Заседание № 290
19.03.2020
Вопрос:
О проекте федерального закона № 907899-7 "О ратификации Дополнительного соглашения к Соглашению между Российской Федерацией и Республикой Абхазия о сотрудничестве в области обеспечения лекарственными препаратами и медицинскими изделиями отдельных категорий граждан Российской Федерации, постоянно проживающих на территории Республики Абхазия, от 22 июня 2017 года".
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 2469 по 2867 из 5454
Пункт 17, проект федерального закона "О ратификации Дополнительного соглашения к Соглашению между Российской Федерацией и Республикой Абхазия о сотрудничестве в области обеспечения лекарственными препаратами и медицинскими изделиями отдельных категорий граждан Российской Федерации, постоянно проживающих на территории Республики Абхазия, от 22 июня 2017 года". Доклад официального представителя правительства статс-секретаря - заместителя министра здравоохранения Дмитрия Вячеславовича Костенникова. Пожалуйста. КОСТЕННИКОВ Д. В., официальный представитель Правительства Российской Федерации, статс-секретарь - заместитель министра здравоохранения Российской Федерации. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые депутаты! Российская Федерация оказывает разностороннюю помощь Республике Абхазия на постоянной основе, в частности, в социальной сфере, к которой относится и сфера здравоохранения, - это строительство и оснащение медицинских организаций, непосредственное участие российских специалистов в оказании медицинской помощи на территории республики, подготовка специалистов в сфере медицины, организация оказания медицинской помощи на территории Российской Федерации и лекарственное обеспечение. Настоящий проект федерального закона предусматривает ратификацию Дополнительного соглашения к Соглашению между Российской Федерацией и Республикой Абхазия о сотрудничестве в области обеспечения лекарственными препаратами и медицинскими изделиями отдельных категорий граждан Российской Федерации, постоянно проживающих на территории Республики Абхазия, от 22 июня 2017 года. Проект внесён совместно Министерством здравоохранения Российской Федерации и Министерством иностранных дел Российской Федерации. Данным дополнительным соглашением срок основного соглашения продлевается до 31 декабря 2022 года, то есть на три года. Средства на предоставление финансовой помощи Республике Абхазия в рамках настоящего соглашения предусмотрены Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов" и составляют до 50 миллионов рублей ежегодно. Прошу поддержать, принять закон о ратификации настоящего дополнительного соглашения. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Содоклад Константина Фёдоровича Затулина. Пожалуйста. ЗАТУЛИН К. Ф., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Как вы только что слышали от статс-секретаря - заместителя министра здравоохранения, являющегося официальным докладчиком, уполномоченным выступать по этому вопросу, вам на рассмотрение, на наше решение направлено дополнительное соглашение к соглашению между Российской Федерацией и Республикой Абхазия о сотрудничестве в области обеспечения лекарственными препаратами и медицинскими изделиями. Наш комитет в своё время с этой трибуны докладывал вам содержание этого соглашения, мы его ратифицировали в 2018 году. Сейчас речь идёт о продлении действия уже однажды принятого решения, и Комитет по делам СНГ, евразийской интеграции и связям с соотечественниками, как, впрочем, и комитеты-соисполнители, Комитет по охране здоровья в частности, поддерживает принятие решения о ратификации дополнительного соглашения. Я хотел бы ещё добавить, пользуясь случаем и в связи с ситуацией, в которой мы все оказались, что, конечно, принятие этого решения, даже такого рутинного решения, но связанного со здравоохранением, в данный момент носит знаковый характер. Безусловно, пессимизм неконструктивен, я уверен в способности мировой цивилизации, а тем более Российской Федерации справиться с эпидемией коронавируса. Она пройдёт, как и многие другие эпидемии, но сохранятся отношения, которые должны продолжать существовать, чтобы цивилизация оставалась цивилизацией. Поэтому сейчас мы, думая о том, как сделать лучше для граждан Российской Федерации, должны понимать, что есть значительное количество наших граждан в соседних странах, прежде всего в тех странах, которые мы в отличие от многих признали, - в Республике Абхазия, в Республике Южная Осетия. И мы, конечно, должны в случае необходимости оказывать им помощь, в том числе связанную уже не только с тем, что предусмотрено традиционными соглашениями, но и с коронавирусом, если потребуется, потому что им на самом деле, кроме нас, больше не на кого рассчитывать - как, впрочем, и Донецкой и Луганской народным республикам. Я хотел бы ещё раз обратить на это внимание нашего Министерства здравоохранения: надеюсь, что это предусмотрено или предусматривается. И я хотел бы сказать (хотя, может быть, сейчас не время обсуждать эти планы), что в принципе мы начали соответствующую работу. В своё время, докладывая вам по этим вопросам, мы говорили о необходимости построить когда-нибудь в Республике Абхазия с учётом такого количества граждан Российской Федерации в ней (там 70 процентов населения - это граждане Российской Федерации) российский объект здравоохранения, российский госпиталь. Чтобы все знали, что именно здесь, в этом госпитале, российские врачи и местные врачи оказывают медицинскую помощь жителям Абхазии - всё равно кому, гражданам или негражданам России. На самом деле сегодня и в этой сфере проявляется в политическом плане конкуренция: Грузия сменила свою тактику, на её территории жители Абхазии сегодня обслуживаются бесплатно - это делается для того, чтобы привлечь их симпатии на сторону Грузии. Мы не против этого, но мы должны сделать свои выводы и свои шаги. И я надеюсь, что министерство продолжит эти усилия, а мы намерены в этом оказать ему полную поддержку. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, есть ли вопросы? Есть. Включите режим записи на вопросы. Покажите список. Драпеко Елена Григорьевна, пожалуйста. ДРАПЕКО Е. Г., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ". Уважаемый Константин Фёдорович, глубоко как бы сочувствуя и поддерживая ратификацию данного соглашения, я хочу согласиться с вами и в другом - в том, что, безусловно, Российская Федерация должна озаботиться поддержкой граждан, которые находятся за пределами Российской Федерации и компактно там проживают. В связи с этим я хотела бы задать вопрос вам, как члену профильного комитета: какова наша позиция по Приднестровью, есть ли у нас какие-то возможности помочь Приднестровью, и, конечно, по Донбассу? ЗАТУЛИН К. Ф. Это, безусловно, не относится непосредственно к теме данного законопроекта о ратификации, но я хотел бы вам сказать, что мы эти вопросы как раз поднимали, когда буквально два дня назад проводили заседание комитета и обсуждали ратификацию этого документа. Безусловно, есть проблемы, связанные с медицинским обслуживанием наших граждан в Приднестровье, они усугубляются тем, что у нас с Приднестровьем, как вы понимаете, нет общей границы, ситуация здесь гораздо сложнее, чем та, которая возникает на границах с Абхазией, Южной Осетией или, скажем, даже с непризнанными республиками Донбасса. Мы в комитете выступаем за то, чтобы предусмотреть в будущем возможность в том числе реализации программы материнского капитала для граждан России, проживающих в Приднестровье, дать возможность им на своей территории получать эти средства. Мы выступаем за то, чтобы принять соответствующие соглашения, такие же, какие есть у нас с Абхазией и Южной Осетией. Тут препятствием является то, что, как вы понимаете, Приднестровье не является признанной республикой, со стороны России в том числе, но надо находить пути и над этим, мне кажется, надо работать. Что касается Донецкой и Луганской республик, я уже выступал и говорил о том, что, хотя мы принимаем меры по запрету въезда иностранцев в Россию, мы не можем запретить въезд гражданам России и из Абхазии, и из Донецка, и из Луганска - отовсюду, и мы должны понимать, что есть ещё и люди, которые не являются гражданами России, но живут в особых условиях конфликта. Мне кажется, на границе с этими республиками должны быть развёрнуты дополнительные возможности для медицинского освидетельствования, тестирования и всего остального, но абсолютно закрывать въезд было бы негуманно, учитывая ситуацию, в которой люди живут. Закрыты границы с Украиной, вчера поступило сообщение о том, что Донецкая и Луганская народные республики закрыли всякое сообщение с Украиной. Как они тогда могут дышать, снабжаться, поддерживать население? Только через контакт с Российской Федерацией. И надо понимать, что здесь нам нужно будет идти на какие-то решения. Я считаю, что этот вопрос должен быть обсуждён в штабе по борьбе с коронавирусом, который существует в правительстве, и какие-то решения должны быть приняты. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Альшевских Андрей Геннадьевич. АЛЬШЕВСКИХ А. Г., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Дмитрий Вячеславович, данное соглашение временное, до 2022 года. Скажите, пожалуйста, если это возможно, есть смысл сделать его бессрочным? Как мы услышали из содоклада, до 70 процентов населения на данной территории - граждане Российской Федерации, а задача государства всё-таки обеспечить лекарствами и медицинскими изделиями наших граждан. Это первый вопрос. И второй: согласно договору уполномоченные российские органы должны проверять обеспечение российских льготников, проживающих на территории Абхазии, лекарствами и медицинскими изделиями, соглашение действует с 2017 года - скажите, пожалуйста, такие проверки проводились? Если проводились, то какие нарушения выявлялись? КОСТЕННИКОВ Д. В. Спасибо, Андрей Геннадьевич, за вопросы. Действительно, такие проверки проводились. Соглашение, если кратко, реализуется таким образом: абхазская сторона ведёт реестр граждан, которые относятся к льготным категориям; в соответствии с потребностями этих граждан формируется заявка на лекарственные препараты, она поступает в Министерство здравоохранения, проверяется Министерством здравоохранения, согласуется, после чего выделяются средства на закупку этих лекарственных препаратов; уполномоченная государственная организация в Абхазии производит эту закупку и распределяет препараты через государственные аптеки, доводит их до льготной категории граждан. Что касается проверок, которые Российская Федерация может проводить по этому соглашению, такие проверки проводились - каких-то значимых нарушений при реализации этого соглашения выявлено не было. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Шперов Павел Валентинович. ШПЕРОВ П. В. У меня вопрос к докладчику. Уважаемый Дмитрий Вячеславович, вопрос об исполнении данного соглашения в текущих условиях обсуждался у нас в комитете, но всё-таки хотел бы уточнить. Вот если у нас будут приняты какие-то меры по ограничению, допустим, того же самого вывоза медицинских изделий, может быть, каких-то лекарственных средств, как это отразится на данном соглашении, ну и на подобных соглашениях, допустим с той же самой Южной Осетией? Не будет ли каких-то перебоев? Всё-таки там граждане Российской Федерации. Какие меры будут приняты и какие принимаются сейчас? КОСТЕННИКОВ Д. В. Спасибо, Павел Валентинович, за вопрос. Действительно, решением Правительства Российской Федерации вывоз из Российской Федерации соответствующих лекарственных препаратов и медицинских изделий в настоящее время приостановлен. Вместе с тем по решению правительства направление таких медицинских изделий и лекарственных препаратов в качестве гуманитарной помощи возможно, и в настоящее время изучаются реальные потребности территорий, о которых вы сказали, для формирования соответствующих предложений. Надо сказать, что на вчерашнее число ни одного подтверждённого случая заболевания коронавирусом в Республике Абхазия установлено не было. Вместе с тем оценка потребностей ведётся, соответственно, будут сформированы предложения по оказанию такой помощи. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Микрофон на трибуне включите. ЗАТУЛИН К. Ф. Я хотел бы добавить. Вопрос, который сейчас прозвучал, звучит повторно, в первый раз мы его задали в ходе нашего заседания и услышали тот же ответ Министерства здравоохранения: возможно принять такие решения. Мы убедительно просим вас, я имею в виду правительство и Министерство здравоохранения, от слова "возможно" перейдите к слову "необходимо". Это нужно, потому что речь идёт о гражданах Российской Федерации, о нуждах тех стран, которые реально не могут существовать без поддержки Российской Федерации. Мы взяли на себя определённую ответственность, признав их, в то время как весь мир, как мы знаем, этого не сделал, по крайней мере большая часть. Поэтому убедительная просьба не просто констатировать возможность, а обратиться, выйти с инициативой. Сегодня в Республике Абхазия проходит избирательная кампания, 22 марта пройдут внеочередные президентские выборы - в этот момент думать, что там всё нормально функционирует, в том числе министерства всякие, здравоохранения и так далее, не приходится, к сожалению. И, имея в виду вот эту необходимость, мы, как старший брат (пусть будет даже так сказано, хотя я не люблю этих определений - "старший" и "младший"), должны пойти навстречу. Это будут вспоминать и через много-много лет. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Моляков Игорь Юрьевич. МОЛЯКОВ И. Ю., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ". Вопрос Константину Фёдоровичу. Уважаемый Константин Фёдорович, сейчас много разговоров о потерях туристических фирм. Абхазия - это туристический регион. Какие здесь перспективы, сократятся поступления от туристических туров в Абхазию или нет? Это первый вопрос. И второй вопрос, в развитие вопроса депутата Драпеко: в связи с эпидемией напряжённость на Украине, в Донбассе, - речь идёт о военных столкновениях сил добровольцев и армии Украины - ослабла или, наоборот, осталась на прежнем уровне? ЗАТУЛИН К. Ф. Прежде всего хочу сказать, что, конечно, тактика украинской стороны на линии соприкосновения с вооружёнными силами непризнанных республик Донецка и Луганска не изменилась, обстрелы происходят. Они, конечно, не носят интенсивного характера, но я хотел бы обратить внимание: именно украинская сторона - и несколько месяцев назад об этом рассказал наш министр иностранных дел - отказалась от разведения сил по всей линии соприкосновения. Что это означает в реальности? Если вы отказываетесь от такого всеобъемлющего замораживания конфликта, значит, вы резервируете за собой возможность в любое время устраивать провокации, устраивать обстрелы и так далее, а потом обвинять в этом весь мир, и прежде всего противоборствующую сторону. Так что тактика украинской стороны, к сожалению, всё та же. На Украине никак не могут перейти к здравому подходу. В Верховной Раде дискутируется, например, вопрос о том, чтобы законом запретить подачу воды в Крым: не просто оставить так, как сделано сейчас, когда перекрыт Северо-Крымский канал, а утвердить это законодательным образом, - и так далее и так далее, то есть логика "чем хуже им там, тем лучше для нас". Пока Украина будет идти по этому пути, к сожалению, всерьёз рассчитывать на улучшение отношений не приходится, хотя усилия в этом направлении прилагаются, как вы знаете. Что касается нынешней эпидемии, ну, по-разному можно истолковать, какие выводы сделает украинский политический класс и как он будет это использовать: кто-то будет на этом основании говорить - и уже говорит - о необходимости изменения тона в отношениях с Россией, а кто-то, наоборот, настаивает, как я уже сказал, на усилении конфронтации. Простите, первый вопрос ваш был?.. ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ЗАТУЛИН К. Ф. А, о туристическом сезоне. Конечно, сейчас могут быть разные прогнозы по поводу туристического сезона. В начале сезона, очевидно, Абхазия пострадает, но многое будет зависеть от того, как мы будем рассматривать эту территорию, территорию Абхазии: будем ли мы рассматривать её с общих позиций или мы сможем на основании достоверных данных, в том числе данных, связанных со здравоохранением, рекомендовать нашим туристам всё-таки эти поездки. Мы сейчас, как вы знаете, никому не рекомендуем на достаточно долгий период выезжать за пределы Российской Федерации. Курортный сезон начинается, как вы знаете, в начале июня - ближе к этому времени будет ясно, что произойдёт. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Выборный Анатолий Борисович. ВЫБОРНЫЙ А. Б. У меня вопросы к представителю Правительства России, хотя, как мне представляется, у Константина Фёдоровича тоже имеется позиция на этот счёт. Уважаемый Дмитрий Вячеславович, прежде всего хотел бы вернуться к вопросу, который задавал Альшевских Андрей Геннадьевич, о том, как вы считаете, насколько целесообразно сделать бессрочным данное соглашение, поскольку, как отметил, подчеркнул содокладчик, на территории Абхазии проживает 70 процентов наших граждан? И хотелось бы услышать из первых уст, как в целом вы оцениваете правоприменительную практику в рамках обсуждаемого вопроса в настоящее время? И есть ли понимание прежде всего по объёмам обеспечения лекарственными препаратами, медицинскими изделиями наших граждан в Республике Абхазия - как за последние три года, так и на проектируемый будущий период? КОСТЕННИКОВ Д. В. Спасибо, Анатолий Борисович. Возвращаясь к вопросу Андрея Геннадьевича: я вспомнил, что не до конца ответил на его вопрос, поэтому хотел ответить уже в заключительном выступлении, по окончании рассмотрения вопроса. Просто настоящее соглашение, вот основное, предусматривает продление на новый срок, поэтому чисто юридически мы сейчас удваиваем срок действия этого соглашения, ну и соответственно, поручение правительства по подготовке этих решений основывалось в том числе на вот этой юридической стороне уже ратифицированного ранее соглашения. Поэтому мы исходили прежде всего из этого и готовили документ вот в настоящем виде, который был вам представлен. Я думаю, что переход на бессрочное соглашение по вопросам финансирования республики - это, наверное, достаточно сложный политический вопрос, и это не уровень Министерства здравоохранения Российской Федерации. Надо сказать, что государство развивается, в Республике Абхазия уже давно организован собственный фонд обязательного медицинского страхования, который формирует систему обязательного медицинского страхования в Республике Абхазия, имеет свой бюджет, имеет свои программы лекарственного обеспечения, поэтому мы в дальнейшем должны принимать решения уже исходя из развития ситуации. Это вот мой взгляд на вопрос, следует ли принимать решение о бессрочных соглашениях по вопросам финансирования тех или иных, так скажем, направлений помощи Республике Абхазия. Что касается правоприменительной практики, я докладывал, как работает система по исполнению этого соглашения, и в целом правоприменительная практика складывается достаточно удачно. В первое время была достаточная экономия выделенных средств, которые даже направлялись на другие цели, но тоже связанные с развитием системы здравоохранения в республике, с оплатой оказания медицинской помощи. В настоящее время средства, которые выделены на обеспечение этой категории граждан, являются достаточными, предусмотрены в бюджете, проблем с обеспечением этой категории граждан необходимыми лекарствами, на мой взгляд, нет. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Микрофон на трибуне включите. ЗАТУЛИН К. Ф. Я хотел бы добавить, сказать, что да, государство Республика Абхазия развивается, но развивается трудно... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Добавьте время. Давайте покороче, мы не укладываемся. ЗАТУЛИН К. Ф. Спасибо. Развивается это государство толчками, и перед нами выбор: или мы, разочаровавшись в своём собственном акте признания, отвернёмся от Абхазии, и тогда Абхазии, понятно, не выжить, или мы приложим новые усилия, чтобы поставить это дело на более серьёзную основу. И с этой точки зрения я поддерживаю идею, что нам не нужно каждый раз ратифицировать заново дополнительный протокол, нам нужно его сделать бессрочным. Это могло бы быть предметом переговоров с новоизбранным президентом и новым правительством Абхазии после внеочередных выборов. И я считаю, что нам необходимо демонстрировать свой флаг на территории, где большинство населения - граждане России, поэтому говорю о российском госпитале в Сухуми. Ведь на протяжении всей истории, пока Севастополь был в составе Украины, люди знали, что есть госпиталь Черноморского флота и что, если хочешь на самом деле вылечиться в Севастополе, нужно обращаться именно туда. Это знали все жители города-героя Севастополя, даже когда он был в украинском плену, - и это одно из слагаемых "крымской весны", если хотите. Вот я на это обращаю внимание - и, надеюсь, правительство тоже. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, есть ли желающие выступить? Нет. Представитель президента? Докладчик - заключительное слово? Содокладчик? Нет. Ставится на голосование проект федерального закона "О ратификации Дополнительного соглашения к Соглашению между Российской Федерацией и Республикой Абхазия о сотрудничестве в области обеспечения лекарственными препаратами и медицинскими изделиями отдельных категорий граждан Российской Федерации, постоянно проживающих на территории Республики Абхазия, от 22 июня 2017 года". Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 13 мин. 36 сек.) Проголосовало за 336 чел.74,7 % Проголосовало против 1 чел.0,2 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 337 чел. Не голосовало 113 чел.25,1 % Результат: принято Принимается.