Заседание № 135

13.12.2001
Вопрос:

О проекте федерального закона № 90975-3 "О внесении дополнения в Уголовный кодекс Российской Федерации" (в части установления ответственности за воспрепятствование реабилитации репрессированных народов).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 5872 по 6162 из 6831
Переходим к рассмотрению пункта 48: о проекте федерального закона "О внесении   
дополнения в Уголовный кодекс Российской Федерации". Доклад депутата            
Государственной Думы Асламбека Ахмедовича Аслаханова.                           
                                                                                
Пожалуйста, Асламбек Ахмедович.                                                 
                                                                                
АСЛАХАНОВ А. А., фракция "Отечество - Вся Россия".                              
                                                                                
Уважаемые коллеги, уважаемый председательствующий! Формирование правового       
Российского государства требует очищения страны от прошлых деформаций и         
искажения общественной жизни, восстановления исторической справедливости.       
Особенно важно это было сделать по отношению к целым народам, носителям         
суверенитета, - единственному источнику власти в Российской Федерации.          
                                                                                
Закон РСФСР "О реабилитации репрессированных народов", принятый Верховным       
Советом РСФСР 26 апреля 1991 года, явился логическим результатом                
общественно-политических процессов в этом направлении, нашедших свое            
выражение в Декларации Верховного Совета СССР от ноября 1989 года "О            
признании незаконными и преступными репрессивных актов против народов,          
подвергшихся насильственному переселению, и обеспечении их прав". Однако        
начатая, но не доведенная до конца реализация этого закона, механизмы,          
которые были определены статьей 13 постановления Верховного Совета РСФСР о      
порядке введения в действие закона, и распоряжения Совета Министров             
Российской Федерации от 17 мая и от 5 февраля 1992 года, а также ряд            
подзаконных актов по отдельным репрессированным народам не только не сняли с    
повестки дня одну из самых сложных проблем государственной национальной         
политики России, но и создали ряд новых. И хотя мы понимаем, что новые          
проблемы в этой сфере общественных отношений уходят своими корнями в прошлое,   
но необоснованные репрессии против народов и неквалифицированные действия       
исполнительной власти, доводящие до парализации закона, а часто и ее            
бездействие в результате этих первых неудачных попыток его реализации сыграли   
в сложившейся на сегодня непростой ситуации в области межнациональных           
отношений не последнюю роль. В итоге трагические последствия прошлой политики   
произвола и беззакония, репрессий по признаку национальной принадлежности до    
сих пор сказываются на состоянии межнациональных отношений и создают опасные    
очаги межнациональных конфликтов.                                               
                                                                                
Один из наиболее опасных очагов стал возможным из-за неурегулированности        
общественных отношений на информационном поле проблем репрессированных          
народов. Статья 4 Закона РСФСР "О реабилитации репрессированных народов"        
гласит: "Не допускается агитация или пропаганда, проводимые с целью             
воспрепятствования реабилитации репрессированных народов. Лица, совершающие     
подобные действия, а равно подстрекающие к ним, привлекаются к                  
ответственности в установленном законом порядке". Однако до сих пор в           
законном порядке не определены меры наказания за этот вид преступления. Это     
позволяет некоторым политикам, спекулирующим на национальных проблемах, и не    
реализовавшим себя общественным деятелям не только использовать данный факт     
для разжигания межнациональных конфликтов между представителями                 
репрессированных и остальных народов России, но и осуществлять нападки на сам   
закон, заявлять, что именно он является причиной этих конфликтов, а не те       
преступные политические репрессии, которые породили эти конфликты.              
                                                                                
Сегодня мы предлагаем концепцию законопроекта, поэтому не будем углубляться в   
конкретные формулировки предложенных статей, тем более что они более            
символичны, чем суровы, как пытаются тут доказывать. Но в этом и состоит цель   
предлагаемого законопроекта - чтобы показать, что здесь опасная зона            
общественных отношений и надо быть осторожными в обращении с незаживающей       
раной репрессированных народов и их больной памятью. Его суть состоит в том,    
чтобы ограничить возможности разжигания межнациональной вражды между            
репрессированными в прошлом народами и остальным российским народом. Поэтому    
следует отметить, что эти требования как государственная воля уже определены    
в Декларации о государственном суверенитете Российской Советской Федеративной   
Социалистической Республики, в пункте 4, где сказано, что государственный       
суверенитет РСФСР провозглашается во имя высших целей - обеспечения каждому     
народу неотъемлемого права на самоопределение в избранных им                    
национально-государственных и национально-культурных формах. В памятной         
декларации Верховного Совета СССР от 14 декабря 1989 года сказано, что          
Верховный Совет СССР считает необходимым принять соответствующие                
законодательные меры для безусловного восстановления прав всех советских        
народов, подвергшихся репрессиям.                                               
                                                                                
И последнее, по поводу полученных отзывов на предлагаемый законопроект.         
Мнение экспертов, утверждение, что лица за определенные в статье 4 действия     
привлекаются к ответственности в установленном законом порядке, не означает,    
что эта ответственность должна быть уголовной, не выдерживает никакой           
элементарной критики. Вот то, что эти действия возбуждают национальную          
вражду, рознь и ненависть, даже у них самих эта формулировка не вызывает        
сомнения. А то, что эти виды преступлений в законном порядке установлены как    
уголовные (статья 282 Уголовного кодекса Российской Федерации), они просто не   
хотят видеть. А это представляется уже как позиция, а не как экспертиза.        
Статья 282, гласящая, что за возбуждение национальной, расовой или              
религиозной вражды, ненависти или розни... Как понимать формулировку, которая   
дана экспертами, - что устанавливать уголовную ответственность за подрыв        
доверия (дискредитацию) к одному из более чем двух тысяч законов Российской     
Федерации необоснованно? А дискредитация закона "Об акционерных обществах"      
разжигает национальную рознь? Что, он разжигает национальную рознь, этот        
закон? Надо же видеть существо дела, особенно Закона "О реабилитации            
репрессированных народов".                                                      
                                                                                
Экспертиза также ссылается на статью 136 УК, определяющую наказание за          
нарушение равенства прав и свобод человека и гражданина в зависимости от        
пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного,               
должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений,       
принадлежности к общественным объединениям, причинившее вред правам и           
законным интересам человека и гражданина. Но в ней-то речь идет о правах        
человека и гражданина, а тут мы ставим вопрос о правах народов. Мы видим, что   
заключение названных экспертов - это... ну, ни морально, ни юридически не       
выдерживает никакой критики.                                                    
                                                                                
Другое дело - заключение Верховного Суда Российской Федерации. Его делали       
профессионалы-практики, а не теоретики, и притом профессионалы высочайшего      
класса, занимающиеся непосредственно предметом законопроекта. Они               
поддерживают концепцию закона. Их критика направлена лишь на формирование       
отдельных статей и оптимизацию структуры будущего закона. А эти замечания и     
предложения, безусловно, можно устранить ко второму чтению.                     
                                                                                
Таким образом, чтобы пресечь такие явления, и предлагается внести дополнения    
в Уголовный кодекс Российской Федерации по реализации статьи 4 Закона РСФСР     
"О реабилитации репрессированных народов", восполняющие указанные пробелы в     
действующем законодательстве.                                                   
                                                                                
Я абсолютно не сомневаюсь, что, наверное, во фракциях эти вопросы уже           
рассматривали и приняли решение. У нас как бы гипноз: если Правительство,       
эксперты дают какое-то заключение, наш парламент просто не представляет себе,   
что возможно иметь другое мнение и голосовать против этих предложений. Я        
особо не рассчитываю, что будут внесены эти изменения. Тем не менее, зная,      
что такое межнациональные отношения, насколько болезненно воспринимаются        
непринятие и отсутствие механизма реализации этих законопроектов, что это       
особенно больно действует на людей, которые прошли ад выселения и репрессий,    
зная, что это дает основание многим из, действительно скажу, политиканов и      
политиканствующих людей спекулировать на этом, я просил бы поддержать тот       
законопроект, который мы вынесли на ваше обсуждение.                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Слово для содоклада предоставляется члену Комитета по законодательству          
Баранникову Александру Евгеньевичу.                                             
                                                                                
Пожалуйста, Александр Евгеньевич.                                               
                                                                                
БАРАННИКОВ А. Е. Уважаемые коллеги, да, действительно, данный законопроект      
затрагивает одну из наиболее острых проблем нашего общества - проблему          
межнациональных отношений. Но по сути данный законопроект сводится к одному.    
Существует закон, который был принят в 1991 году, если мне не изменяет          
память. Сейчас он существует в редакции 1993 года. Это Закон РСФСР "О           
реабилитации репрессированных народов". Данный закон был принят до принятия     
действующей Конституции Российской Федерации, и ряд его положений уже не        
действует, они отменены иными нормами, которые заложены в Конституции           
Российской Федерации.                                                           
                                                                                
Да, действительно, докладчик много говорил о том, что проблема разжигания       
межнациональной розни - это огромная проблема для нашего государства. Сам       
докладчик ссылался на действующий Уголовный кодекс. Действительно,              
действующий Уголовный кодекс предусматривает уголовную ответственность за       
возбуждение национальной, расовой и религиозной вражды. Поэтому необходимость   
дополнения Уголовного кодекса статьей, касающейся неисполнения закона,          
который отчасти уже не действует, представляется нецелесообразным. И здесь,     
конечно же, ни о каком гипнозе Правительства или Президента речь не идет.       
Здесь речь идет о реальной целесообразности. Нельзя принимать такой документ.   
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Депутаты, есть ли вопросы к докладчику и к содокладчику? Нет? Есть ли           
желающие выступить по данному проекту? Есть.                                    
                                                                                
Пожалуйста, Сафиуллин.                                                          
                                                                                
Включите микрофон депутату Сафиуллину.                                          
                                                                                
САФИУЛЛИН Ф. Ш., депутатская группа "Регионы России (Союз независимых           
депутатов)".                                                                    
                                                                                
Уважаемые коллеги, данный законопроект, к сожалению, затрагивает не просто      
проблемы межнациональных отношений. Он затрагивает глубочайшие нравственные     
проблемы - очищения и покаяния за те преступления, которые происходили до       
нас, до нынешней России. Но тем не менее мы, как правопреемники, за всё это     
несем моральную ответственность.                                                
                                                                                
Президент Ельцин, совершенно не будучи виновным в тех нарушениях прав           
человека, которые происходили в лагерях для военнопленных, в свое время         
принес извинения японскому народу. Германское Правительство, которое не несет   
никакой ответственности за гитлеровские преступления перед евреями, принесло    
покаяние и продолжает приносить покаяние за те преступления, которые            
происходили на территории Германии и на оккупированных фашистской Германией     
территориях.                                                                    
                                                                                
Если мы не примем этот акт самоочищения, покаяния, не будет мира в нашем        
доме. Мы не несем ответственности за те преступления, которые тогда             
происходили. Но если мы признаем преемственность нашей истории, мы должны       
признать и преемственность ответственности. Закон имеет огромное                
нравственное, оздоравливающее значение для будущего нашего государства как      
единой семьи равноправных народов. Без этого очищения у нас не будет            
взаимного доверия друг к другу. Закон в большей степени имеет моральное         
значение, чем политическое, правовое, юридическое.                              
                                                                                
Я предлагаю этот законопроект поддержать и, может быть, даже и впредь такие     
законы принимать, чтобы положить конец тому, что нас связывает с нашим          
прошлым, с теми страницами прошлого, которые у нас вызывают чувство стыда.      
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Есть ли еще депутаты, настаивающие на выступлении? Нет. Представитель           
Президента?                                                                     
                                                                                
Пожалуйста, Александр Алексеевич.                                               
                                                                                
КОТЕНКОВ А. А. Уважаемый Владимир Александрович, уважаемые депутаты             
Государственной Думы! Безусловно, необходимо согласиться с тем, что моральная   
ответственность за те действия, которые незаконно осуществляло государство,     
на всех нас лежит, - никуда от этого не денемся. Но тем не менее вопросы эти    
надо решать очень тонко.                                                        
                                                                                
Данной проблемой я занимался с 1991 года. И наверное, многие из вас знают,      
те, кто работал или жил на Кавказе, что тушить пожар первого конфликта,         
возникшего из-за, скажем так, нечеткости закона "О реабилитации                 
репрессированных народов", пришлось как раз мне в 1992-1993 годах. Я мог бы     
не возражать против предложенного законопроекта, если бы мы могли быть          
уверены в полной чистоте и соответствии Конституции самого Закона "О            
реабилитации репрессированных народов".                                         
                                                                                
Приведу простой пример. Конституция Российской Федерации - а здесь правильно    
было сказано докладчиком, что данный закон принят был до вступления в           
действие Конституции Российской Федерации, - устанавливает, что изменение       
границ между субъектами Федерации осуществляется на основе конституционного     
закона при взаимном согласии обоих субъектов Федерации, граница между           
которыми изменяется. Это конституционная норма. Что мы имели на практике в      
1991 году? В нарушение конституционных норм, даже в нарушение самого Закона     
"О реабилитации репрессированных народов" только на основании одной записи о    
территориальной реабилитации репрессированных народов возник кровавый           
конфликт, который, к сожалению, окончательно не завершен и до сих пор. Таким    
образом, если и возвращаться к теме, затронутой в законопроекте депутата        
Аслаханова, то только после того, как Закон "О реабилитации репрессированных    
народов" будет приведен в соответствие с Конституцией Российской Федерации. А   
если он будет приведен в соответствие с Конституцией Российской Федерации,      
то, простите меня, любое неисполнение закона - оно уже и уголовно, и            
административно наказуемо, в силу чего отпадает надобность в данном             
законопроекте.                                                                  
                                                                                
Я уж не буду говорить о том, что Главное государственно-правовое управление     
еще высказывает замечание о нарушении права граждан на свободу слова. Вы        
доказали, что относитесь к этому праву с большим уважением. Мы сегодня с вами   
в этом убедились, когда вы отказались лишить депутата Шандыбина слова за        
оскорбление Государственного флага. Один из аргументов, который приводят        
специалисты Главного государственно-правового управления, как раз и             
заключается в нарушении свободы слова - права граждан высказывать свое          
мнение.                                                                         
                                                                                
Я прошу вас обратить внимание на то, что на протяжении десяти лет               
существования этого закона против него высказывалось очень много самых          
уважаемых юристов, ученых, в том числе специалистов в области национальных,     
федеративных отношений, и именно в силу несовершенства этого закона. Если мы    
примем сейчас данный закон, то мы что, будем уголовно наказывать ученых при     
обсуждении вопроса о действенности и правомерности самого Закона "О             
реабилитации репрессированных народов"? Как минимум, как я уже сказал,          
принятие подобного закона преждевременно, пока вы не приведете в соответствие   
с Конституцией основной закон - "О реабилитации репрессированных народов".      
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Александр Алексеевич.                            
                                                                                
Представитель Правительства? Докладчик будет выступать с заключительным         
словом?                                                                         
                                                                                
Пожалуйста, включите микрофон депутату Аслаханову.                              
                                                                                
АСЛАХАНОВ А. А. Мое заключительное слово будет коротким.                        
                                                                                
Вообще, честно говоря, я удивляюсь. Нет ни в одной статье Уголовного кодекса    
такого понятия, как уголовная или административная, то есть уголовная           
ответственность, касающаяся народов. Там идет совершенно другая трактовка. И    
заявление о том, что принятие этого закона не соответствует Конституции,        
необоснованно. Речь идет о том, чтобы люди несли наказание за то, что не        
выполняют этот закон, позволяя себе высказывания, унижающие интересы народа.    
Мне не понятно, почему всё время уходят от этого и пытаются подвести к          
действующему уголовному законодательству.                                       
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Асламбек Ахмедович.                              
                                                                                
Ставлю на голосование проект постановления Государственной Думы о принятии в    
первом чтении проекта федерального закона "О внесении дополнения в Уголовный    
кодекс Российской Федерации", пункт 48 повестки дня. Кто за принятие данного    
проекта закона в первом чтении? Прошу голосовать.                               
                                                                                
Кто без карточки?                                                               
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 27 мин. 03 сек.)                 
Проголосовало за               29 чел.              6,4%                        
Проголосовало против            1 чел.              0,2%                        
Воздержалось                    0 чел.              0,0%                        
Голосовало                     30 чел.                                          
Не голосовало                 420 чел.                                          
Результат: не принято                                                           
                                                                                
Законопроект не принимается.