения уголовного права по признакам наличия или отсутствия состава преступления. Уважаемые коллеги, также мы понимаем, что есть следующая негативная практика: Банк России выносит предписания, однако эти предписания игнорируются и дальше не наступает ничего, но сам факт вынесения предписания уже означает пристальное внимание Банка России к тому или иному институту, и для нечистых на руку субъектов это является основанием для того, чтобы побыстрее вывести деньги, а у Банка России нет возможности действовать. Поэтому мы предлагаем комплекс обеспечительных мер, направленных на сохранение имущества субъекта страхового дела в целях исполнения обязательств перед гражданами и перед контрагентами. Кроме того, мы даём возможность принятия решения о полном или частичном приостановлении расходных операций по всем открытым страховой организацией банковским счетам. Коллеги, это как раз перекрытие тех самых каналов, которые оставались и пока остаются открытыми, и чем быстрее мы примем эти решения, тем с большей долей уверенности можно будет говорить о том, что эти механизмы начнут защищать финансовые средства нашей страны. Расширение перечня оснований для отзыва лицензии и назначения временной администрации - это, как вы понимаете, коллеги, тоже меры, которые позволяют действовать. В целях исключения вот той самой возможности вывода страховыми компаниями активов до принятия органом страхового надзора решения об отзыве лицензии мы полагаем, что решение Банка России должно вступать в силу с момента его принятия, подчёркиваю, именно с момента принятия. Да, в течение суток, рабочего дня после этого должны публиковать, уведомлять, но решение должно вступать в силу незамедлительно, чтобы не было времени, что называется, опомниться тем, кто быстро начинает реагировать и выводить средства по установленным каналам за рубеж. И ещё одна позиция, тоже очень важная, уважаемые коллеги. Мы проанализировали, как же сегодня вообще выглядит страховая премия. Это вообще интересная история. Сегодня ни для кого из граждан этот вопрос не является очевидным, и, выбирая субъекта, с которым... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Добавьте время. ЯРОВАЯ И. А. И, выбирая, с кем строить отношения, никто не знает, а сколько из страховой премии уходит посредникам и сколько денег остаётся на возмещение по страховому случаю? Анализ рынка показывает, что имеет место рост части страховой премии, уходящей на выплаты посредникам, ну, по разным оценкам, по самым скромным оценкам, сегодня это 30 процентов страховой премии. Мы полагаем, что эту ситуацию нужно серьёзно менять, и поэтому мы предлагаем сделать абсолютно открытой и обязательной к обнародованию информацию о том, как распределяется страховая премия. В таком случае будет понимание и у контролирующих органов - я бы сказала, и у правоохранительных органов первичная информация появится, - ну и, самое главное, у граждан Российской Федерации, они будут понимать, с кем строить отношения. Это касается очень важных социальных договоров страхования, это связано со страхованием имущества, с договорами ОСАГО, туристическими договорами, всем, что имеет сущностное значение для защиты законных прав и интересов граждан. Ну и конечно, уважаемые коллеги, как я уже сказала, это только три из девяти законопроектов. Полагаю, что комплексные меры, которые мы сможем вместе с вами реализовать, станут серьёзным шагом в построении новой системы гарантий безопасности финансовых институтов страны и прав и законных интересов наших граждан. Большое спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Содоклад Алексея Николаевича Изотова, также по всем трём вопросам. Сколько надо вам времени? Пять минут. Пожалуйста. ИЗОТОВ А. Н., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Я сразу хочу высказать позицию Комитета по финансовому рынку: мы поддерживаем концепции всех трёх законопроектов, так как они направлены на защиту прав и интересов потребителей финансовых услуг. Теперь перечислю основные моменты по каждому из них в дополнение к информации Ирины Анатольевны. Первый законопроект, № 909929-7. Почему необходимо расширять полномочия Центрального банка в части ограничения расходных операций по расчётным счетам, по счетам депо, по вкладам и по лицевым счетам? Потому что, несмотря на те ограничения, которые сегодня существуют в федеральном законодательстве, тем не менее находятся лазейки и активы страховых компаний всё-таки уходят, перемещаются не только за рубеж, но и внутри страны; несмотря на предписания Центрального банка, руководители некоторых страховых компаний, порой в сговоре с другими финансовыми институтами, всё-таки такие операции проводят. Поэтому соответствующее ограничение в данном законопроекте распространяется, помимо страховых компаний, на кредитные организации и профессиональных участников рынка ценных бумаг, теперь они тоже будут нести ответственность за проведение данных операций с применением соответствующих санкций со стороны Центрального банка. Также законопроектом расширяется перечень оснований для назначения временной администрации и отлучения от деятельности руководителей страховых компаний. Если в действующей редакции содержится два основания - это отзыв лицензии либо решение суда, - и порой Центральный банк просто не успевал проводить необходимые мероприятия либо не имел на то возможности, то сейчас этот перечень оснований дополняется приостановлением действия лицензии, недостаточностью денежных средств для исполнения обязательств и воспрепятствованием со стороны руководителей страховой организации действиям и решениям Центрального банка. Что касается второго законопроекта, № 909884-7. Для чего необходимо наделять именно Национальный финансовый совет полномочиями по рассмотрению основных направлений развития финансового рынка Российской Федерации? Раньше эти полномочия были у совета директоров. В совет директоров входят работники Центрального банка, а вот в Национальный финансовый совет помимо председателя Центрального банка входят представители Федерального Собрания, Государственной Думы, представители Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации. Таким образом, во-первых, мы повышаем статус Национального финансового совета, во-вторых, мы более оперативно сможем реагировать на действия Центрального банка, ну и к работе над названным документом привлекаются все уровни федеральной власти, что делает этот документ более качественным. Также законопроектом предлагается установить новые полномочия Центрального банка в части проведения анализа деятельности субъектов страхового дела и негосударственных пенсионных фондов, это будет направлено именно на защиту прав и интересов клиентов страховых компаний и негосударственных пенсионных фондов. Ещё очень важно, что Центральный банк теперь имеет возможность заниматься финансовым оздоровлением страховых организаций и негосударственных пенсионных фондов. Ну и заключительный законопроект из этого пакета, № 909899-7. Суть его в том, что теперь страховщики должны будут указывать размер доли страховой премии, предназначенной для покрытия затрат на осуществление страхования, а также выделять в структуре долю затрат, которая перечисляется брокеру, посреднику либо агенту. Действительно, в законодательстве есть возможность получить информацию о структуре страховой премии, но только если у клиента возникает желание получить такую информацию, и распространяется эта возможность только на договоры обязательного страхования. Данный же законопроект распространяет её не только на договоры обязательного страхования - в законопроекте есть перечень, вы можете с ним ознакомиться, - а также делает обязательным условием для страховщиков раскрытие такой информации перед своими клиентами. Все три законопроекта направлены в первую очередь на обеспечение прозрачности финансового рынка, на защиту прав и интересов клиентов страховых компаний, негосударственных пенсионных фондов. Комитет по финансовому рынку поддерживает концепции всех трёх законопроектов и рекомендует Государственной Думе проголосовать за них в первом чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, прежде чем перейти к вопросам, хочу вам сообщить, что в правительственной ложе находится Владимир Викторович Чистюхин - заместитель Председателя Центрального банка Российской Федерации. Так что если будут какие-то вопросы в адрес Центрального банка, можно будет ему их задать. Коллеги, есть ли вопросы? Да. Включите режим записи на вопросы. Покажите список. Боева Наталья Дмитриевна, пожалуйста. БОЕВА Н. Д., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Ирина Анатольевна, хорошие, отличные законопроекты и, самое главное, насущные, но какая доля средств предприятий?.. Предприятие заключило со страховой компанией договор, заплатило средства. Кто вернёт, если у этой компании изымут лицензию, и кто будет исполнять страховые обязательства при наступлении страхового случая для определённой компании? ЯРОВАЯ И. А. Уважаемая Наталья Дмитриевна, вот как раз для того, чтобы избежать случаев, когда происходит такая ситуация и за душой, извините за такой термин, у страховой компании ничего не оказывается, - а не оказывается именно потому, что в рамках текущей деятельности не было инструмента, позволяющего вести контроль и приостанавливать операции, наносящие ущерб стороне, которая поверила этой страховой компании, внесла свои средства и рассчитывает на то, что ваши интересы защищены, - вот раскрытие информации, в том числе по тем объёмам страховой премии, которые фактически не идут на возмещение страхового случая... вот если мы про посредников сказали, что это 30 процентов, то объём того, что не идёт на погашение страхового случая, по оценкам экспертов, составляет 70 процентов. А объём операций, которые связаны с подведением ситуации к прекращению деятельности и предварительному выводу средств, ещё более неутешительно выглядит. Полагаю, что в случае принятия закона, дав полномочия Центробанку, мы фактически сможем избежать самого главного - потери денег, которые предназначены той добросовестной стороне (гражданину или юридическому лицу), которая рассчитывает, что оплаченные, внесённые средства уж точно не будут потеряны. Мы рассчитываем на то, что ситуации, когда возникает вопрос, что некому и нечего возвращать, просто не будет, что государство сможет действовать на опережение. Вот наша задача - упреждать, а не так, когда потом вся правоохранительная система переворачивает мир с ног на голову, разыскивая тех, кто увёл средства, но и средств нет, и лиц нет, и все кругом без ответственности... Ответ такой. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Бикбаев Ильдар Зинурович. БИКБАЕВ И. З. Спасибо, Александр Дмитриевич. У меня вопрос к представителю Центробанка. Владимир Викторович, скажите, пожалуйста, вот в качестве предупреждения всех этих неприятных явлений возможно ли рассмотрение получателями услуг информации - в случае возникновения вот таких угроз стабильности финансового рынка - о недобросовестных страхователях, ну и соответственно, о мерах, принимаемых Центробанком для недопущения в дальнейшем, так сказать, вот такой ситуации? ЧИСТЮХИН В. В., заместитель председателя Центрального банка Российской Федерации. Действительно, меры, которые предлагаются, как раз и направлены на то, чтобы Центральный банк, являясь органом страхового надзора, в максимально короткий срок и действуя, как уже было правильно сказано, на опережение, постарался купировать негативные явления в деятельности страховой компании и при необходимости сберёг средства, которые ещё остаются у недобросовестного страховщика. Мы, к сожалению, имеем большое количество случаев, когда получаем жалобы от страхователей - как физических, так и юридических лиц - на деятельность страховой компании, сами видим, что страховая компания действует недобросовестно, направляем предписание в депозитарий кредитной организации, чтобы обеспечить сохранность ресурсов, но на текущий момент полномочия требовать что-либо от кредитных организаций и депозитариев отсутствуют, и получается, что недобросовестный страховщик, несмотря на то что получает наше предписание, вправе эти средства перечислять третьим лицам, за границу, в офшоры и так далее. И вот нормы, которые предлагаются к принятию, позволят в том случае, если надзор максимально быстро выявит какое-либо нарушение и готов будет остановить деятельность компании, для того чтобы обеспечить сохранность её финансовых ресурсов, такого рода действия совершить и ресурсы не потерять. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, будут ли желающие выступить? Нет. Представитель президента? Нет. Докладчик? Пожалуйста. ЯРОВАЯ И. А. Я хотела бы поблагодарить, уважаемые коллеги, вас: вот за четыре месяца мы разработали девять законопроектов, у нас были представители всех фракций, в рамках работы был только профессиональный диалог, и вот результат, на который мы вышли. Огромное спасибо и представителям правительства, всех министерств, и Центробанка. Я думаю, что мы можем взять за основу такой алгоритм работы в решении очень многих вопросов. Спасибо большое. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Содокладчик? Нет. Коллеги, ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "Об организации страхового дела в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части введения обеспечительных мер, направленных на сохранение имущества субъекта страхового дела в целях исполнения его обязательств". Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 40 мин. 47 сек.) Проголосовало за 359 чел.79,8 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 359 чел. Не голосовало 91 чел.20,2 % Результат: принято Принимается единогласно в первом чтении. Проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", пункт 25. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 41 мин. 17 сек.) Проголосовало за 359 чел.79,8 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 359 чел. Не голосовало 91 чел.20,2 % Результат: принято Принимается единогласно. Проект федерального закона "О внесении изменения в статью 3 Закона Российской Федерации "Об организации страхового дела в Российской Федерации", пункт 26. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 41 мин. 46 сек.) Проголосовало за 360 чел.80,0 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 360 чел. Не голосовало 90 чел.20,0 % Результат: принято Принят единогласно.