Заседание № 314
О проекте федерального закона № 907918-7 "О внесении изменения в статью 4 Федерального закона "О государственном регулировании развития авиации" (в части уточнения полномочий Правительства Российской Федерации в области развития авиации).
Рассмотрение законопроекта в третьем чтении
Пункт 4, проект федерального закона "О внесении изменения в статью 4 Федерального закона "О государственном регулировании развития авиации". Докладывает Максим Викторович Сураев. На рабочем месте включите микрофон. СУРАЕВ М. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Данный законопроект во втором чтении был принят 22 сентября, прошёл правовую и лингвистическую экспертизы, готов к третьему чтению. Прошу поддержать. И для справки: данным законопроектом у нас приводятся в соответствие Воздушный и Гражданский кодексы плюс правительство наделяется полномочиями определять финансирование и устанавливать сроки капитального ремонта. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Максим Викторович. Будут ли желающие выступить по мотивам от фракций? Нет. Ставится законопроект на голосование. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 09 мин. 15 сек.) Проголосовало за 352 чел.78,2 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 352 чел. Не голосовало 98 чел.21,8 % Результат: принято Закон принят единогласно.
Заседание № 312
О проекте федерального закона № 907918-7 "О внесении изменения в статью 4 Федерального закона "О государственном регулировании развития авиации" (в части уточнения полномочий Правительства Российской Федерации в области развития авиации).
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
7-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменения в статью 4 Федерального закона "О государственном регулировании развития авиации". Докладывает Максим Викторович Сураев. СУРАЕВ М. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Первое чтение было 9 июня 2020 года. За это время поступило две поправки технического характера, поправок к отклонению нет, все поправки включены в таблицу № 1. Комитет просит принять законопроект во втором чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Максим Викторович. Коллеги, есть ли вопросы по таблице поправок № 1? Нет. Ставлю таблицу на голосование. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (12 час. 46 мин. 28 сек.) Проголосовало за 310 чел.68,9 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 1 чел.0,2 % Голосовало 311 чел. Не голосовало 139 чел.30,9 % Результат: принято Принимается таблица поправок. Законопроект ставится на голосование во втором чтении. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (12 час. 46 мин. 51 сек.) Проголосовало за 359 чел.79,8 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 359 чел. Не голосовало 91 чел.20,2 % Результат: принято Законопроект принимается во втором чтении единогласно. Спасибо.
Заседание № 300
О проекте федерального закона № 907918-7 "О внесении изменения в статью 4 Федерального закона "О государственном регулировании развития авиации" (в части уточнения полномочий Правительства Российской Федерации в области развития авиации).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Переходим к рассмотрению 15-го вопроса. О проекте федерального закона "О внесении изменения в статью 4 Федерального закона "О государственном регулировании развития авиации". Доклад официального представителя Правительства Российской Федерации статс-секретаря - заместителя министра транспорта Российской Федерации Дмитрия Станиславовича Зверева. Пожалуйста, Дмитрий Станиславович. ЗВЕРЕВ Д. С. Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые депутаты Государственной Думы! Вашему вниманию предлагается проект федерального закона о внесении изменения в закон "О государственном регулировании развития авиации" в части уточнения полномочий Правительства Российской Федерации по утверждению классификации работ по содержанию и ремонту аэродромов гражданской авиации, находящихся в федеральной собственности, нормативов финансовых затрат на их содержание и ремонт, а также правил расчёта бюджетных ассигнований на указанные цели. По истечении более чем трёхлетнего периода правоприменительная практика и действие законов, изданных во исполнение указанного федерального закона с момента его принятия, и подзаконных актов были проанализированы, и возникла необходимость уточнить нормы в части полномочий правительства утверждать правила по текущему ремонту. С учётом того что в настоящее время часть аэропортовых комплексов передана в концессионные соглашения, а полномочия операторов уже определены иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, предлагается уточнить полномочия Правительства Российской Федерации в части текущих ремонтов. И второй принципиальный момент - наделить Правительство Российской Федерации полномочиями по утверждению порядка установления межремонтных сроков капитального ремонта аэродромов гражданской авиации, находящихся в федеральной собственности. Прошу поддержать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Содоклад Максима Викторовича Сураева. Пожалуйста. СУРАЕВ М. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Комитет поддерживает инициативу об уточнении полномочий Правительства Российской Федерации в части определения межремонтных сроков проведения капитального ремонта аэродромов гражданской авиации и рекомендует принять законопроект в первом чтении. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, есть вопросы? Есть вопросы. Включите режим записи. Пожалуйста, Ганзя Вера Анатольевна. ГАНЗЯ В. А., фракция КПРФ. У меня вопрос к Дмитрию Станиславовичу. Вот мы распределяем полномочия правительства, касающиеся федеральных объектов, но все эти объекты, собственно говоря, находятся в плачевном состоянии и, собственно говоря, например, на малую авиацию никто не обращает внимания, я думаю, где-то уже более двадцати лет. Зачем нам аэродромы, если нет самолётов? Надо как-то решать этот вопрос, нужно заниматься развитием малой авиации и, естественно, готовить площадки наземного обслуживания. Но вопрос мой такой: как вы вот это всё будете коррелировать? То есть только поддержку аэродромов будете рассматривать или всё-таки всю малую авиацию в целом на перспективу? ЗВЕРЕВ Д. С. Уважаемая Вера Анатольевна, спасибо за вопрос. Что касается поддержки аэродромов. У нас есть результат, можем доложить, за 2010-2018 годы, плюс с начала 2018 года реализуется комплексный план развития магистральной инфраструктуры, в котором заложены соответствующие объёмы по 69 мероприятиям в 66 аэропортах Российской Федерации, это будет проведено. Мы готовы будем представить эту информацию пообъектно. Собственно говоря, эта информация уже представляется в рамках мониторинга и парламентского контроля, но дополнительно готовы будем представить. Что касается развития малой авиации. Спасибо вам огромное прежде всего за ту работу, которую мы с вами сейчас проводим в рамках подготовки проекта федерального закона, направленного на развитие малой авиации. Уверен, что эта часть комплексной программы будет реализована с момента его принятия. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Афонский Владимир Игорьевич. АФОНСКИЙ В. И. Благодарю вас, Вячеслав Викторович. Три коротких вопроса, Дмитрий Станиславович. Сколько всего аэропортов на территории Российской Федерации? Можете ли, Дмитрий Станиславович, обозначить объём финансирования реконструкции и строительства объектов наземной инфраструктуры аэропортов гражданской авиации и обозначить, какие меры государственной поддержки аэропортов в связи с COVID предусмотрены? И вообще вкратце, если можно, о поддержке авиационной отрасли: какие вообще меры в связи с распространением коронавирусной инфекции сейчас реализуются? Благодарю. ЗВЕРЕВ Д. С. Владимир Игорьевич, спасибо за вопрос. Вопрос объёмный, попробую остановиться сначала на цифрах. Что касается количества аэропортов, находящихся в федеральной собственности, в настоящее время это 241 аэропорт, из них концессионные соглашения заключены с наиболее крупными - аэропорт Шереметьево, в процессе подготовки - по аэропортам Внуково и Домодедово. Надеемся, они выйдут. По цифрам. Как я уже обозначил, комплексным планом развития магистральной инфраструктуры предусмотрено 69 мероприятий по реконструкции аэродромных комплексов в 66 аэропортах Российской Федерации с финансированием из федерального бюджета: в 2019 году - 24,5 миллиарда рублей, в 2020 году - 31,2 миллиарда. Приоритетными на этот год являются подготовка аэродромной инфраструктуры по Челябинску (это было предусмотрено для проведения саммитов ШОС и БРИКС) и реконструкция аэродромной инфраструктуры аэропортов Дальневосточного федерального округа и Арктической зоны в соответствии с поручением Президента Российской Федерации. Вот это две основные задачи, и это кроме того, что было предусмотрено комплексным планом развития магистральной инфраструктуры. В целом кроме КПМИ отметил бы, что 7-го числа состоялось совещание у Президента Российской Федерации по вопросам транспортного комплекса и 13-го числа - отдельно совещание по вопросам развития авиационной отрасли и самолётостроения, в рамках которых действительно был утверждён комплекс мер, дополнительный к тем мерам, которые Правительство Российской Федерации уже приняло. Кроме того что на них распространяются те меры, которые предусмотрены для системообразующих предприятий (а значительное количество авиакомпаний вошло в перечень системообразующих предприятий), в соответствии с поручением президента предусмотрено дополнительное выделение субсидий отдельно по аэропортам в размере 10,9 миллиарда, в том числе на заработную плату в связи с простоем аэропортовых комплексов и снижением соответственно нагрузки на них. Также предусмотрены значительные меры поддержки по лизингу, но в большей степени это касается, конечно, авиакомпаний. Что касается третьего вопроса, который был задан, о мерах защиты аэропортовых комплексов от распространения COVID. В соответствии с пунктом 5 поручения Президента Российской Федерации от 7 мая 2020 года Минтрансу России совместно с Роспотребнадзором было поручено разработать перечень необходимых требований, соблюдение которых обеспечивает санитарно-противоэпидемиологическую и медико-биологическую защиту в режиме повышенной готовности. Указанное было исполнено, перечень утверждён 20 мая 2020 года и вступил в силу. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Моляков Игорь Юрьевич. МОЛЯКОВ И. Ю. Уважаемый Дмитрий Станиславович, вам вопрос. Наши авиационные фирмы имеют прекрасные названия - "Победа", "Россия", но фирма "Победа" летает на "боингах", а "Россия" летает на "эйрбасах". Мне кажется, было бы логичнее, чтобы "Победа" летала на "тушках", а "Россия" - на "илах". В связи с этим вопрос: когда вот это изменится? И это вопрос в связи с поправками к нашей Конституции, потому что весь смысл наших конституционных поправок в том, чтобы усилить независимость и повысить статус нашей государственности. Когда, собственно, мы пересядем, когда на "Победе" будем летать на "тушках", а на "России" будем летать на "илах"? Ну как-то нелогично получается, вы так не считаете? ЗВЕРЕВ Д. С. Уважаемый Игорь Юрьевич, спасибо за вопрос. В большей степени это касается именно самолётостроения, не столько обслуживания авиакомпаниями и аэропортовыми комплексами. Тем не менее в перечне поручений Президента Российской Федерации от 13 мая 2020 года по поддержке развития самолётостроения предусмотрен конкретный перечень мер, готов вам его довести, вместе с коллегами из Министерства промышленности и торговли доложить по каждой позиции. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Альшевских Андрей Геннадьевич. АЛЬШЕВСКИХ А. Г. Дмитрий Станиславович, у меня вопрос насчёт наделения правительства полномочиями по утверждению межремонтных сроков проведения капремонта. Скажите, пожалуйста, прорабатывались ли уже эти параметры и если прорабатывались, то можете ли, вообще, хотя бы обозначить эти сроки? ЗВЕРЕВ Д. С. Уважаемый Андрей Геннадьевич, безусловно, проект постановления правительства уже подготовлен. Готовы представить вам его для ознакомления, поскольку он будет сразу же внесён в Правительство Российской Федерации, это документ, который уже детально отработан с комитетом. Межремонтные сроки устанавливаются в зависимости от категории и в зависимости от того состояния, которое сейчас существует. Мы почему исключаем вопросы текущего ремонта и заменяем их, по сути дела, позицией по установлению межремонтных сроков? Для того чтобы определиться и обеспечить доведение до нормативного состояния с помощью текущего ремонта и сметного финансирования в настоящий момент. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Катасонов Сергей Михайлович. КАТАСОНОВ С. М., фракция ЛДПР. Дмитрий Станиславович, ситуация, в которой мы сейчас находимся и вообще весь мир, поставила достаточно остро вопрос о том, что государства должны по ключевым вопросам обеспечивать себя практически самостоятельно. Это касается в том числе и авиации. Насколько мне стало известно из общественных источников, всё-таки новые самолёты, которые на подходе (это и "МС-21", и тот же "Сухой..."), "Аэрофлот" отказывается эксплуатировать, и поэтому создаётся концепция формирования отдельной компании, которая будет обслуживать данные самолёты. Ну, у нас ведь задача не только обслуживать себя, но и работать на экспорт. Насколько данная позиция поддерживается правительством и насколько мы в состоянии этими процессами управлять с точки зрения размещения наших отечественных самолётов в авиакомпаниях? ЗВЕРЕВ Д. С. Уважаемый Сергей Михайлович, спасибо за вопрос. Действительно, вопрос обсуждался и при подготовке, и на совещании у Президента Российской Федерации. Он комплексно увязан с вопросом лизинга авиационного, и в данном случае подготовлена комплексная программа, более того, она же вошла и в общенациональный план. Готовы предоставить эту информацию дополнительно. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, кто хотел бы выступить? Есть желающие. Пожалуйста, включите режим записи. Покажите, пожалуйста, список. Иванов Сергей Владимирович, пожалуйста. ИВАНОВ С. В., фракция ЛДПР. Уважаемые коллеги, Дмитрий Станиславович! Вообще-то, конечно, вопрос не глобальный - точечные изменения в закон "О государственном регулировании развития авиации", но, поверьте, мне, как человеку, который любит авиацию, больно вспоминать. Как-то раз мы с нашей думской делегацией были в одной зарубежной стране. Вы, наверное, видели стоянку возле торгового комплекса "Ашан" или ещё какого-нибудь, битком забитую автомобилями, так вот когда я увидел в аэропорту битком забитую стоянку для малой авиации (я понимаю, что это не совсем к этому закону относится), прямо, знаете, обзавидовался, потому что там сотня самолётов стояла. Раньше, в советское время, у нас малой авиации не было, но самолёт такого типа, как "Ан-2", летал на небольшие расстояния. И в Томской области, допустим, где я учился, можно было прилететь во все районные пункты, везде были аэропорты. Но тогда был Советский Союз, и развитие гражданской авиации было чётко отрегулировано. Уважаемый Дмитрий Станиславович, поверьте, нам всем очень хотелось бы, чтобы ваше ведомство сделало такие изменения в закон о развитии гражданской авиации, которые позволили бы вернуть вот эту систему. Не зарегулировало бы до того, что правительство будет определять межремонтный период для каждого типа летательного аппарата, а, наоборот, сделало всё, чтобы у нас развивалось... У нас же огромное количество ребят изобретают прекрасные летательные аппараты, которые не могут пройти сертификацию, не могут получить путёвку в небо. Мы можем это делать, но мы этого не делаем. Мы даже не можем разрешить летать на тех самолётах, которые уже полностью апробированы, сертифицированы и так далее, - чтобы запросить вылет, огромное количество разрешений нужно получить. Сейчас будет та же самая ситуация с этим регулированием. Я просто очень боюсь, что из-за таких жёстких мер всё может остановиться, если в вашем ведомстве зависнет какой-то нормативный документ и целый аэропорт не сможет работать, потому что чиновники не вовремя приняли меры реагирования. Я лично буду голосовать за эти поправки, но я очень прошу вас обратить внимание на эту очень острую проблему. Это первый момент. И второе. Уважаемый Вячеслав Викторович, я хотел бы попросить вас. Вот мы сейчас даём поручение комитету по поводу того, что надо разобраться с вопросом о давлении на следствие. Если депутат выступает с подобными вещами, то пускай он говорит, какое давление на следствие оказано, тем более что там расследовать, если он уже признал, что виноват и так далее. То есть наше обращение может как раз и стать давлением на следствие. В этом отношении, коллеги, давайте будем более корректными. Закон действительно должен быть один для всех. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Депутат имеет право на такие предложения, депутат имеет право на свою позицию. И мы с вами, коллеги, тоже видим, что произошло, но для чистоты отношений: вот мои коллеги, сидящие рядом, подняли статью Уголовного кодекса - там от 5 до 12 лет в таком случае. Депутат имеет право высказать свою точку зрения на предмет того, что возможно давление. Для того чтобы это давление исключить, мы попросили Комитет по безопасности и противодействию коррупции взять этот вопрос на контроль. Вилка ответственности, заложенная в Уголовном кодексе, очень большая, более чем двукратная. Остались двое детей, жена, мама престарелая у человека, который погиб, - ему бы жить и жить, работать и работать, а из-за этого пьяного лихача, который потерял всё в вине и в голове у которого, наверное, уже ничего не осталось (вы тоже видели: вышел и не понимает даже, о чём речь идёт)... Когда мы с вами говорим, что такие лихачи должны быть наказаны, они должны быть наказаны по закону, объективно. А то, что, возможно, - правильно предположил депутат - у него найдутся покровители, не исключено. Это не исключено. Вот если бы такое совершил водитель грузового автомобиля... ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Правильно говорит ваш коллега по фракции: он бы уже сидел, и дали бы по максимуму, и здесь не было бы ни у кого сомнений, предположений о том, что следствие будет идти под давлением. А вот в случае, когда речь идёт об известных, о ресурсных, о занимающих должности, мы имеем право сомневаться, и в данном случае, думаю, все согласятся с тем, что это мнение если не подавляющего, то большинства, или если не большинства, то подавляющего... Коллеги, да все наверняка считают, что если будет возможность повлиять, то будут использовать эту возможность. Что, не так? Так. И если такая ситуация будет связана с депутатом, мы также должны будем принять решение; если ситуация будет связана с чиновником, мы также должны будем принять аналогичное решение. Это произошло, мы, практически в режиме реального времени рассмотрев ситуацию, для себя выводы сделали, и если будут влиять, значит комитет со своей стороны проконтролирует этот вопрос. Ну а почему возник вот этот разговор? Потому что, действительно, есть наказание минимальное и максимальное, и общество должно знать, что, какие факторы являются смягчающими обстоятельствами, а какие, наоборот, отягчающими. Так или нет? Так. Мы говорим об этом. Коллеги, у нас Александр Николаевич Васильев редко выступает, и он очень корректно обратил на это внимание. Сергей Владимирович, пожалуйста. Включите микрофон. ИВАНОВ С. В. Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Я хочу напомнить, что в соответствии с законом о статусе депутата нам запрещено вмешиваться в деятельность органов следствия и суда. Мы можем только в прокуратуру обращаться. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Мы не вмешиваемся, мы вопрос поставили на контроль. Мы будем изучать эту ситуацию, и, если увидим, что идёт давление, вот тогда мы обратимся в прокуратуру, и не только в прокуратуру. Ситуация сложилась таким образом, что погиб человек, единственный кормилец, приехавший из региона на заработки в Москву, а человек, который виновен в этом, был пьян. Мы с вами закон приняли - ещё раз хочу подчеркнуть, это была наша инициатива, - увеличили ответственность за нахождение за рулём в нетрезвом виде, и, кроме всего прочего, ответственность в разы возросла в том случае, если по вине пьяного водителя погиб человек или погибли люди. Вот если мы здесь про объективность, то подавляющее большинство наверняка такое решение поддержит, во всяком случае никто против не был. Коллеги, так или нет? Пожалуйста, Николай Васильевич Коломейцев. КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Есть предложение переходить к голосованию. Вот мне кажется, более важный вопрос тот, что Потанин затопил весь Таймыр, а мы на парламентский контроль это поставить не хотим. Мне кажется, надо просто соизмерять. Я за контроль, но давайте рассмотрение 15-го вопроса уже завершать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Вот знаете, жизнь человека всегда дороже, всегда! Если депутаты обратили на это внимание, нужно бороться за каждого человека, ну и рассматривать другие вопросы, особенно в области экологии, никто это не отметает. Но, увы, мы с вами пытаемся обсуждать последствия, а президент оперативно взял и принял все решения, вот я об этом. Коллеги, выступления прозвучали. Пожалуйста, полномочный представитель президента будет выступать? Нет. Правительства? Нет. Заключительное слово - докладчик, содокладчик? Нет. Ставится на голосование в первом чтении проект федерального закона "О внесении изменения в статью 4 Федерального закона "О государственном регулировании развития авиации", 15-й вопрос повестки. Пожалуйста, включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 12 мин. 00 сек.) Проголосовало за 340 чел.75,6 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 340 чел. Не голосовало 110 чел.24,4 % Результат: принято Законопроект в первом чтении принят единогласно.